Архитектон: известия вузов. №2 (78) Июнь, 2022
Теория архитектуры
Медведева Татьяна Александровна
аспирант кафедры градостроительства, старший преподаватель кафедры водопользования и экологии.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
главный специалист Департамента капитального строительства ТГК-1
Россия, Санкт-Петербург, e-mail: medvedevatatiana@mail.ru
Гранстрем Мария Александровна
кандидат архитектуры, доцент, доцент кафедры истории и теории архитектуры.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Россия, Санкт-Петербург, e-mail: arch_project@bk.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ НА НАРУШЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В СИСТЕМЕ УМНОГО ГОРОДА
УДК: 72.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-7
Аннотация
Анализ проблематики формирования искусственных ландшафтов в системе «умный город» позволяет определить ключевые методы оптимизации нарушенных территорий: метод создания объемно-планировочных акцентов на искусственном рельефе с целью обеспечения материальной основы для внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) парков различного назначения на НТ в УГ»; метод преобразования девастированной территории посредством строительства подземных, обвалованных и наземных капитальных объектов с озелененными кровлями и террасами; метод внедрения информационно-коммуникационных технологий в ландшафтных мостах.
Ключевые слова: умный город, модульные системы инфраструктуры умного города, нарушенные территории, сквозные сетевые технологии в градостроительстве, методы градостроительного преобразования нарушенных территорий
Введение
Проблемы девастированных территорий мегаполисов требуют особого планировочного подхода к санации и ревитализации в соответствии с направлениями градостроительного развития [1]. Предметом исследования являются территории мегаполисов и крупнейших городов, нарушенные в результате хозяйственной деятельности человека. Это определенный тип территорий, поврежденных в результате складирования техногенных грунтов, в границах которых часто расположены полигоны ТБО. Важным в оптимизации таких территорий является метод формирования искусственных рельефов [2].
Кроме дополнительных рекреационных зон, пешеходных связей и велодорожек, такие объекты могут открыть новые возможности для транзита инженерных сетей, восполнить дефициты окружающих территорий как объектов несущего каркаса инженерной инфраструктуры управления отходами, а также в качестве значительного ландшафтного компонента компенсационного озеленения (далее – модульные системы инфраструктуры умного города МС ИУГ).
Методика исследования представляет собой изучение проектных материалов и литературных источников; материалом для работы послужили картографические, статистические материалы и электронные ресурсы, касающиеся территорий исследуемого типа, а также работы В.Я. Дрозда, Н.В. Коньшиной, Ф.Д. Мубаракшиной, В.А. Нефёдова, Г. Груба, С.П. Заварихина., В.С. Теодоронского, Е.Д. Сабо, В.А. Фроловой, В.В. Алексашиной в сфере ландшафтной архитектуры и градостроительства. Данная статья является результатом исследований в рамках серии семинаров и BIM-чемпионатов СПбГАСУ «Умный город».
Характер исследования определил цель данной статьи: изучить существующие подходы к преобразованию нарушенных территорий и наметить перспективные методы в связи с необходимостью развития ОПР внедрения ИКТ в умном городе. Данная цель достигается решением следующих задач: рассмотреть планировочные особенности и предпосылки предмета исследования, влияющие на методы создания ОПР внедрения ИКТ в умном городе.
Состояние городской среды, к которому применимо понятие «умный город», невозможно описать исключительно в терминах, относящихся к сквозным сетевым (ССТ) и инженерно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Понятие «умный город» не может быть применимо к системе окопов, оснащенных современными видами связи. Эта гипербола иллюстрирует имеющееся ошибочное представление о том, что урбосреда (в том числе и подземное пространство) уже в настоящем организована в соответствии с научно обоснованными нормативами. Применительно к проблеме формирования искусственных ландшафтов и искусственных рельефов на нарушенных территориях следует заметить, что, напротив, причиной их депрессивного состояния стало нарушение научно обоснованных нормативов по проектированию, строительству и эксплуатации. Территории, обладающие характерными чертами депрессивной урбосреды [3] (девастированные, неблагополучные, деструктивные, загрязненные и т.д.), обозначаются различными терминами, что осложняет профессиональную междисциплинарную коммуникацию.
Говоря об умном городе, следует отметить, что все мероприятия ИКТ необходимо связать, в первую очередь, с необходимостью решения задач преодоления причин депрессивности территорий. Наиболее ярким примером подобных нарушений являются территории вредных предприятий, свалок и ПТБО с недопустимым режимом эксплуатации очистных сооружений.
Анализ примеров аналогичных территорий учитывает различные аспекты формирования умного города – экологический, архитектурно-градостроительный, инновационный, научно-технический, социально-экономический.
Поскольку задача санации загрязненных участков городской среды становится одной из приоритетных, постольку проблематику формирования искусственных ландшафтов на нарушенных территориях в умных городах планируется рассматривать с точки зрения создания системы управления городскими отходами (ТБО и др.). В качестве иллюстрации перспективных методов формирования искусственных рельефов в умном городе предложены ситуации, где были бы желательны ландшафтно-пешеходные мосты, объединенные с системами очистных, перерабатывающих отходы промышленных предприятий на нарушенных территориях ПТБО [4] (табл.1).
Таблица 1
Примеры методов преобразования территорий,
девастированных в результате перемещения грунта и складирования отходов
Возможности развития технологически обоснованных функциональных связей в объемно-планировочной организации искусственных ландшафтов проиллюстрированы на примерах многофункциональных объектов (табл. 2) из мирового опыта.
Таблица 2
Примеры методов преобразования нарушенных территорий
методом создания объемно-планировочных акцентов искусственного рельефа
Итак, проблемы девастированных территорий мегаполисов требуют особого планировочного подхода к санации и ревитализации, к определению приоритетных направлений градостроительного развития в увязке с проблематикой депрессивной урбосреды.
Логика преобразований должна коснуться не отдельных участков, а достаточно обширных территорий. Устаревшие городские сооружения санитарной очистки включаются в систему искусственных ландшафтов, становясь ключевыми объектами инфраструктуры управления отходами умного города.
Очевидно, что ИКТ умного города, обеспечивающие обмен информацией между разнообразными межотраслевыми системами, подобно нервным клеткам биологических организмов должны получить объемно-пространственное выражение (ОПР) в среде населенных пунктов. В этой связи ландшафтные мосты в виде эстакадных пешеходных связей могут создать объемно-пространственные системы, выполняющие ряд коммуникативных и инженерных функций умного города, обогащая архитектурную среду. [4]. Тот факт, что в связи со значительным увеличением доли жилого капитального строительства земли населенных пунктов подошли почти вплотную к территориям полигонов ТБО, неоспоримо влияет и на изменение научной концепции сохранения объемно-пространственной идентичности городов. Поиск новых безопасных алгоритмов обращения с отходами зачастую приводит к строительству вблизи полигонов ТБО крупномасштабных диссонирующих объектов.
Выводы
Анализ проблематики формирования искусственных ландшафтов в системе «умный город» позволяет выявить следующие методы:
1. Метод создания объемно-планировочных акцентов на искусственном рельефе с целью обеспечения материальной основы для внедрения ИКТ парков различного назначения на НТ в умном городе.
2. Метод преобразования девастированной территории посредством строительства подземных, обвалованных и наземных капитальных объектов с озелененными кровлями и террасами.
3. Метод внедрения ИКТ в ландшафтных мостах.
Обозначенные методы демонстрируют актуальность включения в искусственные ландшафты модернизированной системы объектов инфраструктуры управления отходами (ОИУО). В контексте заявленной темы «Умный город» архитектурным воплощением данных систем будут являться двухуровневые мосты, способные восполнить инфраструктурные дефициты нарушенной территории и прилегающих участков при взаимной увязке технико-экономических показателей [4]. Приоритетным является экологический аспект. Преобразование территорий происходит путем включения в искусственные ландшафты модернизированной системы ОИУО.
Кроме дополнительной площади для отдыха, организации пешеходных связей, такие объекты могут открыть новые возможности для транзита инженерных сетей, информационно-коммуникационных систем умного города. Объемно-планировочные решения (ОПР) двухуровневых мостов теоретически должны восполнить дефициты окружающих территорий [5]. Мосты как система искусственных ландшафтов должны создаваться как система объектов несущего каркаса инженерной инфраструктуры управления отходами, а также в качестве значительного ландшафтного компонента компенсационного озеленения. Ландшафтные мосты в виде эстакадных пешеходных связей над системами гидроботанических площадок (ГБП) должны стать объемно-пространственными системами, выполняющими ряд коммуникативных и инженерных функций умного города, обогащая архитектурную среду [6].
При таких подходах к проблематике формирования система искусственных ландшафтов будет способствовать созданию особых социокультурных сценариев обращения с ТБО в Российской Федерации и других странах.
Библиография
1. Медведева, Т.А. Некоторые причины возникновения депрессивных территорий / Т.А. Медведева // Перспективы науки. – 2020. – №3(126). – С.62.
2. Лелина, В.И. Проблемы охраны памятников индустриального зодчества в условиях действующих предприятий Санкт-Петербурга / В.И. Лелина // Петербургские чтения 98-99. – СПб., 1999. – С. 689 – 692.
3. Серый пояс. Преобразование. Международный архитектурно- градостроительный конкурс на концепцию преобразования южной части территории исторического селитебно-промышленного пояса Санкт-Петербурга. – СПб.: Балтикум, 2016. – 179 с., ил.
4. Медведева, Т.А. Перспективы развития BIM-технологий проектирования для создания комплексной методики обращения с отходами / Т.А. Медведева // V Всерос. науч.-практ. конф. СПбГАСУ. – СПб., 2018. – С.83–90.
5. Заварихин, С.П. Санкт-Петербург. Архитектурные сюжеты / С.П. Заварихин. – СПб.: СПбГАСУ, НП-Принт, 2012. – 447 с.
6. Гранстрем, М.А. Реальны ли научные методы реконструкции фрагментов исторических городов / М.А. Гранстрем // Архитектурный альманах. Вып.1. – СПб.: НП-Принт, 2016. – C. 71–78.
Ссылка для цитирования статьи
Медведева Т.А., Гранстрем М.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ НА НАРУШЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В СИСТЕМЕ УМНОГО ГОРОДА[Электронный ресурс] / Т.А. Медведева, М.А. Гранстрем // Архитектон: известия вузов. – 2022. – №2(78). – URL: http://archvuz.ru/2022_2/7/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-7
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная