Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (21) Март, 2008

Теория архитектуры

Рюрикова Зоя Александровна

аспирантка.
Научный руководитель: профессор А.А. Гаврилина.
МАРХИ

,

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются процессы, наиболее важные с точки зрения перспектив развития временных сооружений. Проанализирован павильонный бум г. Нижнего Новгорода, как один из важных аспектов, влияющих на городскую среду конца ХХ – начала ХХI веков. Представлена общая схема зависимости «объект-среда-процесс» для временных сооружений.

Ключевые слова: архитектура, типология, специфика временных сооружений

При рассмотрении особенностей капитальных зданий: их типологии, конструктивных схем, градостроительной роли и т д. редко принимается во внимание такая важная составляющая, как социальная жизнь городского сообщества. Это объясняется тем, что различные процессы общественного характера слабо отражаются на капитальной застройке. Сформировавшись в улицы, площади бульвары, она неподвижна всегда – при смене власти или сезона, при новых изобретениях или при появлении новой массовой потребности. Для адаптации городского пространства к различным общественным флюктуациям возникают временные сооружения, городское оборудование. Всевозможные социально-экономические процессы бывают, как привлекательными для человека, так и нежелательными. При позитивных процессах временные сооружения могут усиливать уровень благоприятности, в том числе, создавая качественно новые положительные последствия, как сиюминутного, так и отдаленного характера. При негативных процессах временные сооружения, с одной стороны, могут их усугубить, а с другой стороны – участвовать в преодолении неблагоприятных последствий.

Анализ различных категорий социально-экономических процессов и роли в них временных сооружений выявил среди них те, которые заслуживают более детального рассмотрения с точки зрения перспектив развития. В частности, временные сооружения для культурно-массовых мероприятий продемонстрировали тяготение к совершенствованию конструктивно-технологических схем, а также улучшению эстетических качеств. Это связано в значительной мере с массовым привлечением дизайнеров профессионалов в эту сферу.

Временные сооружения для туризма и отдыха достаточно активно «откликаются» на быстро формирующиеся новые запросы (возникновение функционально новых видов досуга). При этом одной из главных целей выступает создание сооружений, значительно повышающих качество и эффективность развлекательного, оздоравливающего и познавательного времяпрепровождения. Не меньшее значение сегодня имеет конструктивно-технологический аспект развития временных сооружений, обслуживающих эту сферу. Так, например, повсеместно наблюдается уменьшение массы, ускорение, упрощение монтажа и демонтажа туристических палаток. Кроме того, уже заметен рост качества временных сооружений, связанных с туризмом и размещаемых в городской среде, в том числе исторической.

Основные тенденции развития архитектуры временных сооружений, используемых при катастрофах и в других чрезвычайных ситуациях, имеют конструктивно-технологический характер: происходит совершенствование сооружений за счет слияния внешней оболочки несущего каркаса с внутренним оборудованием, расширяются возможности применения готовых изделий и их элементов в труднодоступных местах, в частности, при необходимости экстренного развертывания.

В случае событий политического характера наблюдается тенденция к внешней образно-художественной стилизации, основным выразителем которой являются колористические решения. Достаточно вспомнить последние «революции» на Украине, в Грузии, которые приобрели не только символический, но и физически натурализовавшийся цвет.

 Временные сооружения, предназначенные для различных видов трудовой деятельности человека, прежде всего хозяйственной и научно-исследовательской, развиваются главным образом в конструктивно-технологическом направлении. В связи с обычной неподготовленностью и неблагоприятностью условий в местах их возведения, сформировалась необходимость в максимальной заводской готовности и простоте сборки. Можно ли говорить о появлении функционально новых сооружений для обслуживания этой сферы – покажет ближайшее будущее, в котором просматривается надежда на преодоление негативных последствий социально-экономических преобразований, проводимых в стране.

Скорее всего, будет увеличиваться значимость временных сооружений и их влияние на характер городской среды в связи с ростом творческой составляющей городских сообществ. Уличные выставки и конкурсы, дизайнерские инсталляции, временно экспонируемые скульптуры и другие мероприятия, насыщающие городскую среду и получающие всё более широкое распространение, требуют обеспечения соответствующими конструкциями. Учитывая уникальность и творческий характер подобных событий, можно уверенно прогнозировать отход от типовых композиций и предпочтения авторским временным сооружениям, что непременно повлечет за собой повышение эстетических и гуманистических качеств городской среды в ближайшем будущем.

Временные сооружения, используемые во время войн и конфликтов, обычно принимающие вид лагерей для беженцев, командных пунктов, полевых госпиталей и т.п., сегодня почти не подвержены классифицированию, так как имеют неявные внешние отличия. Думается, назрела необходимость более четкого внутривидового различия по морфологическим признакам в целях исключения военных ошибок, облегчения доставки и распределения гуманитарной помощи, а также их более эффективного функционирования. Несомненно, требуется более широкое вовлечение общества в создание данной группы объектов, в том числе, проведение открытых конкурсов для дизайнеров.

На фоне и по причине экономического кризиса в нашей стране временные сооружения получили небывалое распространение, что можно назвать «павильонным бумом». На этом социально-экономическом процессе хочется остановиться подробнее: его признаки проявились в абсолютном падении производства, росте безработицы, товарным дефицитам и прочее. Всё это были объективные причины для развития малого предпринимательства, основанного на спекулятивных операциях. Период бурной коммерциализации российских городов, в том числе Нижнего Новгорода, характеризовался вначале хаотичной, а впоследствии более упорядоченной уличной торговлей. За короткое время в городе появилось большое количество рекламы, а также масса временных торговых объектов.

15 мая 1996 года Нижегородской администрацией было издано распоряжение «Об упорядочении торговли в Нижнем Новгороде». В нем, в частности, разъяснялся порядок выделения участков в городе под строительство торговых павильонов. Экономическая нестабильность, нерешительность властей, в том числе и архитектурных, а также отсутствие законов в отношении земли, и уж тем более земли городской, вызвало решение о выделении небольших участков торгующим фирмам и индивидуальным предпринимателям в основном на короткий промежуток времени (3 года), поэтому сооружения возводились временные, легко демонтируемые. Так в городе появился новый класс сооружений – временный торговый павильон, который стал широко сегодня распространен.

"Павильонный бум" достиг своей высшей точки в 1998 – 2000 годах и постепенно стабилизировался. В 2004 году в городе не осталось ни одной улицы без павильонов, как единичных, так и их комплексов. Это обусловлено состоянием в нашей экономике, которая не могла не повлиять на пути развития архитектуры городов. Павильонный бум стал предтечей строительного бума в индустриальных городах России.

Взрывное появление множества временных павильонов в 1996 году в больших городах несколько видоизменило городскую среду за счет заполнения множества всегда существовавших в ней "пустот".

Схема 1. Количественная динамика изменение временных объектов в период
«павильонного бума» в Нижегородском р-не г. Нижнего Новгорода

 

В центральном районе г. Нижнего Новгорода в 1995 году насчитывалось около 39 временных сооружений постоянного использования. К 2000 году эта цифра увеличилась более чем в 3 раза и достигла 149 объектов. К 2005 году количество временных сооружений увеличилось незначительно – до 153 объектов. С 2006 года в районе не было построено ни одного нового торгового павильона, зато начался их тотальный снос. Можно сделать предположение, что к 2012 году число временных объектов на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода вернется к уровню, близкому 1995 году.

По сравнению с 1995 годом план Нижнего Новгорода с отмеченными на нем временными сооружениями похож на зацветшую цветочную клумбу. Если в 1995 году основные временные сооружения это киоски «Союзпечать» и «Мороженое», которые располагались вблизи остановок общественного транспорта, то в 2000 году это в основном павильоны продуктов питания, имеющие торговый зал и располагающиеся везде, где наблюдалась концентрация людского потока

Как уже было отмечено выше, временные сооружения чутко «реагируют» на различные общественные изменения. Начиная с 1996 года, в России наблюдается потребительский бум, который сменил период дефицита различных товаров. Начавшаяся эпоха потребления, как процесс имеет неоднородную структуру. Например, в 1996 году наблюдался так называемый «шоколадный бум» – в страну хлынули из-за рубежа многочисленные изделия из шоколада. Соответственно, в городской среде появилось множество сооружений торгующих этой продукцией. Последовательность потребительских бумов, когда тот или иной вид товара или услуг наиболее был востребован, соответствовал развитию того или иного типа временного сооружения.

Расцвет лотерейного бизнеса в 1998 году в Нижнем Новгороде повлек распространение лотерейных киосков и уличных торговых точек, представляющих собой стол под зонтом и стул для продавца. Приблизительно в 1999 году появилось множество предприятий, оказывающих услуги автомобилистам, так как в стране появилось множество подержанных иномарок. Для автосервисов начали приспосабливать существующие гаражи, ангары и возводить новые сооружения, часто временного характера. Относить ли автозаправочные станции к временным объектам – вопрос спорный, но конструктивно они тяготеют к временным. Как правило, станция состоит из навеса и павильона для приема оплаты и магазина. Большое количество автозаправочных станций появилось в 2002 году.

Большое развитие получил рынок мобильной связи: начиная с 2004 года, многие продуктовые павильоны сменили свою функцию на торговлю сотовыми телефонами и прием платежей за сотовую связь. Внешне они также приобрели соответствующую символику, сменили цвет, вывеску и т.д.

2005 год обозначился в жизни временной архитектуры Нижнего Новгорода появлением новых игровых киосков и переоборудование старых продуктовых павильонов под игровые залы. Как только процесс набрал силу – с ним тотчас же начали бороться. В 2006 году киоски исчезли, так же как и часть павильонов с игровыми автоматами. Увеличение значимости «электронных кошельков» и снижение использования наличных денег в последнее время привели к появлению в городе многочисленных банкоматов для совершения различных финансовых операций.

За 2006 год значительно поменялся видовой состав автомобилей, имеющихся у населения. Если ранее преобладали отечественные автомобили и подержанные иномарки, то теперь по городу ездит большое количество новых дорогих иностранных автомобилей. Это говорит о всё большем расслоении общества на богатых и бедных, а также о развитии практики потребительских кредитов. В Нижнем Новгороде за 2006 год появилось более десятка автосалонов, которые также можно назвать временными сооружениями в конструктивном аспекте.

Такую чуткость к потребительским приоритетам можно отнести к специфике существования временных сооружений в городе. В течение своего цикла существования они могут иметь не одну функцию. Функции могут меняться в связи с экономической целесообразностью, сменой хозяина, появления новых потребностей. В этом состоит их податливость к общественным изменениям.

Эмоциональное воздействие временных сооружений на человека происходит не только за счет внешних особенностей отдельно взятого объекта, но и в общем городском средовом контексте. К городскому пространству сегодня редко относятся внимательно и дружелюбно. В результате чего в большинстве оно производит впечатление загроможденности. Кроме зданий,нa улицах присутствует множество инженерных сооружений, городского оборудования, коммерческих объектов, которые далеко не всегда эстетически привлекательны, а зачастую просто уродливы или не гармонируют друг с другом.

Когда в 1996 году стали появляться временные торговые павильоны, многие жители города отрицательно восприняли «новичков». Их происхождение в народе считали криминальным, а ассортимент товаров не вызывал доверия. Но по прошествии некоторого времени павильоны прижились и стали неотъемлемой частью жизни горожан. Они принесли с собой, в первую очередь, удобство в плане максимального приближения товаров первой необходимости к местам концентрации потребителя и стимулировали экономическую активность граждан.

По мере стабилизации экономики и установления государственной законодательной системы относительно городской земли, по мере увеличения доходов среднего горожанина изменяется и городское пространство. Сегодня мы видим, что временных сооружений становится все меньше, следовательно, городская среда ими вполне насыщена. В тоже время в городе все больше и больше появляется продуктовых супермаркетов, гипермаркетов и многопрофильных торговых центров-мультиплексов. Если с 1996 по 2001 годы преобладающим новым торговым сооружением был торговый павильон, то в 2001-2004 годах – супермаркет, в 2002-2006 годах самым распространенным новым торговым сооружением стал торговый центр, следующий виток – появление мультиплексов. Расцвет больших супермаркетов приведет к неизбежной ликвидации временных сооружений, владельцы которых будут не в состоянии идти на дальнейшее снижение цен.

Финальным аккордом в спаде павильонного бума на территории Нижнего Новгорода стало Постановление Правительства Нижегородской области от 31 июля 2007 г. N 263 "Об утверждении Концепции размещения временных сооружений на территории города Нижнего Новгорода". В документе определен срок функционирования стационарных временных объектов до 1 января 2010 года и запрет на возведение новых.

Тем не менее, в таких экономически нестабильных странах, как наша, «антикризисная архитектура», то есть временные сооружения, всегда будут процветать в той или иной форме (сегодня мы наблюдаем увеличение числа торговых автоприцепов). Они – как индикатор состояния общества и показатель нестабильности, постоянной готовности к передислокации. Стабилизация экономической ситуации в стране оставит лишь небольшую часть временных сооружений, без которых городу просто не обойтись. Это главным образом санитарные сооружения, небольшое количество справочно - торгово - обслуживающего направления, что мы сейчас и наблюдаем в городах развитых стран.

Схема 2. Причинно-следственная связь «Объект-среда-процесс» для временной
архитектуры

Ссылка для цитирования статьи

Рюрикова З.А. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АРХИТЕКТУРЫ [Электронный ресурс] /З.А. Рюрикова //Архитектон: известия вузов. – 2008. – №1(21). – URL: http://archvuz.ru/2008_1/5 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 28.03.2008
Просмотров: 84