Архитектон: известия вузов. №2 (18) Июнь, 2007
Декоративно-прикладное искусство
Ягупова Татьяна Александровна
ассистент кафедры ДПИ и ТГ
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор С.Н. Новиков.
Орловский государственный университет
,
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В ДЕКОРАТИВНО-СКУЛЬПТУРНОЙ ПЛАСТИКЕ
Аннотация
Ключевые слова: орнамент, декоративно-прикладное искусство, основы орнаментальной композиции
Народное и декоративно-прикладное искусства являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Сегодня для нас очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры. Оно развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим видом творчества – искусством профессиональных художников.
Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. Ряд современных художников-профессионалов, работающих в области живописи, графики, художественной обработки стекла, керамики, дерева, металла, также обращаются к народному искусству.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др.
Декоративное искусство – один из видов пластических искусств. Этот термин широк по охвату понятий, связанных во многом с промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало.
Большое значение в народном искусстве отводится орнаментальному рельефу, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом – в конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Орнаментальный рельеф можно вырезать по дереву или вычеканить по металлу, вылепить из глины и др. Таким образом, он может стать вещью. Орнаментальный рельеф может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности выпукло, или углублен.
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране.
«Сам по себе, в качестве самостоятельно художественного произведения орнамент не существует, и существовать не может», считает известный эстетик М.С. Каган. [3, с.29.] Произведением является лишь орнаментированный предмет. Орнамент не выделился в самостоятельную, независимую от прикладного искусства область художественного творчества. Но, несмотря на это, он сохраняет в значительной мере свой образный смысл в перерисовке, часто и во фрагменте, не дающим представления о целостной композиции вещей. Мотивы орнамента устойчивы, они переходят с предмета на предмет, из одного материала в другой, сохраняют ту же логику орнаментальной формы.
Орнамент служит украшением вещи, само слово это происходит от латинского «orno» – «украшаю». У орнамента есть характерные закономерности структуры, отличающие его от «картинного», условно говоря, типа изображения. Орнамент по-другому воспринимается, иначе понимается и переживается, чем картинное изображение. Ему не чужды изобразительные мотивы, встречающиеся в живописи или графике, он пользуется теми же художественными техниками и близкими выразительными средствами. Но в этом случае он выступает обычно лишь в роли «украшения», то есть в синтезе с произведениями архитектуры или прикладного искусства, хотя и здесь он встречается с декоративными формами живописи и графики, скульптурного рельефа, и в прикладном использовании сохраняющих свои общеизобразительные, «картинные» качества.
Орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции – ритм, симметрия, графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика – в рельефных орнаментах, выразительных в используемых натурных мотивах.
Чередование элементов орнамента, в характере ритмического их повтора, в темпах нарастания мелких форм к более крупным, в переходе мотивов от простых к сложным, в убыстрении или замедлении «движения» его линий и форм можно видеть отражение объективно существующих в действительности ритмов чередования, явлений во времени и пространстве.
По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орнаментального рельефа:
- орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры);
- розетки (орнамент, вписанный в круг);
- сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).
По изобразительному началу орнамент делится на растительный, геометрический, тератологический (звериный стиль). В искусстве народов стран ислама орнамент часто включает надписи и называется эпиграфический орнамент.
Растительный орнамент – вид орнамента, основными мотивами которого являются стилизованные цветы, побеги, листья и ветви растений. Формы растительного орнамента могут вследствие стилизации в разной степени отличаться от природных форм и даже вовсе не совпадать с ними.
Разновидность орнамента, ограничивающаяся геометрическими элементами и лишенная, как правило, наглядных признаков изобразительности, называется геометрическим орнаментом. Изобразительные мотивы, включаемые в геометрический орнамент, стилизуются и уподобляются геометрическим фигурам.
Тератологический (звериный стиль) произошел от греческого «teras» – чудовища. Стиль древнего и средневекового декоративного искусства, а также орнамента Азии и Европы восходит к тотемному почитанию зверя-прародителя. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, ритмом образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это своеобразная система художественных средств, единство образного восприятия мира, в основе которого лежат определенные экономические и социальные условия. И орнамент, как элемент художественного стиля, живет и в зодчестве, и в живописи, и в графике, но чаще и больше всего в декоративном и прикладном искусстве.
Орнамент в народном искусстве никогда не являлся самоцелью. Он всегда и во всем был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду на наружных и внутренних стенах здания, на мебели и посуде, на декоративных тканях, вышитых кружевах, металлических изделиях. Выразительные особенности фактуры различных материалов при правильном их использовании обуславливают совершенно своеобразные эффекты задуманной композиции. Все это можно найти в подлинных произведениях национального народного творчества.
В наше время орнамент в его классической форме, как строгое чередование ритмически связанных между собой элементов, если говорить об общей тенденции, начинает выходить из употребления. Орнаментальные мотивы теряют точность и определенность; их контуры часто становятся зыбкими, почти неуловимыми, местами сливающимися с фоном; они или полностью лишаются «изобразительности», слагаясь в узор из простейших элементов и линий, полосок, клеток, или наоборот, превращаются в довольно развернутые сюжетные сцены – в условной, плоскостной трактовке. В целом вполне определенно ощущается, что прежний строй орнамента уже перестает удовлетворять художника, перестает отвечать современным эстетическим вкусам. Орнамент своим специфическим языком передает характер представлений человека на том или ином этапе его развития об окружающем мире и его строении. Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем современном искусстве орнамент не исчезает, а, скорее всего, происходит коренное изменение всего строя орнамента, его ритмической основы, и происходит зарождение новых видов орнамента в иных качествах. Он возвращается к своим истокам – к процессу возникновения вещи, начинает складываться еще во время ее создания. Эти изменения орнаментального строя становятся ощутимыми и идут различными темпами, в различных формах и в разных областях прикладного искусства.
Библиография
1. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. – М.: Книга, 1990.
2. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2004.
3. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.: Гамарт, 1998.
4. Громов А.Е. Скульптор-модельщик. – М., 1955.
5. Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа. – М.,1985.
Ссылка для цитирования статьи
Ягупова Т.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРНАМЕНТА В ДЕКОРАТИВНО-СКУЛЬПТУРНОЙ ПЛАСТИКЕ [Электронный ресурс] /Т.А. Ягупова //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №2(18). – URL: http://archvuz.ru/2007_2/16
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная