Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (81) Март, 2023

История архитектуры

Базилевич Михаил Евгеньевич

кандидат архитектуры, 
профессор Высшей школы архитектуры и градостроительства.
Тихоокеанский государственный университет,

Россия, Хабаровск, e-mail: mikhailbazilevich@gmail.com

Модерн Сергея Венсана. Петербург, Владивосток, Харбин

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/19904126_2023_1(81)_10

Аннотация

В статье отражены промежуточные результаты научного исследования, проводимого в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований «Архитектурный образ Родины: Будапешт, Петербург, Харбин. Европейские и национальные (локальные) аспекты в русской и венгерской архитектуре – сравнительное исследование рубежа XIX – начала XX в.». На примере творчества одного из известных дальневосточных архитекторов, гражданского инженера, общественного деятеля, выпускника петербургского Института гражданских инженеров Сергея Александровича Венсана рассматриваются процессы развития стиля модерн в архитектуре Восточных окраин Российской Империи. Приводятся краткие биографические сведения, касающиеся образовательной подготовки С.А. Венсана, отмечаются основные этапы его творческо-профессионального пути. Анализируются объекты, построенные по проектам зодчего в Петербурге, Владивостоке и Харбине. Рассматриваются процессы трансформации стилистики модерна в творчестве мастера от рационального в первых постройках до более выразительного и ориентального в его поздних работах. Отмечается вклад архитектора в развитие архитектуры и железнодорожной инфраструктуры региона в период его начального освоения, а также влияние профессиональной деятельности С.А. Венсана на развитие Харбина в период эмиграции

Ключевые слова: модерн, Институт гражданских инженеров, Владивосток, Харбин, Венсан, КВЖД

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ и РЯИК в рамках научного проекта № 21-512-23004

Источниковая база

Работа проведена с опорой на ряд научных и научно-популярных трудов российских ученых, затрагивающих некоторые аспекты заявленной в статье темы.

Общие вопросы развития архитектуры модерна рассматриваются в фундаментальных исследованиях В.С. Горюнова [1], Б.М. Кирикова [2], Е.И. Кириченко [3], М.В. Нащокиной [4], М.П. Тумбли и А. Сант-Элиа [5], Фар-Беккера Габриелле [6] Б. Хиллера [7] и других именитых теоретиков и историков архитектуры. Изучению региональных аспектов развития данного стиля на Дальнем Востоке посвящены работы Н.П. Крадина [8], А.А. Артемьевой [9], Л.Е. Баклыской [10].

Монографии Н.П. Крадина [11], С.С. Левошко [12], Н.Е. Козыренко, А. П. Иванова, Ян Хунвэя [13] дают подробное представление о градостроительном, архитектурном и культурном развитии городов восточных окраин Российской Империи, в них атрибутирован и описан ряд памятников архитектуры, относящихся к стилю модерн.

Подробности биографии С.А. Венсана выявлены автором в результате работы в Российском государственном историческом архиве, Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и Государственном архиве Хабаровского края. Некоторые аспекты творческой деятельности этого архитектора ранее рассматривались дальневосточными исследователями, а также автором настоящей публикации [14–16].

Тем не менее, несмотря на достаточно широкий круг существующих работ, многие страницы творческой биографии С.А. Венсана до сих пор остаются слабо изученными. Отсутствуют обобщающие работы, позволяющие оценить трансформацию взглядов и творческих подходов архитектора и значение его наследия как части архитектуры дальневосточного модерна.

Введение

Формотворческое и идейное разнообразие архитектуры модерна до сих пор привлекает внимание исследователей мирового зодчества. Широкое распространение этого стиля, связанное на рубеже XIX–XX вв. с поиском новых подходов к построению и оформлению планировочных и фасадных композиций, значительно обогатило архитектуру многих стран и регионов, в каждом из которых данное явление имело свои уникальные и в то же время легко узнаваемые черты. Не был исключением и Дальний Восток куда идеи модерна пришли вместе с петербургскими архитекторами и инженерами, приезжавшими в регион для строительства новых городов, линий путей сообщения и объектов транспортной инфраструктуры.

