Архитектон: известия вузов. №1 (41) Март, 2013
Дизайн
Захарчук Марина Геннадьевна
доцент кафедры дизайна,
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»,
Россия, Иркутск, e-mail: gooseandgoose@rambler.ru
ЭРГОДИЗАЙН – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
УДК: 62:7.05
Шифр научной специальности: 30.18
Аннотация
Ключевые слова: эргодизайн, проектная деятельность, предметно-пространственная среда, комплексное проектирование
Современное проектирование системно, его основу составляет проектное мышление, которое заключается в комплексной интеграции исходных теоретических и практических знаний, а также порождаемых идей в целостный проект, соответствующий техническому заданию. Комплексный характер технических и организационных проблем современного производства заставляет отказаться от деления научных направлений и дисциплин на главные и второстепенные, что отражает потребности проектирования в синтезе достижений естественных, социально-экономических и технических наук.
Расширение объема продукции машинного производства и реновации систем предметно-пространственных сред выявило диссонанс между их прогрессивной функцией и эстетическим несовершенством. Необходимо было искать новые формы выразительности, органичные новым технологиям, при этом расширялся круг задач, стоящих перед проектировщиком; так встал вопрос о переходе на новые методы комплексного проектирования. Проектирование и производство высококачественной, наукоемкой конкурентоспособной продукции, отвечающей современным требованиям, возможно на базе передовых эффективных технологий с использованием новейших достижений научно-проектных дисциплин. К числу таких технологий относится эргодизайн – новый вид проектной деятельности, отличной от традиционного эргономического и художественного (дизайнерского) проектирования [1].
Задачи эргономики и дизайна во многом совпадают, поэтому естественно их объединение в единую технологию – эргодизайн как взаимодействие эргономики и дизайна – двух фундаментальных научных категорий, двух самостоятельных отраслей научных знаний, имеющих свой концептуальный аппарат, свою методологию, свои принципы научных исследований, свои способы реализации результатов [2]. Эргодизайн в качестве категории последовательно утверждается как в сфере дизайна, так и эргономике, что закономерно отражается на усилении ее научной и практической значимости. Эргодизайн трактуется как человекоориентированная научно-проектная деятельность, при которой за счет интеграции средств дизайна и эргономики создаются эстетически и эргономически полноценные объекты и предметно-пространственная среда [1]. При этом дизайн и эргономика остаются взаимосвязанными дисциплинами, необходимость одновременного использования которых и обеспечивает эргодизайн. Специфика эргодизайна как комплексной науки состоит в системном охвате изучаемых объектов. Следует отметить, что эргодизайнерское проектирование обладает правом на индивидуальную неповторимость и своеобразие применяемых методов и создаваемого творческого продукта. Эргодизайн имеет отношение к тому, с чем взаимодействуют люди и что их окружает в городе и сельской местности, дома и на работе, в административных помещениях и средствах транспорта, на отдыхе и при занятиях спортом, в ресторанах и кафе, в процессе учебы и лечения, в театрах и музеях [3]. При таком определении эргодизайна речь идет обо всей окружающей человека предметной среде.
Основная задача эргодизайна – обеспечение трех аспектов проектирования: средств и условий жизнедеятельности человека, удобства, комфорта и красоты; в более широком понимании – обеспечение успеха и благополучия человека во многих сферах его деятельности, что достигается путем улучшения качества жизни людей на основе выбора приоритетов социально-экономического развития и использования социально ориентированных технологий. Повышение качества жизни населения – ключевая задача эргодизайна, его уровень – главный критерий эффективности социальной и научно-технической политики России. «Качество жизни – оценочная категория жизни человека, обобщенно характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, процесса, условий и результатов жизнедеятельности по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону» [4], – такое определение дает доктор психологических наук профессор Г.М. Зараковский.
В структуре эргодизайна акцент в силу своей смысловой значимости приходится на дизайн [2]. Дизайн – особый метод проектирования, при котором объекту придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации. Дизайн понимается как глобальный метод построения мира, включая решение и социальных проблем. В связи с этим возникло определение нашей цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека [5].
Деятельность дизайнера и пользователя конкретной материально-предметной среды связывается с творчески активным самоопределением. Дизайн – личностная интерпретация социального смысла изделия и ее реализация, обеспечивающая функционирование изделия и его эстетическое воздействие. Технологии и методики дизайнерского проектирования базируются на глобальном принципе преобразования функционально необходимого в эстетически совершенное. Всякий предмет имеет какую-либо функцию, т.е. призван удовлетворять потребности пользователей, кроме того, объекты материального окружения стимулируют субъекта действовать в соответствии с определенными ценностными ориентациями, поэтому значительность предмета охватывает два начала – пользу и красоту, в каждом заложено техническое и эстетическое начало (рис.1).
Рис. 1. Фирменный стиль кафедры дизайна факультета изобразительных искусств ИрГТУ: Каталог лучших студенческих работ кафедры дизайна. Авт. – студ. каф. дизайна ИрГТУ А. Ануфриева; рук. – проф. О.Е. Железняк, доц. А.А. Дурасов, конс. В.В. Дейкун
Эффективность и качество разработки системных объектов и комплексных программ зависят не только от применения новых проектно-конструкторских методов, но и от успешности дизайнерских разработок [6]. В середине прошлого века дизайн начал развиваться в нашей стране как проектная деятельность по производству промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию индустриальной и социально-культурной сфер. Дизайн стал практически всеохватывающим, а дизайнер оказался вовлеченным в систему социальных отношений, предполагающих использование в профессиональной деятельности навыков наблюдения, анализа, интерпретации. Формирование таких навыков, в свою очередь, требует развития новых принципов системного подхода, нацеленного на выделение или акцентирование стратегических ориентиров проектной деятельности. Реализация этих задач стала основной целью созданной в 1962 году системы Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), куда вошли центральный институт в Москве и десять филиалов в столицах союзных республик и крупных городах страны. Работы, выполненные во ВНИИТЭ известными теоретиками В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедовым, А.А. Грашиным, Е.В. Жердевым, О.И. Генисаретским, М.В. Федоровым и другими, представляют ценность в наше время, поскольку в них заложены основы эргодизайна. Дизайн-программы многих учебных заведений базируются на фундаментальных трудах института, ставших ведущей концепцией развития проектного мышления.
С развитием промышленного дизайна и его проникновением в различные проектные структуры развивалась и эргономика, постепенно занимая приоритетное место при определении задач проектирования и реализации проектных решений. Сближение дизайна и эргономики происходило длительно и постепенно. Основатель ВНИИТЭ и его первый директор – Юрий Борисович Соловьев предусмотрел в каждом из филиалов отдел или лабораторию эргономики. Он считал, что именно дизайн станет главным потребителем и заказчиком знаний о человеке, его функциональных возможностях, антропометрических характеристиках, потребностях и предпочтениях пользователя изделий [2]. Развитие эргономики в те годы характеризуется интенсивной разработкой теоретических и методологических проблем; большое внимание уделяется формированию системного подхода, который реализуется в теории и прикладных работах, большое количество исследований посвящается проблемам проектирования.
Усилия специалистов в области эргономики в нашей стране на начальном этапе были направлены прежде всего на модернизацию существующей техники и улучшение условий труда, что развилось в направлении, получившем название «коррективная эргономика». Формирование «проективной эргономики» предполагало развитие специальных исследований типичных видов и форм человеческой деятельности, создание методов ее анализа и формализации, выявление факторов, определяющих ее эффективность. Эргономика проективная стала переходом от решения локальных задач к участию эргономики в процессе проектирования. Также стало очевидно, что эргономическое обеспечение проектируемых объектов, в особенности сложных технических систем, требуется прежде всего для того, чтобы обеспечить эффективность и безопасность труда. Не менее важным являлось и получение социально-экономического эффекта, выражающегося в улучшении условий труда, сохранении здоровья и высокой работоспособности человека за счет использования средств эргономики. Все это должно было достигаться в результате эргономического обеспечения проектирования различных видов продукции.
Таким образом, обобщение требований к предметной среде и ее оптимизации привели к выработке критериев и требований эргономики, имеющей непосредственное отношение к созданию объектов предметного мира, промышленных изделий и систем. Согласно определению О.Н. Чернышовой, старшего научного сотрудника отдела эргономики ВНИИТЭ, «потребность в эргономических знаниях в проектировании и дизайне признается всеми специалистами, участвующими в создании предметной среды» [1]. Эргономика, являясь научно-проектной дисциплиной, комплексно изучающей антропометрические, биомеханические, психофизиологические и психологические аспекты взаимодействия человека с техническими средствами, предметами труда и быта, средой жизнедеятельности, опирается на данные и гигиены труда, и социологии. Кроме того, она требует владения приемами наблюдения и опроса в профессиональной деятельности для создания оптимальных условий во всем разнообразии форм проявления активности человека. Оптимальным способом обеспечения взаимодействия «человек – машина – предмет деятельности – среда» становится максимальный учет человеческого фактора на всех этапах создания, эксплуатации и утилизации продукции. Под «человеческим фактором» в эргономике понималась совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей человека, а также социально-психологических моментов, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой [7]. Проектировщикам приходилось решать, как правило, задачи профессионального отбора и адаптации человека к условиям функционирования технических средств, так как причиной техногенных катастроф и аварий, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и т.п. нередко было невнимание к «человеческому фактору».
Эргономические принципы, методы и данные имеют непосредственное отношение ко всем стадиям создания и использования систем: анализу, проектированию, разработке, испытаниям, оценке, функционированию оборудования. Определяющим является проектирование, т.е. тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, процесса [8]. Развитие эргономики по десятилетиям определяется как военная эргономика (1950-е гг.), промышленная эргономика (1960-е гг.), эргономика товаров широкого потребления (1970-е гг.), эргономика программного обеспечения (1980-е гг.). За 50 лет существования эргономики как дисциплины менялись ее приоритеты, появлялись новые направления, основные усилия специалистов всегда концентрировались на наиболее актуальных задачах развития науки и проблемах проектирования новых изделий и технологий. К концу ХХ века выделилось несколько главных направлений внутри эргономики. Это эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека; когнитивная эргономика, связанная с психическими процессами. В частности, восприятие, память, принятие решений, оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы, включающими умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение. Различают «микроэргономику», занимающуюся отдельными техническими и информационными устройствами, и «макроэргономику», объектом которой являются сложные политехнические системы [1].
Эргономика СССР с 60-х годов была «подчинена» дизайну, т.е. изначально ориентирована на использование теоретических и практических разработок в дизайнерской деятельности. Именно такая совместная деятельность на всех этапах разработки и создания продукции от ее проектного замысла до изготовления была способна обеспечить максимальный учет данных о человеческом факторе при проектировании, а следовательно, достичь оптимизации процесса эксплуатации проектируемых технических объектов и всего предметного мира, используемого человеком. Эргономика поставила перед дизайнерами задачи улучшения условий и качества работы человека, заложив основы для появления эргодизайна. Практика такой проектной деятельности представляет собой новый вид взаимодействия дизайнеров и эргономистов. Дизайн в процессе эргодизайнерского проектирования проявляет себя качественно новым образом при взаимодействии с эргономикой, в результате такого взаимодействия дизайн обогащается серьезными научными знаниями о человеке и его деятельности в предметном мире. Это обусловлено тем, что на этапе предпроектного эргономического моделирования в проектируемые объекты закладываются свойства, обеспечивающие максимальное соответствие данных объектов возможностям человека по восприятию и переработке информации, принятию решений, выполнению моторных действий и, конечно, гарантирующим здоровье, безопасность и оптимальные условия среды.
В процессе проектировании нового продукта учитываются различные параметры: функциональное удобство, стилистическое разнообразие форм, оригинальный дизайн от запуска первых моделей, апробации используемой в продукте технологии до постановки изделия на поток. Эволюция в производстве становится залогом постоянного технического развития, а значит, стимулом новых эргодизайнерских решений. Дизайнерская форма продукта согласно необходимой функции должна отвечать эргономическим, техническим и технологическим требованиям, что позволяет изделию стабильно работать. Таким образом, в проектировании промышленного изделия можно отметить новизну не только самого продукта, но и технологий, и материалов. В период освоения выпуска нового изделия усилия проектировщиков направлены на ее развитие не в ущерб потребительским свойствам, и продукт, который несет потребителю новую функцию, ценится за экспериментальный дизайн. Проектирование изделий эффективно, если в максимальной мере учитывает возможности человека при их эксплуатации, то есть создаваемый объект имеет вид, основанный на характеристиках, отвечающих эргономическим требованиям. Таким образом, эргономист осуществляет эксперименты в области сравнительной эргономической оценки предлагаемых дизайнером вариантов, определение уровня эргономичности и эстетических свойств, обоснование эргономических преимуществ объекта. При реализации эргодизайнерского подхода в процессе проектирования необходима совместная практическая работа с эргономистами на всех ее стадиях. Прогрессивный подход к проектированию предполагает использование не только технических знаний, но и знаний о человеке как субъекте деятельности. Эффективность труда зависит не только от того, как работает техника, но и от того, насколько в ней учтены возможности и потребности работающего с ней человека.
Осваивая эти направления проектной деятельности, необходим учет человеческого фактора на ранних стадиях проектирования, что позволяет дизайнеру существенно повысить качество разработок, перейти от проектирования отдельных изделий к уровню проектирования деятельности человека, организации предметной среды. В соответствии с методологией эргодизайна создаваемая среда должна соответствовать физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечивать наиболее эффективную деятельность, не создавать угрозы для человека и позволять находиться и действовать в этой среде с минимальной затратой своих биологических ресурсов, предоставлять возможность их восстановления и развития. Идеально, чтобы любой дизайн был эргономичным, а мерой эргономичности стала мера соответствия эстетическим, психофизиологическим возможностям и потребностям будущего пользователя данного дизайна.
Эргодизайнерское проектирование архитектурно-дизайнерской среды может наиболее полно учитывать потребности человека и специфику его деятельности при наличии, во-первых, точного знания причин неудовлетворительности существующих функциональных, объемно-планировочных решений, а во-вторых, ясного представления о том, в каком направлении следует вести поиск проектного решения. В ходе предпроектного архитектурно-эргономического анализа должны исследоваться функционально-типологические особенности проектируемого объекта, определяться принципы организации взаимодействия человека с предметно-пространственной средой, выявляться характер и специфика воздействующих факторов окружающей среды. В результате анализа вырабатывается идея, производится синтез формообразующих компонентов, органически соединяющий в единое целое пространственную структуру, взаимосвязанную с окружающей средой и предметным наполнением. А эргодизайнерская оценка позволяет судить об оптимальности проектного решения. Оценка качества объекта архитектурно-дизайнерского проектирования и выбор лучшего варианта возможны при введении научно обоснованного критерия эргономичности как альтернатива трудоемкому вариантному проектированию. Эргодизайнерское проектирование позволяет не только выиграть время, но и оптимизировать качество (рис.2).
Рис. 2. Дизайн-проект интерьеров общественно-делового центра в Иркутске. Авт.:
а – студ. каф. дизайна ИрГТУ Ю. Киргизова;
б – студ. каф. дизайна ИрГТУ В. Кузьменко; рук. – доц. М.Г. Захарчук, доц. С.В. Мурашова
Эргдизайнерское обеспечение проектируемых объектов, особенно сложных технических систем, требуется, чтобы обеспечить эффективность и безопасность труда, так как трудно ожидать достижения успехов в области технического перевооружения промышленности и создания рабочих мест, осуществления социальных программ преобразования труда без комплексного эргодизайнерского подхода. Кроме того, в условиях современной рыночной экономики создание конкурентоспособной продукции, соответствующей мировым стандартам, не может осуществляться без комплексной проектной деятельности с использованием достижений эргономики и дизайна, то есть изменение экономической ситуации, связанное с получением предприятиями хозяйственной самостоятельности, приводит к росту заинтересованности производителей и пользователей в применении потенциала эргодизайна.
