Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (33) Март, 2011

Изобразительное искусство

Борщ Елена Викторовна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры ювелирного искусства,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",

Россия, Екатеринбург, e-mail: ev_borshch@r66.ru

ПРИЕМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА РАННЕГО НЕОКЛАССИЦИЗМА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 1750-1770-х гг.

УДК: 76.03
Шифр научной специальности: 85.157

Аннотация

Статья посвящена феномену интерьера во французской книжной иллюстрации 1750-1770-х гг. Составляется описание интерьеров раннего неоклассицизма во французской книжной иллюстрации. Изучаются авторские приемы изображения интерьера раннего неоклассицизма в книжной иллюстрации.

Ключевые слова: французское искусство XVIII в., французская книжная иллюстрация XVIII в., иконография интерьера, ранний неоклассицизм, Ю. Гравело, Ф.Буше, Ш. Эйзен

Произведения французского изобразительного искусства XVIII в. нередко включают изображение документально трактованного интерьера. Интерьерный фон особенно важен для книжной, литературной иллюстрации, так как помогает раскрыть смысл текста. Наличие интерьерного фона в композиции книжной иллюстрации обусловлено не в последнюю очередь ее ключевой функцией – описанием, конкретизацией места действия. Представляет интерес сопоставление синхронных интерьерных тенденций и моделей интерьера в книжной иллюстрации. Во французской книжной иллюстрации середины – второй половины XVIII в. обычным фоном являются интерьеры стиля раннего неоклассицизма. Рассмотрим феномен подобных иллюстраций в разных аспектах. Прежде всего, в аспекте объективности, т.е. соответствия изображений интерьера в иллюстрации оригинальным интерьерным схемам. Для этого на примере «интерьерных» иллюстраций ряда художников опишем модели интерьеров раннего неоклассицизма в иллюстрации. Далее, в аспекте семантики и функции интерьера в иллюстрации, а также с точки зрения особенностей организации интерьерного пространства в иллюстрации. Сопоставление авторских подходов к изображению интерьерного фона на примере интерьеров раннего неоклассицизма, в конечном счете, позволяет выявить особенности методики работы иллюстраторов.

Само явление «ранний неоклассицизм» во французском искусстве XVIII в. неоднородно. Стиль классицизма возрождается во французском искусстве в начале 1750-х гг. с момента формирования так называемого «греческого вкуса», время увлечения которым продолжается примерно десятилетие, с 1755 по 1765 гг. [4, P. 53]. Другие исследователи считают, что «греческий вкус» был распространен с 1760 г. до 1770 г. и сохранялся даже до 1775 г. [3, P. 34]. Декоративный репертуар «греческого вкуса» происходил из искусства античности и «стиля Людовика XIV» [3, P. 34]. В интерьерах «греческого вкуса» меандровые фризы состязались с тяжелыми лаврами и бесчисленными деталями, заимствованными из архитектуры античной Греции [4, P. 56]. Акцентировали архитектурные формы такие как гирлянды, драпировки, глубоко каннелированные поверхности. Декоративные мотивы были массивными, имели рельефную трактовку и наделялись символическими значениями [1, P. 160].

Переход от «стиля Людовика XV» к «стилю Людовика XVI» занял достаточно мало времени, приблизительно между 1760-1765 гг. и 1775 г. В это время во французском искусстве сложился «стиль Транзисьон», который был распространен даже после 1775 г. [3, P. 35]. «Стиль Транзисьон» (буквально «переходный стиль») появился в результате смешения элементов рококо и элементов неоклассицизма [4, P. 57]. «Стиль Транзисьон» пытался найти компромисс между криволинейными формами рококо и структурной строгостью и орнаментикой античности. Тенденция смешения стилей соответствовала вкусам многочисленных любителей искусства [3, P. 35].

Первые интерьеры неоклассицизма с элементами рококо появились не ранее середины 1750-х гг. [4, P. 54]. Одним из них был интерьер Пале-Ройаль, созданный по проекту П. Контан д'Иври во второй половине 1750-х гг. Там были применены классические элементы (колонны, пилястры, арки), которые не распространялись на мебель и светильники, а также присутствовали элементы барокко и рококо. Это была уравновешенная версия интерьера рокайльного стиля и зарождающегося неоклассицизма [4, P. 55]. Элементы рококо обычно использовались только для оформления каминов и канделябров. Так, мотив ствола пальмы использовался для моделирования рамы зеркала. В целом прямолинейность преобладала, и стены были архитектурно артикулированы благодаря использованию пилястр с коринфскими капителями [2, P. 291]. «Стиль Транзисьон» в интерьере также называют «стиль Габриэль». Наряду с элементами неоклассицизма большинство интерьеров, выполненных Ж.-А. Габриэлем в этот период, сохраняет черты стиля рококо. Для его работ характерны простые филенчатые двери, классически сдержанные карнизы, камины ясных очертаний из мрамора, увенчанные большими простыми зеркалами, белые потолки, стены, окрашенные в белый, серый или бледно-зеленый цвета. Кроме того, ограничен набор декоративных элементов: венки, гирлянды, трофеи, лавр, акант. [1, P. 156]. «Стиль Транзисьон» был наиболее заметен в мебели. В целом, с 1762 по 1775 гг. во французских интерьерах существуют четыре стиля: «стиль Луи XV», «греческий вкус», «стиль Транзисьон» и «стиль Луи XVI» [3, P. 36].

Обратимся к книжной иллюстрации, которая представляет интерьеры раннего неоклассицизма в качестве фона действия. Выявив не менее двух десятков серий иллюстраций к литературным произведениям, созданных в период раннего неоклассицизма, примерно в 1750 – начале 1770-х гг., дадим характеристику интерьерных иллюстраций, рассматривая их по принципу авторства и в хронологической последовательности. Рассматривая французскую книжную гравюру, включающую изображения интерьеров раннего неоклассицизма, можно найти как иллюстрации к модным «современным» текстам (Вольтер, Мармонтель, Монтескье), так и иллюстрации к давно заслужившим репутацию произведениям (Овидий, Боккаччо, Корнель). При знакомстве с авторами обнаруживаются имена известных живописцев (Ф. Буше) и признанных рисовальщиков иллюстраций (Ю. Гравело, Ш. Эйзен), которые меняют контекст интерьерной сцены по мере эволюции вкусов и изменения стиля интерьера.

Целый ряд гравюр известной серии иллюстраций к «Декамерону» (1757), выполненный по рисункам Ю. Гравело, Ф. Буше, Ш.-Н. Кошена и Ш. Эйзена, содержит изображение интерьеров «стиля Транзисьон». Можно заметить, что интерьеры в иллюстрации представлены адекватно оригинальным с точки зрения стилевых акцентов: черты неоклассицизма прослеживаются обычно в отделке стен, а черты рококо – в формах и декоре предметов убранства, особенно мебели. Так, на иллюстрации к первой новелле восьмого дня танцующие дама и кавалер изображены в интерьере салона, стены которого декорированы каннелированными пилястрами коринфского ордера, расположенными в угловой части и вдоль стены. Картина в строгой резной раме помещена на фоне стенной тканевой обивки с пейзажными мотивами. В оформлении помещения преобладают прямые линии карниза, пилястр, рамы, паркетного пола. Наиболее эффектные предметы убранства – это светильники с изогнутыми «ветвями» и пластическим лиственным декором. Зажженные люстра и канделябр, установленный на высоком кеглеобразном торшере, имеют идентичую форму, что вносит в изображение ощущение гармонии. Стулья на легких гнутых ножках рокайльной формы почти скрыты фигурами персонажей и малозаметны.

Интересна с точки зрения передачи «стиля Транзисьон» в отделке и убранстве интерьера иллюстрация к пятой новелле третьего дня, изображающая сцену объяснения дамы и кавалера в интерьере салона. Помещение декорировано тканевой пейзажной обивкой в резном обрамлении с орнаментальными акцентами. Стены, угол помещения, двери и потолок подчеркнуты прямыми линиями карниза, цоколя, рамы, потолочной лепнины. Монументально трактована дверь с выступающим прямоугольником обрамления, увенчанная скульптурным десюдепортом в виде лаврового венка с портретным профилем. Стулья рокайльной формы с волнистыми спинками и ножками почти не видны из-за фигур персонажей. Пол застелен ковром с мелкими орнаментальными завитками. На переднем плане заметен угол стола, закрытого длинной ковровой скатертью с бахромой – деталь, напоминающая интерьеры барокко.

Примерно так же представлен интерьер на иллюстрации к шестой новелле третьего дня. На ней изображены дама и кавалер в интерьере помещения, в котором кровать установлена в альковной нише. Кровать увенчана небольшим округлым балдахином, который украшен плюмажем и фестонами с кистями. Потолок, стены и двери имеют архитектурную трактовку благодаря антаблементу и пилястрам. Стены отделаны панелями. Пластическое оформление дверей выполнено по знакомой схеме: десюдепорт представляет собой овальный медальон, обрамленный гирляндой. Фрагментарно изображены предметы рокайльных форм – стул с волнистой рамой на гнутых ножках и резная рама зеркала, стилизованная в виде ствола пальмы. На первом плане акцентирован скульптурно трактованный предмет обстановки – столик с кеглеобразной ножкой на подставке, моделированной в виде волют и растительных завитков. Тот же самый способ подачи интерьера, повторяя детали, Ю. Гравело использует в других иллюстрациях к «Декамерону».

Отдельные иллюстрации «Декамерона» представляют предметы обстановки в стиле рококо крупным планом, более детально, в отличие от прочих иллюстраций серии. Так, на иллюстрации к восьмой новелле первого дня, изображающей трех гостей, осматривающих дом духовного лица, представлен интерьер салона. На стене висит большое прямоугольное зеркало в раме, украшенной изящной и легкой резьбой в стиле рококо. Под ним стоит канапе, спинка и рама сидения которого декорированы рельефной резьбой в виде рокайлей. Мотив рокайля продолжает орнаментика напольного ковра, напоминающего продукцию Савоннери, и фрагментированный каминный таган. Элементы неоклассицизма – ионические пилястры с каннелюрами и прямые линии и прямые углы – отступают на второй плане в прямом и переносном смысле. Можно заметить, что некоторые интерьерные предметы наделены здесь знаковыми функциями. Стоящий на камине светильник в виде путто с подсвечником в руках – один из них. Складывается впечатление, что путто как будто не одобряет действие, свидетелем которого является: он отворачивается от гостей. Еще один скульптурный путто той же величины входит в композицию десюдепорта: он также отворачивается, но в другую сторону. Судя по спонтанным эмоциям, пути, как полноправные участники происходящего, обозначают негативное отношение к действию и помогают верно истолковать изображение.

К этому приему обращается другой иллюстратор «Декамерона» – Ф. Буше. На иллюстрации к седьмой новелле второго дня, представляющей незваного гостя и спящую девушку в интерьере спальни, отношение к действию обозначает кариатида, подпирающая балку альковной ниши. Повернув голову, она смотрит вниз. Ее крупная, слегка задрапированная фигура повторяет очертания фигуры спящей, а эмоциональное участие обостряет восприятие ситуации. Помимо скульптуры интерьер включает такие архитектурные признаки неоклассицизма, как колонна коринфского ордера и кессоны перекрытия. Отчетливо рокайльный характер имеют, как обычно в интерьерах «стиля Транзисьон», предметы обстановки и убранства: стул и кровать опираются на изогнутые ножки, пол закрыт ковром с мелким растительным орнаментом.

Таким образом, в серии иллюстраций к «Декамерону» довольно точно изображен интерьер «стиля Транзисьон», причем схема изображения и детали переходят из одной иллюстрации в другую. Повторение интерьерного фона обеспечивает стилевое единство всей серии и единообразие места действия. Иллюстраторы «Декамерона», особенно Ю. Гравело, допускают включение в интерьер «стиля Транзисьон» предметов барокко, привнося в изображения легкое ощущение ретро. В ряде случаев фигуративный декор интерьера выполняет знаковую функцию: привлекает внимание зрителя и поясняет действие.

Книжные иллюстраторы, в зависимости от текста, варьировали интерьерный фон. Так, более строгая версия интерьера представлена Ю. Гравело в серии иллюстраций к изданию «Театра» П. Корнеля (1764). В целом выдержанная в духе неоклассицизма, эта серия включает ряд иллюстраций с интерьерами в «стиле Транзисьон». Наиболее насыщена разнородными стилевыми чертами иллюстрация, изображающая королевский прием в интерьере высокого зала, точнее, «итальянского салона» с колоннами и тронным местом, обозначенным балдахином. Стены зала ритмично организованы широкими панелями, пилястрами коринфского ордера и антаблементом. Выступающее прямоугольное обрамление двери увенчано скульптурным десюдепортом с фигуркой путто. Классицистический архитектурный декор интерьера оживляет эффектный рельефный декор панелей. Расположенная в центре панели асимметричная композиция в виде трофея, висящего на ленте с бантом, выполнена в стиле рококо. Рокайли заметны также на ковре, устилающем тронное возвышение. Отдельные предметы обстановки наделены чертами «стиля Транзисьон»: на передний план выдвинут стул, опирающийся на гнутые ножки, арочная спинка и рама сидения которого имеют правильные симметричные формы.

Иногда интерьеры на иллюстрациях к «Театру» П. Корнеля имеют одновременно признаки рококо, неоклассицизма и «греческого вкуса», для которого характерна греческая орнаментика. На иллюстрации, представляющей группу персонажей в древнеримской одежде в интерьере высокого «итальянского салона», черты рококо и неоклассицизма можно заметить в моделировке массивной курильницы на треножнике, натуралистично трактованном в форме ножек на копытцах. Связующим конструктивным элементом чаши и опоры-треножника являются три скульптурные рокайля. Этот интерьерный аксессуар расположен на фоне колонны грандиозного зала, стены которого имеют четкую геометрическую организацию, будучи поделены на прямоугольные сегменты и дополнены пилястрами, антаблементом, сюжетными панно. Своды помещения декорированы кессонами с лепными розетками, плафон – ритмичным орнаментом в виде «критской волны», а полы выложены большими мраморными плитами. (рис.1)

Рис.1. Ю. Гравело, аноним. грав. «Театр» П. Корнеля. 1764, 1776.
(ВГБИЛ им. М.И. Рудомино)

Интерьерный фон на иллюстрациях Ю. Гравело к «Театру» П. Корнеля отличается по составу компонентов и пространственным качествам. В данной серии иллюстраций представлены высокие и просторные помещения. Каждый раз в центре композиции изображена монументальная колонна – полностью или фрагментарно. Повторение интерьерного фона в «стиле Транзисьон» с элементами «греческого вкуса» обеспечивает связь иллюстраций внутри серии. Иллюстратор добивается глубины пространства благодаря перспективным построениям с участием архитектурных элементов и изображению смежных помещений. Фигуры персонажей выдвинуты на первый план, достаточно крупные они – занимают примерно половину изображения. Интерьер раннего неоклассицизма передается убедительно и по знакомой схеме: архитектурный декор обычно наделен чертами неоклассицизма (иногда с элементами «греческого вкуса»), а предметы убранства – чертами рококо и «стиля Транзисьон».

В иллюстрациях Ю. Гравело к «Моральным сказкам» Мармонтеля (1765) интерьеры «стиля Транзисьон» более разнообразны по составу, более детальны и живописны. Появляется изображение интерьера библиотеки с типичным убранством – книжными шкафами, столом, стулом и экспонатами домашней коллекции. Так, на иллюстрации, представляющей «знатока» в обществе галантной пары, изображен интерьер библиотеки с высоким угловым шкафом, скупо украшенным декоративными накладками. Помещение лишено ордерных элементов, за исключением простого линейного карниза. Согласно интерьерным законам неоклассицизма, потолок комнаты простой, гладкий. Акцентированы прямые линии и прямые углы – дверей, книжных полок, паркетного пола. Жесткую прямоугольную форму имеют панно десюдепорта в скромной резной раме, а также картина на мольберте. Стул, едва различимый на дальнем плане, выполнен в «стиле Транзисьон»: он имеет правильную овальную спинку, правильной форы раму и гнутые ножки. Тему античности в интерьер вносит декоративная пластика: рельефный портрет-медальон на ленте, фигура Аполлона на пьедестале, ваза с гирляндой. Аполлон, похоже, реагирует на происходящее: повернув голову, он внимательно смотрит сверху вниз на главного героя сцены. В интерьере можно найти еще одну черту «стиля Транзисьон»: спинка кресла или стула, на котором сидит главный герой, имеет волнистые очертания. Более интересен с точки зрения оформления изящный круглый столик на гнутых ножках, украшенный массивной накладной гирляндой с букраниями: он явно выполнен в «греческом вкусе».

Тщательностью передачи декора интерьера «стиля Транзисьон» отличается иллюстрация с изображением галантной сцены в интерьере будуара, обставленного канапе, креслом и ширмой. Его изящное убранство поражает гармонией и явно отражает практику французского интерьерного искусства периода раннего неоклассицизма. Элементы стиля рококо здесь уравновешивают черты неоклассицизма. Прямые линии панелей, ширмы, карниза смягчены закругленными линиями падуги, лучкового завершения дверей, медальона десюдепорта. Волнистые рокайльные очертания имеют канапе и кресло резного дерева, декорированные акцентами в виде асимметричных картушей. Напольный ковер орнаментирован крупными завитками рокайлей. Стенные панели декорированы тканью: живописная стихия иллюзорных пейзажей обрамлена широкими прямоугольными бордюрами, украшенными симметричными орнаментальными акцентами. Пейзажные мотивы панелей повторяет обивка прямоугольных створок ширмы. Предметы убранства интерьера также наделены чертами «стиля Транзисьон»: симметричную форму имеют стенные часы на консоли, которые опираются на ножки в виде лап и украшены сверху пышным рельефным декором. Черты неоклассицизма в оформлении интерьера имеет овальный портрет десюдепорта, декорированный лентами с бантом и ниспадающими лавровыми связками. Портретное изображение выполняет знаковую роль, указывает на главное действующее лицо сцены. Можно заметить, что облик и ракурс модели на портрете идентичны облику и ракурсу изображения реальной героини сцены.

Не менее интересная и детально проработанная схема интерьера «стиля Транзисьон» представлена на иллюстрации к «Моральным сказкам» Мармонтеля, изображающей сцену обморока героини в окружении гостей: это интерьер салона с высоким окном и камином. В организации отделки помещения превалируют мотивы неоклассицизма. Граница стен и потолка оформлена в виде широкого рельефного фриза и карниза, подчеркнутого иоником. Рельефная лента жемчужника обозначает контур высокой прямоугольной панели. Надкаминное пространство декорировано, между тем, панелью в «стиле Транзисьон»: резная рама имеет рокайльную моделировку, а тканевая обивка орнаментирована мотивами неоклассицизма – вазоном с цветами и фигурой Сфинкс. Возникает ощущение, что Сфинкс принимает участие в действии: она отвернулась в сторону и смотрит вверх, как бы не желая быть свидетелем происходящего. Предметы убранства интерьера трактованы в стиле рококо. Рядом с камином заметен светильник-бра характерной для рококо витиеватой и асимметричной формы. Еще один рокайльный акцент интерьера – фарфоровая ваза-попурри на изящной и чуть асимметричной консольной полочке, закрепленной в верхней части панели. Также обращает на себя внимание крупная рокайльная орнаментика напольного ковра. «Переходные» черты более всего проявляются в специфических формах мебели. Маленький столик, за которым сидит героиня, опирается на стройные слегка изогнутые ножки, равно как и стулья с волнистыми резными рамами. Вместе с тем, стулья снабжены симметричными овальными спинками (рис.2).

Рис. 2. Ю. Гравело, аноним. грав. «Моральные сказки» Мармонтель. 1765,1777. (НБ УрГУ)

Иллюстрации Ю. Гравело к «Моральным сказкам» Мармонтеля подробно представляют камерный и декоративный интерьер «стиля Транзисьон», в котором черты неоклассицизма гармонично сочетаются с чертами рококо. Предметы обстановки и убранства интерьера представлены более тщательно и детально, чем в других сериях иллюстраций. Предметы интерьерной декорации иногда играют знаковую роль, являясь дополнительными персонажами действия или указывая на главного героя сцены. Помещения невысокие, хорошо просматривается потолок. Пространство интерьера относительно глубокое и полуоткрытое за счет изображения распахнутых дверей или окна. Фигуры персонажей погружены в интерьер, изображены на разных планах в его центре и занимают менее половины пространства изображения.

Прием сочетания реалий «переходного» интерьера с «фантазийными» предметами художник использует в одной из иллюстраций к «Метаморфозам» Овидия (1767-1771). Сцена с участием Аполлона представлена в интерьере спальни с кроватью, помещенной в альковную нишу, которая имеет занавеси и эффектное рельефное завершение в стиле рококо. Стены и потолок, трактованные в духе неоклассицизма, повторяют хорошо знакомые детали, к которым обычно прибегает иллюстратор. Это антаблемент, фриз, карниз, коринфские пилястры, гладкие панели, лепной десюдепорт в виде овального медальона. Непривычными для устоявшейся интерьерной схемы являются львиные лапы кровати, курильница-треножник и особенно люстра-бутон с тремя высокими языками пламени, напоминающая античную масляную лампу. В целом, в иллюстрациях Ю. Гравело с участием персонажей античной мифологии воспроизводится модная схема декора и обстановки интерьера «стиля Транзисьон», однако, допускается участие предметов и деталей в «греческом вкусе», возможно, придуманных самим художником. Фигуры персонажей погружены в интерьер, изображены на разных планах в его центре и занимают менее половины пространства изображения.

В интерьерных иллюстрациях Ю. Гравело к поэме Вольтера «Генриада» (1768-1774) традиционно много внимания уделяется передаче классического архитектурного декора интерьера, который имеет современную для того периода трактовку. На иллюстрации к первой песне поэмы сцена королевского приема представлена в интерьере салона, стены которого декорированы узкими лентами панелей, разделенными широкими ионическими пилястрами. Нарядный антаблемент включает триглифы-консоли и метопы с рельефным декором в виде розеток или перекрещенных ветвей, перевязанных бантом. Ионические колонны поддерживают горизонтальное перекрытие дверной ниши, декорированное кессонами с розетками. Десюдепорт представляет собой громоздкую пластическую композицию, состоящую из геральдического картуша с короной, ветвями и перевернутым рогом изобилия. Мотив ионика повторяется в оформлении рельефных бордюров дверей, панелей и карниза. Потолок разделен на геометрические сегменты бордюрами, моделированными в виде связки фасций. В отличие от стен и потолка, мебель имеет рокайльные формы и отделку: это стул на гнутых ножках и кресло с высокой асимметричной спинкой, украшенной резными рокайлями. Мотив рокайля поддерживает орнаментика напольного ковра. Фрагментарно изображен украшенный бахромой «курульный» стул на перекрещенных ножках-клюшках. Это сидение, предназначенное для королевских приемных помещений, так же как и некоторые детали декора (герб и корона) сообщают, что на иллюстрации изображены королевские покои.

Аналогичным образом представлен интерьер на иллюстрации к третьей песне «Генриады», изображающий покушение на короля. Это высокое зальное помещение со сводчатым цилиндрическим перекрытием, декорированным кессонами с розетками. Переход от стен к потолку подчеркнут ритмичным антаблементом с триглифами и метопами, украшенными розетками. Стены имеют архитектурную трактовку: они разделены панелями и пилястрами. Стоящие на цоколе колонны с каннелюрами подпирают балки перекрытия над дверями. Колонны очень близки дорическим, но искажены в трактовке базы и капители. Десюдепорты оформлены в виде рельефных медальонов с обрамлением в виде рога изобилия. Пол помещения выложен большими квадратными плитами. Элементы «стиля Транзисьон» почти не заметны. Лишь опрокинутый стул, фрагментарно изображенный на первом плане, обладает «переходными» чертами: хорошо просматриваются волнистая рама и гнутые ножки. Очевидно, хаотичное расположение мебели сообщает иллюстрации дополнительные смысловые нюансы: опрокинутый стул подчеркивает драматизм сцены покушения. В иллюстрациях к «Генриаде» Ю. Гравело прибегает к обычной схеме изображения «переходных» интерьеров: акцентирует внимание на «классической» отделке стен, оставляя мебель и предметы убранства в сфере влияния рококо. Более детально и точно, чем в других сериях иллюстраций, представлен декор антаблемента и потолка. Однако, несмотря на дробную передачу классического архитектурного декора, допускается его произвольная интерпретация. Интерьерные предметы могут нести дополнительную смысловую нагрузку: они уточняют место действия и прогнозируют его развитие.

Рассмотрев ряд иллюстративных серий, выполненных по рисункам Ю. Гравело, отметим, что интерьеры раннего неоклассицизма передаются иллюстратором точно, документально, что свидетельствует об использовании дополнительных источников визуального материала (увражей или эстампов). Как и на практике, здесь существуют определенные закономерности подачи интерьера. В центре композиции иллюстрации обычно акцентирован архитектурный декор – пилястра или колонна, изображенные частично или полностью. В изображении интерьера неизменно присутствует стенной пластический декор. Допускается смешение стилевых элементов в оформлении одного интерьера. Архитектура и отделка стен и потолка отмечены чертами неоклассицизма, обстановка и предметы убранства – стиля рококо или «стиля Транзисьон». В виде исключения в отделке стен могут присутствовать декоративные мотивы рококо. Предметы рококо малозаметны, они чаще всего помещены на втором плане, скрыты фигурами персонажей или изображены фрагментарно. Отдельные иллюстрации точно передают орнаментику и мебель «греческого вкуса». Черты рококо более проявляются в интерьерных иллюстрациях к «Моральным сказкам» Мармонтеля, черты неоклассицизма – в иллюстрациях к «Театру» Корнеля, что, очевидно, обусловлено спецификой текстов. Для воссоздания условного исторического колорита иллюстратор иногда использует относительно архаичные предметы – мебель и предметы убранства барокко («Декамерон» Боккаччо). В целом концепция интерьера «стиля Транзисьон» остается неизменной, хотя детали интерьерного фона слегка меняются в соответствие с разными текстами. В ряде случаев персонажи интерьерной декорации выполняют знаковую роль: они привлекают внимание, поясняют изображение, уточняют место действия и прогнозируют его развитие.

В числе известных иллюстраторов, продолжающих работать в период формирования неоклассицизма, остается Ш.Эйзен. К изображению интерьеров неоклассицизма художник обращается в некоторых иллюстрациях к «Метаморфозам» Овидия (1767-1771). На иллюстрации, изображающей встречу Улисса и Цирцеи, представлен интерьер высокого зального помещения с колоннами и тронным возвышением. В отделке и убранстве интерьера можно обнаружить черты неоклассицизма и рококо. Художник явно не стремился добиться документальности и полноты в передаче интерьера. В трактовке архитектурных признаков неоклассицизма внимание акцентировано на двух дорических колоннах, изображенных фрагментарно, и потолочной падуге с ритмичной орнаментикой. Допуская искажение масштаба, художник выделяет один характерный элемент декора интерьера неоклассицизма – рельеф десюдепорта в виде овального медальона с ниспадающими связками лавра. Двери и десюдепорт оказываются слишком крупными и несоразмерными по отношению к колоннам и группе персонажей на дальнем плане, но убедительно передают характерное для интерьеров раннего неоклассицизма оформление дверного проема. Трон изображен фрагментарно и практически не позволяет рассмотреть свои формы и декор, не считая волют, моделирующих спинку и подлокотники. Более детально Ш. Эйзен передает тканевое убранство интерьера, обращая внимание на фактуру материала. Над головой героини он помещает маленький балдахин, завязанный узлами по углам и украшенный бахромой. С точки зрения стилевой принадлежности более убедительным предметом убранства интерьера является напольный ковер, украшенный цветами и растительными рокайлями. (рис.3)

Рис. 3.  Ш. Эйзена, грав. Бине. «Метаморфозы» Овидия. 1767-1771.
(ВГБИЛ им. М.И. Рудомино)

Черты «стиля Транзисьон» заметны в иллюстрации Ш. Эйзена к «Генриаде» Вольтера (1770), представляющей королевский прием в интерьере высокого помещения, возможно, салона. Фронтально расположенная стена помещения трактована в стиле неоклассицизма: она делится на правильные геометрические сегменты с помощью высокого цоколя, над которым находятся частично каннелированные пилястры и панели, отмеченные по контуру рельефными бордюрами. Стену украшает овальная картина в простой раме, обрамленная цветочной гирляндой с лентой. На иллюстрации изображены два довольно архаичных предмета меблировки. Это трон, закрытый ковром с бахромой и отмеченный горизонтально нависающим прямоугольником балдахина с плюмажами, бахромой, кистями на шнурах. Трон, также как и массивное кресло-бержер на прямых ножках и с подлокотниками в форме волют, напоминает предметы обстановки стиля барокко. Несмотря на модную, характерную для неоклассицзма свисающую до пола тканевую драпировку кресла и гирлянды, оно кажется более подходящим для интерьеров «большого стиля». Лишь напольный ковер, орнаментированный мелкими и плотными завитками рокайлей, указывает на «переходный» характер убранства интерьера.

Черты «стиля Транзисьон» заметны также в иллюстрациях Ш. Эйзена к «Книдскому храму» Монтескье (1772). Иллюстрации данной серии трудно назвать интерьерными в полном смысле слова, так как они не опираются на четкую интерьерную схему. Место действия оказывается несколько неопределенным, хотя каждая иллюстрация имеет интерьерные детали, как правило, мебель. Так, на иллюстрации, представляющей сцену разоблачения Венеры и Марса, изображена стоящая на возвышении кровать под балдахином. Драпированные занавеси балдахина декорированы по контуру фестонами с кистями и завязаны по углам узлами: обычный прием иллюстратора. Высокое изголовье кушетки, моделированное в виде картуша, увенчанного раковиной, наиболее эффектно: оно обрамлено резными рокайлями и затянуто тканью, орнаментированной теми же рокайлями. Сверху изголовье украшает скульптурная композиция в виде пары целующихся голубей. Эта сценка с участием «персонажей» интерьерного декора дублирует основное действие – галантную сцену главных героев. Несмотря на черты стиля рококо в оформлении изголовья, кушетка имеет элементы неоклассицизма – массивные вогнутые ножки-консоли и драпировку, спускающуюся от рамы до пола. Об интерьерах рококо, безусловно, напоминает напольный ковер, орнаментированный рокайлями. Использование рокайльных мотивов в контексте изображения галантной сцены кажется вполне убедительным, даже необходимым. Вместе с тем, художник прибегает к изображению актуальных деталей мебели неоклассицизма.

«Стиль Транзисьон» в интерьерных иллюстрациях Ш. Эйзена чаще всего проявляется в отдельных предметах, особенно в мебели. Именно мебель сочетает в себе элементы рококо и неоклассицизма одновременно, как это имело место в практике мебельного дела в период раннего неоклассицизма. Некоторые предметы имеют признаки «греческого вкуса». Интерьер «стиля Транзисьон» изображен более полно и точно в иллюстрациях на тему современности, в то время как древность иллюстрируется более свободно: нет документальной подачи «переходного» интерьера, используется лишь мебель модной формы. Художник не всегда считает нужным полностью изображать интерьерный фон сцены – архитектуру интерьера, его декор, предметы убранства. Главным приемом изображения интерьера является фрагментарность. Элементы интерьера могут иметь нелогичное расположение: они не являются частью целостной интерьерной декорации, но служат обрамлением фигур. В интерьере чаще всего акцентированы драпировки – объемные, асимметричные, завязанные узлами и украшенные галуном и кистями. Кроме того, много внимания уделяется мебели, особенно ее скульптурному, фигуративному декору, который может повторять или пояснять действия героев сцены.

Рассмотренные примеры представления интерьеров раннего неоклассицизма такими признанными французскими иллюстраторами середины XVIII в. как Ю. Гравело и Ш. Эйзен можно обобщить следующим образом. Иллюстраторы настойчиво следуют модным тенденциям оформления интерьера даже вопреки специфике времени и места действия литературных персонажей. Художники добиваются документального изображения интерьера: либо полного и детального (Ю. Гравело), либо фрагментарного и обобщенного (Ш.Эйзен). Точное и целостное изображение интерьеров свидетельствует в пользу обращения иллюстраторов к специальным источникам визуального материала. В пределах одной серии иллюстраций избранная интерьерная модель повторяется, что помогает восприятию текста произведения, подчеркивает его целостность и отчасти отражает его специфику. Неизменным приемом работы иллюстраторов с интерьерным фоном остается использование знаковой функции интерьерных предметов. В трактовке интерьерного фона иногда допускаются неточности или фантазия вопреки объективности передачи интерьера – как прием стилизации с целью раскрытия особенностей текста (Ю. Гравело), либо как метод изображения интерьерного фона (Ш. Эйзен). Литературная иллюстрация, включающая изображения интерьеров раннего неоклассицизма, по-прежнему не утратила декоративных качеств – в определенной степени благодаря наличию предметов и декора стиля рококо.

Библиография

1. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней: Пер. с англ. / Ч. Мак-Коркодейл. – М.: Искусство, 1990. – 246 с.

2. Blakemore R.G. History of interior design and furniture: from ancien Egypt to XIX century / R.G. Blakemore. – New York: Wiley, 2006. – 440 p.

3. Droguet A. Le Styles Transition et Louis XVI / A. Droguet. – Paris: Les Éditions de l’Amateur, 2004. – 160 p.

4. Whitehead J. The French interior in the eighteeth century / J. Whitehead. – London: Laurence King, 1992. – 256 p.

Ссылка для цитирования статьи

Борщ Е.В. ПРИЕМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА РАННЕГО НЕОКЛАССИЦИЗМА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 1750-1770-х гг. [Электронный ресурс] /Е.В. Борщ //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №1(33). – URL: http://archvuz.ru/2011_1/13 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 11.02.2011
Просмотров: 96