Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (39) Сентябрь, 2012

Теория архитектуры

Бабина Елена Алексеевна

cоискатель.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент М.Н. Дивакова,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",

Россия, Екатеринбург, e-mail: zhavoronkova_e@list.ru

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ В РОССИИ

УДК: 712
Шифр научной специальности: 85.118

Аннотация

В статье говорится об актуальности формирования имиджевых пространств городов России, к числу которых относятся пешеходные улицы, об опыте реконструкции улицы Арбат в Москве (1974 – 1986 гг.) Методом сравнения были выявлены сходства пешеходных улиц четырех различных городов: Москвы, Казани, Самары и Екатеринбурга. В попытках сместить устоявшуюся схему организации уличного интерьера заявлена гипотеза, суть которой заключается в усилении роли ландшафтного дизайна в качестве образной и предметной основы, направленной на формирование имиджа.

Ключевые слова: пешеходные улицы, реконструкция Арбата, пешеходные пространства, российские «Арбаты»

В новейшую постиндустриальную эпоху Россия шагнула будучи государством новым, нестабильным, противоречивым но, безусловно, перспективным. Сегодня наша страна идет по пути реализации собственного потенциала, формируя имидж равноправного партнера на международной арене.

Авторы книги «Бренды и имиджи», описывая состояние вопроса имиджа России, акцентируют внимание на том, что, в основном, имидж страны складывается из имиджей ее регионов и крупных городов. Богатая история, природные и климатические особенности, самобытность культур российских регионов и городов порождают множество «символов», которые при должном отношении и культивации могут стать основой образа, остающегося в памяти гостей, и предметом гордости местных жителей. «Именно они идентифицируют и оставляют в памяти отдельные достопримечательности, особенности и облики городов, уникальность производств, товаров, услуг, которые при умелой работе с такими символами превращаются в бренды, завоевывающие должное уважение, симпатии и доверие как граждан собственной страны, так и иностранцев, и складываются в комплексный бренд, представляющий страну в целом»[1].

Таким образом, имидж страны зависит и от того, насколько привлекательны и современны наши города, насколько выразительны и неповторимы их символы.

Цель данной статьи: рассмотрение пешеходной улицы как выразительного средства в образе градостроительных центров России для поиска решений актуальной на сегодня задачи – организации среды пешеходных пространств.

История возникновения пешеходной улицы в России не лишена драматизма. Улица Арбат в Москве стала образом российской столицы и примером создания пешеходных улиц по всей стране.

В 80-е годы, когда улица открылась для горожан в новом качестве, впечатления о ней сложились весьма не однозначные. Многие, для кого старый Арбат был символом эпохи, называли его «офонаревшим» Арбатом. В силу ряда причин реконструкция Арбата свелась к замощению плиткой, отделке лицевых фасадов и расстановке оборудования.

Итог десятилетней работы подводили видные общественные деятели и специалисты по вопросам истории и культуры, архитекторы на двух заседаниях, названных Красной и Белой гостиными. На первом были высказаны «за» и «против» относительно этической стороны вопроса. Критиковались излишняя декоративность, ложность образа легендарного Арбата, выхолащивание исторического своеобразия Москвы, невнимание к жителям улицы. Поэт Б. Окуджава говорил: «Почему нельзя было просто восстановить здания, но не красить в такие цвета? Почему нельзя было оставить мостовую, тротуары и поставить фонари скромные, нормальные? Не устраивать «курортный» вид? Это ведь так просто! А сейчас – нет Арбата. А вот зачем надо, чтобы не было Арбата, я понять не могу» [2].

С другой стороны, это был шаг навстречу современному Арбату, предназначенному для восприятия новым поколением людей. По словам А. Гутнова, идейного вдохновителя проекта: « Жить – это значит меняться в потоке времени. Никому не дано остановить время, и значит, нельзя законсервировать, оставить без внимания пространство, в котором протекает действительная жизнь. Значит, Арбат просто не мог не измениться, если мы хотим, чтобы он нашел свое место в сегодняшней «всамделишной» жизни, а не только в далеких воспоминаниях детства» [2].

Представители Белой гостиной, люди которые занимались разработкой и реализацией проекта на протяжении десяти лет, говорили о технической стороне дела. О том, что на стадии реализации очень важно заручиться поддержкой общественного движения, чтобы хоть что-то согласовать и отстоять. В противном случае любой проект может исказиться до неузнаваемости. Что и произошло. Спустя годы один из участников проекта, очевидец событий, пишет: «У Москвы в начале 80-х годов был шанс вернуть себе основательно порушенный советской градостроительной политикой московский дух, принцип и то исключительное своеобразие города, делающего Москву Москвой, единственным и неповторимым городом человеческой цивилизации. Этот шанс был особенно важен для возрождения самобытной культуры России. Теперь уже стало ясно, что это был последний шанс» [3].

Комплексная реконструкция с реставрацией зданий и переулков не была реализована в силу недостаточного финансирования, препятствий со стороны согласовывающих органов. При этом работа крайне осложнялась без движущей силы «машины общественного включения». Таким образом, основные решения оставались за людьми далекими от ситуации.

Чиновники транспортного управления Москвы не представляли Арбат пешеходной зоной – это грозило серьезными трудностями. В 1982 году архитекторы буквально воспользовались ситуацией, когда движение было перекрыто из-за необходимости замены труб коммуникаций и силами подрядных организаций положили вместо асфальта плитку. Затем появились яркие фасады и средовое оборудование: фонари, скамейки, цветочницы. А в 1986 году завершилось строительство пешеходной улицы Арбат, и она была открыта для всеобщего посещения.

Произошла подмена ценностей. Москвичи получили «раскрашенный краской коридор» вместо Арбата с его историей, традициями, великими именами. Ценность и неповторимый облик этого места были скрыты под маской декоративности.

Но, несмотря на это, люди были счастливы, получив островок свободы от нарастающего транспортного движения. Превращение старого Арбата в пешеходную улицу изменило городскую жизнь. Сюда устремились творческие коллективы, художники, музыканты, жаждущие зрительского внимания. Руководитель проекта З. Харитонова, доказывая, что Арбат это не дух и воспоминания, а конкретная процессуальная среда, привела факты, говорящие о большой потребности людей в данном типе пространства: «… если сегодня, благодаря нам, москвичи, восемь миллионов, знают что такое улица, где можно увидеть человеческие лица, … если. когда люди приходят на улицу и у них меняется походка, выражение лиц, они впервые учатся ходить прямо и свободно, а не ютиться на тротуаре, в шуме, где и поговорить толком друг с другом нельзя, – значит, мы выполнили социальный заказ Арбата» [4]. (рис. 1,2)

Рис. 1. Улица Арбат в Москве, 1987 г.
Парадность обновленного Арбата.
 Источник: http://oldmos.ru

Рис. 2. Улица Арбат в Москве, 1987 г.
Концентрация общественного интереса
к пешеходному Арбату.
 Источник: http://oldmos.ru

Постепенно популярность Арбата начала угасать. Но опыт Арбата был подхвачен другими крупными городами.

Низкобюджетный, относительно скорый в реализации проект «потемкинских деревень» показал свою жизнеспособность. Эффект удовлетворял жителей города и муниципальные власти. Здания-памятники получали новую жизнь. Яркие цветные фасады эклектичной застройки, тотальное мощение, ландшафтный дизайн в виде ампельных цветочниц, однообразная жанровая скульптура стали основными признаками пешеходных улиц, которые, словно копии Арбата, распространились по всей стране. Столь разные, но по сути одинаковые.

Для примера рассмотрим пешеходные улицы трех городов – Казани, Самары и Екатеринбурга. Данные интернет-публикаций и фотофиксации подтверждают мнение о схожести этих объектов. На рисунках 3,4 и 5 приведены видовые кадры улиц, соответственно, Баумана (Казань), Ленинградской (Самара) и Вайнера (Екатеринбург). Это исторически сложившиеся улицы крупнейших региональных центров России.

Рис. 3. Улица Баумана в г. Казань.
Источник:
http://www.photokzn.ru

Рис. 4. Улица Ленинградская в г. Самара.
Источник:
http://senat-perm.livejournal.com

Рис. 5. Улица Вайнера в г. Екатеринбурге.
Источник:
http://nashural.ru

Рис. 6. Улица Арбат в г. Москва.
Прототип российских пешеходных улиц.
Источник:  
http://realty.irr.ru

Отвечая на вопрос блоггеров: «В чем разница?», приходится признать огорчительный факт, что представительское пространство этих городов не вызывает ни ассоциативных связей с характером региона, ни особых впечатлений. Ничего, кроме архитектуры, не указывает на богатую историческую основу городов. Не выражены характерные особенности и традиции местного населения, так называемый дух места, который сближает улицу с ее обитателями. «Если вы хотите посмотреть Казань, на Баумана вам делать совершенно нечего. Однако пройти один раз по ней всё же стоит. Это специальное туристическое место, где сами казанцы не бывают. Или пробегают бодрым галопом по делам» [5]. Подобные комментарии – не редкость и к другим электронным статьям, посвященным пешеходным зонам различных городов.

Хотя пространства камерные и соразмерные человеку, им не хватает гуманности, разнообразия, неповторимой пластики средового наполнения. Говоря о значении исторической среды города, А.В.Иконников отмечает: «Главное в восприятие среды – не отчужденное совершенство памятников и не абстракции упорядоченности и стилевого единства, а конкретность, неповторимость следов человеческого бытия, связывающих настоящее с пластами прошлого, личное, интимное – с общезначимым» [6]. Необходимо внимательнее относиться к тем «следам», оставленных нам прошлыми поколениями, культивировать их и подчеркивать, заручившись, прежде всего, деликатностью и здравым смыслом.

Например, в Екатеринбурге в попытках быть ближе к людям художники перестарались в жанре уличной скульптуры. Персонажи, заполнившие Вайнера без какой-либо привязки к месту, удручающе однообразны и неглубоки. По оценкам экспертов, «монументальное искусство мельчает и движется в сторону китча» [7]. Представители экспертного совета по монументальному искусству Урала и Западной Сибири выступают за проведение международных конкурсов в поисках оригинальных творческих произведений. А также готовы давать оценки и предварительные рекомендации авторам до появления работы в городском пространстве, помогая бороться с однотипностью – главным недостатком новых скульптур, отмечаемым специалистами.

Скульптура "Создатель
первого велосипеда
Ефим Артамонов" 
на ул. Вайнера.
Источник:
http://senat-perm.livejournal.com

Скульптура "Влюбленные"
  на ул. Вайнера.
Источник: 
http://senat-perm.livejournal.com

Фонтан на ул. Баумана.
Персонаж из сказки
«Су Анасы» Г.Тукая,
национального поэта и
писателя. Источник:
http://www.photokzn.ru

Рис. 7

В индивидуализации открытого пространства, которое А.П. Вергунов отмечает как незастроенное [8], большую роль играет ландшафтное и световое оформление. Но ограниченность этих видов дизайна также является общим признаком большинства пешеходных улиц. Распространению ландшафтных компонентов в пределах улицы препятствуют технические сложности. Корни деревьев разрушают подземные коммуникационные трубы, фундаменты. Капитальное озеленение требует внедрения новых технологий посадки, орошения, защиты растения и оформления, на что необходимы немалые финансовые средства. Альтернативой становятся кадочные, ампельные, почвопокровные растения, газоны. Приемы и методы работы с объектами живой, неживой и искусственной природы при грамотном их сочетании и использовании позволяют добиться выразительности, неординарности образа уличного пространства.

Из трех улиц, взятых на рассмотрение, улица Ленинградская выигрывает по количеству и качеству ландшафтных преобразований (рис. 8). Посадка молодых каштанов в перспективе обещает тенистую аллею. Центральная полоса газона является примером взаимодействия растительных форм с элементами средового оборудования (скамейками, модулями для посадки цветов и кустарников).

Рис. 8. Фрагмент ландшафтного оформления улицы Ленинградской. Источник: http://forum.ren-tv.com

Рис. 9. Организация средового
оборудования для отдыха
относительно произрастания
дерева и защиты его от
внешних воздействий. Источник: 
http://www.archithings.com

В большинстве реализованных проектов озеленения пешеходных улиц чувствуется стандартность, ограниченность решений. Природа настолько замкнута границами улицы, что смотрится искусственной, статичной.

Очевидно, что проблем много. Но что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию?

Во-первых, необходимо отметить, что Россия, являясь членом ООН, с 1992 года реализует всеобщую стратегию «устойчивого развития». Основной принцип этого подхода – единство экологических и социально-экономических задач, дополненный культурологическим и нормативно-правовым аспектами [9]. Поэтому крупные российские города, в соответствии с общемировыми стандартами, ставят масштабные задачи для повышения уровня комфорта жителей и стабилизации экологического состояния своих территорий, обозначая и расширяя границы пешеходных пространств. Учитывая тенденцию увеличения числа пешеходных улиц (например, в Екатеринбурге к 2014 году планируется обустройство пяти пешеходных направлений [10]), предлагается рассматривать их как непрерывные пространства, взяв за основу зеленый слой городской ткани.

В связи с этим предлагается выявить 2-3 вида деревьев, наиболее устойчивых для городских и климатических условий региона, и распространить в пределах пешеходных транзитов, в том числе и пешеходных улиц, учитывая сложности посадки и непростые условия произрастания живого дерева. Это дает преимущества экологического и эстетического характера, работает на целостность системы ориентиров. Но самое основное, появляется возможность сценарного развития в организации территории. Это означает, что сознательная или вынужденная неоднородность посадок позволяет формировать разные типы пространства, соответствующие той или иной функции (отдых, активное движение, восприятие объектов). Древесный материал очень подвижен с точки зрения возможности формообразования (кронирование, топиарное искусство), колористической сезонной динамики, но при этом довольно стабилен, чтобы выступать основой для пространственных замыслов, поведенческих коллизий, включений различных форм дизайна (рис. 9). Таким образом, пейзажные свойства композиционных соотношений растений между собой и объектами архитектуры в сценарии пространства играют ведущую роль. В свою очередь, осмысление пространства в виде сценарных изменений предполагают его функциональную целесообразность, преодоление монотонности, одинаковости и способствуют формированию устойчивого образа.

Следовательно, посадка крупномеров и последующая детализация среды другими формами растений и компонентами ландшафтного дизайна способствуют пространственным, причинно-следственным и художественно-образным связям с формами организации средового наполнения и с архитектурной основой. В результате, формируется индивидуальная логически выстроенная пешеходная система пространств, обеспечивающая комфорт, безопасность, экологическую устойчивость и эстетическую привлекательность в городской среде.

Становление образа города, обнаруживающего высокий художественно-эстетический и утилитарно-практический потенциал, безусловно, влияет на формирование положительного имиджа города, современного и неповторимого в своем роде. На основе сказанного можно построить цепочку логических связей, все звенья которой являются взаимными катализаторами активности друг друга (рис.10).

Рис. 10. Схема взаимодействия компонентов среды, формирующих имидж города

 Заключение

Теперь, когда люди получили возможность путешествовать, быстро обмениваться впечатлениями, публиковать фотографии, необходимо поддерживать их интерес и стремиться к индивидуальности наших городов. Любопытство туристов приводит их, как правило, в эпицентр городской жизни – на пешеходную улицу.

Пешеходная улица нашла свое место в городском пространстве, соединив в себе функции рекреационную, торговую, социальных контактов, как «новая функционально-пространственная форма» [11] в градостроительном искусстве. Впервые появившись в СССР, она не только вызвала мощный резонанс общественного мнения, но и послужила определенным толчком в социокультурном развитии города. Пешеходный Арбат не оправдал надежд на возрождение своеобразия архитектурного облика исторической Москвы. Но он стал образцом для разных городов страны. Хорошо ли это – судить трудно. Пешеходные улицы унаследовали не только сходство внешних черт, но и внутренние проблемы. «Невидимые глазу», дворы переулки, подчас необходимые для целостного и подлинного восприятия уличного пространства (в случае с Арбатом), оставляют негативный осадок. Но благодаря опыту Арбата, крупнейшие города России имеют совершенно новый тип пространства, востребованный среди населения и актуальный в свете транспортной ситуации.

Сегодня российские «Арбаты» совершенствуются, становясь представительскими пространствами. Возрастает их количество в пределах одного города. Современные российские исследования [11] рассматривают особенности предметно-пространственной среды пешеходной улицы и определяют их как «тотальный синтез» дизайна с архитектурой, градостроительством, ландшафтным, графическим, монументально-декоративным искусствами. Характер объекта и выразительные средства перечисленных видов проектно-художественной деятельности предоставляют специалистам широкие возможности для создания уникальных пространств, соответствующих современным потребностям населения в отдыхе, развлечениях и духовном развитии.

Чтобы повысить индивидуальность, пешеходная улица должна послужить полигоном для экспериментов идейного плана различных направлений: технического, визуального, социокультурного и т.д. В статье предлагается на основе ландшафтного потенциала территории построить сценарную схему взаимодействия типов пешеходных пространств, связанных не только технически и функционально, но и образно при помощи системы озеленения и приемов ландшафтного дизайна. Следовательно, поиск образа ведется в соответствии с концепцией «устойчивого развития», что говорит о причастности города к идеям мирового сообщества. В соответствии с этим формируется имидж города, отвечающего нынешним требованиям времени и человека. Поэтому актуальной задачей становится не только поиск методов и приемов организации интерьеров городских пространств, но и реализация результатов этого поиска, чтобы жители могли ценить и понимать уникальность и красоту своей пешеходной улицы в своем городе.

Библиография

1. Рожков И. Я. Бренды и имиджи / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. – М.: РИП-холдинг, 2006. – 105 с.

2. Арбат. 16 ракурсов одной улицы : Красная гостиная 30. 01. 1986 // Архитектура СССР – 1986 – №4. – С. 33-39

3. Потерянный Арбат / История проектирования и уничтожения комплексной реконструкции улицы Арбат [Электронный ресурс] – URL: http://timofeyich.ru 

4. Арбат. 16 ракурсов одной улицы : Белая гостиная 12. 02. 1986 // Архитектура СССР – 1986 – №4. – С. 39-47

5. Улица Баумана (Казанский Арбат) / DimitriBeaverov [Электронный ресурс] – URL: http://www.tripadvisor.ru 

6. Иконников А.В. Искусство, среда, время: эстетика организации городской среды. – М.: Советский художник, 1984. – С. 9. – 334 с.: ил.

7. Уральские эксперты недовольны появлением безвкусицы на пешеходных улицах : интервью с директором института УралНИПроект Российской академии архитектуры и строительных наук Александром Долговым. [Электронный ресурс] // Новости портала uralweb.ru. – URL: http://www.uralweb.ru 

8. Вергунов А.П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. – Л.: Стройиздат, 1982. – 135 с.: ил.

9. Колясников В.А. Теория градостроительства: современные направления и концепции: учеб. пособие / В.А. Колясников. – Екатеринбург: Архитектон, 2003. – 112с.

10. Между «дендропарком» и Розы Люксембург появится пешеходная улица. [Электронный ресурс] // Информационный портал Екатеринбурга. – URL: http://www.ekburg.ru/news/15/30172-mezhdu-dendroparkom-i-rozy-lyuksemburg-poyavitsya-peshekhodnaya-ulitsa/ 

11. Белов М.И. Дизайн пешеходной улицы. Принципы организации предметно-пространственной среды : автореф. дис. … канд. искусствоведения / М.И. Белов. – М., 2012.

Ссылка для цитирования статьи

Бабина Е.А. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ В РОССИИ [Электронный ресурс] /Е.А. Бабина//Архитектон: известия вузов. – 2012. – №3(39). – URL: http://archvuz.ru/2012_3/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 28.09.2012
Просмотров: 97