Архитектон: известия вузов. №1 (85) Март, 2024
Теория архитектуры
Галиева Элина Айдаровна
магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент М.Ю. Забрускова.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Россия, Казань, e-mail: arch.liarw@gmail.com
Валиуллин Алмаз Анасович
аспирант
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Россия, Казань, e-mail: Valiullin.almaz87@yandex.ru
Принципы формирования салютогенной архитектурной среды
УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_1(85)_3
Аннотация
Ключевые слова: салютогенная архитектура, когерентность, интегральный подход
Введение
Уже в XIX в. Флоренс Найтингейл разработала теорию здравоохранения, в которой подчеркивалось, что физические элементы жизненно важны для здоровья человека. Например, шум, освещение и дневной свет рассматривались как жизненно важные факторы, влияющие на настроение человека [1].
С тех пор как А. Дилани применил позиции теории салютогенеза к архитектурному проектированию объектов здравоохранения1, в архитектурной теории вырос интерес и доля упоминания терминов «салютогенез» и «салютогенная архитектура». Однако больший процент исследований все еще сводится к вопросам интеграции природной компоненты в архитектурные сооружения2, психологии восприятия пространств (попытка интерпретации SOC3 в пространстве) [3]. Общее понимание термина ограничено центральной идеей – процессами оздоровления4, в то время как теория салютогенеза обладает гораздо большим потенциалом воздействия на человека.
Влияние построенной среды на биохимию человека [2], опосредованность поведения биохимическими процессами5 наглядно отражают возможность программирования поведенческих паттернов сообществ, образа жизни средствами архитектуры. В таком контексте салютогенная архитектура может стать инструментом развития человеческого потенциала, а не только откликаться на патологические ситуации, вызванные современным образом жизни.
Основными вызовами в контексте приложения теории салютогенеза к архитектуре, остается инертность как системы здравоохранения, так и архитектурной практики. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в понимании ценности салютогенного и экологического проектирования, когда дело доходит до реализации, нередко возникает сопротивление со стороны девелоперов и градостроителей6. Поэтому одна из действительно важных задач сегодня – достижение апперцепции телесного в салютогенезе, достижение всеобщего понимания, что для создания здорового общества, в первую очередь, необходима реабилитация и оздоровление уже построенной городской среды. На наш взгляд, одной из причин отставания практики от теории салютогенного проектирования является все еще недостаточная изученность (доказательная база) глубокого влияния эстетики и функции архитектуры на биологию человека, и для заинтересованных сторон постулаты теории подаются через доказательство с нулевым разглашением7.
Таким образом, ранее обозначенные определение салютогенеза как подхода, сфокусированного на факторах стимуляции здоровья и благополучия, а также развития биологического потенциала и экологичного бытия человека, и потенциал теории к выработке превентивного проектного метода в архитектуре [5] требуют уточнения термина «салютогенная архитектура» и ее холистической теоретической модели.
Контекст (Изученность)
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дизайн8 среды обитания действительно влияет на здоровье, адаптивно-адаптационный процесс между человеком и средой не нуждается в декларативном изложении. Например, грамотная работа с единственным фактором – естественным освещением, формирование залитых светом пространств напрямую влияет на биохимию пребывающих в них людей – уровни витамина D, серотонина, мелатонина и L-Dopa9. О значении этих показателей для здоровья, особенно в регионах с дефицитом солнечного света большую часть года, говорить также не приходится10.
В отношении архитектурно-средовых аспектов салютогенной архитектуры хорошо изучено восстанавливающее действие природы11, отчего многие попытки приложения теории салютогенеза к архитектуре ограничены биофилией, биоморфизмом и возвращением природной компоненты в городскую среду и архитектуру. Предпринимаются шаги в изучении акустического и светового проектирования среды с целью достижения салютогенеза. Рассматривается связь между салютогенной и устойчивой (в том числе энергоэффективной) архитектурой.
Действительно глубоко изучены механизмы психо-эмоционального восприятия пространства и его форм, особенно в контексте визуального (зрительного) восприятия. Рассматривается роль нематериальных элементов архитектуры в создании атмосферы пространств. Исследования рассматривают социальный аспект архитектуры, принципы формирования пространств, стимулирующих коммуникацию и кооперацию пользователей. Разумеется, осмысляются приемы организации пространства, способствующие чувству управляемости, понятности и осмысленности построенной среды. Изучается проблема субъективности эстетического восприятия, этики и даже экономики. Внимания заслуживает растущий интерес к гибким и гибридным архитектурным решениям12.
В меньшей степени интерпретируется поведение как агент формирования архитектурной среды [8], а также нейробиология и физиология человека. Социальный опрос в профессиональной среде показал, что эти аспекты хорошо изучены и не нуждаются в декларации. Однако, на наш взгляд, это не совсем так. Несмотря на то, что работа с пространством не может игнорировать человеческое тело и архитектура априори откликается на его потребности и возможности, эти науки не стоят на месте и продолжают выявлять закономерности взаимовлияния «тела среды» и «тела человека». Сложность их осмысления в архитектурно-средовых аспектах вызвана, скорее, необходимостью привлечения узкопрофильных специалистов, технологии мониторинга, необходимостью в демаркации факторов, влияющих на человека комплексно, а не как их сумма, и проведения долгосрочных междисциплинарных наблюдений для обеспечения научного подхода13.
Настоящим трамплином для развития теории салютогенной архитектуры может стать обращение к феноменологии архитектуры. Архитектура воспринимается физически, моторно, эмоционально, через пространственно-средовое пребывание, проявление телесности, зрительное, тактильное, аудиальное, обонятельное восприятие. Мысленные эксперименты и словесная концептуализация излишни. Феноменология стремится описывать явления, апеллируя напрямую к сознанию как таковому, без теоретизирования и категорий, заимствованных из естественных наук и психологии. Восприятие феноменов является до-теоретическим основанием архитектуры. Однако критическая, целесообразная оценка архитектуры в рамках поиска салютогенеза14 в средовой организации не противоречит тому, что архитектурное восприятие носит феноменологический характер.
Если мыслить тело архитектурной среды как расширенный фенотип человека (и, следовательно, продолжение человеческого тела, его расширение) [10], а идентичность гибридной (включающей среду пребывания в когнитивные процессы) [11], то стремление выявить пространственный, архитектурный эквивалент аспектов салютогенной архитектуры есть лишь направленность видения на достижение благополучия15, а не излишняя концептуализаци16 .
Стоит отметить, что в теории архитектуры остается актуальной проблема разграничения архитектурных концепций [6]. На протяжении последних десятилетий архитектура все больше попадает в состояние аффекта от мировоззренческих доктрин и направлений мысли, проектные разработки сопровождаются теоретическим обоснованием17, и не все концептуальные подходы отвечают критериям методологической и научной правомерности18.
Теория салютогенной архитектуры сегодня находится на этой границе: большая часть исследований носит идеологический, а не объективно описательный и/или научно проверяемый характер. Некоторая часть гипотез теории с трудом поддается интерсубъективной проверяемости. Однако, на наш взгляд, причина кроется как раз в феноменологии восприятия архитектуры, невозможности предсказания состояния индивидуума в среде, поведение и выбор человеком действий в пространстве детерминированы слишком большим рядом факторов (от биохимии организма в моменте и генетической предрасположенности до культурно-социальных норм и личного опыта). Те инструменты, которые сработают в одном месте, для одной культуры, для одной функции, потерпят крах в другом.
В то же время нельзя отрицать способность архитектурных решений программировать поведение и состояние популяции, а не особи19, выступать в качестве манифеста целевого образа жизни. Социальная психология изучает деятельность, или поведение, индивида, как оно развертывается внутри социального процесса; поведение индивида можно понять только в терминах поведения всей социальной группы, членом которой он является [11]. Для социальной психологии целое (общество) предшествует части (индивиду), а не часть – целому. Мы не перестаем сравнивать себя с планками, заданными общественным строем – вопрос, соответствовать им или противостоять, изобретая иной образ жизни, вторичен, ведь воздействие уже произошло.
Стремление салютогенной архитектуры к раскрытию человеческого потенциала может стать путеводным нарративом, повышающим чувство когерентности как у людей, проектирующих среду обитания, так и у тех, кто делегирует эту задачу архитекторам и остается лишь воспринимающим ее20.
Методы. При подготовке статьи использованы материалы зарубежных и отечественных научных исследований и проектных разработок, опубликованные в открытом доступе. Задачи исследования включают анализ теоретической модели салютогенной архитектуры; анализ приемов формообразования, функционально-планировочной и средовой организации архитектуры жилых комплексов и городских кластеров, отвечающих критериям салютогенеза. В ходе исследования применен холистический подход, метод синтеза междисциплинарных знаний для формулирования принципов формирования салютогенной архитектуры городской жилой среды.
Методами систематизации выявлена теоретическая модель салютогенной архитектуры на основании обзора и анализа теоретических исследований. Методами выборки, структурного анализа и систематизации реализованных объектов, проектных разработок и методик проектирования, ориентированных на салютогенную архитектуру или включающих, осознанно или нет, архитектурные элементы, отвечающие критерию салютогенеза, позволил сформировать принципы формирования салютогенной архитектуры и вывести обобщенные принципы.
Данные и анализ
В результате сводного анализа теоретических исследований в области салютогенеза и салютогенной архитектуры на основе интегральной теории в применении к архитектуре21 выявлены факторы влияния на критерий салютогенности архитектурной (построенной) среды. Следует отметить, что любая модель должна пониматься условно: то, как языковое мышление вычленяет объект из остального континуума, который автоматически становится его фоном, не имеет ничего общего с реальностью. Сущностно любые понятия неразделимы, взаимозависимы и возникают одновременно22.
В первую очередь проиллюстрирована холархическая модель понятия здоровье (рис.1). Ее корреляция с выявленными факторами позволяет сформировать упрощенную теоретическую модель исследования в структуре четырех квадрантов AQAL – подхода без учета линий развития23 и спиральной динамики (рис. 2).
Рис.1. Холархическая модель понятия ‘здоровье’. Схема Э.А. Галиевой
Рис. 2. Упрощенная теоретическая модель исследования на основании AQAL-подхода.
Схема Э.А. Галиевой
Салютогенная теория бесконфликтно накладывается на нарративы о целостности и интеграции разрозненных сфер знания. Видение механистической вселенной эпохи модерна, сфокусированное в правых квадрантах, как и крайний гуманизм постмодерна, отвернувшийся в левую сторону и потерявший телесность с механизмами ее функционирования, в теории салютогенеза и интегральной модели должны породить в синтезе целостный взгляд на предмет архитектурной (построенной) среды. В то же время сам салютогенный подход в рамках спиральной динамики развития бытия представляется закономерным проявлением глобальных изменений современности, перехода от плюралистической парадигмы к интегральной24. Несмотря не нелинейную природу развития, которую не учитывает теория, в целом она является довольно точной картой эволюции. Однако понимание этого требует более глубокого рассмотрения модели интегральной теории, что выходит за рамки задач этой статьи.
Среда для восприятия – стрессор. Профессиональный опыт и научные исследования25 показали, что с восприятием позитивного и негативного стресса тесно связаны критерии стимуляции, согласованности, доступности, контроля и восстановления; у каждого критерия есть ряд архитектурно-средовых параметров, а именно:
- стимуляция: интенсивность, разнообразие, сложность, загадочность, новизна, шум, свет, запах, цвет, скученность, визуальная экспозиция, близость к циркуляции движения, примыкания;
- согласованность: разборчивость, организация, тематическая структура, предсказуемость, ориентир, навигация, конфигурация путей, отличительность, сложность планировки, выравнивание циркуляции движения, внешние виды;
- доступность: двусмысленность, внезапные изменения восприятия, конфликт перцептивных подсказок, обратная связь;
- контроль: скученность, границы, климатический и световой контроль, пространственная иерархия, территориальность, символизм, гибкость, отзывчивость, уединение, глубина, взаимосвязанность, функциональные расстояния, фокусная точка;
- восстановление: минимальное отвлечение, стимул, укрытие, очарование, уединение.
Формирование архитектурной (построенной) среды подразумевает знание о том, как манипулировать стрессорами для достижения целесообразного состояния и поведения человека. Салютогенная архитектура подразумевает наличие необходимых человеку в рамках функции здания и пространства элементов в таких конфигурациях, которые позволяют экологично прожить реактивность и этапы преодоления стресса (физиологические и психологические). Таким образом, необходим синтез как салютогенного (что развивает благополучие), так и патологического (что вызывает недуг) подходов, чтобы иметь возможность нивелировать влияние избыточного, но неизбежного стресса.
В результате анализа проектных материалов и реализованных объектов выявлены принципы организации жилой архитектурной среды на уровнях организации городских кластеров (квартал, улица), открытых и закрытых пространств архитектурного объекта (двор, коммуникация, квартиры). В рамках анализа в отдельном блоке рассмотрены нежилые архитектурные сооружения, в которых авторы находят яркое проявление одного из аспектов салютогенеза. Выборка материалов для анализа опосредована мышлением архитекторов (тяготеющих к синтетическому, интегральному мышлению) и принципами архитектурных бюро (постулирующих синтез поэтической выразительности и технологичности).
Жилая городская среда сегодня представляет собой нарратив об образе жизни, отвечающий предпочтениям и/или потребностям наибольшей популяционной выборки26. При проектировании именно жилой функции (residential) максимально важно осмысление всех четырех квадрантов. Общественные функции, напротив, остаются опциональными, рассчитанными на ограниченные сообщества пользователей – их структуре не столь критично пренебрежение рядом факторов, они более гибкие в контексте контроля стрессоров. Потому основное внимание исследования ориентировано на жилую функцию. На основе анализа построенных объектов, отвечающих критерию салютогенности архитектуры, выведены принципы организации салютогенной среды как способ ранжирования частоты и, следовательно, приоритезации их применения.
Принципы организации салютогенной жилой городской среды
Принцип баланса
Баланс приватности и открытости, изолированности и проникновения, простоты (понятности) и сложности (интереса), субъективности (духовных стремлений), объективности (материальных возможностей) и коллективного.
Так, крайний минимализм создает ощущение абсолютно чуждого, мертвого пространства, порожденного стремлением к эфемерной нематериальности и понятности абстракции. Утилитарный минимализм жилых кварталов и офисных комплексов породили одни из худших районов современных городов.
В то же время некоторые здания большой формальной сложности «звездной» архитектуры, нацеленные на реализацию внутреннего видения одного автора, подчас работают едва ли лучше, чем решения в более скромных и дешевых конструкциях, учитывающие социальный запрос и пространственно-культурный контекст.
Крайняя увлеченность технологичностью, проявляющаяся, например, в моде на параметризм с его скульптурной избыточностью, также может приводить к утрате критерия понятности. Понятность архитектуры, вкупе с чувством безопасности, имеет также отношение к ее тектоничности [20].
Важным вопросом сегодня остается организация бесконтактности (в ответ на страхи постпандемийного периода) и дистанцирования при критически важном для культурно-социального здоровья аспекте коммуникации и кооперации. Некоторые варианты решения этого вопроса можно наблюдать в жилой архитектуре BIG с организацией доступа к квартирами без участия распределительных зон (лифтово-лестничных клеток) за счет террасирования, и даже велосипедного подъезда, с сохранением общих комфортных террас для общения.
Ярким примером следования принципу баланса представляется жилой комплекс Vindmøllebakken (табл.1). Архитекторы создают симбиотический комплекс разного типа жилья – индивидуального, коммунального и личных апартаментов, сохраняя их уникальные особенности и проявленность. При общественном (общегородском) доступе к детским и спортивно-рекреационным площадкам комплекс формирует более приватный коммунальный дворик, продолжающийся в залитых светом общих зонах – вестибюле с амфитеатром, кухне и т.д. Проницаемость квартала не нарушает и приватности личных садов индивидуального жилья за счет визуального разграничения и ландшафтных особенностей территории. Несмотря на простоту форм, их пересечения создают интересные визуальные коридоры, стимулируя исследовательский интерес к пространству, положительно сказываясь на активном пребывании жителей в коммунальных пространствах.
Принцип симбиоза и гибридизации.
Симбиоз подразумевает взаимодействие разных видов, и это не невнятный синтез противоречий в непонятное единство без дуальности, но сотрудничество с включением соперничества и оппозиции [17]. Симбиотические взаимоотношения строятся на взаимополезном сосуществовании с сохранением своеобразия симбионтов.
В экологическом подходе этот принцип подразумевает превосхождение антропоцентризма и поиск архитектурной (построенной) среды, учитывающей интересы разных видов организмов. Так, например, в некоторых странах сформированы озелененные переходы над магистралями для животных. Кроме того, разумеется, предполагается экологическое проектирование, бережное отношение к природным ресурсам, живой и неживой природе как части среды обитания.
С культурной точки зрения большое значение приобретают сообщества с их отличиями, проживающими в довольно высокой сплоченности, каждому из которых нужны инструменты идентификации и выражения в средовом эквиваленте что отражено в принципе вариативности. С социальной точки зрения этот принцип может проявляться в том, что в структуре дуальности приватного (личностная ответственность) и общественного (городская/государственная ответственность) появляется коммунальное (совместная ответственность сообщества), происходит переосмысление общинно-племенного строя в современных реалиях.
Функционально принцип подразумевает гибридизацию городских кластеров и смешанное землепользование, многофункциональные городские кластеры. Принцип соотносится с вопросами разграничения и управления скученностью. Кроме того, этот принцип находит отражение в интегральной теории (город-холон), подразумевая целостность сущностей городских районов, когда-то поглощенных мегаполисом, их самобытность. Тот же принцип находит отражение в переосмысленной идее городов-государств [17].
Важнейшим вопросом остаются симбиотические отношения городского и природного (с сохранением их особенностей). Ярким примером может стать полифункциональное общественное здание Центр Ванке (табл. 5). Это не только яркий функциональный гибрид офисных помещений и соответствующей инфраструктуры (выставочные пространства, конференц-залы и т.д.), апартаментов и отеля, но и объект, сочетающий в симбиозе кажущийся нетронутым природный ландшафт с монументальностью “горизонтального небоскреба”.
Принцип вариативности и интеграции
Обеспечение наличия выбора пространств, соответствующих различной идентичности (симбиоз культур), психологическим, социальным, физиологическим потребностям.
Так, доступная среда для маломобильных групп сформирована для компенсации физических ограничений, но как насчет высокомобильных групп? Выделение отдельных функциональных зон для занятий спортом и обеспечение доступности к ним – это хороший инструмент, но вы не найдете, например, скейтера, который предпочтет ограниченную площадку свободному исследованию городской ткани. Выверенные формы площадки хороши для тренировки навыка, но его реализация подразумевает «выход в мир». Феномен паркура нашел себя на парижских улицах, и не удивительно, если обратить внимание на его генезис и идеологию натурального метода (фр. methode naturelle)27.
Интеграция функции в средовую организацию на бытовом уровне – то, что действительно формирует поведенческие паттерны и культурные нарративы. Принцип интеграции ярко проявлен в здании Токийского технологического университета (табл. 5). Основной объем помещений располагается под землей, в то время как надземная часть является безбарьерным продолжением окружающего городского ландшафта, бесшовной интеграцией здания в городскую ткань, предоставляя полную его интерактивность (кровля и фасад становятся тактильно, пространственно доступными, стимулирующими двигательную активность). При этом прием амфитеатрального формирования структуры как внешней формы, так и внутренних пространств, изобилующих лестницами, сохраняют и доступность среды за счет вариативности путей и пандусов. Не остается лишь в рамках концепции и идея имитации холмистой местности - находясь на амфитеатре кровли, озелененной локальными видами растений, с которого открывается вид на холмы, не прочитать метафору не представляется возможным.
Принцип трансформации
Принцип построен на вопросах темпоральности и пространственной адаптации (к функциям и во времени), подразумевая, что одно и то же пространство, одна и та же форма может выполнять разные функции в разное время дня, года или эпохи, и такие пространства обладают определенной гибкостью к трансформации – будь то запас конструктивной прочности для глобальной смены функции архитектурного объекта или просто трансформируемая/складная мебель, позволяющая рационально использовать небольшие площади в разные временные промежутки. Хорошими инструментами могут быть идеи свободного плана и функциональной гибкости (модернизм). Современные конструкции и технологии, переплетая механику и управление с мобильных устройств, позволяют создавать настоящие квартиры-трансформеры при помощи «умной мебели»28.
Проследить некоторые приемы можно на примере проекта реновации апартаментов Jiakale (табл. 2). Построенное как общежитие при производстве, здание не предусматривало общественной программы и коммунальных пространств. Архитекторы используют узкие коридоры для формирования комфортных общественных зон, адаптируют кровли под спортивные площадки. Недостаток площади компенсируется консольными решениями террас и балконов, интеграцией металлических конструкций в существующий железобетонный каркас, изменениями расположения перегородок. Однако в большей мере приходится адаптировать небольшие пространства под коммунальные функции, о чем не понаслышке знает, например, японская архитектура.
Подобные объекты позволяют осознать необходимость в темпоральном мышлении при проектировании новых объектов любой функции. Мы не можем предсказать, какие нам потребуются помещения в будущем, но можем закладывать запас прочности и подразумевать гибкость планировки, отдавая предпочтение каркасным несущим конструкциям.
Принцип стимуляции и разрядки
Формирование активных поведенческих паттернов – повышение двигательной (телесной), коммуникативной (социальной) активности средствами средовой организации (применение приема формирования интерактивности, вовлечения фасадов и кровли во взаимодействие; приема выражения пространственных нарративов и манипуляции вниманием, разграничения физического и нематериального, режиссуры состояний; приема формирования располагающих к кооперации пространств). Необходимо учитывать целесообразность стимуляции пространственной организацией: эстетически-психологические факторы, доступность пространств для разрядки в случае, если функционирование среды подразумевает повышенную стимуляцию (например, зоны отдыха, тишины и приватности для расслабления тела, или, наоборот, активные зоны для физического проживания накопившегося стресса после напряжения умственной работы).
Здесь наглядным примером может послужить структура комплекса Барбикан (табл. 2). Автономность комплекса выражается не только в безбарьерной (пешеходные коридоры) доступности всех базовых функций (спортивной, рекреационной) для осознанного контроля ежедневного стресса. Системы жизнеобеспечения комплекса позволяют ему существовать вне значительной зависимости от городского окружения. Многоуровневая среда, постоянное изменение визуального ряда при перемещении вызывает исследовательский интерес к пространству, стимулируя двигательную активность. Интеграция природной компоненты, вариативность «зеленых» пространств у воды, характера их изолированности и открытости, разных масштабов предоставляют оптимальную гибридизацию с жилой средой и общественными функциями.
Принцип также ориентирован на акустическое и световое проектирование, качественное вентилирование и микроклимат, проектирование с учетом биоритмов и биохимии организмов. Стимулы здесь выступают в роли стрессоров, провоцирующих реакции организмов, и салютогенность пространства достигается их целесообразной и обоснованной формацией, доступностью восстанавливающей и успокаивающий нервную систему среды.
К этому принципу можно также отнести обращение внимания к материальности и физическим свойствам форм – осмысленному применению материалов с учетом их конструктивных и эстетических свойств. Проявление в архитектуре тактильного измерения, а также осязательного, аудиального и обонятельного. Так, например, современное деревянное домостроение не только формирует комфортное, «теплое» состояние внутри жилой среды, но также тактильно и обонятельно приятно, формирует хорошую вентилируемость помещений, однако имеет сравнительно невысокую шумоизоляцию.
Этот аспект хорошо проявлен, например, в жилом комплексе La Pièce Pointue (табл. 1). Деревянная архитектура комплекса, будучи экономически не самой привлекательной, все же была защищена и реализована. Здания дышат, их конфигурация создает особый микроклимат, в том числе световой, деревянные конструкции предоставляют в том числе богатый тактильный опыт (террасы, мостики и переходы между корпусами). Архитектору удалось транслировать в физическую форму идею «теплоты» коммунального взаимодействия, незаметной интеграции в природу, не нарушая ее характера. Баланс приватности и открытости двориков достигается за счет уникальности каждого корпуса, предоставляя вариативность средовых конфигураций. Сложная многоуровневая геометрия внутренних и внешних пространств не нарушает понятности средовой навигации, оставаясь положительным стрессором, стимулирующим двигательную и исследовательскую активность.
Принцип осмысленности и манифестации
Интеграция духовного уровня и субъективности восприятия. Осмысленность возникает из понятности архитектуры и влияния средовой конфигурации на состояние человека. Таким образом, некоторые примеры сложных форм современной архитектуры могут не находить внутреннего отклика ввиду сложности понимания смысла этих форм, растерянности в навигации, недостаточности интуитивного восприятия среды.
Кроме того, этот принцип имеет отношение к социальным взаимодействиям, подразумевая предпроектное выявление глобальной и локальных целей объекта, запросов пользователей (соучаствующее проектирование). Так, в жилом комплексе Vindmøllebakken (табл. 1) конфигурация жилых апартаментов и общественных зон, пропорция коммунальных, общественных и индивидуальных пространств обоснованы проведенными воркшопами с будущими жителями. Их интересы, например, к сити-фермерству или готовность к коммунальной ответственности за большую кухню-столовую на первом этаже, продиктовали уровень освещенности апартаментов и масштаб индивидуальных кухонных зон в них.
Интересным вектором проявления этого принципа является распространение и поддержание нарратива о целесообразном поведении и образе жизни, просвещение, проявление культурной идентичности, акцентуация ценностей.
Невозможно спорить с тем, как ярко архитектура объекта CopenHill (табл. 5) проявляет этот принцип. Это неприкрытый манифест возможности человека формировать экологичные объекты производства, общественные здания, городской среды в целом, а также симбиотические отношения с природой. Какой еще объект способен показать, что даже обусловленная средой (горный склон) активность может быть спокойно реализована посреди плоского современного города? Нередко встречается критика стремления к террасированию с целью повышения двигательной активности за недостаточностью рельефности территорий, однако ничто не мешает стремиться к формированию построенного многоуровневого городского ландшафта. Интерактивность здания – и кровли, и фасада – выражает идею о том, что архитектурный объект не отделен от среды, является ее продолжением, естественной средой обитания для современного человека, с которой можно контактировать (как обезьяны контактируют с деревьями), а не только созерцать. Кроме того, объект привлекает внимание к проблематике мусоропереработки и экологии, качеству производственных пространств, рукотворного формирования природных ландшафтов с уникальной экосистемой. Так само здание становится инструментом просвещения, и не только расположенный здесь образовательный хаб отвечает этой функции.
Принцип управляемости и автономности
Применение инструментов адаптации среды под меняющиеся нужды и/или задачи с доступным управлением. Формирование устойчивого чувства контроля ситуации. Энергоэффективные, емкие системы обеспечения (ресурсами) и утилизации (отходов), независимость функционирования. Принцип автономности29 подразумевает работу со скученностью и плотностью застройки, пешеходной доступностью, комфортной транспортной доступностью на уровне городского кластера, эффективными системами утилизации отходов (мусор, снег и т.п.). Он также подразумевает целесообразное применение материалов, технологий энергоснабжения и обеспечения ресурсами на протяжении всего жизненного цикла объекта.
Так, жилая единица (табл. 2) подразумевала полную автономность комплекса, идею «города в городе», в которой даже коридоры играют роль улицы. Она достигалась за счет функциональной гибридизации здания, доступной общественной инфраструктуры, в том числе спортивных и рекреационных зон эксплуатируемой кровли.
Выявленные принципы в целом можно обобщить в ранее обозначенный триптих чувства когерентности – понятность, управляемость, осмысленность. Согласно салютогенной теории, чувство когерентности (целостности) формируется благодаря способности людей понимать окружающую среду (понятность), быть эффективными в своем поведении (управляемость) и находить смысл в стимулах, возникающих в результате воздействия окружающей среды (осмысленность).
Понятность подразумевает физически ясную проявленность внутренних индивидуальных и культурных смыслов (в том числе эстетику архитектуры), соответствие пространств их идентификации (задаче), простоту управления. Управляемость достигается за счет построения эффективных систем функционирования объекта и доступа к их управлению, а также доступностью конфигураций среды, необходимых для решения той или иной задачи (доступный двигательный диапазон для стимуляции симпатической нервной системы, выхода из биологического состояния «бей или беги» через возможность физического проживания стресса; рекреационные зоны для стимуляции парасимпатической нервной системы, успокоения; уединенные и коммунальные пространства и т.д.). Осмысленность подразумевает целесообразную манипуляцию средовыми стрессорами для обеспечения понимания человеком своего состояния и влияния на внутренние смыслы (микроклимат, световой дизайн, шумоизоляция, программирование пространств средствами психофизиологии восприятия сред – динамикой форм, цветом, фактурой и т.д.; духовный пласт – программа целесообразных состояний через средовую организацию). Так замыкается адаптивно-адаптационный процесс единой сущности человека и среды обитания.
Less is more (меньше значит больше) приобретает очередную грань смысла30.
Обсуждение
Наименее изученным аспектом салютогенной архитектуры, на наш взгляд, является двигательная активность человека как агент формообразования, а также конкретные архитектурно-средовые решения, формирующие активные поведенческие паттерны и расширенный двигательный диапазон. Социальный опрос магистрантов и преподавателей курса, а также практикующих коллег-архитекторов на тему аспектов салютогенной среды показал наиболее высокую критику именно этого аспекта. В основе критики лежит функциональный подход, предполагающий сепарацию двигательной активности человека от ежедневной деятельности с определением отдельной опциональной функции, которая находит свое выражение в спортивных зонах, объектах, инфраструктуре и архитектуре. А проблема решается через индивидуальный осознанный выбор компенсации сидячего образа жизни двигательной активностью.
Однако, возвращаясь к вопросам биологии поведения человека и проблематике роста хронических заболеваний, вызванных в том числе пассивным образом жизни, следует помнить, что человек находится в постоянном адаптивно-адаптационном процессе со средой обитания.
Так, например, согласно теории расширенного фенотипа, любой эффект среды, на который косвенно влияют гены, является частью их фенотипа [10]. Расширенным фенотипом можно считать, например, и плотину бобра (абиотическая среда), и тело хозяина паразита (биотическая среда). Эволюция человека приводит к эволюции городов, которые строит человек, как бобер – плотины. Естественный отбор имеет дело с городом и архитектурой, и может благоприятствовать лишь тем людям, чьи города лучше способствуют их выживанию и увеличению репродуктивного успеха. Естественный отбор видит только фенотип. Эта концепция стирает грань между организмом и средой.
В теории расширенного сознания (и гибридной идентичности) рассматривается постулат о том, что когнитивные процессы выходят за границы индивидуального тела созерцающего, через тело в мир [9]. Таким образом, идентичность человека опосредована средовой организацией, и внешние (не телесные) объекты могут выполнять функции, аналогичные внутренним. Если идентификация срастается со средой, не представляющей широкого двигательного диапазона и активности как ценностных ориентиров, это приводит к формированию пассивных поведенческих паттернов31.
Отсутствие смысла в движении (целесообразности) на ежедневной основе в быту, невозможность его совершения в конфигурации пространств городской среды, делает его выполнение компенсаторной опцией. Несмотря на доступность спортивной инфраструктуры, движение больше не является необходимым компонентом выживания. В этой ситуации, когда двигательная активность становится компенсаторной деятельностью, растет риск недостаточного чувства когерентности для стимуляции индивида к активности. И организм, развивавшийся для преодоления средовых стрессоров как физически агентное существо (способное к действию) в пространстве, биохимически страдает от резкой смены парадигмы (виртуальность современного бытия) и упрощения пространственной организации [4].
Вторым недостаточно рассмотренным в контексте салютогенного города, но абсолютно значимым для индивидуального здоровья человека, является вопрос доступной, качественной и безопасной пищи. Потенциально полезными станут исследования, посвященные городским фермам и их экологической интеграции32 в городскую ткань и структуры жилой среды [14].
Определенный интерес вызывают более футурологические направления в изучении салютогенной среды как потенциал к расширению теории. Они опосредованы развитием технологий и биотехнологий, кибернетики и киборгизации, протезирования и расширения двигательного аппарата33, а также измененных физических сред (невесомость, отличное от земного тяготение и т. д.). Однако, если еще недавно их рассматривали как спекулятивные нарративы34, сегодня и социальные опросы, и наличие публикаций показывают серьезное отношение к теме.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение превентивного проектного метода, основная суть которого – предугадывание функционирования системы посредством компьютерных симуляций на основе больших данных (big data). Например, тестируемая уже сегодня модель предсказания энергопотребления зданий на основе нейросети показывают потенциал точности предсказания более 99,7%. Для этого, основываясь на научной литературе, была выбрана группа параметров, часто используемых при архитектурном проектировании, а именно: термическое сопротивление наружных стен, тип и степень остекления, ориентация, затеняющие устройства, заданная температура охлаждения и график интенсивности естественной вентиляции. Модель также ранжирует каждый параметр в соответствии с его важностью в уравнении, определяющем потребность в энергии35.
Выводы
А. Антоновски описал, как он воспринимает мир [18]. И выделить можно всего два важных момента: он видел человека во взаимодействии, взаимовлиянии с окружающей средой, и он видел, что изменчивость, хаос – это нормальное состояние жизни.
В то время как архитектура носит статичный характер, среда определенно хаотична. Пространство имеет отношение с человеческим телом, архитектура основана на жизни в физической реальности, а среда (например, город) – на межличностных и межгрупповых взаимодействиях. Потому не вызывает вопросов растущий интерес к вопросам гибридизации и адаптивности архитектурно-средовых решений, исследования временнóй и врéменной архитектуры, ее темпорального измерения36, интерактивности архитектуры, возможностях и рисках цифрового расширения среды [14]. Кажется органичным также возвращение архитектурной мысли к феноменологии и антропологии [19], к осмыслению телесности в ответ на постмодернистскую культуру и все большую виртуализацию среды обитания человека.
В свое время архитектура эклектики, модерна и авангарда, привнося асимметрию и динамику, разорвала завершенность городских композиций. Отказ от авангарда вернул направление мысли к городу как ансамблю, к завершенности архитектурного произведения. Монументальная архитектура, отражающая противостояние времени, инструмент сохранения сокровенного, хрупка. Жизнь – это движение, изменения и хаос. Идеальное существует лишь в смерти (вечном и неизменном). Архитектурное искусство не поддается музеефикации: архитектура – это среда обитания, а жизнь в ней – череда смертей-перерождений нарративов, ходящая по спирали, повторяясь, но меняясь.
Переосмысление сущностных понятий архитектуры в нестабильности дискурса обращает внимание на различие новой и старой их трактовки, чтобы действительно наблюдать спираль развития, а не хождение по кругу.
На наш взгляд, исследования салютогенной архитектуры способны внести важные оттенки в понятия телесного, материального и чувственного, поддерживая феноменологию и антропологию архитектуры. Интегрировать науку и эмпирические данные в искусство, и в то же время отсылать к сакральному и непреходящему, предлагая чувство когерентности (через манифестацию здоровья и развития потенциала человека) по отношению к цели, практике архитектуры, ее восприятия и проживания. «Наше время требует создания новых пространств, основанных на поэтическом и системном воображении. Для этого необходимы природная и технологическая проницательность, а также материальная и социальная самоотдача», – таким девизом встречает посетителя сайт архитектурной фирмы Helen & Hard (Норвегия).
Найти источник здоровья и благополучия человека – это вопрос удовлетворения базовой потребности, в то время как стремление к раскрытию потенциала человека в теории салютогенеза скорее соотносится с тенденцией поиска и восстановления смысла, характерных нашему хронотопу. А карта для навигации формируется в интегральной теории37. И в этом ценность разворачивающегося у нас на глазах паттерна движения теории салютогенной архитектуры.
Примечания
1Алан Дилани, доктор архитектуры, мировой авторитет в области междисциплинарных исследований, касающихся взаимодействия средового дизайна и здоровья. Основатель Международной академии дизайна и здоровья (IADH) и журнала World Health Design. More info available at: https://dilani.org
2«Принципы салютогенеза – это практический способ включить динамику здоровья и переживания человека в архитектуру. Но для людей, занимающихся практической архитектурной деятельностью, существует множество проблем.<...> Вопрос в том, хватит ли у них смелости выйти за рамки общих “видов природы”?» (авторский перевод) [3]
3Когерентность (coherence) – ключевое понятие теории салютогенеза А. Антоновски. SOC (sense of coherence, чувство когерентности) подразумевает понятность, управляемость и осмысленность процессов.
4Что, например, можно наблюдать в статьях на общепризнанных мировых информационных платформах об архитектуре, например ArchDaily – Gattupalli, A. (2022) What is Salutogenic Architecture? Available at: https://www.archdaily.com/985115/what-is-salutogenic-architecture
5Лекции по биологии поведения человека. Stanford University Lecture Collection, Human Behavioral Biology.. Available at: https://youtube.com/playlist?list=PL848F2368C90DDC3D
6Danilov, A., Resnichenko, I., Bochaver, K., Remizov, A. (2018). Healthy built environment. Institute of interdisciplinary medicine (special issue). Moscow, Russia: Izdatelstvo Pero, 2018. [pdf] Available from: https://idm.institute/upload/pdf/selection(1).pdf
7Доказа́тельство с нулевы́м разглаше́нием (англ. Zero-knowledge proof) – интерактивный криптографический протокол, позволяющий одной из взаимодействующих сторон убедиться в достоверности какого-либо утверждения, не имея при этом никакой другой информации от второй стороны. Протокол должен учитывать, что доказывающий сможет убедить проверяющего только в случае, если утверждение действительно доказано. В противном случае сделать это будет невозможно, или крайне маловероятно из-за вычислительной сложности.
8Термин ‘дизайн’ нередко вызывает противоречия в трактовке. Здесь и далее используется в значении метода агрессивного осмысления реальности (проектирования как действия, направленного вовне, когда вещам и предметам навязываются идеологические установки, изначально им не присущие) и как результат проектирования.
9Например: Deguchi, T., & Axelrod, J. (1972). Control of circadian change of serotonin N-acetyltransferase activity in the pineal organ by the ß-Adrenergic receptor. PNAS, 69(9). Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC426985/
10Например, по данным исследования дефицита витамина D на территории РФ, уровень дефицита и недостаточности регистрируется в 84,01%. – https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8926136/
11Например: Wilson, E. O. (1984). Biophilia: The human bond with other species. Harvard University Press.
12Разработанность темы рассмотрена через анализ упоминания терминов и частоты цитирования по теме, в том числе рассмотрены темы, которые поднимают авторы в выходящем с 2022 г. Журнале Салютогенной Архитектуры (Journal of Salutogenic Architecture). Available at: https://jsalutogenic.com/index.php/jsa/index
13Так, например, в междисциплинарной работе был сформирован нейродинамический подход к формированию детских площадок. Available from: https://burodruzhba.com/neurodynamics (In Russian). Кроме того, появляются специализирующиеся сообщества, например организация ANFA (Academy of Neuroscience for Architecture) ставит своей миссией развитие и продвижение знаний, которые свяжут исследования нейронаук с растущим пониманием влияния «построенной среды» на человека. Available at: https://anfarch.org/
14Происхождение здоровья, от salus – здоровье и genesis – происхождение.
15По мнению Стивена Холла, находящего основу архитектурного творчества в феноменологии, здание есть тело, сформированное интенцией нашего сознания, направленностью видения. Available at: https://archi.ru/world/66898/prakticheskaya-fenomenologiya-stivena-holla (In Russian).
16По мнению Стивена Холла: «концептуализация в архитектуре не может быть отделена от восприятия явления архитектуры, с их помощью архитектура приобретает эмпирическую и интеллектуальную глубину»
17Раппопорт, А. Архитектура и Философия (критическое замечание о зависимости архитектурной мысли от междисциплинарного синтеза и языковой технологии в контексте “оправдательного” характера современных архитектурных движений). Available at: http://papardes.blogspot.com/2011/01/blog-post_05.html
18Критерии научности – законы и принципы классической логики; закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; обобщающий принцип упрощения (‘бритва Оккама’), подразумевающий избегание сложных гипотез в тех случаях, когда достаточно более простого объяснения.
19Эта идея нередко встречается в художественной литературе, например концепция психоистории у А. Азимова в «Основании», или рассуждения Л. Толстого в «Войне и Мире» о сущности исторических событий, где он фокусируется не на личности, а на массах людей, двигающих историю вперед.
20По мнению Юхани Палласмаа, «современные нам здания могут вызвать наше любопытство своей смелостью или изобретательностью, но они едва ли дают нам какое-то ощущение смысла нашего мира или нашего собственного существования».
21Интегральный подход (интегральная теория) – подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, осуществляемый в рамках систематической холистической философии. Подробнее о применении в архитектуре в серии эссе Питера Бьюкенена для Architectural Review. Available at: https://www.architectural-review.com/archive/campaigns/the-big-rethink
22Cook-Greuter, S. (2013). Assumptions Versus Assertions: Separating Hypotheses from Truth in the Integral Community. Journal of Integral Theory and Practice. Volume 8 3&4).
23Акроним «AQAL» – сокращение от «все квадранты, все уровни, все линии, все состояния, все типы» (англ. all quadrants, all levels, all lines, all states, all types). AQAL-подход лежит в основании текущей версии развиваемой Уилбером и его коллегами области, известной как интегральная (мета)теория и практика.
24Кисе Курокава в книге «Философия Симбиоза» пишет: «...изменение, свидетелями которого мы являемся, представляет собой не простое изменение политической ситуации, а широкую волну изменений, одновременно проходящих во всех сферах человеческой деятельности – в экономике, политике, обществе, науке, философии, искусстве и культуре. И речь идет об изменении не формы, но сути; это структурное изменение, а не изменение скорости роста или падения».
25Согласно данным, предоставленным Аланом Дилани в эссе Salutogenic Design for Sustainable Global Healthy Society (Салютогенный дизайн для устойчивого глобального здорового общества), направленном в формате pdf в личной переписке. Available from: https://drive.google.com/file/d/1E2g0T45glnFLr3IxVtOyPdJatZSBwsNi/view?usp=sharing
26Согласно прогнозам ООН, к 2050 г. доля жителей урбанизированных территорий составит 70% (ср.: в 1960 г. – 30%).
27Француз Жорж Эбер, служивший в ВМС Франции, разработал уникальную методику тренировки солдат, названную «натуральный метод» (фр. methode naturelle). На это его подвигли наблюдения за аборигенами в рамках экспедиций в Африку. «Их тела были великолепны <...> и при этом аборигены не занимались никаким другими тренировками, кроме жизни в природном окружении», – отмечал Эбер в своих записках. Раймон Белль, военный и пожарный, занимался по методу Эбера, а уже его вдохновленный сын, Дэвид, формирует философию развития тела для себя самого, формирует термин parkour (искаженное от parcours, parcours du combattant – дистанция, полоса препятствий), достигая гармонии сосуществования человека с естественной средой его обитания (и для Дэвида это – город).
28Например, semi-furnished (полумеблированные) решения, предлагаемые компаниями вроде Ori. Это не только выход для городов, в которых есть дефицит площади, но и хорошее решение для жилья, предоставляемого в аренду. Available at: https://www.oriliving.com/
29Важно рассматривать объект в холархии – как целое, которое, в свою очередь, является частью большего целого. Карикатурная крайность полной автономности и самообеспеченности рассмотрена, например, в романе-антиутопии «Высотка» Джеймса Балларда. О той же проблеме пишет Кисе Курокава в «Философии Симбиоза» – о проблеме закрытых культур и необходимом воздействии «внешнего» для любой системы..
30Из интервью Питера Бьюкенена: «Вообще-то создавать дурацкие формы очень легко. Суть архитектуры как искусства – это синтез, инсталляция, дистилляция. Так вы получаете нечто, что может выглядеть довольно просто, но там есть богатство и резонанс. А люди, пишущие об архитектуре, это не ценят. Они не видят, сколько требуется мастерства, чтобы создать что-то очень простое, в чем, тем не менее, чувствуется резонанс».
31Поведенческий паттерн – (зд. исп.) устойчивая схема-образ реакции и/или целесообразного действия, опосредованных средовыми триггерами, осознаваемая или нет индивидом и/или группой.
32Экологическая интеграция – решение комплекса экологических проблем, связанных с воздействием хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду.
33Например, доктор Ацуми придумал термин «биомация» (biomation), чтобы обозначить применение технологии к области биологии: Atsumi. (1982). «New Concept – BIOMATION – Its Revolutionary Impact of Industry and Society». Proceedings of Discoveries International Symposium, OSU, 15-43.
34Например: «Биология без границ». Available at: https://tatlin.ru/articles/nastoyachego_ne_suchestvuet
35Подробнее об исследовании: Soufiane, B., & Ahmad Nia, H. (2023). Modelling the energy demand of a residential building using an artificial neural network (ANN) approach. Journal of Salutogenic Architecture. Volume 2(1). [pdf] Available from: https://jsalutogenic.com/index.php/jsa/article/view/12
36Например: Mannapov, R. (2021). Temporary architecture. Master of arts dissertation (Architecture). Kazan State University of Architecture and Engineering. (In Russian).
37Это мнение разделяет, например, Питер Бьюкенен (журнал Эрос и Космос, интервью). Available at: https://eroskosmos.org/integral-architecture-interview/
Библиография
1. Дилани, А., Йинг, K. Экологический и салютогенный дизайн для устойчивого здорового глобального общества / А. Дилани, К. Йинг. – Кембридж: Изд-во ученых Кембриджа, 2021. – 280 с. – ISBN: 978-1527579927
2. Джонас, У.Б. Салютогенез: Определяющая концепция для новой системы здравоохранения / У.Б. Джонас, Р.А. Чейз, К. Смит, Б. Сакалларис // Глобальные достижения в области интегративной медицины и здоровья. – 2021. – 3(3). – С. 82–91. – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4045099/?utm_medium=website&utm_source=archdaily.com
3. Голембиевски, Дж. Салютогенная архитектура / Дж. Голембиевски // Справочник по салютогенезу. – Шам: Спрингер (открытый доступ), 2022. – 2-е изд. – С. 259–274. – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-79515-3_26#DOI
4. Де Райва, А., Жедон, Р. Краткосрочные и долгосрочные эффекты архитектуры на мозг: На пути к теоретической формализации / А. Де Райва, Р. Жедон. // Границы архитектурных исследований. – 2019. – 8 (4). – URL: https://www.researchgate.net/publication/335418365_Short-_and_long-term_effects_of_architecture_on_the_brain_Toward_theoretical_formalization
5. Галиева, Э.А., Забрускова, М.Ю. Предпосылки формирования метода формообразования салютогенной архитектуры в контексте двигательной активности / Э.А. Галиева, М.Ю. Забрускова //Архитектон: известия вузов. – 2023. – № 4 (84). – URL: http://archvuz.ru/2023_4/6/
6. Фигурный, Г. Теоретические концепции современной архитектуры: проблема демаркации в контексте научной парадигмы образности : дис. … канд. архитектуры : 02.01.11. / Г. Фигурный. – М., 2022. – 155 с. – URL: https://marhi.ru/sciense/author/Figurny/Figurny_dis.pdf
7. Подзолкова, Н. Применение холархической модели к изучению методологии мышления / Н. Подзолкова. // Вестник КГУ им. Некрасова. – 2013. – №3. – С. 95–97. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-holarhicheskoy-modeli-k-issledovaniyu-metodologii-myshleniya/viewer
8. Титов, А. Организация архитектурной среды и поведение человека : дис. … канд. архитектуры 18.00.01 / А. Титов. – Екатеринбург, 2004. – 121 с.
9. Кларк, А. Расширенное сознание / А. Кларк, Д. Чалмерс. // Философский ежегодник. – 1998. – № 21. – URL: https://consc.net/papers/extended.html
10. Докинз, Р. Расширенный фенотип: длинный путь гена / Р. Докинз, Д. Деннет. // Оксфорд: Изд-во Оксфордского университета, 2008. – пересм. изд. – 336 с. – ISBN: 978-0192880512
11. Мид, Дж. Х. Разум, самость и общество / Дж. Х. Мид. // Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1972. – 18-е изд. – 437 с. – ISBN: 0-226-51667-9. – URL: http://tankona.free.fr/mead1934.pdf
12. Осипова Е.В. Принципы организации жилой архитектурной среды в условиях пост-пандемийных изменений / Е.В. Осипова, Г.Н. Айдарова, В.Н. Куприянов, И.Т. Мирсаяпов // Известия КГАСУ. – 2023. – №1(63). – С. 61–72. – URL: https://izvestija.kgasu.ru/en/nomera-zhernala/archive
13. Седдик, Ф. Гибкие архитектурные решения для решения жилищных проблем в Бахрейне / Ф. Седдик, Ф. Аль Халифа. // Журнал о салютогенной архитектуре. – 2023. – 2 (1) – С. 31–49. – URL: https://jsalutogenic.com/index.php/jsa/issue/view/2
14. Насырова, Ф.Ш. Вертикальные фермы в проектах жилых зданий современных архитектурных бюро / Ф.Ш. Насырова. // Наука, образование и экспериментальное проектирование. – 2020. – С. 394–397. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vertikalnye-fermy-v-proektah-zhilyh-zdaniy-sovremennyh-arhitekturnyh-byuro
15. Галкин, Д. От взгляда к присутствию: интерактивная архитектура / Д.В. Галкин, статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 13-13-70001 «Визуальная антропология: модели социокультурных коммуникаций». // Вестник ТГПУ. – 2013. – 9(137). – С. 262–267. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/287456712.pdf
16. Бьюкенен, П. Заключение о большом переосмыслении / П. Бьюкенен // Архитектурный обзор. – 2013. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/287456712.pdf
17. Курокава, К. Философия симбиоза / К. Курокава. – Нью-Йорк: Уайли, 1994. – 2-е изд.– 293 с.– ISBN: 978-1854903044.
18. Антоновски, А. Разгадка тайны здоровья: Как люди справляются со стрессом и сохраняют здоровье / А. Антоновски. – Сан-Франциско: Джосси-Басс, 1987. – 238 c. – ISBN: 978-1555420284.
19. Невлютов, М.Р. Идея вечного возвращения в архитектуре Питера Цумтора / М.Р. Невлютов. // Academia. Архитектура и строительство. – 2014. – 4(5). – С. 27–33. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-vechnogo-vozvrascheniya-v-arhitekture-pitera-tsumtora/viewer
20. Фрэмптон, К. Исследования тектонической культуры. Поэтика строительства в архитектуре XIX и XX веков / К. Фрэмптон. – Кембридж: МИТ-Пресс, 2001. – 448 c. – ISBN: 978-0262561495
Ссылка для цитирования статьи
Галиева, Э.А., Валиуллин, А.А. Принципы формирования салютогенной архитектурной среды / Э.А. Галиева, А.А. Валиуллин //Архитектон: известия вузов. – 2024. – №1(85). – URL: http://archvuz.ru/2024_1/3/ – doi: 10.47055/19904126_2024_1(85)_3
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная