Архитектон: известия вузов. №1 (49) Март, 2015
Высшее профессиональное образование
Клевакин Александр Николаевич
кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды,
ФГБОУ ВПО "Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия",
Россия, Новосибирск, e-mail: kan0756@mail.ru
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УДК: 711.00
Шифр научной специальности: 85.118
Аннотация
Ключевые слова: урбанистика, пространственная среда, городская среда, проектирование
Наша страна остается одной из немногих стран мира, где до начала XXI века нет дипломированных планировщиков городов (градостроителей, урбанистов). Монополия на планирование городов сохраняется за сферой профессиональной архитектуры. В ныне действующих архитектурных школах градостроительство изучается не как специальность, а как прикладной раздел архитектуры. Традиция, сложившаяся с советского времени, воспроизводит сохранение автономности проектирования, науки и образования. Новации реализуются под специальную программу, спускаемую сверху, либо реализуются отдельными экспериментаторами-одиночками. Существует разрыв между теоретической подготовкой обучающихся, практикой выполнения курсовых проектов и научной работой.
В отличие от России, на западе профессия градостроителя давно утратила черты жесткой привязки к масштабу, конкретному предмету, дисциплине. В профессию урбаниста одинаково легко вписывается как инженер-транспортник, экономист, архитектор, так и социолог. Нам суждено за короткое время ликвидировать отсталость, определяемую разницей между закрытой структурой цеха и коллектива с открытым списком решаемых задач. Главным становится командный метод работы над проблемами пространственной среды города.
Практика почти двадцатилетней работы в высшей школе имела целью соединение двух живых традиций. Первая – изучение закономерностей пространственного развития пространственной среды городов [1]. Вторая традиция – концепция проектной культуры [2]. Накопленный опыт свидетельствует, что эффективность усвоения знания, транслируемого лектором в монологичной форме изложения текста, чрезвычайно низка. Структура спецкурса включает различные виды работы аудитории обучающихся: обсуждения темы в диалоге; семинарские занятия; практику проведения исследования; разработку проекта.
Выработка навыков работы в группе, коллективные формы деятельности – раздел образовательной практики, который апробируется в системе подготовки специалиста высшей градостроительной школы. Используемый нами метод организации исследования включает как общий план, так и деление на подгруппы и индивидуальные самостоятельные траектории научного поиска.
Особое внимание уделяется развитию у студентов способности дискутировать по профессиональным проблемам, аргументировать свою точку зрения, излагать письменно и устно мысли, развивать навыки проблематизации, осмыслять свою работу в историческом, художественно-критическом контекстах.
Современные концепции
Мировой опыт свидетельствует, что многоаспектность и междисциплинарность – характерная черта внеархитектурной модели градостроительной деятельности, охватывающей социальные, экономические, инженерные, демографические и много других сторон развития населенных мест. В США стандарт подготовки планировщика разрабатывает не Министерство высшего образования и науки, а ассоциация городских планировщиков и Корпорация аккредитованных городских и региональных планировщиков. Единственный регламентирующий учебный процесс документ «Критерии оценки качества подготовленности студентов» направлен на то, чтобы помогать университетам в их самосовершенствовании. Образовательные программы направлены на разработку уникальных стратегий изучения градостроительства применительно к условиям региона и использование инновационных технологий [3].
В наших условиях сохраняется разрыв между теоретической подготовкой обучающихся, практикой выполнения курсовых проектов и научной работой.
Задачи укрепления теоретического ядра градостроительства – урбанологии – определяются повышением требований к общецивилизационному уровню специалистов. Обновляющее значение в реорганизации образовательной системы должны получить общественные, академические, профессиональные организации, градостроительная критика, профессиональная печать.
На базе кафедр Новосибирской архитектурной академии с середины 90-х годов прошлого столетия проводится поисковая работа. По мнению авторов, обновление теоретических основ и методики обучения проектировщиков требует согласованных действий как в вузовском масштабе, так и в масштабе проектирования локальной образовательной инициативы, конкретного образовательного события. В вузовском масштабе создается механизм реализации образовательной инициативы. Воплощение этого механизма делает возможным горизонтальные взаимодействия между преподавателями и подразделениями учебного заведения. Технология реализации механизма модернизации вузовской структуры требует создания мобильных межкафедральных групп, имеющих официальный статус, и соблюдения принципа «прозрачности границ» [4].
Создан новый по содержанию курс. Согласно логике усвоения в этом курсе чередуются виды учебных занятий: лекция, семинарское и практическое занятие, самостоятельная творческая работа слушателя. Заканчивается освоение модуля демонстрацией приобретенной компетенции в форме беседы с руководителем, ведущим занятие [2].
Выделенные ключевые положения организации образовательного процесса положены в основу стратегии учебных курсов в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, в Сибстрине.
Качество
Проблема качества российского градостроительного образования в рамках высшей школы определяется несоответствием форматов – общеевропейского и того, который остался в наследство от советской эпохи. Основой перехода отечественной высшей школы на международный формат могут являться результаты проводимых в нашей стране в 70-80-е годы социально-градостроительных исследований. На стыке дисциплин – социологии, географии, психологии, демографии, градостроительства было оформлено самостоятельное направление науки по изучению города. Эффективность формирования городского пространства связывается с реально существующими функциональными закономерностями развития структурных частей городского организма. В основе выделенного подхода – соотнесение объективных параметров материально-пространственной среды с устойчивыми характеристиками поведения населения [5].
Проделана работа по систематизации существующих образовательных программ в России. Подчеркивается, что до сих пор в России профессии «урбанистика» (urban plaining) не существовало. Планировщики («градостроители») обучаются как одна из специализаций архитектора. Соответственно в нашем случае речь должна идти о включении в учебную программу абсолютно новых дисциплин.
Разработанная нами образовательная программа избавлена от ряда отягощающих элементов и не имеет узкоотраслевого характера. Следует отказаться от жесткой привязки к строительной сфере, прикрепленности к отдельной кафедре. По-новому осмысляется роль учебно-производственных практик. Обогащение профессии исследованиями должно быть обеспечено принятием новых условий, городской проблематики, экономики, культурологии и социологии города.
Обучающимся по новой специальности предстоит анализировать и обобщить опыт научных разработок, практики развития пространственной среды, критически рассматривать проектные материалы. Существенной стороной познания законов развития города является анализ проблематики на трех уровнях – теоретико-методологическом, конкретно-социологическом и пространственно-планировочном. Необходимо осмысление широкого круга литературных источников по проблемам урбанизации, научно-технической революции, социологии личности, массовых коммуникаций, динамики градостроительных структур, взаимосвязей их
элементов и т. д.
Проводимая нами работа направлена на согласование и координирование двух направлений в подготовке специалистов — лекционных курсов и учебной практики. По нашему мнению, повышение качества подготовки выпускников связано с нахождением связей между заданиями, которые выполняют студенты на различных ступенях и курсах обучения. В качестве базовой ценности, на формирование которой направлен учебный процесс, положена ценность пространственного окружения человека, застройки, которую застает каждое поколение горожан. Эти ценности едины для всех социальных слоев, профессий, специальностей.
За двадцатилетний период совмещения работы преподавателя и выполнения научных исследований проделан комплекс работ, обеспечивающий развертывание учебной практики [6]. Объединение научно-исследовательской деятельности высшей школы и институтов СО РАН обеспечивает сотрудничество в проведении совместных мероприятий. Это полевые исследования, натурные обследования, участие студентов в международных междисциплинарных конференциях. Постановка и проведение натурного обследования составляет весьма существенный и специфический этап учебной практики. Ее целью является получение эмпирических данных, подтверждающих или корректирующих положения общей или частной гипотез (рис.1).
Рис.1. Представление среды в знаковой форме. После проведения аналитической работы по обобщению собранного эмпирического материала участок изображается в образной или схематической форме:1- отсутствие связи объекта с окружением, 2 - чуждые окружению детали, 3 - средоформирующие объекты, 4 - игнорирование средоформирующего элемента при устройстве новых объектов, 5- нарочитая стандартизация, 6 - безликость среды, 7 - отсутствие силуэтности, 8 - немасштабные человеку размеры сооруения
Интерпретация результатов обследования является также весьма важным этапом обучения. Результаты обследования рассматриваются и интерпретируются в свете научной (рабочей) гипотезы. На этом этапе стоит задача теоретического выявления тенденций и механизмов процессов, проявившихся в собранных фактах и цифрах. Стажер-исследователь проводит работу под руководством научного консультанта. Решение задачи состоит в том, чтобы с помощью научных методов (теоретико-логических «моделей», сопоставления с уже известными результатами других исследований и т.д.) сконструировать «картину» изучаемого явления, объяснить обнаруженные в обследовании зависимости. Важно также выделить новые факты, новое знание.
Заключительный этап обучения научному исследованию города определяется анализом направленности влияния социальных процессов, выявленных в ходе обследования, на пути формирования планировочной структуры. На этом этапе должны быть определены те трансформации и изменения, которые претерпевают элементы пространственной среды под влиянием процессов социальной жизни. В зависимости от поставленной сложности задачи и этапа обучения пространственно-планировочный выход может быть более или менее широким. Но во всех случаях целью обучения является получение нового знания о динамике элементов пространственной среды.
Город как лаборатория
Адекватное отражение состояния культуры в образовании достигается за счет того, что вузовская плоскость рассматривается не как обособленный элемент профессиональной культуры планировщика городов, а много шире. Нами была поставлена задача установления взаимодействия с реальным измерением. Город рассматривается как своего рода научно-исследовательская лаборатория. Место и роль разработанного курса определяется необходимостью устранения разрыва между теоретической подготовкой обучающихся, практикой выполнения курсовых проектов, научной работой [7].
Требовалось нахождение модели образовательного процесса, которая бы обеспечивала согласование традиций прошлого и новаций в проектных решениях пространственной среды. Проведенное исследование показало, что основная проблема отечественной культуры состоит в принципиальной несогласованности двух доминирующих подходов – охранительного и проектного. Действующие на сегодняшний момент в регионе и Новосибирске управленческие документы сохраняют это противоречие и не дают просвета для развертывания позитивной образовательной практики.
В условиях города, не имеющего устойчивых традиций взаимодействия старого и нового, ставится под сомнение использование известных методов и инструментария проектирования. Пока вопросы «чему учить?» и «как учить?» не имеют ответа, теряется смысл образования.
В качестве базовой ценности, на формирование которой направлен учебный процесс, была положена ценность пространственного окружения, которую застает каждое поколение горожан. Эта ценность едина для всех социальных групп, для всех этнических общностей, для всех конфессий. Особое значение пространственной среды для российских и сибирских условий определяется необходимостью удержания целостности большой территории.
Важная часть разрабатываемой стратегии в образовании – формирование экспериментальных площадок. Набор этих площадок обусловливается ситуацией, определяющей перспективу обновления, реконструкции и развития пространственной среды города. На каждой из площадок развертывалась практика и реализовывалась пространственная идея или концепция. Это – открытый музей архитектуры, научный центр в городской структуре, публичное пространство, музей утраченных ценностей, раскрытие центра , зеленые легкие города, восстановление малых водоемов, ландшафт места, старогородской район, агломерация.
По сложившимся традициям, курсовое проектирование, обучение в аспирантуре, исследования, производственная практика – автономные направления. Модернизируемая в последние годы система образования также трактует эти виды деятельности как локализованные. Одним из принципов устранения данной автономности курсов является создание «мобильных межкафедральных групп». Эти группы обеспечивают не только тесное сотрудничество между всеми кафедрами вуза, но и устанавливают неразрывную взаимосвязь между образовательным процессом, проектированием, научным исследованием и современными технологиями. Мобильные межкафедральные группы – коллективы, объединенные идеями, концепциями, задачами и проблематикой, связанной с освоением новации в профессиональной культуре. Они создаются на время решения конкретной задачи. Увязка программ и планов по решению этой задачи с существующей вузовской системой подготовки проектировщиков обеспечивается за счет получения межкафедральными коллективами официального статуса на период, необходимый для ее решения.
Запуск межкафедральных коллективов создает основу для наполнения содержанием специализации «управление и администрирование градостроительной деятельности». Взаимодействие коллективов подкрепляется взаимодействием между позициями участников деятельности по формированию среды.
Логичным и необходимым итогом развертывания новой деятельности является обсуждение результатов решения учебной задачи, а также оформление результатов в виде выставок, публикаций, пособий, конференций, мастер-классов.
Усиливается тенденция включения техники и технологий в жизнь человека. По нашему мнению, не так важны технические и художественные эффекты, как возможности по представлению объекта исследования-проектирования. В настоящий момент слабо используются возможности, предлагаемые новыми технологиями для создания презентаций. Так, следует указать на принципиальные отличия традиционной формы защиты «у планшетов» и демонстрации проектных материалов с помощью мультимедийного комплекса, большую ценность имеет задействование программ для целей публичного просмотра материалов клаузуры, методической организации занятий. Преподаватели и студенты имеют возможность видеть на экране эскиз, фотографии, чертежи, полученные в ходе индивидуальной работы. Возможности увеличения изображения делают процесс обсуждения эффективным. Совмещение ручной и машинной технологии – направление, разрабатываемое нами в последние годы.
Сотрудничество
Вызов постиндустриальной эпохи диктует необходимость в сжатые исторические сроки осуществить переход от товаропроизводящего хозяйства к сервисной, наукоемкой, информационной экономике. Масштаб этих задач усиливает роль образования, научного знания и творческого, интеллектуального труда как никогда ранее. План перспективных разработок связан с направлением «Дипломное проектирование» и курсом для аспирантов «Закономерности пространственного развития», предполагает сотрудничество с коллегами.
Вопрос модернизации системы подготовки дипломированных планировщиков поднимался неоднократно. Существует предложение разработки междисциплинарной программы подготовки и аттестации дипломированных планировщиков городов России на базе Иркутска. Новосибирск стал местом, в котором в советское время был развернут цикл исследований города, агломерации. Сегодня в Самаре социальные исследования оказываются полезными при принятии управленческих решений. Появление собственно «школы» урбанистики в стране, на наш взгляд, связано не только с новым взглядом на социальную реальность и пространственную среду (новая парадигма), но и с фигурой вдохновителя, способного собрать вокруг этой парадигмы единомышленников, организовать их работу, соединить теоретизирование с фактическим материалом в единый исследовательский проект.
Партнерство
Важной частью разрабатываемой стратегии в образовании является установление сотрудничества с близкими по профилю и решаемым задачам школами. С 2008 года поддерживаются контакты с Иркутском. В этом городе в 1999 году по инициативе снизу и при участии проектных институтов, общественных организаций основан Международный Байкальский зимний градостроительный университет. С этого времени ежегодно университетом проводятся так называемые зимние сессии. Междисциплинарный характер обеспечивается увязкой представителей специальностей, связанных с градостроительством – урбанистов, экономистов, дизайнеров окружающей среды, ландшафтных архитекторов, транспортных инженеров. Совместная работа слушателей университета в международных командах позволяет эффективно осваивать сложные понятия. Публичное обсуждение тем «агломерация», «научный центр в структуре города», «сохранение деревянной застройки», «взаимосвязь города с природным окружением» позволяет избежать изолированности отечественной школы от мирового опыта решения проблем. Работа научно-методического коллоквиума, мастер-классов обеспечивает подпитку идеями, знакомит с зарубежной практикой.
Выстраивание взаимодействия между высшей школой и органами городского управления. Повышение значимости образовательного и научного сектора в решении задач общества усиливает роль образовательных структур. Высшая архитектурная школа должна становиться одним из значимых социальных институтов, способных принимать деятельное участие в формировании стратегии городского развития. Промежуточные контакты с местными властями – обязательная процедура зимних сессий Байкальского университета. Присутствие на итоговой презентации проектов руководства города, области, последующая пресс-конференция – одна из основ принятия решений.
Публикации
Важное значение имеет оформление результатов работы в виде выставок, публикаций, пособий, конференций, мастер-классов. Книга рассматривается нами как текстографический объект – в максимально тщательных и продуманных решениях формата, макета, подбора иллюстраций и слов. Логичным и необходимым итогом развертывания новой деятельности является обсуждение результатов решения учебной задачи на страницах периодических изданий. Консолидирующее значение для профессии имеет периодическое издание. Журнал «Проект Байкал» поддерживает устойчивые связи с зарубежными авторами, вузами, кафедрами. Приглашение по размещению публикаций специалистов из стран Европы, Америки, Азии поднимает статус издания. Это имеет большое значение для вузовской молодежи.
Открытость
За годы индустриального развития страны накоплен огромный потенциал в формальных и количественных показателях. Однако до настоящего времени не дана трезвая оценка имеющимся ресурсам, не выделены приоритеты развития. Неясным остается вопрос вхождения страны в мировую историю.
Накапливающиеся материалы научных исследований не осмыслялись с позиции перспективы развития образования Сибирь–Европа, Сибирь–Азия, Сибирь–Америка. Материалы отдельных энтузиастов не обрабатываются с позиции системности, выявления тенденций и закономерностей развития общественной ситуации. Не выстраивается единая политика проведения научных исследований.
Задачи укрепления теоретического ядра градостроительства – урбанологии, определяются повышением требований к общецивилизационному уровню специалистов. Обновляющее значение в реорганизации образовательной системы должны получить общественные, академические, профессиональные организации, градостроительная критика, профессиональная печать.
Осознание понятия «город-организм» задает новые организационные принципы для научного исследования, проектирования и образовательной практики. Это заставляет смотреть на пространственную среду с позиции диагностики, предписаний и лечения. Урбанистический подход к трактовке пространственной среды требует проектирования педагогических технологий подготовки специалистов на основе концепции совместной научной и практической деятельности студентов и преподавателей.
Региональный уровень. Противостоять архаичным традициям централизованного руководства профессией возможно при условии налаживания горизонтальных связей, при согласованном использовании имеющихся ресурсов. Зимние сессии МБГУ – это трехнедельный период обучения. Принцип проведения сессий МБГУ базируется на опыте Летних Мастерских Европейского Университета Градостроительства (г. Сержи-Понтуаз, Франция), где создана оригинальная методика, апробированная в разных странах мира. В течение этого времени участники заслушивают курс лекций по разрабатываемой теме.
Междисциплинарный характер обеспечивает консолидацию представителей специальностей, связанных с градостроительством: урбанистов, экономистов, дизайнеров окружающей среды, ландшафтных архитекторов, транспортных инженеров. Конкурсная программа сессии разрабатывается и реализуется в работе проектных групп, сформированных из молодых специалистов различной профессиональной подготовки. Проблемы сибирского города обсуждаются представителями различных стран и культур.
Проведение международных научно-методических коллоквиумов, мастер-классов обеспечивает подпитку внешним опытом и идеями. Публичное обсуждение тем «агломерация», «научный центр в структуре города», «сохранение деревянной застройки», «взаимосвязь города с природным окружением» позволяет избежать изолированности отечественного профессионального сообщества от мирового опыта решения проблем.
Заключение
В статье изложены материалы по методологии научного исследования в системе вузовской подготовки городских планировщиков. Предлагаемая стратегия ориентирована на модель, отрицающую узкоотраслевую специализацию. Модель «обновляемой градостроительной подготовки» открыта для аналитических методов, в основу которых положены закономерности пространственного развития городской среды. Статья обобщает результаты работы автора в образовании за 1995–2014 гг. Основными пользователями представленных материалов являются профессорско-преподавательские коллективы, аспиранты и студенты высших архитектурных школ России.
Библиография
1. Коган, Л.Б. Быть горожанами /Л.Б.Коган. – М., 1990.– 205 с.
2. Cидоренко, В.Ф. Дизайн как общеобразовательная дисциплина // В.М. Долгий. Дизайн в общеобразовательной системе. – М., 1994. – С. 9-13.
3. Бочаров, Ю. О двух подходах к обучению градостроителей / Ю. Бочаров.– М., 2008.
4. Захарова, О.В. Теоретические основы и методика подготовки проектировщиков в условиях гуманизации предметно-пространственной среды: автореф. дис. ... канд. архитектуры / О.В. Захарова. – Новосибирск, 2005.
5. Коган, Л. Б. Социально-культурная среда города и пространственная среда / Л. Б. Коган. – М., 1982.
6. Клевакин, А.Н. От понятия «город» к образовательной практике / А.Н. Клевакин // Региональные архитектурно-художественные школы. – Новосибирск, 2010. – С. 93-95.
7. Клевакин, А.Н. Город как лаборатория: исследование, проектирование и воспитание пространственной средой / А. Н. Клевакин // Проект Байкал. – 2011. – № 28. – С. 64–65.
Ссылка для цитирования статьи
Клевакин А.Н. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Электронный ресурс] /А.Н. Клевакин //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №1(49). – URL: http://archvuz.ru/2015_1/17
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная