Архитектон: известия вузов. №2 (74) Июнь, 2021
Теория архитектуры
Солонина Надежда Сергеевна
кандидат архитектуры, доцент кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций,
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н.С. Алфёрова».
Россия, Екатеринбург, e-mail: saydan86@gmail.com
Цорик Алёна Вячеславовна
аспирант кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Л.П. Холодова.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет».
Россия, Екатеринбург, e-mail: alyona.tsorik@mail.ru
Шипицына Ольга Александровна
кандидат архитектуры, доцент,
профессор кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова.
ORCID 0009-0002-8606-8198
Россия, Екатеринбург, e-mail: oshipits@usaaa.ru
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЕКАТЕРИНБУРГА: ОБРАЗ ГОРОДА В АРХИТЕКТУРЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
УДК: 72.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-2(74)-5
Аннотация
Ключевые слова: индустриальное наследие, индустриальная идентичность города, образ города, исторические промышленные комплексы, индустриальный каркас Екатеринбурга
Введение
В настоящее время наблюдается всплеск исследовательского интереса к понятию идентичности места, что прослеживается в тематиках конференций, публикаций и конкурсных заданий. Более того, в современных критериях оценки индекса качества городской среды «идентичность и разнообразие» равноценны критериям безопасности, комфорта, экологичности и современности городской среды. Наиболее активно вопросам идентичности, в том числе идентичности населенных мест, уделяют внимание такие дисциплины, как политология, география, культурология, социология, однако в рамках этих наук идентичность интерпретируется исключительно в контексте информационно-смыслового поля и практически не рассматривается в пространстве предметной среды. Переход от теоретической к предметно-пространственной категории идентичности связан с вопросами образа города, который содержательно является родственным понятием. С точки зрения развития образа исторического города, рассмотренного И.А. Игнатьевой, важны следующие категории осмысления городского пространства: смысл города (данный при основании); характер ландшафта; принцип освоения пространства; особенности прочтения планировки; общий характер застройки; места-символы города [6].
Для уральских городов все эти характеристики зачастую неразрывно связанны с индустриальными объектами, ведь именно характер производства влиял и на выбор территории (характер ландшафта), и на изначально заложенный принцип освоения пространства и общий характер застройки; конечно же, градообразующее производство и было смыслом города, данным ему при основании. С точки зрения современности, объекты индустриального наследия являются или могут становиться местами-символами города, что, естественно, будет влиять и на особенности прочтения планировки, если рассматривать данные объекты комплексно – как поселения при заводе. В модели архитектурно-художественной идентичности Екатеринбурга, которая представляет собой каркас из семи мест города, ценность которых наиболее «проявлена» в городском пространстве, три места напрямую связаны с индустриальностью города – Исторический сквер, Белая башня на Уралмаше, а также Уктусские горы [16]. Однако низкая степень сохранности территории Уктусского завода не позволяет поставить его в один ряд с другими объектами в контексте индустриального наследия. А вот территория Верх-Исетского завода, напротив, обладает потенциалом для включения в каркас архитектурно-художественной идентичности Екатеринбурга при условии раскрытия территории и интегрирования ее в городскую среду.
Екатеринбург является уникальным городом, где до настоящего времени сохранились исторические промышленные комплексы, которые в полной мере отражают этапы развития индустриальной культуры и архитектуры Среднего Урала, начиная с момента массового освоения в начале XVIII в. и вплоть до 20–30-х гг. XX в. [17]. Именно в это время шло постепенное формирование нового направления зодчества – промышленного. Находясь первоначально в зависимом положении от технологии, архитектор, а в дальнейшем и инженер-архитектор, приобрел некоторую самостоятельность и способность вырабатывать принципы планировки заводов и форму архитектурных объектов, руководствуясь художественно-эстетическими требованиями и концепциями определенной эпохи. В итоге своеобразие архитектурного процесса при создании промышленных комплексов и объектов на Урале заключалось в единстве инженерных и художественных, архитектурных традиций, что обусловило его сложность и многообразие.
В момент массового освоения Урала, когда в короткий промежуток времени по единым планировочным принципам было построено большое количество заводских комплексов, фактически закладывались и основные механизмы формирования промышленного зодчества. Эти механизмы напрямую связаны с особенностями развития отдельного промышленного предприятия. Поэтому в системе промышленного зодчества Екатеринбурга и Урала в целом комплекс зданий завода является тем базовым элементом, принципы формирования которого во многом могут объяснить внутреннюю логику и темпы развития регионального архитектурного процесса [18].
Выявленная специфика формирования промышленной архитектуры Урала повлияла на выбор комплексных объектов индустриального наследия Екатеринбурга, таких как Исторический сквер (Екатеринбургский завод), Верх-Исетский завод, Уральский машиностроительный завод (Уралмашзавод), поскольку они являются важными элементами истории и культуры города, делают его узнаваемым и формируют его образ. Эти индустриальные комплексы отражают основные этапы развития уральской промышленной архитектуры: от классицистического комплекса Екатеринбургского завода с довольно ясной и строгой структурой архитектурного ансамбля через комплекс Верх-Исетского завода, который также был построен по ансамблевым принципам, но в дальнейшем получил значительное территориальное развитие, к сугубо функциональному комплексу Уралмашзавода, фиксирующему создание нового типа промышленного предприятия или индустриального ансамбля. Поэтому становится актуальным показать, как именно выделенные исторические промышленные комплексы смогут стать в будущем опорными точками туристического индустриального каркаса Екатеринбурга. Следует отметить, что практически отсутствуют исследования, в которых бы выявлялся индустриальный каркас Екатеринбурга в виде определенной системы исторически сложившихся промышленных территорий города. В свое время для Екатеринбурга была разработана концепция «Индустриальные маршруты», благодаря которой создавался туристический маршрут, объединяющий наиболее интересные и значимые индустриальные объекты города [19]. Однако этот проект затрагивал главным образом развитие транспортной инфраструктуры города и требовал больших финансовых затрат, а также не определял значимость тех или иных исторических промышленных территорий в сохранении индустриальной идентичности Екатеринбурга. Данное исследование направлено на выявление опорной системы (каркаса) наиболее значимых для Екатеринбурга исторически сложившихся промышленных комплексов: Исторический сквер (Екатеринбургский завод), Верх-Исетский завод, Уральский машиностроительный завод (Уралмашзавод).
Методика создания модели индустриального каркаса Екатеринбурга
Создание модели индустриального каркаса Екатеринбурга потребовало разработки специальной методики комплексного исследования, которая включает три этапа.
На первом этапе после выбора комплексных объектов индустриального наследия, которые наиболее полно отражают образ города (Екатеринбургского завода (Исторического сквера), Верх-Исетского завода, Уралмашзавода), проводился сбор и обобщение исторического и современного опубликованного материала для выявления объективного мнения ученых об уровне историко-архитектурного потенциала выбранных исторически сложившихся промышленных территорий.
На втором этапе осуществлялся социологический опрос в формате викторины, нацеленный на выявление осведомленности горожан об истории и современном состоянии главных исторически сложившихся промышленных комплексов, а также определение отношения респондентов к этому вопросу. Избранный формат викторины позволял респондентам лучше понимать вопросы и испытывать больший интерес к предоставлению ответов. Для каждой исторической промышленной площадки было сформулировано по четыре вопроса, которые бы давали авторам исследования конкретные сведения об отношении горожан и гостей города к его промышленному наследию, а также показывали бы общий уровень знаний об истории Екатеринбурга. Викторина проводилась в ноябре 2020 г. в электронном формате. Участие в ней приняли 309 человек, среди которых большинство опрошенных являлось работающими, их деятельность не связана с архитектурой, историей или искусствоведением.
На третьем этапе обосновывалось наличие в градостроительной структуре Екатеринбурга пространственно-смысловой системы взаимодействия главных исторически сложившихся промышленных комплексов. С использованием метода концептуального моделирования создана модель индустриального каркаса Екатеринбурга, благодаря которой на плане города были изображены пространственные и визуальные связи между исторически сложившимися промышленными комплексами. При этом особое внимание уделялось выстраиванию двух хронологических шкал, расположенных справа и слева от главной схемы. Благодаря этим шкалам показан процесс изменения принципиальной структуры промышленного предприятия и определена последовательность ревалоризации комплексных объектов индустриального наследия в будущем.
Следуя разработанной методике, авторы получили результаты, которые требуют более подробного рассмотрения и могут быть положены в основу дальнейших исследований по выявлению индустриальной идентичности Екатеринбурга.
Главные исторически сложившиеся промышленные комплексы Екатеринбурга: обзор мнений исследователей и выявление историко-архитектурного потенциала
Наиболее полно сохранившиеся и обладающие высоким архитектурно-презентационным потенциалом исторические промышленные комплексы Екатеринбурга – Екатеринбургский завод (Исторический сквер), Верх-Исетский завод и Уралмашзавод – достаточно широко представлены в литературе – как в печатных изданиях, так и в электронных ресурсах. Основной объем изученных публикаций связан с описанием истории развития заводских комплексов и поселений. Большинство источников посвящено вопросам изучения и фиксации архитектурных качеств промышленных комплексов, включают характеристику территорий, зданий и сооружений, а также заключение об их ценности и уникальности. Специфика комплексной промышленной застройки, которая характерна для Екатеринбурга и Урала в целом рассмотрена в работах Р.П. Подольского и Н.С. Алферова [2, 3, 11]. В свою очередь, А.М. Раскин пишет о том, что облик городов при заводах в значительной мере определяется архитектурой самих заводов [13, 14]. В результате исследования этих источников отмечено, что последовательное изложение исторических фактов, встречающееся в литературе со второй половины XVIII в., постепенно сменяется констатацией историко-культурной ценности архитектуры заводов Урала, появившейся в обществе во второй половине XX в., а также оцениванием сохранившихся исторических промышленных территорий как комплексных объектов индустриального наследия.
Первые опубликованные упоминания о Екатеринбурге и Екатеринбургском заводе относятся ко второй половине XVIII в. Уникальное старинное издание, написанное немецким ученым и путешественником П.С. Палласом отражает культурную самобытность и экзотичность промышленного Урала, увиденную глазами европейского специалиста конца XVIII в. [10]. История основания и развития промышленного Екатеринбурга освещена в работе Н.С. Корепанова, где основное внимание уделено железоделательному заводу, который по сей день является историческим и планировочным сердцем города [8]. Н.Н. Бердников в своих очерках рассматривает этапы перепрофилирования завода, вплоть до создания музейно-мемориального комплекса «Исторический сквер» [4]. Сегодня Исторический сквер – любимое горожанами общественное пространство, архитектура которого не только полностью отражает специфику уральского промышленного города, но и позволяет проводить массовые культурные мероприятия, а также эффективно использовать сформированное в сквере рекреационное пространство. Историко-архитектурный потенциал территории Екатеринбургского завода является наиболее высоким среди исторических металлургических предприятий Екатеринбургского промышленного культурного центра, кроме того, развитая музейно-рекреационная функция позволяет эффективно презентовать объект индустриального наследия (рис. 1). А.А. Стариков пишет о том, что заводская плотина Екатеринбургского завода – один из лучших образцов гидротехнических сооружений России начала XVIII в., до сих пор сохранивших историческое, функциональное и градоформирующее значение. В свою очередь, музейно-мемориальный комплекс «Исторический сквер», включающий образцы архитектуры классицизма, представляет архитектурную и историческую ценность как место рождения Екатеринбурга, с которым связана деятельность выдающихся государственных деятелей и видных архитекторов [15].
Рис.1. Екатеринбургский завод (Исторический сквер): архитектура и хронология развития. Сост. А.С. Христолюбова
Источники изображений:
Середина XIX в.
Фрагмент Генерального плана Екатеринбурга с выгоном 1856 года. URL: http://www.etomesto.ru/map-ekaterinburg_1856/
Оскар Май. Екатеринбург, общий вид. 1874. URL: https://regnum.ru/pictures/2161501/1.html
Середина XX в. – начало XXI в.
Фрагмент карты Екатеринбурга, созданный А.В. Цорик в QGIS (свободная географическая информационная система с открытым кодом)
Исторический сквер / Виртуальная выставка. Исторический сквер: от замыслов к воплощению. URL: https://madekb.wixsite.com/historicalsquare
Комплекс Верх-Исетского завода неоднократно изучался архитекторами-исследователями на предмет его ценности и возможности реконструкции и реставрации. А.С. Задорожный считает, что из многочисленных памятников истории и культуры Свердловской области одно из ведущих мест должен занять комплекс памятников промышленной архитектуры Верх-Исетского завода [5]. А.М. Раскин упоминает Верх-Исетский завод как архитектурный ансамбль в контексте рассмотрения уникальных памятников промышленного зодчества [14]. А.А. Стариков также подтверждает наличие выдающихся архитектурных качеств исторического ансамбля Верх-Исетского завода, который связан с творчеством известного на Урале архитектора первой половины XIX в. – М.П. Малахова [15]. Сегодня уникальный ансамбль промышленной архитектуры закрыт для горожан, здания и сооружения на территории завода нуждаются в реставрации и реконструкции. Территория исторического предприятия обладает высоким историко-архитектурным потенциалом, который отражает специфику развития изначально самостоятельного промышленного поселения с его последующим включением в структуру крупного промышленного города и Екатеринбургского исторически сложившегося промышленного культурного центра (рис. 2).
Рис. 2. Верх-Исетский завод: архитектура и хронология развития. Сост. А.Д. Бурганов.
Источники изображений:
Начало XIX в. – начало XX в.
Фрагмент плана Верх-Исетского завода1826 г. АКТ государственной историко-культурной экспертизы, с. 19.
URL: https://okn.midural.ru/sites/default/files/expertiza/2018/aktgike_ekaterinburg_verh-isetsk._bulvar_5.pdf
Верх-Исетский завод, литография. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Литография_Верх-исетский_завод.jpg
Середина XX в. – начало XXI в.
Фрагмент карты Екатеринбурга, созданный А.В. Цорикв QGIS (cвободная географическая информационная система с открытым кодом)
Фрагмент панорамы, г. Екатеринбург, микрорайон ВИЗ («Визовский»). URL: http://fly-ural.ru/2019/ekb03
Градостроительное и архитектурное своеобразие Уралмашзавода и соцгорода свидетельствует о невероятной новаторской идее, которая была воплощена в рекордно короткие сроки и в достаточно суровых условиях жизни и работы первых проектировщиков и строителей этого промышленного гиганта. М.С. Ильченко утверждает, что идею создания так называемых социалистических городов можно считать едва ли не эталонным воплощением планового начала в советском градостроительстве. Организационно, функционально и символически строительство Уральского завода тяжелого машиностроения и прилегающего к нему поселения было призвано демонстрировать торжество «планового» начала и принципов предельного рационализма в проектировании [7]. Подробнейшим образом представлена история создания Уральского завода тяжелого машиностроения в статье С. Агеева и Ю. Бриля «Неизвестный Уралмаш» [1]. Современная территория завода закрыта для посещения. Статус памятника присвоен пока только кузнечно-прессовому цеху постройки 1928–1933 гг. [9]. Горожанам доступны архитектурные объекты и благоустроенные территории соцгорода, многие из которых находятся в аварийном состоянии и требуют реставрации. Белая Башня упоминается в литературе как шедевр конструктивизма и символ новой эпохи инженерных и строительных технологий [12]. Однако и этот признанный памятник индустриального наследия и имиджевый объект находится на консервации в ожидании своего спасителя-архитектора, который поможет ему обрести вторую жизнь. Историко-архитектурный потенциал территории Уралмашзавода и соцгорода следует считать высоким, так как значительная территория завода с различными промышленными зданиями и сооружениями сохранена и продолжает действовать (рис. 3). Территория соцгорода также сохранилась, в том числе жилые и общественные здания, архитектурно-планировочные решения улиц, площадей и других общественных открытых пространств, а также элементы благоустройства.
Рис. 3. Уралмашзавод: архитектура и хронология развития. Сост. М.Д. Зырянов.
Источники изображений:
Начало XX в. – середина XX в.
Фрагмент генерального плана Уралмаша 1929 года. URL: https://static.ekburg.tv/2019-09-15/bd60f6e0-d7e2-11e9-aa41-1be24cec0e2d/bd5f4930-d7e2-11e9-aa41-1be24cec0e2d.jpg
Общий вид Уралмаша, 1933 г. Фото Л. Сурина. ГАСО.
Конец XX в. – начало XXI в.
Фрагмент карты Екатеринбурга, созданный А.В. Цорик в QGIS (свободная географическая информационная система с открытым кодом)
Проходная Уралмашзавода / Константин Антипин, Живой Журнал. URL: https://p2beep.livejournal.com/41893.html
Итак, в процессе анализа исторических и современных опубликованных источников и зафиксированных в них заключений представителей экспертного сообщества определено, что выявленные исторически сложившиеся промышленные комплексы, формирующие основу индустриальной идентичности Екатеринбурга, представляют высокую историко-архитектурную и культурную ценность для города. Они не только раскрывают этапы исторического развития города, но и являются ценными территориями со смысловой и функциональной точки зрения в контексте современной городской структуры, что позволяет развивать подобные исторические промышленные территории, реконструировать и приспосабливать к новым условиям сохранившиеся здания и сооружения в соответствии с тенденцией ревалоризации объектов индустриального наследия.
Отношение горожан к главным исторически сложившимся промышленным комплексам: результаты опроса-викторины
Формирование отношения потенциального посетителя, в данном случае горожанина, к объекту, имеющему историческую и архитектурную ценность – одна из главных задач при сохранении памятника индустриального наследия в структуре города. Предполагаемое обеспечение эффективности использования таких объектов, их адаптация к новым функциям и, соответственно, их жизнеспособность во многом определяется именно отношением человека, впечатлением, которое создает историческое промышленное пространство. Поэтому на следующем этапе исследования важно было провести социологический опрос и определить место главных промышленных комплексов в представлениях современного жителя Екатеринбурга.
При составлении вопросов относительно истории Екатеринбургского завода, выдвигались следующие предположения – жители города неплохо осведомлены о назначении завода, периоде создания сквера, а также осознают ценность представленного в этом месте промышленного наследия. В связи с этим были сформулированы четыре вопроса с вариантами ответов: «Что раньше находилось на месте Исторического сквера?»; «В какие годы возник Исторический сквер?»; «По какой причине на территории Исторического сквера были сохранены некоторые старинные заводские постройки?»; «Какой из перечисленных заводов был основан первым? (Уктусский, Нижне-Исетский, Екатеринбургский)».
На первые два вопроса правильные ответы дало подавляющее число респондентов. В четвертом вопросе ответы о первенстве основания распределялись между Уктусским и Нижне-Исетским заводами, но горожане явно осознают, что Екатеринбургский завод не является старейшим в границах современного Екатеринбурга. А вот в третьем вопросе неожиданно популярным оказался ответ, согласно которому старинные заводские постройки в историческом сквере сохранены в связи с тем, что их считали ценными, хотя в действительности этот факт обусловлен возникшими при сносе этих построек трудностями. Данная ошибка, на наш взгляд, свидетельствует о том, что большинство респондентов, по-видимому, не осознают, что интерес к промышленному наследию далеко не всегда главенствовал при реконструкции старых заводских территорий. Но это можно объяснить и тем, что объекты индустриального наследия в настоящее время начинают осознаваться горожанами как ценность.
В отношении Верх-Исетского завода было выдвинуто предположение о слабой осведомленности жителей о его истории, в отличие от Екатеринбургского. Это предположение основано на закрытости его территории и существенно искаженном облике его исторических построек. В связи с этим были сформулированы следующие вопросы: «Какой завод входит в пятерку крупнейших в мире производителей трансформаторной стали?»; «Где расположена данная водонапорная башня?» (прилагался рисунок, на котором изображена башня на территории Верх-Исетского завода, которая по внешним признакам напоминает башню в Историческом сквере); «Какой завод изображен на данной гравюре?» (прилагалась гравюра Верх-Исетского завода); «Какой завод был оценен Александром I как лучший среди всех уральских казенных заводов?».
Ответы на все вопросы, кроме второго, большинством респондентов были даны правильно, хотя перевес большинства меньше, чем в ответах на вопросы об Историческом сквере. Стало понятно, что многие жители хорошо осведомлены об истории Верх-Исетского завода, что противоречит нашим первичным предположениям. Однако в ответе на второй вопрос большинство респондентов перепутали водонапорную башню Верх-Исетского завода с башней Екатеринбургского, хотя визуально они отличаются. Это свидетельствует о том, что несмотря на знание истории завода, горожане не знакомы с его архитектурными памятниками, что объясняется их «скрытостью» от глаз наблюдателей за ограждением современного предприятия. Для узнаваемости объектов индустриального наследия и раскрытия их ценности важен непосредственный доступ к ним и открытость территории.
При составлении вопросов об Уралмашзаводе в связи с некоторой территориальной оторванностью района и соцгорода Уралмаш от других исторических частей Екатеринбурга предполагалось, что многие жители не осознают характер и стилистическую привязку этого промышленного поселения. Возможно, жители уже связывают Уралмаш не с эпохой советской индустриализации, а осознают район как типичный и рядовой среди прочих периферийных районов Екатеринбурга. Это предположение также основано на факте потери районом целостности облика, который искажен современной застройкой, что ярко демонстрируется нынешним «оторванным» положением Белой Башни, которая ранее являлась завершением градостроительной и визуальной оси, проходящей по улице Культуры. В контексте этого были сформулированы следующие вопросы викторины: «Каково было изначальное назначение Белой Башни на Уралмаше?»; «Какое историческое значение имеет площадь, которая летом 2019 года была превращена в арт-объект «Супрематический крест»?»; «Чем было обусловлено треугольное очертание некоторых кварталов Уралмаша?»; «Что было на первом этаже проходной УЗТМ на раннем этапе существования завода?»
На все вопросы, кроме последнего, большинство ответов были верными, что указывает на неверность наших первичных предположений. Жители города вполне понимают характер места и знают его историю. Это во многом связано с популяризацией ценности конструктивизма в Екатеринбурге и исторической значимости Уралмаша путем организации экскурсий, привлечения деятелей современного искусства и т.д. Важно отметить, что в варианты последнего вопроса был заложен ошибочный ответ, основанный на распространенном мнении о том, что на первом этаже проходной УЗТМ на раннем этапе существования завода находились ясли-сад. Эта информация часто транслируется на экскурсиях по району и указывается в народных путеводителях, однако фактически на проходной располагалась комната для кормления. Как ни странно, более 40% опрошенных выбрали именно этот ошибочный вариант ответа, что явно подтверждает значимость и влияние экскурсионной деятельности в вопросах популяризации индустриального наследия.
Таким образом, исходя из полученных результатов социологического опроса (рис. 4), можно сделать вывод, что объекты индустриального наследия в настоящее время начинают осознаваться горожанами как ценность. Во многом этот процесс определен существующими исследованиями объектов индустриального наследия Екатеринбурга и Урала в целом, которые проводились на территории уральского региона с 70-х гг. ХХ в. и зафиксировали историко-архитектурную, культурную и смысловую ценность исторически сложившихся промышленных территорий и объектов. Также можно утверждать, что важную роль в раскрытии ценности памятников промышленной эпохи играют просвещение, экскурсии и путеводители, выставки произведений современного искусства, перформансы, раскрывающие образный и пространственный потенциал промышленных зданий и сооружений. Проведение подобных массовых мероприятий обеспечивает доступность, вследствие чего позволяет создать необходимые условия для формирования узнаваемости объектов промышленного наследия и раскрытия их ценности для горожан и гостей города.
Рис. 4. Результаты социологического опроса-викторины. Сост. А.А. Бирюкова.
Источники изображений: Верх-Исетский завод, литография (фрагмент).
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Литография_Верх-исетский_завод.jpg
Верх-Исетский завод. Вид с предзаводской площади (фрагмент с видом водонапорной башни), 1923–24 гг.
URL: https://pastvu.com/p/1033331
Пространственно-смысловая система взаимодействия исторически сложившихся промышленных комплексов Екатеринбурга – индустриальный каркас города
В формировании градостроительной структуры и архитектурного образа Екатеринбурга-Свердловска активно участвовали комплексы исторических промышленных предприятий с прилегающими к ним поселениями. Главные индустриальные комплексы города когда-то являлись центрами отдельных промышленных поселений: Екатеринбургской крепости, Верх-Исетского города-завода и соцгорода Уралмашзавода. В связи с территориальным развитием Свердловска в ХХ в. в его структуру были постепенно включены прилегающие заводы. В настоящее время это – единая градостроительная структура с интегрированными в нее отдельными заводскими поселениями. К тому же определенные в качестве главных индустриальные территории Екатеринбурга могут продемонстрировать еще и эволюцию такого промышленного поселения на Урале. В частности, была определена следующая последовательность: город – крепость – завод (Екатеринбургский завод) – город-завод (Верх-Исетский завод) – соцгород (Уралмашзавод).
В градостроительной структуре Екатеринбурга эти комплексные объекты индустриального наследия образуют своеобразную пространственно-смысловую систему, графически выраженную в форме треугольника. Причем Екатеринбургский завод (Исторический сквер) и Уралмашзавод в пространстве города располагаются фактически на одной прямой, тем самым символизируя своеобразную ось времени длиной в один век. За этот век с середины XIX до середины ХХ в. произошли кардинальные изменения в пространственной организации промышленного предприятия, а также принципиально изменилась архитектура заводских построек. Если в начале этого пути для формообразования промышленных зданий заимствовались приемы гражданской классицистической архитектуры (Екатеринбургский завод), то итогом стал новый тип структуры промышленного предприятия, а архитектура отдельных зданий и сооружений по своим объемно-пространственным и композиционным характеристикам принципиально отличались от объектов гражданской архитектуры (Уралмашзавод). Промежуточное положение на этой оси времени занимает комплекс Верх-Исетского завода, который в пространстве Екатеринбурга располагается в западном направлении и является третьим углом треугольника. В отличие от Екатеринбургского завода Верх-Исетский завод получил территориальное развитие, а в его историческом комплексе классицистические здания не раз перестраивались и видоизменялись, а также строились новые объекты более поздних стилей.
Выявленная пространственно-смысловая система взаимодействия главных исторически сложившихся промышленных комплексов в градостроительной структуре Екатеринбурга может быть определена как индустриальный каркас города (рис. 5). В этом каркасе территории Екатеринбургского завода, Верх-Исетского завода и Уралмашзавода являются ключевыми элементами, которые фиксируют эволюцию развития промышленной архитектуры Урала. Предполагается, что другие объекты индустриального наследия в последующем будут встроены в этот каркас.
Перспективы использования предложенной концепции (модели) связаны с необходимостью постепенного интегрирования в индустриальный каркас всех исторически ценных промышленных территорий Екатеринбурга, а также с созданием экскурсионных маршрутов для жителей и гостей города, которые могут быть специально организованы в определенной последовательности от одного исторического промышленного предприятия к другому. Исходным узлом модели индустриального каркаса Екатеринбурга является Екатеринбургский завод, который еще во второй половине ХХ в. преобразован в открытое общественное пространство – музейно-мемориальный комплекс «Исторический сквер». Таким образом, можно говорить о том, что значение этого места для города исторически определено. В качестве второго значимого узла модели индустриального каркаса Екатеринбурга выступает Верх-Исетский завод. Сейчас эта территория уже признана значимой для развития города и по праву может считаться примером сохранившегося почти полностью исторического промышленного предприятия, получившего значительное развитие во второй половине ХХ в. И третий значимый узел, завершающая треугольник, сформированный территориями главных промышленных комплексов, – Уралмашзавод вместе с исторической застройкой соцгорода. На сегодняшний день только отдельные здания и сооружения этой территории признаны значимыми, в частности водонапорная Белая Башня, а также Площадь Первой пятилетки определена как памятник градостроительного искусства. Еще требуется время, чтобы признать и закрепить в сознании горожанина архитектурно-художественную ценность всей территории соцгорода Уралмаша вместе с историческим комплексом завода. Такой индустриальный каркас города сформирует прочную основу для создания экскурсионных маршрутов, необходимых для презентации историко-архитектурной и культурной ценности города, связанной с историей развития горнодобывающей и металлургической промышленности. Описанная последовательность также фиксируется и на хронологической шкале, расположенной слева от графической модели и символизирующей этапы развития структуры промышленного предприятия со следующими ключевыми точками перехода: середина XIX в. – конец XIX в. – начало ХХ в. (рис. 5).
Рис. 5. Модель индустриального каркаса Екатеринбурга. Сост. А.А. Бирюкова, А.Д. Бурганов.
Источники изображений:
Уралмашзавод
Фрагмент генерального плана Уралмаша 1929 года.
URL: https://static.ekburg.tv/2019-09-15/bd60f6e0-d7e2-11e9-aa41-1be24cec0e2d/bd5f4930-d7e2-11e9-aa41-1be24cec0e2d.jpg
Общий вид Уралмаша, 1933 г. Фото Л. Сурина. ГАСО.
Площадь Первой Пятилетки перед Уралмашзаводом. 1960-е годы. Фото И. Тюфякова. ГАСО.
Водонапорная башня Уралмаша. 1930-е годы. Музей УЗТМ.
Верх-Исетский завод
Фрагмент плана Верх-Исетского завода1826 г. АКТ государственной историко-культурной экспертизы, с. 19.
URL: https://okn.midural.ru/sites/default/files/expertiza/2018/aktgike_ekaterinburg_verh-isetsk._bulvar_5.pdf
Верх-Исетский завод, литография. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Литография_Верх-исетский_завод.jpg
Верх-Исетский металлургический завод. 1909 год. Фото С. Прокудина-Горского.
Пароход «Работник» около заводоуправления Верх-Исетского завода / История: Визовский. «Лебедь», «Любезный» и… «Комсомолка».
URL: http://ekb7.ru/micro-lebe
Екатеринбургский завод
Фрагмент плана части г. Екатеринбурга 1863 года. URL: http://www.etomesto.ru/map-ekaterinburg_1863/
Железнодорожный мост через реку Исеть, 1900-1910-е гг. URL: https://pastvu.com/p/441908
Вид на железнодорожные мастерские (бывш. Екатеринбургский монетный двор) и камнерезную фабрику. Фото В. Метенкова, 1895 г.
URL: https://mstrok.ru/dmitrij-kuzhilnyj/plotinka.-progulka-prodolzhaetsya.html
Признание ценности отдельных объектов (Уралмашзавод)
Общий вид Уралмашзавода со стороны площади Первой Пятилетки. Фрагмент панорамы Google-карт
Андрей Шадрин.Белая Башня в Екатеринбурге. URL: https://andreyshad.ru/belaya-bashnya-v-ekaterinburge/
Музей истории Уралмашзавода. Фрагмент панорамы Google-карт
Признание комплексным памятником (Верх-Исетский завод)
Фрагмент панорамы, г. Екатеринбург, микрорайон ВИЗ («Визовский»). URL: http://fly-ural.ru/2019/ekb03
Управление Верх-Исетским заводом, современное состояние / Закрытая территория: изучаем цеха Верх-Исетского завода, построенные 200 лет назад. URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65665831.html?imageViewer=ivRecord
Цех кричный северный, восточный фасад / ОАО «ВИЗ» (бывший Верх-Исетский завод).
URL: http://wikimapia.org/14433984/ru/ОАО-«ВИЗ»-бывший-Верх-Исетский-завод#/photo/3658247
Создание «Исторического сквера» (Екатеринбургский завод)
Исторический сквер / Виртуальная выставка. Исторический сквер: от замыслов к воплощению.
URL: https://madekb.wixsite.com/historicalsquare
Водонапорная башня Екатеринбургского завода. Фото А.А. Бирюковой, 2020 г.
Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ. Фото С.А. Крылова, 2015 г.
URL: https://madekb.wixsite.com/historicalsquare?pgid=ka56vcrl-b4e6ea39-6cf3-45a8-99ac-0d1570c5fdad
Однако можно зафиксировать, что на сегодняшний день в структуру Екатеринбурга интегрирован только Екатеринбургский завод в виде музейно-мемориального комплекса «Исторический сквер». Два других объекта еще ждут своего приспособления под новую функцию и открытия их территорий для пространства Екатеринбурга. Поэтому справа от графической модели располагается другая хронологическая шкала – шкала процесса ревалоризации объектов индустриального наследия, которая фиксирует современное отношение к этим комплексам со следующими ключевыми точками перехода: середина ХХ в. – конец ХХ в. – начало ХХI в. (рис. 5). Согласно этой шкале, первая точка – это перепрофилирование Екатеринбургского завода в Исторический сквер, вторая точка – признание Верх-Исетского завода комплексным памятником индустриальной культуры, третья точка – это признание за отдельными объектами Уралмашзавода их ценности, чтобы уберечь их от разрушения в структуре действующего предприятия.
В результате формирования и закрепления в городской структуре такого индустриального каркаса в перспективе станет возможным интегрировать в городскую среду не только пока еще закрытые индустриальные площадки Верх-Исетского завода и Уралмашзавода, но и многие другие исторически ценные для города промышленные объекты в соответствии с активно развивающейся в стране тенденцией ревалоризации. Впоследствии за счет постепенного встраивания промышленных объектов различного масштаба и степени сохранности, индустриальный каркас Екатеринбурга приобретет многоуровневость, которая в полной мере будет отражать смыслы города в контексте индустриальной истории Екатеринбурга и всего Урала. Такая система исторических промышленных пространств различного масштаба и характеристик внутри города обеспечит возможность создания многофункциональных, но обладающих своим собственным характером площадок, организации множества общественных и культурных мероприятий, а также новых экскурсионных маршрутов, необходимых не только для самих горожан, но и для идентификации «лица города» как одного из крупнейших промышленных центров страны.
Выводы
Таким образом, на протяжении веков промышленность играла важнейшую роль в развитии Екатеринбурга, а в сознании многих горожан слово «индустриальность» неразрывно связано с этим городом. Исторически сложившиеся промышленные комплексы Екатеринбурга определяют индустриальную идентичность города и являются своеобразным потенциальным резервом для дальнейшего развития пространства города за счет интегрирования их территорий, а также других исторических промышленных площадок. Поэтому подобные исторические промышленные комплексы представляют несомненную ценность, так как одновременно могут использоваться под актуальные в настоящее время функции и быть носителями памяти об определенном этапе развития индустриальной культуры.
Благодарности
Авторы выражают признательность организаторам молодежного форума «Наследие», в рамках которого в ноябре 2020 г. было выполнено данное исследование, а также благодарность за оказанную помощь при проведении исследования магистрантам первого курса группы 119-06, обучающимся на кафедре теории архитектуры и профессиональных коммуникаций УрГАХУ по программе «Архитектура объектов промышленной инфраструктуры города»: Анастасии Алексеевне Бирюковой, Андрею Дмитриевичу Бурганову, Максиму Дмитриевичу Зырянову, Игорю Эдуардовичу Туртулову, Анастасии Сергеевне Христолюбовой.
Библиография
1. Агеев, С., Бриль, Ю. Неизвестный Уралмаш [Электронный ресурс] / С. Агеев, Ю. Бриль // Сайт 1723.ru. – URL: http://www.1723.ru/read/books/uralmash.htm
2. Алферов, Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века / Н.С. Алферов. – Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1960. – 214 с.
3. Алферов, Н.С. Творчество русских архитекторов на уральских заводах (XVIII в. и первая половина XIX в.) / Н.С. Алферов // Из истории черной металлургии Урала: Труды УПИ им. Кирова, 1957. – 171–197.
4. Бердников, Н.Н. Город в двух измерениях [Электронный ресурс] / Н.Н. Бердников // Сайт www.1723.ru. – URL: http://www.1723.ru/read/books/city2.htm
5. Задорожный, А.С. История развития и основные направления сохранения наследия старого уральского завода / А.С. Задорожный // Развитие промышленности Урала: межвуз. сб. / Под ред. Л.П.Холодовой, Л.А.Кулешовой. – М.: МАРХИ. – 1989. – С. 133–141.
6. Игнатьева, И.А. Развитие образа исторического города: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / И.А. Игнатьева. – Новосибирск, 2000. – 200 с.
7. Ильченко, М.С. Незавершенный проект как форма восприятия Советского градостроительства 1920-1930-х гг.: опыт социалистических городов [Электронный ресурс] / М.С. Ильченко // Сибирские исторические исследования, 2017. – №2. – URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1592/files/2_056.pdf
8. Корепанов, Н.С. В раннем Екатеринбурге [Электронный ресурс] / Н.С. Корепанов // Сайт Свердловской областной библиотеки им. В.Г. Белинского. – URL: http://book.uraic.ru/elib/Authors/korepanov/Sait3/111b1.html
9. Лахтионова, Е.С. «Комплексная программа выявления, паспортизации, постановки на учет, реставрации, музеефикации, пропаганды и использования памятников истории и культуры Свердловской области на период до 2000 года» как источник по истории сохранения индустриального наследия [Электронный ресурс] / Е.С. Лахтионова // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. – 2020. – № 1(8). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43154490
10. Паллас, П.С. Путешествие по разным местам Российского государства: в 6 ч. Ч. 2 Книга первая / Петр Симон Паллас. – СПб.: Императорская Академия наук, 1786. – 476 с.
11. Подольский, Р.П. Материалы к истории архитектуры старых промышленных зданий в России XVII-XVIII вв. / Р.П. Подольский // Проблемы архитектуры: сб. мат-лов / Под ред А.Я. Александрова. Т.1, кн.2. – М., 1936. – С. 171–211.
12. Пэр, Р. Потерянный авангард. Русская модернистская архитектура 1922–1932 / Р. Пэр. – Екатеринбург: TATLIN, 2008. – 348 с.
13. Раскин, А.М. Архитектура классицизма на Урале / А.М. Раскин. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 192 с.
14. Раскин, А.М. Атрибуция памятников архитектуры классицизма Верх-Исетского завода / А.М. Раскин // Из истории художественной культуры Урала: сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ. – 1980. – С. 4–16.
15. Свод памятников истории и культуры Свердловской области: Т. 1. Екатеринбург. Отв. ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург: СОКРАТ, 2007. – 536 с.
16. Цорик, А.В. Архитектурно-художественная идентичность Екатеринбурга [Электронный ресурс] / А.В. Цорик // Архитектон: известия вузов. – 2019. – №4(68). – URL: http://archvuz.ru/2019_4/2
17. Шипицына, О.А. Индустриальные ансамбли Урала [Электронный ресурс] / О.А. Шипицына // Архитектон: известия вузов. – 2011. – №1(33). – URL: http://archvuz.ru/2011_1/3
18. Шипицына, О.А. История промышленного зодчества Урала с позиций современной методологии [Электронный ресурс] / О.А. Шипицына //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №4(44). – URL: http://archvuz.ru/2013_4/1
19. Шипицына, О.А. Yek_2.0: «Индустриальные маршруты» / О.А. Шипицына, А.К. Ходырева // Новые идеи нового века: мат-лы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. – Хабаровск, 2012. – Т. 1. – С. 608–612.
Ссылка для цитирования статьи
Солонина Н.С. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЕКАТЕРИНБУРГА: ОБРАЗ ГОРОДА В АРХИТЕКТУРЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ [Электронный ресурс] / Н.С. Солонина, А.В. Цорик, О.А. Шипицына //Архитектон: известия вузов. – 2021. – №2(74). – URL: http://archvuz.ru/2021_2/5/ – doi: 10.47055/1990-4126-2021-2(74)-5
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная