Архитектон: известия вузов. №3 (11) Сентябрь, 2005
Теория архитектуры
Прохоров Александр Михайлович
аспирант
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент И. В. Телепнева
УралГАХА
,
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА
Существует много разных категорий культурного пространства:
геопространство;
геометрическое пространство;
социальное пространство;
поведенческое пространство;
психологическое пространство;
информационное пространство;
воображаемое пространство.
Охарактеризуем каждое из них.
Геопространство в культурных традициях организованно по-разному: от абстрактного геометрического пространства в современных поселениях до пространства, созданного по принципу религиозной оппозиции. Также выделяют, так называемое, социальное пространство, в котором порядок обусловлен характером социальных отношений, групповой иерархией, формальными и неформальными связями, ролевыми факторами.
Поведенческое пространство определяется различными диспозициями индивидуального и группового характера.
Хорошо известно понятие информационного пространства, которое в последнее время дополнилось понятием электронного пространства.
Наконец, можно говорить о воображаемом пространстве, которое из-за нехватки объективной или научной информации часто дорисовывает наше сознание.[5]
Поскольку нас интересует архитектурно-дизайнерское конструирование пространства «малых городов» Сибири, осмысление его на уровне и построения «каркаса» города, то рассмотрим несколько примеров. Местные жители Алейска или Змеиногорска не осознают свой населённый пункт как город (рис. 1; 2).
Рис. 1. Змеиногорск | Рис. 2. Алейск |
Город в сознании людей – это жизнь вдали от земли (в смысле хозяйственной деятельности) в больших «каменных джунглях». «Малые города» имеют слабо выраженный центр и протяженную структуру улиц не только благодаря ландшафту, но и из-за площадей приусадебных участков. Житель Алейска психологически живет в деревне, которая называется городом. Жилые ячейки «малых городов» в большинстве самодостаточны и не нуждаются в частом посещении центра города. «Малым городам» чужды понятия пробок, загазованности, городской суеты. Отсутствие кольцевой структуры положительно сказывается на жизни таких городов. В дальнейшем развитии города происходит укрепление и проявление центра, постройка общественно-административных и торговых зданий. На самых ранних стадиях развития городской структуры нужно дифференцировать по назначению маршруты движения. Выделение «функциональных пространств-центров» при возможности не пересекающихся между собой или пересекающихся, но функционально разграниченных.
Культурное, торговое пространство, пространство административной системы, промышленное пространство и т. д. – любое из них лежит в плоскости одного геопространства. Разные по сути, они живут своей жизнью и смешивание их приводит к конфликтам. Трагичность ситуации в том, что люди живут (как это ни парадоксально) в двухмерном пространстве. Различные пространства не могут расслаиваться и в чистом виде находиться на одной оси, по которой возможно путешествовать, как на лифте. Человек вынужден двигаться в одной плоскости, от одного пространства к другому и, лишь не материальные пространства доступны одновременно, из одной точки.
Затронем не просто физическое (объективное) пространство, а конструируемую человеком пространственную среду (built environment) – своего рода физическое и ментальное выражение организации пространства человеком. Интересно рассматривать не просто архитектурную среду, а остановиться на осмыслении, конструировании и использовании пространства на разных его уровнях – от глобального до индивидуального. В субстанции пространства интересен уровень значений и сама архитектурно-пространственная среда, ее изменения под воздействием человека: поселения, здания, организация интерьера и множество других визуальных проявлений пространственной организации. Рассмотрение данной проблемы должно включать не только "артефакты" архитектурно-пространственной среды – от парка до дорожного указателя, но и самого человека с его деятельностью, потребностями, ценностями, образом жизни и другими аспектами культуры. Возникает ряд изначальных вопросов при изучении данной темы. Какие особенности личности или коллектива влияют на формирование и восприятие пространственной среды? Какие аспекты среды и в какой форме воздействуют на человека и группы, и при каких обстоятельствах это происходит? Наконец, какие механизмы связывают эти две фундаментальные формы взаимодействия?
Физическое пространство, время, коммуникации и смысл взаимодействуют и составляют культурное пространство. Особое значение имеют организация и использование геопространства. Без времени, смысла и коммуникации рассмотреть эту сторону человеческой культуры невозможно. Как и без некоторых ключевых понятий, одно из которых - это категория пространственного места (settings) или кластеров пространства [5] в смысле культурно конструируемого пространственного смысла и ситуации. Жилище, здание, улица или городской квартал не идентичны, ибо это не просто материальные константы, а понятие пространственной организации. Кластеры пространства могут существовать как в материальном воплощении, так и в историко-временном режиме на периодической и регулярной основе, когда в рамках разделяемых ценностей или группового интереса создаются пространственные места. В качестве одного из множеств материальных кластеров пространства можно привести пример в г. Алейске. Архитектура частных домов создавалась по типовому принципу (рис3.), но вот типовое частное строение превратилось в дом с украинским мотивом в декорировании фасадов (рис.4).
Рис. 3 | Рис. 4 |
Режимные кластеры пространства возникают и исчезают по мере смены пользователей со своими разными смыслами. Например, улица и часть города в определенный день года превращаются в место проведения ярмарок или концертов, небольшой сквер становится тусовочным местом молодёжи (время и пространство жестко связаны).
Кластеры пространства организуются под воздействием культурных установок и правил, в том числе и правил политико-идеологического характера. Культурные установки формируют правила, но и изменение правил ведет к изменению культурного смысла пространства. Структура города или сельского поселения может не меняться веками, но в разных культурах она трактуется на различном смысловом уровне.
Кластер пространства не совпадает с индивидуальным жилищем, в котором имеется множество пространственных смыслов. Архитектура жилища может быть разной, а пространственные смыслы схожими, что в современном особняке, что в избе. Внутрипространственные культурные смыслы могут изменяться, а архитектурное мышление и воплощение остаются в прежней традиции. Типовые проекты застройки продолжают возводится, несмотря на появление новых подходов в жилом строительстве. В последнее десятилетие произошел прорыв в представлениях о жилом пространстве. Начали строиться дома разнообразного типа. Сказалось влияние коттеджного строительства, средства и выбор отделочных материалов, внешние впечатления людей.
Смыслы воспроизводят архитектуру, возможно, они воспроизводят человеческую пространственную среду. Пространственные смыслы более подвижны, чем «жесткая» часть пространства. Жилище непросто перестроить, а наполнить его новыми смыслами, возможно, легче. Примеров тому множество. Перестройка жилого пространства под "восточный", "европейский", "русский" и т.п. стили стала уже частью профессионального бизнеса. Явление стилизации все равно имеет культурный смысл и существенно определяет жизнь человека.
Пространственная и временная организация самодостаточны, но неразделимы и могут замещать друг друга. Наиболее характерные культурные формы использования раздельного и частного пространства были продемонстрированы в общежитиях и коммунальных квартирах.
Кластер пространства может существовать отдельно от ткани жилой застройки, вписываясь в природную среду или контрастируя с ней (рис.5). Может быть акцентом среди других архитектурных сооружений (рис.6), являясь элементом из другой канвы архитектурной фразы.
Рис.5 | Рис.6 |
Подбор связанных по смыслу кластеров является архитектурной тканью пространственной среды, которую может «прорвать» инородный кластер, и со временем он будет поглощен архитектурной средой или начнёт разрастаться, обогащая сложившуюся среду (рис7).
Рис.7
Изучая такие процессы, можно анализировать архитектуру со всех сторон, от направлений культурного процесса до экономических влияний. Таким образом, можно «ускорять» и «замедлять» процессы, стихийно образующиеся в архитектуре.
Библиография
1. Бикбов А. Социальное пространство как физическое: иллюзии и уловки // ОЗ. – 2002.– № 6(7).– С. 63.
2. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. – СПб., 2001.
3. Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. – М.: Новое литературное обозрение, 2001.
4. Каганский В. Невменяемое пространство // ОЗ.– 2002.– № 6(7).– С. 15.
5. Тишков В.А. Доклад на пленарном заседании V конгресса этнологов и антропологов России, г. Омск, 9 июня 2003.
6. Трейвиш А. Город и страна (Инерция российского пространства и динамика его главных центров) // ОЗ.– 2002. – № 6(7). – С. 365.
7. Утехин И. Очерки коммунального быта. – М. : Изд-во О.Г.И., 2001. www.kommunalka.spb.ru
Ссылка для цитирования статьи
Прохоров А.М. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА [Электронный ресурс] /А.М. Прохоров //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №3(11). – URL: http://archvuz.ru/2005_3/5
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная