Архитектон: известия вузов. №4 (20) Декабрь, 2007
Теория архитектуры
Шипицына Ольга Александровна
кандидат архитектуры, доцент,
профессор кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова.
ORCID 0009-0002-8606-8198
Россия, Екатеринбург, e-mail: oshipits@usaaa.ru
К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ УРАЛА
Аннотация
Ключевые слова: моделирование архитектурно-исторической среды, архитектурные ансамбли промышленных предприятий Урала, Баранчинский завод
Специфика развития архитектурной системы уральского региона во многом была обусловлена интенсивным строительством промышленных предприятий в начале XVIII века. В короткий промежуток времени были созданы заводские комплексы, сформированные по единым планировочным принципам. Направленность региональной архитектуры на создание промышленных архитектурных комплексов подтверждается и тем, что в начале XIX века при участии приехавших на Урал профессиональных архитекторов на территории уже существовавших заводов были сформированы архитектурные ансамбли, построенные в соответствии с принципами классицизма. В дальнейшем именно эти архитектурные ансамбли явились теми центрами, вокруг которых происходило развитие и усложнение структур промышленных предприятий. Кроме того, архитектурные ансамбли промышленных предприятий являлись смысловыми и пространственными доминантами поселения. Следовательно, для сохранения неповторимости индустриального наследия Урала важно учитывать специфику развития архитектурной системы уральского региона, которая выражается в ориентации архитектуры на создание законченных ансамблей промышленных предприятий. Восстановить утраченные в настоящее время промышленные архитектурные ансамбли Урала становится возможным при помощи методики ценностного моделирования архитектурно-исторической среды малого уральского города.
За редким исключением большинство уникальных промышленных архитектурных ансамблей Урала нуждается в восстановлении, так как в их структуре либо утрачены ведущие элементы, либо сохранилась лишь доминанта, а фоновые объекты уничтожены. Поэтому ценностное моделирование предполагает выявление значимости утраченных элементов архитектурного ансамбля и обоснование их восстановления как визуальных акцентов архитектурно-исторической среды.
Процесс выявления ценностного статуса утраченных и еще сохранившихся элементов архитектурного ансамбля предусматривает несколько этапов.
Первый этап. Выявление градостроительной ценности архитектурного ансамбля в планировочной структуре исторически сложившегося поселения, его архитектурной среде.
Второй этап. Выявление пространственных качеств самого архитектурного ансамбля в разные периоды его существования и определение перспектив современного использования исторической части завода.
Третий этап. Выявление приемов, позволяющих восстановить или улучшить существующее пространство утраченного промышленного архитектурного ансамбля.
По результатам проведенного исследования составляется пространственная модель, в которой на концептуальном уровне восстанавливаются ценностные качества архитектурного ансамбля завода в среде исторического центра, а существующее в настоящее время пространство адаптируется к современным потребностям города. На основе предложенных в пространственной модели теоретических рекомендаций разрабатывается проект реабилитации промышленного архитектурного ансамбля в структуре города с использованием образных характеристик утраченных объектов при проектировании новых зданий. При этом восстановленное пространство бывшего промышленного архитектурного ансамбля наполняется новым содержанием, а вновь запроектированным зданиям придается актуальная для города функция (промышленная, общественная, развлекательная и т.п.).
Целесообразно применять методику ценностного моделирования архитектурно-исторической среды при восстановлении архитектурных ансамблей исторических центров малых городов Урала, в которых утрачены ведущие элементы градостроительной композиции. В связи с этим данная методика была применена для восстановления сформировавшегося к концу XIX века архитектурного ансамбля Баранчинского завода, структура которого в настоящее время разрушена, а доминирующие элементы (корпуса домен и литейного двора) утрачены. Разработке проекта восстановления этого уникального промышленного ансамбля Урала предшествовало изучение истории формирования и современного состояния Баранчинского завода, что позволило в последующем теоретическом исследовании определить ценностные качества как пространственной структуры завода в целом, так и отдельных его элементов.
В процессе изучения истории Баранчинского завода с момента основания в 1747 году до начала ХХ века были выявлены основные этапы эволюции пространственной структуры его архитектурного ансамбля (рис.1) [1]. В так называемый доархитектурный период (с 1747 г. по начало XIX века) были заложены основные принципы функциональной организации завода. В это время структуру завода во многом определяла технология производства металла, а архитектурные качества организации пространства отходили на второй план (рис.1, а, б).
Рис.1. Эволюция структуры архитектурного ансамбля Баранчинского завода
Во втором десятилетии XIX века начинается собственно архитектурный период в истории Баранчинского завода, связанный, в том числе, и с приездом на завод выпускника Петербургской академии художеств архитектора А.З. Комарова. Этот период в эволюции структуры архитектурного ансамбля Баранчинского завода можно разделить на три качественных этапа. На начальном этапе архитектор при замене деревянных корпусов на каменные не пытался изменить планировочную структуру завода, а лишь предлагал новое объемное решение производственных зданий в стилистике классицизма (рис.1,в).
Однако уже в 30-е годы XIX века на втором этапе этого периода появляется качественно иной проект, в котором архитектор использовал основные принципы стиля «классицизм» уже и на планировочном уровне, создав регулярную планировку доменного комплекса Баранчинского завода (рис.1,г). «Две доменные печи, разделенные помещением воздуходувных машин, являлись центром композиции. Эти печи были для своего времени новым словом доменной техники, имели высоту около 15 м. К доменным печам примыкал литейный двор для выпуска чугуна длиной 21 м и шириной 10,5 м. По обеим сторонам литейного двора и доменных печей симметрично располагаются помещения для литья чугунных изделий» [2,С.37]. В результате был создан выразительный архитектурный ансамбль доменного комплекса Баранчинского завода, вобравший в себя характерные черты классицизма, а именно симметрию, замкнутость пространства, завершенность и статичность композиции (рис.2).
Рис. 2. Общий вид архитектурного ансамбля
доменного комплекса Баранчинского завода,
вторая половина XIX века
Третий этап в эволюции структуры архитектурного ансамбля был связан с очередной реконструкцией завода, проведенной в 1896-1898 годы под руководством инженера-архитектора А.Н. Кузнецова. Построенные вновь и реконструированные здания и сооружения изменили планировочную структуру Баранчинского завода, весьма обогатив его образную палитру.
Доменный комплекс, возведенный по проекту А.З. Комарова, не потерял своей роли и остался центром композиции архитектурного ансамбля. Внесенные А.Н. Кузнецовым изменения не разрушили существовавший архитектурный ансамбль, еще более усилили его композиционные качества, доведя их до логического завершения (рис.1, д).
Реконструкции подверглись только корпуса, примыкавшие к литейному двору.
Рис. 3. Общий вид архитектурного ансамбля
Баранчинского завода, конец XIX века
Здания окрасочной и укупорочной снарядов и кузницы были построены параллельно плотине и завершали пространство, образованное доменным корпусом и расположенными по разные стороны от литейного двора корпусами. Образованное общее внутреннее пространство связало воедино наиболее важные здания и сооружения завода. Такое расположение вновь построенных цехов стало возможным с введением на заводе нового типа энергии – паровой. Итак, в конце XIX века под руководством А.Н. Кузнецова было фактически завершено формирование уникального архитектурного ансамбля Баранчинского завода (рис. 3).
Во втором десятилетии ХХ века под руководством управляющего Баранчинским заводом И.П. Введенского была предпринята очередная реконструкция, в рамках которой предусматривалось переустройство старых домен с увеличением их мощности, введение колошникового подъемника и устройство дополнительных аппаратов Каупера. Проводимая реконструкция домен объяснялась тем, что «предлагаемое расширение доменного производства в Баранчинском заводе повлечет за собой вместе с увеличением высоты и полезного объема домен также и переустройство существующих колошниковых площадок, кровли над колошниковыми площадками и, кроме того, устройство нового соединительного моста» [3]. Предполагалось увеличение высоты доменных корпусов до 21 метра. С февраля 1916 года начались подготовительные работы по расчистке места для строительства новых сооружений и разборке старой домны № 2. Намечалось закончить перестройку этой печи и повышение корпуса к июлю 1917 года, а затем повысить домну № 1. Строительство затянулось, реконструкция домен с возведением новых обслуживающих их сооружений не была закончена в срок, а дальнейшее изменение ситуации в России не позволило завершить проект. Таким образом, по стечению обстоятельств с разрушением доменного комплекса был утрачен и уникальный промышленный ансамбль Урала.
Проведенное ретроспективное исследование этапов формирования Баранчинского завода помогло определить ценностные качества как архитектурного ансамбля в целом, так и отдельных его зданий. Во-первых, историческая и архитектурно-художественная ценности этого промышленного ансамбля состоят в том, что его пространственная структура, сформированная к концу XIX века, есть результат работы многих инженеров и архитекторов. Находясь первоначально в зависимом положении от технологии и функции, создатели Баранчинского завода в дальнейшем выработали принципы формирования структуры ансамбля и форму архитектурных объектов, руководствуясь художественно-эстетическими требованиями и концепциями определенной эпохи. Во-вторых, в структуре архитектурного ансамбля Баранчинского завода особой исторической, архитектурно-художественной и градостроительной ценностями обладал доменный комплекс, так как он являлся композиционным и смысловым центром, а также визуальной доминантой пространства. Высокие корпуса доменных печей служили ориентиром в пространстве завода и поселения. В свою очередь, само промышленное предприятие являлось центром композиции поселения и притяжения людей. В настоящее время ценностный статус архитектурного ансамбля Баранчинского завода изменился в связи с разрушением его доминирующего элемента – доменного комплекса.
Исследование архивных документов позволило определить те сложившиеся обстоятельства, которые повлекли за собой разрушение пространственной структуры архитектурного ансамбля Баранчинского завода. В первую очередь на плачевное положение исторической зоны Баранчинского завода повлияла последняя реконструкция, которая не была доведена до конца. Затем в течение всего ХХ века происходило постепенное разрушение сформированного к концу XIX века архитектурного ансамбля Баранчинского завода.
Рис. 4. Сопоставление состояния зданий Баранчинского завода: а) здания домен, паровых
котлов и паровых воздуходувных машин, конец XIX века; б) сохранившиеся корпуса, конец ХХ века
Проведенное натурное обследование современного состояния Баранчинского завода показало, что разрушены корпуса домен и литейного двора, а также располагавшаяся с левой стороны литейная фабрика. При сопоставлении исторических фотоматериалов и результатов натурного обследования видно, что именно корпуса домен были теми доминантами, вокруг которых и формировалась объемно-пространственной композиция. Разрушение этих доминант привело к ухудшению композиции сохранившихся корпусов завода (рис.4). Значительным изменениям подверглись и другие сохранившиеся сооружения завода. Замыкающие двор здания отделки и укупорки снарядов и кузницы, которые раньше стояли отдельно, были сблокированы и обстроены вспомогательными зданиями. Обстроена вспомогательными зданиями и механическая фабрика [4]. За этими не представляющими художественной ценности вспомогательными зданиями не виден исторический фасад механической фабрики (рис.5).
Рис. 5. Общий вид сохранившихся зданий Баранчинского завода со стороны вешняного прореза, конец ХХ века
В результате перечисленных изменений произошла качественная трансформация внутреннего пространства архитектурного ансамбля Баранчинского завода, а также с разрушением доменного комплекса была утрачена и визуальная доминанта архитектурно-исторической среды поселения. Таким образом, в сложившейся ситуации наиболее оптимальным будет восстановление, прежде всего, градостроительной и архитектурно-художественной ценностей архитектурного ансамбля завода в структуре исторического центра поселения. При таком подходе в архитектурно-историческую среду будет возвращена пространственная и смысловая доминанта, обладающая образными характеристиками существовавшего в конце XIX века доменного комплекса.
Восстановление разрушенного ансамбля Баранчинского завода, в первую очередь как визуального акцента архитектурно-исторической среды поселения, становится возможным при возведении нового общественного комплекса, по своим формам и масштабу напоминающего уникальный исторический промышленный ансамбль. При таком решении сохраняются пространственная и градостроительная функции доменного комплекса в среде поселения и старый образ зданий.
Проект восстановления архитектурного ансамбля Баранчинского завода с использованием метода ценностного моделирования нуждается в дополнительном описании (рис.6). Вместо утраченных доменного корпуса и примыкавшего слева здания литейной фабрики строится новое здание, и тем самым восстанавливается пространство существовавшего ансамбля. Однако оно будет более свободным, в отличие замкнутого пространства исторического архитектурного ансамбля. Сохраняются старые объемно-пространственная композиция ансамбля, образ зданий, и в то же время новые здания будут выполнять новую функцию. В оболочку промышленных зданий внедряется новая функция – общественного центра и музея. Там, где ранее размещался литейный двор, теперь будет городской клуб с библиотекой и киноконцертным залом, в зданиях самих домен будет находиться музей. Стены ранее существовавших домен полностью не восстанавливаются. Помещения находятся только в верхней части на высоте 12 метров. Для объединения помещений двух домен существует переход, с земли можно подняться с помощью винтовой лестницы и лифта, расположенных по центру. Новое здание доменного корпуса характерно тем, что воссозданы наиболее выразительные элементы купола домен и фронтон литейного двора. Воспроизведя их, можно восстановить первоначальную композицию. Однако само здание предполагается возводить из совершенно новых материалов. При этом сохранены пропорции старых зданий, а поэтому останется прежней их пространственная роль в архитектурном ансамбле и структуре города.
Рис. 6. Проект восстановления архитектурного ансамбля Баранчинского завода с использованием метода ценностного моделирования
В результате такого проектного решения в архитектурном ансамбле организуется «приоткрытое пространство» (термин А. Бабурова) [5]. При организации такого типа пространства, на первый взгляд, замкнутый двор оказывается связанным с внешним пространством через новое здание домен, стены которых полностью не восстанавливаются. Внутреннее пространство двора приоткрыто во внешнюю среду поселения. Приоткрытым становится внутреннее пространство самих зданий, так как при смене функции меняется и подход к его организации. Находясь во внутреннем пространстве современного общественного здания-музея, человек воспринимает архитектурный ансамбль в целом. Для этого были использованы определенные приемы: винтовая лестница – яркий элемент взаимодействия внутреннего и внешнего пространства, купола домен – стеклянный купол открывает пространство вверх, смотровая вышка на месте другого купола дает возможность панорамного обзора архитектурного ансамбля. Таким образом, само здание вовлечено в процесс восприятия восстановленного пространства архитектурного ансамбля.
Однако реализация разработанного проекта требует значительных капиталовложений, так как необходимо построить ряд новых зданий и реконструировать существующие здания, изменив их функцию. Поэтому использование разработанной методики ценностного моделирования для исследования и восстановления промышленных ансамблей Урала станет возможным в будущем при изменении отношения к индустриальному наследию в нашей стране. Причем, методика ценностного моделирования архитектурно-исторической среды позволит перейти от охраны отдельных памятников индустриальной культуры и архитектуры к сохранению и восстановлению целых комплексов зданий и сооружений в контексте визуально-пространственных ансамблей городов и поселений уральского региона. А учет индивидуальных особенностей развития конкретных заводов обеспечит восстановление многообразия архитектурно-исторической среды городов Урала.
Библиография
1. Холодова Л.П., Шипицына О.А. История и эволюция архитектурного ансамбля Баранчинского завода // Стройкомплекс Среднего Урала, 1999, № 3-4. – С. 40-42.
2. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – 214 с.
3. ГАСО, Ф. 24, оп. 14, дело 923.
4. Холодова Л.П. Промышленное предприятие и архитектурное наследие // Развитие промышленной архитектуры Урала. – М.: МАРХИ, 1989. – С. 5-15.
5. Бабуров А. О природе архитектурного ансамбля // Архитектура СССР, 1987, № 2. – С. 84-89.
Ссылка для цитирования статьи
Шипицына О.А. К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ УРАЛА [Электронный ресурс] /О.А. Шипицына //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №4(20). – URL: http://archvuz.ru/2007_4/2
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная