Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (19) Сентябрь, 2007

Архитектурная практика

Смирнов Андрей Сергеевич

кандидат. архитектуры,
доцент кафедры ОАП
УралГАХА

,

АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА: РУЧНАЯ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ?

Аннотация

В статье, ориентированной на студентов начальных курсов архитектурного факультета, раскрываются эстетические и функциональные особенности ручной и компьютерной архитектурной графики в их связи с процессом проектирования, даются методические рекомендации по выбору и использованию архитектурной графики.

Ключевые слова: архитектурная графика, компьютерная графика

Одна из отличительных особенностей компьютерной графики, по нашему мнению, заключается в том, что любой чертеж, выполненный на компьютере, формально выглядит очень профессионально. Были времена, когда на выработку аккуратности, геометричности, точности линий и пятен чертежа, рисунка антуража и стаффажа у студентов уходили годы учебы. Так же обстояло дело и с изучением начертательной геометрии. Теперь все это может автоматически дать компьютерная программа, на освоение основ которой нужно значительно меньше времени. В условиях традиционной для студентов архитектурного факультета острой нехватки времени компьютерная графика представляется большим искушением.

Часто получается так, что для многих студентов проект – это препятствие на пути к получению диплома и возможности зарабатывать деньги. Поэтому они стремятся как можно быстрее выполнить его, и их выбор в пользу компьютерной графики обусловлен указанной выше причиной. К сожалению, нам нечего возразить им. Эта статья –  в какой-то степени попытка разобраться в вопросе использования компьютерного моделирования в архитектурном проектировании и особенностях эстетики традиционной ручной и компьютерной графики.

Сейчас большинство архитектурных фирм и проектных бюро уже полностью перешло на компьютерную графику, это объясняется тем, что компьютер незаменим в рабочем проектировании. Но есть большая разница между рабочим и эскизным проектами: рабочий чертеж нужен только для того, чтобы передать информацию, а эскизный проект не только передает информацию, но и является произведением искусства, он, как и сам архитектурный объект, соединяет в себе функциональную и эстетическую стороны. Поэтому нам в академии не все равно, в какой графике выполнен эскизный проект. Для нас компьютерная графика – это вопрос эстетики и методики проектирования.

Компьютерная графика более производительна, более быстра и значительно более экономична, чем ручная. Это значит, что она более современна. И все же мы думаем, что пока ручная графика остается вопросом эстетики, она не может устареть, потому что эстетика, на наш взгляд, не устаревает. В самом деле, сейчас мало кому приходит в голову сказать, что Ф.Гери лучше, чем А.Палладио.

Компьютерная графика обладает особенной, своей собственной эстетикой, кроме того, как показывает история последних десятилетий, она неразрывно связана с самим процессом проектирования и в этом, по мнению многих исследователей, ее подлинная сущность. По словам таких мастеров как Ф. Гери, В. Принкс, Х. Свишински, Бен ван Беркель, Эрика ван Эгераат и других деконструктивистов, компьютерное моделирование для них – это образ мышления. Все этапы проектирования эти архитекторы выполняют с помощью компьютера, отсюда и происходят такие впечатляющие результаты.

Так, например, если взять проект концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анжелесе, то Ф.Гери выполнял от руки только первые свободные наброски, больше напоминающие экспрессионистическую графику, чем архитектуру. Далее они сканировались и переводились в 3D модели, с которыми и шла дальнейшая работа (рис. 1). Окончательная компьютерная подача явилась естественным завершением этой работы. Также проектируют и другие деконструктивисты, это проявление их творческой концепции и стиля мышления (рис. 2,3).  


Рис.1. Арх. Ф.Гери. Концертный зал Уолта Диснея, 2003 г.
Фотография взята из книги  Architecture now!/ed. Jodidio Ph..- Koln
: Taschen, 2001


 Рис. 2. КООП Химмельблау. Центр BMW в Мюнхине, 2001-2007 г.
Фотографии взяты с сайта www.coop-himmelblau.at
    


Рис. 3. КООП Химмельблау. Проекты новой филармонии в Париже (2007г.) и кинокомплекса
в Южной Корее (2002-2010 гг.). Фотографии взяты с сайта
www .coop-himmelblau.at 

Поэтому, если вы убежденный сторонник деконструктивизма, то и вам было бы логично использовать компьютер на всех этапах проектирования, а не только для подачи. Во всяком случае, такая позиция кажется понятной и органичной. Кстати, попробовав проектировать таким образом, вы, возможно, измените свое отношение и к этим направлениям современной архитектуры, и к компьютерному моделированию.

Если же архитектура вашего объекта никак не связана с эстетикой компьютерной графики, которая используется только для подачи или противоречит ей, то это может восприниматься как тенденция к нарушению целостности всего проекта. Хотя если речь идет о направлениях современной архитектуры, то в настоящее время такой вариант трудно себе представить.

Если вы руководствуетесь в проектировании эстетикой архитектуры выбора (эклектикой), то было бы логично выбирать графику в зависимости от ситуации. Так, детская игровая площадка может, в соответствии с этой концепцией, выполняться, скажем, в ручной линейной графике с введением цветной отмывки акварелью, а автомобильный выставочный павильон – на компьютере. Архитектура выбора сейчас также рациональна, как и в XIX веке, когда она появилась, поэтому представителей этого направления привлекает возможность создавать эффектную реалистичную графику инженерным способом. Главный принцип архитектуры выбора, который состоит в разделении эстетического и утилитарного, находит свое выражение в том, что разработкой проекта занимается архитектор, а подачей – визуализатор. Таким образом, компьютер позволяет превратить архитектурную графику в вопрос чисто технический (рис. 4). Кроме того, компьютер дает возможность делать стилизации под любой известный вид графики.

Рис. 4. Арх. Н. Фостер. Станция высокоскоростной железной дороги, Италия, Флоренция, 2003 г.
Фотография взята из книги Norman Foster: Monographers on architecture.- Milan: L`Arca Edizioni, 1997

Рис. 5. Арх. Н. Фостер. Проект театра Самуэля Беккета, Оксфорд, 1971 г.
Фотография взята с сайта http://www.fosterandpartners.com

Предположим, что ваша творческая концепция, хотя рационалистична и техноцентрична, но чужда экспрессивности деконструктивистов (концепция архитектуры высоких технологий, например), и вас не интересует создание пространств и форм такой сложности, что это под силу только компьютеру. Вы создаете пространство вполне доступное обычному человеческому воображению и поэтому вам не нужен компьютер на стадии поиска решений. Однако сама эстетика компьютерной графики вполне согласуется с общим строем вашего проекта. Тогда естественно возникает ситуация, когда компьютерная графика используется только в качестве подачи (рис. 5). Хотя стоит заметить, что в 70–80-е годы, когда компьютеры еще не применялись так широко, представители этого направления архитектуры пользовались, конечно, только ручной графикой. Но тогда и сам хай-тек был другим: он лишь изображал те высокие технологии и технику, которых еще не было. Так же, по-видимому, обстояло дело и с графикой хай-тека: она изображала будущую компьютерную графику (рис. 6). Сейчас компьютерная графика, по нашему мнению, является неотъемлемой частью архитектуры высоких технологий. Парадоксально, но Н.Фостер и сегодня иногда использует ручную графику для подачи своих проектов, таким образом, гуманизируя их (рис. 7).


Рис. 6. Арх. Н. Фостер. Башня тысячелетия, Япония, Токио, 1989 г.
Фотография взята из книги
Norman Foster: Monographers on architecture.- Milan: L`Arca Edizioni, 1997

Рис. 7. Арх. Тадао Андо. Церковь на воде, о. Хоккайдо, Япония, 1994 г.
Фотография взята из книги Jodidio Ph. Tadao Ando/ Jodidio Ph.- Koln
: Taschen, 2001

Экологическая архитектура, для которой свойственно привлечение внимания к глобальным изменениям окружающей среды, ориентация на человека и его единение с природой, применение естественных природных материалов, также активно использует компьютер, поскольку он все же видится средством способным решить надвигающуюся экологическую катастрофу, сформировать и поддерживать благоприятную для человека среду.

В последние десятилетия появилось такое направление в современной архитектуре как новый минимализм и связан он, прежде всего, с именем Тадао Андо. Если в центре внимания архитектуры высоких технологий находится техника, а в экологической архитектуре человек, то у Тадао Андо – это природа. Его здания, несмотря на геометричность – это скорее часть окружающего ландшафта, чем самостоятельный архитектурный объект в общепринятом смысле этого слова. Его архитектура оперирует воздухом, светом, небом и землей. Как ясно из названия, в этой архитектуре минимум деталей и минимум всего, и достигается это, по мнению В.А. Иконникова, не путем исключения лишнего, как у Л. Миса ван дер Роэ, а путем обобщения формы до превращения ее как бы в часть земли. Отсюда и подчеркнуто простая геометрия, использование естественных, простых природных материалов. Для Тадао Андо компьютер служит инструментом, помогающим геометризировать, а значит упростить и обобщить архитектурную форму (рис. 8). 


Рис. 8. Отмывка римского дорического ордера, студенческая работа из методфонда кафедры ОАП УралГАХА


Рис. 9. Арх М. Ботта. Дом в Бреганзоне, Швейцария, 1988 г.
Фотография взята с сайта
http://www.botta.ch

По нашему мнению, классическая архитектура и архитектура Ренессанса одинаково хорошо смотрятся как в утонченной ручной, так и в компьютерной графике. Вероятно, это объясняется тем, что компьютерная графика так же рационалистична, как и классика в архитектуре. Если сравнить компьютерную графику с классической европейской живописью, то становится очевидно, что в идеале и та и другая стремятся к полному фотореализму (рис. 9).

Возможно, что вас привлекает рационально-логическое формообразование, идущее, как и в классике, от человека, в котором эстетика важнее функциональной и конструктивной целесообразности, освобожденное от деталей, далекое от эпатажа и направленное на поиск извечных архетипов европейской культуры. В этом случае, также как и в классической архитектуре, возможна как компьютерная, так и ручная графика, но компьютерная все-таки кажется в настоящий момент предпочтительнее (рис. 10).


Рис. 10. Арх. А. Гауди. Дом Батло, 1906 г. Фотография взята из альбома отмывок Gaudi:
Dibuixat pels estudiants de l`Eseola Tecnica Superrior d`Arguitectura de Barcelona: 1985.


Рис. 11. Арх. Р.Вентури. Школа Эдисона, Нью Йорк, 2002.
Фотография взята с сайта http://www.vsba.com  

А вот архитектура А.Гауди, вероятнее всего, может быть нарисована только от руки. Его архитектура настолько чувственна и жива, что компьютерная рациональность кажется с ней совершенно несовместима (рис. 11). Сам А. Гауди, особенно в зрелый период своего творчества, часто не выполнял даже необходимых чертежей, предпочитая обходиться свободными и обобщенными рисунками, а также моделями конструкций.

У Ле Корбюзье не было компьютера, но можно предположить, что если бы он у него был, то он активно пользовался бы компьютерной графикой. Дело в том, что, как вы знаете, одна из основных идей Ле Корбюзье состояла в необходимости экономии и создании дешевых жилищ, а одно из главных достоинств компьютерного моделирования заключается в его эффективности и дешевизне. Несовременность ручной графики состоит именно в ее дороговизне по сравнению с компьютерной.

Ф.Л. Райта называют последним романтиком XX века, но можно предположить, что и он принял бы компьютерную графику и компьютерное моделирование. Ф.Л. Райт считал, и это вполне согласовалось с его концепцией органической архитектуры, что чертежи и рисунки нужны только как средство передачи информации от архитектора к заказчику, как средство ведения переговоров. Таким образом, возможна и такая позиция.

Как уже говорилось вначале, любой чертеж, выполненный на компьютере (имеется в виду не только линейные ортогональные чертежи планов и разрезов, но также полихромные чертежи фасадов, аксонометрия и перспектива) всегда выглядит очень архитектурно. Это объясняется тем, что компьютер по сути своей обеспечивает абсолютную точность всех изображений, в них не может быть случайных линий, фигур и пикселов (исключение составляет тот случай, когда компьютер имитирует ручную графику). А для архитектурной графики точность – это одна из ключевых характеристик, один из главных критериев ее качества в смысле функциональности. Однако функциональность – это еще не все.

 Компьютерная точность в графике оборачивается совершенной завершенностью, и эта особенность генетически присутствует в любом компьютерном чертеже независимо от его качества и стадии выполнения. К компьютерной графике в полной мере применим классический принцип «ни прибавить, ни убавить», как говорил И.В. Жолтовский, в любом своем виде она полностью закончена и благодаря этому внутренне неподвижна. А неподвижность компьютерной графики – это ее неорганичность в райтовском смысле этого слова.

По-видимому, у разработчиков и пользователей пакетов программ компьютерной графики всегда присутствовало ощущение этой ее ограниченности, и огромное количество фильтров, скажем, в Photoshop, имитирующих ручную графику – это попытка преодолеть эту ограниченность. Мы допускаем, что можно воспользоваться компромиссом, который предлагает корпорация Adobe Sistems, но тогда ваш проект приобретет несколько театральные черты. Стоит добавить, что подобный вариант вполне приемлем в архитектуре постмодернизма, поскольку создает двойственность: это, как бы, и ручная и компьютерная графика одновременно.

Хорошая ручная архитектурная графика обладает условной точностью, она не фотографична и благодаря этому, как нам кажется, значительно более органична, чем компьютерная. В этом и состоит парадокс: ручная графика по своей сути более человечна, свободна и подвижна, ближе к природе, более экологична, чем компьютерная, и благодаря этому кажется в чем-то даже более современной.

Получается, что ручная графика благодаря масштабности человеку и органичности, гораздо более гуманна, чем компьютерная. При этом мы совершенно не спорим со вкусами тех, кого привлекает именно захватывающая дух немасштабность, логичность, рационализм, фантастическая скорость и завершенность компьютерной графики. Мы лишь хотим подчеркнуть, что ручная графика обладает уникальными свойствами, которых лишена компьютерная графика, и наоборот.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что, по сути дела, нам не важно, какую графику вы выбираете – нам важно, чтобы этот выбор не был случаен.

Библиография

1. Architecture now! / ed. Jodidio Ph.– Koln: Taschen, 2001.

2. Gaudi: Dibuixat pels estudiants de l`Eseola Tecnica Superrior d`Arguitectura de Barcelona: 1985.

3. Norman Foster: Monographers on architecture.– Milan: L`Arca Edizioni, 1997.

4. Jodidio Ph. Tadao Ando/ Jodidio Ph.– Koln: Taschen, 2001.

Ссылка для цитирования статьи

Смирнов А.С. АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА: РУЧНАЯ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ? [Электронный ресурс] / А.С. Смирнов // Архитектон: известия вузов. – 2007. – №3(19). – URL: http://archvuz.ru/2007_3/7 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.09.2007
Просмотров: 106