Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (10) Июнь, 2005

Теория архитектуры

Токарев Александр Сергеевич

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор В.И. Иовлев.
УралГАХА

,

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Одно из характерных качеств современной культуры – увеличение роли визуального образа. Культура экрана во многих областях жизни замещает культуру интерпретации и письменных текстов [1]. Явление, которое в середине ХХ века было поводом для тревожных споров и эпатажных высказываний философов и писателей, сегодня является предметом социологических, психологических, антропологических и других исследований. Современный обыватель всё чаще обозначается термином «видиот» – человек, проводящий большую часть времени перед экраном и способный воспринимать исключительно визуальную информацию.

Архитектурное проектирование, в полной мере переживающее все изменения, происходящие в мировой культуре, также визуализируется. Ироническое замечание Ф.-Л.Райта: «Сегодня не достаточно слов, слишком многое нужно показывать» – сделано на одной из лекций, сопровождавшихся просмотром фильма. Сегодня визуализация на всех этапах проектирования, от эскизного моделирования, до итоговой презентации – объективная реальность и неотъемлемая часть архитектурного процесса.

Однако это не основная область взаимодействия визуальных и медиа искусств с архитектурой: само пространство современного города наполняется сотнями визуальных образов и объектов, различными по сложности и содержанию.

Рис.1. Визуальные объекты в пространстве города (фото автора)

Архитектурное проектирование в таком случае может быть рассмотрено в новом неожиданном ракурсе – как средство визуальной информации. Такой подход закономерен, поскольку архитектурное пространство всё чаще играет роль ретранслятора визуальной информации. При этом эффективность информационных посланий – как правило, коммерческого либо политического характера доминирует над функциональными и визуальными качествами архитектурного пространства.

 Информационные послания меняют масштабные, фактурные, смысловые качества среды (рис. 2), усложняют ориентацию в пространстве, особенно когда речь идёт о типовых «спальных» районах. Типовые рекламные стенды на фоне типовой застройки дополнительно запутывают, дезориентируют, психологически утомляют человека.


Рис. 2.  Изменение визуальным объектом масштабности
архитектурного сооружения (фото автора)

Подход к архитектурному проектированию, как к одному из средств массовой информации, заставляет по-новому взглянуть на актуальную проблему гармоничности городского пространства. Также на новом уровне поднимаются вопросы визуального качества информационных решений и профессиональной этики их авторов.

Задача проектировщика в данном случае, заключается в том, чтобы во-первых, предотвратить деструктивное влияния информационных сообщений, используя имеющиеся в его распоряжении творческие возможности, во-вторых – обеспечить функционирование архитектурного пространства, в частности, как средства визуальной информации.

Под творческими возможностями в данном случае можно понимать не только стандартный набор архитектурных выразительных средств, но также дополнительные возможности визуальных объектов: объёмных и фасадных рекламных конструкций любой сложности, светодиодных экранов и т.д. В числе задач архитектора – классифицировать их по степени выразительности и эффективности, а также предусмотреть в новых проектах наличие информационных элементов либо конструкций для их последующего монтажа, не противоречащих общей идее и образу проекта. Такой подход позволит свести к минимуму случайность в размещении информационных объектов, делая жизненное пространство более целостным.

Наряду с социальными, юридическими, экономическими аспектами необходимо учитывать роль архитектуры в формировании визуальной культуры.

Визуальная культура является сегодня одним из основных средств самоидентификации человека [2], и архитектор, учитывая это, должен обладать максимумом средств и творческих возможностей для создания не только максимально эффективных, но и высокохудожественных визуальных решений.

Библиография

1. Информационное общество: cб. ст. – М.: АСТ, 2004. – 507с.

2. Беккер К. Словарь тактической реальности. – М.: Ультракультра, 2004. 

Ссылка для цитирования статьи

Токарев А.С. АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ [Электронный ресурс] /А.С. Токарев //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/2005_2/30 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2005
Просмотров: 55