Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (33) Март, 2011

Теория архитектуры

Шипицына Ольга Александровна

кандидат архитектуры, доцент,
профессор кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова.
ORCID 0009-0002-8606-8198

Россия, Екатеринбург, e-mail: oshipits@usaaa.ru

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ УРАЛА

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Аннотация

В статье обосновывается необходимость нового направления изучения промышленного зодчества Урала с позиции эволюции архитектурного ансамбля завода. В процессе изучения индустриальных ансамблей Урала прослеживается их эволюция с учетом факторов, повлиявших на развитие промышленных предприятий, и определяется тип их структурной организации, исходя из художественно-эстетических и архитектурно-композиционных характеристик.

Ключевые слова: промышленная архитектура, уральские заводы, архитектурный ансамбль, индустриальные ансамбли

В условиях переосмысления архитектурной наукой самих основ проведения исторических исследований имеет смысл обратиться к теоретическим понятиям, значение которых для изучения внутренних механизмов развития архитектурного процесса определенных эпох и регионов еще до конца не осознано. По мнению А.И. Каплуна: «Так или иначе, имея всегда в виду структурно особенное в разных искусствах, можно назвать четыре общехудожественные структуры: стиль, образ, ансамбль, синтез» [1, с. 161]. Но в силу сложившейся ситуации в истории архитектуры только категория стиля активно используется для объяснения закономерностей развития зодчества. Однако использование в историко-архитектурных исследованиях потенциала таких понятий как «образ», «ансамбль» и «синтез» позволило бы дополнить существующую и активно применяемую в настоящее время стилевую периодизацию развития зодчества. Результатом использования этих понятий на таком же уровне обобщения, что и категория «стиль», явилось бы целостное представление об архитектурной деятельности в разные периоды исторического архитектурного процесса. В частности, более подробного рассмотрения требуют различные модификации такого явления архитектурной сферы как ансамбль, поскольку «понятие ансамбля как общее всех искусств – вторично, как особенное архитектуры – первично» [1, с.168].

В настоящее время понятие «архитектурный ансамбль» в отечественном архитектуроведении, как правило, используется исследователями в том случае, когда необходимо оценить целостность и гармоничность архитектурно-композиционной и художественно-эстетической организации конкретных комплексов зданий. Однако можно предположить, что, являясь общехудожественной структурой, ансамбль может выступать, в том числе, и как самостоятельная категория истории архитектуры, благодаря использованию которой возможно раскрыть специфические механизмы формирования и развития зодчества определенного региона. В этом случае становится возможным ввести в научный оборот исторические материалы о не признанных ранее архитектурных объектах и комплексах, а также понять многие факты истории архитектуры региона, не вписывающиеся в рамки признанных канонических классификаций зодчества.

К таким регионам можно отнести Урал, промышленное зодчество которого во многом было определено спецификой развития отдельных заводских комплексов. В системе архитектуры промышленных предприятий Урала комплекс зданий является базовым элементом и архитектурно-планировочной структурой, которая объясняет логику и темпы развития архитектурного процесса этого региона. Здесь в XVIII веке в короткий промежуток времени по единым планировочным принципам были созданы заводские комплексы, которые уже в начале XIX века фактически были полностью перестроены по проектам приехавших на Урал профессиональных архитекторов в соответствии с принципами классицизма. В дальнейшем именно эти, уже архитектурные ансамбли, явились теми центрами, вокруг которых происходило развитие и усложнение структур промышленных предприятий. Сами же заводы являлись смысловыми и пространственными доминантами поселений. Результатом такого промышленного освоения уральского региона стало создание большого количество интереснейших архитектурных объектов и целых комплексов зданий, которые и заинтересовали исследователей.

Причем, в истории промышленного зодчества Урала традиционно признаются архитектурными ансамблями только те, которые были созданы единовременно в эпоху классицизма, в 30–40-е годы XIX века [2-4]. Формирование же комплексов промышленных предприятий в период с середины XIX века по начало XX века и далее до сих пор не осознается исследователями архитектуры уральского региона как процесс создания разновременных ансамблей. При этом проведенные до настоящего времени исследования этого периода позволили выявить основные принципы объемно-пространственной и композиционной организации промышленных предприятий в зависимости от изменения технологических, функциональных, транспортных и энергетических требований производства, а также проанализировать особенности формообразования и стилеобразования основных производственных корпусов [5]. В результате таких историко-архитектурных исследований был собран довольно обширный фактический материал, который позволяет высказать предположение о том, что с начала XIX века по начало ХХ века развитие комплексов промышленных предприятий Урала происходило согласно следующей закономерности: от архитектурного ансамбля к ансамблю индустриальному. Такая закономерность подтверждается и всем ходом эволюции промышленной архитектуры, когда к началу ХХ века был подготовлен переход к индустриальному этапу ее развития.

Возможность формулирования такой закономерности, определяющей новое направление изучения промышленного зодчества Урала, обусловлено и постепенно формирующимся в современной науке представлением о феномене ансамбля, согласно которому «ансамбль складывается органически, не в результате замысла какого-либо строителя, а как реализация спонтанных тенденций культуры» [6, с. 682]. Такая корректировка сложившихся в историко-архитектурной науке определенных стереотипов относительно понимания феномена ансамбля позволяет осознать его как живую саморазвивающуюся систему, находящуюся в процессе постоянного преображения и трансформации [7]. В свою очередь, утверждение о том, «что архитектурное пространство – всегда ансамбль» [6, с. 682], расширяет сами границы применения этого понятия, в том числе и для изучения объектов индустриальной культуры. В итоге, Ю.М. Лотман в своих исследованиях дает следующее определение: «ансамбль – это органическое целое, в котором разнообразные и самодостаточные единицы выступают в качестве элементов некоего единства более высокого порядка: оставаясь целым, делаются частями; оставаясь разными, делаются сходными» [6, с. 682]. 

Отталкиваясь от приведенного современного определения ансамбля, можно утверждать, что индустриальный ансамбль является разновидностью архитектурного, однако, при его создании должны быть учтены одновременно технико-технологические и художественно-эстетические требования. В связи с этим процесс формирования архитектурного ансамбля промышленного предприятия находится на стыке инженерных, технологических и художественных традиций, что обусловливает его сложность и многообразие. На дальнейшее развитие структуры промышленного предприятия первоочередное влияние оказывает изменение технологического процесса, источника энергии, вида транспорта и т.п. Но только художественно-эстетические и архитектурно-композиционные средства позволяют соединить отдельные части промышленного предприятия в единое целое, то есть создать индустриальный ансамбль.

Своеобразие индустриальных ансамблей Урала заключается в их формировании в течение длительного времени, иногда на протяжении нескольких столетий. Поэтому в процессе изучения индустриальных ансамблей Урала первоначально была прослежена их эволюция с учетом факторов, повлиявших на развитие промышленных предприятий в определенном направлении, а затем определены типы их структурной организации исходя из художественно-эстетических и архитектурно-композиционных характеристик.

В течение всей истории промышленного зодчества Урала можно проследить два качественно отличающихся периода в формировании индустриальных ансамблей.

Первый период начинается в XVIII веке с освоением уральского региона и заканчивается в 30-е годы XIX века с приездом на Урал профессиональных архитекторов (см. табл.1, рис.1). В это время закладываются основные принципы организации структуры промышленного предприятия и закономерности ее развития в определенном направлении. Однако в организации заводских комплексов строители руководствовались, как правило, принципами технологической и функциональной целесообразности. Поэтому в эволюции структур индустриальных ансамблей Урала этот период можно охарактеризовать как базовый доархитектурный.

Рис.1

Второй период начинается в 30-е годы XIX века с массовой замены деревянных построек на каменные и заканчивается в начале ХХ века созданием современного типа структуры индустриального ансамбля. Именно в начале XIX века фактически начинается архитектурный период в истории уральских заводов, связанный с привлечением к строительству профессиональных архитекторов. Второй период имеет более сложную структуру, нежели первый. С начала XIX века по начало ХХ века можно проследить три этапа в эволюции индустриальных ансамблей Урала.

Рис.2

На первом этапе (30-е годы XIX – конец XIX вв.) после копирования деревянных построек и формального повторения уже существующей структуры в 40-е годы XIX века архитекторы начинают полностью перестраивать промышленные предприятия на качественно новом уровне (см. табл.1, рис.2,3). Используя основные принципы классицизма, архитекторы попытались создать регулярную планировку промышленного предприятия. При этом сохранялась прежняя расстановка зданий в структуре завода в зависимости от энергоемкости производства и согласно последовательности технологического процесса. Все объекты выполнялись в определенной стилистике, что придавало комплексу зданий единство и законченность. Итак, первая треть XIX века связана с созданием на заводах Урала архитектурных ансамблей, которые являлись великолепным продолжением заложенных ранее принципов функциональной организации промышленных предприятий.

Рис.3

На втором этапе (конец XIX – начало ХХ вв.) развитие технологического процесса (перевод домен на горячее дутье; замена кричных горнов вначале пудлинговыми печами, а затем – мартеновскими; создание газовых генераторов) привело к усложнению структуры промышленного предприятия при сохранении принципов классического построения архитектурного ансамбля (см. табл.1, рис.4,5). Однако наметившаяся тенденция к расширению территории завода способствовала появлению более свободной планировки на вновь построенных участках промышленного предприятия. Итак, к концу XIX в. структуры промышленных предприятий получили дальнейшее развитие. Хотя в этот период и не было массовой перестройки заводов, но происшедшие изменения сформировали новый тип структуры промышленного предприятия, сочетающей в себе регулярную планировку классицистических ансамблей начала XIX века и более свободную планировку вновь построенных частей завода.

Рис.4

Рис.5

На третьем этапе (начало XX в.) под влиянием научно-технического прогресса (применение электроэнергии и железнодорожного транспорта; развитие технологического процесса; введение зонирования территории) начинает формироваться принципиально иной тип организации промышленного предприятия, а, следовательно, и индустриального ансамбля (см. табл.1, рис.6). Отличительными чертами такого типа промышленного предприятия являются: свободная планировка, деление территории на зоны (основного производства, вспомогательных и складских сооружений, административных зданий), укрупнение производственных зданий, зависимость функциональной структуры от определенного технологического процесса, нежели от источника энергии. Итак, к началу XX века вследствие качественных изменений в архитектуре промышленных предприятий наметилось многообразие структур индустриальных ансамблей Урала, которое связано с активной реконструкцией старых и строительством новых заводов.

Рис.6

Таким образом, в течение всего второго периода на промышленных предприятиях Урала шло качественное изменение структуры индустриального ансамбля от классицистической (более строгой и законченной) к модернистской (более свободной и изменяющейся). В условиях индивидуального развития конкретного промышленного предприятия эта эволюция проявилась в выделении к началу ХХ века трех основных направлений формирования индустриальных ансамблей Урала:

• окончательное формирование индустриального ансамбля на всей территории промышленного предприятия, при котором вновь строящиеся объекты дополняют уже сформированную композицию и пространство;

• усложнение структуры уже сформированного индустриального ансамбля в связи с расширением территории завода, когда в существующую композицию внедряется доминирующий объект или целый комплекс объектов, которые отвечают требованиям современной технологии и качественно изменяют пространство промышленного предприятия;

• создание нового индустриального ансамбля при строительстве промышленного предприятия по современной технологии с учетом принципиально иных принципов организации пространства и формирования композиции.

Каждому из описанных направлений соответствует свой тип структуры индустриального ансамбля, который определен конкретным сочетанием художественно-эстетических и архитектурно-композиционных характеристик. Следовательно, все сформировавшиеся к началу ХХ века индустриальные ансамбли Урала могут быть разделены на три типа, которые требуют дополнительного изучения с позиций современной теории архитектуры.

В основу такого исследования, позволяющего систематизировать промышленные предприятия именно как индустриальные ансамбли, было положено авторское понимание архитектурного ансамбля как многоуровневой системы, в которой определенным образом взаимосвязаны три подсистемы: материальная, пространственная и коммуникативная. В зависимости от доминирования одной из подсистем могут быть определены три типа архитектурного ансамбля: материально ориентированный, пространственно ориентированный, коммуникативно ориентированный. Такое исследование индустриальных ансамблей Урала, согласно принятым принципам систематизации, позволило выявить общие художественно-эстетические и архитектурно-композиционные механизмы формирования структур промышленных предприятий (см. табл.2).

Таблица 2.
Систематизация структурных промышленных предприятий Урала конца
XIX - начала XX веков.

Структурная организация индустриального ансамбля, при которой на доминирующие позиции выходит пространственная подсистема архитектурного ансамбля, характерна для промышленных предприятий развивающихся согласно первому направлению, например: Северский, Баранчинский, Пашийский заводы. Для индустриальных ансамблей этого типа характерна доминирующая роль достаточно небольшого по размерам пространства, которое имеет четкие границы и объединяет в единое целое элементы структуры промышленного предприятия. Конфигурация пространства имеет лаконичную форму с ярко выраженными осями симметрии, на которых располагаются доминантные объекты. Поэтому коммуникативные и материальные (объектные) характеристики ансамбля обусловливаются пространственными.

Таблица 2.1

Систематизация структурных промышленных предприятий Урала конца
XIX - начала XX веков.

Пространственно-ориентированный тип структуры индустрального ансамбля.

Структурная организация индустриального ансамбля, при которой на доминирующие позиции выходит коммуникативная подсистема архитектурного ансамбля, характерна для промышленных предприятий развивающихся согласно второму направлению, например: Режевской, Верхне-Туринский, Воткинский, Пожевской, Нижне-Туринский, Кушвинский, Нижне-Салдинский заводы. Для индустриальных ансамблей этого типа характерна доминирующая роль смысловых и визуальных коммуникаций, которые связывают воедино созданные в разное время части завода, то есть отдельные пространства. В связи с этим конфигурация пространства, как правило, имеет сложную форму с большим количеством осей и несколькими центрами, формирующимися около нескольких доминантных объектов. Поэтому пространственные и материальные (объектные) характеристики ансамбля наиболее ярко проявляются посредством коммуникативных.

Таблица 2.2

Систематизация структурных промышленных предприятий Урала конца
XIX - начала XX веков.

Коммуникативно-ориентированный тип структуры индустрального ансамбля.

Структурная организация индустриального ансамбля, при которой на доминирующие позиции выходит материальная (объектная) подсистема архитектурного ансамбля, характерна для промышленных предприятий, развивающихся согласно третьему направлению, например: Богословский, Надеждинский и Чусовской заводы. Для индустриальных ансамблей этого типа характерна доминирующая роль морфологии архитектурных объектов. При этом здания и сооружения свободно размещаются в пространстве завода согласно требованиям технологического процесса, а доминирующий объект, как правило, занимает центральное положение, формируя вокруг себя рядовую застройку. Поэтому пространственные и коммуникативные характеристики ансамбля направлены на демонстрацию особенностей архитектурных объектов.

Таблица 2.3

Систематизация структурных промышленных предприятий Урала конца
XIX - начала XX веков.

Объектно-ориентированный тип структуры индустрального ансамбля.

Таким образом, выявленные этапы развития промышленных предприятий иллюстрируют историческую обусловленность формирования индустриальных ансамблей Урала. Оба периода эволюции индустриальных ансамблей Урала одинаково важны. В первом периоде были заложены принципы функциональной организации промышленных предприятий, а во втором – технология и функция получили свое качественное выражение в гармоничных архитектурных формах и в соединении отдельных частей промышленного предприятия в единое целое, то есть индустриальный ансамбль. В свою очередь, создание типологии индустриальных ансамблей Урала позволяет классифицировать каждую изучаемую структуру промышленного предприятия, а, следовательно, достаточно точно предположить вариант ее дальнейшего развития или определения ценностных характеристик при разработке плана сохранения памятников индустриальной культуры.

 

Источники иллюстраций

Таблица 1, рис.1.

1. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Ф. 12, оп. 1.

2. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С. 70.

3. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С. 150.

4. ЦГАДА, Ф. 271, Берг-Коллегия, оп.3, д. 424.

5. ЦГАДА, Ф. 271, Берг-Коллегия, оп.3, д. 421.

6. ЦГАДА, Ф. 271, Берг-Коллегия, оп.3, д. 423.

7. РГИА, Ф. 1424, оп. 4, д.243, лист 3.

8. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Ф. 13, оп. 1, д. 4/3.

Таблица 1, рис.2.

1. Лотарева Р.М. Города-заводы России. XVIII – первая половина XIX века. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Урал. архит.-худож. ин-т, 1993. – С.49.

2. Воткинск. Летопись событий и фактов. – Устинов: Удмуртия, 1985.

3. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Ф. 13, оп. 1, д. 5/2.

4. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С.45

5. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С.17.

6. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С. 75.

7. РГИА, Ф. 1424, оп. 4, д.240, лист 2.

Таблица 1, рис.3.

1. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Ф. 13, оп. 1, д. 6/2.

2. Музей архитектуры УралАРХИ, Ф. 1, оп. 1, д. 27.

3. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С.136.

4. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Ф. 13, оп. 1, д. 4/2.

5. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С. 81.

6. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С. 89.

7. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – С.47.

Таблица 1, рис.4.

1. Свердловский областной краеведческий музей, Ф. 14/1, А-38.

2. Лотарева Р.М. Города-заводы России. XVIII – первая половина XIX века. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Урал. архит.-худож. ин-т, 1993. – С.52.

3. Холодова Л.П. Заводы Урала. К проблеме сохранения памятников прошлого // Архитектура СССР, 1988, № 2. – С. 102.

4. ГАСО, Ф. 24, оп.14, д. 238.

5. ГАСО, Ф. 24, оп.14, д. 153.

6. ГАСО, Ф. 24, оп.14, д.307.

7. Ауэрбах А.А. О постройке в Богословском округе Надеждинского завода. - С-Пб.: Известия общества горных инженеров. – 1897. – № 4-5 (вкладка чертежей).

Таблица 1, рис.5.

1. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Ф. 13, оп. 1, д.13/1.

2. Свердловский областной краеведческий музей, Ф. 4773/22, А-25.

3. Свердловский областной краеведческий музей, Ф. 5/115, А-37.

4. Холодова Л.П. История металлургических заводов Урала второй половины XIX – начала XX вв. Учебное пособие. – М.: МАРХИ, 1986. – С.29.

5. ГАСО, Ф. 24, оп.14, д.938.

6. ГАСО, Ф. 24, оп.14, д.1555.

7. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Ф. 13, оп. 1.

Таблица 1, рис. 6.

1. Воткинск. Летопись событий и фактов. – Устинов: Удмуртия, 1985.

2. На родине П.И.Чайковского: Фотокнига / Авторы-составители О.Ф.Прудникова, Т.А. Поздеева. – Ижевск: Удмуртия, 1990.

3. На родине П.И.Чайковского: Фотокнига / Авторы-составители О.Ф.Прудникова, Т.А. Поздеева. – Ижевск: Удмуртия, 1990.

4. ГАСО, Ф. 24, оп.14, д.105.

5. ГАСО, Ф. 24, оп.14, д.324.

6. РГИА, Ф. 73, оп. 1, д. 608, лист 7.

Библиография

1. Каплун А.И. Стиль и архитектура / А.И. Каплун. – М.: Стройиздат, 1985. – 232 с.

2. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века / Н.С. Алферов. – Свердловск: Свердловское кн. изд-во, 1960. – 214 с.

3. Лотарева Р.М. Города-заводы России. XVIII – первая половина XIX века / Р.М. Лотарева.– Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Урал. архит.-худож. ин-т, 1993. – 216 с.

4. Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале / А.М. Раскин. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 192 с.

5. Холодова Л.П. История металлургических заводов Урала второй половины XIX – начала XX вв.: учеб. пособие / Л.П. Холодова. – М.: МАРХИ, 1986. – 96 с.

6. Лотман Ю.М. Архитектура в контексте культуры / Ю.М. Лотман // Семиосфера. – СПб: Искусство-СПБ, 2001. – С. 676-683.

7. Шипицына О.А., Маргушин А.Л. Архитектурный ансамбль: перспективы изучения с позиции теории самоорганизации / О.А. Шипицына, А.Л. Маргушин // Известия вузов. Строительство. – 2010. – № 5. – С. 77-81.

Ссылка для цитирования статьи

Шипицына О.А. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ УРАЛА [Электронный ресурс] /О.А. Шипицына //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №1(33). – URL: http://archvuz.ru/2011_1/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 28.02.2011
Просмотров: 138