В командно-административный период, затем – в рыночной форме хозяйствования действовали как дизайнерские, так и эргономические технологии, но степень их включенности в проектирование была различной. Если при первой форме дизайнер обращался к эргономистам в случае каких-либо изъянов, связанных с недоучетом эргономических требований при эксплуатации, то в постсоветский период действие рыночных механизмов потребовало иного подхода к проектированию промышленной продукции, так как при отсутствии дефицита пользователя привлечет изделие на высоком эргономическом уровне с привлекательными потребительскими свойствами. В новой экономической ситуации конкурентоспособность содействует повышению уровня производительных сил, отвечающих требованиям времени, что предполагает формирование современного технологического уклада в развитии средств производства, достижение иного качества трудовых ресурсов, становление новой модели эргодизайна.
В настоящее время центральной проблемой производства конкурентоспособной продукции стало обеспечение постоянной и надежной связи дизайна и эргономики в сфере практической деятельности, относящейся к процессу проектирования средств труда, предметов потребления, используемых в быту, промышленных систем, системы «человек – машина», деятельности при системном подходе к проектированию продукции, используемой человеком. Развитие эргодизайна расширило сферу его использования. Эргодизайн исследует оптимизацию социально-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления, рассматривает системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление, где проектированию подлежат не только изделия, но и сам процесс труда, структура труда, структура производственных коллективов и их взаимодействия; подготовка и непрерывная переподготовка специалистов становятся элементом производственного процесса, поэтому также подлежат проектированию. Решение многих управленческих задач, таких как внедрение всеобщего менеджмента качества, эффективное управление проектами и действенность менеджмента, все больше зависит от эргономической составляющей проектов. Эти научно-практические направления создают в хозяйственной практике своего рода единую платформу, на которую и опирается эргодизайн, в первую очередь благодаря тому, что понятие «качество продукта», принятое в теории менеджмента, напрямую связано с человеческим фактором [9].
В структурной перестройке экономики постиндустриального общества высока роль эргодизайна в улучшении качества продукции обрабатывающих отраслей промышленности. Специфика подхода эргодизайна к качеству состоит в комплексном охвате объекта разработки. С одной стороны, ставится и решается задача овеществления в изделиях требований потребителей – того, что именуется «человеческим фактором». Для этого каждая вещь, каждое изделие рассматриваются как элемент системы «человек – изделие – среда». С другой стороны, цели дизайна и эргономики реализуются с помощью средств массового индустриального производства с учетом его закономерностей. Дизайн выдвигает оригинальные комбинаторные приемы стандартизации и унификации изделий, их узлов и элементов. Реализация этих принципов в потребительском ассортименте изделий позволяет существенно улучшить их функциональные, эргономические и эстетические свойства, обеспечить надежность и комфорт в потреблении при одновременном снижении производственных затрат и достижении экономического эффекта [10].
Проектирование без учета требований к качеству продукции существенно снижает конкурентоспособность проектировщика и производителя на рынке. Эргономические знания способствуют более эффективной организации целостной деятельности дизайнера, обеспечивают успешность конкурентного взаимодействия, а стремление к расширению продаж приводит к определенным изменениям в процессах, отвечающих за производство и распространение изделия. Проектная деятельность смещается в технологии, оптимизирующие производство для массового и вариативного выпуска изделий. Результаты структурирования и систематизации технологических процессов важны для маркетинга, так как позволяют, например, снизить себестоимость продукта, повысить эффективность производства или же дают возможность для оптимизации конструкции и расширения разнообразия выпускаемой продукции.
Проблема человеческого фактора в управлении качеством обусловлена системной динамикой развития исследований в таких взаимосвязанных научно-практических сферах, как качество жизни и менеджмент качества, связанных между собой категорией «качество продукции». В формирующемся поле управления качеством эргодизайн – реальное средство решения задачи достижения соответствия создаваемого продукта ожиданиям потенциальных пользователей. Для обеспечения нужного качества эргодизайн меняет технократические проектные постулаты на инновационные человекоориентированные процессы, соответствующим образом реконструирующие традиционную производственную культуру [9]. Практическим результатом стало не просто объединение дизайна и эргономики, а разработка новых принципов и методов проектирования с учетом реального внутреннего и внешнего мира человека, с учетом человеческого фактора через овладение основами психологических знаний и социальной психологии. Принимая во внимание, что психологические знания в эргономике являются основополагающими, так же как знания физиологии, гигиены, биомеханики, антропологии, социологии, экономики и технических наук, что свидетельствует о ее междисциплинарности при изучении человека в условиях его деятельности, логично признать безусловную значимость этих знаний в проектной деятельности дизайнеров.
Динамичный развивающийся бизнес обращается к эргодизайну как мощному интегратору интересов персонала и организации, используемому для улучшения условий труда и качества жизни работников. Знание принципов и методов производства высококачественных изделий, в частности роли персонала как службы проектирования, так и персонала производителя позволит дизайнерам успешно ориентироваться в условиях необходимости выбора производителя и способствовать правильному подбору кадров. Характер и сущность эргодизайна, реализующего перспективный человекоориентированный подход к формированию больших управленческих и производственных систем, осуществлению проектов различного назначения и сложности, созданию нового высококачественного продукта, позволяют с полным основанием отнести его (эргодизайн) к инновационной сфере [9]. В управлении проектами, тесно связанном с управлением качеством, возможности эргодизайна направлены, в частности, на формирование команды проекта, новых технологий и видов деятельности персонала на основе перспективного субъектно-ориентированного подхода. Одна из важнейших его задач – наилучшее использование способностей и талантов каждого члена проектного коллектива [8]. Создание и передача пользователю продукта невозможны без серьезной опоры на человеческий ресурс организации и системного использования его возможностей.
Для развития современной техники и экономики решающее значение приобретают инновации. В эргодизайн входит комплекс дисциплин, позволяющих реализовывать принципы и методы, способные обеспечить качество и конкурентоспособность отечественной продукции, повышение творческого компонента дизайна как специфического вида деятельности, направленного не только на совершенствование мира вещей, предметной среды человека, но и на развитие его культуры и культуры его отношений с другими людьми. Проектная деятельность, ориентированная на человека, его интересы, саморазвитие и самореализацию предполагает не только синтез эргономики и дизайна, но и требует широкого использования возможностей сопутствующих дисциплин, в том числе акмеологии, изучающей закономерности и механизмы достижения человеком профессиональных и личностных вершин, а также культурологии, маркетинга и менеджмента, права и экономики. Так, сложность создания нового продукта ведет к появлению инновационной технологии комплексного проектирования.
Эргодизайн представляет собой инновационную систему функционирования эргономической методологии, оснащенную проектным инструментарием дизайна. Роль дизайнера здесь можно определить как вклад человеческого ресурса в динамику научно-технического прогресса, а любое проектное творчество не может осуществляться вне связи с эргономикой [8]. В эргодизайнерских проектах содержатся главные направления человекоориентированного проектирования. Обобщение и систематизация теоретико-методологических подходов к исследованию феномена эргодизайна применительно к условиям рыночной экономики, включая исследования ВНИИТЭ, позволили сформулировать цели эргодизайнерского проектирования как проектирование сложных технических объектов, средств труда и в целом предметного мира человека с высокими эстетическими свойствами, удовлетворяющими непрерывно растущие и меняющиеся потребности современного человека, в большинстве своем имеющего финансовые возможности для их удовлетворения, а также обеспечение оптимального уровня деятельности человека по управлению, обслуживанию и использованию технически сложных систем, средств труда, изделий и различных объектов предметного мира путем наиболее полного учета при проектировании функциональных возможностей человека и его индивидуальных особенностей [1].
Создание инновационных технологий комплексного эргодизайнерского проектирования играет важную роль в ускорении научно-технического прогресса, что объективно совпало с возросшими научными и производственными возможностями общества и новыми формами его идеологии. Инновационный эргодизайн развивается сегодня на основе быстро изменяющейся социальной среды российского общества, учета человеческого фактора в дизайн-проекте и дизайн-продукте, строится на основе современного проектного языка с использованием компьютерной графики, берет на себя все этапы разработки при создании больших и малых форм комплексного проектирования любой сложности. Настало время создать государственную систему эргодизайнерского обеспечения проектирования современной техники и технологий, так как достигнуть успехов в области технического перевооружения промышленности и создания рабочих мест для осуществления социальных программ преобразования труда без комплексного эргодизайнерского подхода вряд ли удастся: современный этап развития производства требует более активного перехода от традиционных форм проектирования к инновационному эргодизайну.
