Архитектон: известия вузов. №1 (17) Март, 2007
Декоративно-прикладное искусство
Ломаева Анастасия Владимировна
аспирант.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Е.В. Борщ.
УралГАХА
,
ПАРФЮМЕРНЫЕ ФЛАКОНЫ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
Ключевые слова: парфюмерная культура, дизайн, флаконы, футляры
Великие ювелиры и парфюмеры прошлого все как один были заядлыми путешественниками. Но не в силу особой любви к дальним поездкам, а по велению необходимости. Месяцы и годы проводили они в далеких странах Востока или Африки. Одни – в поисках прекрасных драгоценных камней для своих изделий, другие – в надежде встретить в экзотических дебрях неведомый "аленький цветочек", аромат которого потом можно будет использовать при создании новой парфюмерной композиции. И сегодня у парфюмерии и ювелирного искусства есть немало точек соприкосновения.
Рис.1. Сосуд грушевидной формы для благовоний.
Вторая половина 16 в. Золото, бирюза,драгоценные камни;
гравировка, инкрустация.
Дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция
Что окончательно убеждает потребителя предпочесть тот или иной аромат всем другим? Флакон, футляр, сосуд играет завершающую роль в принятии решения, придавая изменчивому и недолговечному содержимому зримый, вещественный облик, вызывающий определенные ассоциации и воспоминания. Исходя из этой изменчивости и мимолетности содержимого, формы и способы декорирования флаконов отличаются изяществом и утонченностью: нередко, следуя желаниям требовательной публики, для их изготовления используются такие подлинно ювелирные материалы как золото и драгоценные камни, серебро и горный хрусталь. Весьма изящным соответствующим примером является золотой сосуд для благовоний, турецкого происхождения, датируемый XVI веком (рис.1). Он отличается элегантной грушевидной формой, инкрустирован бирюзой и драгоценными камнями, богато украшен орнаментом.
Рис. 2. Два парных флакона для духов
в форме букета в вазочке на подносе
1740-1750 гг. Индия, Декан, Каримнагар (?)
Серебро, филигрань, стекло.
Традиция помещать весьма дорогостоящее содержимое в соответствующий драгоценный сосуд появляется с началом использования благовонных веществ в человеческой культуре. Уже начиная с античности, духи и благовонные составы тщательно сохранялись в специальных миниатюрных сосудах из самых разнообразных материалов, в том числе ювелирных: резного камня, серебра. Греческие ремесленники выпускали целые серии сосудов для ароматов: лекифы (lecythes) – бутылочки для текучих веществ, арибаллы (aryballes) – для масел и алабастры (alabasters) – грушевидные сосуды для духов и притираний.
Рис. 3. Два парных флакона для розовой воды
1740-1750-е гг. Китай. Серебро, позолота, филигрань.
В XIV веке в Европе, вместе с обычаем носить с собой душистые вещества в качестве защиты от болезней, появляются так называемые «помандеры». Сделанные из золота или ажурного серебра, помандеры имели форму фруктов или животных, но чаще всего яблока, как бы разрезанного на четыре раскрывающиеся дольки. В словаре английского языка 1768 г. говорится, что слово происходит от французского pomme d`ambre («янтарное или амбровое яблоко»). В другом английском словаре, 1811 г., отмечается, что помандер носили в кармане или на шее как амулет. Его душистые испарения считались превосходным средством защиты против чумы.
Однако подлинным расцветом ювелирных флаконов для духов и стал XVIII век. В XVIII и XIX столетиях представительницы буржуазии и аристократии часто владели так называемым «ящиком для духов», или «туалетным ящиком». Флаконы, хранившиеся в нем, посылали парфюмеру для перезаполнения. Следствием этой традиции стало создание мастерами- ювелирами целых ансамблей, куда входило до 30 предметов, решенных в едином стилевом ключе: флаконы, зеркало, вороночка для наливания духов и другие мелкие предметы туалета. Даже самые незначительные предметы этого набора делались на высочайшем уровне, естественно, флакону для духов уделялось особое внимание. В этот период появляются достаточно разнообразные ювелирные флаконы: как великолепные филигранные индийские и китайские экземпляры (рис. 2, 3), так и произведения российских ювелиров, как например позолоченный флакон-ароматник с эмалью, произведенный новгородскими мастерами. (рис. 4)
Рис.4. Флакон - ароматник.
Новгород. Конец XVII в.
Серебро; эмаль по сканому орнаменту,
чеканка, канфарение, золочение, зернь
С введением прогрессивных синтетических компонентов в состав духов, начавшемся в 1880-х гг., новый масштаб более абстрактных нот был добавлен в парфюмерный репертуар. Это расширение ароматического словаря, наряду с глубокими изменениями в обществе и более сложном подходе к рекламе, определили современность ароматов и, соответственно, флаконов начала XX столетия. Так, например, ароматы Поля Пуаре начинают производиться в 1911 г. Маленькие и скромные этикетки только объявляют название аромата; названия стали более индивидуальными и более вызывающими: Ее Спальня, Запрещенные Фрукты. Созданное Пуаре впервые представило то, что позже станет общепринятой практикой.
В то же самое время Рене Лалик, мастер-стеклодув и ювелир, определил новые стандарты роскоши для флаконов. Он проектировал этикетки, всевозможные виды стеклянных или хрустальных флаконов, так же как огромное множество произведений искусства. Лалик обладал мощным, изящным стилем, который пересекался со стилями ар-нуво и ар-деко. Он задумывал флаконы для духов как драгоценные скульптуры. Иногда названия гравировались непосредственно в стекле или хрустале, вместо бумажных этикеток. Лалик работал с многочисленными парфюмерами, вплоть до самой смерти в 1945 г.: Галле и Д'Орсе, Ланвэн, Нина Риччи, Форвиль, Убиган, Коти и даже Герлен. После войны его сын Марк продолжил семейную традицию, создавая флаконы для Нины Риччи и Ланком.
Рис. 5. Эльза Скъяпарелли Брошь-флакон, для духов
«Саксесс Фу», металл, позолота, стеклянный
кабошон. 1945. Высота 4,5 см
Послевоенное производство подтверждает демократизацию духов и использование новых материалов для изготовления флаконов: стекло, пластик и тому подобное. Хотя по-прежнему для привлечения состоятельных клиентов парфюмерные и модные Дома, как, например, Скъяпарелли, создают ювелирные флаконы (рис. 5), а ювелирные Дома выпускают собственные парфюмерные линии, становящиеся для них своего рода визитной карточкой – рекламным ходом навстречу новоявленной представительнице среднего класса, которая еще не успела обзавестись бриллиантами (рис. 6). Ван Клиф и Арпелс, Картье, Шоме, Бушерон – все они так или иначе принимают участие в продолжении этого направления в ювелирном искусстве, используя при создании флаконов для духов мотивы характерные для ювелирных изделий, как, например Бушерон, во флаконе для духов «Jaipur», повторяющем формы традиционного индийского браслета с сапфиром (рис. 7).
С другой стороны, существует достаточно обширная категория современных сувенирных флаконов для духов и ароматических масел (рис. 8), использующая традиционные, либо имитирующие их, ювелирные материалы и технологии, а также приемы формообразования, что позволяет говорить об отдельном направлении в современном ювелирном искусстве.
Рис. 6. | Рис. 7 | Рис. 8. |
Библиография
1. Ароматы мира / Ред. группа: А. Дмитриева, Т. Евсеева. – М.: Аванта. Мир энциклопедий, 2005. – 184 с.
2. Feder S. Divine beauty. The Art of Collectibles. – Paris: L`Aventurine, 2001 – 96 p.
Ссылка для цитирования статьи
Ломаева А.В. ПАРФЮМЕРНЫЕ ФЛАКОНЫ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА [Электронный ресурс] /А.В. Ломаева //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/2007_1/16
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная