Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (81) Март, 2023

Теория архитектуры

Анисимова Людмила Владимировна

кандидат архитектуры, профессор.
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет.

Россия, Москва, e-mail: anisimovalv@yandex.ru

Акеел Аиех

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Л.В. Анисимова
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет.

Россия, Москва, e-mail: ayaakeel95@gmail.com

Философия идентичности архитектуры торговых центров Сирии

УДК: 721
DOI: 10.47055/19904126_2023_1(81)_4

Аннотация

Статья посвящена исследованию пространственной структуры и адаптивности архитектуры древних восточных базаров Сирии. С помощью метода историко-генетического анализа архитектуры исторического рынка Алеппо выявлены устойчивые элементы системы, позволяющие сохранять стабильность развития объекта на протяжении нескольких веков. Выявлено пространственное сопряжение и функциональное наполнение, а также их взаимосвязь и сменяемость функций. Использование современных строительных технологий при строительстве торгово-развлекательных центров Сирии, в сочетании со знаниями по сохранению признаков идентичности, позволит создать инновационный продукт способный устойчиво развиваться в современном динамичном мире. Особенно актуально это в условиях кризиса, нестабильности и неопределенности ХХI века. Новое прочтение идентичности и культурной преемственности, демонстрирующей на протяжении веков принципы устойчивого развития, позволит решить проблему востребованности ТРЦ в Сирии в период восстановления страны.

Ключевые слова: торгово-развлекательный центр, концепция палимпсеста, структурный элемент коммерческого пространства, транзитное общественное пространство

Введение

Торговля, являясь локомотивом мировых экономик, привлекает новаторов архитектурных исследований к изучению современных методов организации коммерческих пространств. Архитектура торговых центров в последнее десятилетие претерпевает ряд преобразований, связанных с изменением в технологии торговли и хранения. Однако торговые центры во все времена являются не только пространством, где совершается покупка и продажа товара, но и идеальным местом для налаживания социальных контакто, и расширения возможностей для свободного времяпрепровождения. Тенденции в организации современных торговых пространств смещаются в сторону предоставления мультифункциональных услуг в сфере отдыха и социального взаимодействия людей. Появление нового поколения людей, предпочитающих использовать современные онлайн технологии, также вносит свои корректировки в технологию торговли. Покупка через интернет-портал оказывается более комфортной, чем поиск нужного товара в крупном торговом центре.

Пандемия Covid и длительная изоляция людей продемонстрировала всему миру устойчивое стремление к личным контактам и встречам. Торговые центры, в которых доля общественных пространств велика, стали местами притяжения населения после отмены ограничений. Совершенно очевидно смещение акцентов в разработке архитектурных концепций торговых центров в сторону их мультифункционального использования. Так возникла концепция торгово-развлекательного центра, где доля торговых пространств замещается мультифункциональным использованием в виде деловых и развлекательных зон.

В Сирийской Республике торговые центры, перенявшие европейскую архитектурно-планировочную модель, стали клонами европейских торгово-развлекательных центров, со всеми недостатками этих моделей. Особенно они проявляются в условиях жаркого климата. Отмечается необходимость искусственного проветривания многоэтажных комплексов, перегрев и высокие затраты энергии, связанные с кондиционированием, отсутствие естественного света и зелени, а также конструктивная ограниченность и замкнутость пространства. Все эти недостатки обострились в период экономического кризиса и спада потребительского спроса.

В условиях кризиса, нестабильности и неопределенности в ХХI в. возникает новое прочтение идентичности и культурной преемственности, демонстрирующей на протяжении длительного времени принципы устойчивого развития [1]. Сирийские традиции организации торговых комплексов своими корнями уходят в глубокую древность. Опора на традиционные ценности становится основой создания более гибких и адаптивных проектов, учитывающих экологические и климатические особенности места, культуру общения, позволяет формировать стабильные социальные, экономические и пространственные системы [1].

Цель данного исследования – выявление общих закономерностей и индивидуальных особенностей архитектуры древних рынков Сирии для определения современных планировочных средств выражения философии идентичности в архитектуре.

Материалы и методы

Авторами проведен комплексный историко-генетический анализ преимуществ пространственных решений мультифункциональных пространств рынков аль-Медины и аль-Хамидии. Исследование включает изучение архивных, библиографических и литературных материалов, охватывающих развитие функциональной и планировочной структуры рынков Алеппо начиная с XVI в. до настоящего времени, а также рынков Дамаска с 1780 г. до современности. Проводились натурные обследования сохранившихся построек и фотофиксация. Исторические этапы развития рассматриваются с точки зрения изменения планировочной структуры объекта и схемы функционального зонирования.

Алеппо – крупнейший город Сирии, экономический и промышленный центр, расположенный на северо-западе страны, один из древнейших городов мира. По данным UNISCO, возраст города составляет 12 200 лет. Алеппо был главным центром торговли между странами Востока и Запада. В османскую эпоху (1516–1918) основные консульские задачи также выполнялись здесь. Алеппо представлял собой самую протяженную и самую старую в мире сеть арабских крытых базаров, отличающихся вместимостью и многофункциональностью. На протяжении веков эти рынки играли заметную роль в экономической, коммерческой и туристической истории города. Название Алеппо вызывает в воображении образы изобилия товаров, которые можно найти на городских рынках – от специй и традиционных сладостей до текстиля, ковров и знаменитого мыла Алеппо. Базары росли по мере того, как широкие улицы эллинистического города были разделены по всей длине на длинные и узкие проходы, рыночные площади и перекрыты высокими арками. Между деревянными витринами магазинов находились входы в более крупные здания. Функциональную начинку рынков составляли частные склады и мастерские, общественные пространства в виде площадей, магазинов, а также бани, и консульства европейских стран.

Значительно расширенный во времена Османской империи, начиная с шестнадцатого века, базар для жителей Алеппо всегда был местом не только торговли, но и социального и культурного обмена [3]; здесь было сосредоточено промышленное и ремесленное производство, а также сеть гостиниц, общепита и сакральная функция мечети. Традиционно это было мультифункциональное пространство. Территория рынка занимает 16 га площади города, длина его с ответвлениями составляет более 13 км. Рынок имеет многоуровневую структуру. Сегодня главный рынок Алеппо вмещает 15 000 магазинов, от Баб Антиохии до Сук аз-Зарб. Многие из этих зданий сосредоточены в центральном коммерческом районе аль-Мадине. Пространство рынка развивается вокруг Большой мечети Омаядов с двух сторон главной магистрали, соединяющей Баб Антакию на западе с периметром Цитадели на востоке. На этом протяжении в состав главного рынка входит около 35 сук, 20 ханов и несколько кайсарий, причем самые старые его части относятся к периоду мамлюков и расположены к югу и востоку от Большой мечети. Для понимания структуры главного рынка разъясним, что такое сук, хан и кайсария.

Сук (арабское название рынка) представляет собой комплекс кварталов, в каждом из которых располагаются ремесленники определенной специальности. То есть это небольшой специализированный рынок, относящийся к конкретному кварталу, где кроме торговли и ремесленной деятельности, на открытых площадях перед народом выступали артисты, рассказчики сказок, поэты и танцоры.

Например, Сук аз-Зарб расположен на восточной оконечности центральной коммерческой зоны аль-Медины. Вход в него начинается по периметру Цитадели. Вытянутый с востока на запад, он насчитывал около 65 лавок. Восточная часть сука датирована поздним османским периодом, однако северный ряд его западной части, примыкающий к Хан Хайер-Беку, был построен в начале пятнадцатого века, а затем перекрыт, чтобы соединиться с более беспорядочно расположенными магазинами в южном ряду. Это исторически и архитектурно ценный крытый сук, который демонстрирует, что в восточной культуре существует сильное сопротивление против пришедших с запада методов строительства [4].

Основание городского рынка относится к 312 г. до нашей эры. Каждый из веков пристраивались те торговые или развлекательные функции, которые были актуальны на данный период, невостребованные функции постепенно отмирали. Магазины были построены по обеим сторонам прямой улицы, которая тянется между Баб Антакиа и храмом-цитаделью, куда паломники приходили в Алеппо, чтобы посетить великого бога Худа и Баб аль-Джинан (рис. 1а).

Рис. 1. Этапы постепенного пространственного развития рынка Сук аль-Мадины.
Схема авторов на основе карты https://www.esyria.sy/2010/09/ 

Строительство рынков Алеппо восходит к Нур Ад-Дин Занги, а затем расширилось в эпоху Айюбидов, в эпохи мамлюков и Османской империи. Одним из структурных элементов рынка аль Мадине является Сук аль-Мадина. Он вмещает 4000 магазинов и 40 гостиниц, а также старые бани и мечети. Помимо торговли здесь реализуется множество сценариев гражданской жизни сирийского общества. А о комфорте пребывания в уютной и прохладной атмосфере мягкого освещения в условиях жаркого климата стоит сказать отдельно (рис. 2).

Рис. 2. Этапы пространственного расширения рынка Сук аль-Мадина в Алеппо
Сост. авторами на основе  карт https://www.esyria.sy/2010/09/ 

Планировочная структура комплекса рынков складывалась постепенно, по мере необходимости достраивались необходимые здания, не уничтожая предыдущие постройки, каждый период развития оставлял свой отпечаток. Такое развитие пространства называется палимпсестом. В древности палимпсестом называли рукописи, написанные на пергаменте, уже бывшем в употреблении. Позже это понятие использовали средневековые мастера, когда по старым росписям в храмах писали новые. В архитектуре концепция палимпсеста реализуется в перестройках и достройкой одного и того же пространства с сохранением традиционной планировочной структуры. На протяжении многих веков рынок расширялся, не теряя первоначальной планировочной структуры. Достраивались и перестраивались отдельные его части, без нарушения целостности функционирования. Не актуальные на текущий период услуги уходили с рынка, замещаясь более современными и востребованными. А пространства рынка продолжали притягивать население города постоянно. Этот принцип эластичности и взаимозаменяемости пространственной структуры является актуальным и ныне (рис. 3).

Рис. 3 Функциональное зонирование рынка аль-Мадины. Схема авторов

Для удобства ориентации в пространстве рынка многие из суков имеют свою специализацию. Например, Сук ас-Сабун или рынок мыла, построен в начале XVI в. Это один из центров производства мыла в Алеппо. А вот Сук аль-Хирадж – место, где торгуют дровами и углем. На рынке Сук аль-Атик в основном собираются торговцы, которые торгуют кожей. Сук аль-Сакатия, который датируется III в. до нашей эры, простирается с востока на запад, на 113 м. Ширина улицы от 4,7–4,9 до 53 м. По бокам этой улицы расположены магазины различных деликатесов. Площадь магазина может быть как 18,9 м2,так и всего 7,9 м2 [2]. Это структурные элементы первого порядка, которые формируют отдельный сук. 

а) Сук аль-Мадина

б) Сук аль-Хирадж

с) Хан аш-Шунех

Рис. 4. Интерьеры рынка Источник: https://ru.wikipedia.org/ 

Так как основным строительным материалом древности был камень, планировочная структура галерей суков основана на конструктивной схеме с продольными и поперечными несущими стенами. Арочные своды возводились над пешеходной улицей, идущей вдоль лавок, там же находились отверстия для проникновения солнечного света и вентиляции (рис. 5). Это создавало комфортные условия прохлады в условиях жаркого климата как посетителям рынка, так и продавцам. Несмотря на ограничения, накладываемые конструктивной схемой, пространственная структура рынка была очень податлива и трансформируема, функциональное наполнение каждого магазина могло меняться в зависимости от спроса на товар, при этом общий архитектурный облик сохранял свою целостность даже при закрытии множества лавок.


а) внешний вид рынка аль-Сакатия


б) план рынка аль-Сакатия

Рис. 5 . Сук-аль-Сакатия.  Источник: Ibrahim, S. – https://cutt.us/UXjCU 

Торговые галереи компоновались вокруг открытых дворов разного размера в виде структурных элементов комплекса второго порядка, которые и образовывали сук. Из суков, ханов и кейсарий формировался комплекс первого порядка – большой рынок города. Следует отметить автономность и самостоятельность функционирования как отдельных элементов первого порядка (лавок и магазинов) так и отдельных структурных элементов большого комплекса рынка (суков, ханов и кейсарий).

Хан это также часть рыночного пространства, но более мелкий его структурный элемент. Он имеет несколько другую специализацию. Это не только место для коммерции, это место, где караванщики могли поесть и отдохнуть. На территории хана размещались гостиницы, точки общепита, бани и библиотеки. В одном из ханов расположена мамлюкская баня «Ялбуга», основанная 800 лет назад. Центральным ядром ханов также является открытый двор, где в прошлом путникам можно было оставить свое средство передвижения. В структуре ханов могли размещаться посольские дворцы.

Рынок Хан аль-Джумрук считается одним из крупнейших и наиболее важных ханов древнего Алеппо с точки зрения архитектурной формы и экономического значения. Начало строительства относится к XVI в. На рынке было 107 магазинов, текстильный торговый центр с 55 магазинами. Хан аль-Кади – один из старейших ханов Алеппо – создан в 1450 г. Хан аль-Булгур построен в 1472 г., здесь до начала ХХ в. размещалось Генеральное консульство Великобритании. В Хане ан-Наххасин, построенном в 1539 г., размещалось Генеральное консульство Бельгии. В настоящее время он известен своими магазинами обуви [3]. 

а) план Хана аль-Вазир и размещение
его в структуре сука

б) внешний вид площади

Рис. 6. Хан аль-Вазир.  Схема и фото авторов

Хан аль-Вазир представляет собой двухэтажный комплекс зданий площадью около 4100 м2, его пространство распределено вокруг центрального внутреннего двора. Внутренний двор отличается своим планом, близким к трапеции вместо квадратного или прямоугольного. Вход в хан расположен посередине западной стороны и ведет в вестибюль, в который выходят четыре лавки и две караульные комнаты. Комнаты глубокие, состоят из двух частей. Внутренняя секция предназначена для хранения вещей, а внешняя, включающая отопительную печь, предназначена для жилья или коммерческой деятельности. Куполообразный водоем находится в центре центрального двора. Помещения первого этажа расположены за галереями, проходящими вдоль северной, южной и восточной сторон хана. Эти галереи были построены с использованием двух разных систем. Широкие аркады перекрыты серией сводов, пересекающихся между собой. Хан ан-Наххасин объединялся с суком, простирающимся вдоль его восточной стороны. Строительство относится к 1553–1556 гг. Хан служил резиденцией консульства Венеции, занимавшего первый этаж. После закрытия консульства в 1798 г. оно, скорее всего, ограничивалось венецианскими торговыми домами, занимавшимися торговлей шелком и специями. Магазины на первом этаже хана превратились в очень активное торговое заведение, специализирующееся на оптовой торговле обувью и сумками.

Еще один Хан ас-Сабун, также известный как Аздумур, был построен мамлюкским эмиром Аздумуром Аль-Ашрафи во время его пребывания в Алеппо с 1484 по 1494 г. Хан расположен на северной границе крытых суков в аль-Мадине с видом на улицу Хан аль-Вазир. Это двухэтажное строение, пространство которого расположено вокруг центрального прямоугольного двора. Единственный вход в хан находится в его юго-восточном углу, и ведет через длинный вестибюль во двор. Хан ас-Сабун был одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов городских ханов мамлюков в Алеппо и первым крупным ханом, построенным в центральной коммерческой зоне аль-Мадина. В архитектурном отношении он очень ценен богатыми декоративными деталями на входном фасаде и северном фасаде, выходящем во двор.

Кайсария – это еще один из структурных элементов большого рынка. Название было заимствовано из греческого языка, как производное от слова кесарь. Использовалось оно для обозначения дворцов и роскошных зданий, в которых занимались как ремесленным производством, так и торговлей. Архитектурная форма аль-Кайсарии представляет собой группу лавок и ремесленных помещений, которые окружают открытый внутренний двор с фонтаном посередине. Часто композиционным центром кайсарии был колодец. Аль-Кайсарийят знаменит производством ткани ручного ткачества на деревянных ткацких станках, которыми всегда был известен город Алеппо.

Таким образом, каждый структурный элемент большого комплекса рынка имеет свою специализацию, при этом он функционально и в планировочном плане автономен и не зависим от остальных его частей. Это важное качество структурного построения является признаком идентичности сирийского торгового центра. Оно сохраняется и в более современных постройках других городских рынков. Рынок аль-Хамадия в Дамаске начинается у ворот дамасского храма Юпитера, и завершается на площади перед Великой мечетью Умайядов.

Первый этап строительства рынка начался в 1780 г. Второй этап – строительство – восточной части, она простиралась от рынка аль-Асруния до Баб аль-Барид. Время строительства совпало с царствованием султана Абдул Хамида II. В 1883-1884 гг. рынок был отремонтирован, а в 1884 г. сооружена деревянная крыша в стиле входа в западную дверь мечети Умайядов. Позже деревянная конструкция была заменена на металлическую в целях противопожарной защиты. Сейчас рынок полностью покрыт металлической конструкцией с небольшими отверстиями, через которые солнце проникает в интерьер в течение дня и осуществляется проветривание. Пол вымощен черным базальтом. Это транзитное пространство – любимое место встречи посетителей и туристов со всего мира. Рынок похож на европейский пассаж, но только внешне (рис. 7).


а) размещение рынка аль-Хамадия в Дамаске в структуре города

б) структурные элементы рынка



в) интерьер с кровлей из металлоконструкций

Рис. 7. Рынок аль-Хамадия в Дамаске. Схема авторов

Слева и справа от крытой улицы расположены двухуровневые магазины всех типов и категорий. Высота зданий, составляющих рыночное пространство, около десяти метров, а их фасады на первом этаже состоят из правильных колонн, каменных перекрытий и карнизов, а на втором этаже – окна старинного, традиционного характера, увенчанные простыми украшениями и карнизом. Пешеходное пространство покрыто металлической кровлей, образованной полукруглыми арками из кованого железа, расположенными на высоте десяти метров. Распределенные по всей площади металлического потолка небольшие отверстия, несущие естественное освещение, отражаются в виде лучей и теней на экспонатах внутри вестибюля под разными углами в течение дня. Рынки Сирии уникальны по распределению света. Игра естественного света создает как уникальную световую обстановку на рынке, так и благоприятный микроклимат. Толстые стены, покрытые каменными или металлическими арками, переулки и узкие улочки также помогают уменьшить количество солнечного света и сохранять прохладу днем и тепло ночью. Отверстия в кровле здания, освещающие пространство лучами солнечного света, работали прекрасно еще до появления электричества [1]. Так же как и все восточные рынки, базар аль-Хамадия состоит из множества более мелких структурных единиц. В нем находятся рынки: аль-Бузория; аль-Харик; аль-Тафадали; аль-Манахлия; аль-Асрония; аль-Кабакби; аль-Суружия; аль-Харир; аль-Тавил; аль-Муския; аль-Кишани; аль-Абаиат; аль-Суф; аль-Абаат [3].

Результаты

Исследование планировочной структуры исторических рынков Сирии подтверждает гипотезу о применении основных признаков идентичности в современных торговых комплексах, если рассматривать торговый комплекс как группу торговых объектов, павильонов (и других видов, входящих в торговый комплекс), объединенных общей коммуникационно-рекреационной структурой. Каждый из функциональных блоков торгового центра способен к самостоятельному функционированию [5].

Исторический опыт восточных торговых базаров демонстрирует интеграцию множества автономных торговых элементов разного уровня в структуре города, объединенных общим планировочным стержнем. Коммуникационно-рекреационное пространство (КРП) современных торговых комплексов – это каркас, определяющий структуру здания. В исторической архитектуре Сирии роль такого каркаса играют улицы и переулки города, в которые органично встраиваются торговые зоны.

На этот каркас нанизываются основные торговые элементы различного порядка. Эти общественные пространства являются универсальными по функциональному назначению. Так же как и в современных торговых комплексах, они могут включать открытые и крытые дворы-атриумы, пешеходные галереи, моллы и пассажи [5]. В исторической архитектуре Сирии этими структурными элементами являются сук со своим коммуникационно-рекреационным пространством, ханы и кайсарии. Таким образом, признак идентичности пространства современного торгового комплекса для Сирии – структурированное пространство в один-два этажа, где все помещения для покупки, общения, проживания, отдыха и коммуникаций соединены коммуникационно-рекреационным каркасом.

Цель коммерческих центров состоит в том, чтобы заставить человека проводить как можно больше времени в этом месте без необходимости искать что-либо еще за его пределами, поскольку оно сочетает в себе: магазины, оздоровительные и развлекательные услуги, офисы, гостиницы, рестораны и кафе, зрелищные заведения. Это позволяет создавать современные объекты, в которых люди комфортно живут, работают и совершают покупки или просто отдыхают. Кроме того, эти примеры демонстрируют реализацию принципа динамической архитектуры и гибкой планировки в современных условиях нестабильности и одновременно сохраняют ощущение атмосферы и аутентичности места. Адаптивность в архитектуре современных торговых центров является одним из ведущих трендов, современные технологии позволяют развить эту тенденцию.

Изучение архитектуры традиционных восточных базаров показало, что социальные аспекты восточной культуры отличаются от западных подходов к проектированию современных торгово-развлекательных центров. Принципы палимпсеста в построении адаптивных планировочных структур древних рынков Сирии могут с успехом использоваться в современных проектных решениях. Современными тенденциями решения актуальных проблем ТЦ в условиях запроса текущего века является: гибкость и эластичность при сохранении индивидуальности места строительства; многофункциональность с возможностью быстрой взаимозаменяемости функций; использование естественного освещения и вентиляции, а также обеспечение зеленых насаждений и открытых дворов. Транзитные зоны, когда они насыщены разнообразными функциями, становятся местами общения и социальных контактов. Гибкая планировка, когда большой единый организм делится на более мелкие структурные элементы, позволяет заменять в них устаревшие функции. Есть возможность постепенного расширения пространства торгового центра на протяжении всей истории его существования.

Коммерческие торговые пространства снова превращаются в центры социальных контактов, где можно узнать все последние новости, где находятся гостиницы, кафе рестораны и только потом магазины. Итак, мы наблюдаем три основных физических конфигурации торговых центров: открытые центры – улицы площади и кварталы; закрытые европейские модели центров и гибридные центры, сочетающие черты двух предыдущих типов.

Библиография

1. Бакшутова, Д.В. Новые архитектурные объекты для изучения и толкования памяти [Электронный ресурс] /Д.В. Бакшутова // Архитектон: известия вузов. – 2020. – №4 (72). – URL: http://archvuz.ru/2020_4/1/ 

2. Al-Jibai, N., Shakeeb, C. Aleppo (Souqs) markets in the Ottoman era / N. Al-Jibai, C. Shakeeb // Al Malweah Archaeol. Hist. Stud. – 2016. № 3. Р. 53–72.

3. Ibrahim, S. Decision-Making Methodology Between Revitalistion And Rehabilitation of World Heritage City Centers / S. Ibrahim // Case Study: The Ancient City of Aleppo (Syria), Int. Arch. Photogramm. Remote Sens. Spatial Inf. Sci., XLIV-M-1-2020, 255–262. –  https://doi.org/10.5194/isprs-archives-XLIV-M-1-2020-255-2020, 2020.

4. Абасс, Х.С. Трансформация градостроительной структуры Дамаска в период французского мандата [Электронный ресурс] /Х.С. Абасс // Архитектон: известия вузов. – 2020. – №1(69). – URL: http://archvuz.ru/2020_1/11 

5. Воронцова, Д.С. Коммуникационно-рекреационные пространства торговых центров: научные определения [Электронный ресурс] / Д.С. Воронцова // Архитектон: известия вузов. – 2009. – №1(25). – URL: http://archvuz.ru/2009_1/5 

Ссылка для цитирования статьи

Анисимова, Л.В. Акеел, А. Философия идентичности архитектуры торговых центров Сирии [Электронный ресурс] / Л.В. Анисимова, А. Акеел //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №1(81). – URL: http://archvuz.ru/2023_1/4/  – doi: 10.47055/19904126_2023_1(81)_4


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 01.02.2023
Просмотров: 228