Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (76) Декабрь, 2021

История архитектуры

Березкин Сергей Александрович

аспирант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, доцент Е. Р. Возняк.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Россия, Санкт-Петербург, e-mail: berezkin.s.official@gmail.com

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТАМАНСКОЙ СТАНИЦЫ В АСТРАХАНИ

УДК: 711.01/.09:719
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-12

Аннотация

В статье представлены результаты архивно-библиографических и архитектурно-градостроительных исследований, посвященных территории Атаманской станицы в ее исторических границах на начало XX в., для обоснования изменения современных границ достопримечательного места. Рассматривается история формирования квартальной застройки данного поселения и выявляются характерные градостроительные особенности. Поднимается вопрос о ранней жилой архитектуре до реконструкции по плану 1863 г., а также впервые фиксируется идея об архитектурно-морфологической преемственности жилищного строительства в послереволюционный период. Анализ существующего состояния застройки и выявление этапов изучения и постановки на государственную охрану помогли сформулировать проблемы и ценностные характеристики достопримечательного места.

Ключевые слова: планировки поселения, Городовой форпост, Атаманская станица, достопримечательное место, архитектурное наследие Астрахани

Введение

Исследуя историческую архитектуру Астрахани, мы рассматриваем не только квартальную застройку города в границах до 1917 г., но и территории, которые в начале XX в. были автономными поселениями. В отдельную категорию выделены казачьи станицы: Казачебугровская и Атаманская, при этом последняя стала центром развития всей правобережной части современного города. Данное поселение является материальным наследием астраханского казачества и несет в себе следы жизни и социально-культурной специфики этого сословия Российской Империи. Градостроительные, объемно-пространственные и архитектурные характеристики формируют идентичность исторической среды и «гений места», которые влияют на самобытность и общее самосознание граждан, усиливают туристическую привлекательность. В последние десятилетия наблюдается стремительная деградация историко-архитектурной среды бывшей Атаманской станицы, что угрожает полной утрате средовой застройки и значительному изменению архитектурно-градостроительного облика.

Основная исследовательская работа по данной теме проводилась группой специалистов института «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора А.Б. Тренина в рамках проекта объединенной зоны охраны памятников истории и культуры в Трусовском районе г. Астрахани в 1993–1994 гг. Авторский коллектив (А.Б. Тренин, Г.С. Комарова, И.В. Яковлев) подготовил историческую справку и историко-архитектурный опорный план, выявив наиболее ценные здания и объекты рядовой застройки. Итогом работы стал проект зон охраны с дифференциацией зданий по уровню историко-культурной ценности и определением типов территорий с различным режимом охраны и использования. История Атаманской станицы была описана в монографии 1999 г., изданной в честь 70-летия Трусовского района. Основной базой фактических данных была «История Астраханского казачьего войска» И.А. Бирюкова, опубликованная в 1911 г.

Актуальность данного исследования обусловлена продолжением работы государственного органа по охране объектов культурного наследия над проектом исторического поселения Астрахани (предмета охраны) и разработкой градостроительных регламентов. Появление новых сведений и изменение подходов к сохранению историко-архитектурного наследия требуют внесения изменений в сведения о данном достопримечательном месте. Комплексный анализ картографических и библиографических материалов, а также результаты натурных исследований формируют обоснование ценности квартальной застройки и конкретных зданий.

Методика исследования основана на комплексном анализе библиографических и архивных материалов из фондов Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской и Государственного архива Астраханской области. Был проведен сравнительный анализ пяти планов города Астрахани из государственных и частных собраний, где зафиксирована правобережная сторона, для определения этапов изменения планировочной структуры поселения. Графический анализ и натурные изыскания (визуально-сравнительный анализ и фотофиксация) позволили сделать обоснованные выводы, выявить особенности и проблемы данной территории.

История формирования квартальной застройки станицы

История правобережной части современной Астрахани начинается с Городового форпоста. Впервые идею о создании системы укрепленных городков на торговом пути от Астрахани до Саратова высказал астраханский губернатор А.П. Волынский, обеспокоенный нападениями калмыков и кубанцев на торговцев и проезжающих людей [1, с. 316]. В своем донесении Правительствующему Сенату в 1719 г. он указывает, что необходимо «против Астрахани построить на другой стороне реки Волги один малый тражимент и держать по одной роте солдат и по нескольку человек драгун для разъездов» [2]. В середине XVIII в. такой сторожевой пункт астраханских казаков располагался на земле Архиерейского ведомства, где «стояла лишь одна караульная изба, называвшаяся “казачьей кордегардией”» [3, с. 91]. В 1784 г. командир казачьего полка Григорий Персидский обращается к астраханскому гражданскому губернатору М.М. Жукову с просьбой о переселении части казаков из Казачебугровской станицы на эту территорию. Тот, в свою очередь, обращается к генерал-губернатору князю Г.А. Потемкину, который разрешает «поселить 25 казаков с их домами, при одном старшине, с тем, чтобы весною 1785 г. казаки переселились и дома строить начали» [3, с. 92]. Таким образом, основание Городофорпостинской станицы датируется 1785 годом.

О том, что представляли собой здания этого поселения, можно судить по описанию застройки первых станиц (Лебяжинской, Замьяновской, Сероглазинской, Ветлянинской и Грачевской, а также Косикинской и Копановской), основанных в1760-е гг. Казаки должны были производить строительство строго по плану, для чего астраханский губернатор Н.А. Бекетов привлек к работам архитектора Андрея Меньшого с помощником «для порядочного строения, к разводу под дворы мест, к учреждению улиц» [3, с. 75]. Основным типом жилого здания был принят турлучный дом (мазанка), стены которого обмазывали глиной, а фасады белили известью. В фондах РГИА удалось найти образцовый проект подобного дома-мазанки, разработанный архитектором для Астрахани в ноябре 1767 г.1. Деревянные дома не строили из-за большей стоимости. Строительный лес для каркаса зданий закупали в Саратове и сплавляли вниз по Волге на плотах. Фурнитуру для дверей, оконные рамы, стекло и прочие детали закупали в Астрахани. Из кирпича дома не строили, хотя губернатор Бекетов направил архитекторского помощника Якова Шнейдера найти мастеров кирпичного дела и заманить их в Астрахань, чтобы научить казаков производить собственный кирпич и удешевить процесс производства [3, с. 97].

Как на самом деле выглядели жилые дома в Городофорпостинской станице в конце XVIII – первой половине XIX в., доподлинно неизвестно, но сохранилось изображение полкового дома в Казачебугровской станице, построенного в 1784 г. (3, с. 56). В здании размещалась канцелярия, но по фасадам и объемно-планировочному решению понятно, что это был тип жилого дома рядовой застройки: главный фасад в три окна с двускатной крышей по красной линии, сбоку к нему примыкает парадное крыльцо в сени, а до соседнего дома идет забор с проездными воротами во двор [4, с. 179].

Одно из первых картографических изображений Городофорпостинской станицы относится к 1820 г. В составе Атласа Каспийского моря, выполненного штурманом 8-го класса А.Е. Колодкиным (издание 1826 г.), есть «План Астрахани с окрестностями», где на правому берегу Волги обозначен Городовой форпост2. Сложно судить о достоверности панировочной структуры, состоящей из нескольких прямоугольных кварталов, но в первой половине XIX в. это было небольшое поселение вдоль Московского тракта, территорию которого с севера от земли Архиерейского ведомства отделяло русло речки Солянки. Природная граница закрепится в будущем административно-территориальном делении двух поселений.

В 1850-е гг. жилую застройку Форпоста перенесли вглубь территории от подмыва сместившимся течением Волги, а новый план был высочайше утвержден в 1863 г. [5]. Во второй половине XIX в. прибрежная территория станицы стала интересна купцам для создания рыбных ватаг3 и бондарных мастерских. Постепенно увеличивается количество жителей других сословий и занятий: торговцев, мещан, промысловых рабочих. В 1893 г. Городофорпостинскую станицу переименовали в Атаманскую [4, с. 45].

На рубеже XIX–XX вв. торгово-промышленных заведения и пристани приносили казачьему обществу значительный доход, поэтому Атаманская станица была одной из самых богатых, что создавало возможности для нового строительства и благоустройства территории. Появляются общественные здания станичного училища (1896, арх. П.И. Коржинский) и торговых рядов (1903–1907). Духовным центром был храм Преображения Господня, перестроенный в 1885 г. по проекту инженера-архитектора П.А. Знаменского [1, с. 317]. На территории церковно-усадебной земли для священнослужителей в 1892 и 1903 гг. было построено 4 дома [6, с. 165]. Для обеспечения станичников чистой питьевой водой и освещения улиц в 1910–1911 гг. была построена водопроводная и электрическая станция по проекту гражданского инженера Н.Н. Миловидова [5]. Диакон В. Саввинский в 1914 г. так описал Атаманскую станицу: «… получила вид хорошо устроенного города, с мощенными улицами, гостиницами, постоянным базаром и т.п.» [6, c. 162].

На плане г. Астрахани с окрестностями, составленном городским землемером А. Рудневым в 1901 г.4, обозначена планировочная структура станичного поселения, перечислены пристани, бондарные мастерские и промышленные предприятия, расположенные вдоль берега реки и приносящие значительные доходы казакам в виде арендной платы. Южнее располагалась дача казаков Атаманской станицы, где изображена территория под рыбные ватаги и место, занимаемое Товариществом «Бр. Нобель». При сравнении данного картографического изображения с современной топографической съемкой, выявлено, что на 1901 г. квартальная застройка была ограничена современными ул. Карла Маркса, Луначарского (в створе ул. К. Маркса и Кавказского пер.), Кавказским пер. (в створе ул. Дзержинского и Луначарского), ул. Дзержинского (в створе Нальчикского и Кавказского пер.), Нальчикским пер. (в створе набережной Волги и ул. Дзержинского), набережной Волги.

На плане г. Астрахани с окрестностями в составе топографической карты Астраханской губернии, составленной межевым инженером С.И. Чирковым и изданной Астраханским губернским статистическим комитетом в 1909 г., изображение кварталов приближено к их реальной конфигурации, а северо-восточные кварталы разделяет улица (совр. ул. Пирогова). Отмечена главная площадь станицы и место расположения Преображенской церкви. С южной стороны вдоль берега к жилой застройке примыкает территория, занимаемая рыбными промыслами (рис. 1).

Рис. 1. План Астрахани и ее окрестностей (сост. межевой инженер С.И. Чирков). 1909.
Фрагмент с изображением Атаманской станицы

В основе планировочной структуры Атаманской станицы была заложена регулярная сетка улиц с кварталами прямоугольной и трапециевидной формы. Центрами общественной жизни были две площади: одна между храмом и станичным правлением с пожарной вышкой, другая – базарная на границе с Архиерейским поселком, где было здание торговых рядов, а рядом – пристань с паромной переправой в Астрахань. На плане 1909 г. – 38 жилых кварталов разных конфигураций и габаритов, из которых до настоящего времени сохранилось 35.

На рубеже XIX–XX вв. Атаманская станица и расположенные рядом Архиерейский и Новосолянский поселки представляли собой единое поселение, за которым закрепилось название Форпост. В то же время каждый населенный пункт имел четко определенные административно-территориальные границы и свой орган управления: в станице – станичное правление (в структуре Астраханского казачьего войска), в поселках – волостные правления (в ведении Министерства внутренних дел) [7, с. 13]. Станицу и Архиерейский поселок отделяла ул. Межевая, протянувшаяся от паромной переправы у берега Волги на северо-запад к мосту через речку Солянку.

В 1919 г. Астраханский губернский Совет принимает решение о включении Форпоста в черту г. Астрахани, в 1921 г. получает статус фабричного поселка им. А.Е. Трусова, а в 1925 г. Форпост был включен в список рабочих поселков постановлением Президиума ВЦИК от 24 сентября 1925 г [5]. В 1928 г. началась работа по расширению границ Астрахани за счет включения ближайших поселений и рабочих поселков. В рамках обоснования были подготовлены картографические материалы, благодаря которым можно проанализировать градостроительные изменения (рис. 2). В юго-западном направлении от бывшей Атаманской станицы появилась квартальная застройка, в которой советские архитекторы сохранили преемственность планировочной структуры с привязкой к существующим улицам.

Рис. 2. Отредактированный фрагмент южной части Трусовского поселка:
а) Проект расширения городской черты гор. Астрахани, 1928 [ГААО. НСБ. Оп.1. Карта 57];
б) План города Астрахани в новой городской черте, 1928, сост. землемером Сухановым в 1929 г. (из частного собрания М.Ю. Катруцы)

Остается вопрос о времени создания рассматриваемых кварталов. Известно, что для решения жилищного кризиса советское правительство издает в 1922 г. Декрет «О праве застройки земельных участков». Жителям предоставляли городские участки под застройку с обязательным соблюдением строительных норм, санитарных и противопожарных правил, а также освобождением от налогов и сборов для жилых зданий в течение 3-х лет со дня возведения. Статистические данные показывают рост индивидуального строительства в Астрахани: «в 1923/24 г. было выдано 148 разрешений, в 1924/25 г. – 133 разрешения, в 1925/26 г. –108, а в 1926/27 г. – 246 разрешений» [8, с. 89]. Переход от НЭПа к плановой экономике привел к тому, что в 1928 г. частное строительство было приостановлено [8, с. 93]. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть частных деревянных домов была построена с 1922 по 1928 г., в числе которых была и рассматриваемая застройка южной части Трусовского поселка. Тем более что рядом располагалось большое количество рыбных и бондарных заводов, рабочие которых имели финансовую возможность и материально-техническую базу для строительства собственных домов. Данную версию подтверждает визуальное обследование жилых зданий, которые своими фасадами и объемно-пространственным решением продолжают традиционное домостроение, созвучное образцам дореволюционной эпохи Атаманской станицы. Поэтому застройку в границах современных ул. Луначарского и Дзержинского, пер. Кавказского и Ишимбаевского можно датировать 20-ми гг. XX в.

Дальнейшее развитие территории представлено на аэрофотосъемке, созданной немецкими разведчиками 24 апреля 1942 г. (рис. 3). В 1942 г. еще существует квартал южнее перекреста ул. Дзержинского и пер. Нальчикского, который отмечен на планах начала XX в. В начале XXI в. этот квартал был полностью утрачен. Можно сделать вывод, что в 1930-е гг. продолжается квартальная застройка юго-западнее Ишимбаевского переулка и северо-западнее ул. Луначарского. В это же время вдоль ерика Солянки разбивают парк им. В.И. Ленина.

Рис. 3. Аэрофотосъемка, сделанная немецкими разведчиками 24 апреля 1942 г. (из фондов Библиотеки Конгресса США).
Изображена часть Трусовского поселка с выделением рыбного комбината

В послевоенные годы территория Атаманской станицы не претерпела значительных изменений, сохранив средовую застройку кирпичными и деревянными домами второй половины XIX – начала XX в. Впервые на ценность историко-архитектурной среды правобережной части г. Астрахани обратили внимание в рамках разработки проекта зон охраны памятников истории и культуры в 1993 г. Специалисты проектного института «Спецпроектреставрация» отмечали, что «несмотря на запущенный внешний вид, застройка Трусовского района, как традиционный, народный тип жилища имеет определенный историко-этнологический интерес и должна быть в обоснованных объемах сохранена от тотального сноса» 5 .

Постановка на государственную охрану и обоснование к изменению границ достопримечательного места

В 1993 г. после проведения научно-исследовательской работы специалистами на государственную охрану были поставлены следующие здания бывшей Атаманской станицы: ансамбль церкви во имя Преображения Господня (1882–1890, ул. Печенегская, 20), приходская школа (нач. XX в., ул. Черниковская, 9), ансамбль казачьей управы (кон. XIXв., ул. Комсомольская, 49,51), двуклассное училище и женская школа (1896, пер. Степана Разина, 4), дом жилой с лавками (нач. XX в., ул. Оленегорская, 4), корпус рынка Городофорпостинской (Атаманской) станицы (1903–1907, ул. Дзержинского, 2), ансамбль водонапорной башни и станции (1910–1911, ул. Оленегорская, 16,18). Из семи объектов только один относится к жилой архитектуре. В графической части проекта обозначено 25 домов в исторических границах станицы, которые были рекомендованы к постановке на государственную охрану в качестве архитектурных памятников 6, л.19 .  Из них: 4 здания снесены полностью (ул. Пирогова, 41; ул. Пирогова, 56; пер. Нальчикский, 2; ул. Дзержинского 12, в глубине квартала), 4 здания сильно перестроены и утратили свои ценностные характеристики (ул. Пирогова, 15; ул. К. Маркса, 21; ул. Горская, 5; пер. Нальчикский, 22). Также были отмечены объекты рядовой исторической застройки, которая представляет «среду проживания населения бывшей станицы» и часть из которой «после более тщательных исследований … может получить статус “ценной исторической застройки” обязательной к сохранению и ремонту» 6,л.9.

Наиболее исторически ценная территория Форпоста под наименованием «Городофорпостинская (с 1893 г. – Атаманская) станица, 1785 г. – нач. XX в.» была включена в перечень памятников истории и культуры Постановлением Главы Администрации Астраханской области № 230 от 27.12.93 г. (с изменениями от 11.04.1994 г. № 113). Границами этого памятника градостроительного искусства были обозначены: ул. Гайдара / ул. Аристова / ул. Карла Маркса / ул. Комсомольская / пер. Пугачева / ул. Пирогова / пер. Нальчикский / Набережная р. Волги.

Таким образом, на государственную охрану в 1993–1994 гг. была взята ценная территория всей правобережной части Астрахани, выбранная специалистами проектного института «Спецпроектреставрация». В список памятников истории и культуры включили гражданские общественные здания и культовое сооружение (храм), в меньшей степени жилые дома. В проекте зон охраны не разделили исторические поселения на два отдельных памятника градостроительного искусства, но наименование данная территория получила по одному из них. Этот аспект искажает историческую достоверность и не позволяет в полной мере сохранить архитектурно-градостроительное своеобразие каждого поселения.

В 2010 г. Астрахань вошла в список городов, получивших статус исторического поселения федерального значения. Был разработан новый проект охранной зоны исторического поселения г. Астрахани, который объединил все архитектурно-градостроительные комплексы (достопримечательные места), выявленные в 1993 г. В связи с тем, что данный проект имеет большое количество замечаний и не был утвержден Министерством культуры РФ, а достопримечательные места не имеют необходимой документации (предмета охраны и градостроительных регламентов), на территории бывшей Атаманской станицы и Архиерейского поселка началось новое строительство, в том числе многоэтажного жилого дома на углу ул. Аристова и Кольцова. Мониторинг общего состояния квартальной застройки за последние три года зафиксировал общую тенденцию к деградации средовой застройки по причине сноса типовых жилых домов дореволюционного периода, расположения объектов нового строительства не по красной линии, а в глубине участка, использования утилитарных форм и современных материалов, не гармонирующих с общей стилистикой и «гением места» рассматриваемой территории. Данная проблема выявляет потребность в научных исследованиях архитектурно-градостроительного наследия, а также необходимость в доработке и утверждении обязательной документации для объектов культурного наследия, в том числе выявление исторически ценных градоформирующих объектов и создание альбома типовых архитектурных решений по историческим морфотипам.

Результаты

На основе проведенных исследований и анализа существующего состояния застройки предлагается разделить единый памятник градостроительного искусства, утвержденный на основе проекте 1993–1994 гг., и создать два достопримечательных места: «Городофорпостинская (с 1893 г. – Атаманская) станица» и «Архиерейский поселок». Установить новые границы достопримечательного места: ул. Карла Маркса / ул. Луначарского (в створе ул. К. Маркса и Кавказского пер.) / Кавказский пер. (в створе ул. Луначарского и Дзержинского) / ул. Дзержинского (в створе Кавказского и Нальчикского переулков) / Нальчикский пер. (в створе ул. Дзержинского и набережной Волги), Набережная Волги.

В процессе анализа историко-архитектурной среды выявлены градостроительные характеристики застройки; на схеме обозначены: объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, жилые здания, нежилые и хозяйственные постройки, промышленные объекты, утраченные и разрушенные здания и сооружения, существующие зеленые насаждения. На основе натурных изысканий (визуально-сравнительного анализа и фотофиксации) выявлены исторически ценные градоформирующие объекты (55 ед.) и здания, диссонирующие с историко-архитектурной средой. Наибольшая деградация архитектурной идентичности наблюдается вокруг корпуса рынка (ул. Дзержинского, 2), напротив Преображенской церкви вдоль пер. Чугунова, на углу ул. Дзержинского и пер. Чугунова, в юго-западных кварталах исторической территории, которые в настоящий момент не входят в состав достопримечательного места (рис. 4).

Рис. 4. Аналитическая схема застройки исторической территории Атаманской станицы (историко-культурный опорный план)

Комплексный анализ и составленная схема продемонстрировали, что обоснованием историко-культурной ценности и важности сохранения являются следующие архитектурно-градостроительные и объемно-пространственные особенности бывшей Атаманской станицы:

1) регулярная застройка кварталами прямоугольной и трапециевидной формы в соответствии с природно-ландшафтными особенностями территории (генеральный план 1863 г. сформировал кварталы значительных габаритов и площади, что обусловило появление внутриквартальных домовладельческих участков);

2) два градостроительных центра: территория рядом с храмом Преображения Господня и торговая площадь со сквером на углу ул. Дзержинского и К. Маркса;

3) главная градостроительная доминанта всего исторического центра правобережной стороны Астрахани – водонапорная башня бывшей водопроводной и электрической станции (памятник промышленной архитектуры начала XX в.) [5];

4) видовые раскрытия и композиционная роль Преображенской церкви в квартале, ограниченном улицами Комсомольской, Печенегской, Черниковской и пер. Чугунова;

5) типология и морфология жилой архитектуры, обусловленная традициями и бытом казачьего сословия во второй половине XIX – начале XX в.;

6) малоэтажная застройка, архитектурные формы фасадов по красной линии и материал стен и деталей (дерево, кирпич; фальцевое покрытие крыши из металлических листов). Помимо особенностей квартальной застройки в процессе графоаналитической работы и натурных изысканий были выявлены существующие и потенциальные угрозы разрушения исторической среды и архитектурной идентичности:

– снос зданий, фиксирующих угол квартала или своим парадных фасадом красную линию, приводят в разрушению четких границ в объемно-пространственном восприятии;
– современные дома собственники строят в глубине участка с использованием разнообразных форм и материалов, которые нарушают исторические морфотипы среды;
– большая концентрация диссонирующих объектов на территории исторических общественных центров рядом с объектами культурного наследия (нарушение подлинности окружения).

Выводы

Современный этап градостроительного процесса и строительной отрасли ставит очередные задачи в сфере сохранения историко-архитектурного наследия. Наибольшей опасности подвержена историческая жилая застройка на окраинах города, чей ценностный потенциал еще не раскрыт и не признан в общественном сознании. К этой группе относится историческая территория бывшей Атаманской станицы в Астрахани.

На основе комплексного исследования картографических и библиографических материалов была проанализирована история градостроительного развития поселения и обосновано изменение существующих границ достопримечательного места. Подготовленный графический материал фиксирует текущее состояние квартальной застройки, утвержденные и предлагаемые границы достопримечательного места.

Данный историко-культурный план и натурные исследования позволили выявить архитектурно-градостроительные особенности, существующие и потенциальные риски для нарушения архитектурной идентичности исторической среды.

В статье впервые заявлено о типологической и морфологической преемственности в градостроительном развитии и жилищном строительстве квартальной застройки от казачьей станицы в ранний советский период. Были выявлены исторически ценные градоформирующие объекты, которые можно включить в предмет охраны исторического поселения, но жилая архитектура требует дальнейшего изучения.

Примечания

1 РГИА. Ф.1293. Оп. 166. Астраханская губ. Д. 74. Чертеж дома-мазанки.

2 План города Астрахани с окрестностями (исправлен и вновь сочинен А.Е. Колодкиным, 1820) / Атлас Каспийского моря сочинен при чертежной Государственного Адмиралтейского Департамента с описи и астрономических наблюдений, произведенных с 1809 по 1817 год штурманом 8 класса и Кавалером Колодкиным, 1826 г. Из фондов Российской национальной библиотеки (отдел картографии).

3 Ватага – комплекс сооружений и устройств для рыбного промысла с жильем для рабочих и служащих.

4 РГИА. Ф.616. Оп.2. Д.591. Л.1. План города Астрахани с окрестностями. Составлен Городским Землемером А. Рудневым в 1901 г.

5 ГААО. Ф.Р-1760. Оп.1. Д. 27. Л.7. Научно-проектная документация. Астрахань. Трусовский район. Проект зон охраны памятников истории и культуры. Т.1. Предварительные работы.– М.: Проект. ин-т по реставрации памят. ист. и культ. «Спецпроектреставрация», 1993.

6 ГААО. Ф.Р-1760. Оп.1. Д. 28. Научно-проектная документация. Астрахань, зоны охраны памятников истории и культуры Трусовского района. Т.3. Кн. I. – М.: Проект. ин-т по реставрации памят. ист. и культ. «Спецпроектреставрация», 1994.

Библиография

1. Рубцова, С.С. Градостроительная эволюция Астрахани, в 2-х кн. Кн. 1: Строительная история / С.С. Рубцова. – Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2017.

2. Донесение в Сенат в 1719 г. А.П. Волынского // Москвитянин. – 1854. – Т. 4. – № 13. – С. 29.

3. Бирюков, И.А. История Астраханского казачьего войска: [в 3-х т.]. Ч. 1 / Сост. полк. И.А. Бирюков. – Саратов : Астраханск. казачье войско, 1911.

4. Бирюков, И.А. История Астраханского казачьего войска: [в 3-х т.]. Ч. 2 / Сост. полк. И.А. Бирюков. - Саратов : Астраханск. казачье войско, 1911.

5. Березкин, С.А. Ансамбль водонапорной башни и станции: история и атрибуция памятника архитектуры [Электронный ресурс] / С.А. Березкин // Архитектон: известия вузов. – 2020. – №1(69). – URL: http://archvuz.ru/2020_1/14 

6. Саввинский, В. Станица Атамановская (Форпост) / В. Саввинский // Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1914. – № 7.

7. И будет городу Форпост. К 70-летию Трусовского района г. Астрахани: Краткий историко-краеведческий очерк. – М.: Пента, 1999.

8. Корноухова, Г.Г. Повседневность и уровень жизни городского населения СССР в 1920-1930-е гг. : На материалах Астраханской области : автореферат дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Г.Г. Корноухова. – М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2004.

Ссылка для цитирования статьи

Березкин С.А. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТАМАНСКОЙ СТАНИЦЫ В АСТРАХАНИ[Электронный ресурс] /С.А. Березкин //Архитектон: известия вузов. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/2021_4/12/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-12


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 17.10.2021
Просмотров: 159