В рамках данной публикации рассмотрим эволюцию архитектурного языка одного из выдающихся мастеров дальневосточного модерна Сергея Александровича Венсана, работавшего в разные годы в Петербурге, Владивостоке и Харбине.

Историческая справка

Сергей Александрович Венсан родился 31 декабря 1873 г. в семье архитектора, надворного советника Альфонса (Александра) Гекторовича Венсана. Имел трех братьев и двух сестер. Данные о раннем периоде жизни отсутствуют. Установлено, что, как и его старший брат Александр, С.А. Венсан обучался в петербургском Институте гражданских инженеров (ИГИ). В 1899 г. после окончания курса наук по первому разряду С.А. Венсан несколько лет работал в Петербурге, где состоял на службе в Министерстве внутренних дел и выполнял проекты по частному заказу. В 1904 г. он был назначен на должность архитектора Полтавского губернского земства. В 1909 г., после смерти жены, архитектор отправился на Дальний Восток, где сначала три года работал в должности техника в Раздольнинской войсковой строительной комиссии в Приморье. Новый этап в жизни С.А. Венсана начался в 1911 г. с зачислением на службу на КВЖД, где он сначала некоторое время работал инженером для технических занятий конторы Уссурийского отделения службы пути, после чего архитектором, а затем инженером технического отдела КВЖД. С этого времени архитектор проживал в Харбине, где по его проектам построены многие здания. В 1926 г. С.А. Венсан был командирован на юг Китая для ознакомления с китайским стилем железнодорожных и других построек. В течение многих лет являлся постоянным членом Железнодорожного собрания, принимал участие в деятельности Коммерческого собрания. В процессе начального периода строительства Харбина вел дневниковые записи, фиксируя все наиболее важные события и этапы строительства города, особенно его первых районов (Старый Харбин, Новый город). В 1931 г. по болезни уволен от службы*.

Постройки в Петербурге

В Адмиралтейском районе северной столицы сохранились два доходных дома, построенных по проектам С.А. Венсана. Первый из них находится на ул. Лабутина (ранее Прядильная) и датирован 1903 г. Трехэтажный прямоугольный в плане кирпичный объем сооружения встроен в сплошную линию брандмауэрной застройки улицы. С архитектурной точки зрения интерес представляет только главный фасад, в пластике которого отчетливо читаются мотивы рационального модерна. Вытянутые прямоугольные и лучковые окна в уровне второго и третьего этажа, подчеркнутые сандриками с замковыми камнями в сочетании с подоконными вставками со схематизированным изображением ионической капители задают строгий ритм фасадной композиции. В юго-западной части здания в уровне первого этажа выполнен проезд во двор, что является характерным для фасадной застройки Петербурга данного периода (рис. 1).

Рис. 1. Доходный дом по ул. Лабутина в Санкт-Петербурге. Арх. С.А. Венсан. 1903.
Источник: https://photo.gradpetra.net/views/37419.html 

Второй доходный дом построен в 1904 г. на ул. Подольской и имеет схожее объемное и смысловое решение. Пятиэтажный кирпичный блок с арочным проездом во двор является частью сплошного уличного фасада. Архитектура объекта сдержанна и лаконична. Характер рационального модерна проявляется как на уровне объема в целом, так и в графичной прорисовке его единственного проработанного фасада. Подобным образом архитектор, очевидно, стремился отразить простоту конструктивной системы здания. Фасадная плоскость расчерчена горизонтальными поясами, а вертикальные линии вытянутых окон с разным для каждого уровня декоративным оформлением задают динамику и демонстрируют устремленность ввысь. Отличительной особенностью объекта является широкий карниз, украшенный кронштейнами и лепниной растительного мотива, а также декоративными масками, акцентирующими юго-восточный угол задания (рис. 2).

Рис. 2. Доходный дом по ул. Подольской в Санкт-Петербурге. Арх. С.А. Венсан. 1904.
Источник: https://www.citywalls.ru/house12519.html 

Для Петербурга с его выразительной парадной застройкой подобные здания не являются уникальными, но в то же время они представляют значительный интерес как первые пробы пера и попытки поиска собственного архитектурного языка будущего мастера, чей талант в полной мере проявится на Дальнем Востоке.

Коммерческое училище во Владивостоке

Важной с профессиональной точки зрения стала победа С.А. Венсана в творческом конкурсе на разработку проекта Коммерческого училища во Владивостоке, проходившего 1910 г. Здание было построено в 1913 г. на ул. Нагорной (Суханова). Как и петербургские постройки архитектора, сооружение выстроено в формах рационального модерна, однако отличается большей свободой формообразования. Выразительность объемно-пространственного решения достигнута за счет ассиметричного размещения разновеликих ризалитов, увенчанных фронтонами разной формы. Главный вход расположен в наибольшем ризалите и дополнительно акцентирован мощным порталом. Декоративные башни, увенчанные пинаклями, фланкируют полуциркульный дверной проем, подчеркнутый архивольтом. Все фасады имеют равнозначное пластическое решение. Широкие оконные проемы с заоваленными и лучковыми завершениями контрастируют с лишенными декора узкими простенками, карниз и парапет здания отличает обилие мелких декоративных элементов – сухарики, трехгранные стрелковидные пинакли. Стены ризалитов, лишенные окон, украшает раскреповка, выполненная в виде имитации ниш, зубцов и спускающихся от них вертикальных бороздок. Данный прием мастер уже использовал ранее при разработке фасада одного из своих доходных домов в Петербурге, однако во Владивостоке ему удалось добиться более выразительного эффекта.

В начале XX в. сооружение, находившееся на вершине одного из владивостокских холмов, отлично просматривалось со всех сторон. В настоящее время большая часть его объема скрыта за высокими деревьями, тем не менее здание до сих пор сохраняет доминирующее положение в застройке ул. Суханова (рис. 3).

а – первоначальный вид, фото начала ХХ в.

б – современное состояние. Фото М.Е. Базилевича

Рис. 3. Коммерческое училище во Владивостоке. Арх. С.А. Венсан. 1913

Согласно проекту С. А. Венсана, в училище разместились 12 учебных классов, 3 кабинета, отдельный рисовальный класс, библиотека, гимнастический зал и столовая на 200 мест. В оформлении интерьеров использовались дорогие древесина и плитка, потолки украшала лепнина, а в холлах были установлены кованые лестницы. Кроме того, училище было оборудовано по последнему слову техники: в нем имелись собственная электростанция, телефон, организованы водоснабжение и канализация. В 1923 г. Коммерческое училище преобразовали в промышленно-экономический техникум, а в 1936 г. передали в распоряжение Приморского управления НКВД. В результате поздних перепланировок были утрачены многие красивые детали интерьера и элементы оборудования. С 2010 г. в нем размещается филиал Дальневосточного федерального университета.

Постройки в Харбине

Работая на северо-востоке Китая, С.А. Венсан успешно совмещал службу на строительстве КВЖД с частной архитектурной практикой. Его постройки в Харбине в большинстве своем отражают характерный для начала XX в. новый архитектурный стиль модерн. Высокое качество строительства, оригинальность объектов и их яркие архитектурные достоинства стали результатом того, что все его крупные работы сегодня включены в реестры памятников архитектуры.

Одной из наиболее известных работ С.А. Венсана в Харбине является трехэтажное здание гостиницы «Модерн», построенное в 1913 г. на центральной улице района Пристань – Китайской. Первоначально здание имело Г-образную в плане форму и акцентировало угол квартала. Впоследствии к нему была достроена еще одна Г-образная часть, а в дальнейшем выполнены и другие пристройки, таким образом, в настоящее время здание занимает полностью весь квартал и имеет в плане форму каре. «Модерн» стал первым в городе отелем европейского класса, и до сих пор является одной из визитных карточек исторической части города. Уличные фасады здания равноценны. В их богатой пластике особое внимание привлекают плавные очертания декоративных аттиков, округлые формы окон и детали с характерной для стиля модерной прорисовкой (рис. 4). В разработке некоторых архитектурных деталей С.А. Венсан вновь использовал полюбившийся ему прием с вертикальными полосами, но на этот раз в двух вариантах – в виде бороздок на парапетных столбиках и кронштейнах и в виде выступов над окнами второго этажа.

Рис. 4. Здание отеля «Модерн» в Харбине. Арх. С.А. Венсан. 1913

Еще один выразительный образец архитектуры модерна в творчестве С.А. Венсана – здание харбинского отделения японской компании Тайтачи Лимитед, построенное в 1919 г. на углу ул. Сквозной и Участковой в районе Пристань. Это Ш-образное в плане трехэтажное сооружение со сложной проработкой уличных фасадов долгое время являлось градостроительной доминантой в застройке квартала. Срезанный угол здания, выходящий на перекресток, украшал высокий башнеобразный объем, придававший общему силуэту особую экспрессию и монументальность. Со временем он был утрачен, а вокруг здания выросли постройки большей этажности, в результате чего оно утратило свое доминирующее значение (рис. 5). Пластика фасадов сохранилась в первозданном виде. Сдержанная асимметрия объемов, плавные линии и ориентальные орнаменты декора показывают не только высокий уровень мастерства архитектора, но позволяют понять его видение архитектуры модерна.

а – первоначальный вид

б – современное состояние

Рис. 5. Здание отделения японской компании Тайтачи Лимитед в Харбине. 1919. Арх. С.А. Венсан

В том же году по проекту С.А. Венсана было построено здание Гиринского дипломатического бюро. Это двухэтажное сооружение имеет симметричную композицию плана и главного фасада, что не слишком характерно для модерна с его асимметрией планировочных и фасадных композиций. Однако черты стиля угадываются в завершении осевого ризалита, волнообразных линиях карнизов и очертаниях окон. Общую симметрию плана несколько сбивает лестница, пристроенная на фланге дворового фасада (рис. 6).

Рис. 6. Здание Гиринского дипломатического бюро в Харбине, 1919. Арх. С.А. Венсан

В Харбине в модерне по проектам С.А. Венсана построены также здания Китайской таможни (снесено в 1997 г.) и Акционерного общества (позже в нем располагалось консульство Дании), имеющие определенное смысловое и стилистическое сходство в части построения объемно-планировочных и фасадных композиций, раскреповки стен и использования плавных линий в прорисовке аттиков (рис. 7, 8).

Рис. 7. Здание Китайской таможни в Харбине. Не сохранилось. Арх. С.А. Венсан

Рис. 8. Здание Акционерного общества в Харбине. 1921. Арх. С.А. Венсан

Долгие годы занимаясь архитектурной практикой, С.А. Венсан работал не только в модерне. Характерный для классицизма принцип симметрии фасадов был взят мастером за основу при разработке проекта особняка японского консула на ул. Новоторговой в 1921 г. Интересный образец кирпичной промышленной архитектуры представляет спроектированный им производственный корпус фабрики Лопато. Однако именно модерн стал для С.А. Венсана основным стилем, прошедшим центральной линией через все его творчество.

Заключение

В 1931 г. С.А. Венсан был уволен от службы в связи с болезнью, а в 1937 г. в харбинских газетах появились некрологи о его смерти. Анализ творческо-профессиональной деятельности С.А. Венсана показывает, что он на протяжении 25 лет достойно представлял петербургскую школу гражданских инженеров на Дальнем Востоке. Работая преимущественно в стилистике модерна, мастер сумел значительно обогатить архитектуру региона выразительными постройками, ставшими со временем памятниками истории и культуры. Представление С.А. Венсана о самом стиле со временем менялись. Первые постройки архитектора просты и рациональны, а элементы модерна читаются лишь на уровне отдельных деталей. Для более поздних построек характерна свобода формотворчества, обилие деталей и ориентальных мотивов.

Примечание

*РГИА. Ф. 323. Оп. 9. Д. 822; ЦГА СПб. Ф. 184. Оп. 3, Д. 664, 665; ГАХК. Ф. 830. Оп. 3. Д. 5577

Библиография

1. Горюнов, B.C. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера / B.C. Горюнов, М.П. Тубли. – СПб.: Стройиздат, С-Петерб. отд-е, 1992. – 360 с.

2. Кириков, Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома / Б.М. Кириков. – СПб.: Коло, 2006. – 576 с.

3. Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века в России / Е.И. Кириченко.– М.: Искусство, 1986. – 344 с.

4. Нащокина, М.В. Московский модерн / М.В. Нащокина. – М. : Жираф, 2003. – 560 с.

5. Тубли, М.П. Антонио Сант-Элиа: от модерна к футуризму // Архитектура мира. Мат-лы конф. «Проблемы истории архитектуры». – М., 1992. – Вып. 1. – С. 131–138.

6. Фар-Беккер, Габриеле. Искусство модерна. Konemann Verlagsgesellschaft mbH / Габриеле Фар-Беккер. – Köln, 1996. На русском языке, 2000. – 425 с.

7. Хиллер, Б. Стиль XX века / Б. Хиллер. – М. : Слово/Slovo, 2004. – 235 с.

8. Крадин, Н.П. Модерн в творчестве русских архитекторов-эмигрантов в Китае // Новые идеи нового века : мат-лы пятой Междунар. науч. конф. ИАС XI ТУ. – Хабаровск, 2005. – С. 37–42.

9. Артемьева, А.А. Модерн в архитектуре дальневосточных городов: дис. … канд. искусствоведения / А.А. Артемьева. – Хабаровск, 2007. – 177 с.

10. Баклыская, Л.Е. Восток и запад в дальневосточной архитектуре / Л.Е. Баклыская. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2015. – 165 с.

11. Крадин, Н.П. Харбин – русская Атлантида: Очерки / Н.П. Крадин / Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТАГ РААСН). Тихоокеанский гос. ун-т (ТОГУ). – Хабаровск: КГУП, 2010.

12. Левошко, С.С. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX – первая половина XX вв. / С.С. Левошко. Хабаровск: Частная коллекция, 2003. – 170 с.

13. Градостроительное наследие Харбина / Н. Е. Козыренко, А. П. Иванова, Ян Хунвэй. – Хабаровск: изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. – 207 с.

14. Крадин, Н.П. Петербургский архитектор Венсан в Харбине / Н.П. Крадин // Вести Союза архитекторов России. – 2003. – №1(16). – С. 42–47

15. Толкачева, А.А. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ [Электронный ресурс] / А.А. Толкачева //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/2018_4/16 

16. Базилевич, М.Е. Сергей Александрович Венсан – архитектор здания Коммерческого училища во Владивостоке / М.Е. Базилевич // Пятые архивные научные чтения имени В. И. Чернышевой : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Культурно-историческое наследие Дальнего Востока: сохранение, использование, популяризация». – Хабаровск, 2015, с. 74–76.

Ссылка для цитирования статьи

Базилевич, М.Е. Модерн Сергея Венсана. Петербург, Владивосток, Харбин [Электронный ресурс] /М.Е. Базилевич //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №1(81). – URL: http://archvuz.ru/2023_1/10/  – doi: 10.47055/19904126_2023_1(81)_10


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 16.01.2023
Просмотров: 186