Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (86) Июнь, 2024

История архитектуры

Чепурова Ольга Борисовна

кандидат искусствоведения, доцент.
директор МПНО «Центр дизайна и прототипирования».
Оренбургский государственный университет.

Россия, Оренбург, e-mail: garry_ic@rambler.ru

Шлеюк Светлана Геннадьевна

кандидат искусствоведения, доцент.
Оренбургский государственный университет.

Россия, Оренбург, e-mail: svetlanchikdis@yandex.ru

Деревянный модерн Бузулука. Архитектурный анализ

УДК: 72.03,,18/19”(470.56)
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_13

Аннотация

В статье рассматриваются исторические предпосылки возникновения построек деревянного модерна конца XIX – начала XX в. в г. Бузулуке Оренбургской области. Анализ архитектурного декора на фасадах деревянных строений позволяет определить характерные композиционные и художественные признаки, присущие провинциальному модерну, выявить их стилевые черты, как пример своеобразной трактовки стиля в российской глубинке.

Ключевые слова: деревянный модерн, Бузулук, пропильная резьба

Введение

В научных публикациях практически отсутствует системное исследование деревянной архитектуры Южного Урала в стиле модерн, построенной по проектам известных архитекторов и их учеников и сравнительный анализ ее декоративных и конструктивных элементов. Наиболее значимыми историческими образцами архитектурного наследия данного стилевого направления являются сооружения, выполненные в основном из камня и бетона. Однако в конце XIX – начале XX в. в России дерево как строительный материал оставалось популярным только в частном или дачном домостроении. Архитекторы, соединяя модерн с распространившейся в тот период технологией деревянной резьбы лобзиком, получали удивительные по красоте результаты. «У деревянных домов еще с XVIII в. распространилась обшивка, являясь утеплителем и защитой сруба от атмосферного воздействия. На рубеже XIX–ХХ вв. бревенчатые срубы обшивались вагонкой (результат распространения механических лесопилок), формирующей основу для композиционной организации элементов декора на фасадах деревянных зданий и задающей фоновой рисунок. Дощатая обшивка, скрывая сруб, создавала фон, на котором хорошо читались аппликативно наложенные, декоративные детали» [1]. Они демонстрировали возможности создания неповторимых по красоте комплексов деревянных архитектурных строений, образцы которых можно встретить как в крупных отечественных городах: Новосибирск, Вологда, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Самара, Смоленск, Саратов, Хабаровск и т.п.; так и в отечественных провинциальных городках: Гороховец, Кимры, Мелекес, Вольск, Балаково, Бузулук и т.д.

Одно из мест Южного Урала, где деревянный модерн представлен в достаточно большом количестве, – г. Бузулук Оренбургской области. Феномен деревянного модерна в Бузулуке практически не изучен, отсутствуют исследования, описывающие его художественные и композиционные особенности. Декоративные элементы, украшавшие фасады деревянных домов, обрамляя фронтоны, наличники, дверные проемы, полотна и пр. архитектурные элементы, стали примером изумительной интерпретации европейского модерна, соединенного с народной символикой и традициями резьбы по дереву.

Конкретная задача данного исследования – фиксация феномена Бузулукского деревянного модерна как исторического факта, проведение сопоставительного анализа элементов их архитектурного декора с аналогичными зданиями в других городах и акцентирование внимания общественности на проблеме постепенного исчезновения уникальных образцов деревянного зодчества конца XIX – начала XX в.

Методы исследования

Исследованию стиля модерн посвящено большое количество научных и научно-популярных трудов. Начиная с 1920-1930-х гг., авторы А.А. Фёдоров-Давыдов (1929), А.В. Бакушинский (1934), Г.А. Недошивин (1938) проводили параллели развития стилевого направления модерн в живописи, графике, полиграфии, архитектуре, искусстве интерьера, декоративно-прикладном искусстве с историческими, политическими изменениями в мировых процессах развития общества и внедрением новых технологий в процессе индустриализации.

В 1970–1980-е гг. наиболее значимые исследования эстетических и технологических поисков формообразования стиля модерн были продолжены отечественными искусствоведами и опубликованы в научных трудах и статьях. Наиболее значимыми для нас являются публикации JI.Н. Монаховой [2], В.С. Турчина [3], Д.В. Сарабьянова [4]. Е.И. Кириченко [5] и пр.

В 90-е гг. развитие стиля модерн в отечественной архитектуре и материальной культуре рубежа двух столетий, обозначенного как «русский модерн», было охарактеризовано современными исследователями как синтез архитектуры с ярко выраженными национальными чертами. Особое внимание развитию русского модерна в провинции было уделено в книге историка архитектуры Е.И. Кириченко «Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала ХХ века» (1997), в которой раскрываются особенности возникновения самостоятельного, полноценного и органически развивающегося в отечественной культуре такого явления, как «русский модерн» и анализируются принципы пространственно-композиционной организации элементов стиля. Автор отметил: «С понятием русский, русская традиция, национальная самобытность вплоть до начала ХХ века связывается отечественная, отличная от западноевропейской художественная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культуры, а значит, и самой культуры. Под народным искусством понимается главным образом крестьянское, и только в 1910-е годы стремление к выражению национального в изобразительном искусстве начинает связываться и с городским народным искусством» [6, с. 8]. Еще к одному из наиболее интересных и глубоких исследований стиля можно причислить книгу Е.А. Борисовой, Г.Ю. Стернина «Русский модерн» [7], в которой подробнейшим образом описывается особенность становления и развития стиля модерн в нашей стране и его взаимосвязь с отечественной культурой.

К значимым для нас современным исследованиям можно причислить научный труд искусствоведа Д.И. Сарабьянова «Модерн. История стиля», представляющий основные концептуальные позиции и особенности формообразования стиля, специфику русского стиля модерн как некоего общего в отечественном художественном и проектном творчестве, отражающую настроение эпохи – «дух времени» [8; с. 10] и научное издание искусствоведа Е.В. Заево-Бурдонской «Эмиль Гале. Апокриф и канон стиля» [9], в котором на примере творчества Эмиля Гале анализируется срез пластического формообразования в искусстве, архитектуре, материальной культуре, рассматривается этап становления нового стиля ар-нуво в дизайне.

К сожалению, среди перечисленных работ практически отсутствует материал, анализирующий развитие «деревянного модерна» в различных городах нашей страны. Издание, в котором описана особенность отечественного деревянного модерна – книга Е.А. Борисовой, Г.Ю. Стернина «Русский модерн». Авторы отмечают, что «на рубеже XIX и ХХ веков возник «деревянный модерн», нередко совмещавший в себе следование современным столичным образцам и оглядку на традиционные ремесленные приемы русского плотничьего дела. Правда, он не стал типовой нормой массовой, рядовой застройки, но, скажем, в дачном строительстве его стилевые признаки стали очень характерной приметой времени» [7, с. 50].

Исследования исторических и художественных особенностей возникновения и развития отечественного деревянного модерна опирались на следующие методы:

- метод исторической периодизации, заключающийся в сборе и анализе архивного материала по развитию города Бузулука в конце XIX – начале ХХ в.;
- поисковый метод выявления памятников деревянного зодчества XIX – начала ХХ в., выполненных в стиле модерн г. Бузулука Оренбургской области, поиска архивных материалов связанных с историей их возникновения;
- метод сравнительного анализа исследуемых объектов предполагает систематизацию найденных архитектурных деревянных сооружений и архитектурных деталей деревянного модерна по стилевым и композиционным признакам.

Историческая справка 

Проект закладки в 1736 г. Бузулукской крепости опирался на государственную значимость населенного пункта как форпоста нашей страны. Крепость с 1781 г. входила в состав Оренбургской губернии, с 1850 по 1934 г. была включена в состав Самарской области. В дальнейшем населенный пункт вновь был присоединен к Оренбургской области.

В 1835 г. генеральный план городской застройки был подписан императором Николаем I. В основу генерального плана были заложены градостроительные принципы регулярности. Система планировочного решения Бузулука заключалась в соблюдении единой красной линии застройки с обозначением основного фасада или двух основных фасадов на перекрестках улиц и формирование структуры взаимно перпендикулярных улиц, образующих прямоугольные секторы – кварталы. При определении транспортных направлений учитывалось географически обусловленное расположение города и роза ветров. Введено было ограничение застройки жилых кварталов по высоте, которая ограничивалась в основном одно- и двухэтажными зданиями.

Понимание причинно-следственных предпосылок проявления особого внимания к дальнейшему развитию города опиралось на ряд исторических, политических, социальных и экономических факторов. Географическое расположение Оренбургской области способствовало развитию торговых связей с соседними государствами стран Азии и Востока. На рубеже XIX–XX столетий Бузулук, насчитывавший более 15 тыс. жителей, ставший одним из ведущих торговых центров, был отмечен концентрацией большого количества успешных предпринимателей и, как следствие, активным развитием промышленности, массовым строительством жилых и промышленных зданий, развитием кустарных производств и формированием зажиточной прослойки населения.

Территориально крепость была возведена в северной части Оренбургской губернии, покрытой лесами, большую часть которых занимал знаменитый Бузулукский сосновый бор. Строительство основного количества зданий из дерева, как самого распространенного местного материала, стало причиной возникновения массовых пожаров, которые неоднократно становились опустошительными для городской застройки. Один из пожаров, случившийся 5 сентября 1871 г., уничтожил 651 деревянный дом, собор, помещения телеграфной станции, почтовой конторы, полиции, суда, казначейства и приходского училища, привел к массовому строительству. Восстановление сгоревшего города пришлось на пик популярности стиля модерн в отечественной культуре.

О состоянии города в конце 1920-х гг. можно судить по рапорту от 16 мая 1927 г. начальника пожарной охраны Самарской губернии Н. Артузи губернскому инспектору коммунального хозяйства. Вот что сообщается в документе: «Бузулук расположен на ровной местности, имеет населения по переписи 1923 г. – 23 509 жителей, занимает 365 гектаров застроенной площади, общее число строений в городе достигает 10 382, из коих – 3 649 жилых построек. Деревянной постройки приблизительно на 75% и 25% каменной, из них 3-х этажных - 5%, 2-х этажных около 12% и остальные 83% - одноэтажные»*.

Владеть недвижимостью в центральной части города было престижно, жилые дома возводились дворянами, купцами, успешными предпринимателями [10, с. 57]. Поэтому наиболее интересные строения, демонстрирующие яркую принадлежность к стилю модерн, были возведены в центральной части города.

В конце XIX в. культурный и деловой центр города был сконцентрирован вокруг улиц: 1 Мая (бывшей Дворянской), Ленина (бывшей Оренбургской), М. Горького (бывшей Самарской), Уральской (бывшей Куйбышева), Кирова (бывшей Купеческой), Рожкова (бывшей Овражной), на которых располагались здания Земской управы, Дворянского клуба, больницы, школы, кинотеатра, гостиницы, театра, увеселительных заведений, ресторанов, магазинов и пр. В городе было возведено много каменных и деревянных строений, выполненных именно в стиле модерн. С 1835 г. эти улицы были замощены брусчаткой, а в строениях применялись преимущественно кирпич и дерево.

Активно развивающееся строительство зданий, богато украшенных декором в популярном и модном на тот период стиле, является показателем высокого благосостояния жителей. Владелец Чугуно-медно-литейного и механического завода М.А. Никитин построил крупный магазин колониальных вин на углу ул. Оренбургской и Петропавловской (ныне Ленина и Комсомольской) [11]. Купец И.Ф. Красиков – директор Бузулукского общественного банка, владелец водяной мельницы на р. Самаре и Александровского винокуренного завода № 9, частного реального училища для мальчиков на углу ул. Базарной и Самарской (ул. Чапаева и Максима Горького) жил в доме на ул. Почтовой [12]. Сын купца, мировой судья, лекарь М.М. Подгорнов жил в доме на углу ул. Уфимской и Базарной. И.Д. Камязин с 1908 по 1911 г. около своего дома на ул. Оренбургской, 60 построил первую электростанцию [13]. Тяга к красоте, способность почувствовать прекрасное, высокая образованность, незаурядный ум и финансовое состояние позволили этим людям украсить свой город объектами архитектуры в стиле модерн периода XIX–XX вв. Таким образом, город в своем историческом центре обрел уникальный комплекс зданий деревянной архитектуры.

Как считает известный оренбургский архитектор-реставратор Ю.А. Григорьев, Бузулук начала ХХ в. был одним из лучших уездных городков Самарской губернии, обладающих интереснейшими образцами архитектурной рядовой застройкой. Сформированная к этому периоду одно- и двухэтажная застройка, составляющая ценный пласт архитектурного наследия города, в основном дошла до нашего времени без значительных изменений.

Сравнительный анализ данных объектов, выполненный авторами статьи, опирался на экспедиционные исследования архитектурных памятников деревянного зодчества в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Иркутск, Казань, Екатеринбург, Самара, Уральск, Оренбург и городов Оренбургской области (Бугруслан, Кувандык, Медногорск, Орск). Возможно, деревянный модерн Бузулука – единственный в России образец массовой рядовой застройки, представляющий пример использования типовых элементов декора и его вариативности в композиционном решении фасадной части деревянных строений в стиле модерн.

Стилистические особенности архитектурного декора в стиле модерн деревянных строений Бузулука

Пришедший в нашу страну стиль модерн естественным образом повлиял на архитектурное решение массовой застройки Бузулука того периода, внеся изменения и коррективы в декоративное оформление построек из дерева. В настоящее время сохранились целые улицы жилых домов, в которых художественно-декоративное оформление фасадов является ярким примером удачного соединения архитектурных деталей в стиле модерн.

Около 80 жилых и общественных зданий находятся в различных стадиях сохранности, большая часть из них представляет архитектурную ценность. Даты, вырезанные на деревянных элементах фасадов или отпечатанные в кирпичной кладке и стилевые признаки декоративных элементов зданий, позволили идентифицировать временнỳю принадлежность декоративных элементов городских построек. По результатам фотографического и архивного материала определена их стилевая принадлежность, выявлены характерные черты, демонстрирующие пример своеобразной трактовки европейского модерна с элементами народной деревянной пропильной резьбы. Необходимо отметить, что основное количество строений было создано не в чистом классическом стиле, а в несколько измененном адаптированном виде, дополненном элементами декора, отражающего влияние различных культур.

К сожалению, архивные материалы не сохранили подробные сведения об архитекторах – авторах проектов, участвующих в восстановлении центральной части г. Бузулука. Можно лишь предположить, что удаленность от столицы не позволила привлечь к восстановлению города известных архитекторов, но высокий художественный уровень декора некоторых строений говорит о профессиональной работе и хорошем исполнении мастеров-строителей. Дмитровград Бузулук Кунгур Бузулук

Рис. 1. Незначительная схожесть характерных черт жилых домов с элементами растительного декора,
элипсоидные формы которых несут образ арок, объединяющих один или несколько оконных или дверных проемов.
Фото О.Б. Чепуровой

В проектировании и строительстве новых жилых и общественных зданий на месте сгоревших в результате пожара, скорее всего, принимали участие ученики мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга или проживающие в тот период ссыльные из Европы, имеющие профильное образование. В частности, есть свидетельства о том, что в Бузулуке в тот период работал ссыльный архитектор из Польши Ян Адамсон [14] и инженер австриец Чедра. К сожалению, до сих пор отсутствует точная информация, подтверждающая их участие в проектировании основного количества архитектурных зданий в стиле модерн.

Для выявления стилистических особенностей конкретного мастера или группы мастеров проведен сопоставительный анализ стилевых характеристик декоративных элементов архитектурных построек стиля модерн в различных городах нашей страны с деревянными строениями городской застройки Бузулука, что позволило выявить некоторые схожие приемы в их формообразовании (рис. 1). Но явного подтверждения авторского почерка того или иного отечественного мастера выявить не удалось, что повысило интерес к исследованию сохранившихся памятников архитектуры.

Сопоставительный анализ более 20 деревянных домов в Бузулуке позволил систематизировать стилистические и композиционные приемы декора оконных, дверных проемов, аттиков, фронтонов и пр., выполненных в стиле модерн и дал возможность выявить характерный почерк одного или двух архитекторов и их учеников (рис. 2, 3). г. Бузулук. Дом Татаринцевой по ул. Ленина, 15 г. Бузулук. Дом по у. Куйбышева, 24

Дом Татаринцевой на ул. Ленина, 15

 Дом на ул. Куйбышева, 24

Рис. 2. Композиционный прием в решение декоративных аттиков имеет некую схожесть
в жилых домах по ул. Ленина, 15 и ул. Куйбышева, 24 в Бузулуке. Фото О.Б. Чепуровой

Композиционное и художественное решение архитектурного декора фасадов деревянных зданий является показателем высокого уровня мастерства исполнителей. Один из примеров – дом на ул. Кирова, 38, который принадлежал мещанину Александру Иванову [10].

Из всех рассмотренных образцов архитектуры в стиле деревянного модерна некоторые отличаются более сложным стилистическим, объемно-пространственным решением, более профессиональным подходом к художественному и композиционному декору фасадов и сложной эклектичной интерпретацией стиля. г. Бузулук, ул. 1 мая, д. 54 г. Бузулук, ул. Кирова, д. 78 г. Бузулук, ул. Кирова, д. 38 г. Бузулук, ул. Ленина, д. 68

Дом на ул. 1 мая, д. 54, 

Дом на ул. Кирова, д. 78

 

Дом на ул. Кирова, д. 38

Дом на ул. Ленина, д. 68

Рис. 3. Жилые дома в Бузулуке, с однотипными элементами декора
в обрамлении оконных и дверных проемов на фасадной части. Фото О.Б. Чепуровой

Один из необычных по стилевому решению жилой дом, располагавшийся на ул. Уфимской (ныне Отара Яроша) и снесенный в 2017 г., – интересный пример сочетания элементов европейского модерна и восточного стиля (рис. 4). Наличие двух шатровых башенок, завершающих по углам композиционное решение архитектурного объема, и соответствующий им декор ненавязчиво вызывает образы восточных мотивов, часто встречающихся в стиле модерн, в данном строении они приобрели гармоничное созвучие.

Рис. 4. Дом на ул. Отара Яроша, 55. Бузулук Здание было возведено по заказу купца Д.П Хохлова.
 Фото О.Б. Чепуровой

Среди многочисленных деревянных строений в стиле модерн хочется отметить постройки с явным влиянием на них готического стиля. Это дом 22 на ул. Куйбышева и дом на углу ул. Октябрьской, 77 и Отара Яроша, 35, по символике и образу декоративных элементов напоминающий синагогу (рис. 5). г. Бузулук, ул. Октябрьская, д. 77 / ул. Отара Яроша, д. 35 г. Бузулук, ул. Куйбышева, д. 22

 

Дом на ул. Октябрьская,
д. 77 / Отара Яроша д. 35

Дом на ул. Куйбышева, д. 22

Рис. 5. Жилой дом (бывшая синагога),  ул. Октябрьская, д. 77 и жилой дом, ул. Куйбышева, д. 22
демонстрируют стилевой прием в декорировании фасадов зданий,
сложившихся в сочетании модерна и готического стиля еврейских синагог, Бузулук. 
Фото О.Б. Чепуровой

В Бузулуке в начале ХХ в. проживало около двухсот евреев. Первую синагогу построили еще в 1869 г., еестилевое решение в последующем сформировало характерный образ декоративного оформления фасадов некоторой части домов. Обращение к готике было характерно эклектичности самого модерна, поэтому не удивительно появление в среде провинциального городка строений с декором в виде ритмично расположенных длинных и узких элементов, имитирующих ряд стрельчатых арок.

Интересны решения нескольких строений, фасады которых завершаются аттиками необычной формы, возведенными над карнизами. Это дома на улице Кирова, 40, ул. Куйбышева, 24, ул. Октябрьской, 22 (рис. 2). Нестандартно для пространства городской череды модерновых зданий выглядит строение Бузулукской топографической экспедиции (ул. 1 Мая, 27), отличающееся несколько грубоватым решением архитектурных деталей, придающим зданию фундаментальность средневекового замка.

Дом с мезонином на ул. 1 Мая, 52 (бывшей Дворянской), скорее всего, был построен человеком с очень хорошим достатком, так как по своим габаритам он превосходит окружающие его дома рядовой застройки. Сложная кровля представляет собой две симметрично расположенные полувальмовые крыши, разделяющие строение на две части (что не совсем характерно для модерна) и объединяющий их по уровню второго этажа мезонин с четырехскатным вальмовым покрытием. Строительство мезонинов было характерным приемом в архитектуре периода расцвета модерна. Мезонин имеет завершение в виде двух маленьких башенок со шпилями (рис. 6).

Рис. 6. Дом с мезонином (ул. 1 Мая, 52). Бузулук.
Источник:
https://ic.pics.livejournal.com/agrc79/76626567/
2005985/2005985_original.jpg
   

Рис. 7. Дом на ул. Отара Яроша, 82, Бузулук.
Источник:
https://kartarf.ru/dostoprimechatelnosti/
195505-dom-gorodskoy-usadby
 

Двухэтажный дом, имеющий ярко выраженную парадную входную группу (ул. Отара Яроша 82) (рис. 7) также отличается своими значительными габаритами. Обращают внимание большие оконные проемы второго этажа сложной овальной формы, расположенные по периметру. Можно предположить, что пространство второго этажа предназначалось для размещения там оранжереи или творческой мастерской и имело сезонный характер использования. Архитектурный памятник представляет собой профессиональный образец деревянного строения, выполненного в стиле модерн, он был украшением центральной части городской застройки.

В настоящее время в Бузулуке сохранились целые улицы жилых домов, в которых художественно-декоративное оформление фасадов свидетельствует об удачном соединении богатого убранства архитектурных деталей в стиле модерн с традиционными приемами ажурной пропильной резьбы, получивших широкое распространение в ХIX в. в деревянном отечественном домостроении малых и крупных городов. Зафиксировано более 80 деревянных архитектурных построек, возведенных в конце XIX – начале ХХ в., находящихся в различных стадиях сохранности. Большая часть этих жилых и общественных зданий представляют архитектурную ценность. По результатам собранного фотографического и архивного материала произведен их стилевой анализ, подтверждающий принадлежность данной архитектуры к модерну. Выявлены характерные черты, демонстрирующие пример своеобразной трактовки стиля в российской глубинке, сочетания элементов русского стиля с классическими элементами модерна, выполненных в дереве.

Во многих частных домовладениях остались нетронутыми некоторые детали внешнего и внутреннего декора. С одной стороны, отсутствие финансовой возможности не позволяло жильцам производить ремонтные работы. С другой – отсутствие капитального ремонта способствовало сохранению фасадов и многих деталей внутреннего пространства домов: дверей, дверных ручек, декора потолков, мебели и пр. в первозданном виде.

В настоящее время многие из этих памятников находятся в плачевном состоянии, разрушительное влияние времени и отсутствие профессиональных реставрационных работ сказываются на сохранности объектов деревянных построек. За последнее десятилетие декор нескольких таких сооружений был полностью уничтожен и заменен на безликую современную отделку. Недооценка данного культурного феномена снижает уровень ответственности не только у владельцев строений, но и у городского руководства и общества в целом. В результате сохранность уникальных памятников деревянного зодчества в стиле модерн конца XIX – начала ХХ в. в Бузулуке стоит под большим вопросом.

Выводы

Изучение памятников деревянного зодчества конца XIX – начала ХХ в. в архитектурном наследии Оренбургской области подтвердило, что одним из наиболее ярких образцов, сохранившихся в провинциальной России, стал комплекс архитектурных строений в Бузулуке, выполненных в стиле «деревянный модерн». Свойственное русскому человеку желание украшать фасады своих домов резными элементами и влияние стремительно проникающего во все уголки нашей страны модного в тот период стиля модерн спровоцировало появление в Бузулуке большого комплекса жилых домов, украшенных деревянной резьбой, созданной с использованием технологии деревянной резьбы лобзиком.

Сравнительный анализ деревянных строений Бузулука с архитектурными постройками, возведенными в различных городах России в стиле модерн с использованием дерева в качестве строительного и отделочного материала, показал, что стиль изучаемых архитектурных деталей сравниваемых строений в общих чертах не имеет ярко выраженного сходства. К ним можно причислить и модерн строений в наиболее приближенных к нему городах Самары и Оренбурга, характеризующиеся лаконичностью декоративной отделки, более сдержанным образом линейного решения фасадов. В Самаре встречаются примеры более позднего модерна. Общие черты каменных зданий стиля модерн самого города Оренбурга ближе по своим стилевым признакам к образцам каменного модерна Бузулука. Однако в Оренбурге деревянные постройки рубежа веков практически не сохранились.

Анализ деревянных построек Бузулука позволил выявить ряд закономерностей, характерных для архитектуры стиля модерн конца XIX – начала ХХ в:

- использование стилистических приемов модерна у множества зданий можно увидеть только на уровне художественного декорирования фасадов;
- композиционная организация главной фасадной части здания резко отличается от его боковых сторон насыщенностью декоративного убранства;
- общее композиционное решение фасадов некоторых жилых домов тяготеет к симметрии, что не свойственно классическим принципам построения в модерне;
- группировка оконных проемов по два или три окна, деление фасада на две или три части в основном обусловлены объемно-планировочным решением самого дома, например: пятистенка, шестистенка, двухсрубная, тройная и пр.;
- акцентирование на фасаде здания входной группы и расположение с другого края дома оконного проема, применение декоративных элементов;
- часто сюжет оконных проемов объединялся единым элементом – лучковой декоративной аркой, расположенной между архитектурным карнизом над проемом окна и фризом;
- использование характерной подкраски стен и элементов фасадного декора в два, реже три цвета.

Основная особенность художественных и композиционных приемов декора «деревянного модерна» Бузулука заключается в том, что организация фасадной стороны деревянных строений представляет доминирование стилевых приемов европейского модерна с включением национальных элементов декора в стиле древнерусского зодчества, готических, восточных мотивов, выполненных по технологии художественной обработки деревянных изделий в технике пропильной резьбы.

Многие уникальные деревянные постройки Бузулука в стиле модерн официально не зафиксированы как объекты культурного наследия, отсутствует художественно-композиционный анализ и проектные предложения по их сохранению и дальнейшему использованию в архитектурном и дизайнерском проектировании.

Примечание

* Государственный архив Самарской области Ф.1. Оп.12. Д. 2718.

Библиография

1. Михайлова, Л.Г., Голобородский, М.В. Архитектура деревянного модерна на Урале / Л.Г. Михайлова, М.В. Голобородский // Академический вестник Уралниипроект РААСН. – 2019. – № 4. – С. 61–66.

2. Монахова, Л. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна / Л. Монахова // ВНИИТЭ. Материалы по истории художественного конструирования. – М., 1972.

3. Турчин, В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн / В.С. Турчин // Вестник МГУ. – 1977. – № 6. – C. 65–81.

4. Сарабьянов, Д.В. К определению стиля модерн / Д.В. Сарабьянов // Советское искусстведение. – 1978. – Вып. 2. 

5. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830–1910-х годов / Е.И. Кириченко. – М: Искусство, 1982. – 399 с.

6. Кириченко, Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала ХХ века / Е.И. Кириченко. – М.: Галарт, 1997. – 431с.; ил.

7. Борисова, Е.А., Стернин, Г.Ю. Русский модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. – М: Галарт, АСТ, 1998. – 360 с.; ил.

8. Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов. – М.: Галарт, 2001. – 343с.; ил.

9. Заева-Бурдонская, Е.А. Эмиль Галле. Апокриф и канон стиля / Е.А. Заева-Бурдонская. – М.: ВНИИТЭ, 2010. – 444 с.; ил.

10. Город славный, город древний (История Бузулука в очерках, рассказах, документах и воспоминаниях) – Бузулук: Бузулукская печать. 2006. – 258 с.

11. История семьи бузулукских предпринимателей Никитиных // Бузулукский краеведческий музей. Бузулук, 08.12.2021. – URL: https://buzulukmuseum.ru/2022/07/20/история-семьи-бузулукских-предпринимателей/ 

12. Красиков Федор Федорович. Бузулутчане 20 века / авт.-сост. А.Д. Потемкин. – URL: https://buzuluk-20-vek.ucoz.net/index/stranica_9_k/0-128 

13. Да будет свет! К 85-летию городской электростанции // Бузулукский краеведческий музей. Бузулук, 08.12.2021. – URL: https://vk.com/wall-86772123_2845 

14. Ян Адамсон. Бузулутчане 20 века / авт.-сост. А. Д. Потемкин. – URL: https://buzuluk-20-vek.ucoz.net/index/stranica_1_ja/0-239 

Ссылка для цитирования статьи

Чепурова, О.Б. Деревянный модерн Бузулука. Архитектурный анализ / О.Б. Чепурова, С.Г. Шлеюк // Архитектон: известия вузов. – 2024. – №2(86). – URL: http://archvuz.ru/2024_2/13/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_13 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 03.04.2024
Просмотров: 89