Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (33) Март, 2011

История архитектуры

Липина Татьяна Николаевна

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Н.И. Бугаева.
ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",

Россия, Екатеринбург

РОЛЬ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ФАБРИЧНОГО СЕЛЕНИЯ XVIII - XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ КАМЫШЕВСКОЙ СЛОБОДЫ

УДК: 726
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Аннотация

Архитектура Храма Великомученика Георгия Победоносца в селе Камышево Свердловской области, сохранившего черты барокко, классицизма и эклектики, оказала значительное воздействие на формирование центра с упорядоченной композиционной средой. Строительство церкви на протяжении многих десятилетий свидетельствует об её особой значимости в культурной жизни населения. Георгиевский храм, являясь главным хранителем традиций местной культуры, во взаимодействии с окружающими его общественными, гражданскими и фабричными постройками представляет важный архитектурный комплекс в масштабе края.

Ключевые слова: культовая архитектура, Камышевская слобода, русские сёла, барокко, классицизм, эклектика, культура провинции

Массовая колонизация Южного Урала (Исетского Зауралья) осуществлялась в XVII веке переселенцами из российского юга и севера, охватывая плодородные земли вдоль водных магистралей, быстрее осваивая небольшие реки и мелкие притоки. Для закрепления государственных границ строились опорные пункты – остроги, слободы, крепости.

Из переписной книги Тобольского уезда (1695 г.) известно, что в 1686 г. было основано Камышевское поселение, с 1806 г. – Камышево, крестьянином Шадринской слободы Григорием Сысоевым по Указу Тобольского воеводы А.П.Гагарина. «Строилась Камышевская новая слобода вдоль реки Исеть на горе, без острожного строения и крепостей, а для государственного богомолья построена часовня во имя великомученика Георгия, с двумя медными колоколами. В 1703 г. по указу и благословению преосвященного Игнатия митрополита Сибирского и Тобольского велено жителям поселения строить деревянную церковь во имя того же великомученика Георгия» [5, С. 125]. Во время башкирских набегов 1709 г. неукреплённая слобода была полностью разорена и сожжена.

Стоячий острог (рис.1), типовой для того времени, строился на прежнем месте, «… представляя собой вид крепости с однопрестольным храмом во имя св. Великомуч. Георгия Победоносца. Обнесённый высокой деревянной стеной – оградой с 4 башнями (3 по углам и 1 над воротами с северной стороны), где для защиты от врагов имелись даже пушки (рис. 2), а вне ограды острог был окопан глубоким рвом» [5, С. 124].

   

Рис.1. Стоячий острог, 1709 г.

Рис. 2. Чертёж 3-фунтовой пушки, XVIII в.

Неспокойное время отложило отпечаток на крепостное сооружение, основательно укреплённое двойным окружением – внутренним и внешним. Живописность и выразительность острожного силуэта содействовали важности застройки и разнообразию её восприятия. Она имела шатровое завершение башен и сложное церковное очертание.

О первом приходском храме в Камышевской слободе известно, что в 1829 г. деревянное здание было достаточно ветхим и в 1834 г. его продали в село Темновское. О времени постройки, средствах и освящения каменной церкви сведений не обнаружено, но известно, что придел был заложен в 1821году, а освящен 26 ноября 1831года.

Строительство культовых сооружений велось по общепринятым правилам, с неизменной трёхчастной композицией объёмов, размещённых на одной оси: храм – трапезная – колокольня. Церковь представляла интересный образец провинциального классицизма с барочными включениями в завершающей части четверика. «Надетая» декорация на вытянутые стены основного объёма: многоступенчатый аттик, большие полуциркульные проёмы и световой барабан на уплощённом куполе придавали вертикальность архитектурной массе.

Рис. 3. Храм Георгия Победоносца, с. Камышево, 1938. (из личного архива Аносова П.Е.)

Храм, расположенный храм в центре села закрепил композиционную основу застройки. Возникшая с возведением каменной церкви, объёмно-планировочная схема с. Камышево, со временем приобрела достойное архитектурное обрамление, сохранивееся до настоящего времени (рис. 4). С западной стороны от входа в церковь, у самого края холма, укреплённого подпорной стеной, приютились подсобные помещения (кладовая и сторожевская), а с южной стороны оставалось открытое пространство, благодаря чему крупное сооружение являлось взору как нечто отодвинутое в глубину. И как отмечал Генрих Вельфлин: «…существенным моментом является то, что постройка и площадь ставятся в необходимое отношение и одна без другой ни в коем случае не могут восприниматься. А так как площадь трактуется как площадь перед зданием, то это отношение естественным образом является глубинным отношением» [2, С. 205]. Невысокие жилые образования служили обрамляющей кулисой культовому сооружению.

Рис. 4. Планировка центра с. Камышево, 1990

Площадь с храмом, ставшая ядром селения, «стягивала» на себя все основные улицы (рис. 4). Одна из них главная – ул. Ленина, соединяющая центр селения с трактом Екатеринбург – Шадринск, как крупнейшими центрами Среднего и Южного Урала. Благодаря соседству такой важнейшей трассы, неторопливая жизнь провинциального села скрашивалась и оживлялась регулярно проходившими базарами.

В воскресные дни на торговую площадь люди съезжались со всей округи, здесь происходило шумное, бойкое и оживлённое действо. Привозили на торг возами сено, муку, посыпку для скота, зерно цыплятам, практиковалась продажа скота, совершались крупные сделки. Многолюдные базарные дни считались торжественными и праздничными для крестьян, так как приурочивались к церковным торжествам и мероприятиям. Так в характере Камышево отразились разные стороны его развития: социального, торгового, культурного и духовного значения.

Сформировав свой облик, провинциальные базарные площади со второй половины XIX века уже не вмещали весь торговый оборот. Возникло классовое расслоение деревни. "Крестьянство утрачивало однородность имущественного положения, что проявлялось в архитектуре селений, неоднородностью их застройки» [4, С .88]. На самом бойком и многолюдном месте грело руки и  купечество.

Одной из первых и великих реформ Александра II был указ от 17 августа 1856 г. «О крестьянских селениях». Этим указом отменялась обязательность всех изданных ранее постановлений по регулированию сёл и разрешалось строить дома по планам и фасадам, какие покажутся более удобными и выгодными для заказчика. На лучших улицах купцы возводили здания, воплощая свои и чужие вкусы, становясь носителями социального и культурного «прогресса» сельской жизни. Подобный деловой квартал появился с южной стороны от церкви, на ул. Уральской, на пониженной береговой линии.

Близость реки напоминала о себе усложненным, богатым рельефом. Отходящая от центра улица Уральская, спускаясь где полого, а где крутой террасой, проявлялась не только наличием памятников, сколько в живописно планировочных и природных «реликтах». Перед небольшим мостом разместился «святой источник» с деревянной часовенкой (рис.6). Далее, за фасадами торговых лавок и купеческих домов, «перетекали» из одного в другой обширные дворы и крохотные дворики.

 

   

Рис. 5. Пологий спуск, ул. Уральская, 2010.
(фото автора)

Рис. 6. Святой источник, 2010.
(фото автора)

Весьма характерен для здешней застройки богато декорированный купеческий дом на ул. Уральской (рис.7). Одноэтажный объём, прямоугольный в плане, внушительной архитектуры, с белым фасадом, позеленевшим от времени, обращён на красную линию улицы. Плотность квартальной застройки обязывала акцентировать главную фасадную часть здания сложным фронтоном, в тимпан которого включен рельефный контур из двух ярусов многообломной с зубчиками кирпичной выкладки и парапетными столбиками по углам. Богатая декоративность с барочными мотивами усиливала индивидуальность купеческого дома, подчёркивая стилевое своеобразие Георгиевского храма.

 

   

Рис. 7. Торговая лавка, ул. Уральская, 6, 2010.
(фото автора)

Рис. 8. Торговая лавка, ул. Уральская, 3, 2010.
(фото автора)

Заслуживает внимания и торговая лавка (ул. Уральская, 3), одиноко примостившаяся с противоположной стороны улицы на свободном участке. Небольшой одноэтажный магазинчик, прямоугольный в плане, с типичной для эклектики структурой построения, выглядел чрезвычайно привлекательным (рис. 8).

Главный фасад с центрально-осевой композицией отмечен неглубоким ризалитом с венчающим щипцом и «играючи» превращает тяжелую массу стены в волнообразную стихию. Углы фасада и ризалита подчёркнуты лопатками декорированной поверхности с парапетными столбиками и кованными фигурными навершиями. «Выразительные возможности многостилья, основанные на смене художественных впечатлений, на контрастах архитектурных образов и связанных с ними романтических ассоциаций, были здесь продемонстрированы в полной мере» [1, С.133].

Строительство купеческих домов и магазинчиков на улицах с. Камышево, было важным нововведением, изменившим не только торговый уклад, но и характер прилегающих к центру улиц. Эта «простодушность» архитектуры была привлекательна, слегка подражая декоративному убранству Георгиевского храма.

В 1830-1840-е годы совершается очередной переворот в храмовом зодчестве, инициированный Николаем I. Император поощряет строительство церквей, в том числе и сельских, в древнерусском стиле. Происходит возвращение к национальной культуре, возрождению «византийских истоков» в архитектуре России. Новому образу православного храма Российской империи в наибольшей степени соответствовали образцовые проекты, ставшие повсеместно использоваться при строительстве и реконструкции сельских церквей.

«…В 1861 и 1862 гг. к храму была пристроена новая паперть, колокольня и приделы на средства церкви и пожертвования прихожан и других лиц» [5, С. 126]. Два симметричных придела широко распластали Георгиевскую церковь, как будто приковав её к земле, но возмущали «композицию покоя» три динамичные и мощные полукруглые апсиды (рис.9).

 

   

Рис. 9. Георгиевский храм, с. Камышевское,
2008. (фото автора)

Рис.10. Кованая решётка северного портала,
2010. (фото автора)

Это единство неподвижности и горизонтального течения усложнялось умеренным движением архитектурных масс – вертикальным, созданным вытянутыми пропорциями всех проёмов, удлинённостью четверика с барабанчиком и верхним ярусом колокольни. И всё это множество скруглённых форм – апсид, полуколонн и сферических куполков придавали лиричность и мягкость монументальной композиции. Реконструкция храма свидетельствовала о росте села, о несоответствии одноэтажной церкви масштабу застройки и потребности населения.

После проведённых работ было закончено возведение каменной ограды вокруг Георгиевского храма. Она стала важным элементом ансамбля, судя по фотографии 1938 года (рис. 3). Ворота, представляющие причудливую фантазию на тему русского классицизма, связывали участок с сельскими улицами. С уличной стороны ворота были выполнены в виде прямоугольных устоев, увенчанных фронтоном и ступенчатым аттиком. Прясла ограды образованные кирпичными оштукатуренными столбиками с металлической решёткой, на высоком сплошном цоколе, являлись немаловажным дополнением к наружному убранству церкви. Перекличка архитектурных форм церкви и ограды всегда порождала дополнительные художественные эффекты, с утратой которых церковное здание обнажается.

В годы советской власти наружная декорация церковной ограды была уничтожена, полностью снесено прилегающее к церкви кладбище. И только чудом уцелела барочная живопись, фрагментарно сохранившаяся в интерьере храма (рис.11,12). Облики и лики святых на высоких сводах «…создавали прелесть следования одного изображения за другим при помощи иллюзии развёрнутых глубоких пространств» [2, С.209]. Роскошная настенная роспись, масштаб и размах реконструкции храма свидетельствовали о больших денежных вложениях, поступавших с базарной торговли и золотых приисков, принадлежащих в то время церкви.

 

   

Рис.11. Фрагмент алтарной росписи, 2010.
(фото автора)

Рис.12. Фрагмент росписи свода, 2010.
(фото автора)

Поэтому храм был не только главным религиозным центром селения, но и олицетворением государственности, утверждая идеи единства и цельности многонациональной империи. В его формах проявлялась, отражалась собирательная и охранительная роль православной государственной религии.

«Промышленный переворот во второй половине 19 века создал предпосылки, а отмена крепостного права превратила в реальность появление торгово-промышленных селений. Видимые последствия промышленного переворота обнаруживали себя в большей степени на окраинах, чем в центре. Фабричные села – одна из разновидностей европейской культуры, с успехом распространившаяся в российской провинции, вносила в природный ландшафт совершенно новые, свойственные именно этой местности штрихи, определявшие её колорит» [3, c.114].

Рис.13. Крестовоздвиженская суконная ф-ка Ушкова, 1959 г. (фото из фонда центральной библиотеки с. Камышево)

Впервые в существующем селении возникает промышленный участок, облик которого определяется промышленным переворотом зданий нового типа – фабрики с порождением низовой крестьянской культуры. Так, характерным примером является комплекс промышленных зданий Крестовоздвиженской суконно-ткацкой фабрики А.М. Ушкова, построенный в 1872 году в Камышево. Фабричное предприятие находилось на правом берегу реки Исети, в низменной её части, немного обособлено от жилых образований. Заводская территория представляла довольно плотную застройку.

В панораме сохранившейся фотографии 1959 г. предприятие предстаёт крупным образованием, заполненным одно- и двухэтажными каменными сооружениями, местами примыкающими друг к другу. Впечатляющим по объёму был основной корпус с трёхэтажной разбивкой стен и с изящной смотровой башней по центру, возвышающийся над вспомогательными службами и придавший выразительность всей фабричной застройке (рис.13).

 

   

Рис.14. Фрагмент вспомогательного цеха, 2010.
(фото автора)

Рис.15. Фрагмент цехов, 2010.
(фото автора)

Объединению разнородных по форме зданий с разнообразными фасадными завершениями способствовало единство белого цвета. Архитектура каменных корпусов отличалась простотой и строгой формой объёмов, гладью кирпичных стен с ритмичной разбивкой узкими окнами. Производственная среда своими архитектурными акцентами в виде фронтонов и аттиков, угловатых силуэтов двухскатных крыш определяла требования к застройке центра (рис.14,15). Расположенная на противоположном берегу церковь активно воспринималась в соседстве с фабрикой, доминируя над главными заводскими сооружениями, придавая селу особую значимость в застройке и особую живописность в окружающей местности. В результате возникла более сложная и крупная структура селения.

Особую живописность возвышающемуся на взгорье Георгиевскому храму придавали разбросанные монументальные здания, объёмы и фасады которых уравновешивали друг друга (рис.16,17).

Так, напротив церкви, на другой стороне улицы Ленина, расположился двухэтажный дом с крестообразным ризалитом, в котором находилась земская управа. Построенный в последней четверти XIX века, дом интересен как провинциальная реплика на давно прошедший классицизм, с барочным и византийским арсеналом. Дальше, на углу, за поворотом этой же улицы, ведущей к тракту, стоит подобное каменное здание – одноэтажный корпус бывшей больницы (перестроено).

Глядя на эти два здания, не хочется применять термин «эклектика», хотя смешение стилей здесь налицо. Лучковые окна и дверные проёмы – барокко, а ритмический ряд окон, прямоугольные подоконные ниши, массивные пилястры, общая форма здания, венчающего и междуэтажного карниза – это из классицизма.

   

Рис. 16. Георгиевский храм постройки 2010.
(фото автора)

Рис.17. Земская управа,
вторая половина XIX в., 2010. (фото автора)

Дополняет эту коллекцию здание банка, разместившись по чётной стороне главной улицы (ул. Ленина, 40) при въезде на площадь со стороны тракта. По фотографии 50-х годов (плохого качества) можно определить, что корпус имел трёхчастную композицию, с тремя лучковыми окнами и фронтонным завершением по центральной оси (рис.18,19). Фланкирующие боковые части с высокими крыльцами и дверными проёмами придавали солидность зданию (полностью перестроены).

   

Рис.18. Казённое здание, ул. Ленина,40, 2010. 
(фото автора)

Рис. 19. Казённое здание, фото 50-х гг.
(из архива центральной библиотеки)

Так, небольшая группа административных зданий, создавшая отдельные аритектурные «пятна», умелая их постановка по главной улице, придавали центру деловой и официальный вид и одновременно неповторимое своеобразие. Центральная площадь предстала более завершённой, возрос престиж главной улицы, значительно обогатилась окружающая структура застройки вокруг храма.

«Наряду с традиционными для сёл жилыми домами и храмами сооружались здания просветительного и культурно-бытового назначения, общеобразовательные и профессиональные училища, больницы, богадельни» [3, с.116]. По воспоминаниям жителей села, на территории фабрики функционировал фельдшерский медпункт, размещённый в специально предназначенном двухэтажном здании (на рис. 6, слева). С использованием на фабрике женского труда в селе был организован и детский сад (рис.20).

Рис. 20. Воспитатели с группой детей у реки, 50-е годы, (из личного архива Л.Ю. Поповой)

Украшением фабричной территории становится небольшой зеленый парк с лодочной станцией, где в воскресные дни играл духовой оркестр. Вдоль главной улицы, ведущей к фабрике, появилась зелёная зона, оживившая проезжую часть территории. Огромная крона тополей гармонично обрамляла изгибистую ленту улицы, соединяющую фабричную территорию с центром Камышево.

Промышленные сооружения на фоне многообразного природного ландшафта создали самобытные виды, свойственные именно этой местности. Поражающие своей новизной и грандиозностью фабрично-заводские сооружения с высокими дымящими трубами вперемежку с крышами домов контрастировали с куполами и главками Георгиевского храма, дополняли и разнообразили контурные очертания центральной части объёмно-пространственной композиции селения.

Вспомогательные фабричные здания: склады, мельницы, конюшни, как правило, включались в общий архитектурный ансамбль наряду с основными постройками, согласуясь с ними объёмным и декоративным оформлением. Характерной постройкой служило складское здание, расположенное на противоположном берегу (рис.21).

Рис. 21. Складское помещение, 2010. (фото автора)

Прямоугольное в плане кирпичное здание с высоким цокольным этажом, выполненным из бута и гранитного плитняка, подчёркивалось четким ритмом узких прямоугольных окон, соответствуя архитектурному замыслу заводского комплекса, подчеркивая своим объёмом монументальность церкви. Расположившись под углом к главной улице, служа ей дополнительной опорой, складское здание поддерживало образованный на сложном рельефе архитектурный замысел, выполняя связующую роль между фабрикой и центром села с храмом.

Анализ архитектурных особенностей фабричного села показал выразительные возможности храма, основанные на смене художественных впечатлений, на контрастах архитектурных образов и многостилья, связанные с романтическими ассоциациями.

Георгиевский храм, производственные сооружения, административные и гражданские здания, вспомогательные службы составляют единый художественно-культурный комплекс с характерными чертами уральского барокко, русского классицизма, своеобразного варианта «романтического» направления и «византийского стиля» в архитектуре одного из фабричных поселений Среднего Урала XIX века.

Своеобразная и уникальная архитектурно-планировочная структура села Камышево в Свердловской области – одного из фабричных селений с храмом в качестве главного здания –  сохраняла и сохраняет свою господствующую роль, оказывая значительное влияние на его культурное развитие.

Библиография

1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века / Е.А. Борисова. – М.: Наука, 1979. – 318 с.

2. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. – СПб.: Мифрил,1994. – 426 с.

3. Кириченко Е.И., Щеболева Е.Г. Русская провинция / Е.И. Кириченко, Е.Г. Щеболева. – М.: Наш дом, 1997. – 192с.

4. Мочалова М.П. На полуденную сторону (О традициях в южноуральском зодчестве) / М.П. Мочалова. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1978. – 193 с.

5. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии – Издание Братства Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. – Екатеринбург: изд-во «Братства», 1902. – 602с.

Ссылка для цитирования статьи

Липина Т.Н. РОЛЬ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ФАБРИЧНОГО СЕЛЕНИЯ XVIII - XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ КАМЫШЕВСКОЙ СЛОБОДЫ [Электронный ресурс] /Т.Н. Липина //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №1(33). – URL: http://archvuz.ru/2011_1/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 24.01.2011
Просмотров: 90