Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (46) Июнь, 2014

История архитектуры

Шипицына Ольга Александровна

кандидат архитектуры, доцент,
профессор кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова.
ORCID 0009-0002-8606-8198

Россия, Екатеринбург, e-mail: oshipits@usaaa.ru

РОЛЬ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА А.Н. КУЗНЕЦОВА В СОЗДАНИИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ УРАЛА

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)6

Аннотация

В статье представлены в хронологической последовательности факты биографии и основные направления деятельности горного инженера Александра Николаевича Кузнецова на промышленных предприятиях Урала. При этом более подробно рассмотрена его роль в формировании уникальных индустриальных ансамблей Баранчинского и Кушвинского металлургических заводов, а также Невьянского цементного завода. В процессе исследования выявлено, что Александр Николаевич Кузнецов внес многогранный вклад в создание индустриальных ансамблей этих промышленных предприятий. Если в процессе реконструкции Баранчинского завода индустриальный ансамбль был сформирован окончательно, то при строительстве мартеновской фабрики на Кушвинском заводе было определено направление дальнейшего развития индустриального ансамбля. В свою очередь, индустриальный ансамбль Невьянского цементного завода был построен вновь в соответствии с прогрессивными для того времени принципами организации промышленного предприятия. В итоге сведенные воедино факты и события жизни А. Н. Кузнецова позволили показать вклад, который внес этот неординарный, талантливый и энергичный человек в развитие уральской промышленности в целом и в формирование промышленного зодчества Урала в частности.

Ключевые слова: промышленное зодчество Урала, промышленные предприятия, архитектурный ансамбль, индустриальный ансамбль, горный инженер А.Н. Кузнецов (1861–1942)

Значение деятельности горных инженеров для формирования и развития промышленного зодчества Урала еще до конца не осознано историко-архитектурной наукой. Как правило, деятельность горных инженеров попадала в поле зрения историков промышленного зодчества Урала в том случае, когда ее результаты в виде интересных технических, технологических и конструктивных решений напрямую влияли на формообразование отдельных объектов или на организацию самих промышленных предприятий. Однако именно горные инженеры были инициаторами модернизации производства и совместно с архитекторами создавали уникальные здания и индустриальные ансамбли Урала, занимая должности, которые непосредственно соотносились с проектной или архитектурно-строительной деятельностью – управляющего, строителя, механика, смотрителя завода, начальника горного округа, руководителя проекта и др. На некоторых промышленных предприятиях должности механика и архитектора были объединены в одну, и, как правило, ее занимали тоже горные инженеры [1]. Такое плодотворное сотрудничество горных инженеров и архитекторов, особенно в конце XIX – начале ХХ в., привело к качественному изменению самой архитектуры промышленных зданий и сооружений. Фактически под влиянием технико-технологических требований, которые предъявляли горные инженеры к объектам, постепенно уже к концу XIX в. сформировался новый язык промышленного зодчества Урала, впоследствии названный функционализмом. На Урале это произошло на 30–40 лет раньше, чем в центральной России [2], и можно предположить, что значительную роль в этом процессе сыграли именно горные инженеры.

Поэтому в настоящее время становится актуальным создание нового направления историко-архитектурных исследований, благодаря которому будет изучаться роль архитектурно-строительной деятельности горных инженеров в формировании и развитии промышленного зодчества Урала. Результатом таких обобщающих исследований может стать каталог, посвященный архитектурно-строительной деятельности горных инженеров Урала, в котором должны быть приведены биографические факты и основные результаты архитектурно-строительной деятельности уже известных и еще незнакомых читателю горных инженеров, проиллюстрированные чертежами и фотографиями. Для апробации основного принципа представления информации в таком каталоге был выбран известный на Урале горный инженер Александр Николаевич Кузнецов.

 

Рис.1. Кузнецов Александр Николаевич (1861–1942). Конец XIX в.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-4773, А-25

Впервые материалы личного фонда горного инженера А.Н. Кузнецова, которые хранятся в фондах Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ)1, были обобщены в рамках историко-архитектурной науки и опубликованы в конце 90-х гг. ХХ в. [3, 4, 9]. Однако выявление роли А.Н. Кузнецова в создании индустриальных ансамблей Урала потребовало обобщения материалов фондов Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Российского государственного исторического архива (РГИА) и результатов натурных обследований самих заводов. В результате такого комплексного исследования стало возможным в хронологической последовательности представить одновременно факты биографии и основные результаты архитектурно-строительной деятельности горного инженера А.Н. Кузнецова на промышленных предприятиях Урала.

Итак, деятельность горного инженера А. Н. Кузнецова (рис.1) была неразрывно связана с Уралом и уральской промышленностью. Он родился 4 мая 1861 г. в Богословском заводе в семье горного инженера Николая Васильевича Кузнецова, служащего Туринских рудников. В 1887 г. А.Н. Кузнецов окончил Горный институт в Санкт-Петербурге с двумя почетными отзывами за проект по горнозаводской механике и за журнал горно-рудничной практики. В институте он не только успешно изучил горное дело, но и прослушал на четвертом курсе лекции по строительному искусству. Эти знания, несомненно, пригодились А.Н. Кузнецову при реконструкции и строительстве уральских заводов.

После окончания Горного института в течение четырех лет Кузнецов успешно работал на ряде заводов Урала, где построил различные промышленные здания и сооружения. С 1891 г. по 1895 г. он работал в качестве главного механика при Уральском горном управлении (старший чиновник по особым поручениям), занимаясь экспертизой проектов, представляемых на утверждение Горному департаменту. В круг его обязанностей входило: рассмотрение и проверка смет и проектов, проверка состояния отдельных зданий и сооружений, анализ условий строительства новых объектов, составление отчетов для Горного департамента о состоянии уральских частных и казенных заводов. За пять лет своей деятельности Кузнецов имел возможность ознакомиться с техническим оборудованием казенных и частных заводов, рудников и приисков Урала. Особо отметим его вклад в развитие уральской промышленности, в частности реконструкцию старых и строительство новых заводов в конце XIX – начале ХХ в. В этой деятельности особенно ярко проявился его талант горного инженера, способного проектировать, реконструировать старые и строить новые промышленные объекты.

Впервые в полной мере инженерные и организаторские способности Кузнецова раскрылись при реконструкции Баранчинского завода. После назначения на должность управляющего этим заводом в 1896 г.  и до 1898 г. Кузнецов провел крупномасштабную реконструкцию. Первоначально техническому усовершенствованию завода во многом препятствовала крайняя ограниченность выделяемых на реконструкцию денег. Такое положение обусловливало незначительную строительную деятельность и невозможность составления общего плана переустройства завода. Здания строились частями по мере необходимости и в зависимости от размеров кредитов и ассигнований. В документе «О положении уральской горнозаводской промышленности и о путях ее развития», который хранится в Государственной архиве Свердловской области 2, дается подробное описание последовательности проведения реконструкции Баранчинского завода. Там упоминается, что на отпущенные в 1896 г. суммы был построен угольный сарай на 9000 коробов, крытый железом, произведено устройство водослива и электрического освещения заводских зданий и площадей. Следовательно, в этом году главным образом велись работы по благоустройству территории завода и строительству вспомогательных сооружений. И только в 1897 г. был построен трехстенный пристрой к зданию механической фабрики, что привело к изменению стилистики ранее существующего здания (рис. 2).

Рис. 2. Механическая фабрика после реконструкции. Фото XIX в.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-14/5, А-36

Рис. 3. Снарядолитейная фабрика после реконструкции. Фото XIX в.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей, Ф-14/7, А-36

Основное строительство началось в 1898 г., когда был получен кредит на строительство от Морского министерства в счет будущих заказов и появилась возможность приступить к расширению фабрик завода и строительству новых объектов. В это время были построены три воздухонагревательных аппарата Каупера. Снарядолитейная фабрика была надстроена и расширена, во вновь возведенном пристрое размещены электрическая станция и сушило (рис. 3). Здание кузницы и слесарной было надстроено до второго этажа для размещения в нем чертежного бюро. Первый этаж бывшей кузницы и слесарной был перестроен и пререоборудован под окрасочную и снарядоукупорочную (рис. 4. а, б). Здание кузницы и слесарной было построено вновь в стилистике, отличной от стилистики уже имеющихся зданий, что выгодно отличает его от других (рис. 5). Кроме того, на заводе заменено технически устаревшее оборудование и приобретено новое (два локомобиля в 20 и 60 сил; 14 токарных станков и 40 выжигательных печей). Проведенная А.Н. Кузнецовым реконструкция завода способствовала выпуску более дешевой продукции и давала возможность расширения производства.

Рис. 4 а. Реконструкция здания приемной, окрасочной и снарядоукупорочной.
Вид на завод до реконструкции, в глубине двора – старое одноэтажное здание кузницы и слесарной до реконструкции. 80-е годы XIX в.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-8093, А-72.

Рис. 4 б. Реконструкция здания приемной, окрасочной и снарядоукупорочной. 
Здание приемной, окрасочной и снарядоукупорочной после реконструкции. Конец XIX в.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-14/14, А-36

После реконструкции в 1899 г. Баранчинский металлургический завод имел две доменные печи, действующие на горячем дутье. Подача руды и угля производилась на лошадях, а засыпка совершалась ручным способом. При домнах были устроены три воздухонагревательных аппарата Каупера. Газы от домны № 1 использовались для отопления паровых котлов, а с домны № 2 – для воздухонагревательных аппаратов Каупера. Кроме домен, на территории завода были механическая фабрика, снарядолитейный, строительно-столярный и кузнечно-слесарный цехи. Движущей силой была паровая энергия, поскольку водяные двигатели работали лишь с середины апреля до середины октября.

Рис. 5. Здание кузницы, слесарной и сборочной. Фото конца XIX в.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-14/13, А-36

В итоге построенные вновь и реконструируемые здания и сооружения изменились, весьма обогатив образную палитру Баранчинского завода (рис. 6). Это оказалось возможным благодаря высокому профессионализму и энергии горного инженера А.Н. Кузнецова. Изменившийся внешний вид завода отмечали и инженеры, прибывшие на Урал с инспекцией под руководством Д.И. Менделеева в 1899 г. «После Кушвы первое впечатление от Баранчинского завода гораздо более в пользу последнего. Нет того заброшенного бесхозяйственного вида, каким удручает Кушвинский завод, заводские постройки прямо щеголеваты по наружному виду. Баранчинский завод оборудован для приготовления снарядов Морскому и Артиллерийскому ведомствам. Этот большой заказ изменил и общую физиономию завода» [5].

Рис. 6. Баранчинский завод. Общий вид всех зданий завода с высоты. Конец XIX в.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-14/1, А-36

Однако при всех изменениях доменный комплекс не растерял своей художественной ценности благодаря внимательному отношению А.Н. Кузнецова к существующим постройкам. Реконструированы были только те части комплекса, которые требовалось изменить в соответствии с технологией производства. Центр композиции (здания домен) был оставлен в прежнем виде, как его спроектировал А.З. Комаров, а реконструкции подверглись только здания, примыкавшие к литейному двору. Здания, выполненные в новом стиле, делали индустриальный ансамбль более интересным и выразительным. Здание окрасочной и укупорочной снарядов и кузницы располагаются параллельно плотине и завершают пространство, образованное доменным корпусом и крыльями, расположенными по разные стороны от литейного двора. После реконструкции механической и снарядолитейной фабрик внутренне пространство индустриального ансамбля стало более замкнутым и связало воедино наиболее значимые здания и сооружения завода (рис. 7).

Рис. 7. Общий план зданий и площадей Баранчиснкого завода (подлинный чертеж) Начало ХХ в.
Источник: Государственный архив Свердловской области. Ф. 24, оп.14, дело 916

Итак, благодаря усилиям А.Н.Кузнецова индустриальный ансамбль Баранчинского завода был окончательно сформирован. В таком виде он существовал практически двадцать лет. До сих пор на сохранившихся корпусах, которые были частью индустриального ансамбля завода, сохранилась памятная доска о реконструкции, проведенной Кузнецовым (рис. 8).

Рис. 8. Памятная доска на одном из корпусов Баранчинского завода. 90-е годы ХХ века. Фото О.А. Шипицыной

В 1899 г. Кузнецова переводят на Кушвинский завод в качестве управляющего и помощника Горного начальника Гороблагодатского округа. К этому времени в состав завода входили доменный (4 печи), литейный, слесарно-механический, кузнечный, столярно-строительный цехи и электростанция. В течение десяти лет, вплоть до 1908 г., А.Н. Кузнецов принимал активное участие в перевооружении и реконструкции Кушвинского завода. Под его руководством были перестроены доменные печи, что увеличило выплавку чугуна в два раза.

Главной заслугой Кузнецова явилось строительство первой в округе мартеновской фабрики, которая была оборудована согласно последним техническим достижениям. Для изучения опыта по строительству мартеновских фабрик Кузнецов был командирован за границу, где в течение двух месяцев работал на заводах в Верхней Силезии и Бельгии. Понимая всю важность пуска мартеновских печей в Гороблагодатском округе, Кузнецов предложил идею строительства фабрики за счет ежегодных кредитов, отпускаемых заводу для оборота. Строительство мартеновской фабрики началось в 1899 году. К июню этого года был возведен фундамент, но строительство было заморожено по приказу из Петербурга [5]. И только вмешательство Д.И. Менделеева, прибывшего с комиссией для инспекции заводов Урала, и энергия и упорство Кузнецова позволили начать в 1904 г. сооружение металлического каркаса мартеновской фабрики.

Само здание мартеновской фабрики было предложено основать вблизи плотины на левом берегу р. Кушвы, напротив здания корпуса доменных печей – находящегося на правом берегу. Оба здания – мартеновских и доменных печей по длинным своим осям были расположены симметрично и разделялись сливным мостом (рис. 9). Помимо выгодного близкого расположения домен от печей мартена для доставки жидкого чугуна, выбранная площадка для строительства была удобна тем, что не была занята никакими строениями, и в случае возведения второй, 25-тонной печи, здание могло быть удлинено в сторону, противоположную доменному корпусу. Кроме того, расположение генераторов вблизи возвышенной плотинной дамбы и не далее конечной станции будущего подъездного ширококолейного пути Пермской железной дороги в Кушвинский завод было удобным для доставки торфа для генераторов на уровень их завалочных площадок. Вся фабрика была подключена к центральной электрической станции, расположенной в готовом здании, причем паровая машина питалась паром от котлов Шухова3. В результате перестройки в 1906 году на Кушвинском заводе была получена первая сталь [6].

Рис. 9. План Кушвинского завода с подписью А.Н. Кузнецова,1908 г.
Источник: Российский государственный исторический архив. Ф. 37. Горный департамент. Оп.77. Дело 1063

Построенная в 1906 году мартеновская фабрика представляла собой здание длиной 42,5 м, шириной 34 м и высотой 13 м, причем по длине это здание было разделено средними колоннами на два пролета: печной с одной мартеновской печью и литейный с литейной канавой. Оба пролета совершенно одинаковы по величине и перекрыты особой двускатной крышей. Железные стропила из уголков с обрешеткой из углового железа были покрыты 10-фунтовым кровельным железом. Стропильные ноги поставлены через 4,25 м на железные клепанные из уголков колонны. Причем по наружной стене они поставлены на расстоянии 4,25 м, а посередине здания – на расстоянии 8,5 м. Каждый пролет здания обслуживался мостовым краном длиной пролета в 16,35 м (рис. 10. а,б).

 Рис.10 а. Мартеновская фабрика Кушвинского завода.
Мартеновская фабрика с рудной эстакады. Начало ХХ века.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-5/116. А-37

Рис.10 б. Мартеновская фабрика Кушвинского завода. 
Доменный корпус и мартеновская фабрика с плотины. Начало ХХ века.
Источник: Старинные фотографии Кушвы и горы Благодать // Наш Урал. – URL:
http://nashural.ru/Starina/kushva.htm

Итак, заслуга А.Н. Кузнецова состоит в том, что, построив мартеновскую фабрику, он определил направление дальнейшего развития структуры Кушвинского металлургического завода и расширял его производственные возможности. При этом территория завода была увеличена, а мартеновская фабрика стала тем доминирующим объектом, вокруг которого формировалось новое пространство будущего индустриального ансамбля. Этот индустриальный ансамбль был завершен к 20-м гг. ХХ в. Коме того, строительство мартеновской фабрики спасло Гороблагодатский округ от экономического краха, обеспечив металлом Серебрянский и Нижне-Туринский металлургические заводы.

Но успешная деятельность Кузнецова на Кушвинском заводе была прервана из-за несчастного случая, происшедшего при взрыве доменных газов во время испытания домны № 1. В связи с этими событиями в 1910 г. Кузнецов переходит на частную работу в Пермское губернское земство и занимается там оценкой фабрик, заводов и рудников. Одновременно с этим он занимается вопросами расширения водопровода и постройки трамвая в Перми.

В 1912 г. Кузнецов возвращается на государственную службу на должность управляющего Невьянскими заводами. В этом округе он расширил труболитейное производство, построил Вознесенскую асбестовую фабрику, а в 1913 году построил первый на Урале завод портландского цемента на 4 млн. пудов годовой продукции.

Место для строительства завода было выбрано не случайно. Здесь были открыты значительные залежи весьма чистого известняка и глины, по своему составу пригодные для приготовления портландцемента. Географическое положение строящегося Невьянского цементного завода ставило его вне конкуренции с существующими волжскими заводами. Цемент высшего качества был необходим для строящихся на Урале новых объектов. К ним, прежде всего, относились Пермская железная дорога, сеть элеваторов на территории Уфимской губернии и Западной Сибири, проходящий около Невьянска Урало-Сибирский водный путь, а также горнозаводские предприятия Урала, которым в большинстве случаев требовалась реконструкция. Все эти проблемы разрешились с вводом на Урале нового цементного завода близ Невьянска [7].

Рабочий проект завода был выполнен немецким акционерным обществом Круппа в Магдебурге. Завод был рассчитан на годовую производительность в 500 тыс. бочек цемента и на дальнейшее расширение производства еще на 250 тыс. бочек. Такой тип цементного завода был наиболее распространен в то время. Цемент должен был производиться из бурого известняка, добываемого вблизи Максимовского рудника открытым способом, и белой и красной глины4. Стальные конструкции для Невьянского цементного завода были разработаны техническим бюро Московского металлического завода.

В июне 1913 г. завод начали строить под руководством горного инженера А.Н. Кузнецова, управляющего Невьянскими заводами (рис.11). Осенью 1913 г. были возведены кирпичные стены и фундаменты производственных корпусов, начался монтаж металлических конструкций (рис.12). В мае 1914 года произведен розжиг вращающихся печей и завод начал выпускать первую продукцию.

Рис.11. Группа инженеров при осмотре трубопечей строящегося Невьянского цементного завода. 1 июля 1913 г.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-4773/7. А-28

Рис.12. Панорама строящегося Невьянского цементного завода:
трубопечи, лаборатория, цементное отделение, угольное отделение, силовая станция, паровые котлы. 1913.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-4773/21. А-28

Итак, в состав Невьянского цементного завода входили: главный корпус, цех бондарки, силовая станция, силосы, склады угля, клинкера, цемента и леса (рис. 13). Главный корпус завода имел довольно сложный план. Центральная часть, где размещены восемь шламовых силосов и трубопечи, является однопролетной. С торцов центральной части расположены перпендикулярные пролеты, в которых находятся шламовое отделение и отделение угольных и цементных мельниц. Такая композиция плана обусловлена технологическим процессом производства цемента. Конструктивная схема здания также сложная. Каркас центральной однопролетной части корпуса полностью металлический (пролет 19 м, высота 20 м, высота ферм перекрытия 4 м). В этой части в центре перекрытия есть фонарь. Стены выложены кирпичом. В торцовых пролетах металлические только фермы перекрытия, опирающиеся на кирпичные стены. Такое различие в конструктивном решении отразилось и на композиции фасада. Он как будто состоит из нескольких частей. Металлические колонны имеют единый шаг 4,7 м в той части, где находится металлический каркас и пилястры. Длина всего здания 144,5 м, ширина 39,5 м.

Рис.13. Общий вид Невьянского цементного завода с южной стороны Начало ХХ века.
Источник: Свердловский областной краеведческий музей. Ф-5624

По композиции завод довольно компактен, что связано с технологией производства цемента. Все основное производство сконцентрировано в главном корпусе завода, а здания вспомогательно-складского хозяйства группируются вокруг него, образуя внутреннее пространство завода. Административные здания, лаборатория, контора завода располагаются в стыковой зоне между главным корпусом и поселком. В композиции завода использован принцип зонирования. Все основное производство выходит на первый план, а складское хозяйство, тяготеющее к железной дороге, отодвигается на второй. На территории завода имеется сильно развитая сеть железных дорог. Внешняя дорога от сортировочной станции подходит к заводу со стороны складов. От нее уже расходятся узкоколейные железнодорожные пути, обслуживающие все производство завода (рис.14). Композиция генерального плана отразилась и на силуэте Невьянского цементного завода. По отношению к поселку главный корпус развернут длинной стороной и поэтому занимает доминирующее положение в панорамном восприятии завода, что подчеркивают трубопечи и силосы (рис.15). Все остальные здания подчинены главному корпусу, хотя трубы как доминанты есть и в здании силовой станции [8].

Рис.14. План широко- и узкоколейных путей цементного завода. НГАО, 1914–1915.
Источник: Российский государственный исторический архив. Ф. 73. Невьянский цементный завод. Оп.1. Д. 608. Л. 7

В итоге под руководством горного инженера А.Н. Кузнецова был вновь построен индустриальный ансамбль Невьянского цементного завода согласно прогрессивным для своего времени принципам организации промышленного предприятия и отличающийся простотой, ясностью композиции, выразительным пластическим решением.

В 1915 году А.Н. Кузнецов переезжает в Екатеринбург и работает в Уральском горном управлении начальником Отделения казенных горных заводов. В 1917–1918 гг. в период национализации горных заводов он работает в Управлении национализированными заводами Урала заведующим механическим отделом. После некоторого перерыва строительная деятельность Кузнецова возобновляется. В 1930–1932 годах он принимает активное участие в возведении Уктусской фабрики дефибрерных камней, в строительстве Кыштымского графитно-обогатительного комбината и корундо-дробильной фабрики. В этот период он был заведующим отделом капитального строительства треста «Урал».

Рис. 15. Общий чертеж расположения построек и административной колонии
на цементном заводе Невьянского округа. 1914–1915.
Источник: Российский государственный исторический архив. Ф. 73. Невьянский цементный завод Оп.1. Д. 608. Л. 11

Круг интересов А.Н. Кузнецова был разнообразен. В 1900 году он представил описание рудников и металлургических заводов Урала на Всемирную выставку в Париже. Его работа была отмечена серебряной медалью. С 1891 года Кузнецов являлся членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), где заведовал отделом истории уральской промышленности. Работая в этой должности, он собирал экспонаты для отдела истории уральской промышленности (старинные рукописи, гравюры, чертежи планов заводов и образцы их производства). В 1923 году Кузнецов основал на Урале Отделение ассоциации изобретателей для помощи рабочему изобретательству. Он сам имел несколько изобретений, в частности авторское свидетельство на изобретение сепаратора для обогащения асбеста. Умер А.Н. Кузнецов в 1942 г.

Таким образом, горный инженер Александр Николаевич Кузнецов внес многогранный вклад в создание индустриальных ансамблей реконструируемых и построенных под его руководством промышленных предприятий. Если в процессе реконструкции Баранчинского завода индустриальный ансамбль был сформирован окончательно, то при строительстве мартеновской фабрики на Кушвинском заводе было определено направление дальнейшего развития индустриального ансамбля. В свою очередь, индустриальный ансамбль Невьянского цементного завода был создан вновь, согласно прогрессивным принципам организации промышленного предприятия. В итоге сведенные воедино факты и события жизни Александра Николаевича Кузнецова позволили показать тот весомый вклад, который внес этот неординарный, талантливый и энергичный человек в развитие уральской промышленности в целом и в формирование промышленного зодчества Урала в частности.


Примечания

1 Свердловский областной краеведческий музей (СОКМ); С/М 15998/14 – Личный фонд А.Н. Кузнецова; ЛФ-97, дела: 1ПИ-1664, 1ПИ-2959, 1ПИ-2961, 1ПИ-2962, 1ПИ-2963, 1ПИ-2969, 1ПИ-2972, 1ПИ-2977, 1ПИ-5738; ЛФ-58, дела: 1ПИ-7018, 1ПИ-7026, 1ПИ-7030, 1ПИ-7034, 1ПИ-7041, 1ПИ-7044, 1ПИ-7046, 1ПИ-7048, 1ПИ-7049. 

2 ГАСО, Ф. 24, оп. 20. дело 1094

3 ГАСО, Ф. 24, оп. 19, дело 1188.

4 ГАСО, Ф. 24, оп. 14, дело 986.

Библиография

1. Плаксина, Т.В., Шипицына, О.А. Роль горных инженеров в формировании промышленной архитектуры Урала в период конца XVIII по начало ХХ века / Т.В. Плаксина, О.А. Шипицына // Новые идеи нового века – 2012: мат-лы Двенадцатой междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ : в 2 т. / ТОГУ. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. – Т. 1. – С. 328-332.

2. Шипицына, О.А. История промышленного зодчества Урала с позиций современной методологии [Электронный ресурс] / О.А. Шипицына //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №4(44). – URL: http://archvuz.ru/2013_4/1 

3. Шипицына, О.А. Формирование архитектурных ансамблей заводов Урала в конце XIX – начале XX веков: автореф. дис. … канд. архитектуры: 18.00.01 / Ольга Александровна Шипицына. – Новосибирск, 1995 – 24 с.

4. Шипицына, О.А. Деятельность горного инженера А.Н.Кузнецова на Урале / О.А. Шипицына // Вторые Татищевские чтения: сб. тезисов, докладов и сообщений. – Екатеринбург, 1999. – С. 167–169.

5. Менделеев, Д.И. Уральская железная промышленность в 1899 году: по отчетам о поездке, совершенной с Высочайшего соизволения, по поручению г-на Министра Финансов / Д.И. Менделеев. – Факс. издание. СПб., 1900. – Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2006. – 880 с.

6. Шипицына, О.А. Уникальный индустриально-ландшафтный ансамбль в Кушве: история создания и концепция сохранения [Электронный ресурс] / О.А. Шипицына //Архитектон: известия вузов. – 2012. – № 1 (37). – URL: http://archvuz.ru/2012_1/7 

7. Портландский цемент. Марка «Соболь». Невьянский завод Пермской губернии на Урале: буклет-брошюра. – Петроград, 1914.

8. Шипицына, О.А. Невьянский цементный завод. История развития и архитектура / О.А. Шипицына // Промышленное и гражданское строительство, 1993 – № 7. – С. 25-26.

9. Холодова, Л.П. Промышленная архитектура Урала XIX – начала XX века: электронный справочник [Электронный ресурс] / Л.П. Холодова, О.А. Шипицына, С.С. Титов А.В. Мохова // Уральская государственная архитектурно-художественная академия: офиц. сайт. – Екатеринбург, 2001. – URL: http://aldebaran.usaaa.ru/Industrial_Urals .

Ссылка для цитирования статьи

Шипицына О.А. РОЛЬ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА А.Н. КУЗНЕЦОВА В СОЗДАНИИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ УРАЛА[Электронный ресурс] / О.А. Шипицына //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №2(46). – URL: http://archvuz.ru/2014_2/11 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.05.2014
Просмотров: 125