Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (78) Июнь, 2022

Дизайн

Устинов Кирилл Александрович

магистрант кафедры индустриального дизайна.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Н. П. Гарин
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н.С. Алфёрова»;
младший научный сотрудник, инженер.
Школа Арктического дизайна, Сибирский центр дизайна, ФГБОУ ВО «Томский государственный университет»

Россия, Томск, e-mail: ustinovcontact@gmail.com

РОЛЬ РЕСУРСА ТЕРРИТОРИИ В ДИЗАЙНЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

УДК: 721.012
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-23

Аннотация

В статье рассматривается понятие туристического ресурса территории и его влияние на процесс дизайн-проектирования. На примере территории Республики Алтай раскрывается важность данного термина в контексте адресного проектирования и его возможное применение при создании туристического транспорта для экстремальной территории. В дальнейших исследованиях мы рассмотрим ресурс как «двигатель» в развитии технологии и использование его в дизайне.

Ключевые слова: туристический ресурс, транспорт, экстремальный туризм

Исследование выполняется при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (No17-78-20047П).

Введение 

Процесс освоения культурных и географических ресурсов туризма нашей страны актуален на сегодняшний день. Это подтверждает тот факт, что во время пандемии в 2021 г. произошел подъем внутреннего туризма (в сравнении с 2020 г.) на 30% [6] и прогнозируется его дальнейший рост. В этом случае ресурс может стать важным «двигателем» экономического роста для страны [5], что позволит повысить ее культурное и экономическое благосостояние. Активное развитие ресурса может сформировать различные потребности в проектировании нового продукта, в том числе транспорта, которые будут способствовать комфортному перемещению туриста и пребыванию его на экстремальной территории.

Цель исследования состоит в изучении особенностей использования туристического ресурса территории с суровыми природно-климатическими условиями в процессе проектирования специального транспорта для туристов. В данной работе понятие «туристический ресурс» основано на синтезе культуры и географии. Исследование включает раскрытие понятия туристического ресурса территории в ключе проектирования транспорта, а также поиск ответов на вопросы: какими мотивами руководствуются туристы при посещении экстремальных территорий; как природные и культурные особенности территории влияют на процесс разработки дизайнером туристического транспортного средства.

Поиск неизведанных туристических маршрутов, продумывание способов доставки до места назначения, создание комфортных и относительно безопасных условий пребывания становятся важными задачами как для туристической отрасли в целом, так и для отдельного проектировщика. Не менее важен вопрос о модернизации старых и создании новых видов транспорта, позволяющих туристу самостоятельно добраться до места назначения – это тоже входит в задачи инженеров-конструкторов и дизайнеров.

Туристический транспорт позволяет обеспечить свободу передвижения, экономит физические и психические усилия, защищает в условиях экстремальной среды. Исходя из этого можно выдвинуть гипотезу о том, что туристический ресурс как отражение природной и культурной системы жизнедеятельности на определенной территории оказывает колоссальное влияние на дизайн-разработку и помогает создать особый образ транспорта, который отличается художественной и технической индивидуальностью. Таким образом, объектом исследования становятся природные и культурные особенности территории, составляющие ее туристический ресурс, а предметом – влияние этого ресурса на процесс дизайн-проектирования транспортного средства.

Методы и данные. Основным источником сбора данных стала совместная экспедиция, проведенная НОЦ Школой арктического дизайна и Школой исследований окружающей среды и общества (Антропошкола) ТюмГУ в с. Кош-Агач, Республика Алтай с 30 августа 2021 по 8 сентября 2021 г. Использованы методы полевой этнографии: структурированные и неструктурированные интервью, визуальное и включенное наблюдение. Обработка полученных в ходе экспедиции материалов дополняется анализом литературных источников в таких областях знаний, как культурология, социология, дизайн-исследования (техническая эстетика). Основная задача экспедиции состояла в знакомстве с культурой и ключевыми точками, которые обладают туристическим потенциалом, а значит, образуют ресурс конкретной территории.

Результаты и обсуждение. Чтобы исследовать практическое значение ресурса и его потенциал, обратимся к ключевым понятиям и на их основе сформулируем его значимость и возможности применения в дизайн-проектировании для экстремальной среды. Определение ресурса до сих пор исследуется учеными и раскрывается в совершенно разных контекстах. Например, В.В. Новосельская говорит о важности культурного ресурса через более широкое определение «культурного пространства» и описывает его «как не только окультуривание природной среды и преобразование окружающей действительности, но и наделение территории особым смыслом, проявление ее уникальности и самобытности, воплощаемое в местных традициях, фольклоре, преданиях, обычаях, праздниках, продуктах как высокой, так и народной культуры, в исторических и этнокультурных памятниках» [1, с. 74–75].

О культуре как факторе влияния на формирование не только экономических, но и социальных аспектов развития территории говорят Ю.А. Сибирцева и Т.А. Кильдяшова, в частности, они пишут о «выполнении важной функции формирования и сохранения идентичности», которая выступает «в качестве фактора поддержания стабильности в отдельно взятом регионе и мире в целом» [2,с. 120]. Е.Н. Сапожникова изучает взаимосвязь двух определений: «ресурсы туризма» и «ресурсы территории», где первое – глобальное и объединяющее понятие, а второе – частное. Если эти два понятия использовать в контексте применения для экстремального туризма, то, в первую очередь, стоит рассматривать не частное понятие «ресурса территории», которое применимо больше для рекреационной цели поездки (оздоровления, лечения и более размеренного отдыха), а наоборот, глобальное понятие «ресурсов туризма», суть которого состоит в выделении основных комплексных взглядов на туризм, которые помогают определить функциональные, производственные и технологические назначения каждого вида ресурсов и конкретного ресурсного объекта [4]. Эти данные тоже играют особую роль в дизайн-проектировании. Н.В. Сычёва сформулировала комплексное определение «ресурса территории» и наиболее ярко отразила его специфику: «Совокупность природно-климатических, социокультурных и инфраструктурных факторов региона, используемых при производстве туристского продукта для удовлетворения потребностей человека в процессе и целях туризма» [5, с. 137].

Все приведенные определение имеют между собой общее – это связь с культурой и природными объектами, которые и составляют ресурс местности. Важно отметить, что эмоции, полученные человеком при посещении, например, видовых точек, вокруг которых построен туристический маршрут, также можно рассматривать как ресурс, так как туризм – это «индустрия по производству и потреблению мифов, историй и опыта» [16, 17]. Такая система включает ландшафт (видимая природа), культуру (образ жизни людей, традиции и праздники), а также культурные артефакты – основные компоненты туристического ресурса [14, 16]. Создание инструментов, позволяющих туристу безопасно (как для себя, так и для территории) взаимодействовать с этой системой – одна из задач дизайнера.

Так, туризм рассматривается в качестве сферы деятельности дизайнера по созданию условий для комфортного кратковременного пребывания в экстремальных условиях. Объектом дизайн-исследования и проектирования здесь могут быть как материальные вещи, так и нематериальные. Транспорт, одежда, снаряжение, а также инфраструктура и сценарий маршрута – это «оболочка», окружающая туриста, обеспечивающая безопасность и удобство в получении впечатлений, не нарушая при этом целостность культурного и природного ландшафта. Дизайн здесь выступает как инструмент создания этой оболочки с целью формирования безопасных и комфортных (для человека и для места) условий.

Мотивы путешествия в районы с экстремальными условиями. Чтобы понять, как использовать ресурс территории для проектирования туристического транспорта, нужно раскрыть и мотив посещения туристом экстремальной местности. Экстремальный туризм, суть которого заключается в «путешествии в труднодоступные, отдаленные места (горы, пустыни, ледники, джунгли, территории с суровым климатом и т. д.) и занятие экстремальными видами спорта, которые сопряжены с трудностями для человеческого организма и опасностью» [7]. К экстремальному туризму мы можем отнести высокую степень угрозы для жизни человека (факторы угрозы):

1. Объективные: погодные условия (низкие температуры), сложный рельеф местности (нет дорог, заболоченность почв, перепады рельефа и т.д.), низкая вероятность подачи сигнала о помощи.

2. Субъективные: недостаток опыта, физическая подготовка, психологическая устойчивость, отсутствие необходимого снаряжения [8].

Чем можно объяснить стремление человека (особенно живущего в крупном городе) попасть в такое экстремальное путешествие? В работе Е.А. Лукиной рассматривается более семи психологических аспектов, которые движут желанием человека испытать себя в экстремальной среде. Среди них можно особо выделить:

1. Люди устают от однообразия (все распланировано и каждый день однообразен), от отсутствия новых впечатлений.

2. Смена поведенческих тактик и возможность выработать новые алгоритмы деятельности в экстремальных условиях, следовательно, проявить активность, творчески преобразовать ситуацию, что способствует индивидуальному развитию личности.

3. Экстремальные путешествия способствуют смене социальных ролей (Я – путешественник, странник, экстремал), что способствует устойчивости личности [7].

Другая группа ученых (Н. М. Владимирова, Н. В. Кузнецова, М. Р. Арпентьева) считает, что вид активного спортивного туризма близок к экстремальному и имеет схожие с ним мотивы. Они отмечают, что туризм «может помогать нравственной, социальной, психологической и физической абилитации и реабилитации инвалидов, адаптации к сложным, кризисным и проблемным ситуациям и стрессовым перегрузкам» [9]. Авторы также упоминают, что командное взаимодействие в активных видах туризма снижает межнациональную напряженность, повышает сплоченность и служит народной дипломатии. На эти важные факторы должен обратить внимание дизайнер, так как его разработка способствует формированию впечатлений через продумывание различных социальных сценариев маршрута, прогнозирование ситуаций, а также облика и образа транспорта.

Экстремальные маршруты Алтая и роль транспорта в структуре туризма. После определения ключевого понятия ресурса территории и выявления мотивов человека для посещения экстремальной местности мы переходим к следующему этапу – выявление маршрутов конкретной территории, которые образуют культурный и географический ресурс. В нашем исследовании примером направления для экстремального туризма стала республика Алтай. Республика Алтай входит в топ самых посещаемых туристических мест на территории РФ, и интерес к обнаружению и созданию новых потенциально захватывающих туристических маршрутов в регионе с каждым годом повышается [10].

На территории Алтая расположен важный стратегический и осваиваемый район – Кош-Агач. Местность приравнена к районам Крайнего Севера и имеет экзотическую структуру рельефа, граничит с тремя государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Экзотическое сочетание ландшафта, культовые места, природные парки и заповедники привлекают туристов (рис. 1). Туризм в регионе все еще осваивается: из-за сложности в трансфере и размещении туристов плохо налажены туры. Поэтому в регионе туризм носит «приключенческий» характер, что очень остро ставит вопрос безопасности в области перемещения по маршрутам. Возникает потребность обратить внимание на этот вопрос и способствовать созданию «регионального» транспорта для конкретной местности, что позволит не только добраться до места, но и ощутить свободу передвижения по интересующему маршруту. Несомненно, это может способствовать увеличению туристического потока.

Рис. 1. Ландшафт с. Кош-Агач, Республика Алтай. Фото К.А. Устинова

Следующий этап – определение основных маршрутных точек на территории Кош-Агачского района, которые представляют собой ресурс местности. Во время полевых исследований в этом районе было выявлено 4 близко прилежащих туристических точки, путь к которым проходит по пересеченной экстремальной местности:

1. Кош-Агач – Алтайский Марс. Видовая точка и впечатление от нее – ресурс данного маршрута.

2. Кош-Агач – МАРС-3 (достопримечательность – петроглифы). Петроглифы как культурный ресурс – погружение в историю местности и многовековые наскальные изображения.

3. Кош-Агач – Старый Бельтир. Чаганский сейсмооползень. Посещение полузаброшенного села, пострадавшего от землетрясения. Ресурс – видовые точки, пережитые эмоции, знакомство с историей.

4. Кош-Агач – с. Кокоря – с. Жана-Аул. Посещение «Музея теленгитов Чуи» и «Музея казахов Алтая». Культурный ресурс – погружение в историю и образы.

Особая черта всех четырех рассматриваемых ресурсов – их расположение на территории, приравненной к районам Крайнего Севера, кроме того, они достаточно изолированы – до них можно добраться только по пересеченной местности. Это лишь малая часть потенциальных маршрутов, но достаточно значимая. На этих примерах раскрываются возможности и разнообразие ресурсов территории, вокруг которых можно создать спектр впечатлений и образов. Такие маршруты могут стать основой концепции, в рамках которой будет проектироваться туристический транспорт, адаптированный под условия местности и под туристический ресурс территории.

Следующий важный – роль транспорта в туристической сфере. В статье Я.С. Наруты и В.Б. Ноликова [11] подчеркивается, что для перемещения по основным точкам маршрута и для преодоления сложного рельефа обязательно требуется транспорт, который доступен территориально и должен повышать комфорт и безопасность туристов при перемещении. Еще одним замечанием будет то, что транспорт важная единица в системе экономики страны и в сфере туризма. В работе А.Е. Головлева также отмечено, что развитие транспорта способствует «повышению продуктивности общественного производства» [12]. Туристу важен функционал транспорта и удобство эксплуатации его на территории, так как путешествие может разворачиваться вокруг самого транспорта и превращаться в особый кочевой вид туризма, об этом пишут Ю.Д. Васькова и Д.М. Асланова [13].

Таким образом, ключевыми факторами в проектировании туристического транспорта являются безопасность и комфорт туриста при перемещении до достопримечательностей и видовых точек. Модернизация и проектирование транспорта являются важными задачами для дизайнера и способствуют реализации новых решений в развитии не только экономики страны и региона, но и повышении эстетического впечатления от туристической поездки.

Дизайн как средство развития экстремального туризма. В нашем исследовании ответом на необходимость развития ресурсного потенциала является необходимость усиления влияния культурных и технологических аспектов на дизайн-разработку туристического транспорта. Для этого мы предлагаем концепцию, основанную на глубоком изучении культуры территории, для которой проектируется объект, а также учет других элементов системы: анализ ландшафта, климата, почвы и геологической структуры местности. Собранные данные позволяют сформировать требования для проектирования регионального транспорта, например оптимально подобрать шасси, шины, структуру корпуса транспорта в целом (технологический аспект). В свою очередь, изучение культурных аспектов поможет дизайнеру создать цельный образ транспорта [15]. Предполагается, что такой системный подход будет способствовать развитию туризма, повышению комфорта и впечатлений от местности, что позволит туристу еще ближе познакомиться с культурой и особенностями региона, при этом повысить уровень безопасности и комфорта передвижения по местности, сэкономить физические силы, посмотреть больше объектов за счет нового вида транспорта.

Кроме того, отражение особенностей ресурса местности в объекте дизайна позволит лучше адаптировать транспортное средство не только для туристов, но и для жителей региона, сделать его культурной составляющей системы туризма. Такая концепция сформировалась на основе адресного подхода к проектированию. Это подтверждается в исследовании Н.П. Гарина и С.Г. Усенюк: в экстремальных условиях концепция универсальности и применение традиционного инженерного подхода1 невозможна. Изменение даже одного фактора (природного, социального или климатического) может повлечь за собой глобальные изменения всей системы, что приведет к необратимым последствиям и создаст новые требования к транспорту. При адресном подходе также особое внимание уделяется дизайн-сценарию, который строится вокруг конкретных туристических маршрутов, и эти маршруты должны быть заложены дизайнером уже на этапе проектирования объекта (например, в формате требований к объекту проектирования). Это позволяет лучше подготовить транспорт к применению «в поле», прогнозировать риски и ожидания [3]. Таким образом, адресное проектирование тесно связано с ресурсом местности и должно применяться при проектировании транспорта.

Туристический транспорт становится частью системы: внешние связи такого транспортного средства как системного объекта включают «туризм» и «транспорт» (рис. 2). Первое понятие – «туризм» – обозначает туристический транспорт как «особую категорию транспорта вместе с относящейся к нему сетью дорог, где турист становится объектом транспортировки» [16]. Наличие (или отсутствие) развитой транспортной инфраструктуры играет главную роль в передвижениях туриста, во многом определяя целостное впечатление от тура.

Второе понятие описывает транспорт как предлагаемый туристу сервис, и здесь индивидуальные предпочтения пользователя играют решающую роль. В экстремальном туризме большое значение приобретает сам процесс преодоления географической изолированности и отдаленности: дорога до туристического ресурса (например, достопримечательности) также становится самостоятельным ресурсом [16]. Являясь инструментом преодоления маршрута, транспортное средство становится еще и самостоятельным источником впечатлений в процессе этого передвижения.

При проектировании туристического транспортного средства необходимо учитывать все элементы данной системы в их взаимосвязи: (1) объект должен отвечать требованиям существующей транспортной инфраструктуры (или бездорожья); (2) объект должен восприниматься не только как инструмент преодоления маршрута, но и как самостоятельный источник впечатлений. Эти требования выступают как задачи на проектирование, а дизайн становится средством, с помощью которого объект проектирования встраивается в существующую систему, отвечая данным требованиям.

Рис. 2. Суть туристического транспорта. Источник: Usenyuk, S.G., 2008. The Russian North: Northern tourism through design professionals. Tourism and Hospitality Planning & Development, 5(2), p.131–147.

Перечисленные аспекты составляют перечень требований к туристическому транспорту как объекту дизайн-исследования и проектирования. Так, влияние ресурсного потенциала туризма на проектирование представляется интересным для дальнейшего исследования. Это позволит определить ряд ключевых задач и требований для дизайнера, которые в будущем будут применены на практике. Предполагается, что выявленные аспекты будут использованы для формирования концепции туристического транспорта, адаптированного под условия конкретной местности. Такая адаптация позволит усилить комфорт и безопасность транспорта для человека, погрузить его в культуру и получить положительные впечатления от пребывания на территории, что является ключевыми задачами дизайна.

Заключение

В нашем исследовании ресурс местности рассматривается как важная часть дизайн проектирования, выражающаяся в требованиях к объекту, которые должны учитываться проектировщиком любого типа транспорта для экстремальной среды. Экстремальный туризм рассматривается как особая система, и транспорт становится ее частью. Такой системный подход открывает больше возможностей для дизайнера, так как при глубоком изучении он может обнаружить новые возможности адаптации объекта к конкретным уникальным условиям и, например, создать совершенно новую технологию. В дальнейших исследованиях мы рассмотрим вопрос учета особенностей ресурса местности в дизайне в контексте технологии: как ресурс может способствовать применению новых технологий в дизайне транспорта для экстремальной среды? В рамках данного исследования этот вопрос станет основой концепции проектирования.

Благодарности

Особая благодарность Прокоповой Софье Михайловне и Светлане Геннадьевне Кравчук за помощь в редактировании статьи и Раевой Александре Владимировне за помощь в сборе, расшифровке экспедиционных интервью.

Примечание

1 В традиционном инженерном подходе ставятся во главу универсальность и производственная экономичность [3].

Библиография

1. Новосельская, В.В. Культурное пространство территории как ресурс экономики впечатлений / В.В Новосельская // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – №. 3. – С. 72–86.

2. Сибирцева, Ю.А., Кильдяшова, Т.А. Культурные ресурсы территории: стратегии развития / Ю.А. Сибирцева, Т.А. Кильдяшова //Вестн. Северного (Арктического) федерального ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – №. 2. – С. 120-124.

3. Гарин, Н.П. и др. От туристических походов к научной лаборатории: проектно-методический опыт школы северного дизайна в контексте формирования образовательного пространства будущего / Н.П. Гарин // Проектная культура и качество жизни. – 2015. – №. 1. – С. 418–427.

4. Сапожникова, Е.Н. К вопросу о соотношении понятий «Ресурсы территории» и ресурсы туризма / Е.Н. Сапожникова // Сервис в России и за рубежом. – 2009. – №4.

5. Сычева, Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона / Н.В. Сычева // Вестник ОГУ. – 2011. – №8 (127).

6. В АТОР подвели туристические итоги 2021 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html

7. Лукина, Е.А. Основные причины роста популярности экстремального и приключенческого туризма/ Е.А. Лукина // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2009. – №. 1. – С. 29–34.

8. Полякова, К.С. Потенциал Республики Алтай для развития экстремального туризма / К.С. Полякова // Cб. мат-лов VIII всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых с международным участием "Россия молодая". – 2016. – С. 367–371.

9. Владимиров, Н.М., Кузнецова, Н.В., Арпентьева, М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение нишевого спортивного туризма / Н.М. Владимиров, Н.В. Кузнецова, М.Р. Арпентьева // Современные проблемы сервиса и туризма.– 2021. – Т.15. – №1. – С. 34-48.

10. Итерфакс. Опубликован рейтинг туристической привлекательности регионов РФ за 2021 год [Электронный ресурс]. – URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84509/

11. Нарута, Я.С., Ноликов, В.Б. Экстремальный туризм: определения, виды, технология организации экстремальных маршрутов / Я.С. Нарута, В.Б. Ноликов // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №. 6. – С. 101–101.

12. Головлев, А.Е. Роль транспорта в развитии внутреннего туризма / А.Е. Головлев //лучшие студенческие исследования. – 2022. – С. 67–71.

13. Васькова, Ю.Д., Асланова, Д.М. Роль транспорта в туристской индустрии: логистика и доступность / Ю.Д. Васькова, Д.М. Асланова // Каспий в цифровую эпоху. – 2021. – С. 11–13.

14. Усенюк, С.Г. Дизайн для условий Севера: принцип сотворчества в проектировании транспортных средств: автореф. дис. … канд. искусствоведения / С.Г. Усенюк. – Екатеринбург. – 2011.

15. Гарин, Н.П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры коренного населения) / Н.П. Гарин. Место изд.? – 1991.

16. Usenyuk, S.G., The Russian North: Northern tourism through design professionals / S.G. Usenyuk // Tourism and Hospitality Planning & Development. – 2008. – № 5(2). – Р. 131–147.

17. Burns, P.M., Novelli, M. Tourism and social identities / P.M. Burns, M.Novelli. – Routledge, 2006.

Ссылка для цитирования статьи

Устинов К.А. РОЛЬ РЕСУРСА ТЕРРИТОРИИ В ДИЗАЙНЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА [Электронный ресурс] / К.А. Устинов // Архитектон: известия вузов. – 2022. – №2(78). – URL: http://archvuz.ru/2022_2/23/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-23


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 22.04.2022
Просмотров: 159