Архитектон: известия вузов. №3 (19) Сентябрь, 2007
Теория архитектуры
Переверзева Наталья Викторовна
аспирант
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор С.И. Санок.
УралГАХА
,
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ЗОНА – ОБЪЕКТ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
Аннотация
Ключевые слова: центральная торговая зона, многофункциональный торговый центр, имиджевый объект города
Новые социально-экономические условия отличаются многообразием форм собственности, интересов различных социальных групп населения, новыми отношениями в сфере финансов, торговли и обслуживания. В связи с этим в обществе появляются иные слои населения: с одной стороны – слой «потребителей», характеризующийся высоким уровнем дохода, позволяющего удовлетворить самые разнообразные потребности, с другой стороны – слой «инвесторов», который стремится предоставить развернутый спектр услуг.
Лавинообразный рост информации о качестве товара и услуг, появление «свободных» средств у населения, а также наличие свободного времени части населения, рост потребностей, увеличение многообразия видов и форм обслуживания – вместе это определяет новую культуру жизни – «потребительскую» и новый вид деятельности – «шопинг», где избыточное предложение товаров и услуг дает потребителю возможность выбора.
«Шопинг» ( можно перевести как «хождение по магазинам», от англ. Shop – магазин, лавка) – это популярное и модное явление наших дней, которое содержит в себе не только классическое понимание совершения покупки, это своего рода развлечение, целый обряд вошедший в современную жизнь, своеобразная релаксация и несравнимое ни с чем удовольствие. «Шопинг» – это не покупка, а примеривание на себя «возможностей».
В этой связи на территории крупных и крупнейших городов концентрируются как самые крупные, так и специализированные предприятия торговли, формируются торговые центры и, как правило, организуются участки пешеходных улиц, которые оформляются элементами благоустройства (скамьи, фонари, элементы озеленения и т.д.), т.е. создается среда «комфортного» времяпровождения.
Идея создания в исторических центрах городов торгово-пешеходных зон и улиц (моллов) в качестве оптимального решения нарастающей проблемы социально-экономического и градостроительного развития в целом себя оправдала. Торгово-пешеходные зоны и улицы, сформированные в центрах городов, в высокоразвитых странах мира, включая и ряд российских городов успешно функционируют, активно привлекая к себе не только собственное население городов, в которых они расположены, но и приезжих.
Oxford Street, которая считается главной торговой улицей Лондона, буквально забита магазинчиками и лавочками, здесь же расположен знаменитый многоэтажный универмаг Selfridges, который занимает целый квартал. В Бирмингеме центральная торговая зона является не только «магнитом» в привлечении населения к потребительской активности, прежде всего это одно из самых выразительных и привлекательных мест города. Дефанс в Париже – крупная центральная торговая зона, целенаправленно сформированная на территории городского делового центра.
В отечественной практике также существует ряд объектов сформированных или начинающих формироваться как центральные торгово-пешеходные зоны. К таким объектам можно отнести Арбат, комплекс Охотный ряд, ГУМ в Москве, улица Кирова в Челябинске, в Екатеринбурге в границах центральной деловой зоны сосредоточено около 70 тыс.м2 торговых площадей.
Однако появление в центрах городов новых крупных объектов массового притяжения (универмагов, универсамов, супер- и гипермаркетов, многофункциональных зрелищно-развлекательных комплексов и т.д.) стало причиной концентрации значительных транспортных и пешеходных потоков и практического исчерпания территориальной и функциональной емкости центров. При этом стихийный характер размещения объектов в структуре общегородского центра, обремененного также сохранившимися диссонирующими объектами (промышленные, коммунально-складские и транспортные предприятия), не обеспечивает физическую безопасность и комфортность посещения этих объектов, разнообразие выбора мест, форм и уровня сопутствующего обслуживания. Это обстоятельство значительно снижало коммерческую и социальную привлекательность и активность наиболее ценных городских территорий, а также эффективность их использования и доходность.
Развитие розничных торговых предприятий сопровождается разнообразием их состава и увеличением количества, а также заметным сокращением расстояния между магазинами. Предприятия торговли, общественного питания, развлечений и бытового обслуживания постепенно, но стихийно формируются в единую систему, в которой начинают функционировать как взаимосвязанные элементы.
В свою очередь, у покупателей появляется возможность не только приобрести комплексную покупку в группе близко расположенных магазинов, но провести свободное время с целью отдыха и развлечения и воспользоваться при необходимости услугами находящихся рядом объектов общественного питания.
В Екатеринбурге в последнее время построен ряд многофункциональных торговых центров, территориально не принадлежащие центру города, однако по своему значению претендующих на общегородской уровень. Население как прилегающих, так и удаленных районов вполне может удовлетворить свои потребности на уровне центральных объектов торговли. ТЦ «Екатерининский», торговый город «Дирижабль», ТЦ «Парк Хаус», имеющие до 40 тыс. м2 торговой площади, несут в себе функции торговли, развлечения, общественного питания в едином здании, т.е. являются «точечными».
Такие торговые комплексы на территории срединной и периферийной зоны города способствуют территориальному перераспределению функций, формированию полицентрической общегородской системы обслуживания.
Вместе с тем, в городе присутствуют своеобразные торговые зоны, объединяющие от нескольких единиц до нескольких десятков объектов торговли, обслуживания, общественного питания, развлечения разной величины.
На сегодняшний день в центральной части Екатеринбурга исторически сложились несколько планировочных узлов концентрации объектов торговли, общественного питания и развлечений:
- прежде всего, это узел Площадь 1905 года – ул. Вайнера до ул. Малышева, ул. 8 Марта от ул. Ленина до ул. Малышева;
- узел пересечения ул. Ленина и ул. Луначарского, пересечение ул. Луначарского и ул. Малышева;
- ул. Свердлова на всем протяжении;
- узел пересечения ул. Декабристов и ул. Белинского;
- торговый центр «Купец», занимающий почти весь квартал в границах улиц 8 Марта – Куйбышева – Вайнера – Радищева.
Зоны концентрации торговли и сопутствующих функций (бытовое обслуживание, развлечение, общественное питание) понимается населением как центральное торговое пространство или центральная торговая зона.
Проведенный опрос населения показывает, что территория в границах улиц Ленина – Вайнера – А. Валека – Набережной. Рабочей Молодежи – Ленина – Гагарина – Малышева – Восточная – Куйбышева – Степана Разина – Большакова – 8 Марта – Куйбышева – Вайнера – Радищева – Московская понимается как некий главный центр, где сосредоточено наибольшее количество крупных или престижных объектов торговли, услуг и сопутствующих им учреждений, составляющих понятие «центральная торговая часть города». При этом, ядром такого центра выделяется узел Площадь 1905 года – ул. Вайнера.
Таким образом, можно отметить, что главный торговый центр – это, прежде всего, сложное функционально-планировочное образование, включающее в себя несколько взаимосвязанных территорий высокой концентрации торгового и сопутствующих видов обслуживания, организованных вокруг центрального торгово-пешеходного узла. Такой центр можно понимать как «центральная торговая зона». Вместе с тем приходиться констатировать тот факт, что в городе Екатеринбурге отсутствует выраженная «Центральная торговая зона», способная быть местом проведения досуга и удобного совершения «шопинга» горожанами и гостями города.
Рис.1
Назрела необходимость в целенаправленном создании такой Центральной торговой зоны, которая должна решать вопросы не только комфортного обслуживания населения и удовлетворению потребности в «шопинге», но и которая должна стать одним из главных имиджевых объектов города Екатеринбурга – столицы Уральского федерального округа.
Разработанный и принятый к осуществлению Стратегический план города Екатеринбурга содержит стратегическую программу «Торговые технологии – современная культура потребления», которая призвана обеспечить удовлетворение потребительского рынка Екатеринбурга качественными товарами и услугами. Она предусматривает разработку и реализацию двух основных стратегических проектов, одним из которых является «Центральная торговая зона».
Целью Стратегического проекта «Центральная торговая зона» является формирование в центре города ярко выраженной зоны торгового обслуживания вблизи ул. Вайнера, состоящей из большого количества престижных магазинов, бутиков, торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов, предприятий общественного питания и досугово-развлекательных учреждений.
Улица Вайнера, исторически сложившаяся как главная торговая улица, рассматривается Стратегическим планом как узловая точка создания Центральной торговой зоны, но механическая концентрация предприятий торговли, обслуживания и развлечений на выбранной территории и игнорирование остальной территории, рассматриваемой потенциальным покупателем как центральное торговое пространство города, может привести не только к замедлению процессов формирования ЦТЗ, но и к более серьезным проблемам, влияющим на развитие города в целом.
Можно выделить следующие основные причины, диктующие необходимость формирования особого типа пространства, такого как Центральная торговая зона.
1. Появление нового вида деятельности населения называемого «шопинг».
2. Недостаточно эффективное использование городских территорий центра для удовлетворения «шопинга». Малоэтажная застройка в центре города в условиях рыночной экономики, устаревшие «форматы» торговых объектов, неупорядоченность и случайность размещения предприятий и учреждений обслуживания, отсутствие целенаправленных решений на создание крупных территориальных систем, решающих задачу предоставления услуг, приводит к неэффективному использованию территорий, имеющих высокий экономический и градостроительный потенциал.
3. Несоответствие сложившейся планировочной структуры центра изменяющимся потребностям и возрастающим функциональным нагрузкам на центр города. Кварталы центрального планировочного района имеют сложный функциональный состав, включая жилые участки, промышленные предприятия, торговые, административно-общественные учреждения. В условиях исчерпания пропускной способности транспортных сетей назрела проблема хранения транспортных средств, принадлежащих жителям, проживающим в границах ЦТЗ, и временного хранения транспортных средств, принадлежащих работникам и посетителям ЦТЗ, в совокупности с другими функциями центра.
4. Моральный и физический износ застройки, использующейся для удовлетворения постоянно растущих потребностей населения и «шопинга». Большинство торговых объектов и предприятий обслуживания размещены в зданиях XIX – середины XX вв., которые в своем большинстве изначально не предназначались для торговли, общественного питания и развлечений. Преобладание торговых помещений с малыми торговыми залами и большой плотностью расстановки торгового оборудования, отсутствие современных инженерных систем снижает эффективность развития и комфортность данных торговых предприятий. Объекты торговли, размещенные в зданиях и сооружениях прежних лет строительства, – это стационарные магазины, где соотношение торговых и не торговых площадей составляет 50:50. В новых экономических условиях, когда товар поступает уже в рассортированном и упакованном виде, потребность в торговых площадях увеличивается, а в не торговых сокращается, что приводит к соотношению 80:20, в результате чего магазины подвергаются постоянной активной реконструкции.
5. Возрастание потенциала ценных историко-архитектурных качеств застройки, как фона для «шопинга». В европейских городах огромное значение придается сохранению и восстановлению исторической среды, а также созданию неповторимых торгово-пешеходных зон в центральной части, так как такие зоны являются, прежде всего, имиджевым объектом или лицом города. Сохранение и поддержание в надлежащем состоянии, а также использовании памятников истории и культуры, объединение их в исторически-культурный комплекс в границах Центральной торговой зоны является основной целью в решении задачи повышения привлекательности ЦТЗ, а также создания их выразительного архитектурно-художественного облика. В данный период можно наблюдать активное нарушение целостности исторической среды центра Екатеринбурга, утрату многочисленных памятников истории и культуры в результате нового строительства, а также игнорирование таких объектов в общем архитектурном замысле новых объектов.
Установление оптимальных границ и функционально-планировочной структуры, определение статуса и роли Центральной торговой зоны в системе всего торгового обслуживания города позволит оптимизировать территориальное размещение отдельных видов торгового обслуживания, урегулировать транспортные потоки, снизить транспортную нагрузку на ядро центра города и структурировать потоки потребителей в городе.
Решение проблем сохранения, поддержания в надлежащем состоянии и использовании памятников истории и культуры в интересах ЦТЗ, повышение архитектурно-художественной выразительности и уровня архитектурного благоустройства создаст условия для повышения имиджевых характеристик города, привлекательности центрального района.
Рациональная организация транспортного обслуживания в рамках исторически сложившейся улично-дорожной сети; создание условий ограничивающих поток транспортных средств в центр города, параллельно с введением систем подвозящего транспорта ЦТЗ, и приоритетное развитие общественного транспорта, а также развитие сооружений, обеспечивающих постоянное и временное хранение автомобилей, позволит снизить создавшуюся сегодня напряженность.
Решение проблемы удовлетворения «шопинга» невозможно без формирования особой территории. Отсюда появляется необходимость рассмотрения явления (объекта) Центральная торговая зона, как особой территории, направленной на удовлетворение потребностей населения, определение понятия, структуры и принципов планировочной, функциональной и пространственной организации.
Библиография
1. Санок С.И. Градостроительные основы формирования центральной торговой зоны в г. Екатеринбурге // Стройкомплекс Среднего Урала – 2005.– №3.– с.29-34.
2. Проект центральной торгово-пешеходной зоны города – улицы Социалистической. Пояснительная записка.
3. Это сладкое слово – шопинг // Стиль. Челябинск.– 2005.– №12.
4. Санок С.И., Засухин А.И. Центральная торговая зона. Стратегический проект. – Екатеринбург, 2004.
Ссылка для цитирования статьи
Переверзева Н.В. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ЗОНА – ОБЪЕКТ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ [Электронный ресурс] /Н.В. Переверзева //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №3(19). – URL: http://archvuz.ru/2007_3/4
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная