Архитектон: известия вузов. №3 (47) Сентябрь, 2014
Высшее профессиональное образование
Сурина Лариса Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент.
ФБГОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет",
Россия, Челябинск, e-mail: tob@susu.ac.ru
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
УДК: 72
Шифр научной специальности: 30.18
Аннотация
Ключевые слова: модернизация высшего образования, учебная программа, модель, модуль учебного курса
Вхождение России в Болонский процесс диктует создание в системе художественно-промышленного образования новых образовательных программ, тесно связанных с реальным сектором экономики, производством товаров и услуг. Государственными приоритетом в этом направлении стала задача внести индивидуальность в то, что производится отечественными компаниями, которые остро нуждаются в узнаваемых дизайнерских формах производимой ими продукции, в создании фирменных стилей различных отраслей производства, типографской продукции и другого дизайна. Для подготовки дизайнера, готового обеспечить решение этой задачи, возникла необходимость направить осуществляемую в нашей стране модернизацию высшего образования по пути разработки новых учебных программ. Для интенсивного развертывания этого процесса, отвечающего требованиям двухступенчатой системы образования, требуется совершенствование междисциплинарных курсов, методов и средств обучения, обеспечивающих достаточный уровень подготовки выпускников современных вузов.
Другими словами, при условиях внедрения новых ФГОС и при переходе высшей школы на многоступенчатую систему образования встает вопрос о научно-методологическом и методическом обеспечении процессов модернизации программ по направлению «Дизайн».
В научной литературе создан теоретический фундамент для модернизации высшего образования, названный в ЕС управлением проектным циклом [2]. Методика управления предполагает не ускорение развития личности студента с помощью обучения (переход к возможно раннему решению дизайнерских задач), а расширение ее возможностей именно в сферах жизнедеятельности (компетентности). Поэтому особые способности и профессиональные знания участников указанного проекта должны быть отражены не только в их высокой квалификации, но и в способности работать в русле амплификации, где амплификация, в первую очередь, предполагает развитие способностей, становление активной, творческой личности студента.
Целью подобного проекта в нашем университете является разработка нового типа дизайнерской школы и ее движения к качественному конвертируемому образованию. В связи с этим в Южно-Уральском государственном университете на архитектурном факультете решаются задачи обновления педагогических подходов к выявлению и развитию у студентов профессиональной компетентности, становлению лидерских качеств, а также оказания им всесторонней и действенной помощи на этом пути.
Под высоким уровнем профессиональной компетентности мы подразумеваем способность молодых людей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, их стремление к постановке собственных задач в проектной деятельности, предпочтение определенных способов ее выполнения и оценочное отношение к результатам, а также возможность отступить от заданной последовательности, способность видоизменять форму и характер полученной информации, менять оценку и само задание.
Приоритетным направлением такой работы является разработка учебного курса по направлению «Дизайн», который лег в основу модели нового типа дизайнерской школы в русле амплификаций (см. схему), состоящей из методического процессуального и результативного блоков. Методический блок указанной модели содержит подходы и принципы достижения цели.
Модель нового типа дизайнерской школы в русле амплификаций
Процессуальный блок состоит из четырех последовательно включающихся в направленный процесс модулей: «Основы», «Организация», «Стратегия» и «Изменения», а также содержания, средств и методов активного обучения. Первые два модуля («Основы» и «Организация») обязательны для студентов всех направлений (графического, промышленного и средового дизайна) и соответствуют I и II курсу обучения. Модули «Стратегия» и «Изменения» изучаются каждым направлением по вариативному профессиональному циклу учебного плана
Результативный блок отражает цели и задачи совместных проектов между направлениями, кафедрами и потенциальными вузами-партнерами.
Рассмотрим содержание этих модулей.
I. Основы
Кроме изучения современных проблем дизайна, истории и методологии дизайн-проектирования, компьютерных технологий, этот модуль основывается на:
- овладении пропедевтическими методами процесса создания дизайн-проектов;
- освоении издательской и проектной деятельности дизайнера;
- умении пользоваться современными информационными базами и графическими программами;
- умении работать в команде и строить межличностные отношения, что является необходимым условием профессиональной деятельности дизайнера.
II. Организация
Второй модуль учебного курса предполагает обучение:
- пониманию природы и сущности дизайна как определяющего фактора формирования социокультурной среды;
- выдвижению и разработке концептуальных, экспериментальных и инновационных идей;
- пониманию роли дизайна в обеспечении новых мобильных структур рынка;
- теории и практике работы дизайнерских агентств и объединений.
III. Стратегия
Третий модуль учебного курса основывается на творческой практике и научно-исследовательской работе по направлениям графического, средового, промышленного дизайна:
- разработка стратегий, основывающихся на навыках корпоративного решения задач, связанных с проектной деятельностью;
- деловая игра, имитирующая ситуацию принятия комплексных решений, отрабатывающая умения и навыки управленческой деятельности в области создания и защиты конкурирующих проектов;
- готовность к экспертной, консалтинговой и инновационной работе.
IV. Изменения
Четвертый модуль – подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) – это:
- разработка и реализация конкретных дизайн-проектов;
- готовность самостоятельно проводить научные исследования по вопросам профессиональной деятельности;
- работа в международной среде;
- понимание основных подходов в целостном профессиональном образовании в контексте развития мировых тенденций;
- овладение современными методами организационной работы по созданию продуктов научно-исследовательской и творческой работы.
Разработанный курс направлен на подготовку дизайнеров узкого профиля, способных к графическому, средовому или промышленному проектированию, владеющих методами создания творческого продукта, усовершенствованием уже применяемых методов проектирования, а также способных самостоятельно осваивать теорию и практику существующих мобильных структур рынка, предвидеть его тенденции.
Успешное прохождение программы возможно только при условии активного вовлечения студентов в учебный процесс и при взаимодействии со студентами других направлений. Работа в малых группах и групповые проекты, практикующие упражнения, деловые игры – ключевые составляющие учебного процесса, которым отведено значительное место.
Разработанная педагогическая методика основывается на модели активного обучения – «действие – осмысление» на базе «обсуждения – научения». Технология научения действием предполагает, что студенты сначала выполняют практическое задание, а затем получают теоретическое обоснование решения. Успешное прохождение программы, выявление и развитие у студентов профессиональных компетентностей, становление их лидерских качеств возможно при условии внедрения следующих методов обучения:
- практикующие упражнения, в процессе выполнения которых студенты моделируют свои действия по различным аспектам;
- деловые игры, способствующие более глубокому пониманию и эффективному закреплению изученных ранее теоретических дисциплин, имеющие комплексный характер;
- работа в малых учебных группах (ключевая составляющая учебного процесса), где студенты выполняют конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх.
Работу со студентами по заявленным модулям необходимо строить по следующим принципам:
1. Совпадение с политикой ЕС в высшем образовании.
2. Контроль качества на основе централизованно разработанных стандартов нового поколения, т.е. с помощью примерной национальной рамки квалификаций и включенных в нее критериев, связанных с оценкой [1].
3. Создание условий преемственности, обеспечивающих студентам переход с одной специализации на другую.
4. Развитие межпредметных связей.
Целью модели нового типа дизайнерской школы являются совместные проекты, основанные на взаимопомощи и обмене знаниями между направлениями, кафедрами и вузами-партнерами. Это могут быть:
- переработка, совершенствование и изменение действующего учебного плана; разработка, апробация, создание и аккредитация нового учебного плана (преобразование учебного плана должно ориентироваться на содержание, структуру, методы обучения и использование новых УМК, и принимать во внимание программу действий Европейского Союза по модернизации высших учебных заведений);
- развитие и создание учебных программ, по которым студенты одновременно учатся на нескольких разных направлениях (double or multiple degree) или на совместный диплом (joint degree), выдаваемый двумя различными вузами [3];
- новые курсы должны применять Европейскую систему перевода зачетных баллов (ECTS) и признавать степени (бакалавр, магистр).
Совместные проекты по преобразованию учебного плана должны включать не только контроль качества образования на основе ФГОС, условия перехода с одного направления на другое, а также такие смежные вопросы, как обучение преподавателей, контроль качества и возможность выпускников найти работу через связь с рынком труда.
Совместные проекты на университетском уровне – это многостороннее сотрудничество, в первую очередь, между кафедрами ЮУрГУ. Цель совместных проектов – взаимопомощь и обмен знаниями между кафедрами-партнерами, например расчеты сложного дизайн-проекта на ЭВМ, создание промышленного дизайна установки, прибора и пр. Совместные проекты должны быть связаны с долгосрочной работой, проводимой в его рамках. Совместные проекты могут преследовать цели как по преобразованию учебного плана, так и по внедрению продуктов художественно-промышленного образования в социокультурную среду университета, города, страны, что позволит:
- усилить роль художественно-промышленного образования в университетском сообществе вообще; привлечь знания, опыт специалистов кафедры для усиления эстетической составляющей социально-культурной среды университета, города, региона;
- направить усилия художественно-промышленного образования по пути интеграции: образование – исследование – инновации (проект – осуществление – внедрение).
Для распространения описанных типов проектов потребуется помощь преподавательского и вспомогательного состава, технических специалистов, а также сотрудников администрации университета.
Основа модели – процессуальный блок, содержащий основные модули учебного курса в русле амплификаций, последовательно включающиеся в направленный процесс. В названиях модулей использованы наиболее значимые переменные, определяющие становление дизайнеров, активно осваивающих и преобразовывающих окружающую действительность. Исследование взаимосвязи модулей в учебном процессе подтвердило вариативный путь поэтапного профессионального становления личности студента; перечисленные модули являются определяющими в создании целостной системы последовательного и направленного использования средств амплификации в формировании общекультурной и профессиональной компетентности студента. Такая последовательность выделена вследствие большого педагогического опыта и связана с педагогическими условиями становления личности молодого человека.
Экстраполяция модели на реальный образовательный процесс позволила кафедре разработать новый учебный план по направлению «Дизайн», обеспечивающий соблюдение ФГОС, организовать его апробацию на кафедре дизайна и изобразительных искусств архитектурного факультета ЮУрГУ. Результатом данного процесса является новый тип дизайнерской школы в русле амплификаций, позволяющей воспитывать студента, творчески осваивающего и преобразовывающего окружающую действительность.
Библиография
1. Муравьева, А.А. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций / А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, М. Коула. – М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. – 160 с.
2. Управление проектным циклом: учебное пособие // Управление возможностей сети Региональных бюро поддержки Программы «Тасис» в Российской Федерации. EUROPEAID/114754/D/SV/RU, 2005. – 36 с. [Электронный ресурс].– URL: http://www.iasc.kspu.ru/-files-/sresurs/ouds/projects.pdf
3. Европейская комиссия. Темпус: модернизации высшего образования в ЕС neighbours [Электронный ресурс]. – URL: http://ec.europa.eu/tempus
Ссылка для цитирования статьи
Сурина Л.Б. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ[Электронный ресурс] /Л.Б. Сурина //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №3(47). – URL: http://archvuz.ru/2014_3/18
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная