Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (53) Март, 2016

Дизайн

Курочкин Валерий Алексеевич

кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой индустриального дизайна.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,

Россия, Екатеринбург, e-mail:  designkiv@gmail.com

Исаченко Виктория Игоревна

кандидат философских наук, профессор,
вице-президент Союза дизайнеров России,
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,

Россия, Екатеринбург, e-mail: isachenkovi@mail.ru

Кайбышева Рината Гумеровна

магистрант кафедры индустриального дизайна
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор В.А. Курочкин.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет»,

Россия, Екатеринбург

КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АКТИВНЫХ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ

УДК: 629.11
Шифр научной специальности: 30.18

Аннотация

В статье рассмотрены современные направления в разработке транспортных средств для инвалидов-колясочников, проведен анализ аналогов, а также представлена концепция универсального транспортного средства для социальной реабилитации активных инвалидов-колясочников.

Ключевые слова: индустриальный дизайн, транспортные средства, инвалидные кресла-каляски, средства социальной реабилитации

Каждый год Росстат обновляет статистику граждан, впервые признанных инвалидами. Общее количество инвалидов в стране с 1990 по 2005 год увеличилось в три раза. По данным Росстата на 1 января 2009 года общая численность инвалидов превысила 13 млн. человек – почти 10% населения страны. Достаточно весомая цифра: каждый 11-й россиянин – инвалид. Для сравнения: в 1988 году число инвалидов не превышало 2% населения России [12]. В Москве, по данным на февраль 2009 года, количество инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата – около 26 тысяч, в том числе инвалидов-колясочников более 7,3 тысяч [11]. Таким образом тема инвалидности занимает особое место в ряду социальных проблем. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [2].

Инвалидность — это не особенность или недостаток человека, а преграды, которые возникают у него в обществе.

Социальная адаптация – приспособленность людей с ограниченными физическими возможностями к полноценной жизни в обществе здоровых людей.

Эта проблема приобрела особую важность в связи с тем, что стали меняться подходы к людям, которые родились или стали инвалидами. На данный момент в обществе и в политике государства только выстраивается комплексный подход помощи людям с ограниченными возможностями – взаимодействие с окружающим миром, в котором отсутствуют комфортные условия для обеспечения их мобильности.

Конвенция ООН о правах инвалидов, направленная на защиту и закрепление прав и личной свободы инвалидов, устранение дискриминации из-за инвалидности, предоставление возможности участия инвалидов в общественной жизни, представляет собой «смену парадигмы» в том, что затрагивает отношение и подходы к людям с инвалидностью [1].

В первом за всю историю «Всемирном докладе об инвалидности» ВОЗ/Всемирного банка собраны все данные об инвалидности, с целью улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями; рассмотрено их положение в мире. В докладе отмечается, что в немногих странах есть соответствующие механизмы для удовлетворения нужд людей с инвалидностью. Исследования показали, что барьеры включают стигматизацию и дискриминацию, отсутствие надлежащих служб в области здравоохранения и реабилитации, а также недоступность транспорта, зданий и информационных и коммуникационных технологий [10]. ГОСТы России определяют требования к окружающей среде, обеспечивающие доступность и безопасность для инвалидов.

К исследованиям, посвященным проблемам социальной адаптации инвалидов, можно отнести труды Т.А. Добровольской, Н.Б. Шабалиной, Н.Ф. Дементьевой, Г.И. Петраковой, И.П. Каткова, В.В. Кузнецова, М.М. Айшервуд, Х.Ю. Каллент. В работах затрагиваются вопросы влияния социально-политических, социально-экономических и социально-психологических факторов на течение адаптивного процесса, а также проблемы адаптации инвалидов к трудовой деятельности и социальному общению. Е.Г. Леонтьева системно представила существующие нормативные требования по созданию доступной среды с подробными комментариями и разъяснениями [3].

Однако исследований в сфере системного подхода к проектированию универсальных транспортных средств (ТС) для активных инвалидов в дизайне недостаточно.

Многие люди с ограниченными физическими возможностями обладают невероятно сильным характером и несгибаемой волей и живут зачастую более интересной, насыщенной жизнью, чем здоровые люди. Нередко их пример заставляет здоровых людей задуматься о качестве своей жизни. Твердость характера, упорство, мужество дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья добиваться отличных результатов в различных областях деятельности, вести активный образ жизни и покорять, казалось бы, недостижимые высоты на своем пути. Среди людей с ограниченными физическими возможностями есть всемирно известные профессиональные спортсмены. А есть инвалиды, в жизни которых спорт занял прочное место, хоть и не стал основным видом деятельности. Также не редки случаи, когда профессиональные спортсмены становились инвалидами после травмы, полученной на тренировках или соревнованиях. Для людей с ограниченными возможностями спорт и активный образ жизни – это прекрасный способ социальной реабилитации.

Люди, обладающие невероятной волей к жизни, способны помочь себе и своим товарищам. Однако «устранить инвалидность как явление» и создать условия жизни без барьеров и ограничений — задача не только для самих инвалидов, но и для общества. Особую группу представляют инвалиды с заболеванием опорно-двигательной системы, так как относятся к маломобильной группе населения. Инвалидная коляска в обществе вызывает ассоциации с ограниченностью, страхом, жалостью. Инвалиды-колясочники сталкиваются с рядом трудностей: недостаточное техническое оснащение; несамостоятельность в быту; отсутствие комфортных условий; недостаточно развитая инфраструктура города; трудности в получении образования; сложность в трудоустройстве; низкий уровень дохода; социальная изоляция от общества; психофизиологические особенности инвалидности (рис. 1).

Рис. 1. Проблема социальной адаптации инвалидов-колясочников

Следует отметить, что материальная поддержка людей с ограниченными возможностями не будет столь эффективна и не решит их проблемы, если человек находится в дисгармонии с миром и самим собой. Целью данного исследования является разработка концепции универсального ТС для социальной реабилитации активных людей с ограниченными физическими возможностями.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

• рассмотреть существующие тенденции в проектировании ТС для активных инвалидов;
• проанализировать аналоги транспортных средств для инвалидов-колясочников;
• сформировать модель ТС для инвалидов-колясочников.

Исследование основано на изучениях существующих разработок в области дизайн-проектирования для инвалидов, описании транспортных средств для инвалидов-колясочников, их анализа и сравнении.

Дизайнеры вносят свой вклад в решение проблемы социальной интеграции инвалидов, и сегодня в проектировании для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов с учетом современных технологий и материалов существует значительное число дизайнерских разработок.

Меняется сам подход в проектировании реабилитационной техники. «Для большинства из нас автомобиль, велосипед или скейтборд ассоциируются со свободой передвижения, но инвалидная коляска зачастую заставляет ее пользователя чувствовать себя некомфортно», – говорит Ацуши Мицушиба, директор Will по развитию бизнеса, – наша задача состояла в том, чтобы изменить такое отношение к инвалидной коляске… В дополнение к эстетике мы стремились достичь того, чтобы пользователь Will Type-A чувствовал себя по-другому, к примеру, так, как за рулем мотоцикла или автомобиля, таким образом человек чувствует себя более активным в отличие от пассивного положения в обычной инвалидной коляске… Наша задача – создать аналог iPhone в среде мобильных устройств. Мы надеемся, что в конечном итоге инвалидные коляски Will будут рассматриваться не только как альтернатива традиционным инвалидным коляскам, но и как энергоэффективная замена автомобиля, которая так же, как, к примеру, Segway, сможет проникнуть туда, куда не под силу добраться обычному автомобилю» (рис. 2) [8].


Рис. 2. Персональное мобильное устройство WHILL Model A. Компания Whill (Япония), 2015
Источник: http://www.designboom.com/technology/whill-personal-mobility-device-2015-good-design-grand-award-11-09-2015

Кресло-коляска Carbon Black состоит из углеродного волокна, которое наделяет кресло такими качествами, как надежность, прочность и легкость. Благодаря складной конструкции Carbon Black легко можно транспортировать в багажнике. В проектировании инвалидного кресла участвовали разработчики «Формулы-1». Кресло продумано с эргономической точки зрения, посадка очень удобная и естественная. Уровни регулировки, которые расположены на спинке, позволяют регулировать коляску по росту человека (рис. 3) [4].


Рис. 3. Инвалидное кресло Carbon Black. Авт. Andrew Slorance, 2014
Источник:
http://www.designboom.com/design/andrew-slorance-carbon-black-carbon-fiber-wheelchair-10-17-2014

Мини-электромобиль EQUAL был спроектирован компанией Absolute Design для людей с ограниченными возможностями. Через заднюю дверь, которая состоит из двух элементов: верхняя часть откидывается наверх, а нижняя – служит пандусом, человек заезжает на своей коляске в салон. Благодаря тому, что электрические моторы встроены в задние колеса, пол ровный. В центральной части панели располагается руль, предназначенный для управления одной рукой. Вторая рука управляет рычагом, который осуществляет разгон и торможение автомобиля. Отсек для багажа при желании можно закрепить в задней части кузова (рис. 4) [6].


Рис. 4. Электромобиль EQUAL. Компания Absolute Design, 2013. 
Источник:
http://prefundia.com/projects/view/equal-car-for-disabled-people/593

IWA (Independence for wheelchair users) – временное вспомогательное устройство для пользователей инвалидных колясок с ручным приводом. Продукт позволяет пользователю безопасно и независимо перемещаться по округе с помощью обычного инвалидного кресла с ручным приводом, устраняя необходимость в смене кресла.

Пользователь присоединяет устройство спереди с помощью небольшой скобы, прикрепленной к креслу. Скоба заходит в механизм, расположенный сзади устройства. Когда пользователь катится вперед, механизм приподнимает два передних колеса над землей. Скоба закрепляется, и вес распределяется между четырьмя большими колесами – двумя на IWA, двумя на коляске. Пользователь теперь может свободно перемещаться к своей цели вне дома. Когда цель достигнута, пользователь может отсоединиться, заблокировать устройство и продолжить движение к цели на своем кресле (рис. 5) [7].


Рис. 5. Вспомогательное устройство IWA (Independence for wheelchair users). Авт. Oscar Fernandez, 2012. 
Источник:
https://www.behance.net/gallery/4934679/IWA-Independence-for-wheelchair-users

Проект трехколесного транспортного средства Cinetic предназначен для людей с инвалидностью. В современном мире, когда скорость и успех синонимы, инвалиды-колясочники остаются «не удел», по их мнению, поскольку вынуждены вести медлительный образ жизни. Но быстрая езда может подарить чувство восторга и удовольствие, быть источником адреналина.

Водителю не нужно покидать сидения своего кресла, ведь концепт интегрируется с инвалидным креслом. На поворотах передняя часть транспортного средства может отклоняться по вертикали, при этом задние колеса остаются на дороге. Cinetic даст возможность людям с ограниченными возможностями здоровья погрузиться в впечатляющий мир скоростей, обеспечив им автономность и безопасность (рис. 6) [5].


Рис. 6. Трехколесное транспортное средство Cinetic. Авт. Thomas Bousch, 2015. 
Источник: https://www.behance.net/gallery/28593175/C-I-N-E-T-I-C

Параолимпийская спортсменка Сью Остин прикована к инвалидной коляске, но виртуозно совершает акробатические трюки под водой, ее номер называется «Создавая зрелище!». Устройство плавающего средства она разработала с помощью экспертов-ныряльщиков и инженеров, усовершенствовав обычное инвалидное кресло. Никто не верил в то, что коляска сможет плавать, но благодаря настойчивости Остин смогла воплотить задумку в жизнь. Инвалидное кресло оснастили «плавниками» и двумя двигателями (рис. 7) [9].


Рис. 7. Подводное плавание на инвалидной коляске. Авт. Сью Остин (Sue Austin), 2012.
Источник:
http://www.kulturologia.ru/blogs/040912/17063

Подводя итоги, следует отметить, что в отличие от уже существующих проектных решений, предлагаемое универсальное ТС представляет собой модульную систему, которая состоит из основного обязательного элемента – инвалидной коляски – и присоединяющихся элементов – агрегатов для передвижения по земле, воде, воздуху. Конструкция коляски обеспечит надежное соединение с остальными модулями. Таким образом, приобретая основной элемент, человек получает возможность использовать коляску как с дополнительными модулями, так и без них.

Основой этой транспортной системы является базовый модуль активного типа, снабженный электроприводом, системой автопилота и голосовым управлением. Оно может последовательно комплектоваться несколькими агрегатами с различными функциональными возможностями. В систему входит блок для скоростного передвижения в урбанистической среде с учетом климатических особенностей (защита от дождя, снега и ветра). Второй агрегат позволит активному инвалиду-колясочнику погрузиться в воду, как в мини-батискафе или плавать по поверхности воды. Третий агрегат предназначен для передвижения по воздуху (по принципу вертолета или с реактивным двигателем). Этими дополнительными функциональными модулями инвалид-колясочник может воспользоваться в режиме проката или приобрести их мере потребности и интересов. Необязательно приобретать дополнительные модули, их человек может получать в аренду на некоторое время.

Это могло бы стать частью социальной программы помощи инвалидам-колясочникам, проводимой государством (рис. 8).


Рис. 8. Концепция универсального ТС для социальной реабилитации активных инвалидов-колясочников

Формообразование этого ТС должно строиться по принципу «дружественного» дизайна» с применением инновационных и экологических материалов и технологий. Биоморфная пластика модулей органично интегрируется как в городскую, так и в природную среду, а также подчеркивает гуманистический аспект данной транспортной системы.

Проектируемое транспортное средство не только позволит расширить возможности в передвижении инвалида-колясочника, стремящегося вести активный образ жизни, но и повлияет на образ его мыслей, отношение людей к нему. С помощью транспортного средства он сможет отправиться в самое волнующее, удивительное, смелое путешествие. Оно поможет человеку преобразить свою жизнь, сделав ее радостнее и свободнее, выйти на новый уровень самосознания. Вместо того, чтобы сосредоточиваться на потерях и ограничениях, человек сможет увидеть мир с точки зрения новых возможностей. Транспортное средство позволит вернуться к полноценной жизни и не зависеть от физических недостатков.

Библиография

1. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года: [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability/

2.  О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // Российская газета от 24 ноября 1995 г. (в ред. от 04.01.99 N 5-ФЗ).

3. Леонтьева, Е.Г. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базовый курс / Е.Г. Леонтьева. – Екатеринбург: Татлин, 2013. – 128 с.

4. Andrew slorance reinvents the wheelchair out of carbon fiber: [Электронный ресурс] // Designboom magazine. – URL: http://www.designboom.com/design/andrew-slorance-carbon-black-carbon-fiber-wheelchair-10-17-2014/  

5. CINETIC: [Электронный ресурс] // Behance. URL: https://www.behance.net/gallery/28593175/C-I-N-E-T-I-C/  

6. Equal – car for disabled people: [Электронный ресурс] // Prefundia. URL: http://prefundia.com/projects/view/equal-car-for-disabled-people/593/

7. IWA – Independence for wheelchair users: [Электронный ресурс] // Behance. URL: https://www.behance.net/gallery/4934679/IWA-Independence-for-wheelchair-users/ 

8. WHILL Type-A – инвалидная коляска нового поколения: [Электронный ресурс] // inva.tv: информационный портал для инвалидов. – URL: http://inva.tv/2009-12-28-16-14-47/4354-whill-colyska/ 

9. Подводная Параолимпиада. Художественные заплывы на инвалидной коляске от Сью Остин: [Электронный ресурс] // Культорология.рф. – URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/040912/17063/  

10. Всемирный доклад об инвалидности, 2011: [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. – URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ru/  

11. Статистика по инвалидам в Москве в 2009 году. Справка: [Электронный ресурс] // РИА новости. URL: http://ria.ru/spravka/20090603/173162755/  

12. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru  

Ссылка для цитирования статьи

Курочкин В.А., Исаченко В.И., Кайбышева Р.Г. КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АКТИВНЫХ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ[Электронный ресурс] / В.А. Курочкин, В.И. Исаченко, Р.Г. Кайбышева //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №1(53). – URL: http://archvuz.ru/2016_1/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 21.03.2016
Просмотров: 167