Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (74) Июнь, 2021

Дизайн костюма

Осипова Светлана Юрьевна

доцент кафедры декоративно-прикладного искусства.
Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5511-4684 

Россия, Тольятти, e-mail: Svet-uvel@yandex.ru

Белько Татьяна Васильевна

доктор технических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Дизайн и искусство».
Институт дизайна, туризма и социальных технологий.
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса».
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4385-6293 

Россия, Тольятти, e-mail: belko@tolgas.ru

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО» КОСТЮМА И АКСЕССУАРОВ

УДК: 74.01/.09
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-2(74)-17

Аннотация

Современное искусство и наука нашли точки соприкосновения с помощью дизайна костюма и аксессуаров. Опираясь на методологическую основу науки в области электроники и нанотехнологии, дизайн костюма и аксессуаров кардинально расширил принципы формообразования и используемые материалы. Творческое исследование в области «энергоэффективного» проектирования необходимо для решения практических задач, связанных с конструированием, функциональной эстетикой, эргономикой элементов современного костюма и аксессуаров.
Объект исследования – энергоэффективность как основной принцип формообразования современных объектов дизайна.
Предметом исследования выступает энергоэффективность в дизайне костюма и аксессуаров. Цель исследования состоит в рассмотрении принципов формообразования энергоэффективного костюма и аксессуаров в связи с технологическими особенностями их наполнения.
Проблема: взаимоотношение формы и содержания, закономерности их изменения от уровня развития технологий.

Ключевые слова: энергетический дизайн, энергоэффективный костюм, нанотехнологии в аксессуарах, современный дизайн ювелирных украшений

Многие современные открытия и направления в области дизайна костюма обязаны науке. Нередко формы заимствовались целиком у природы согласно визуальному сходству с живыми объектами, но со временем интерес дизайнеров устремлялся вглубь, заставляя тщательно разбираться в сути физических и химических процессов. По мере продвижения творческими исследователями были разработаны новаторские технологии создания материала с различными свойствами. Использование действия электромагнитных волн дало развитие новому виду одежды и аксессуаров, ставших естественным продолжением кожи и тела человека.

Проблема взаимоотношения, взаимодействия формы и содержания, закономерности изменения формы в зависимости от содержания – основополагающими философские вопросы. Ответы на эти вопросы пытались найти такие мыслители, как Аристотель, В.Ф. Гегель, И.В. Гете, Г. Земпер, Н.А. Бердяев и др. [13].

Среди научных трудов искусствоведов, архитекторов и дизайнеров, посвященных принципам формообразования объектов легкой промышленности на основе инновационных материалов и технологий, можно выделить книги и статьи Э.Ю. Амосовой, В.В. Поповой, М.В. Каравайкова.

Несмотря на актуальность и значимость исследований в области энергоэффективности, нанотехнолгии, электроники в практической деятельности современного дизайнера, тема исследована недостаточно полно. А.Н. Пирогов и С.Е Щеклеин изучают новый концептуальный подход при проектировании и строительстве энергоэффективных и экологичных малоэтажных жилых зданий. Благодаря им в архитектуре и строительстве появился термин «энергетический дизайн», использующийся как эквивалент энергоэффективных технологий [12]. Этот подход на сегодняшний день значительно расширил границы своего существования, затронув и другие сферы человеческой деятельности. Нужно отметить, что специфические проблемы проектирования энергоэффективного костюма и аксессуаров исследованы еще меньше и, безусловно, требуют дальнейших теоретических и практических разработок. Важнейшими источниками изучения формообразования костюма признаны научные труды Т.В. Козловой, Т.В. Белько. Теоретической основой исследования интересующего автора предмета послужила научная литература, касающаяся вопросов философии, эстетики и культурологии, теории искусства и искусствоведения, истории костюма и моды [13].

Предмет нашего исследования – энергоэффективность в дизайне костюма и аксессуаров – можно смело отнести к предмету междисциплинарной категории. В исследовании использованы следующие методы:
− сравнительно-аналитический метод, состоящий в сопоставлении различных разработок в области дизайна энергоэффективных предметов в разных сферах: естествознании, технике, искусстве, позволило расширить значение понятия «энергетический дизайн»;
− метод синтеза, позволяющий интегрировать проявления различных природных принципов энергоэффективности в общие закономерности формообразования дизайн-объектов.

Еще в недалеком прошлом идея «энергоэффективного костюма» была подвластна лишь гейм-дизайнерам и персонажам фэнтези, обладающим сверхспоcобностями благодаря внутренним источником энергии. Сегодня «энергоэффективный костюм» – реальность, задача с найденными решениями и еще большими вопросами. Разработка дизайна подобного уровня сталкивается с проблемами не только технического, но и прикладного характера – взаимосвязи формы, функциональности, эргономики с внедряемыми функциями. Совокупность принятых решений напрямую влияет на будущий результат и степень его успеха.

В данной работе описан алгоритм преобразования обычной одежды в одежду, обладающую качествами «энергетического дизайна» для автономного взаимодействия человека и интерфейса. В контексте дизайна одежды и аксессуаров этот термин используется автором намного шире и объединяет «энергоэффективность» как экономию ресурса энергии и как средство эстетически-образной выразительности, определяющее качественно новый уровень формообразования в произведениях пластических искусств.

Новаторские и революционные идеи художников и экспериментаторов прошлого повлияли на сферу дизайна костюма и аксессуаров, какой мы ее знаем сегодня. Так, изучение природных эффектов, вызываемых электростатическим напряжением в воздухе, свечения насекомых и растений в темноте натолкнуло на создание и использование металлических нитей для вышивания. Стекляшки с металлической подложкой, отражающие свет, существуют уже более 1000 лет. Но только электричество позволило в полной мере реализовать задуманное в прошлых столетиях, ускорив появление принципиально новых материалов, способных сочетать электричество с одеждой, аксессуарами и ювелирными изделиями.

Несмотря на претенциозность и новаторство, «электрическую» одежду нельзя назвать открытием XXI в. Еще в 1968 г. Диана Дью (Diana Dew) создала «взрывной наряд». Светящиеся платья, пояса, бусы и корсеты были оснащены световыми блоками и лампочками, требующими постоянной подзарядки и ремонта (рис. 1). Подсветка использовалась достаточно прямолинейно, освещая определенные участки тела или элементы одежды.

Рис. 1. Костюмы Дианы Дью, 1968.
Источник: https://io9.gizmodo.com/in-the-1960s-you-could-wear-an-electric-dress-350261 

Спустя почти 20 лет, в 1985 г., Гарри Уэйнрайт (Harry Wainwright) по-настоящему шагнул в будущее, соединил волоконную оптику, провода и микропроцессор для создания первой в мире анимированной рубашки. Сюжет менялся подобно мультипликационным изображениям [8].

Новая эра привела дизайнеров к использованию принципов живой природы и окружающей среды для решения конструкторских задач в русле осознанного проектного подхода. Собрав воедино новаторский подход, технологии, яркие художественные образы, природные структуры и механизмы, дизайнеры включилась в проектирование, разработку концепций, техническое устройство одежды и украшений будущего на основе качеств, присущих природным объектам и явлениям. Научные исследования давно доказали наличие энергии в клетках живых существ, способность к поглощению внешней энергии и преобразованию в свое собственное электромагнитное излучение. Электромагнитные волны различной природы, способные распространяться практически во всех средах, могут по праву являться современным объектом для творческой интерпретации. Интеграция электроники и текстиля стала полностью совместима с методами современного производства и представляет интерес для дизайнеров. Создание умной, «энергетически активной» одежды и аксессуаров значительно расширяет их функции.

Используя различные технические методы преобразования обычной ткани в «умный текстиль», человечество прокладывает путь к новому поколению носимых устройств и человеко-машинных интерфейсов. Новые требования воплотились в создании многофункционального электронного текстиля (e-textiles), включающего в себя миниатюрные электронные устройства. Современная одежда оказалась вне моды, времени, она способна подстраиваться под погодные условия, трансформироваться по образу и подобию многих бионических организмов, сред и материи. Благодаря желанию понять форму, изучить поведение материала в различных условиях были созданы серии экспериментальных работ, показывающих диапазон выразительных свойств, основанные на использовании энергии. Дизайнерам из разных уголков мира удалось достичь новаторских эстетических целей, определить целесообразность конструкции, решить проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов.

«Энергетический дизайн» с момента возникновения и до завершения последовательно проходит три этапа, каждый из которых находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Поисковый этап включает наблюдение, изучение качеств и свойств, требуемых для построения технической модели. Теоретический этап связан с анализом полученной информации и установлением определенных закономерностей. Технический этап заключается в создании действующего макета на основе исследуемых свойств. Реализация в искусственных системах биологической закономерности дает множественный практический результат [1]. Одним из таких результатов стало появление экспериментального типа одежды, дополнившего от кутюр (haute couture), прет-а-порте и масс-маркет. Экспериментальный тип одежды можно разделить на несколько групп. К первой мы отнесем одежду, взаимодействующую с внешней средой и источниками энергии:

1. Одежда, в которую встроены батареи, аккумулирующие солнечную энергию. Потребности человека в энергии продолжают расти с увеличением количества новых электронных устройств и аксессуаров (беспроводные наушники, браслеты, телефоны, датчики движения и пр.). Следовательно, возникает необходимость в постоянном поддержании заряда батарей этих устройств. Междисциплинарной исследовательской группе под руководством Лучано Бозеля из Лаборатории биомиметических мембран и текстиля Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий (EMPA) удалось включить специальные люминесцентные материалы, называемые «люминесцентными солнечными концентраторами» (LSC), в полимер. Концентраторы улавливают солнечный свет и передают его фотоэлементу, который и преобразует свет в электроэнергию. Созданная группой ученых-исследователей под руководством Лучано Бозеля (Luciano Boesel) из Лаборатории биомиметических мембран и текстиля Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий (EMPA) полимерная ткань с люминесцентными материалами сохраняет необходимую гибкость и воздухопроницаемость. Задачу выработки энергии решает и модельер из Голландии Паулина ван Донген (Pauline van Dongen). В коллекции ультралаконичных платьев она использовала солнечные батареи как вполне декоративные и стильные элементы – накладки (рис. 2).

Рис. 2. Платье Паулины ван Донген 2013.
Источник: https://www.paulinevandongen.nl/portfolio/wearable-solar-dress/ 

2. Одежда, защищающая от электромагнитного излучения. В ней реализуется идея высокотехнологичных инноваций, которые объединяют моду и заботу о здоровье человека. «The Faraday Project» основан на идее Майкла Фарадея, английского физика XIX века – родоначальника промышленного электричества. Коллекция «French Tech» защищает от воздействия радиации, электромагнитных волн и взлома данных.

3. Одежда – «точка доступа» для внешних устройств, которую изобрел голландец Борре Коршдэк (Аккерсдейк). Благодаря встроенным медным проводам костюм улавливает Wi-Fi‎, GPS, NFС, Bluetooth, MP3 (рис. 3).

Рис. 3. Борре Аккерсдейк, бренд “By Borre”.
Источник: http://translate.google.com/translate?sl=nl&tl=en&js=y&prev=_t&hl=en&ie=UTF-8&u=http%3A%2F%2Fwww.want.nl%2Fbyborre-is-terug-van-sxsw-hoe-ziet-de-toekomst-van-wearable-technology-eruit%2F&edit-text=
 

4. Защита от ультрафиолета. Купальники «Spinali Design» Мари Спинали (Marie Spinali) оснащены датчиком, сигнализирующим об опасном уровне ультрафиолета. Настроенный по типу кожи и уровню загара, датчик вызывает предупреждающий толчок, напоминающий о необходимости нанести солнцезащитный крем. 5. Физическое реагирование на внешние источники света и цвет, приводящие в движение элементы костюма или аксессуаров. Канадский дизайнер Йин Гао (Ying Gao) представила сюрреалистические платья, реагирующие на окружающую среду и интерпретирующие ее (рис. 4). Они пульсируют и меняют форму в ответ на изменение цвета окружающих объектов. В коллекции два платья: «Текущая вода» (Flowing Water) и «Застывшее время» (Standing Time). В одежду из нетканых материалов (силикона, отражающего стекла и радужной органзы) встроены датчики света и цвета и подключенные к платю Raspberry Pi крошечные камеры. Изменение хроматического спектра окружающей среды приводит в действие ряд механизмов и магнитов. Они и заставляют ткань сжиматься до заданной формы и светиться.

Рис. 4. Живое платье Йин Гао. 2019.
 Источник: https://www.buro247.ua/lifestyle/ying-gao-robotic-clothing-reacting-chromatic-spect.html
 

6. Изменение цвета материала в зависимости от степени освещенности окружающей среды. Платья Эми Уинтерс (Amy Winters), оснащенные электролюминесцентными датчиками, меняют цвет на солнце и загораются светом оттенка «синий электрик» в темноте. Есть и такие, что светятся в ответ на звуки музыки (рис. 5).

Рис. 5. Платье Эми Уинтерс. 2012.
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4250751/post215376504 

Ко второй группе мы относим одежду, реагирующую на воздействие «изнутри», т. е. считывающую параметры ее владельца:
− одежда, расширяющая возможности для изменения качества жизни людей с различными ограничениями здоровья. Дизайнер Алена Русакова из компании «Лаборатория инновационного дизайна» (INNOLABDESIGN) создала одежду из «умной ткани», которая может получать некоторую физиологическую информацию с помощью гибких миниатюрных датчиков, встроенных в полотно. Материал имеет низкое электрическое сопротивление, что позволяет проводить точные физиологические измерения;
− изменение цвета и формы одежды в ответ на движения владельца, благодаря ткани из специальных волокон и встроенным сверхчувствительным электронным компонентам;
− изменение свойств материала при взаимодействии с телом человека для его обогрева или охлаждения, психоэмоционального удовлетворения. Так, одежда – «друг», первая в мире носимая тактильная телекоммуникационная одежда от «Cute Circuit», призвана удовлетворить потребность человека в общении и близости (рис. 6). Hug Shirt ™ - это рубашка, которая позволяет вам обнимать на расстоянии! В рубашку Hug Shirt ™ встроены приводы, которые воссоздают ощущение прикосновения и эмоции объятий к Hug Shirt ™ далекого любимого человека [9].

Рис. 6. Разработка Cute Circuit. Одежда-друг. 2005. Источник: https://cutecircuit.com/hugshirt/ 

− одежда как прогрессивная форма коммуникации, отражающая эмоции владельца. Такие эмоции, как стресс, возбуждение или страх, генерируют разные цвета и изменяют рисунок платья Люси Мак Рей (Lucy McRae).

Платья из коллекции «Ангелы света» Людмилы Норсоян из кевлара, силикона и стеклянной пряжи сочетают современные технологии и глубокую философию (рис. 7). «В обычной жизни эту пряжу ввязывают в одежду полярников, геологов, людей других экстремальных профессий – если человек потеряется, то прожектора вертолетов поймают свет стекла и человек будет спасен. Так и ангелы ловят свет наших душ, и мы будем спасены – мы победим смерть", – написала в Facebook Людмила Норсоян [11].

Рис. 7. Платье из коллекции «Ангелы света» Людмилы Норсоян. 2019.
Источник: https://fashionunited.ru/novostee/moda/lyudmila-norsoyan-zapustila-proekt-angely-zhizni-posvyaschennyj-borbe-s-rakom/2019011124502 

Элементы одежды, не так давно обладавшие декоративной функцией или использовавшиеся исключительно в несложных практических целях, сейчас являются самостоятельным частью костюма:
− волокна вышивки на ткани аккумулируют энергию, получаемую от движения человека, и являются источником питания для сенсорных поверхностей одежды;
− функциональные накладки и декоративные элементы в виде пуговиц, кнопок, молний, карманов из высокосетевых нанопластин не только аккумулируют энергию, но и позволяют с помощью них взаимодействовать с компьютером или другим человеком;
− включение в структуру ткани технических элементов (провода, пластины и пр.), создающих рельеф и текстуру ткани;
− химические составы, покрывающие материалы, позволяют менять цвет при попадании ультрафиолетовых лучей.

В зависимости от функции и используемой технологии меняется форма костюма:
− аккумуляция солнечной энергии – квадратные или прямоугольные формы элементов костюма, по типу пластин-батарей;
− защита от проникновения внутрь/наружу электромагнитного излучения – обволакивающая форма-одеяло;
− изменение цвета материала в зависимости от степени освещенности окружающей среды – подобно рассеянному свету одежда обладает мягкими растительными или бионическими формами;
− «друг» – эргономичные формы с близким прилеганием к телу;
− физическое реагирование на внешние источники света – наличие каркасных конструкций по типу костей животных или насекомых.

Гармония образа, общий стиль, польза от технического оснащения – требования, предъявляемые не только к костюму, но и к аксессуарам, включающим широкий список предметов, таких как обувь, очки, сумки, ремни, часы, ювелирные украшения. Размышляя на тему космической эры, функция и внешний облик всех этих вещей значительно обогатился. В 2019 г. Louis Vuitton разработали сумку под названием «Холст будущего», на сторонах которой были расположены формованные гибкие экраны, сделанные по технологии AMOLED – той же светодиодной функциональности, что и в смартфонах нового поколения [19].

Рис. 8. Сумка «Холст будущего». Louis Vuitton, 2019.
Источник: https://luxurylaunches.com/fashion/louis-vuitton-has-showcased-the-handbag-of-the-future-and-it-comes-with-two-led-screens.php 

Произведения дизайнера Ирис Ван Херпен (Iris Van Herpen) заняли нишу элитарных и высокотехнологичных концептов. Стирая границы между искусством и дизайном, она реализует симбиоз высоких технологий и рукотворного мастерства от-кутюр. Она впервые создала головное украшение, выпускающее щупальца в ответ на резко приближающийся объект и складывающее их при его отдалении. Коллекция «Сенсорные моря» (Sensory Seas) (рис. 9) посвящена исследованию сигналов, посылаемых клетками организмов, и непрерывного процесса сообщениями между ними.

Рис. 9. Платье из коллекции Ирис Ван Херпен «Сенсорные моря». 2020.
Источник: https://www.irisvanherpen.com/haute-couture/sensory-seas 

Полезной функциональной находкой, выходящей за рамки обыденности, стало технологическое открытие команды Liber8tech. Минималистичный браслет «Tago arc» прямоугольной формы снаружи имеет экран, отображающий выбранный в меню телефона графический рисунок (рис. 9). Данная технология позволяет подбирать рисунок и цвет браслета, идеально подходящие под образ или настроение его обладателя [3].

Рис. 10. Браслет «Tago arc», 2015.
Источник: https://www.indiegogo.com/projects/tago-arc-one-e-ink-bracelet-with-endless-designs#/ 

Решение задачи по хранению и передаче информации с помощью колец предложил Хидеаки Мацуи (Hideaki Matsui). Работающее на энергии от тепла тела человека кольцо во время обычного рукопожатия обменивается персональными данными с кольцом другого человека. К сожалению, многие задуманные проекты еще не нашли способа технической реализации и остаются только идеей.

Российский рынок современных «энергоэффективных» аксессуаров не может похвастаться столь высокими достижениями, как те, что произошли в сфере костюма. На сегодняшний день существует множество технологичных стартапов, пытающихся вывести проекты на российский рынок, однако большинство так и остается на уровне прототипов. Для решения данной проблемы запущены дополнительные образовательные программы и форумы, целью которых является объединение специалистов из разных областей науки, техники и бизнеса. Молодые разработчики уже предложили мерцающий в такт пульса человека браслет, «умный» корсет, контролирующий осанку и многое другое. В группе аксессуаров, в силу своих особенностей, отдельно рассматриваются ювелирные украшения. Прогрессом в ювелирной сфере стало создание ювелирных материалов, имеющих принципиально отличающиеся от прежних технические характеристики и визуальные эффекты:
− углеродное волокно (разработка Adler) – материал из переплетающихся волокон, образованных атомами углерода, обладает серебристым отливом, напоминающим лунное сияние;
− титановое волокно (BOGH-ART) – легкий, светящийся искрами материал из оптоволоконных и титановых нитей, спрессованных при определенном давлении и температурных условиях;
− нанокерамика – поликристаллическое вещество с зернами сложной структуры, получаемое в результате высокотемпературного отжига (спекания) порошков различных окислов, состоящих из кристаллитов (зерен) со средним размером до 100 нм [4];
− наноситал (RusGems) – стеклокристаллический материал, имитирующий химические и физические свойства природных самоцветов. Наноситал обладает широкой палитрой цветов, заменяющих все известные минералы, ярким блеском и высокой прочностью и вместе с тем позволяет создавать любые формы огранки, достигая идеальной полировки и геометрии [4].

Иризация (оптический эффект) в современной разработке ювелирных изделий достигается в основном тремя способами:
− люминофор – люминесцентный состав, способный преобразовывать поглощаемую им энергию в световое излучение;
− светодиод на миниатюрной батарейке;
− микросхемы и нанопластины, заряжающиеся от тепла тела человека.

На данный момент большинство дизайнеров украшений решают задачу модификации изделий внедрением энергоаккумулирующих микросхем в подготовленные отсеки в деталях украшений. Благодаря этому механизму создана широкая, но довольно предсказуемая линейка украшений, состоящая из браслетов, колец, серег и кулонов. Все эти украшения обладают определенным набором полезных функций: измерение пульса и сердцебиения, оповещение о важных датах, СМС и звонках и др. Однако лишь единицы из них являются высокохудожественными произведениями искусства.

Оригинальной идеей объединения функции, философии и эффекта свечения была разработка российского ювелирного дизайнера Евгении Юртовой, разработавшей комплект из броши и моно-серьги «Ловля на живца. Или как поймать крупную рыбу». Изящное изделие в виде рыбки, клюющей наживку (светящийся бриллиант, прикрепленный к крючку) со стильным дизайном призывает задуматься о легкой наживке и последствиях для человека (рис. 11).

Рис. 11. Евгения Юртова. «Ловля на живца. Или как поймать крупную рыбу». Брошь и моно-серьга. 2007

Не произведя кардинального «вживления» инородных материалов в металл, ювелирам не удалось совершить открытий, сопоставимых с инновационными материалами для одежды. По этой причине еще не произошли принципиальные перемены в форме и конструкции ювелирных изделий, по-прежнему остающихся традиционными.

Все сказанное определяет, что «энергетический дизайн» неразрывно связан с освоением новых материалов, технологий, являющихся главным фактором успеха даже самой гениальной конструкции. При решении декоративных, эстетических задач, связанных с преобразованием природных процессов, с попыткой отобразить физические явления природы через искусственно созданный материал, расширяются возможности творческого потенциала и методов проектирования. Реализация задач, связанных с совершенствованием форм, созданных человеком на основе присущим природе физическим и химическим процессам, – весьма сложный с технической точки зрения процесс. Однако существующие сегодня примеры доказывают реальность их достижения. Экспериментальные проекты формируют будущее модной индустрии, основанное на высоких технологиях, а полученные результаты вносят вклад в социальное благо.

Библиография

1. Белько, Т.В., Козлова, Т.В. Костюм: бионическое формообразование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 071501 «Художественное проектирование костюма» / Т. В. Белько, Т. В. Козлова. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2008. – 190 с., [44] л. цв. ил.; 20 см.

2. Белько, Т.В. Инновации и биотехнологии в модной индустрии : монография / Т. В. Белько. – Тольятти : Издательско-полиграфический центр Поволжского гос. ун-та сервиса, 2017. – 305 с. : ил., цв. ил.; 21 см.

3. Кавазоглы, В. Футуропроектирование ювелирных изделий. Интеграция нанотехнологий и микроэлектроники / В. Кавазоглы // Сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Иваново: Научный мир, 2010. – №15 (3). – С. 70–81.

4. Теплова, Т. Б., Самерханова, А.С. Тенденции развития применения твёрдых высокопрочных минералов в микроэлектронике, медицине и ювелирных изделиях. / Т. Б. Теплова, А.С. Самерханова // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2006. – №10. – С. 338–346

5. Инновационный текстиль: актуальные российские разработки в области легкой промышленности.  – 2015 [Электронный ресурс].  – URL: https://promvest.info/ru/innovatsii/innovatsionnyiy-tekstil-aktualnyie-rossiyskie-razrabotki-v-oblasti-legkoy-promyishlennosti/ ;  https://promvest.info/ru/innovatsii/innovatsionnyiy-tekstil-aktualnyie-rossiyskie-razrabotki-v-oblasti-legkoy-promyishlennosti/  (дата обращения 3.04.2015)

6. Sala de Medeiros, M. Waterproof, breathable, and antibacterial self‐powered e‐textiles based on omniphobic triboelectric nanogenerators / М. Sala de Medeiros, D. Chanci, C. Moreno, D. Goswami, R. Martinez // Advanced functional materials. – 2019. – № 29 (42). – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/adfm.201904350  (дата обращения 25.07. 2019). 

7. Каравайков, В.М. Организация управления энергоэффективностью текстильного производства: специальность 05.02.22 «Организация производства (текстильная и легкая промышленность)»: автореф. дис. ... д-ра тех. наук / Каравайков Владимир Михайлович; Костромской гос. ун-т. – Кострома, 2004. – 38 с.

8. Post, E. E-broidery: design and fabrication of textile-based computing / Е. Post, M. Orth, P. Gershenfeld // IBM Systems journal, – 2000. – № 39 (3, 4). – С.840-860. – URL: http://cba.mit.edu/docs/papers/00.07.E-broidery.pdf  (дата обращения 19.06. 2012).

9. Cutecircuitw. Wearable touch. – 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://cutecircuit.com/hugshirt/  (дата обращения 24.02.2021)

10. Морозова, Д., Гурова, О. Коммерциализация умной одежды как практика: арт-, бизнес и государственный проекты / Д. Морозова, О. Гурова // Теория моды: Одежда, тело, культура. – 2020. – № 56. – С. 301–320 https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/56_tm_2_2020/article/22435/  (Дата обращения: 26.09. 2020).

11. Попова Н. Людмила Норсоян запустила проект «Ангелы Жизни», посвященный борьбе с раком. – 2019 [Электронный ресурс] / Н. Попова. – URL: https://fashionunited.ru/novostee/moda/lyudmila-norsoyan-zapustila-proekt-angely-zhizni-posvyaschennyj-borbe-s-rakom/2019011124502  (Дата обращения: 11.01.2019)

12. Пирогов, А.Н., Щеклеин, С.Е. Энергетический дизайн – новый концептуальный подход при проектировании и строительстве энергоэффективных и экологичных малоэтажных жилых зданий  / А.Н. Пирогов, С.Е. Щеклеин. // Энерго- и ресурсоэффективность малоэтажных жилых зданий: сб. мат-лов науч.-практ. конф. (Новосибирск, 19-20 марта 2013). – Новосибирск: Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН, 2013. – С. 67–72.– URL: https://file:///C:/Users/admin/Desktop/S07_Pirogov.pdf   (Дата обращения: 19.03.2013). 

13. Бердник, Т.О. Архитектоника костюма: Социокультурная динамика: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Бердник Татьяна Олеговна; специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»; Ростовская гос. академия архитектуры и искусства. – Ростов-на-Дону, 2004. – 28 с. 

14. Амосова, Э.Ю. Влияние инновационных технологий и материалов на формирование модных тенденций в развитии костюма: дис. ... канд. тех. наук / Амосова Элеонора Юрьевна; специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»; Московский гос. текстильный ун-т им. А. Н. Косыгина – М., 2010. – 198 с. 

15. Попова, В.В. Инновационный текстиль. Принципы формообразования: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Попова Виолетта Вячеславовна; специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»; Московский гос. текстильный ун-т им. А. Н. Косыгина – М., 2017 . – 24 с.

Ссылка для цитирования статьи

Осипова С.Ю., Белько Т.В. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО» КОСТЮМА И АКСЕССУАРОВ [Электронный ресурс] / С.Ю. Осипова, Т.В. Белько //Архитектон: известия вузов. – 2021. – №2(74). – URL: http://archvuz.ru/2021_2/17/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-2(74)-17


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 21.05.2021
Просмотров: 127