Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (22) Июнь, 2008

Теория архитектуры

Злобин Виталий Витальевич

магистран.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Е.В. Конева.
УралГАХА

,

Самарин Александр Вячеславович

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Е.В. Конева.
УралГАХА

,

Шадрина Анастасия Викторовна

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Е.В, Конева.
УралГАХА

,

ПРОБЛЕМА УЧЕТА НАРРАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ГОРОДА

Аннотация

Социокультурное пространство города во все времена формируется на основе множества смысловых структур, большинство из которых – нарративы. Именно поэтому, формируя образ города, необходимо учитывать наличие мифологизированного представления о нем. В статье раскрываются особенности осуществления этого процесса с точки зрения учета городского прошлого (исторического контекста), а также предлагается принцип разработки сценария будущего развития города, на основе использования нарративного потенциала средового контекста действительности.

Ключевые слова: социокультурное пространство города, нарратив, семантическое ландшафт

«В своей традиционной форме история
есть превращение памятника в документ.
<...> Современная же история –
это механизм, преобразующий документ в памятник»
Мишель Фуко [1]

В современных условиях урбанизации необратимым процессом становится осознание города как места активного взаимодействия сюжетов его развития. Для расстановки акцентов в работе с имиджем города, выявления его потенциала и сценариев его реализации необходим последовательный подход к анализу историко-культурного содержания. Восстановление исторических событий, привнесение их ретроспективных моделей в городское пространство наших дней требует наличия соответствующей методики, где учитывались бы большинство пространственных, объемно-планировочных, предметных элементов города и взаимодействия между ними. Большинство современных разработок по этой проблематике носят, как правило, «локальный» характер и, как следствие, внесистемный характер.

Для работы с историко-культурным содержанием среды необходимо оперировать структурными понятиями, поддающимися четкому последовательному определению. Понятия «миф» или «легенда», часто употребляемые в литературе, посвященной городскому имиджу, имеют слишком много параллельных коннотаций. Поэтому предлагается ввести понятие «нарратив» как наиболее подходящий термин в работе с историческими событиями, формирующими некий текстовый материал, поддающийся архитектурно-градостроительной интерпретации (рис.1).


Рис.1. Семантический ландшафт города

Термин «нарратив» в контексте городской среды может быть, с одной стороны, определен как некий вариант устного народного творчества, история или рассказ, устойчиво связанные с неким материальным объектом или пространством в городе и видоизменяющиеся по прошествии времени [2,с.3]. Такой вариант нарратива предполагает наличие исходного события, некоторой точки отсчета в историческом контексте, из которой вырастает внепространственная структура или конструкция, принадлежащая месту и повествующая о событии; при этом с течением времени данная структура может исказиться так, что не будет иметь уже никакой связи с так называемой «исторической правдой» [2]. Однако может быть выявлена и другая модификация нарратива – это полностью искусственная конструкция, опирающаяся на некоторое историческое событие, но не относящаяся к конкретному материальному объекту или пространству в городе. Такой синтетический нарратив, создаваемый преднамеренно, имеет большее отношение к будущему, нежели к прошлому, в настоящем ему не на что опираться; подобный нарратив также продуцирует возможные варианты развития городской среды и, будучи явлением сугубо нематериальным, оказывает влияние на ее объемно-пространственную, материальную структуру (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь исторических и синтетических нарративов

Происхождение нарративов такого типа, функционирующих в современном Екатеринбурге в качестве устойчивых представлений, характерных для большинства жителей города, довольно трудно определить. Скорее всего, представление о том, например, что «Екатеринбург – третья столица» является результатом успешного PR-хода, оно прочно укоренилось в сознании жителей в качестве идиомы, не влекущей за собой никакого практического последствия.

Работая над формированием имиджа города, необходимо учитывать наличие такого мифологизированного представления о нем, выраженного хаотично рассеянными в социокультурном пространстве нарративными элементами двух вышеопределенных типов. Очевидно, что если нарративы, искусственно продуцируемые для создания и развития какой-либо концепции будущего образа города, определяют структурные изменения его материального облика, то нарративы, тяготеющие к историзму, к мифологизации пространства, к легенде места или объекта, ставят условие необходимости сохранения и реконструкции этих пространств и объектов. Таким образом, проектировщик, столкнувшийся с определенным сопротивлением материальной среды, насыщенной нарративами, должен отдавать себе отчет в том, что он работает не только с объектами и пространствами как таковыми (что составляет непосредственно сферу интересов архитектуры и градостроительства). Работа по созданию образа города (по существу, имиджмейкинг) – это, во-первых, учет городского прошлого, исторического контекста (инерция среды) и, во-вторых, разработка сценария будущего (вектор развития среды). Вплетая «исторические» и «безопорные» нарративы в средовой текст, проектировщик участвует в написании истории города, актуальной на данный момент, непосредственно сейчас, но предполагающей одновременный охват городского прошлого и возможность заглянуть в его будущее.

В чем принципиальная разница между вышеупомянутыми видами нарративов, присутствующих в городской среде? В конечном счете, это просто вербализованные представления о среде, в той или иной форме известные подавляющему большинству жителей города. Однако, создавая образ города, мы столкнемся с тем, что происхождение нарратива, из которого мы будем извлекать компоненты этого образа, существенно влияет на принципы работы с данным материалом. Для начала нужно извлечь сами нарративы и подвергнуть их определенному анализу на предмет выявления сюжетообразующего потенциала. Ниже кратко охарактеризуем основные нарративы, бытующие в современном Екатеринбурге, разделив их по выше обозначенному признаку, а также представим концептуальный подход к работе с данным материалом, позволяющий оценить перспективы их применения в формировании будущего образа города.

Итак, для современного Екатеринбурга выделены устойчивые нарративные конструкции двух типов. Для формирования образа города и оценки сюжетного потенциала того или иного нарратива были определены основные принципы формирования сценариев их градостроительного развития и оценки сюжетообразующего потенциала (содержание сценариев и их оценка подробно раскрыты в табл.1 и 2):

Исторические нарративы – сообщения, рассказы или тексты, связанные с событиями, в действительности имевшими место в истории города, подкрепленные материальными свидетельствами (например, архитектурные объекты, принадлежащие контексту той или иной эпохи, пространства, ставшие ареной исторических событий и т.д.). Градостроительные сценарии развития таких нарративов будут связаны в первую очередь с сохранением, реконструкцией или рефункционализацией исторической застройки, охраной архитектурных объектов и исторически ценных пространств города. Сюжетообразующий потенциал исторического нарратива напрямую зависит от того, насколько он известен горожанам. Очевидно, что создать адекватно считываемое сюжетное наполнение пространства намного проще, если наибольшему числу его потенциальных пользователей заранее известен базовый факт, легший в основу градостроительного сюжета.

Синтетические нарративы – активно позиционируемые административными структурами и СМИ идеи (часто – в виде лозунгов или программных заявлений), которые в той или иной степени связаны с историческими событиями. Однако характер интерпретации этих событий может быть весьма неожиданным и зачастую зависит от политических, идеологических или экономических установок, которые требуется реализовать под объявленным лозунгом. Так, при создании синтетического образа отцов-основателей города Екатеринбурга (В.Н. Татищев, В.Г. де Геннин) произошел довольно серьезный уход от исторической правды; легендарная граница Европы и Азии, проходящая по Уралу, материализовалась в виде трех памятников, расположенных в непосредственной близости от Екатеринбурга на линии, перпендикулярной горному хребту. Примеры искажения изначальных смыслов исторических нарративов в ходе продуцирования нарративов синтетических могут дать представление о принципиально отличной функции последних. Сценарии развития города, основанные на данном виде текстов, приводят к интенсификации его развития, строительству новых, современных объектов, повышению уровня благоустройства и инженерного обеспечения, т.е. преобразованию среды, направленному в будущее. Сюжетообразующий потенциал в меньшей степени зависит от общеизвестности (поскольку, как правило, о таких текстах, вследствие их широкомасштабной пропаганды, имеет представление большинство горожан). Адекватность сюжета исторической основе города, долгосрочные перспективы развития, социально-экономические аспекты его реализации – вот что выходит на первый план при оценке потенциала синтетического нарратива.

Нарративные конструкты выделены авторами в качестве наиболее общих и показательных для Екатеринбурга. Разумеется, существуют и другие, локальные нарративы среды, однако в масштабах целого города представляется необходимым выявление иерархии элементов во всех системах (рис. 1), его составляющих, в том числе и в текстовом пространстве социокультурной базы. Тем не менее, только выявления и систематизации мало. Для того, чтобы сконструировать будущий образ города, нужно должным образом оценить каждый выявленный нарратив с позиций архитектурно-градостроительного подхода. Очевидно, что тот или иной путь развития города будет подразумевать разные варианты его взаимодействия с сознанием человека и с окружающей средой. Поэтому предлагаемый авторами концептуальный подход к работе с нарративными элементами (табл. 1 и 2) содержит описание существующей на данный момент материально-пространственной базы того или иного нарратива, наиболее характерных значений, привносимых в нарративный текст его интерпретаторами (семантика сценария), возможных сюжетных линий (сценариев градостроительного развития) и оценку данных сценариев с точки зрения архитектурно-градостроительного подхода к городской среде. Данный подход, разумеется, не выводит в результате последовательного анализа элементов к готовому образу будущего Екатеринбурга, но позволяет приблизиться к новому пониманию проблем развития среды, сохранения ее историко-культурного наполнения и согласования элементов прошлого и будущего в сегодняшнем облике города.

Подробный анализ семантического ландшафта (см. рис. 1) Екатеринбурга, приведенный в таблицах, позволяет понять, что, несмотря на наличие исходной установки – выделить и исследовать наиболее масштабные и общеизвестные конструкции, – существуют такие нарративы, сюжетообразующий потенциал которых не имеет общеградостроительного значения, и те, которые могут образовывать мощные сюжетные линии в масштабах города и в рамках достаточно протяженных временных отрезков. К первым отнесены тексты, однозначно локализованные во времени и пространстве, но, тем не менее, требующие учета в рамках формируемой концепции нового имиджа города. Ко второй группе отнесены тексты, имеющие определенную связь в рамках одной большой темы (реализация миссии города), т.е., однозначно указующие не только на прошлые достижения города и его жителей, но и на будущее. Таким образом, как среди исторических, так и среди синтетических нарративов, могут быть выделены не отдельные тексты в качестве отправных точек для дальнейшего развития городских структур, но группы текстов или сюжетные линии.

Аналитический подход, примененный для определения сюжетного потенциала выбранных текстов, позволил выделить две генеральных сюжетных линии, которые условно назовем «Город науки и техники» и «Центр Евразийской культуры». Образ «Города науки и техники» может быть раскрыт во взаимодействии исторической основы города – «город-завод» – и перспектив развития его научно-технического потенциала, инновационных технологий, транспортно-логистической системы, экологической инфраструктуры (см. нарративы: «центр молодежной науки», «транспортный узел», «город-парк»). В свою очередь, образ Екатеринбурга как «Центра Евразийской культуры» предполагает не только акцент на его географическое положение, но и возможность создания уникального пространства поликультурного взаимодействия, реализацию идей общности народов Евразии при сохранении самобытности каждой из представленных культур. В этой связи особое значение приобретают сценарии, связанные с актуализацией истерического прошлого города (см. нарративы: Екатеринбург «классический», «авангардный»; «город-завод») и развитием его культурного потенциала (см. «центр современного искусства»).
 

Таблица 1.
Характеристика исторических нарративов Екатеринбурга


 


 

1 Промышленная архитектура Урала XIX - начала XX вв. Электронный справочник/ Л.П. Холодова. Режим доступа к ресурсу: http://www.usaaa.ru/Industrial_Urals/default.htm

 

2 Взгляд на проблематику этого подхода для Нижнего Тагила изложен в статье Е. Соколовой. Реновация по-русски//ТАТЛИН_NEWS №2 (38)43_2007 ст. 46-48

 

Таблица 2.
Характеристика синтетических нарративов Екатеринбурга


 

 


 

3 Стратегическая программа разработана Управлением культуры Администрации г. Екатеринбург и утверждена Постановлением Главы города Чернецким А.М.

 

4 Стратегический проект одобрен Программным советом при городской администрации 16.08.2006 и рассчитан на период до 2015 г.

 

5 Реализация положений Генеральной схемы расселения на территории РФ; Схемы территориального планирования субъектов УрФО.

6 Лендри. Ч. Креативный город. – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. – 339с.

 

7 Стратегический проект рассмотрен на Программным совете при городской администрации 22.09.2006 (решение № 31/1) и рассчитан на период до 2015

Библиография

1. Фуко М. Археология знания  / М.Фуко. – Киев, 1996. – С. 11

2. Сыров В.Н., Суровцев В.А. Метафора, нарратив и языковая игра. Еще раз о роли метафоры в научном познании  // Методология науки. Становление современной научной ра-циональности. – Вып. 3. – Томск. Изд-во ТГУ. 1998. – С. 186-197. Режим доступа к публикации: http://siterium.trecom.tomsk.su/syrov/Syrov_6.htm 

3. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современ-ных социальных науках // Вестник РУДН, серия «Социология». – № 6-7. – М., 2004. – с. 56-74.

4. Шатин Ю.В. Исторический нарратив и мифология XX столетия // Критика и семиотика. – Вып. 5. – Новосибирск, 2002. – С. 100-108. / Режим доступа к публикации: http://www.philology.ru/literatyre2/satin-02.htm 

Ссылка для цитирования статьи

Злобин В.В. ПРОБЛЕМА УЧЕТА НАРРАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ГОРОДА [Электронный ресурс] / В.В. Злобин, А.В. Самарин,А.В. Шадрина //Архитектон: известия вузов. – 2008. – №2(22). – URL: http://archvuz.ru/2008_2/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2008
Просмотров: 102