Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (86) Июнь, 2024

Дизайн костюма

Сергеева Анна Владимировна

заведующий отделом художественного текстиля.
Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел.

Россия, Ижевск, e-mail: sannet84@mail.ru

Особенности и критерии классификации колористического кода народного костюма на примере Удмуртской Республики

УДК: 687:39
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_23

Аннотация

В статье рассматривается проблема классификации колористической информации, содержащейся в национальных костюмах на примере национального костюма Республики Удмуртия как обязательного элемента внешней атрибутики этнонациональной идентичности.
Методология исследования основана на системном подходе и включает как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сопоставление, обобщение и систематизация), так и специальные: историографический анализ научной литературы по теме исследования, искусствоведческиу анализ.
Исследование привело к следующим результатам: колористические коды, представленные в национальных костюмах народов Удмуртской Республики, содержат отсылки к нескольким ключевым аспектам этнонациональной идентичности: социальный статус, семейное положение, возраст и пол. Колористические коды также отличаются в зависимости от географии: северный костюм удмуртов отличается от южного варианта как покроем, так и декором, колористикой. Исследование позволило сделать следующий вывод: колористический код представляет собой визуальное выражение этнокультурной идентичности удмуртов.

Ключевые слова: колористический код, этнокультурная идентичность, национальный костюм, Удмуртская Республика, классификация колористических кодов

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тенденциями этнонационального возрождения традиций народов России, сохранению культурного наследия на фоне глобализации, стандартизации и нивелирования культурных различий под влиянием примитивизации одежды. Национальный костюм является не только частью истории народа, но и отражением его ментальности, квинтэссенцией обычаев и культурного наследия. В отличие от примитивной современной одежды, особенно последних пяти лет, в которой едва ли различима половая принадлежность человека, в традиционном костюме каждый элемент несет в себе важную, социально-значимую информацию, которая отражается в покрое, элементах декора и цветовой палитре каждой разновидности костюма: свадебный, повседневный, детский, взрослый, мужской, женский и т. п. Все перечисленные элементы в научной литературе получили обобщающее название «колористический код» [14, с. 36]. Применительно к национальному костюму колористический код можно рассматривать как «определенную систему символов, выраженных в цвете и форме и выражающих понятный конкретному этносу социокультурный смысл» [17, с. 88]. В более кратком виде определение колористического кода приводит Н. Акдемир, рассматривая его как «видимое выражение социальной идентичности определенного этноса» [13, с. 1373].

Применительно к исследуемой теме отметим, что социальная идентичность – это часть «Я-концепции» человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностно-эмоциональной значимостью, которые сопровождают эту принадлежность [13, с 61–68]. C позиций темы нашего исследования в этом определении как минимум два принципиальных момента: осознание человеком своей принадлежности к определенной группе, благодаря чему у него формируется собственный образ «Я» и образ сообщества, с которым он себя соотносит, а также признание эмоциональной и ценностной значимости принадлежности к конкретной социальной группе.

Такая трактовка социальной идентичности позволяет считать, что человек в значительной степени осознает социальный мир, определяя свое место в нем. Во-первых, человек стремится к поддержанию позитивной идентичности, что помогает обеспечить гармонию и баланс образа социального «Я» и окружающего мира. Потеря позитивной идентичности знаменует собой дисгармонию «Я» и окружающего мира: дезорганизация внутреннего мира человека неизбежно приводит к дезорганизации его впечатлений об окружающем мире. Во-вторых, позитивная идентичность достигается через процессы категоризации социального мира и отождествления человека с определенными категориями. Это сопровождается процессом дифференциации категории принадлежности от других категорий, что расширяет восприятие окружающего мира. В-третьих, дифференцированный анализ социальной структуры осуществляется путем сравнения «своей» группы с «другими» по предпочтительным для своей группы измерениям. Человеку свойственно искать и находить положительные различия, а также желание увеличить их, проявляя фаворитизм по отношению к членской группе. И, наконец, в случае с группой с негативной оценкой принадлежности человек ищет возможность выйти из этой группы и присоединиться к другой, более важной для него, т. е. стимулируется определенная поведенческая активность. С этих позиций колористический код национального костюма можно рассматривать как часть картины мира или более широкого понятия – «культурный код». Таким образом, исследование колористического кода должно строится на основе его трактовки как визуального выражения социальной идентичности в каждом конкретном этносе или нации.

В современном научном дискурсе все шире проявляется интерес к этнонациональным особенностям костюма народов России. В частности, теоретическим вопросам колористики народного костюма посвящены работы таких авторов, как Т.М. Алданаева, Н.А. Михайлова [1], Э.М. Андросова [2], Е.В. Байкова, И.Ю. Поздеев, Н.Е. Прокопьева [3], А.В. Болурова [7], Т.Г. Бочина [8], З.Ф. Хасанова [17] и др. Данные исследователи рассматривают колористический код с позиций этнокультурологии, в рамках определенного историко-культурного контекста.

Колористический код удмуртского костюма анализируется в работах Т.С. Бразукевич [9], О. Бакиева, О. Попова [4] и др. Исследователи рассматривают удмуртский костюм как часть историко-культурного наследия народов Удмуртской Республики.

Зарубежные исследования в основном представлены работами эмпирического характера, посвященными проблеме классификации колористического кода на основе различных критериев. Обоснования таких классификаций представлены в исследованиях Н. Акдемира [12], Э. Файзуллинойи Т. Христидис [13], Ф. Галиевой[15], Цзинтун Чжан, Яньчен Лю [16] и др.

Специфика и критерии классификации колористического кода национального костюма Удмуртской Республики

В специализированной искусствоведческой литературе под колористическим кодом принято понимать «систему цветовой и знаковой символики, используемой в национальном костюме, для распознавания социального статуса, социальной ситуации и этнонациональной принадлежности его носителя» [15, с. 629].

Он отражает историю, этническую принадлежность, религиозную принадлежность, возраст и социальный статус людей. Удмурты – один из коренных народов Прикамья из финно-угорской языковой семьи. Они проживают в Удмуртии, Кировской области, Республике Марий Эл, Татарстане, Башкирии, Мордовии, Пермском крае и Свердловской области.

Для каждой этнографической группы удмуртов характерен свой неповторимый крой одежды, манера ношения, орнаменты и украшения. В экспозиции Глазовского краеведческого музея представлен традиционный женский костюм, который был распространен в северных районах Удмуртии во второй половине XIX – начале XX в. Он состоит из рубахи, похожей на тунику, с халатом поверх нее, нагрудника, фартука и шали.

Что касается способа изготовления платья, то домотканое полотно для рубахи сгибалось горизонтально, а горловина вырезалась на сгибе. Рукава ткали отдельно на ткацком станке, а затем пришивали перпендикулярно основному полотну. Узоры на них были сотканы в технике прерывистого уточного плетения. Каждый элемент узора имел свое значение: восьмиконечная звезда «толез» символизировала луну, ромб – поля, а точки – семена и зерна [15, p. 83].

Вырез рубахи, покрыт богато орнаментированным в технике аппликации. Нагрудник был элементом одежды замужней женщины, который защищал ее от сглаза. Поверх рубашки и нагрудника надевался халат. Фартук всегда подпоясывался. По праздникам поверх фартука повязывали изящный узорчатый пояс. Его изготавливали на миниткацком станке – берде. Что касается роли колористики в определении социального статуса носителя национального костюма, то, например, замужние удмуртские женщины носили треугольную шаль, чтобы прикрыть волосы. Они носили чулки, накидки и лапти (тип обуви, обычно сделанной из лыка). Летний вариант плели из луба, а зимний – из бересты. Для мягкости и гигиеничности внутрь лаптей подкладывали соломенные стельки.

Специфика национального костюма Удмуртии заключается в том, что он является не просто одеждой, но традиционно используется в качестве оберега и защиты от злых духов, т. е. имеет определенное сакральное значение. При этом колористический код национального костюма можно рассматривать по территориальному признаку, поскольку у южных и северных удмуртов использовались разные доминирующие цвета. На этой основе исследователи выделяют два основных варианта национального костюма: северный трехцветный (белый, красный и черный) и южный – полихромный (красный, зеленый и коричневый).

Северо-удмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. В архаичной колористической триаде северо-удмуртского костюма красный цвет символизирует цвет крови, несущей жизнь из поколения в поколение, цвет небесного светила, согревающего и дарующего жизнь, белый символизировал чистоту и непорочность, приобщенность к божеству, смерть воплощенная в черном цвете, воспринимались древними как необходимый элементй, как источник жизни и возрождения [12, с. 132].

До появления анилиновых красителей удмурты окрашивали пряжу и ткань отварами растений, возможно, местные красильные растения оказали влияние на формирование традиционной палитры удмуртского костюма. Об этом свидетельствуют образцы тканей найденных в археологических раскопках. Можно предположить, что в прошлые столетия искусство окрашивания шерстяных тканей природными красителями было на высоком уровне. Подтверждение этому находят ряд исследований, проведенных учеными – реставраторами и археологами (А.К Елкина., А.А. Гаврилова, М.Г. Иванова, и др.), которые доказывают, что все пигменты для тканевых полотен добывались человеком из растений и минералов той среды, в коей проживали наши предки. Так, для получения красного шерсть погружали в отвар корней подмаренника, для черного цвета брали из болота черную жидкую грязь (болотную руду, содержащую окись железа) и кипятили вместе с ольховой корой, затем в отвар погружали шерсть для окрашивания [6, с. 108–109]. Для отбеливания нити заливали щелоком, после чего сушили на морозе и солнце [6, с. 23].

Цветовая гамма южно-удмуртского костюма по сравнению с соседями является более пестрой и яркой, основные цвета костюма: красный, зеленый и коричневый. В южно-удмуртском костюме сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII–III вв. до н. э), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южно-удмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале булгары, затем татары и башкиры.

Колористический код национального костюма включает также и такой компонент, как половая принадлежность его носителя, то есть колористический код можно подразделить на мужской и женский варианты. Традиционно удмурты мужчины одевались довольно незамысловато: рубаха-косоворотка, полосатые штаны и пояс. Рубаха была белого цвета, с отделкой, затем появилось домотканое полотно в мелкую клетку. Воротник рубахи обычно украшали узорными ткаными вставками. Свободные холщовые штаны (эрезь) удмуртов из ткани синего или белого цвета были близки по своему крою к фабричным. Зимний вариант брюк изготавливался из шерстяного домотканого полотна. Вышивка на рубахах мужчин показывала род их деятельности и также играла роль оберега. Праздничный вариант костюма – белая рубаха с красной отделкой в виде полос на рукавах и по низу. Штаны однотонного черного или синего цвета. Широкий пояс красного цвета или радужный тканый. Пояс имел особое значение и служил оберегом от злых духов.

Судя по колористическому коду, выделение социального статуса, семейного положения и возрастной группы было традиционно более важным для женщин, чем для мужчин. Женская одежда различалась по нескольким признакам: место жительства (северные, южные); возраст обладательницы; семейный статус. Традиционные компоненты женского костюма удмуртов составляли: туникообразная рубаха «дэрем», одежда типа халата «шортдэрем», передник «айшет, азькышет», высокий конусовидный берестяной головной убор «айшон» с вышитым либо лоскутным покрывалом «сюлык», узорные вязаные чулки, носки.

В северных районах Удмуртии женская одежда традиционно украшалась вышивкой, а ее обладательницы носили много ювелирных украшений – бусы, серьги, браслеты и перстни. Многие украшения передавались по наследству. Вышивка имела особое значение – ее считали оберегом.

Рис. 1. Северо-удмуртский костюмный комплект: летняя праздничная одежда и женский нагрудник муресазь [11, с. 72, 76]

Некоторые исследователи полагают, что на севере республики удмуртки подражали мотивам пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее надевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой. Кабачи был элементом одежды замужних женщин, на смену им появились аппликационные муресазь – нагрудники из кусков ткани с вышивкой, украшенные пуговицами и монетами (рис. 1). [11, с. 11].

Женщины южной части республики предпочитали пестрые ткани, которые по своей цветовой гамме ближе к татарским и башкирским мотивам [17, c. 136]. Основой такого костюма под названием шортдэрем служило трапециевидное платье с зауженным рукавом. Край его украшали лентами и оборками. Повседневная одежда была яркой и пестрой. Женщины из южной части республики носили сложные головные уборы, так, свадебный головной убор состоял из налобной повязки, полотенца иайшона – высокого головного убора, изготовленного традиционно из бересты, поверх которого надевали платок (сюлык). Этот комплекс девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью (рис. 2) [8, c. 12].

Рис. 2. Южно-удмурсткий костюмный комплект: праздничная женская одежда и головное полотенце (чалма) [11, с. 94, с. 88]

Как отмечает А.В. Бакиева, традиционный набор национальной одежды включает следующие элементы: кафтан (шортдэрем), штаны (эрезь), нагрудник (муресазь), платок, рубаха (дэрем), шуба (пась), фартук (азькышет), женские чулки (чуглэс), передник (азькышет).

Таким образом, в качестве критериев классификации колористического кода удмуртского национального костюма можно выделить следующие основные параметры:

1) цвета и декор;
2) гендерный признак: мужской и женский костюм;
3) территориальный критерий: северный и южный варианты костюма.

При объединении всех трех критериев классификации можно привести следующую комплексную характеристику: южный и северный колористический коды удмуртского традиционного костюма отличаются не только набором и цветовой гаммой, но и покроем и декором одежды, причем прослеживается влияние традиций пермских народов на северных удмуртов, татар и башкир – на южных.

Приведенная классификация может быть расширена и дополнена более узкими критериями, что открывает возможности для дальнейших исследований культурных кодов национальных костюмов Удмуртской Республики.

Выводы

Исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В современной научной литературе понятие «колористический код» еще недостаточно разработано и не имеет общего, универсального определения, однако наиболее точная трактовка данной научной категории может быть следующей: колористический код национального костюма представляет собой визуальное выражение социальной идентичности этноса или нации.

2. Критериями анализа колористического кода в национальных костюмах Удмуртской Республики могут служить компоненты цветовой системы, которые содержат отсылки к нескольким ключевым аспектам этнонациональной идентичности: социальный статус, семейное положение, география проживания. Основные отличия выявлены в колористических кодах мужского и женского костюмов северной и южной частей Удмуртской Республики.

Библиография

1. Алданаева, Т.М., Михайлова, Н.А. Специфика казахского женского традиционного костюма в развитии дизайнерского мышления студентов / Т.М. Алданавева, Н.А. Михайлова // Вестник Казахского нац. женского пед. ун-та. – 2021. – № 2. – С. 191–198.

2. Андросова, Э.М. Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Э.М. Андросова. – Челябинск, 2006. – 179 с.

3. Байкова, Е.В. Элементы женской традиционной одежды завятских удмуртов как отражение культурной самобытности местной группы / Е.В. Байкова, И.Ю. Поздеев, Н.Е. Прокопьева // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. – 2022. – № 1 (12). – С. 85-89.

4. Бакиева, О., Попова, О. Цвет в искусстве традиционного костюма коренных малочисленных народов Тюменского севера (на примере анализа музейных экспонатов) / О. Бакиева, О. Попова // Журнал национальных культур. – 2021. № 7. – С. 36-46.

5. Владыкин, В. Е., Христолюбова, Л. С. Этнография удмуртов : учеб. пособие / В.Е. Владыкин, Л.С, Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. – 245 с.

6. Белицер, В.Н. Народная одежда удмуртов / В. Н. Белицер. – М., 1951.– С.108-109.

7. Болурова, А.В. Особенности традиционного костюма карачаево-балкарского народа / А.В. Болурова // Манускрипт. – 2021. – № 14(6). – С. 1102–1106.

8. Бочина, Т.Г. Числовой и цветовой код как компонент тувинских загадок о человеке / Т.Г. Бочина // Новые исследования Тувы. – 2023. – № 3. – С. 6–20.

9. Бразукевич, Т.С. Использование графических кодов Удмуртии в современном дизайне молодежной одежды / Т.С. Бразукевич // Молодежный научный форум. – 2022. – № 4. – С. 10–16.

10. Иванова, М.Г. Истоки удмуртского народа / М.Г. Иванова. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – С.192.

11. Лебедева, С.Х. Удмуртская народная одежда / С.Х. Лебедева. Ижевск: Удмуртия-2008. – С.208;

12. Молчанова, Л.А. Удмуртский народный костюм (история и символика)/ Л.А. Молчанова. – Ижевск.– 2006. – С. 132.

13. Акдемир, Н. Видимое выражение социальной идентичности: одежда и мода / Н. Акдемир // Gaziantep University Journal of Social Sciences. – 2018. – Т. 17(4). – С. 1371–1379.

14. Файзуллина, Э., Христидис, Т. Традиционный костюм как культурный код: иконография, символика и семантика (на примере женского костюма) / Э. Файзуллина, Т. Христидис // National Cultures Journal. – 2020. – Т. 2. – С. 61–68.

15. Галиева, Ф. «Башкиризация» костюмных комплексов удмуртов и марийцев Башкортостана / Ф. Галиева // Ежегодник финно-угроведения. – 2022. – Т. 4. – С. 628–638.

16. Jingtong Zhang, Yanchen Liu. Research on Western Minorities Costume Culture and Innovative Development. Analysis Based on a Sample Questionnaire on Western Minorities / Jingtong Zhang, Yanchen Liu // National Costume. International Culture Journal. – 2023. – Vol. 2. – P. 35–49.

17. Хасанова, З.Ф. Нагрудник в современной жизни башкирских женщин: к проблеме сохранения традиций / З.Ф. Хасанова // ВААЭ. – 2020. – Т. 2 (49). – С. 135–146.

18. Майни, Ш.Б., Кухта, М.С. Сакральная семантика тувинского традиционного костюма / Ш.Б. Майни, М.С. Кухта // Культурология и искусствоведение. – 2020. – Т. 3. – С. 102–114.

19. White, R. Color code in Scottish clothing: historical traditions and definition / R. White. – Routledge, 2024. – 204 p.

Ссылка для цитирования статьи

Сергеева, А.В. Особенности и критерии классификации колористического кода народного костюма на примере Удмуртской Республики / А.В. Сергеева // Архитектон: известия вузов. – 2024. – №2(86). – URL: http://archvuz.ru/2024_2/23/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_23 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 12.02.2024
Просмотров: 68