Изменения, наметившиеся в настоящее время в системе образования, в целом не могут не коснуться и дизайнерского образования, которое в современных условиях должно быть направлено на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов-дизайнеров. В настоящее время старые методы дизайна как художественного конструирования неэффективны, отечественная дизайнерская школа с ее давними традициями гуманитарной культуры нуждается сегодня в инновационных технологиях, которые основываются на современных экономических, производственных, технологических знаниях, проблемах и ситуациях. Это связано и с коренным улучшением системы подготовки кадров, нацеленным на развитие личности и раскрытие творческого потенциала студентов и учащихся, формированием у будущих проектировщиков эргодизайнерской грамотности с применением индивидуальных методик при создании продукта творчества (рис. 3, 4, 5).
Рис. 3. Проект благоустройства территории набережной «Нижняя Лисиха» р. Ангары в Иркутске.
Авт. – студ. каф. дизайна ИрГТУ В. Кузьменко; рук.– доц. М.Г. Захарчук, доц. С.В. Мурашова
Рис. 4. Проект интерьеров операционного блока Ивано-Матренинской детской клинической больницы Иркутска:
а – диагностическое отделение;
б – приемное отделение. Авт. – студ. каф. дизайна ИрГТУ А. Чернова; рук. – доц. М.Г. Захарчук, доц. С.В. Мурашова
Рис. 5. Проект реконструкции детского сада №70 по ул.Безбокого в Иркутске:
а – игровое пространство внутренней предметно-пространственной среды;
б – игровое оборудование. Авт. – студ. каф. дизайна ИрГТУ Т. Сарапулова; рук.– доц. М.Г. Захарчук, доц. А.Ю. Ладейщиков
В сегодняшней экономической ситуации необходимы профессионалы деловой инновационной формации, способные обеспечивать потребительские и ценовые преимущества создаваемых товаров, учитывать фактор конъюнктуры, вести разработку от первичных идей до выведения продукции в сферу потребления, сотрудничать со специалистами, имеющими отношение к потребительскому рынку [1]. Развитие в вузах новых инновационных форм научно-технического творчества позволит разработать и внедрить в масштабах всей страны систему эргодизайнерских знаний уже на самых ранних этапах подготовки специалистов.
Библиография
1. Эргодизайн промышленных изделий и предметно-пространственной среды / под ред. В.И. Кулайкина, Л.Д. Чайновой. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 311 с.
2. Эргодизайн: теория и практика / под ред. В.И. Кулайкина, Л.Д. Чайновой. – М.: ВНИИТЭ, 2008. – 310 с.
3. Мунипов, В.М. Теория и практика эргодизайна. Программа спецкурса. Психология труда и организационная психология / В.М. Мунипов. – М., 1997. – 200 с.
4.З араковский, Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие / Г.М. Зараковский. – М.: Смысл, 2009. – 319 с.
5. Архитектурный дизайн: словарь-справочник / под общ. ред. Е.С. Агранович-Пономаревой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 342 с.
6. Калиничева, М.М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: монография / М.М. Калиничева, Е.В. Жердев, А.И. Новиков. – М.: ВНИИТЭ; Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 368 с.
7. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. – М.: Архитектура-С, 2005. – 328 с.
8. Мунипов, В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. – М.: Логос, 2001. – 356 с.
9. Кулайкин, В.И. В.И. Инновационный потенциал эргодизайна в управлении качеством / В.И. Кулайкин, В.И. Даниляк // Компетентность. – 2006. – № 7(36). – 40 с.
10. Даниляк, В.И. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность / В.И. Даниляк, В.М. Мунипов, М.В. Федоров. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 200 с.
Ссылка для цитирования статьи
Захарчук М.Г. ЭРГОДИЗАЙН – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ [Электронный ресурс] /М.Г. Захарчук //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №1(41). – URL: http://archvuz.ru/2013_1/15
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная