Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (84) Декабрь, 2023

Градостроительство

Гущин Александр Николаевич

кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры,
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,

Россия, Екатеринбург, e-mail: alexanderNG@yandex.ru

Дивакова Марина Николаевна

кандидат архитектуры,
доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры,
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,

Россия, Екатеринбург, e-mail: fpk-d@yandex.ru

Мусаев Тимур Исамутдинович

ведущий архитектор.
Единый институт пространственного планирования РФ
ORCID 0000-0002-3022-510X

Россия, Москва, e-mail: 0the.architect0@gmail.com

Комплексное исследование зеленой инфраструктуры города (на примере Екатеринбурга)

УДК: 712.4, 911.375.5
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_18

Аннотация

В статье раскрывается содержание понятия «зеленая инфраструктура» и причины, по которым данное понятие стало употребляться вместо термина система озеленения. Особое внимание уделяется структурным свойствам зеленой инфраструктуры, в частности основному элементу, обеспечивающему ее устойчивость, – зеленому каркасу.
В качестве примера проанализировано состояние каркаса зеленой инфраструктуры г. Екатеринбурга. Выявлены и описаны проблемы зеленого каркаса с точки зрения его структурных свойств. Выявлены и проанализированы долгосрочные риски, возникающие вследствие несоответствия структурных свойств каркаса зеленой инфраструктуры потребностям городского развития.
Новизна исследования заключается в том, что для исследования состояния зеленой инфраструктуры и ее зеленого каркаса используются не только традиционные методы: картографические, графоаналитические, фотофиксация, но и данные дистанционного зондирования.
Данные дистанционного зондирования представляют собой мультиспектральные космические снимки, на основе которых рассчитываются различные индексы – комбинации изображений в различных каналах. В статье показано, как можно применять и использовать различные индексы для анализа зеленой инфраструктуры. Сделан вывод, что в ряде случаев именно использование данных дистанционного зондирования позволяет получить уникальные сведения о состоянии зеленой инфраструктуры и причинах происходящих в ней долговременных изменений.
Все выявленные закономерности применяются для оценки проектных решений, заложенных в генеральном плане города для прогноза рисков и создания рекомендаций, способствующих устойчивому развитию зеленой инфраструктуры.

Ключевые слова: водно-болотные угодья, дистанционное зондирование, индекс качества городской среды, индекс вегетации (NDVI), стандартизованный индекс различий увлажненности (NDMI), индекс SWIR

Введение

Екатеринбург является растущим городом и входит в категорию сверхкрупных городов. Согласно прогнозам, его население в 2025 г. составит 1,6 млн. чел. [1].Территория города богата природными ресурсами: имеет развитую гидрографическую сеть, включающую 11 рек и уникальный экологический ресурс: торфяники и водно-болотные угодья. В то же время качество зеленой системы озеленения, измеряемое как количество баллов блока «Озелененные пространства» индекса качества городской среды, за последние десятилетия сильно понизилось и в настоящее время стало одним из самых низких для городов-миллионников [2]. В этих условиях актуальная задача – комплексное исследование зеленой инфраструктуры с последующими рекомендациями по стратегии ее развития.

Понятийный аппарат исследования

Зеленая инфраструктура

Понятие «зеленая инфраструктура» введено в 1999 г. Фондом охраны природы и Министерством сельского хозяйства США, которые сформировали рабочую группу «Green Infrastructure Work Group». Характерные черты зеленой инфраструктуры: связность различных типов пространств (ландшафтов) от диких до окультуренных. Зеленая инфраструктура также предполагает свободное передвижение различных видов живых организмов, обитающих в данной местности [3, c. 6]. В отечественной школе градостроительного проектирования традиционно используется термин «зеленые насаждения», под которыми в ГОСТ 28329-89 подразумевается «совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности на определенной территории». Отличие в терминах заключается в том, понятие зеленой инфраструктуры предполагает не просто растительность, но и формы организации и функциональные требования к растительности (способствует здоровью и качеству жизни). Как следствие, состояние зеленой инфраструктуры служит интегральным показателем, оценивающим качество городской среды как в целом, так и отдельных ее компонентов: экологических, социальных, инвестиционных. «При покомпонентных оценках пристальное внимание обращается на состояние растительности как интегральный показатель состояния естественной экосистемы в целом» [4, c. 24].

Каркас зеленой инфраструктуры

В пространственном и структурном отношении устойчивость зеленой инфраструктуры в целом создает ее каркас. Понятие каркаса (природного каркаса) появилось в работах В.В. Владимирова, который утверждал, что «город как система не имеет достаточных возможностей для саморегуляции, а потому должен рассматриваться в единстве с достаточно обширным регионом» [4, c. 5]. «Основные элементы природного каркаса определяются действующим законодательством в сфере градостроительства, в сферах охраны окружающей среды (ООС), земельного, лесного, водного законодательства, нормативах об ООПТ и т.д., при этом они обеспечены соответствующими природоохранными документами, в которых рассмотрены вопросы охраны природных парков и заказников, защитных лесных и заповедных участков, связанных с охраной природных ресурсов (земельных, водных, почвенных, биологических)» [4].

Типология зеленых каркасов, предложенная в работе В.М. Пивкина и Л.Н. Чиняевой [5] представлена на рис. 1. На взгляд авторов, подобные классификации являются достаточно условными. Фактически природный каркас не является стабильной и постоянной системой ядер или связей. Он изменчив как и сама природа. Ценность существующих природоохранных ограничений сводится к тому, чтобы одним «пятном» ограничить доступ к прямому воздействию на нее человека. Сама же охраняемая природа в понимании законодательства ограничивается непосредственно выявленной сравнительно стабильной зоной. Каждая из таких зон напрямую связана со всей окружающей средой и так или иначе включается в биологические процессы этой среды. При этом относительная устойчивость ядер каркаса обеспечивается исключительно в рамках тех сравнительно незаметных процессов, которые удалось зафиксировать за последние десятилетия изучения экологии сред, откуда следует, что реальная функция законодательных ограничений связана не столько собственно с защитой, но и с тонкой интеграцией озелененных систем в зону воздействия человека и с консервацией любых процессов, связанных с ними. Необходимо, чтобы до сих пор не изученная система ландшафтных процессов с большей вероятностью сохранила свои параметры до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение проблемы их интенсивной деградации с приходом человека. Важное свойство каркаса, названное в работе Т.И.Мусаева непрерывностью [6], – полимасштабность зеленого каркаса [7]. Ранее авторы называли это свойство фрактальностью [8]. В математике фракталом называется объект (множество), обладающее свойством самоподобия: объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого. Подобно этому и каркас, который на определенном масштабе представляется как совокупность ядер и связей; при уменьшении масштаба каждое ядро также может состоять из своего каркаса и своей ткани.

Рис. 1. Типология зеленых каркасов Рис. 2. Схема каркаса зеленой инфраструктуры [1]

Все исследователи согласны с тем, что важную роль в формировании каркаса играет ландшафт и речная сеть, например, «природный каркас (ПК) – система открытых озелененных пространств и природных комплексов, которая формируется на базе гидрографической сети с учетом геоморфологии и особенностей рельефа во взаимосвязи с природным окружением» [4]. В определении зеленой инфраструктуры прямо говорится, про естественную систему поддержания жизни, связанную с сетью водных путей, заболоченных мест, лесистых пространств. Традиционно зеленая инфраструктура в Екатеринбурге могла бы строиться на основе водно-зеленого диаметра города. Водно-зеленый каркас во многих случаях является ключевым элементом экологической политики города [9, 10]. Важны и административные аспекты, так как Екатеринбург вошел в международный проект [11, 12]. Фактическое состояние водно-зеленого диаметра будет показано ниже.

Суммируя сказанное, можем заключить, что условиями устойчивого развития зеленой инфраструктуры является» 1) каркас, базирующийся на составляющих ландшафт природных комплексах: гидрографической сети, заболоченных территориях, геоморфологическом строении поверхности, 2) правовые режимы охраны территории. Каких-либо формализованных критериев для определения типа каркаса в настоящее время не имеется. И это представляет одну из проблем научных исследований. Применение методов дистанционного зондирования, о которых будет сказано ниже, само по себе позволит иначе рассматривать комплекс мер, необходимых для стабилизации экологической структуры города и всего муниципального образования.

Ретроспекция

Этапы формирования зеленой инфраструктуры можно проследить по этапам формирования системы зеленых насаждений Свердловска–Екатеринбурга. Т.Б. Сродных выделяет пять этапов становления системы озеленения [13]. Нас будет интересовать следующие периоды:

- 1920–1960 гг. Время системного озеленения, когда складывалась социалистическая система озеленения города в рамках планового ведения городского зеленого строительства.
- 1960–2000 гг. Названный автором периодом экстенсивного озеленения, когда происходит «расширение функций лесных массивов».
- 2000–2009 гг.
- Современный период.

В четвертом периоде (1920–1960) развитие города подошло к своему пространственному пределу: стали заканчиваться свободные ресурсы территории и в пространственное развитие стали вовлекаться торфяники и водно-болотные угодья. В тот же период были оформлены режимы охраны природных территорий, сформирована система природных парков, окружавших город, – зеленый пояс города. С точки зрения условий устойчивого развития ситуацию нельзя оценить однозначно: с одной стороны, изменены и разрушены природные комплексы, с другой – создана система охраняемых территорий и оформлен правовой режим охраны территорий.

Насколько эффективно работают условия устойчивого развития, можно судить по современному состоянию зеленой инфраструктуры. На сегодня обеспеченность зелеными территориями на одного жителя уменьшилась с 18,6 м2 в 2006 г. до 16,87 м2 в 2015 г. [14, c.164]. Как отмечалось выше, город имеет одни из самых низких баллов по блоку «Озелененные территории» индекса качества городской среды среди городов-миллионников. В настоящее время продолжается масштабная застройка заболоченных территорий: примерами являются освоение заболоченных территорий микрорайона Светлый (район аэропорта Кольцово), микрорайона Академический в пойме реки Патрушиха и т.д. Перейдем к анализу современного состояния зеленого каркаса.

Зеленый каркас Екатеринбурга

Исторические первой концепцией была концепция водно-зеленого каркаса – полосы вдоль р. Исети. Брендовое название проекта «от Виза (имеется ввиду Верх-Исетский завод) до НИЗа (имеется ввиду Нижне-Исетский завод)» [15]. Концепция каркаса соответствует типу б) на рис. (1). В настоящее время данный проект потерял самостоятельное значение и рассматривается как часть проектов большего масштаба.

Следующая попытка определить зеленый каркас Екатеринбурга предпринята в работе О.А. Климановой, Е.Ю. Колбовского, О.А. Иллариновой [16]. Тип каркаса определяется следующим образом: «Основные лесопарки Екатеринбурга не являются модельными зелеными клиньями, однако они обступают город со всех сторон и в некоторой степени вдаются внутрь ядра застройки, таким образом соответствуя определению первого типа (тип а. – А.Г., М.Д., Т.М.) конфигурации».

Иную концепцию зеленого каркаса Екатеринбурга получаем на основе генерального плана Екатеринбурга. На рис. 2 показана схема особо охраняемых природных территорий, взятая из проекта генерального плана Екатеринбурга до 2034 г [17]. На рисунке штриховкой показаны особо охраняемые природные территории. Именно они и образуют природный каркас, состоящий из 15 лесопарков. Общее количество особо охраняемых природных территорий составляет 98 единиц: лесопарки, имеющие статус особо охраняемых природных территорий областного значения, – 15, парки и скверы, имеющие статус особо охраняемых территорий местного значения, – 22, бульвары – 8, статус остальных объектов не определен [18]. Правовой режим особо охраняемых природных территорий описан в работе [19].

В целом каркас зеленой инфраструктуры имеет замкнутую форму и не имеет прототипа на рис. 1. Основные недостатки существующего каркаса:

1. Мозаичный характер и отсутствие связности. Классический зеленый каркас – система ядер и связей между ними. Формально в проекте генерального плана предусмотрено создание коммуникационных коридоров – «зеленых линий». Однако масштаб, «зеленых линий» не соответствует масштабу каркаса. Отсутствует также связность каркаса с природным окружением города, что является принципиальным требованием к зеленому каркасу.

2. Замкнутая пространственная структура каркаса. Основная проблема замкнутых пространственных структур – отсутствие масштабируемости, что является критичным для развивающихся городов. В условиях растущего города антропогенное давление рано или поздно приводит к «разрыву» замкнутой структуры транспортными магистралями, создающими линейные направления, вдоль которых начинается рост городской ткани. Примеров такого рода много, один из самых известных – конфликт вокруг Химкинского леса в Москве [20].

3. Замкнутая конфигурация чревата нежелательными последствиями. Ранее авторы прогнозировали усиление эффекта теплового острова в данной структуре каркаса [2]. Также замкнутый характер каркаса приводит к образованию пояса субубрбий уже вокруг самого каркаса [21].

В целом можно заключить, что концепция каркаса зеленой инфраструктуры не соответствует требованиям и нуждается в реорганизации.

Состояние зеленой инфраструктуры Екатеринбурга по данным дистанционного зондирования

Дистанционное зондирование Земли – наблюдение поверхности Земли наземными, авиационными и космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры. Космические снимки в настоящее время проводятся в нескольких спектральных диапазонах. Мультиспектральные спутники собирают данные в 5–10 диапазонах спектра. Чаще всего изображение состоит из трех основных цветов и нескольких инфракрасных частей. Данные спутниковых аппаратов по отдельности доступны в каталогах управляющих спутниками организаций. Существуют открытые каталоги, включающие множество датасетов (наборов данных), среди них каталог Google Earth Engine Datasets [22] и материалы Европейского космического агентства [23].

Город в качестве искусственной системы является в то же время элементом системы природной, вступает в прямое взаимодействие с ней. Исследование их взаимодействия, оценка взаимных эффектов от их постепенного слияния позволяет выявлять тенденции, сегодня оставленные вне стратегии планирования, но, тем не менее, способные оказывать колоссальное влияние на систему в целом. Применение методов дистанционного зондирования природного комплекса в градостроительстве обеспечивает возможность не только визуализировать процессы взаимодействия и взаимопроникновения, но и корректировать в соответствии с результатами само проектное решение на всех уровнях. Технически подобные инструменты сегодня могут быть в полной мере реализованы методами дистанционного зондирования и продвинутыми ГИС-системами. Важно рассматривать городскую и природную среду в качестве взаимосвязанных систем, образующих единое целое.

Система озеленения (зеленая инфраструктура) города изучается с помощью снимков в разных каналах спектра и различных комбинаций таких каналов [24]. Самая известная комбинация спектральных каналов носит название индекса вегетации NDVI [25]. Вегетационный индекс построен так, чтобы выделить ту часть спектра, которая поглощается хлорофиллом растений во время фотосинтеза. Индекс показывает наличие и состояние растительности (относительную биомассу). Значения индекса NDVI меняются от -1 до 1. Значения, меньше 0, характеризуют наличие воды, значения от 0 до 0.2 соответствуют наличию снега, воды, песка и пр. Значения индекса от 0.2 до 0.4 соответствуют травяным покровам, значения 0.4–1.0 соответствуют древесной растительности, причем значения в диапазоне 0.8–1.0 указывают на наличие густой древесной растительности. Важность индекса вегетации связана с тем, что данные дистанционного зондирования используются в методике по оценке качества городской среды [26]. Показатель N14, включенный в блок «озелененные пространства», «рассчитывается с помощью дешифрирования космических снимков и определения доли площади города, покрытой растительностью, в общей площади города». Аналогичный показатель N15 «рассчитывается на основе дешифрирования космических снимков и вычисления вегетационного индекса, как доля территории с озелененными насаждениями повышенной плотности биомассы, в общей площади озеленения города».

На рис. 3 показана карта вегетационного индекса Екатеринбурга по данным Европейского космического агентства.


Рис. 3. Значение индекса вегетации для Екатеринбурга. Спутник: Sentinel-2. Дата съемки 17.05.2023

На рис. 3 обращают на себя внимание низкие значения индекса вегетации в центре города, свидетельствующие об отсутствии биомассы. Также отсутствует читаемый зеленый каркаса в Екатеринбурге: в центре видны многочисленные пустоты; черным пунктиром показаны контуры бывших, ныне застроенных, торфяников. Контуры торфяников сняты с плана Екатеринбурга 1947 г. [27]. Совпадение контуров областей с высоким уровнем вегетационного индекса и контуров бывших торфяников заставляет принять рабочую гипотезу о том, что области с высоким значением вегетационного индекса находятся на остатках водно-болотной системы города.

Чтобы проверить рабочую гипотезу, воспользуемся еще одним индексом – стандартизованным индексом различий увлажненности (NDMI). Индекс чувствителен к уровню влажности в растительности. Индекс используется для оценки контроля содержания воды в растительности, особенно полезен при мониторинге водного стресса растений, оценке условий засухи, оценке риска пожаров и изучении воздействия изменения климата на растительность. Диапазон значений NDMI составляет от -1 до 1. Отрицательные значения NDMI (значения, приближающиеся к -1) соответствуют отсутствию воды (бесплодной почве) – угнетенной растительности. Значения около нуля (от -0,2 до 0,4) обычно соответствуют состоянию недостатка воды у растений – водному стрессу. Высокие положительные значения– приблизительно от 0,4 до 1 – соответствуют насыщению растений водой [28].

На рис. 4 показано пространственное распределение индекса NDMI для Екатеринбурга по данным Европейского космического агентства. На рисунке выделяются синим цветом области с достаточным количеством влаги в листьях. Сравнивая с рис. 3 (индекс вегетации), убеждаемся, что зоны с высоким содержанием влаги в листьях совпадают с территориями, где сосредоточено наибольшее количество биомассы. В целом это понятный и логичный вывод. Контуры черного цвета на рис. 4 – территории бывших торфяников. Также убеждаемся, что полноценное насыщение водой растений происходит на остатках природного ландшафта – на территориях бывших торфяников и водно-болотных угодий, в которых частично сохранился водный баланс. И наоборот, в центре города видны области, в которых растительность находится в угнетенном состоянии из-за отсутствия достаточного количества влаги, что также подтверждает рабочую гипотезу.


Рис. 4. Значения индекса нормализованной влажности NDMI. Спутник: Sentinel-2. Дата съемки: 07.05.2023

Таким образом, причина отсутствия растительности в центре города – нарушение природного рельефа, приводящего к нарушению водного баланса территории с последующим недостатком растительной биомассы. Таким образом, рис. 5 дополняет рис. 3 и объясняет общие закономерности формирования индекса вегетации.

Еще одним способом проверить сделанные выводы является использование коротковолновых инфракрасных (SWIR) измерений, которые могут помочь ученым оценить, сколько воды присутствует в растениях и почве, поскольку вода поглощает SWIR-волны. На этом индексе растительность выглядит в оттенках зеленого, почва и застроенные территории – в различных оттенках коричневого, а вода кажется черной. На рис. 5 показаны значения индекса SWIR по данным Европейского космического агентства. Первое, что следует отметить: схема индекса выглядит визуально более привычно для архитекторов и градостроителей; второе – пространственная корреляция с рис. 4, 3, где по-прежнему наиболее благоприятное состояние растительной биомассы наблюдается в зонах, богатых водой – на территориях бывших торфяников. А наименее бедные водой области приходятся на центр города, на область водно-зеленого каркаса.


Рис. 5. Значения индекса SWIR для Екатеринбурга. Спутник: Sentinel-2. Дата съемки: 08.07.2023

Выводы, полученные при анализе трех различных индексов дистанционного зондирования:

1. Данные разных индексов согласуются друг с другом и подтверждают рабочую гипотезу о том, что зеленая инфраструктура имеет мозаичный характер и сосредоточена на остатках природного ландшафта, в низинах, где ранее находились торфяники и водно-болотные угодья.

2. Отсюда следует, что зеленую инфраструктуру необходимо располагать в местах с наибольшим содержанием воды, чтобы обеспечить ее устойчивость и снизить издержки на ее содержание.

3. При расположении зеленой инфраструктуры в неблагоприятных местах следует подбирать растения, наиболее устойчивые по отношению к водному стрессу.

4. Природный рельеф на приречной территории р. Исеть нарушен необратимо, что приводит к нарушению водного баланса и угнетенному состоянию растительности.

Вывод подтверждается результатами фотофиксации (рис. 6).

Рис. 6. Состояния р. Исети. Место съемки: мост на ул. Куйбышева,
Дата съемки 07.07.2022, 12.07.2023. Фото: А.Н. Гущин

Обобщающие схемы взаимодействия каркасов различного типа: природного (зеленой инфраструктуры), планировочного и водного – показаны на рис. 7.

Рис. 7. Схемы взаимодействия градостроительного, водного и природного каркасов [6]

Перспективы развития зеленой инфраструктуры города

В проекте генерального плана Екатеринбурга заложена концепция реорганизации зеленой инфраструктуры города. Реорганизация заключается в том, что каркас зеленой инфраструктуры остается неизменным, но для усиления связей между элементами каркаса создается система озелененных территорий вдоль основных транспортных магистралей (рис. 8). В целом данное решение теоретически может повысить комфорт отдельных улиц города: позволит перехватывать часть выхлопных газов, создаст незначительный буфер между непосредственно транспортными артериями города и пешеходными зонами, снизит общую их температуру. Тем не менее, это еще не обеспечит качественной стабилизации экологической ситуации в рамках всей системы. Эти вполне проверенные решения лишь сделают город более расположенным к его жителям, повысят совокупный уровень комфорта. Фактически к решению этой задачи функция зеленой инфраструктуры и сведется. Однако это не снизит процессы деградации за пределами центра города, несколько улучшив состояние только выявленных анклавов озеленения в городской среде. Каркас зеленой инфраструктуры остается прежним. Приречная территория реки преобразуется в набережную, что подтверждает вывод о необратимом разрушении природного ландшафта.


Рис. 8. Концепция организации зеленой инфраструктуры. Генеральный план Екатеринбурга до 2045 г. [29]

Основным недостатком предложенной концепции является ее локальный характер: она не приведет к существенному увеличению показателей индекса качества городской среды, для чего необходимо существенное увеличение общего объема растительной биомассы. Сопоставление рис. 8 и 3 показывает, что наиболее бедные биомассой территории в центре города никак не затрагиваются концепцией, не учитывается водный режим на участках озеленений.

По мнению авторов, оптимальной стратегией формирования зеленой инфраструктуры и всего экологического каркаса было бы «уплотнение каркаса» – формирование более развитой системы озелененных территорий, способных как соединить существующие наиболее устойчивые озелененные территории, так и сформировать новые. Зеленые ядра должны располагаться в местах, насыщенных водой, что обеспечило бы устойчивость зеленых островов и снизило бы эксплуатационные издержки. Система ядер сформировала бы новые комплексы устойчивой «искусственной» природной среды в городе и позволило бы развивать его системным образом. Положение зеленых островов легко определить по данным дистанционного зондирования. В дальнейшем систему зеленых островов можно интегрировать в зеленый каркас для реструктуризации каркаса. Уплотнение каркаса усиливало бы фрактальный характер каркаса, его непрерывность.

Следующим стратегическим шагом после уплотнения каркаса могла бы стать его реконфигурация – переход к системе «зеленых клиньев».

Заключение

В статье рассмотрены возможности использования данных дистанционного зондирования. Совокупность рассматриваемых систем может позволить не только сформировать зеленую инфраструктуру отдельного населенного пункта, но и развивать эту систему в нечто большее. Единый совокупный природно-экологический каркас как часть градостроительной деятельности в рамках не только одного отдельно взятого города, но и всей системы расселения – истинный потенциал подобного комплекса решений. Вне всяких сомнений, создание механизмов комплексного и системного анализа, разработка развитого и гибкого инструментария градостроительного планирования – ключ к обеспечению устойчивого развития в будущем. Неочевидные факторы, косвенные, как принято сегодня их воспринимать, в действительности оказывают значительно большее воздействие на систему, чем те, которые сегодня воспринимаются в качестве ведущих. Способность сегодня закладывать в модель управления то, что в перспективе станет «серьезной проблемой и вызовом, требующим углубленного изучения», может позволить избежать возможных градостроительных ошибок. Обширное и детальное изучение специфических особенностей среды, в которой мы сегодня создаем наши искусственные анклавы - одно из таких направлений. Правильное применение современных технологий, в свою очередь, способно обеспечить лучшее будущее для территорий, которые мы разрабатываем.

Библиография

1. Официальный портал Екатеринбург.рф Генеральный план (Территориальное планирование). Екатеринбург.рф – URL: https://екатеринбург.рф/дляработы/гиз/градостроительство/документация/гп 

2. Гущин, А.Н. Зеленая инфраструктура Екатеринбурга. Современное состояние и пути развития  / А.Н. Гущин, М.Н. Дивакова // Архитектон: известия вузов. – 2022. – №4(80). – URL: http://archvuz.ru/2022_4/23/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-23

3. Benedict, М.A. Green infrastructure: Smart Conservation for the 21 Century / Mark A. Benedict. Edward McMahone. – Washington. D. C.: IslandPress. 2006. – 303 s.

4. Слепнев, М.  Формирование природного каркаса в генеральных планах городов / М. Слепнев, А. Маршалкович. – Litres, 2022.

5. Пивкин, В.М. О новой парадигме ландшафтной архитектуры / В.М. Пивкин, Л.Н. Чиндяева // Известия вузов. Строительство. – 2008. – №. 11–12. – С. 72–85.

6. Мусаев, Т.И. Эколого-градостроительный каркас муниципального образования г. Екатеринбурга: выпускная квалификационная работа. Кафедра градостроительства и ландшафтной архитектуры / Т.И. Мусаев. – Екатеринбург: УрГАХУ, 2022.

7. Хорошев, А. Полимасштабная организация географического ландшафта / А. Хорошев. – Litres, 2022.

8. Гущин, А.Н., Дивакова, М.Н. Водно-зеленый каркас Екатеринбурга: история, проблемы, будущее / А.Н. Гущин, М.Н. Дивакова // Архитектон: известия вузов. – 2022. – № 2 (78). – URL: http://archvuz.ru/2022_2/21/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-21

9. Водно-зеленая система Минска в мировом контексте: история, логика развития и будущее // Минская урбанистическая платформа. – URL: https://urbanist.by/green-diameter/ 

10. Бондарчук, О.А. Водно-зелёный диаметр города Бреста / О.А. Бондарчук. – Брест:  БрГТУ, 2016. С. 251–253

11. Пилотами первого этапа российско-французского проекта «Водно-зеленый городской каркас» стали Екатеринбург, Казань и Краснодар // Минстрой России. – URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/pilotami-pervogo-etapa-rossiysko-frantsuzskogo-proekta-vodno-zelenyy-gorodskoy-karkas-stali-ekaterin/ 

12. Евгений Куйвашев инициировал разработку плана развития водно-зелёного каркаса Екатеринбурга : Офиц. сайт Правительства Свердловской области. – URL: http://midural.ru/news/list/document184484/ 

13. Сродных, Т.Б. Становление системы озеленения г. Екатеринбурга / Т.Б. Сродных //Леса России и хозяйство в них. – 2009. – №. 4 (34). – С. 48–53.

14. Стратегия пространственного развития Екатеринбурга, концепция (коллектив авторов) – Екатеринбург: TATLIN, 2017. – 312 с

15. Информационный портал Екатеринбурга. От ВИЗа до НИЗа: проект крупнейшей набережной в Европе получил дальнейщее развитие. 18 октября 2022. 17:20. – URL: https://www.ekburg.ru/news/24/88997-ot-viza-do-niza-proekt-krupneyshey-naberezhnoy-v-evrope-poluchil-dalneyshee-razvitie/ 

16. Климанова, О.А. Зеленая инфраструктура города: оценка состояния и и проектирование развития / О.А. Климанова, Е.Ю. Колбовский, О.А. Илларионова. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020. – 324с.

17. Официальный портал Екатеринбург.рф. Карта особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения городского округа – муниципального образования "Город Екатеринбург" – URL: https://обсуждения.екатеринбург.рф/file/fb915180e71e9f8031952463cdf63ea0  (25.07.2023)

18. ООПТ России. г. Екатеринбург. – URL: http://www.oopt.aari.ru/category/Административно-территориальное-деление/Уральский-федеральный-округ/Свердловская-область-11 

19. Зайцев О.Б. Особо охраняемые природные территории города Екатеринбурга / О.Б. Зайцев, В.Е. Поляков. – Екатеринбург, 2015. – 51c. – URL: https://екатеринбург.рф/file/66b81307bd3ae3dc9dad15f5c5a3c8b0

20. Конфликт вокруг Химкинского леса. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт_вокруг_Химкинского_леса 

21. Матвейшина М.Е. Развитие процесса субурбанизации на примере Белгородской агломерации / М.Е. Матвейшина // Вестник ИрГТУ. – 2015. – №. 6 (101). – С. 98–107.

22. Google Earth Engine Datasets. Datasets. – URL: https://earth.engine.google.com/datasets/   

23. EO browser. – URL: https://www.sentinel-hub.com/explore/eobrowser/ 

24. Галерея индексов. Главная страница Esri. – URL: https://pro.arcgis.com/ru/pro-app/latest/help/data/imagery/indices-gallery.htm 

25. Вегетационные индексы. GISLab. Географические информационные системы и дистанционное зондирование. – URL: https://gis-lab.info/qa/vi.html 

26. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 23 марта 2019 года N 510-р [Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды] (с изм. на 30 декабря 2020 года)

27. План Свердловска – 1947 год.– URL: http://www.1723.ru/read/map/1947.htm 

28. Normalized Difference Moisture Index (NDMI). Sentinel Hub. https://custom-scripts.sentinel-hub.com/sentinel-2/ndmi/ 

29. Официальный портал Екатеринбург.рф. Генеральный план (Территориальное планирование). Карта планируемого размещения ОМЗ озелененных территорий общего пользования. Лист 1. – URL: https://екатеринбург.рф/file/bd31d132ee1397893ad691376495f317 

Ссылка для цитирования статьи

Гущин, А.Н. Комплексное исследование зеленой инфраструктуры города(на примере Екатеринбурга) / А.Н. Гущин, М.Н. Дивакова, Т.И. Мусаев //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/2023_4/18/  – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_18


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 04.10.2023
Просмотров: 205