Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (65) Март, 2019

Теория архитектуры

Палей Екатерина Сергеевна

Ведущий архитектор, ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»;
соискатель кафедры советской и современной зарубежной архитектуры
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Н.Л. Павлов.
ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)»,

Россия, Москва, e-mail: ekpaley@gmail.com

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК: 727.05:378.4
Шифр научной специальности: 38.712:74.58

Аннотация

В статье прослежен путь развития главного общественного пространства европейского университета от гимнасия древней Греции до университетов конца XIX в. Обозначены основные этапы и характерные особенности становления общественного пространства. Прослежена эволюция общественного пространства от внутреннего двора, окруженного галереями, до перекрытого куполом многосветного пространства, вплоть до современного «атриума». Доказано, что главное общественное пространство университета, а именно двор, как открытый, так и перекрытый, на протяжении всей истории являлся пространственным ядром университетского комплекса.

Ключевые слова: общественное пространство, внутренний двор, вестибюль, галереи, многосветное пространство

Теме истории развития архитектуры университетов Европы посвящено множество научных трудов. В данной статье особое внимание уделяется формированию главного общественного пространства университета. Принципы формирования общественного пространства прослежены на примерах образовательных зданий от первых гимнасиев древней Греции до университетов конца XIX в. В настоящее время архитекторы уделяют особое внимание построению общественного пространства, в связи с этим актуальность данного исследования несомненна.

Исследование выполнено на основе изучения литературы, в том числе иностранной, натурных обследований и фотофиксации.

Зарождение общественного пространства университета берет начало в первых учебных заведениях древней Греции – гимнасиях, где оно представлено в виде перистильного двора с площадкой для атлетов. Двор занимает центральное место и ориентирован на алтарь. В центре образовательного процесса – физическая культура. Двор носит образовательную и общественную функцию [2]. Вокруг двора расположены учебные помещения. В гимнасии в Милете II в. до н.э. они располагаются с торцевой стороны двора, противоположной входу, в гимнасии в Приене с двух сторон, в Гимнасии в Эпидавре 380–330 г. до н.э. – с четырех сторон. Проведенный анализ показал, что, в связи с появлением новых дисциплин, развитие идет по пути увеличения и усложнения системы помещений, окружающих двор (рис. 1 а–в).

Рис. 1. Учебные заведения древней Греции: а) Гимнисий в Милете II в. до н.э. [2 с. 336];
б) Гимнасий в Приене [2, с. 337]; в) Гимнасий в Эпидавре 380–330г. до н.э. [2, с. 271]

 

 

Рис. 2. Буддийский университет Наланда, Индия, V–VI вв.

Анализ выявил похожую схему в учебных заведениях Востока. В комплексе буддийского университета Наланда, Индия, V–VI вв., центральное общественное пространство университета представлено протяженной площадью, на которую выходили несколько храмов и семь монастырей. В каждом из зданий в качестве центрального общественного пространства выступал внутренний двор, окруженный галереями, куда выходили монашеские кельи. Двор ориентирован на святилище со ступой или с изображением Будды, которое располагалось напротив входа. Здесь проходили общие молитвы и ритуалы. В центре образовательного процесса – учение Будды. Постепенно намечается тенденция разделения образовательного и общественного пространства.

В традиции ислама главное общественное пространство медресе – центральный двор, окруженный галереями, куда выходили худжры1 и учебные помещения – аудитории, расположенные в углах комплекса. В торцевой стороне, как правило, противоположной входу, располагается дарсхана2 с михрабом3, ориентированным на Мекку. В центре образовательного процесса – молитва. Примером является Сирчали-медресе, построенное по проекту мастера Мехмеда сына Османа из Туса в 1243 г. в Конье (Турция) (рис. 3а). Особый интерес представляют проекты, где двор перекрыт куполом. Примером является медресе Индже-минар 1258 г. в Конье (Турция) (рис. 3б). Здесь в центре двора, перекрытого куполом, расположен фонтан, над которым в куполе организован световой фонарь. Подобный тип двора является прообразом современных многосветных пространств. Особенность купольных пространств медресе – отсутствие галерей, помещения (худжры и учебные аудитории) выходят непосредственно во двор. В приведенных примерах медресе худжры располагаются только по боковым сторонам двора. В более поздних постройках, например в медресе Йилдырыма Баязида 1399 г., Бурса (Турция) и медресе Зеленое 1415 г., Бурса (Турция) худжры располагаются с трех сторон (двух боковых и входной стороны) (рис. 3в). Отличительной особенностью этого периода является то, что к торцевой стороне двора, противоположной входу, как бы пристроено здание дарсханы, выделяющееся из общего объема. В более поздних постройках, например медресе в Харгирде, построенном по проекту зодчего Кавам ад-Дин Ширази, 1449 г., в Харгирде (Турция) худжры окружают двор со всех сторон (рис. 3г). В центре двора размещается бассейн или фонтан для ритуального омовения. Примечательно, что в этом проекте ярко выражен купольный вестибюль, по сторонам которого располагаются мечеть и аудитория. Анализ показал, что развитие идет по пути усложнения системы помещений, окружающих двор, увеличения их площади и окончательного перемещения образовательной функции из внутреннего двора в специально выделенные помещения (рис. 3 а–г) [4].

 

Рис. 3. Медресе. а) Сирчали-медресе, Конья (Турция), мастер Мехмед сын Османа из Туса, 1243 г. Конья (Турция) [4, c. 441]; б) Медресе Индже-минар, 1258 г. Конья (Турция) [4, c. 441]; в) Медресе Зеленое, 1415 г. Бурса (Турция) [4, c. 455]; г) Медресе в Харгирде, зодчий Кавам ад-Дин Ширази, 1449 г. Харгирд (Турция) [4, c. 168]

В средневековой Европе центрами образования становятся монастыри. При монастырях организовывались школы и общежития для учащихся [5]. Главное общественное пространство средневекового монастыря представляло собой внутренний двор, как правило, квадратной формы. Двор окружен галереями, к которым примыкают различные постройки, в состав которых входили школы, кельи, больницы, хозяйственные постройки и т.д. В центре образовательного процесса – молитва. В XI–XII вв. складывается устойчивая схема, при которой галереи двора с южной стороны примыкают к Т-образной в плане капелле. В центре двора, как правило, установлен фонтан или крест. В монастырях Италии, Сицилии и Испании бассейн для омовения, колодец или фонтан располагались не в центре двора, а в одном из углов клуатра. Учебные помещения выведены в отдельное здание, входящее в состав монастырских построек (рис. 4) [3, с. 97–100].

 

Рис. 4. Монастырь Клюни XI–XII вв. (Франция) [3, с. 97–100]

Следующая ступень развития общественного пространства европейских университетов – становление структуры английских колледжей Оксфорда и Кембриджа, развивавшихся по устойчивой монастырской схеме. В английских колледжах XIII–XIVв.в. центральное общественное пространство представляло собой клуатр, примыкающий к капелле. Учебные и жилые помещения сгруппированы вокруг клуатра. Фокусная точка озелененного двора – фонтан. В центре образовательного процесса – молитва. В данный период среди учебных помещений выделяется большой актовый зал, представляющий собой главное учебное пространство, которое становится неотъемлемым атрибутом университета. Вход в университет осуществляется по оси клуатра через портал с надвратной башней. Двор играет роль вестибюля, откуда осуществляется вход во все помещения комплекса [3 стр. 430–433]. Примерами являются: All Souls College, Оксфорд (Великобритания), 1438; The Kings College of Our Lady and Saint Nicholas in Cambridge, Кембридж (Великобритания), 1441; Corpus Christi College, Кембридж (Великобритания), 1517 (рис. 5) [6, с. 56].

 

Рис. 5. Corpus Christi College, Университет Кембриджа (University of Cambridge), Кембридж (Великобритания), 1517
Фото Н.А. Карелиной

Дальнейшее развитие архитектуры общественного пространства европейского университета определило размещение университетского комплекса в плотной городской застройке. Планировка становится более компактной. Центральное место в построении плана по-прежнему занимает внутренний двор – главное общественное пространство университета. Двор окружен галереями в два или три яруса, куда выходят учебные помещения. В фокусе пространства двора – фонтан (например, Университет Саламанки, Испания, 1529), колодец, церковь (например Университет Сапиенца, Рим, Италия, двор построен в 1602 г. по проекту архитектора Джакомо Делла Порта, храм построен в 1642–1660 г. по проекту архитектора Борромини, Рим, Италия). В центре образовательного процесса – молитва. С улицы через арку посетитель попадает во двор, а уже оттуда через галереи, являющиеся соединительным элементом между открытым и закрытым пространством, в учебные помещения университета. Примечательно, что галереи, окружающие двор и являющиеся частью открытого пространства, трактуются как внутреннее пространство. Они выделяются за счет покрытия пола и богатой декорировки стен и потолка [7]. В это время распространяется традиция украшать потолок и стены окружающих двор галерей гербами, принадлежавшими родам преподавателей и студентов университета. Так, в Университете Падуи (Universita di Padova) Дворец Бо (Palazzo del Bo), архитектор Andrea Moroni, Падуя, Италия, 1550, стены и сводчатый потолок галереи украшены более чем 3000 гербов, в Университете Болоньи (Universita di Bologna (UNIBO)), ныне библиотека Archiginnasio (Archiginnasio Municipal Library), Болонья, Италия, 1563, более 6000 гербов. Развитие общественного пространства университета идет по пути усложнения коридорной системы (рис. 6 а–в).

 

Рис. 6 а–в. Университеты, расположенные в плотной городской застройке: а) Университет Падуи (Universita di Padova) Дворец Бо (Palazzo del Bo), арх. Andrea Moroni, Падуя, Италия, 1550.
Фото автора; б) Университет Болоньи (Universita di Bologna (UNIBO), ныне библиотека Archiginnasio (Archiginnasio Municipal Library), Болонья, Италия, 1563. Фото автора; в) Университет Сапиенца, Рим, Италия, двор построен в 1602 г., арх. Джакомо Делла Порта, храм построен в 1642–1660 гг., архитектор Борромини. Фото В.А. Бабурова

Активное развитие и преобразование общественное пространство университета получает в эпоху Классицизма. Площадь закрытого общественного пространства увеличивается за счет выделения вестибюля в самостоятельное помещение, от которого в обе стороны отходят галереи. На данном этапе университет отделяется от церкви [5]. В центре образовательного процесса – естественные науки. Примером является Университет Вены (University of Vienna), Австрия, построенный по проекту архитектора Heinrich von Ferstel в 1884 г. [8]. Общественное пространство представляет собой систему из главного озелененного двора, окруженного галереями, расположенного в центре, и четырех дополнительных дворов. Внутреннее общественное пространство представлено в виде парадного вестибюля, от которого в обе стороны отходят галереи, переходящие в парадные лестницы (рис. 7 а–д) [1, с. 148].

 

Рис. 7 а–д. Университет Вены (University of Vienna), Австрия, арх. Heinrich von Ferstel, 1884 г. ; а) Главный внутренний двор. Фото автора; б) Галереи главного двора. Фото автора; в) Вестибюль. Фото автора; г) Парадная лестница. Фото автора;
д) План [1, с. 148]

В последней четверти XIX в. намечается тенденция преобразования главного общественного пространства университета – внутреннего двора в перекрытое пространство – парадный зал, занимающий центральное место в построении плана университета. В здании Технического университета Дрездена (Technische Universitat Dresden (TU Dresden)), построенного по проекту архитектора Р. Гейна в 1872–1875 гг., зал имеет высоту в один этаж и в нем расположена парадная лестница [1, с. 233]. В здании Венской академии изобразительных искусств (Akademie der bildenden Kunste), Австрия, построенной по проекту архитектора Th. Hansen в 1872–1876 гг., зал имеет высоту в два этажа и по обоим этажам окружен галереями [1, с. 204–207]. В обоих проектах перекрытое общественное пространство пока еще значительно уступает открытым внутренним дворам по площади (рис. 8 а, б).

 

Рис. 8. Университетские здания последней четверти XIX в. a) Технический университет Дрездена (Technische Universitat Dresden (TU Dresden)), арх. Р. Гейна 1872–1875 [1, с. 233]; б) Венская академия изобразительных искусств (Akademie der bildenden Kunste), Вена (Австрия), арх. Th. Hansen 1872–1876 [1, с. 205]

В более поздних проектах площадь перекрытого общественного пространства увеличивается и становится соразмерной открытым внутренним дворам. Высота зала также увеличивается до высоты всего здания, и он становится многосветным пространством. Примечательно, что галереи, куда выходят учебные помещения, будучи частью закрытого общественного пространства, окружают как открытые внутренние дворы (которые играют роль дополнительного общественного пространства и световых колодцев), так и перекрытое многосветное пространство. Перекрытое многосветное пространство получает роль главного общественного пространства университетского комплекса. Примером является здание бывшего Высшего технического училища в Шарлоттенбурге, ныне Берлинский технический университет, кампус Шарлоттенбург (Technische Universitat Berlin (TU Berlin), campus Charlottenburg), Берлин (Германия), построенное по проекту архитекторов: Гитциг, Штюве, Кох, Рашдорф в последней четверти XIX в. (рис. 9 а, б) [1, с. 241].

 

Рис 9. Здание бывшего Высшего технического училища в Шарлоттенбурге, ныне Берлинский технический университет, кампус Шарлоттенбург (Technische Universitat Berlin, campus Charlottenburg), Германия, арх.: Гитциг, Штюве, Кох, Рашдорф, последняя четверть XIX в. а) Поперечный разрез; б) План [1, с. 241]

Проведенный анализ показал, что на всем протяжении истории общественное пространство, представленное в виде внутреннего двора, занимает центральное место в построении плана европейского университета. В последней четверти XIX в., пройдя этап развития вестибюльно-коридорной системы, архитектура университета возвращается к традиционному, центрально расположенному, общественному пространству двора, но уже заключенному внутри здания и представленному в виде многосветного внутреннего пространства, окруженного галереями и перекрытого кровлей.

Также следует отметить, что если в гимнасиях Древней Греции и буддийских университетах общественное пространство, представленное в виде центрального внутреннего двора, являлось частью учебного процесса, то в исламских медресе в эпоху Средневековья и далее оно носит преимущественно рекреационную функцию, в то время как образовательный процесс все более перемещается в специально выделенные учебные аудитории.


1 Кельи.

2 Зал, используемый для молитв и собраний.

3 Ниша в стене, часто украшенная двумя колоннами и аркой.

Библиография

1. Барановский, Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том II (A-B-C-D) / Г.В. Барановский. – С.-Петербург: Типография журнала «Строитель», 1908. – 731 с.

2. Всеобщая история архитектуры. Том 2. Архитектура античного мира. Греция и Рим. Под ред. В.Ф. Маркузона и Б.П. Михайлова, 2-e изд. испр. и доп. – М.: Стройиздат, 1970. – 513 с.

3. Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века. Под ред. А.А. Губера. – М.: Стройиздат, 1966. – 697 с.

4. Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии VI–XIX вв. Под ред. Ю.С. Яралова. – М.: Стройиздат, 1969. – 491 с.

5. Захаров, И.В., Ляхович, Е.С. Миссия университетов в европейской культуре / И.В. Захаров, Е.С. Ляхович. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. – 240 с.

6. Палей, Е.С. Озелененное общественное пространство в композиции современных университетских кампусов Европы [Электронный ресурс] / Е.С. Палей // Academia. Архитектура и строительство – 2017. – №4. – С. 55–62. – URL: http://www.raasn.ru/public/academia_2017_4.pdf 

7. Палей, Е.С. Основные приемы построения взаимодействия внутреннего и внешнего общественного пространства в современных университетских кампусах Европы / Е.С. Палей // Труды МАРХИ. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 2–6 апреля 2018 г. – М.: МАРХИ, 2018. – С. 255–258.

8. Rudiger, J. The main building of the University of Vienna on the Ringstrabe. The Renaissance meets the 19th century 1884–2015 / Julia Rudiger – Universitat Wien – URL: http://geschichte.univie.ac.at/en/articles/arkadenhof-arcaded-courtyard-main-building-university-vienna 

Ссылка для цитирования статьи

Палей, Е.С. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ [Электронный ресурс] / Е.С. Палей //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/2019_1/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 14.02.2019
Просмотров: 355