Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (10) Июнь, 2005

Теория архитектуры

Гусева Анна Михайловна

аспирантка
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент И. В.  Телепнева
УралГАХА

,

МНОГОСЛОЙНОСТЬ – ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЯ

Архитектурные ансамбли сегодня включают в себя не одни архитектурные сооружения, а ландшафт, предметное наполнение и процессуальные действия человека. Средовые ансамбли формируются в длительном временном промежутке. Создание гармоничной, экологичной, удобной среды для человека – актуальный вопрос не только архитектуры, но и всех жанров искусства в целом. Ритм жизни современного человека ускоряется, и наука прогнозирует тенденции дальнейшего ускорения. Соответственно те функции, для которых создаются средовые ансамбли, очень часто изменяются либо отмирают быстрее, чем заканчивается срок амортизации их материальной части – сооружений, средового и предметного наполнения. Поэтому стилистические принципы формирования архитектурно-средовых комплексов отходят на второй план. На первое место выходят вопросы познания принципов строения комплексных объектов. Чтобы создать гармоничный ансамбль, требуется знание законов композиции, ее структуры. Для того, чтобы гармонично скорректировать уже существующую среду, необходимо знание принципов построения и классификации основных типов комплексных средовых объектов.

На основе анализа истории возникновения и эволюции развития комплексных объектов был выделен один из принципов его формирования – многослойность. Наиболее явно этот принцип прослеживается в архитектуре Востока и Юго-Восточной Азии.

Рис.1-2. Пном Бакхенг в Яшодхарапуре: перспектива центральной лестницы и план
 

Пном Бакхенг (рис. 1,2.), возведенный в 893 году на естественном холме, высотой 65 метров, фиксировал центр столицы Яшодхарапуры. В градостроительном искусстве Камбоджи с VII века существовала тенденция фиксирования геометрического центра города главным святилищем культового сооружения. Это храм-гора, целиком выложенный из песчаника. На квадратном основании со стороной равной 76 метрам возвышаются пять уменьшающихся к верху террас. На верхней террасе размерами 47 на 47 метров расположены пять башен, центральная из которых доминирует по высоте, а остальные размещены по углам. На уступах, симметрично главным осям, расположены многочисленные башни.

Комплекс символичен. По исследованиям Бернарда Гролье, 108 прасатов (башен) расположены так, что при подходе зрителя только по мощеным подходам с четырех сторон он может увидеть одновременно всего 33 башни. Это число соответствует живущим на горе Меру 33 богам. Существующий культ Камбоджи был связан с традициями священного обряда королей-гор и царя-бога Девараджи.

Пном Бакхенг строго ориентирован относительно частей света. Шестьдесят одинаковых по форме и величине башен, расположенных на уступах центральной пирамиды, соответствуют числу годов в системе индийских циклов. Четырем фазам луны соответствует число башен. Все эти факты говорят о том, что ансамбль мог использоваться в качестве календаря, который ориентирует, направляет действия людей в зависимости от времени суток, времени года.

Центральному ансамблю Яшодхарапуры присущ эффект «слоистости». Элементом комплексного средового объекта является квадратный уступ с расположенными на нем прасатами. Однотипные элементы – уступы с башнями, ритмически уменьшаясь, повторяются по вертикальной оси. Принцип, на основе которого создается комплексный объект, принцип террасности. Пном Бакхенг формируется наслоением по вертикальной оси однотипных элементов, динамически изменяющих свои габариты.

В комплексе храма Неба в Пекине (рис. 3,4), построенного в 1417 – 1421 годах, храм относится к типу «тань». Конфигурация территории ансамбля, обнесенного оградой, близка к квадрату, закругленному с севера, с размерами сторон 1600 метров с юга на север и 1100 метров с запада на восток. Храм Неба и алтарь Земледелия расположены на оси север-юг, они являются доминантами композиции. «Тань» – тип храма, где особое внимание уделялось сооружению алтаря. С западной и восточной стороны находилась группа второстепенных сооружений, предназначенных для отдыха императора и подготовки жертвоприношения. Главное здание Дасыдянь представляет «…собой ротонду, традиционной каркасной системы с двумя рядами внешних и внутренних деревянных колонн» [3, с. 402]. Трехъярусная крыша покрыта разноцветной черепицей – зеленого, желтого и синего цветов. Завершает третий ярус конусообразной формы золотой бутон лотоса. Основанием храма служит трехъярусная беломраморная терраса. Подобная терраса, состоящая из трех ступеней, формирует алтарь Земледелия. К храму и алтарю ведут прямые аллеи.

 Рис. 3-4. Храм Неба в Пекине: Храм Моления об Урожае и генеральный план
 

Символичность проявляется во всем: от планировки комплекса до композиционных элементов сооружений. Круг символизирует небо, верховное божество империи, квадрат – символ земли. Элементом комплексного объекта является ярус – платформа круглая в плане. Формирование ансамбля происходит «нанизыванием» элементов по вертикальной оси с изменением их масштаба. В основе образования лежит принцип многослойности.

 Рис. 5-6. Московский Кремль: вид со стороны реки Москвы и Успенский собор.
 

Русская каменная монументальная архитектура основана на преемственности композиционных форм и приемов, выработанных в народном деревянном зодчестве. Одним из основных качеств ансамбля является органичное включение его построек в природную среду. Это свойство основано на мироощущении славян: почитание, обожествление сил природы и восприятие «…творения рук человеческих как части единого нерасчлененного мира» [4.с.83].

В ансамбле Московского Кремля (рис. 5,6) возможно выделить основные черты, свойственные архитектуре Руси XV-XVI веков. Превращение Москвы в столицу Русского государства при Иване III требовало реконструкции обветшавшего Кремля с небольшими соборами XII века. Ансамбль Кремля должен был демонстрировать могущество власти, как царской, так и церковной, чему способствовало провозглашение русской церкви оплотом православного Востока после падения Византии в 1453 году.

Архитектурный ансамбль, приближенный в плане к форме треугольника, расположен на возвышенном мысе при впадении реки Неглинной в Москва-реку. «Углы треугольника крепостных стен закреплены тремя круглыми башнями, выступающими из плоскости стен» [2, с. 53]. На каждой стороне стены расположено по пять башен, из которых центральная является проездной. Общее число башен равно 20. Высота крепостных стен вместе с зубцами варьируется от 3 до 17 метров, при толщине от 3 до 5 метров. С восточной стороны Кремля стена имеет три проездные башни.

Комплекс сформирован несколькими соборами и церквями, жилыми постройками – теремами, дворцами, палатами, и сооружениями хозяйственного назначения. В центре Кремля расположена Соборная площадь, где основной архитектурной доминантой является монументальное сооружение Успенского собора. Возведенный итальянским архитектором Фиораванти в 1475-1479 годах величественный Успенский собор отличался национальными чертами русской архитектуры и некоторыми свойственными эпохе Возрождения. Современники отмечали, что собор построен «палатным образом». Эта оценка вытекает из ощущения целостности и необычного простора, рождаемого у зрителя, благодаря делению внутреннего пространства на 12 одинаковых по высоте пространственных ячеек, перекрытых крестовыми сводами и разделенных круглыми столбами небольшого диаметра. Трехнефный шестистолпный объем завершен пятью золочеными главами, опирающимися на барабан. Центральная глава выделена за счет увеличения габаритов, ее барабан больше угловых на 3 метра и выше. Соборы и церкви комплекса имеют одну схему формирования архитектурных объемов. Объем прямоугольной в плане формы перекрывается нечетным числом глав, опирающихся на барабаны, которые, в свою очередь, опираются на прямоугольный в плане объем.

Архитектурная композиция соборов Московского Кремля решена в традициях русских монументальных сооружений. Как для планировки комплекса, так почти для всех его зданий характерна асимметричность. Главы в большинстве соборов смещены относительно центра здания, что обусловлено поиском лучших видов восприятия с заданных точек.

Царский дворец после опустошительного пожара 1493 был отстроен с 1499 по 1508 годы в камне. Его архитектурно-планировочная схема продолжала древние традиции деревянного жилищного зодчества. Дворец представлял собой комплекс отдельных сооружений-палат, расположенных на площадке, образующей букву «П» в плане. Все палаты стояли на общем основании – подклети, и последовательность их расположения была обоснована функционально. Также на архитектуре дворца сказалось влияние итальянского Возрождения. Внутренний прямоугольный двор был окружен с трех сторон аркадой, а с четвертой – стеной с «гербовыми» воротами.

Элементы сооружения ансамбля связаны между собой в свободную живописную планировку. Создание ансамбля Московского Кремля идет по принципу свободной планировки, который характерен для всего русского строительства XV-XVI веков и обусловлен целесообразной взаимосвязью отдельных сооружений и рельефа.

Здания одного функционального назначения формируются по одним законам. Церкви – по принципу каскадности. Каскадность проявляет себя и в архитектурно-планировочном решении соборов, и в иерархичности внутреннего членения стен иконостасом. Палаты и дворцы решены по принципу каскадности.

Богатый силуэт ансамбля, его разнообразие и разноуровневость – отличительные черты Кремля. Перед зрителем, проходящим по его территории, открываются разнообразные живописные картины.


Рис. 7. Детский сад в Штуттгарте

Ансамбль, относящийся к современной архитектуре - детский сад в Штуттгарте в Германии (рис. 7) – построен по проекту архитектора Питера Майера. Детский сад Day Care Center находится в красивом лесопарке. Он представляет собой интересную композицию из лаконичных, простых по форме объемов. Скошенные в разных плоскостях крыши, разнообразные по форме и масштабу оконные проемы, расположенные в динамичной композиции, - все эти решения интригуют зрителя, активизируют его воображение, фантазию.

Экологичность сооружения проявляется не только в применении натуральных строительных материалах, но и в построении архитектурного решения с ориентацией на человека. С позиции видеоэкологии глазу воспринимающего человека есть за что «зацепиться»: разнообразие форм, богатство силуэта, интуитивная понятность древесины. «Такой подход имеет совсем недетскую перспективу в мире, который захлестывает вал "загадочных" предметов и нерукотворных строений, – борьба с психологическим давлением продуктов цивилизации в новом тысячелетии так же актуальна, как борьба с расточительным отношением к природным ресурсам» [7].

В основе образования ансамбля лежит принцип каскадности. Элементы – простые по форме объемы, повторяясь в пространстве, создают комплекс. Разноуровневость в расположении помещений, завершенных наклонными крышами, образует богатый силуэт.

Штаб-квартира Северного Немецкого Клирингового Банка (Рис. 8,9) расположена в Ганновере. Сооружение главного банка Германии, достроенное в июне 2003 года, разместилось на «пограничной» территории центра и жилых районов города площадью 40000 кв.м. На первом этаже расположены магазины, рестораны, кафе и галереи. Внутренний двор банка представляет собой озелененную территорию с искусственными водоемами. Все это создает максимальную открытость банка для горожан.

Рис. 8-9. Штаб-квартира Банка в Ганновере: внешний вид здания и генеральный план
 

Двойные вентилируемые фасады здания появились в результате решения задач, поставленных заказчиком перед авторским коллективом Behnisch, Behnisch & Partner. Для уменьшения энергетических затрат, обеспечения большего доступа естественного света и создания комфортабельной рабочей среды применено в конструкциях большее количество прозрачных материалов.

Основание, состоящие из нескольких этажей, служит опорой для вертикального объема – «башни», которая составлена из смещенных относительно центрального стержня платформ-этажей. Туннели-коридоры, выполненные как и все фасады из стекла, соединяют различные части здания. Этот архитектурно-планировочный прием обоснован не только эстетической идеей, но и требованиями безопасности и конфиденциальности банка.

В основу создания комплекса положен принцип террасности. Платформы-этажи, приближенные в плане к форме неправильных многоугольников, нанизаны на вертикальную ось сооружения. Изменение контуров платформ-этажей происходит не равномерно, как в ансамбле Пном Бакхенг. Уменьшение или увеличение отступов «висящих» в пространстве краев яруса создает композиционный ритм. В сооружении банка сложно зрительно определить ось симметрии. Четко читается лишь «башня», как вертикальная доминанта и в ней довольно легко найти стержень, на который нанизаны платформы-этажи. Но с основанием «башни» дело обстоит сложнее: из-за его больших размеров зрителю трудно определить точку «отсчета» формирования объекта.

Эволюция принципа многослойности с течением времени усложняется. От симметрично сформированных объемов идет переход к асимметричным. Сложные геометрические формы подменяют более простые. Усложнение для зрителя в прочтении основных компонентов объекта – осей, элементов, структуры, происходит в какой то мере, благодаря увеличению размеров. Однако основной причиной является полифункциональность сооружений новейшей архитектуры, в отличие от монофункциональности исторически сложившихся ансамблей. Открытость структуры комплекса, возможность ее развития диктуется технологическим прогрессом и изменениями социальных требований, увеличением ритма жизни людей, появлением новых функций, которым должен отвечать средовой ансамбль.

Анализируя объекты исторических эпох и стран, можно утверждать, что при многообразии стилистических особенностей принцип формирования ансамбля может быть один. Изучение и анализ эволюции принципов формирования комплекса дает возможность избежать ошибок в создании среды, понять и спрогнозировать пути его дальнейшего развития. Актуально дальнейшее изучение ансамблей на предмет выявления общих закономерностей их создания.

Иллюстрации

Рис.1-2. Пном Бакхенг в Яшодхарапуре: перспектива центральной лестницы и план. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. Т 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в. / Под ред.А.М. Прибытковой [и др.]. – М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. – 643 с.

Рис.3. Храм Неба в Пекине. Храм Моления об Урожае. Самые красивые и знаменитые. Храмы. Монастыри. – М.: Аванта+, 2004. – 183 с.: ил.

Рис.4. Храм Неба в Пекине. Генеральный план. Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры. В 2 т. Т.1. / Николай Брунов. – М.: Центрполиграф, 2003. – 397 с.: ил.

Рис. 5-6. Московский Кремль: вид со стороны реки Москвы и Успенский собор. Раскин, А. Москва златоглавая /А. Раскин. – СПб., Изд. «П2», 1998. – 32с.: ил.

Рис. 7.  Детский сад в Штуттгарте. Шустрова, Н. Деревянный модернизм и деревянный ренессанс [Электронный ресурс] / Шустрова Наталия // http://forma.spb.ru/magazine/articles/d_002/main.shtml

Рис. 8-9. Штаб-квартира Северного Немецкого Государственного Клирингового Банка в Ганновере: внешний вид здания и генеральный план. Behnisch, Behnisch & Partner, Norddeutsche Landesbank Headquarters for the North German State Clearing Bank [Электронный ресурс]. http://www.behnisch.com/  

Библиография

1. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 2 т. Т.1. / Н. Брунов. – М.: Центрполиграф, 2003. – 400 с.: ил.

2. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. Т 6. Архитектура России, Украины и Белоруссии XIV – первая половина XIX века. / Под ред. П.Н. Максимова [и др.]. – М.: Изд-во литературы по строительству, 1968. – 567 с.

3. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. Т 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в. / Под ред. А.М. Прибытковой [и др.]. – М.: Изд-тво литературы по строительству, 1971. – 643 с.

4. История русской архитектуры: учебник для вузов / В.И. Пилявский [и др.]. – Л.: Стройиздат, Ленинградское отд-е, 1984. – 512 с.: ил. – Библиогр.: с. 508-509.

5. Лебедев Ю. Д. Памятники архитектуры Камбоджи / Ю.Д. Лебедев // Архитектура стран Юго-Восточной Азии. – М.: 1960. – С. 175-201.

6. Официальный сайт Behnisch, Behnisch & Partner. http://www.behnisch.com/ 

7. Шустрова Н. Деревянный модернизм и деревянный ренессанс [Электронный ресурс] /Н.  Шустрова. http://forma.spb.ru/magazine/articles/d_002/main.shtml 

Ссылка для цитирования статьи

Гусева А.М. МНОГОСЛОЙНОСТЬ – ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЯ [Электронный ресурс] /А.М. Гусева //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/2005_2/22 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2005
Просмотров: 60