Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (12) Декабрь, 2005

Высшее профессиональное образование

Стариков Александр Александрович

кандидат архитектуры, профессор, советник ректората УрГАХУ,
почетный академик Российской академии художеств,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук,
заслуженный архитектор России.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет».

Россия, Екатеринбург

УРАЛГАХА НА ПУТИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня в России активно идет процесс реорганизации системы высшего профессионального образования. Этот процесс направлен на повышение доступности, качества, соответствие требованиям современной экономики, международных европейских стандартов, интеграцию с наукой и инновационным производством.

Уральская государственная архитектурно-художественная академия приступила к решению этих проблем еще в начале 90-х гг. прошлого века. В экспериментальном порядке впервые в стране она с 1991 года перешла на европейскую многоуровневую систему подготовки специалистов, подготовив первых в России бакалавров и магистрантов архитектуры и дизайна. Мы – единственный в России вуз, который открыл подготовку архитекторов-менеджеров и архитекторов-информатиков в рамках специальностей по прикладной экономике и прикладной информатике в архитектуре. Это был один из наших ответов на потребности новой экономики и развивающихся информационных технологий. В этом году состоялись первые выпуски специалистов, которые сразу определились с местом работы.

Апробированные в этих направлениях методические модули по экономике и информатике в совокупности с традиционными; архитектурно-градостроительным и инженерным дал и нам объективную основу для формирования образовательной программы новой для России специальности – градостроительство. В некоторых странах она называется «урбанистика», «развитые территории» и т.д. Вполне понятно, что в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности на имущество и землю, появления новых информационных технологий, образовательные программы подготовки архитекторов-градостроителей директивной социалистической экономики безнадежно устарели. Поэтому в рамках созданного нами Института урбанистики мы планируем в 2006 году открыть эту новую специальность, выпускники которой найдут себе применение в муниципальных образованиях как главные архитекторы и как ведущие специалисты. Думаю, что Свердловская область первая в стране закроет эту брешь, имея градостроителей, адаптированных к сегодняшней практике.

В уходящем году мы создали еще один институт – Институт изобразительного искусства. Он подвел организационную черту подготовки в академии художников монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства высшего профессионального уровня. По просьбе Российской академии художеств, рассматривающей этот институт в качестве базового на Урале, мы дополнили спектр специальностей новой – станковой живописью. На неё мы в этом году осуществили первый набор абитуриентов. Более 50 талантливых художников города работают в институте. Среди них лауреаты престижных Государственных и международных премий, заслуженные художники России.

Помимо таких специальностей как искусство интерьера, монументальная живопись и скульптура, ювелирное искусство, художественная обработка металла и камня получили  развитие новые современные направления -  состоялись первые выпуски художников анимации и компьютерной графики. Они сразу заявили о себе на международных конкурсах «Кинопроба» в гг.Екатеринбурге и  Томске, завоевав первые высшие награды.

Уходящий год был отмечен также серьёзными победами дизайнеров. Наши студенты, обучающиеся по специальности "индустриальный дизайн", выиграли «Европу» в международном студенческом проекте корпорации «Самсунг электроникс» по новому поколению цифровых аппаратов и демонстрировали свои достижения наряду с другими регионами мира в Сеуле.

 Дизайнеры одежды получили призовые места на международных конкурсах в Египте и Томске, выиграли региональный тур национального конкурса «Русский силуэт» в Екатеринбурге.

Состоялись первые успешные выпуски в институтах – наших филиалах в городах Тюмени и Ханты-Мансийске. Успешно продолжается подготовка архитекторов в архитектурном институте нашей академии в Нижнем Тагиле.

Важным фактором признания высокого качества подготовки специалистов явилась положительная аккредитация всех квалификаций по направлению «дизайн» Хаддерсфилдским университетом (Великобритания). Это дало нам возможность с 2006 года осуществить совместную подготовку дизайнеров с этим университетом. Участники проекта будут иметь возможность получить два диплома - УралГАХА и английского университета, а также интересную работу за рубежом и в совместных фирмах в России. По завершению этого эксперимента мы планируем пойти таким путем и по направлению «архитектура».

 Подготовка к архитектурной профессии сейчас также находится в стадии модернизации. Действующий государственный стандарт, выстроенный на методической основе XX столетия, вошел в противоречие с интенсивно развивающейся практикой и её новыми потребностями. Широкий типологический подход в подготовке «бумажного» архитектора с акцентом на художественно-композиционную сторону перестал удовлетворять потребности современной профессиональной практики. Разрушение системы специализированных проектных институтов, появление рынка проектных ателье потребовали большей универсализации в подготовке архитектора наряду с более глубокими навыками и умениями архитектурного конструирования, владением всем спектром современных строительных технологий, материалов и конструкций. Отсюда возникают проблемы перехода к обучению профессионального метода архитектурного проектирования, а не типологии зданий, сопровождаемой композиционным моделированием. Сокращение числа выполняемых по учебному плану архитектурных проектов должно сопровождаться глубокой их функциональной, конструктивной и инженерной проработок, с использованием всей базы данных, предоставляемой современными техническими возможностями. Другими словами, категория «количество» должна уступить категории «качество».

Следующей проблемой модернизации является адаптация отечественной методики подготовки специалистов к требованиям европейских образовательных стандартов в рамках Болонского процесса интеграции образовательных систем. Здесь очень важно сохранить преимущества российской школы высшего профессионального образования. Для архитектурной профессии это высокий уровень художественной подготовки зодчего и социальные приоритеты, подверженные сейчас агрессии частных интересов. Умение архитектора найти баланс интересов частного и общественно значимого и отстоять этот баланс становится важной парадигмой его профессионального воспитания.

Академия занимает здесь авангардные позиции, войдя в межвузовские комиссии по созданию государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Мы обращаемся к профессиональным Союзам архитекторов и дизайнеров России с предложением выступить в качестве партнеров модернизации высшего профессионального образования, в полной мере представляя интересы работодателей. Думается, что эти союзы должны аккредитоваться в этом качестве в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и активно влиять на уровень подготовки своих будущих партнеров по цеху.

Ссылка для цитирования статьи

Стариков А.А. УРАЛГАХА НА ПУТИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] /А.А. Стариков //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №4(12). – URL: http://archvuz.ru/2005_4/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.12.2005
Просмотров: 72