Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (19) Сентябрь, 2007

Архитектурная критика

Кочева Анастасия Олеговна

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Е.В. Конева.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",

Россия, Екатеринбург

ОТЕЛЬ PARK INN В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ ИЛИ «ЖЕМЧУЖИНА В ЧАШЕ КРИВОГО ЗЕРКАЛА»

Аннотация

На сегодняшний день аспекты эстетического своеобразия архитектуры зачастую отходят на второй план. Основой формирования городской застройки все чаще становится экономическая целесообразность, доходность и сроки окупаемости вложенных инвестиций. Подобное смещение приоритетов в сторону экономического аспекта архитектурного процесса, как правило, отрицательно сказывается на архитектурно-художественных качествах пространственной среды города. В статье обосновывается необходимость представления на уровне предпроектных разработок, при проектировании в условиях исторических центров городов, не только идеи архитектурного объекта, но и эстетически обоснованной концепции «места», отведенного под его строительство, обладающего богатым наследием.

Ключевые слова: сетевой отель Park Inn, гостиничный бизнес, экстерьер, окружающая застройка

Город Екатеринбург интенсивно развивается в различных сферах, происходит рост экономических, культурных и деловых связей уральской столицы, что привлекает большое количество отечественных и иностранных гостей. Количество приезжающих в Екатеринбург увеличивается ежегодно на 10-20% и сейчас равняется почти 300 тыс. человек в год. Главным образом это люди, посещающие столицу Урала с деловыми целями. Основные потребители гостиничных услуг – бизнес-туристы, доля которых – 70% от общего объема въездного туризма. Их можно условно поделить на две категории. Первая – дипломаты, руководители и менеджеры иностранных компаний, вторая – люди из регионов России и стран СНГ, посещающие промышленные предприятия, банки, коммерческие и иные структуры Екатеринбурга. В связи с явным преобладанием бизнес-туристов большинство отелей ориентируется на дополнительные услуга: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер, факс, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту. На сегодняшний день многие гостиницы, построенные в период советской власти, не отвечают современным требованиям и нуждаются в капитальной реконструкции. Как следствие этого возникла необходимость появления в нашем городе сетевых отелей, известных на мировом рынке.

Гостиничный бизнес активно развивается: с 2003 года, когда в гостиничную отрасль были вложены значительные инвестиции, количество гостиничных комплексов в городе увеличилось более чем на 50%. В ближайшем будущем ожидается появление новых отелей, имеющих свою сеть, включая и крупные международные брэнды. В рамках программы «Гостиницы Екатеринбурга» к 2015 году в городе запланировано открытие от 61 до 68 отелей [1].

Гостиничный рынок становится все более зрелым, предлагая «игрокам» новые инвестиционные возможности и разнообразие конкурентоспособного продукта. В результате, сформировались различные сегменты гостиничного рынка, которые можно классифицировать следующим образом: гостиницы класса премиум, среднего и выше среднего класса и экономкласса [2]. В городе одна гостиница «Таганская» категории «две звезды» относится к экономклассу, три отеля имеют «три звезды»: «Октябрьская», «Домашний отель» и «Эрмитаж» и относятся к среднему классу. К четырехзвездочным относятся «УралОтель» и «Уральский двор». Атриум Палас Отель по-прежнему единственный обладатель «пяти звезд».

 

Рис.1. Клаузура "Отель Park Inn"
авт. Кочева А.О.

Рис. 2. Отель Park Inn в г. Екатеринбурге

С целью занять свою нишу в структуре отелей среднего класса в 2004 году в центре города появился отель Park Inn. Сетью этих отелей управляет компания Rezidor SAS Hospitaly, являющаяся лидером в сфере мирового гостиничного бизнеса. Руководство Rezidor SAS подписало договор с финской компанией SVR о строительстве первой в России гостиницы сети Park Inn. Именно она осуществила выбор участка, профинансировала строительство, проектирование, строительно-монтажные и отделочные работы.

В результате конкурсного проектирования был выбран проект архитектора Андрея Евгеньевича Ягодина, работающего в коллективе строительной компании Атомстройкомплекс. На стадии тендера за участок под строительство гостиничного комплекса разработка проекта проходила в соавторстве В.М. Ильиных, A.E. Ягодина, А.С. Башкирова, B.Ю. Подковыркина. В основу критериев оценки проектных решений, представленных жюри конкурса, легла концепция гостиничного брэнда, направленная на развитие отелей «нового поколения»:

  • размещение в исторически сложившейся городской среде;

  • оригинальность архитектурного решения наряду с применением основных приемов организации форм, систем пропорционирования и декоративных элементов, которые присутствуют в окружающей застройке.

Новый международный отель Park Inn Екатеринбург (рис.2) расположен в историческом центре города, на перекрестке улиц Малышева и Мамина-Сибиряка. Рассматривая градостроительное положение отеля и его роль в организации структуры пространства городской среды, необходимо обратить особое внимание на ответственное расположение отеля вблизи перекрестка улиц общегородского значения.

Проведя анализ градостроительного опыта постановки объемов зданий в городе Екатеринбурге, имеющих в плане подобную конфигурацию, можно отметить не совсем стандартное решение. Практика демонстрирует принципиально иной подход к постановке здания на аналогичную градостроительную сетку улично-дорожной сети. Конфигурация объемов, имеющих угловое сопряжение, ориентирована, как правило, на перекресток, создавая, таким образом, наиболее целостное восприятие основных объемов комплекса. В данном случае, пересекая перекресток по направлению к центу города, можно увидеть лишь второстепенный фасад отеля с гостиничными номерами, характеризующийся монотонностью и слабой выразительностью своего пластического решения.

Проведя аналогию с отелями, построенными в других странах мира, можно определить общую тенденцию размещения в центральной части крупнейших городов, в границах центров культурной и общественной жизни. В непосредственной близости расположены значительные памятники эпохи социализма. Дом промышленности – самое крупномасштабное здание, возведенное изначально в стиле конструктивизма [3,4]. Со стороны торцевого фасада с отелем граничит здание гостиницы «Большой Урал», относящееся к переходному периоду от конструктивизма к неоклассике, протяженное по всему фронту квартала между улицами Мамина-Сибиряка и Красноармейской. Среди объектов архитектуры, выразительных по своей объемно-пространственной композиции, а также цветовому решению, нужно отметить здание Театра кукол.

Преемственность применения основных приемов организации форм, систем пропорционирования и декоративных элементов можно проследить на основе рассмотрения общей этажности. Исходя из этого, следует отметить, что здание отеля лаконично вписывается в структуру улицы, не разрушая ее. Этот факт также показывает, что объект не задумывался авторами как высотная доминанта в сложившемся квартале, а стал формирующим звеном фасада улиц.

Что касается объёмно-пространственной композиционной структуры отеля Park Inn, то в ней можно увидеть целый ряд аналогий с гостиницей «Большой Урал», начиная с общих основ формообразования и заканчивая декоративными деталями. Гостиничный комплекс был запроектирован состоящим из двух одинаковых корпусов. Система этих корпусов образовывала дворовую территорию, это подтверждается в архивных описаниях городского планирования. Аналогичным образом структура отеля Park Inn основана на взаимодействии двух абсолютно одинаковых корпусов с размещенными в них гостиничными номерами. Изучив особенности декоративных элементов фасадов двух гостиниц, следует также отметить их сходство. Во-первых, это ритмически организованный элемент декоративного убранства, состоящий из чередования вытянутых параллелепипедов и пространства между ними, примененный в декорировании конструкций балконов. Этот прием присутствует на всех фасадах отеля Park Inn. Во-вторых, явные черты сходства прослеживаются в организации ленточного, вертикального, сплошного остекления, которое нашло свое применение в организации естественного освещения частей вертикальных коммуникаций как гостиницы «Большой Урал», так и отеля Park Inn. И, наконец, в-третьих, декоративное оформление оконных проемов обоих гостиничных комплексов идентично: они имеют форму постепенно уменьшающихся в размерах квадратных элементов.

Обратив особое внимание на приемы пластического решения боковых фасадов гостиницы Park Inn, можно проследить использование широкого арсенала средств, свойственных конструктивизму, а именно: плановая и объемно-пространственная схема эркеров имеет простую геометрическую форму треугольника. Использование данного архитектурного приема можно проследить в оформлении фасада жилого дома, расположенного по адресу проспект Ленина, 48, вблизи перекрестка улиц Ленина и Мамина-Сибиряка, жилого дома с административными помещениями по адресу Бажова, 72. Данный прием присутствует также на северном фасаде Института физиотерапии и профзаболеваний, возведенного в 1930 году по проекту Голубева Г.А.

Кроме того, рассматривая заявленную в маркетинговой концепции идею применения основных приемов организации форм и декоративных элементов, которые присутствуют в экстерьере окружающей застройки, важно отметить и прямую аналогию использования конфигурации архитектурных обломов, присутствующих на главном фасаде гостиницы. Они идентичны декоративному оформлению главного фасада Театра кукол, в котором применены классические греческие архитектурные обломы, состоящие из выкружки и динамичного ряда плинтов.

Обобщая все перечисленное ранее, можно отметить специфику двухчастного решения концептуальной задачи преемственности приемов организации форм и декоративных элементов, которые присутствуют в окружающей застройке. Первая часть задачи, состоящая  в перенесении приемов организации формы, решена в полном объеме. Тогда как вторая, суть которой заключалась в построении элементов организации формы в целостную логическую систему, решена не достаточно четко. Таким образом, отель Park Inn представляет собой «жемчужину», в которой словно в «кривом зеркале» произошло преломление свойств окружающей среды.

Объемно-пространственная композиция и архитектурно-художественная выразительность отеля не несет в себе значительной доли оригинальности, а решение основных объемов представляет собой традиционный типологический подход к архитектуре гостиничных комплексов.

Напротив, отели сети Park Inn в других странах мира отличаются оригинальным архитектурным решением и высокой художественной выразительностью. На выбор объёмно-пространственного и стилистического решения оказывает влияние сложившаяся среда застройки городов, а также особенности традиционных архитектурных школ, культура и ментальность местного населения.

Можно отметить, что, благодаря своим объёмно-пространственным и архитектурно-художественным характеристикам, гостиничный комплекс достаточно нейтрально вписывается в контекст многообразной разновременной архитектуры XX века. Отель дополнил историческую среду, не разрушая радикально ее ткань. Однако авторам не удалось поставить данный отель в один ряд с памятниками архитектуры, которые на протяжении столетий формировали облик уральской столицы.

Сегодня на строительном рынке города Екатеринбурга сложилась уникальная ситуация: в российской экономике появились предпосылки для крупных инвестиций в градостроительную среду. Как результат этих вложений, появляются крупные комплексные сооружения, одним из которых является отель сети Park Inn – они формируют и новое лицо города. К сожалению, на сегодняшний день, в отличие от советского периода, нет четной регламентации касающейся застройки исторических центров городов, обладающих богатым наследием, составляющим его «каменную летопись». В предпроектных проработках должна присутствовать, помимо концепции объекта архитектуры, также «концепция места», отведенного под его строительство.

Концепция гостиничного брэнда, заявленная на начальных стадиях проектирования, не нашла достойного воплощения по части оригинальности своего решения. Причина такого несоответствия, можно предположить, находится на стыке проблем архитектуры и других, оказывающих на нее непосредственное влияние отраслей.

Radisson сейчас является фактически единственным международным оператором, делающим инвестиции в строительство российских отелей, остальные компании пока только берут гостиницы в управление или продают франшизу на свою концепцию. Следует отметить, что факт строительства отеля подобного уровня – важный этап в развитии города.

Отель Park Inn – первый шаг в программе строительства международной гостиничной сети, не только в городе Екатеринбурге, но и в России. В обществе не находит одобрения факт, связанный с тем, что эстетические проблемы архитектуры отходят на второй план по отношению к экономической целесообразности проектной деятельности, доходности и сроках окупаемости вложенных инвестиций. В этом проявляется такая особенность современного архитектурного процесса, как смещение приоритетов в сугубо экономические его разделы, что в итоге отрицательно сказывается на эстетических качествах застройки городской среды.

Библиография

1. Виноградова Е. Гостиницы без затей / Б. Виноградова // Ведомости. – 2004. – 21 апреля.– С. 14

2. Корюкин К. Мода на скромность /К. Корюкин // Ведомости. – 2003. – 18 февраля. – С. 17

3. Лукьянин В. Прогулки по Екатеринбургу / В. Лукьянин, М. Никулина. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. – 189 с.

4. Стариков А.А. История города в архитектуре / А.А. Стариков, В.Е. Звагельская, Л.И. Токменинова, Е.В. Черняк. – Екатеринбург: Сократ, 1998. – 238 с.: ил.

Ссылка для цитирования статьи

Кочева А.О. ОТЕЛЬ PARK INN В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ ИЛИ «ЖЕМЧУЖИНА В ЧАШЕ КРИВОГО ЗЕРКАЛА» [Электронный ресурс] /А.О. Кочева //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №3(19). – URL: http://archvuz.ru/2007_3/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.09.2007
Просмотров: 64