Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (30) Июнь, 2010

Теория архитектуры

Изнаирская Елена Михайловна

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.П. Долнаков,
ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет"

Россия, Новосибирск

ГЛАВНАЯ УЛИЦА ГОРОДА КАК ФЕНОМЕН СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (на примере Красного проспекта г. Новосибирска)

УДК: 711.4.01
Шифр научной специальности: 85.118.209

Аннотация

Цель исследования – выявление роли главной улицы города в структурно-функциональной организации Новосибирской градостроительной системы (НГС). Временные рамки охватывают период с момента возникновения города (1893 г.) до настоящего времени (2010 г.) Проведён анализ эволюции коммуникационной и функциональной роли главной улицы. Выявлены особенности этого процесса.

Ключевые слова: общегородские центры, эволюция, градостроительная система, структурно-функциональные организации

Историко-генетический анализ НГС показывает, что в первоначальный период (с 1893 по 1925 гг.) сформировалась основа планировочной структуры НГС и её пространственный каркас.

Рис.1. Основа планировочной структуры НГС

Первые признаки формирования системы городских магистралей Новосибирска можно увидеть в застройке четырёх улиц – Николаевский (Красный) проспект, улица Трактовая (Большевистская), улицы Михайловская и Кузнецкая (слились в ул. Ленина), игравших важную роль в организации внешних и внутренних связей и тяготеющих к главным градообразующим предприятиям [1].

В основе Николаевского (Красного) проспекта лежало важнейшее внешнее направление на губернский город Томск, которое стало развиваться как главная улица. На первом межевом плане города (автор – землемер Кузнецов, 1896 г.) на Николаевском проспекте зафиксированы две первые торговые площади – Старобазарная (пл. Свердлова) и Базарная* (пл. Ленина) [2]. Они стали первыми узлами на линейном каркасе формирующейся НГС, связавшими его отдельные элементы.

Рис. 2. Развитие функциональной нагрузки на Красный проспект
Рис. 3. Развитие коммуникационной нагрузки на Красный проспект

Для понимания роли Красного проспекта в НГС были построены диаграммы изменения функциональной и коммуникационной активности главной улицы в процессе эволюции (рис.2, 3). Диаграммы фиксируют также моменты преодоления на линейном каркасе (Красный проспект) порогов (функциональных, структурных, пространственных, технологических и др.) в развитии НГС [3]. Установлено, что Красный проспект, обладая несопоставимо большим, в сравнении с другими улицами города, структурно-функциональным потенциалом, относительно быстро преодолевал их (рис.4).

Выявлена тенденция к смещению пика функциональной и коммуникационной активности вдоль Красного проспекта по направлению от места его основания. Такое явление характерно для линейно развивающихся городов, к которым на первых этапах развития относился г. Новосибирск.

Застройка Красного проспекта отражает политические, экономические, идеологические и другие изменения в жизни города. В 1921 году Новосибирск становится столицей Западно-Сибирского края, и ранее торговая Старобазарная площадь становится главной в краевом центре. Меняющаяся политическая и идеологическая ситуации отражались в последовательной замене часовни Во имя Святителя Николая Чудотворца, расположенной на площади Ленина, на скульптуру рабочего, а затем И.В.Сталина, в конце XX в. часовня восстановлена. С 1931г. на площади Ленина возводится здание Дома Науки и Культуры (ныне Государственный Академический Театр Оперы и Балета), призванного отразить дух новой эпохи. С открытием театра в 1945 г. за площадью Ленина исторически закрепилась роль главной площади.

Рис. 4. Рубежи, преодоленные главной улицей в процессе её развития

Диаграмма отражает пиковую величину концентрации функций в этой точке в сочетании с их максимальным разнообразием. Постепенно возрастает разнообразие функций в дублирующих её узлах (площадь Свердлова, площадь Калинина). Одновременно площадь Ленина, играет роль мощного транспортного узла.

Диаграммы развития коммуникационной нагрузки отражают тенденцию к уменьшению объёмов транзитного транспорта в исторической зоне ОГЦ. Однако эти потоки всё ещё охватывают периферийные участки главной улицы. При этом сочетание внешних и внутренних транспортных потоков обеспечивает дальнейшее развитие этих зон [4].

Пешеходная нагрузка на центральную зону растёт, распространяясь по направлению от исторического центра к площади Калинина. Это связано с ростом в этой зоне функционального разнообразия, появлением новых объектов социально-культурного и бытового обслуживания.

Снижение многообразия функций на площади Свердлова (уже с начала 20-х годов XX века) и смещение акцентов в сторону административных функций и сферы культуры эпизодического характера сказались на снижении пешеходной активности. Появление дублёров повлияло на снижении транспортной роли площади. В результате, заметно снизилась оживлённость участка Красного проспекта от площади Свердлова до площади Ленина. Однако усиление реконструктивных процессов в зоне исторического ядра общегородского центра (ОГЦ) в конце ХХ в. выразилось в развитии здесь общественно-деловой сферы и сферы обслуживания. Рост функционального разнообразия благоприятно сказывается на оживлённости этой территории в последние годы.

С появлением в городе метрополитена на Красном проспекте произошло формирование пересадочных узлов нового уровня. В этих точках заметно усилилась транспортная, пешеходная и функциональная нагрузки.

В настоящее время Красный проспект является зоной огромного функционального разнообразия. Все выделенные характеристики этой улицы продолжают динамично развиваться.

Для лучшего понимания процессов, происходящих в ядре ОГЦ, проведён функциональный и стилистический анализ Красного проспекта и двух его ближайших дублёров – улиц Советской и Серебренниковской (переходит в улицу Мичурина) в их современном состоянии.

Потенциал дублирующих улиц (Советской и Серебренниковской) не позволил им преодолеть препятствие технологического характера (железнодорожную магистраль), и их пространственное развитие остановилось.

Сравнительный стилистический анализ застройки Красного проспекта и дублирующих улиц (рис.5) выявляет различие принципов освоения пространства. Застройка Красного проспекта отражает все стилистические направления, получившие распространение в городе, от наиболее старой застройки в основании улицы к более современным зданиям, ближе к её завершению. В застройке улиц-дублёров такой последовательной организации выявить не удалось.


Рис. 5. Эпюры, отражающие период и стилистику застройки главной улицы и её ближайших дублеров

В результате реконструктивных процессов в историческом ядре (условно участок от площади Свердлова до площади Ленина) здесь сформировалась разнообразная по периоду застройки, стилю, этажности, материалам и функциональному наполнению среда. Это свойство определяет особую ценность данного участка Красного проспекта. Таким образом, застройка в районе площади Свердлова также отражает все этапы истории развития архитектуры г. Новосибирска.

 Эпюра функциональной и коммуникационной нагрузки (рис.6) демонстрирует концентрацию объектов социально-культурного и бытового обслуживания, а также транспортной и пешеходной нагрузки на главной улице и дублёрах.

Очевидна значительная разница их потенциалов, однако, со временем влияние главной улицы распространяется на примыкающие территории и захватывает дублирующие улицы. Происходит расширение влияния каркаса НГС.

Рис. 6. Эпюра функционально и коммуникационной нагрузки на главную улицу и ближайшие дублеры

В результате проведённого исследования выявлена роль Красного проспекта как главной направляющей развития города Новосибирска. Основные выводы:

• В первоначальный период развития существовала вероятность сложения иной конфигурации каркаса градостроительной системы. Однако главная улица города, исторически наращивая свой структурно-функциональный потенциал, стала основой каркаса градостроительной системы.

• В процессе эволюции Красный проспект преодолел ряд порогов природного, технологического и структурного характера. Данные рубежи каждый раз порождали в застройке проспекта новые узлы (площади, путепроводы) каркаса НГС. На диаграмме функционально-коммуникационной активности главной улицы каждый раз появлялась новая maxima.

• Структурно-функциональный потенциал пространства между узлами вначале всегда значительно уступает активности в узлах. В процессе эволюции происходит постоянное выравнивание потенциалов линий и узлов, превращая застройку Красного проспекта в сплошной многофункциональный комплекс.

• Начало XXI века совпало с периодом структурной реорганизации НГС. Реконструктивные процессы наиболее активно разворачиваются в ядре общегородского центра. В этот период роль Красного проспекта неизмеримо возрастает. Он становится главным каналом трансляции центральных городских функций в районы формирования новых элементов структурного каркаса ГС.

• Исследованные закономерности развития НГС показывают, что в ближайшем будущем неизбежен качественно новый этап в жизни главной улицы города. Сложились все предпосылки (предстоящий вынос городского аэропорта) прорыва Красного проспекта в северо-восточный планировочный район города (жилые районы Родники, Снегири) [5].

• Структурная реорганизация НГС неизбежно повлечёт за собой переосмысление роли узлов пересечения Красного проспекта с железной дорогой и метрополитеном. Огромный структурно-функциональный потенциал заложен в точке пересечения Красного проспекта с Транссибирской железнодорожной магистралью (Б-каркас) и станцией метро Гагаринская (с-каркас).


* По некоторым источникам Ярмарочная

Библиография

1. Изнаирская Е.М., Долнаков А.П. О первоначальном этапе формирования Новосибирской градостроительной системы (НГС) / Е.М. Изнаирская, А.П. Долнаков // Сибирская архитектурно-художественная школа. ХХ лет: мат. Всероссийской науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГАХА, 2009.

2. Новосибирск. История генеральных планов в документах /авт.-сост. В.Н.Шумилов. – Новосибирск, 2007. – 440 с.

3. Богорад Е.Д., Пороговый анализ в конструктивных экономико-географических исследованиях городов и их систем: автореф. дис. … канд. географ. наук / Е.Д. Богорад. – М., 1980. – 24 с.

4. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. – М.: Стройиздат, 1984. – 256 с.: ил.

5. Концептуальные основы генерального плана Новосибирска (мат. по обоснованию проекта генерального плана). Основные положения. Пояснительная записка. – Новосибирск, 2006.

Ссылка для цитирования статьи

Изнаирская Е.М. ГЛАВНАЯ УЛИЦА ГОРОДА КАК ФЕНОМЕН СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (на примере Красного проспекта г. Новосибирска)[Электронный ресурс] /Е.М. Изнаирская//Архитектон: известия вузов. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/2010_2/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2010
Просмотров: 96