Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (30) Июнь, 2010

Теория архитектуры

Орешко Александр Николаевич

магистрант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Ю.С. Янковская,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия"

Россия, Екатеринбург

ГУМАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ (на примере г. Екатеринбурга)

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы гуманизации архитектурной среды крупного города. Проведен анализ существующей ситуации в городе Екатеринбурге и показаны основные пути решения проблемы. В завершение дано краткое описание собственной концепции реконструкции участка городской застройки с применением средств гуманизации архитектурной среды.

Ключевые слова: гуманизация, архитектурная среда, городская среда

 Современный высокотехнологичный город является, пожалуй, наиболее ярким примером того, насколько созданная человеком среда может отличаться от среды естественной. Ускоренный ритм жизни, шумы, загрязненный воздух, яркий свет и большой масштаб окружающих зданий формируют постоянный враждебный фон, ответственный за значительную часть стрессовых ситуаций. В Уральском регионе при относительно суровом климате и агрессивных техногенных воздействиях проблема создания комфортной архитектурной среды стоит чрезвычайно остро.

Гуманизация – реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию [1]. В общем смысле о гуманизации говорится тогда, когда основное внимание в какой-либо деятельности уделяется человеку и его потребностям.

Под процессом гуманизации архитектурной среды, таким образом, понимается ее совершенствование в целях достижения физического, психологического и духовного комфорта человека в искусственном окружении. С точки зрения философии, гуманизацию среды можно рассматривать как один из этапов восстановления гармонии между отдельным человеком, цивилизацией и природой. Целью данной работы является анализ возможностей возвращения природы в город, смягчения техногенного воздействия на человека, приведение общества в состояние гармонии с окружающей средой.

Аспекты проблемы

Больше половины населения Земли сосредоточено в городах. Таким образом, большинству людей приходится проводить время в обстановке, где доля искусственных элементов значительно выше естественных. Это само по себе создает психологические проблемы и в некоторой мере меняет основы человеческой жизни, ранее тысячелетиями протекавшей в природной среде. Как правило, исходная городская среда, в частности в Екатеринбурге, обладает одним или несколькими неблагоприятными факторами:

1. Недостаток природных элементов в окружении. Самым очевидным проявлением этой проблемы является неразвитость ландшафтного благоустройства территории или совершенно неверное его применение. С активизацией строительства в городах России вопросы территории решаются в основном в пользу транспорта, в результате – расширяют проезжие части улиц, прижимая тротуары к стенам зданий, исчезает возможность создать газоны или другие буферные зоны между потоком транспорта и жилыми массивами. В связи с ростом количества автомобилей для обустройства притротуарных автостоянок повсеместно уничтожаются газоны. Застраиваются площади парков и скверов, вырубаются зеленые насаждения вдоль улиц, состоящие из старых тополей, при этом посадка новых деревьев зачастую не производится или ей уделяется недостаточное внимание.

2. Транспорт сам по себе оказывает сильнейшее негативное влияние как на экологическую, так и на архитектурную составляющую среды. Наибольший вред приносят стихийные автостоянки во дворах и на газонах. Если под жилым двором располагается подземный паркинг, двор этот часто представляет собой голую асфальтированную поверхность, так как устройство озеленения на кровле до сих пор у нас не популярно. К этому надо прибавить отсутствие велосипедных дорожек и практическую невозможность их развития в существующей застройке при сохранении приоритета личного автотранспорта.

3. Требования индустриальности и экономичности привели в 60-70-х годах к застройке городов однотипными зданиями с большим количеством гомогенных (гладкие стены) и агрессивных (ряды одинаковых элементов) визуальных полей. В последние два десятилетия визуальное разнообразие архитектуры увеличилось, значительно больше стал применяться цвет. Однако рост этажности привел к разрыву масштаба городской среды с человеческим масштабом и эффекту психологического подавления. Распространению гомогенных полей способствовало в последнее время зачастую неуместное увлечение стеклянной облицовкой зданий, в особенности тонированной.

4. Многие образцы современной архитектуры обладают агрессивным силуэтом и пластикой, сочетающимися с использованием искусственных, психологически «холодных» для человека материалов.

5. Что касается Екатеринбурга, следует отметить общую эклектичность облика города. Хаотичная застройка исторических районов новыми зданиями без внимания к градостроительному контексту значительно ухудшает восприятие среды: с одной стороны, разрушается атмосфера исторического центра, с другой – не могут адекватно восприниматься новые здания, градостроительно не связанные между собой и соперничающие друг с другом. Именно создание цельного облика города, даже многостилевого и многообразного, важно для возникновения определенного чувства гармонии и уюта в человеческой душе.

6. Непосредственно на качество жизни человека влияют экологические проблемы города, такие как загрязненность и запыленность воздуха, шум, недостаток инсоляции в тесной застройке, световое загрязнение. Поэтому, помимо непосредственного решения этих проблем, следует принимать меры по снижению степени техногенного воздействия города на человека и по компенсации того влияния, которое исключить не удается.

Пути гармонизации городской среды

Исходя из перечисленных проблем, можно определить основные пути и инструменты гуманизации среды.

1) Самым мощным средством создания комфортного окружения является ландшафтное благоустройство. Развитие культуры эффективного (и малозатратного) озеленения чрезвычайно важно для российских городов. По мнению профессора В. Нефедова, следует отформатировать всю городскую среду с помощью зеленых разделительных «полос» и «экранов», кардинально изменив зеленый каркас. Так, например, деревья, кустарники, газоны могут стать «маркировочной линией», разделяющей машино/места. Можно подобным образом обособлять направления пешеходных потоков, огораживать детские площадки и зоны отдыха. Выделение в большом монотонном пространстве функциональных зон с помощью зеленых экранов придаст городской среде комфорт, безопасность и улучшит экологическую ситуацию. Зеленые разделительные и оградительные полосы, околорельсовые газоны снизят уровень шума, пыли, смягчат микроклимат в городе. Дизайн разделительных полос можно разнообразить за счет размещения скульптурных форм растительности [2].

Богатый опыт в этой сфере демонстрируют европейские страны, такие как Голландия и Франция. В условиях плотной городской застройки под газоны, цветники отдают все возможные выступы, террасы, крыши. Фасады оживляют посредством вертикального озеленения. Например, один из склонов Амстердама, покрытый газонами и отданный под отдых горожан и гостей, представляет собой крышу подземной парковки и супермаркета. Все пространства, не покрытые мощением, в обязательном порядке заполнены растительным материалом. Это позволяет защищать почву от деградации. На подходах к зданиям – торговым центрам, гостиницам, банкам, офисам — сформированы живописные и разнообразные буферные пространства [2, 3].

При этом следует использовать для озеленения местные природные культуры, более приспособленные к суровым условиям, что позволит уменьшить затраты на уход за растениями и риск промерзания их корней на эксплуатируемых кровлях, а также решит проблему недостатка инсоляции озелененной территории в плотной городской застройке [4].

2) В сфере транспорта следует принять меры по уменьшению количества автомобилей в центральной части города за счет обустройства перехватывающих автостоянок и развития общественного транспорта. Кроме того, нужно развивать равномерную сеть безопасных и удобных велосипедных дорожек не только на окраине города, но и в историческом центре, а также обустраивать велопарки. Перспективным выглядит создание велосипедных дорожек в зеленых коридорах, пересекающих город, – бульварах, скверах и поймах рек.

3) Архитектурные приемы гуманизации. К ним следует отнести масштабность, пластику, силуэт, колорит и фактуру. Для уменьшения подавляющего эффекта больших зданий следует увеличивать долю элементов, по размеру близких человеку. Особенно это касается первых этажей и других мест, с которыми человек близко взаимодействует (террасы, балконы, лоджии). На таком расстоянии роль играет уже фактура материала. Важным является разнообразие визуальных полей.

4) Для восприятия архитектурной среды как продолжения природной следует уделить особое внимание применению натуральных материалов, таких как природный камень и дерево. Это относится, в первую очередь, к отделке поверхностей, находящихся в близком визуальном и тактильном контакте с человеком. Особенно большими гуманизирующими возможностями обладает древесина [5].

5) Экология и энергосбережение. Снижение техногенного воздействия на природу и человека непосредственно связано с улучшением экологического качества среды. Современный город не может считаться гуманным, если при его совершенствовании не принимаются все меры по уменьшению отрицательного влияния на биосферу. Для архитектуры это означает необходимость повышения энергоэффективности зданий и использование, насколько возможно, альтернативных источников энергии.

На наш взгляд, целесообразными в условиях Урала могут быть следующие энергоэффективные архитектурные и инженерные решения, преследующие две основных цели:

  • Снижение потребления ресурсов, в частности энергосбережение:
    1. Увеличенная толщина корпуса.
    2. Улучшенная теплоизоляция наружных ограждающих конструкций.
    3. Двухкамерные стеклопакеты в оконных проемах.
    4. Система принудительной вентиляции с рекуперацией (использованием тепла отработанного воздуха для подогрева приходящего), по крайней мере, в течение отопительного периода.
    5. Система экономичного освещения и повышение уровня естественного освещения за счет света, рассеянного внутренними поверхностями здания (светлая окраска).
    6. Экономичная система водоснабжения.
    7. Индивидуальный учет потребляемых ресурсов.
  • Использование нетрадиционных источников энергии и местных ресурсов (в черте города):
    1. Солнечная энергия. В условиях Урала может использоваться очень неравномерно, поэтому желательно применять недорогие способы преобразования (световой нагрев помещений, солнечные коллекторы).
    2. Утилизация тепла сточных вод и, возможно, использование полученного из них метана.
    3. Тепловые насосы, использующие тепло грунтовых вод и открытых водоемов.
    4. Небольшое количество ветрогенераторов (средняя скорость ветра близка к нижнему пределу эффективности для генераторов с вертикальной осью, существуют жесткие ограничения шумности).
    5. Использование дождевой и снеговой воды в техническом водоснабжении (зависит от экологической обстановки).

Концепция гуманизации среды г. Екатеринбурга

На примере реконструкции фрагмента городской среды в центральном планировочном районе Екатеринбурга можно показать основные средства гуманизации. Участок ограничен улицами Р. Люксембург, К. Маркса, М. Горького и набережной реки Исети. Здесь соседствует историческая малоэтажная застройка и современная застройка повышенной этажности, существующий ландшафт отличается дробностью и низким уровнем благоустройства. Данная территория выбрана для проектирования многофункционального жилого комплекса.

Гуманизация среды описанного участка должна проводиться в основном за счет создания развитого ландшафтного благоустройства и озеленения. Особенно важно создание качественного благоустройства дворовых пространств, в частности, адекватное озеленение кровель подземных паркингов. Следует расширить область природной среды за счет эксплуатируемых кровель и террас, улучшить контакт человека со средой благодаря развитию полуоткрытых помещений, таких, как балконы и лоджии. В связи с примыканием участка к магистральным улицам жилая среда должна представлять собой островок комфорта, поэтому особое внимание все-таки будет обращено на внутреннее пространство двора.

При проектировании новых зданий (в данном случае жилых), первые этажи с административными помещениями желательно делать выступающими за плоскость основных фасадов. Это обогащает пластическое решение здания, приближает его по масштабу к человеку, идущему по тротуару, и позволяет организовать террасы для жителей первого жилого этажа.

Природные материалы, такие как дерево и камень, могут быть широко применены в местах близкого контакта с человеком. В частности, дерево может служить материалом отделки стен нижних этажей, ограждений и покрытий пола на террасах и участках эксплуатируемой кровли, материалом для разнообразных элементов благоустройства. Западную часть комплекса, выходящую на набережную реки, предполагается включить в систему озеленения поймы Исети. Здесь важно создать наиболее комфортное сочетание общественной функциональной насыщенности и паркового ландшафта.

Следует также развивать в Екатеринбурге энергоэффективную и экологическую архитектуру. Несмотря на отсутствие в этом насущной потребности, минимизация воздействия на природу – необходимое требование к архитектуре будущего. Гармоничное взаимодействие человека с природой не может быть таковым по духу, если оно требует расточительного использования невозобновляемых ресурсов. Адекватными мерами повышения энергоэффективности на Урале можно считать увеличение теплоизоляции, достаточную толщину корпуса здания, отсутствие необоснованных стеклянных витражей (тем более тонированных), использование в холодный период года принудительной вентиляции с рекуперацией тепла, обустройство неотапливаемых буферных пространств (балконы, остекленные лоджии). Также целесообразно использование альтернативных источников энергии, таких как ветрогенераторы, солнечные коллекторы и тепловые насосы, использующие энергию реки. Даже если сейчас эта идея кажется несколько утопичной, в ближайшие десятилетия дефицит энергии в городах и в целом на планете потребует эффективных решений.

 Заключение

Необходимость гуманизации городской среды является сейчас одной из актуальных проблем архитектуры. В чистом виде эта тема достаточно слабо изучена, поэтому целесообразным представляется объединение разрозненных сведений о методах гуманизации в экологии, архитектурной композиции, ландшафтном дизайне, градостроительстве, видеоэкологии, психологии. Гуманизация связана с концепцией устойчивого развития городов, набирающей популярность в связи с признаками надвигающегося кризиса во взаимоотношениях человека с окружающей средой. При включении элементов природы в урбанизированный ландшафт и при его визуальном и функциональном преобразовании для повышения уровня комфорта не следует ограничиваться внешним упорядочиванием и украшением. Создание благоприятной городской среды должно стать внешним проявлением экологизации искусственной среды и уменьшения негативного влияния человеческой цивилизации на природу. Несмотря на некоторый идеализм данной концепции, она имеет право на практическое осуществление при развитии таких отраслей архитектуры как ландшафтное благоустройство – самого мощного инструмента в деле гуманизации среды.

Библиография

1. Гуманизация [Электронный ресурс] / Психотест – психологический портал и форум: словарь. – Режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/gumanizatsiya/ 

2. Гуманизация Петербурга. [Электронный ресурс] / Информ. агентство Росбалт. Rosbalt.ru. – Режим доступа: http://www.rosbaltpiter.ru/print/494098.html 

3. Нефедов В.А. Современный ландшафт Франции: гармоничный шарм с очевидной гуманизацией среды / В.А. Нефедов // Ландшафтная архитектура. Дизайн, 2008. – №1. – С. 24-33.

4. Нефедов В.А. Средства архитектурно-ландшафтной реконструкции города / В.А. Нефедов // АСД. архитектура. Строительство. Дизайн.– 2005. – №1. – С. 60-61.

5. Ты дерево, твое место в саду? Московские архитекторы о месте и роли древесины в современной архитектуре. [Электронный ресурс] : Независимая газета – Кулиса. – Режим доступа: http://curtain.ng.ru/arch/2000-12-08/6_wood.html .

Ссылка для цитирования статьи

Орешко А.Н. ГУМАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ(на примере г. Екатеринбурга)[Электронный ресурс] / А.Н. Орешко //Архитектон: известия вузов. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/2010_2/4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2010
Просмотров: 144