Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (83) Сентябрь, 2023

Теория архитектуры

Федосеева Дарья Владимировна

кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства.
Самарский государственный технический университет.

Россия, Самара, e-mail: bakshutova94@gmail.com

Медленная архитектура как путь к локальной устойчивости

УДК: 72.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_3(83)_7

Аннотация

Статья посвящена концепции медленной архитектуры, которая становится сегодня одним из путей к созданию устойчивой среды. Концепция медленной архитектуры связана с критикой современной высокоинтенсивной городской жизни и чрезмерного потребления. Проектирование в рамках медленной архитектуры включает взаимодействие с местными ресурсами, использование традиционных материалов, контекстуальный подход и учет особенностей климата. В то же время, медленная архитектура нацелена на укрепление социальных связей, преодоление экономических барьеров, формирование сомасштабных человеку созерцательных пространств, интегрированных с природой или городским окружением. Рассмотрено понятие медленной архитектуры и связанные с ней концепции, показаны примеры проектов, раскрывающие аспекты медленной архитектуры.

Ключевые слова: медленная архитектура, медленный дизайн, традиции, устойчивость, переработанные материалы

В современном мире ритм жизни, производства и потребления неуклонно растет. Скорость технологических изменений, быстрое распространение информации, масштаб развития цифровых платформ изменили образ жизни и привели к состоянию постоянного ускорения времени, когда «история наступает на пятки». Процессы проектирования и строительства также ускоряются, чтобы идти в ногу с инновациями и технологиями в других областях. Стандартизация и предварительное изготовление конструкций привели не только к сокращению сроков реализации проектов, но и к пробелам в понимании их контекста. Высокая плотность и концентрация пространства в городах, урбанизация, интенсивность транспортных потоков коррелируют с одновременным «уменьшением» планеты, что связано с высокой транспортной и информационной доступностью. Трансформация пространства породила так называемые «не-места»: магистрали, аэропорты, транспортно-пересадочные узлы, торговые центры, гостиницы, транспортные средства [1]. Не-места обладают схожей общей идентичностью, оторванной от контекста и одинаковой по всему миру для пассажиров, клиентов и покупателей. Дефицит внимания, когнитивные искажения, проблемы с концентрацией и режимом труда, связанные с использованием смартфонов, добавляют еще один уровень нестабильности современной жизни [2]. Таким образом, вопросы гармоничного существования и устойчивого развития по-прежнему остаются значимыми в современную эпоху. Медленная архитектура является одним из актуальных способов переосмыслить архитектурную практику с точки зрения качественного и ответственного устойчивого развития, ориентированного на сообщество, контекст и идентичность.

Медленная архитектура (Slowarchitecture) – это понятие, которое описывает процесс создания устойчивых и долговременных архитектурных решений. Концепция медленной архитектуры нацелена, с одной стороны, на уменьшение негативного влияния строительства на окружающую среду, а с другой – на создание человекоориентированных пространств, направленных на обогащение повседневного опыта, созидание и социальную устойчивость. Медленная архитектура учитывает не только экологические аспекты устойчивого развития – качество материалов и эффективность использования энергии, но и социальные, экономические и культурные потребности сообщества. Медленная архитектура призывает к созданию пространств, которые будут служить долгие годы и соответствовать потребностям пользователей и окружающей среды.

Движение «за медленную жизнь» (Slow Movement) начало формироваться в конце 1980-х гг. и затронуло многие сферы жизни: от «медленной еды», «медленной моды», «медленного садоводства» до медленных медицины, религии, денег, медиа, кино, транспорта, путешествий и других областей применения. Сформировалось движение «Медленные города» и международная организация «Cittaslow» (1999), которая нацелена на улучшение качества жизни в городах, сопротивление гомогенизации и глобализации городов по всему миру, продвижение культурного разнообразия и уникальности отдельных городов. В настоящее время в ассоциацию входят 287 городов из многих стран, в том числе Светлогорск Калининградской области [3]. К мерам развития медленных городов относятся: сохранение местных культурных мероприятий, поддержка локальных рынков в центральных местах города, создание комьюнити-центров и круглогодичных общественных пространств, повышающих инклюзивность и безопасность, и др. Большое значение в вопросах достижения устойчивости имеет зеленый транспорт, в том числе ориентация на «медленный транспорт» – средства индивидуальной мобильности (велосипеды, самокаты) и пешеходизацию.

Еще одно важное движение с большим числом последователей – «медленный дизайн», для которого дизайнеры К.Ф. Штраус и А. Фуад-Люк из «Slow Research Lab» (Нидерланды) разработали руководящие принципы: раскрывать, расширять, рефлексировать, вовлекать, участвовать и развиваться [4]. Согласно этим принципам, медленный дизайн по-новому раскрывает опыт повседневной жизни; расширяет функциональные возможности, физические свойства и продолжительность жизни предметов; формирует «рефлексивное потребление»; создается в сотрудничестве с различными специалистами на открытых и прозрачных основаниях; побуждает пользователей стать активными участниками процесса проектирования, используя идеи обмена и способствуя социальной ответственности; медленный дизайн признает динамический процесс изменения продуктов, сред и систем с течением времени.

В качестве примера медленного дизайна, красноречиво раскрывающего это понятие, можно привести проект голландского дизайнера С. Хейденса «Broken White» (2004). Разработанная Хейденсом керамическая посуда обнаруживает видимые следы своей связи с людьми, которые ее используют. Со временем на гладких белых тарелках и чашках появляются крошечные трещины, которые медленно обнажают замысловатые цветочные узоры, иллюстрируя характер использования предмета владельцем. В мире одноразовых товаров Хейденс вкладывает новые слои опыта в предметы повседневного обихода, обогащая их значение, выходящее за пределы простой функции и, таким образом, со временем делая их более ценными для пользователя.

Можно сказать, что концепции, связанные с движением «за медленную жизнь», нацелены на поиск «нового пути», нового качества жизни в условиях современного неограниченного выбора. В то же время желание сохранить свой особый, устоявшийся образ жизни, сочетающееся с осторожным отношением к прогрессу и скоростям технологического развития, было присуще сообществам людей с древнейших времен. Так, страх перед разрушительными свойствами изобретений прослеживается в глубину веков до греческого мифа о Пандоре [5, с. 10].С развитием промышленного производства и становлением идеи прогресса в Новое время возникли и идеи, его отрицающие – луддизм, обскурантизм и др. Современное неолуддитское движение связано с движениями антиглобалистов, антинаукой, анархо-примитивизмом, радикальным энвайронментализмом и глубокой экологией [6]. Все это крайние формы мировоззренческих установок, при этом желание достичь простоты и слияния с природой широко распространено и является для многих людей вполне естественным в условиях современной жизни. Тем не менее, приходится признать, что достижение уединения и «замедления» связано с определенными ограничениями – потребления, дохода, методов работы и др.

Практики самоограничения для достижения гармонии и иного качества жизни имеют древнюю историю. Так, аскетизм позволяет субъекту упорядочивать свою жизнь согласно избранной им самим форме, построенной на определенных привычках и правилах. Архитектура монастырей и обителей исторически становилась средством самоорганизации монахов, позволяла им сосредоточиться на себе как на основе своей деятельности [7]. Более того, аскетизм – «это не просто миросозерцание или уход от мира, как это обычно понимается, но прежде всего способ радикального подхода к текущим социально-политическим условиям в поисках иного образа жизни» [7]. Подобные практики – от минимализма и отшельничества до экопоселений и осознанного потребления – становятся сегодня частью современной культуры, способом сформировать «образ жизни, находящийся вне обещаний роста и угрожающей риторики дефицита» [7]. П.В. Аурели в программном эссе «Меньше – значит достаточно. Об архитектуре и аскетизме» (2013) утверждал, что «достаточно» вместо «больше», означает концентрацию на внутренней жизни, через попытки заново осознать собственную жизнь, начиная с самых простых повседневных практик [7]. Медленная архитектура становится одним из пространственных инструментов для реализации этой тенденции.

Процесс формирования «моды» на замедление и упрощение описан в книге Д. Брукса: «Сама жизнь должна быть окутана чуть более плотной патиной простоты» [8, с. 102]. Еще с 1960-х гг. автор отмечает в США формирование целого слоя потребителей, «готовых отвергнуть культ новых вещей» [8, с. 102]. По его мнению, представители современного образованного класса стремятся и «способны воспитать в себе еще более тонкий вкус к еще более простым вещам» [8, с. 106]. К концу 1990-х эта тенденции распространилась по всему миру и среди всех слоев общества. Кроме вопросов потребления, это движение затрагивает и ценности, которые в русле парадигмы устойчивого развития обращаются к попыткам восстановить утраченные связи. Особое значение приобретает ценность локальных привязанностей и жизненно важная роль, которую глубокие связи играют в жизни каждого.

Теме поддержки локальных связей посвящен проект класса для игры на гитаре и комьюнити центра «Kithara» (TO, 2022) в окраинном районе Мехико, расположенном в конфликтной зоне города с высоким уровнем насилия, плохим качеством почвы и нехваткой воды (рис. 1). На месте свалки щебня, оставшегося после землетрясения 1985 г., архитекторы создали двухэтажный свод-навес из каменной кладки [9]. Деревянное перекрытие и амфитеатр для занятий музыкой выполнены с применением вторичной древесины. Верхний класс ориентирован на вулкан Ксалтокан – важный ориентир района, тогда как класс на первом этаже выходит к перекрестку улиц, открываясь городу и создавая возможность проводить общественные мероприятия для большой аудитории. И стены, и свод выполнены из разных видов вторичного местного камня: красного кирпича, цементных блоков, вулканической породы. Важнейшей частью проекта стало вовлечение жителей и группы учеников-гитаристов для разработки архитектурного решения объекта. Материалы применялись повторно или были пожертвованы жителями района, а возводили объект местные рабочие. Тема проекта стала объединяющей для жителей, ведь гитара – универсальное, портативное и демократичное устройство, помогающее преодолевать социальные преграды и позволяющее общаться людям любого возраста и происхождения. Инструмент, который служит поэтической метафорой общей истории и культурной текучести, стал значимым для многих в этом районе, подарил новые навыки, позволил укрепить старые и сформировать новые связи. Проект иллюстрирует тенденцию медленной архитектуры, направленную на формирование устойчивого повышения благосостояния сообществ и территорий на длительный срок.

Рис. 1. Музыкальный киоск «Kithara», архитектурная студия ТО.
Источники: https://www.metalocus.es/sites/default/files/files/metalocus_to_capilla-musical-kithara_12.jpg ; https://www.metalocus.es/sites/default/files/styles/mopis_news_carousel_item_desktop/public/metalocus_to_capilla-musical-kithara_03.jpg?itok=s-kiKtek 

Другой пример медленной архитектуры – сохранение классических традиций, повторение и следование правилам, выверенным веками. Медленная архитектура может быть рассмотрена как сохранение традиционного хронотопа жизни. В проекте реновации деревни Вэньцунь (2016) архитектурная студия прицкеровского лауреата Ван Шу стремится сохранить ритм и уклад сельского образа жизни в условиях интенсивной урбанизации (рис. 2). В историческую структуру деревни внедрены новые малоквартирные жилые дома. Используя традиционную планировку с внутренним двором, архитекторы сохранили в домах помещения для святилищ предков, кладовые и мастерские, позволяющие сохранить значимые ритуалы и черты сельской повседневности. Проект также включил реконструкцию некоторых существующих домовладений. Кроме этого, возникли новые мосты, павильоны и школа. Эти меры помогли распространить ощущение современности на всю деревню, при этом сохранив ее в традиционной структуре и аутентичной по своим материалам и конструкциям архитектуре. В проекте применяются местные бамбук, кирпич, черепица, утрамбованный грунт, дерево. Здания имеют традиционные пропорции сельских домов и силуэт со скатной кровлей. Часть новых резиденций в настоящее время заняты сельскими жителями, а часть используется в качестве гостиницы. Это позволяет создать инфраструктуру для туризма, сохраняя деревню в качестве процветающего сельского центра [10].

Рис. 2. Реновация деревни Вэнь цунь. Ван Шу и Amateur Architecture Studio.
Источники: https://stitcharchitecture.com/wp-content/uploads/elementor/thumbs/03_Wencun-village-2016-%C2%A9Iwan-Baan-om2hjxxf55snklnom1xolezd67jxt76szce44c8mio.jpg ;
https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/59cf7b252994ca305e64d591/1542613406675-DN6784I7OZONG0N87OEE/archaic_WengShu_WencunVillage_7.png?format=1500w 

В проекте двухквартирного жилого дома ShahHouses (2015), построенного на берегу реки в сельскохозяйственных угодьях (Брахмангар, Индия), архитектор А. Кунду представила созерцательную среду для вдумчивого и медленного проживания повседневности (рис. 2). Структура состоит из трех массивных каменных объемов с расположенными между ними более открытыми и прозрачными сводчатыми пространствами, из которых открывается вид на окружающую территорию. Материалы и системы проекта отражают стремление к устойчивости. Каменные объемы выполнены из местного базальта, плиты перекрытия изготовлены с заполнением керамическими элементами, своды перекрыты полыми керамическими трубками ручной работы. Внутренние стены построены из местной утрамбованной земли с добавлением цемента. Все сооружение возведено местными рабочими и ремесленниками. На территории предусмотрен сбор и очистка дождевой воды [11]. Архитектура объекта сочетает одновременно образы древнего и народного с современной архитектурой, иллюстрирует стремление держаться корней и быть при этом свободными.

Рис. 3. Shah Houses. Арх. Анупама Кунду.
Источники: https://www.metalocus.es/sites/default/files/styles/mopis_news_carousel_item_desktop/public/metalocus_anupama-kundoo_casa-shah_06.jpg?itok=9mg2v5C2 ; https://www.metalocus.es/sites/default/files/styles/mopis_news_carousel_item_desktop/public/metalocus_anupama-kundoo_casa-shah_20.jpg?itok=bAeKfIT6 

Медленная архитектура затрагивает в том числе темы отношения со временем. В проекте трех гостевых домов-хостелов (Дракон, Соловей и Павлин) для Международной биеннале архитектуры из бамбука (Баоси, Китай, 2016) студия А. Херингер показала красоту и ценность местных природных материалов (рис. 4). Структура домов состоит из центрального ядра, выполненного из камней и утрамбованной земли. В ядре размещена вся инфраструктура объекта и лестницы. К ядру подвешены спальные места, напоминающие китайские бумажные абажуры. Оболочкой каждого гостевого дома является выразительная конструкция, сплетенная из бамбука. Проект стремится восстановить связь с локальными культурными практиками, сформировавшимися благодаря свойствам материалов и традициям мастерства плетения корзин и изготовления керамических сосудов, форма которых стала образом для бамбуковых оболочек [12]. Архитектура объекта отражает желание прикоснуться к простым вещам, выдержавшим испытание временем. Как и древние восточные храмы, которые веками перестраивались с сохранением пропорций, планировки и структуры, такой объект может быть при необходимости пересобран. Использование таких возобновляемых материалов, как бамбук, бумага, глина, поднимает вопрос о том, что является по-настоящему долговременным – материал или те культурные архетипы, технологии и мастерство, которые сохраняются из поколения в поколения и передают этот образ.

Рис. 4. Бамбуковые хостелы. Студия Анны Херингер.
Источники: https://i.pinimg.com/564x/72/31/32/723132f9111b64ad510732ac6014fafe.jpg ;
https://cdn.archilovers.com/projects/30565440-fc14-4450-99e6-e64247db79f7.jpg 

Рассмотрев примеры объектов медленной архитектуру, можно отметить, что большое значение имеют экологический и экономический аспекты, связанные с применением переработанных, возобновляемых или вторичных материалов, локальных технологий, привлечением местных производителей. Использование непромышленных местных материалов способствует диверсификации экономики и пространственной среды, а также более справедливому распределению доходов за счет создания рабочих мест и сохранению экосистемы.

Другой важный аспект – культурный, связан в первую очередь с поиском нового качества жизни. Здесь прослеживается желание сохранить простые вещи, ценности и явления, прошедшие испытание временем. Примеры архитектурных проектов показывают, что медленная архитектура очень разнообразна. Вместе с объединяющим все примеры стремлением к применению устойчивых материалов, можно отметить разные стороны «замедления»: сохранение традиционного хронотопа жизни, выраженного в особых ритмах повседневного уклада; вопросы изменчивости и стабильности, вечности и эфемерности; созерцательность и слияние с природой; формирование социальных связей и устойчивое повышения благосостояния сообщества. Использование локальных материалов и уникальных ремесленных практик также связано с сохранением идентичности и культурной преемственности. В результате можно заключить, что медленная архитектура является одним из путей к достижению культурной, социальной, экономической и экологической устойчивости. Как явление альтернативное, она не может стать массовой, однако, медленная архитектура способна быть важным источником разнообразия и новых подходов к решению локальных проблем.

Библиография

1. Оже, М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна / М. Оже; пер. с франц. А.Ю. Коннова. – М.: НЛО, 1992. – 54 с.

2. Николаева, Ж.В. «Медленная» визуальная среда в городских ландшафтах / Ж. В. Николаева // GalacticaMedia: Journal of Media Studies. – 2022. – Т. 4, № 3. – С. 85–99.

3. International network of cities where living is good / Cittaslow. – URL: https://www.cittaslow.org/ 

4. Strauss, С.F., Fuad-Luke, A. The Slow Design Principles. A new interrogative and reflexive tool for design research and practice / С.F. Strauss, A. Fuad-Luke // Changing the Change: Design Visions, Proposals and Tools / Slow Research Lab – URL: https://files.cargocollective.com/653799/CtC_SlowDesignPrinciples.pdf 

5. Сеннет, Р. Мастер / Р. Сеннет; пер. с англ. Л. Сумм. – М.: Strelka Press, 2018. – 328 с.

6. Неолуддизм/ – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC 

7. Аурели, П.В. Меньше – значит достаточно: об архитектуре и аскетизме / П.В. Аурели; пер. с англ. А. Горленко. – М.: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 2013.

8. Брукс, Д. Бобо в раю: откуда берется новая элита / Д. Брукс; пер. с англ. Д. Симановский. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 296 с.

9. Sanchez, O.A. A space dedicated to guitar. Kithara music kiosk by ТО / O.A. Sanchez // Metalocus. – URL: https://www.metalocus.es/en/news/a-space-dedicated-guitar-kithara-music-kiosk 

10. Бакшутова, Д.В. Память и аутентичность в творчестве архитектора Ван Шу / Д.В. Бакшутова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: сб. ст. 77-й Всерос. науч.-тех. конф. / под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. – Самара: Самар.. гос. тех. ун-т, 2020. – С. 120–127.

11. Shah Houses / Anupama Kundoo architects. – URL: https://anupamakundoo.com/portfolio-item/modern-countryside-villa/# 

12. Three Hostels in Baoxi / Studio Anna Heringer – URL: https://www.anna-heringer.com/projects/bamboo-hostels-china/  

Ссылка для цитирования статьи

Федосеева, Д.В. Медленная архитектура как путь к локальной устойчивости /Д.В. Федосеева //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №3(83). – URL: http://archvuz.ru/2023_3/7/  – doi: 10.47055/19904126_2023_3(83)_7


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 10.05.2023
Просмотров: 123