Архитектон: известия вузов. №4 (16) Декабрь, 2006
История архитектуры
Артемьева Анастасия Александровна
аспирант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Н.П. Крадин.
Тихоокеанского государственного университета (институт архитектуры и строительства).
Россия, Хабаровск
ОСОБНЯК М.Ф. КШЕСИНСКОЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЕГО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ АНАЛОГ
Аннотация
Конец XIX - начало XX веков – период стремительных перемен: менялась политико-экономическая система, переосмысливалось представление о мире и месте человека в нём, общество разделилось на группы, а индивидуальный статус человека уже не зависел исключительно от его социального положения. Рубеж веков вместе со строительным бумом принёс в молодой дальневосточный регион различные технические новшества и прогрессивные достижения человечества. К этому разряду можно отнести, например, электричество, фотографию, кино и первые кинотеатры – иллюзионы, появившиеся в конце 1900-х гг. в дальневосточных городах. Олицетворением самых современных и модных новинок того времени в Хабаровске мог по праву считаться один из каменных домов на улице Муравьёва-Амурского (ныне дом № 34, здание кинотеатра «Совкино»), принадлежавший хабаровскому провизору Виктору Фёдоровичу Зандау. Этот дом вмещал в себе кинотеатр «Гранд-Иллюзион» Алексеева и Ко., фотостудию «Идеал», магазин и гостиницу «Бельведер». Помимо тех достижений современности, что скрывались за стенами выше упомянутого дома, вызывает интерес собственно и сама его архитектура.
В архивных документах дом описан как каменный, трёхэтажный, с подвальным помещением и всеми удобствами. [1]. Оригинальность архитектурной композиции доходного дома Зандау позволяет отнести его архитектуру к категории стиля модерн. Модерн присутствует во многих каменных домах старого центра Хабаровска. Однако в большинстве случаев его можно обнаружить лишь в декоративном оформлении фасадов, сама же композиция домов оставалась чаще всего классической и неизменной. Характерная для модерна свободная организация объёмов встречается в хабаровской архитектуре начала XX века довольно редко. Доходный дом В.Ф. Зандау – как раз тот пример, когда архитектор постарался выполнить полностью всю композиционную программу архитектуры модерна. Разномасштабность и асимметрия архитектурных объёмов придавала живописный силуэт и динамику зданию, что впоследствии было нарушено пристройкой третьего этажа в левой части здания. Больше всего в этом здании поражает его сходство с петербургским особняком Матильды Кшесинской, знаменитой русской балерины конца XIX века, построенным по проекту архитектора А.И. фон Гогена. Это неоднократно было подмечено в статьях исследователя Н.П. Крадина.
Особняк М.Ф. Кшесинской (1904-1906 гг.), арх. А.И. фон Гогенг. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 1-3 | Доходный дом В.Ф. Зандау (ок. 1913 г.). Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 34 |
В обоих сооружениях можно найти много общего, как в конструкции, так и в оформлении. Когда смотришь на фотографии двух этих построек, самое первое, что сразу бросается в глаза – эркер с куполом, присутствующий в обоих зданиях. Оба купола совершенно одинаковые, как одинаковы и пропорциональные соотношения окон, их группировка и обрамления в обоих эркерах. Проёмы идентичны и в верхнем, и в нижнем этажах. Схожи аттиковые стенки, ленты фриза под сильно нависающей карнизной плитой, в обоих зданиях присутствует рустовка цокольного этажа. Сходство присутствует и в декоративном оформлении домов: в лепном декоре, рисунке кованных балконных ограждений. При всём этом общем сходстве здания различаются лишь наличием пристройки зимнего сада (он присутствует только в особняке Кшесинской) и компоновкой архитектурных объёмов. Так, граненый эркер с куполом в петербургском особняке акцентирует угол его левой части, а в хабаровском сооружении он размещён по центральной оси и соединяет собой разновысокие левую и правую части дома. Создаётся такое впечатление, будто кто-то взял архитектурные объёмы особняка М. Кшесинской и поменял их местами.
Возникает вопрос – что же это: заимствование провинциального архитектора или проект самого А.И. фон Гогена? Точная дата строительства хабаровского сооружения неизвестна. По данным исследований Н.П. Крадина, дом был построен около 1913 г., а сам участок, на котором он располагается, принадлежал В.Ф. Зандау с 1905 г. [2]. А вот дата возведения его петербургского «брата» известна точно: 1904-1906 гг. Он был построен сразу же после приобретения М.Ф. Кшесинской земельного участка, на котором возведён. Особняк этой знаменитой балерины строился в годы высшего подъёма санкт-петербургского модерна. Новый стиль предстал здесь «в своей зрелой стадии и в интернациональном варианте, строгая элегантность композиции и графическая чёткость рисунка фасадов наиболее близки по духу венскому сецессиону». [3]. Проект особняка разрабатывался А.И. фон Гогеном согласно всем пожеланиям заказчицы по расположению помещений и их внутреннему оформлению. К разработке и проектированию интерьеров были привлечены архитекторы А.И. Дмитриев и М.Х. Дубинский. Согласно данным петербургских исследователей, все строительные и отделочные работы над особняком Кшесинской были завершены осенью 1906 года. [3]. В 1907 г. проект этого сооружения получил серебряную медаль на конкурсе лучших фасадов новых зданий, организованном городской управой Санкт-Петербурга.
Александр Иванович фон Гоген (1856-1914) с 1883 г. являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича. В 1908 г. он был удостоен звания инспектора по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества. Почти вся творческая деятельность этого архитектора проходила в Петербурге, где представлены его самые лучшие проекты. Известно, что в период с 1907 по 1908 гг. он преподавал архитектурное проектирование в Николаевской военно-инженерной академии. [4]. Известно, что в начале XX века на строительство КВЖД отправляли именно выпускников высших учебных заведений Петербурга, в числе которых были представители и этой академии. Таким образом, архитектор, строивший здание хабаровского доходного дома В.Ф. Зандау, вполне мог быть учеником самого А.И. фон Гогена, знакомым с творчеством своего учителя и его блистательным произведением – особняком М. Кшесинской. С другой стороны, известно, что и сам Александр Иванович фон Гоген был привлечён к разработке архитектурного облика новых городов Дальневосточной окраины. Н.П. Крадин упоминает в своём исследовании А.И. фон Гогена в списке столичных архитекторов, проектировавших для городов Маньчжурии в 1900-е гг., среди И.-Т.В. Подлевского и П.П. Кондратьева. [5]. Известно, что фон Гоген спроектировал здание Военного Собрания и дом Главного начальника Квантунской области для Порт-Артура. Оба эти представительные сооружения, решенные в стиле модерн, были умело разработаны с точки зрения функциональности, отвечали своему назначению и стали ярким украшением молодого города.
В дальневосточных городах заказчиками модерна выступали крупные домовладельцы и купечество. Как правило, в «новом стиле» отстраивали гостиницы, магазины, частные особняки и доходные дома. Такие сооружения как бы говорили о передовых взглядах владельца, его культурной осведомлённости и стремлении к индивидуальности. Все современные идеи и новшества попадали на Дальний Восток с новыми людьми, приезжавшими по служебным делам и с литературой. Эстетические принципы модерна в то время пропагандировали многие профессиональные журналы: «Ежегодник Санкт-Петербургского общества архитекторов», «Мир искусства», «Зодчий», «Строитель», «Архитектурный мир» и другие. На страницах этих изданий печатались проекты современных архитекторов, фотографии столичных и зарубежных сооружений в «новом стиле», публиковались материалы архитектурных конкурсов.
Широкая популяризация внешних примет стиля модерн путем распространения реклам, разнообразных плакатов, этикеток, вывесок, а также массовое производство стекла, фарфора, мебели, тканей, дамских украшений способствовало тому, что за короткий срок он приобрел небывалую популярность в самых широких слоях населения. Не исключено, что проект или фотографию петербургского особняка известной балерины хабаровский заказчик или архитектор могли увидеть в каком-нибудь модном журнале, а потом использовать в качестве образца для своей постройки. Период расцвета творческой карьеры Матильды Кшесинской совпал со временем ее проживания в этом особняке. На домашних приёмах у балерины собиралось всё великосветское общество Санкт-Петербурга, её посещали великие князья и мастера театра. Поэтому статью о ней и её доме могли напечатать не только профессиональные издания, но и любой светский журнал, который, в свою очередь, мог быть прочитан заказчиком доходного дома в Хабаровске.
Доходный дом В.Ф. Зандау был выгодно размещён на центральной линии города. Его могли арендовать только те предприниматели, которые получали хорошую прибыль, поэтому с самого начала владелец не поскупился на его внешнее и внутреннее обустройство. Оригинальность архитектуры здания привлекала к себе внимание посетителей. В динамичной разнообъёмной структуре дома были отчетливо выявлены разные по функциональному назначению части. Три самостоятельных входа со стороны уличного фасада вели в «Гранд-Иллюзион» слева, в центре – в электрофотографию «Идеал», а справа – в отель «Бельведер». Гранёная башня с куполом являлась своеобразным акцентом не только самого здания, но и одной из архитектурных доминант центральной улицы. Согласно архивным сведениям, внутреннее обустройство этого дома также отличалось изысканностью и современностью. Хорошо продуман и оборудован был зрительный зал «Гранд-Иллюзиона», оформленный сплошным балконом и отдельными ложами. Комната аппаратной размещалась в специальной пристройке. Гостиничные интерьеры включали в свою обстановку мозаичные и кованные железные лестничные марши, оригинальные люстры из стекляруса, а в фойе по всему периметру его стен шёл манчестерский бордюр. [6]. После муниципализации доходный дом Зандау какое-то время сдавали в аренду, а в 1925 г. он был национализирован и передан в распоряжение Далькрайкино, которое организовало в нём кинотеатр «Совкино» и полностью его переобустроило. На сегодняшний день ничего из его прежних интерьеров не сохранилось.
Судьба его петербургского прототипа отличается немногим. Во время революции особняк М.Ф. Кшесинской был занят войсками большевиков, и Ленин выступал с его балкона перед своими соратниками. Потом в его стенах один за другим находились различные ведомства (Петроградский районный дом просвещения, поликлиника, Институт общественного питания, Общество старых большевиков, Музей имени С.М. Кирова и Музей Великой Октябрьской социалистической революции). Сегодня в этом здании находится Музей политической истории России.
Дальневосточная окраина, воспринимаемая на рубеже XIX - XX веков как молодой и перспективный регион, застраивалась согласно самым передовым строительным устремлениям. Новым городам старались придать современный вид посредством новой архитектуры. Настойчивые поиски нового «большого стиля» в архитектуре тех лет неизбежно склоняли архитекторов, строивших в провинции, использовать достижения и находки столичных зодчих. Большую роль на формирование дальневосточного модерна оказала санкт-петербургская архитектурная школа, поскольку наибольшая часть квалифицированных кадров, строивших на Дальнем Востоке, прошла подготовку именно в специальных учебных заведениях Санкт-Петербурга. Модерну в Петербурге был свойственен совершенно определенный пластический язык, его стилевые свойства очень схожи с общеевропейской тенденцией стиля. В отличие от Москвы, в Петербурге формирование модерна шло под влиянием поисков «нового стиля» соседних стран Прибалтики. «Новый стиль» возник в северной столице, испытывая воздействие повального европейского увлечения. Выпускники санкт-петербургских архитектурных вузов конца XIX века были хорошо знакомы с европейскими тенденциями в архитектуре и образцами «нового стиля», они продолжили эти поиски в своём творчестве, кто – в Петербурге, а кто – в провинциальных городах. Таким образом, архитекторы, приглашенные из северной столицы на строительство КВЖД, использовали в своей практике традиции петербургского («северного») модерна. Из российских городов в Маньчжурии модерн перекочевал и в другие дальневосточные города, в частности в Хабаровск. Историческая застройка этого города 1900-х – 1910-х гг. такова, что преобладающее число её сооружений несёт на себе отпечаток «нового стиля». Это был своеобразный расцвет модерна в Хабаровске. Именно в данный период В.Ф. Зандау и заказал проект своего доходного дома неизвестному нам архитектору. Последний, в свою очередь, использовал, по всей вероятности, в качестве образца для данного сооружения архитектуру особняка знаменитой балерины.
Библиография
1. ГАХК. Ф. 1035, Д. 11, 14, 16
2. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Хабаровска. – Хабаровск: Этнос-ДВ, 1996. – С. 176.
3. Петроградский район. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга / Под ред. Б.М. Кирикова. – СПб.: ИД «Коло», 2004. – С.308.
4. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. – СПб:Стройиздат, 1992. – С. 336.
5. Крадин Н.П. Модерн в творчестве русских архитекторов-эмигрантов в Китае //Новые идеи нового века : материалы V Vеждунар. конф. ИАС ХГТУ. – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2005.– С.41
6. ГАХК. Ф. 643, Оп. 4, Д. 7
Ссылка для цитирования статьи
Артемьева А.А. ОСОБНЯК М.Ф. КШЕСИНСКОЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЕГО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ АНАЛОГ [Электронный ресурс] /А.А. Артемьева //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №4(16). – URL: http://archvuz.ru/2006_4/15
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная