Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (86) Июнь, 2024

История архитектуры

Вахонин Максим Сергеевич

магистрант Высшей школы архитектуры и градостроительства.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент М.Е. Базилевич.
Тихоокеанский государственный университет,

Россия, Хабаровск, e-mail: 2017100513@pnu.edu.ru

Базилевич Михаил Евгеньевич

кандидат архитектуры, 
профессор Высшей школы архитектуры и градостроительства.
Тихоокеанский государственный университет,

Россия, Хабаровск, e-mail: mikhailbazilevich@gmail.com

Этапы формирования архитектурного ансамбля улицы Муравьева-Амурского в г. Хабаровске

УДК: 725.127+72.021.2(518.3)
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_15

Аннотация

В статье рассмотрен процесс формирования пространственной структуры и архитектурного облика ул. Муравьева-Амурского в Хабаровске. Выявлены и охарактеризованы основные этапы ее развития. Показано значение ансамбля улицы в формировании историко-культурного ландшафта и образа города.

Ключевые слова: улица Муравьева-Амурского, Хабаровск, пространственная структура, архитектурный облик

Введение

Историко-архитектурная среда Хабаровска представляет сложную пространственную картину, отражающую разные вехи развития российского Дальнего Востока. На протяжении многих лет, являясь административным центром региона, город застраивался достаточно интенсивно, постепенно разрастаясь по высокому правобережью Амура. Выразительный природный ландшафт местности с холмистым рельефом, в распадках прорезанным узкими полосками маловодных речек Бури (Плюснинка) и Ури (Чердымовка), определил структуру планировочного каркаса будущего города и его центральной магистрали – ул. Муравьева-Амурского, проложенной по гребню среднего холма. Будучи одной из старейших в городе, эта улица концентрирует наибольшее количество объектов историко-архитектурного наследия, образующих сегодня сплошную линию разноэтажной и разновременной застройки.

Изучению процесса формирования градостроительного ландшафта Хабаровска посвящен достаточно широкий круг работ региональных историков и архитекторов, в которых раскрываются различные аспекты развития города, подробности строительства памятников истории и культуры, творчества местных архитекторов и инженеров, динамика распространения архитектурных стилей [1–6]. Однако отсутствует целостный взгляд на процесс эволюционного развития ансамбля ул. Муравьева-Амурского, анализ и осмысление всех этапов которого имеет важное значение для понимания общих процессов трансформации пространственной структуры и образа Хабаровска, приобретающих сегодня особую актуальность на фоне разработки и перспектив внедрения нового мастер-плана города.

В рамках данной публикации, в соответствии с заявленной темой, рассмотрим ключевые этапы формирования архитектурного ансамбля центральной улицы Хабаровска – Муравьева-Амурского.

Первый этап (1858–1884) охватывает временной отрезок от основания Хабаровки (с 1880 г. город Хабаровск) до учреждения Приамурского генерал-губернаторства. Первое поселение представляло собой военный пост, располагавшийся на двух террасах левобережья рч. Бури, а первыми домами были постройки военного ведомства – одноэтажные казармы и дома для семейных солдат и офицеров, штабные здания с почтой и телеграфом. На противоположном берегу позднее расположились военные склады, гауптвахта и лазарет, а в роще за Амурским утёсом, где позднее разобьют городской сад, была сооружена деревянная часовня Марии Магдалины [3]. Ввиду существовавших проблем с водоснабжением и частичным отсутствием воды в новоустроенных колодцах, развитие поселения осуществлялось узкой полосой по склону, в сторону вершины среднего холма и вдоль берега Амура.

В 1864 г. военным топографом М.М. Любенским был составлен первый план застройки, заложивший основу для дальнейшего развития будущего города и его трансформации из военного поселения в крупный торгово-промышленный центр (рис. 1). Структура планировочного каркаса была определена особенностями рельефа: по гребням трех холмов, называемых Артилейской, Средней и Военной горами, были проложены основные улицы – Уссурийская (Ленина), Хабаровская (Муравьева-Амурского) и Амурская (Серышева). Хабаровская улица была центральной и проходила широким проспектом в северо-восточном направлении от Соборной площади до открытого участка, отведенного под городское кладбище, концентрируя вдоль своей оси основные общественные и административные здания. После обретения Хабаровкой статуса города и переименованием ее в Хабаровск, название сменила и его центральная улица, с 1881 г. именуемая Большой, а после 1889 г. – Муравьева-Амурского.

Рис. 1. План Хабаровска 1864 г. Составил М.М. Любенский. 
Источник: https://svinchukov.livejournal.com/181416.html 

Второй этап (1884–1917) ознаменован строительством крупных административных, общественных и жилых каменных зданий, сформировавших ядро исторического центра города. Функцию высотной доминанты архитектурного ансамбля ул. Хабаровской (Муравьева-Амурского) выполнял Успенский собор, являвшийся первым и одним из крупнейших православных храмов на Дальнем Востоке (рис. 2). Строительство объекта проходило в 1884–1886 гг. по проекту, составленному гражданским инженером С.О. Бером, под руководством военного инженера В.Г. Мооро [7]. Сооружение имело продольную компоновку плана в форме латинского креста. Основной объем венчали пять восьмигранных шатров, авысокая трехъярусная шатровая колокольня играла роль вертикального акцента, выделяющего объем сооружения на фоне окружающей застройки. Выразительный силуэт собора, выстроенного в русском стиле, был активно включен в структуру городских панорам и хорошо просматривался с акватории.

Рис. 2. Успенский собор. 1884–1886. Арх. С.О. Бер, строитель В. Г. Мооро.
Источник: https://dzen.ru/a/ZEJHXbUqDmsqjgZS 

Дальнейшее развитие ансамбля продолжилось строительством комплекса зданий, принадлежавших купцам Хлебниковым. В 1891 г. на участке в начале четной стороны ул. Муравьева-Амурского появилось одноэтажное кирпичное здание с торговыми помещениями и винным складом. В 1901–1902 гг. к нему был пристроен двухэтажный корпус доходного дома, выполненный в формах эклектики с элементами неоклассицизма и готики с характерным для Хабаровска использованием красного обожженного и серого не обожженного (маньчжурского) кирпича в лицевой декоративной кладке уличного фасада. Первый этаж занимали арендные помещения, а второй этаж сдавался под гостиницу. В 1912–1913 гг. одноэтажное торговое здание получило надстройку в виде второго этажа, в уровне которого между корпусами был выполнен переход. В результате реконструкции уличные фасады обрели ярко выраженные черты модерна. С северо-восточной стороны от комплекса зданий доходного дома Хлебниковых расположены здания офицерского собрания и двух доходных домов, принадлежавших купцу Н.Р. Коровякову, продолжающие общий стилистический ряд застройки квартала (рис. 3). Силуэт застройки противоположной стороны ул. Муравьева-Амурского сформирован двух-, трехэтажными зданиями доходных домов Плюсниных, Тарцевых и Пьянковых, выстроенных в формах эклектики с элементами русского стиля и неоклассицизма в элементах двухцветной лицевой кирпичной кладки (рис. 4).


а.

б.
Рис. 3. Фрагмент застройки четной стороны ул. Муравьева-Амурского. Фото М.Е. Базилевича:
а) вид со стороны Комсомольской (Соборной) площади;
б) вид со стороны перекрестка ул. Муравьева-Амурского и Комсомольской

Рис. 4. Фрагмент застройки нечетной стороны ул. Муравьева-Амурского.
На первом плане здание доходного дома Пьянковых. 1900. Фото М.Е. Базилевича

Постепенное уплотнение застройки способствовало замещению деревянных строений с прилегающими к ним открытыми участками капитальными зданиями, часто образующими единый брандмауэрный фасад. Не беря в расчет описанный ансамбль, в дореволюционный период вдоль ул. Муравьева-Амурского было построено еще четырнадцать каменных зданий различного назначения, представляющих преимущественно образцы архитектуры эклектики с проявлением мотивов неоклассицизма, модерна и русского стиля. Следует отметить, что наибольшую часть среди них составляли здания торговых и доходных домов, что, очевидно, связано с активным развитием в регионе предпринимательской деятельности. Так, к 1895 г. в Хабаровске насчитывалось 14 магазинов, 41 мелочная лавка, 4 бакалейные лавки и 30 винных погребов [2]. В то же время местным предпринимателям приходилось регулярно выдерживать серьезную конкуренцию со стороны крупных иностранных торговых фирм, таких как «Кунст и Альберс», «И.Я. Чурин и К», «Эмери», имевших определенные преимущества ввиду действия в регионе системы «порто-франко»; на их долю приходилось более половины от общего товарооборота. Как правило, здания торговых и доходных домов располагались на угловых участках в структуре городских кварталов, при этом они имели два равноценных уличных фасада и срезанный (в некоторых случаях скругленный) угол, обращенный к перекрестку, вовлекая тем самым в зону притяжения пространство сразу двух улиц (рис. 5). Исключение в этом ряду составляют здания доходных домов В.В. Перфильева, И.К. Волквинского и Г.С. Жукова, имеющие линейное положение и, как следствие, один проработанный уличный фасад.


а.

б.

Рис. 5. Застройка четной стороны ул. Муравьева-Амурского. Доходные дома. Фото М. Е.Базилевича:
а) доходные дома В.В. Перфильева (слева). 1902 и И.К. Волквинского (справа). 1913;
б) доходный дом Г.С. Жукова (с 1910 г. Русско-Азиатский банк).

1908 Группу административных построек составляют здания Канцелярии Приамурского генерал-губернатора и Городского дома. Первое из них представляет лаконичный образец архитектуры репрезентативного стиля, мотивы которого прослеживаются в обрамлениях полуциркульных окон второго этажа и оформлении центрального входа. В 1931 г. здание обрело два дополнительных этажа в ходе реконструкции, выполненной по проекту Н.А. Перевалова (рис. 6а). Здание Городского дома, построенное по проекту гражданского инженера П.В. Бартошевича и военного инженера Б.А. Малиновского, напротив, отличается выразительностью форм и сложностью архитектурно-художественного замысла. Высокая крыша с металлическим гребнем, четырехгранные шатры, венчающие фланговые ризалиты, разнообразные элементы фасадного декора формируют запоминающийся силуэт здания, выделяющийся на фоне более поздней аскетичнойзастройки (рис. 6б).


а.

б.

Рис. 6. Административные здания. Фото М. Е. Базилевича:
а) здание канцелярии Приамурского генерал-губернатора. 1895–1896. Реконструировано по проекту Н.А, Перевалова в 1931 г.;
б) Городской дом. 1909. Арх. П.В. Бартошевич, Б.А. Малиновский

В 1880-е гг. в связи с быстрыми темпами роста города было закрыто городское кладбище, находившееся в конце ул. Хабаровской (Муравьева-Амурского), а также проведены работы по переносу захоронений на вновь открытое кладбище в районе нынешнего автовокзала. Освободившаяся территория была выровнена и переоборудована под площадь для проведения строевых занятий и военных парадов [8], получившую вскоре название Николаевская. К концу XIX в. на юго-западной границе площади были построены деревянное здание почтово-телеграфной конторы и кирпичное здание Николаевского училища. Оба сооружения не сохранились. В 1900–1903 гг. на северо-восточной границе Николаевской площади было возведено здание ремесленного училища, зафиксировавшее центральную композиционную ось ул. Муравьева-Амурского [9].

События Октябрьской революции и гражданской войны и последовавшие за ними структурные и смысловые изменения об общественно-политическом и экономическом устройстве государства привели к трансформации структуры управления архитектурно-строительным комплексом, что, в свою очередь, обусловило временную приостановку нового строительства. В это же время в городе происходило приспособление и переустройство зданий под новые функции, часто приводившее к утрате оригинальных планировочных решений, аутентичных интерьеров и элементов фасадного декора.

Третий этап (1920-е – 1941) включает период активизации процессов реконструкции и активного роста города, начавшиеся с момента образования Дальневосточного края и получения Хабаровском статуса административного центра нового региона, завершившиеся с началом Великой Отечественной войны.

Обретение Хабаровском нового статуса способствовало и последующему значительному увеличению городского бюджета, что благотворно влияло на развитие его архитектуры. Время перемен в архитектуре СССР и его отдельных регионов ознаменовано поисками нового архитектурного языка и средств художественной выразительности построек, появления новых типов общественных зданий, сноса или перестройки ряда утративших свое функциональное и сакральное значение объектов, например храмов. В это же время проходило переименование улиц, не стала исключением и ул. Муравьева-Амурского, с 1926 г. ставшая носить имя Карла Маркса. К последним сооружениям, возведенным вдоль ее красной линии в традиционных для дореволюционного этапа формах, относятся дом Жилкооператива (рис. 7а), в пластической проработке фасадов которого прослеживаются мотивы модерна, и здание Государственного банка, выстроенное в строгих формах ампира (рис. 7б).


а.

б.
Рис 7. Советские постройки в формах дореволюционной архитектуры. Фото М.Е. Базилевича:
а) дом Жилкооператива. 1927; б) Государственный банк, 1927–1929

Приметы новой архитектуры пришли в регион вместе с московскими архитекторами-конструктивистами, участвовавшими в 1928 г. в конкурсе Московского архитектурного общества на проект строительства в Хабаровске Дома Советов. Победителем его стала работа И.А. Голосова и Б.Я. Улинича, получившая право на реализацию (рис. 8). Б.А. Улинич неоднократно приезжал в Хабаровск для составления рабочей документации и проведения строительного надзора [10]. Сооружение занимает верхнюю часть квартала в границах ул. Запарина и Фрунзе и является важным градостроительным акцентом в структуре ул. Муравьева-Амурского (Карла Маркса). Символично, что выбор места под строительство хабаровского Дома Советов пал на участок напротив дореволюционного здания Городского дома, которое ранее занимали органы местного управления. Таким образом, возведение нового главного в городе административного здания в формах конструктивизма обозначило утверждение в городе советской власти и переход к следующему этапу развития архитектуры Дальнего Востока. К другим конструктивистским постройкам, формирующим фронт застройки ул. Муравьева-Амурского, относятся здание Дальневосточного банка, Дом-коммуна, жилой дом Крайсовнархоза и пристройка к дореволюционному зданию гостиницы «Эспланад» (рис. 9).

Рис. 8. Дом Советов. 1929–1930. Арх. И.А. Голосов, И.Я. Улинич. Фото М.Е. Базилевича

Рис. 9. Конструктивистские постройки. Фото М.Е. Базилевича:
а) Дальневосточный банк. 1928. Арх. В.А. Владимиров; б) Дом-коммуна. 1931–1933. Инж. Гейтман;
в) жилой дом Крайсовнархоза. 1928–1929. Арх. Н.А. Перевалов;
г) пристройка к гостинице «Эспланад» (коммунальная гостинца «Дальний Восток»). 1928. Арх. Н.А. Перевалов

В 1930-е гг., в связи с критикой советским правительством формальных направлений в архитектуре и установки на применение классических форм, в застройке Хабаровска и ансамбле его центральной улицы стали появляться здания, которые можно условно отнести к постконструктивистскому переходному направлению, где объемно-планировочная структура тяготеет к конструктивизму, а в оформлении фасадных композиций используются элементы ордерной системы. Таковы здания гостиницы Дальлеспрома (рис. 10а), Краевого управления связи (рис. 10б) и жилого дома на углу ул. Муравьева-Амурского и Истомина. В то же время центральная улица города лишилась своей главной архитектурной доминанты – Успенского собора. На его месте планировалась постройка здания редакции газеты «Тихоокеанская звезда», однако проект не был реализован [3]. В 1934 г. ансамбль Комсомольской (ранее Соборной) площади был дополнен зданием Амурского речного пароходства при устройстве фундаментов которого использовались гранитные блоки от разрушенного Успенского собора. Сооружение, выполненное в формах конструктивизма, напоминало корабль и представляло крупный объем из двух трехэтажных крыльев, объединенных цилиндрической башней в четыре этажа с цилиндрическим ярусом меньшего диаметра наверху.


а.

б.

Рис.10. Постконструктивистская архитектура в застройке ул. Карла-Маркса (Муравьева-Амурского). Фото М.Е. Базилевича:
а) Здание гостиницы Дальлеспрома, 1935–1935. Арх. Е.Б. Серебряков; б) Краевое управление связи, 1931–1936

Одним из последних объектов, строившихся в Хабаровске на данном этапе, является здание Центрального управления дорожного транспорта. Первоначально участок предназначался для строительства Дома торговли и промышленности. Земельные работы по устройству котлована начались еще в 1930 г., однако в 1934 г. участок был передан в ведение транспортного управления. К 1941 г. был возведен центральный корпус и левое крыло здания. С началом Великой Отечественной войны строительство в городе было приостановлено и возобновилось лишь к началу 1950-х гг.

Четвертый этап (1950-е – 1991) связан со строительством и реконструкцией нескольких крупных общественных зданий, органично дополнивших архитектурный ансамбль центральной улицы Хабаровска. Послевоенный период в архитектуре СССР отмечен развитием неоклассического направления, формы и мотивы которого использовались как в новом строительстве, так и при реконструкции дореволюционных и конструктивистских построек. Так, в 1955 г. здание Амурского речного пароходства, обращенное главным фасадом на Комсомольскую площадь, было надстроено и декорировано в формах ордерной системы, а вскоре напротив него был установлен монументальный памятник героям Гражданской войны, зафиксировавший начало оси ул. Карла-Маркса (Муравьева-Амурского). С этого момента главная улица города становится циклически завершенной, беря свое начало от Комсомольской площади и завершая пешеходный маршрут на площади Ленина. В 1956 г. началось строительство правого крыла здания Центрального управления дорожного транспорта, завершившееся спустя год (рис. 11а). В 1959–1961 гг. в формах послевоенной неоклассики был реконструирован зрелищный блок Дома-коммуны, в котором к тому времени уже располагался Театр драмы, что привело к значительным изменениям первоначального конструктивистского замысла объемно-планировочной организации всего здания (рис. 11б).


а.

б.

Рис. 11. Советская неоклассика в застройке ул. Карла-Маркса (Муравьева-Амурского). Фото М.Е. Базилевича:
а) Центральное управление дорожного транспорта. 1956. Арх. Б.А. Соболевский; б) реконструкция Дома-коммуны. 1959–1961

Особое внимание начинает уделяться благоустройству города, а именно средовому подходу формирования пространства. Центральная улица украшается вазонами, декоративными ограждениями, выполняется комплексное озеленение. В 1970-е гг. на фоне взятого государством курса в сторону повышения этажности застройки фронт ул. Карла Маркса пополнился несколькими памятники архитектуры советского функционализма, нанесшими, по мнению экспертов хабаровского Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, за редким исключение, существенный урон целостной архитектурно-пространственной среде исторической части города [9]. К ним относятся жилые дома на пересечении с ул. Шеронова (рис. 12а) и Калинина (рис 12б), а также надстройка здания бывшей женской гимназии, приведшая к утрате части аутентичного фасадного декора.

На этом же этапе окончательно сформировался архитектурный ансамбль центральной площади города – Ленина, представленный монументальными зданиями Высшей партийной школы, учебного корпуса и общежития Медицинского института, гостиницы «Централь», выстроенных в неоклассических формах, а центр площади украсила эспланада с партерами комплекса фонтанов. Выполнены реконструкционные работы и переустройство здания конторы Дальспирта для размещения в нем Второй муниципальной клинической больницы. Завершение советского этапа формирования застройки улицы связано с очередной реконструкцией бывшего здания почтово-телеграфной конторы. В 1986 г. в связи со строительством на юго-восточной стороне площади нового здания крайкома КПСС главный фасад исторического корпуса был закрыт возведенной рядом с ним декоративной стеной, облицованной мраморными плитами (рис. 13).


а.

б.

Рис. 12. Архитектура советского функционализма в застройке ул. Карла-Маркса (Муравьева-Амурского). Фото М.Е. Базилевича:
а) жилые дома в границах ул. Шеронова и Волочаевской; б) жилой дом на перекрестке с ул. Калинина

Рис. 13. Ансамбль площади им. Ленина. Фото М.Е. Базилевича

Пятый этап (1990-е гг. – настоящее время) включает современный период развития города, начавшийся с момента образования Российской Федерации, и связан, в первую очередь, с осмыслением ценности культурного наследия дореволюционного периода и памятников архитектуры конструктивизма. С 1991 г. в городе началась работа по паспортизации, постановке на государственную охрану, реставрации и профессиональной реконструкции сохранившихся памятников архитектуры. Одними из первых были отреставрированы здания Городского дома, доходные дома Пьянковых, Тацыревых и И. Такеучи [9]. Развернулась и научно-исследовательская работа по изучению регионального зодчества и определению его места в общем процессе развития отечественной и мировой архитектуры. В то же время развитие частонго бизнеса определило частую смену собственников объектов и их отдельных помещений, нередко приводившую к перестройке и изменению внутренних планировок и отдельных частей зданий, еще не поставленных на государственную охрану.

В 1992 г. указом Малого Совета народных депутатов г. Хабаровска было восстановлено историческое название фрагмента ул. Карла Маркса на участке от Комсомольской площади до площади им. Ленина, вновь ставшего носить имя Муравьева Амурского. В постсоветский период ее архитектурный облик меняется незначительно ввиду отсутствия вдоль красной линии свободных участков под застройку, а реализуемые проекты по реконструкции и реставрации отдельных объектов направлены в основном на восстановление и поддержание их исторического образа. К объектам нового строительства, интегрированным в ансамбль улицы, относятся здания торгового центра «Лотос» и многофункционального центра, пристроенного к брандмауэрной стене доходного дома И.А. Гржибовского. Первое из них органично включено в историческую среду и благодаря декоративным элементам, выполненным в мотивах неоклассицизма, поддерживает общий ритмический строй уличного фасада квартала (рис. 14). Второе, напротив, выполнено в современных формах, слабо сочетающихся с соседствующими зданиями, и вызывает определенный зрительный диссонанс. В 2001 г. на месте снесенного в 1930-е гг. Успенского собора по проекту Хабаровскгражданпроекта был возведен новый Градо-Хабаровский собор Успения Божьей Матери, а часть Комсомольской площади, примыкающая к нему переименована в Соборную. Строительство его, однако, вызвало широкую дискуссию как среди горожан, так и в профессиональном сообществе, в силу излишне гипертрофированных пропорций здания, в значительной мере отличающихся от первоисточника. Тем не менее, сегодня собор является неотъемлемой частью панорамы улицы и одной из туристических достопримечательностей города (рис. 15).

Рис. 14. Фрагмент застройки ул. Муравьева-Амурского. Фото М.Е. Базилевича.
На первом плане – здание магазина торгового дома «Кунст и Альберс»,
слева – торговый центр «Лотос» и здание доходного дома И. Такеучи

Рис. 15. Панорама Соборной и Комсомольской площади. Фото М.Е. Базилевича.
Слева направо: Градо-Хабаровский собор Успения Божьей Матери. 2001;
здания доходного дом Плюсниных. 1902; Хабаровского краевого объединения профсоюзов. 1973;
управления Амурского речного пароходства. 1933–1934, 1955

В 2000-е гг. были проведены комплексные работы по благоустройству центральной части города, замене тротуарного покрытия, установке ограждений и обновлению элементов системы уличного освещения, стилизованных под фонарные столбы начала XX в.; в ходе ремонтных работ под асфальтовым покрытием была найдена оригинальная брусчатка, вновь уложенная вдоль главного фасада здания магазина фирмы «Кунст и Альберс».

Одним из негативных моментов, влияющих сегодня на целостное восприятие исторического ансамбля улицы, является точечная застройка преимущественно жилыми зданиями, возводившимися в 2000-е гг. вдоль улиц, спускающихся от ул. Муравьева-Амурского по склонам центрального холма к городским бульварам (ранее речек Плюснинки и Чердымовки). Находясь в относительном удалении от исторических зданий, тем не менее, данные объекты включаются в силуэт улицы из-за своей большой этажности, нарушая тем самым визуальные связи и раскрывающиеся панорамы. Схожую проблему вызвало и начавшееся в 2016 г. строительство высотного жилого дома по ул. Ленинградской, расположенного в полутора километрах от площади им. Ленина, но по стечению обстоятельств оказавшегося на визуальной оси ул. Муравьева-Амурского таким образом, что при движении по улице с некоторых видовых точек его верхние этажи «накладываются» на крышу здания бывшего ремесленного училища, являющегося композиционным акцентом в структуре городской панорамы (рис. 16). Данная проблема указывает на очевидную необходимость соблюдения при отведении участков под строительство и новом проектировании принципа преемственности и органического развития пространственной композиции архитектурного ансамбля центральной части города с целью сохранения его уникального историко-культурного ландшафта.

Рис. 16. Вид ул. Муравьева-Амурского в сторону площади им. Ленина.
В центре недостроенное здание жилого дома попадающее в центр композиционной оси улицы.
Фото М.Е. Базилевича

Заключение

Архитектурный ансамбль центральной улицы Хабаровска – Муравьева-Амурского играет ключевую роль в формировании облика города. Ведь именно вдоль ее оси сосредоточено наибольшее количество памятников архитектуры, символов и образов двух ушедших исторических эпох, гармонично сосуществующих на коротком отрезке пешеходного маршрута, проходящего от Комсомольской площади до площади им. Ленина.

Библиография

1. Баклыская, Л.Е. Восток и запад в дальневосточной архитектуре / Л.Е. Баклыская. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2015. – 165 с.

2. Бодиско, А.М. Из жизни Хабаровска / А.М. Бодиско ; [редкол.: И. В. Филаткина (гл. ред.) и др. ; сост. Т.В. Кирпиченко ; науч. консультант Н.И. Дубинина]. – Репр. изд. – Хабаровск : ДВГНБ, 2008. – 291 с.

3. Крадин, Н. П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне (1858–2008) / Н.П. Крадин. – Хабаровск: Риотип, 2008. – 448 с.

4. Крадин, Н.П. Охраняются государством. Памятники архитектуры и скульптуры общероссийского значения в Хабаровске / Н.П. Крадин. – Хабаровск: Частная коллекция, 1999. – 192 с.

5. Иванова, А.П. Организация торговых пространств в русских дальневосточных поселениях середины  XIX – начала XX в. /А.П. Иванова // Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/2006_3/32  

6. Целуйко, Д.С. Исследование планировочной структуры города Хабаровска с помощью инструментов пространственного синтаксиса / Д.С. Целуйко // Components of Scientific and Technological Progress. – 2023. – № 12(90). – С. 99–104

7. Базилевич, М.Е. Архитектурное наследие выпускников архитектурных и инженерных школ Санкт-Петербурга на Дальнем Востоке России (середина XIX – начало XX вв.) / М.Е. Базилевич // Вестник гражданских инженеров. – 2020. – № 1 (78), февраль. – С. 5–13.

8. О захоронении на пл. Ленина в Хабаровске. КГБУ «Центр ОПИК». – URL: https://nasledie27.ru/novosti-npc/240-o-zahoronenii-na-pl-lenina-v-habarovske.html 

9. Архитекторы и инженеры восточных окраин России второй половины XIX – начала XXвека / М.Е. Базилевич, Н.П. Крадин, А.П. Иванова [и др.]. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2023. – 271 с.

10. Дыминская, А.В. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры Хабаровского края) / А.В. Дыминская [и др.]. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Хабаровск : Министерство культуры Хабаровского края, 2013. – 247 с.

Ссылка для цитирования статьи

Вахонин, М.С., Этапы формирования архитектурного ансамбля улицы Муравьева-Амурского в г. Хабаровске / М.С. Вахонин,  М.Е. Базилевич // Архитектон: известия вузов. – 2024. – №2(86). – URL: http://archvuz.ru/2024_2/15/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_15 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 22.04.2024
Просмотров: 86