Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (86) Июнь, 2024

Теория архитектуры

Александрова Анна Андреевна

магистрант.
Научный руководитель: доцент И.И. Ахтямов.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет.

Россия, Казань, e-mail: anna.aleksandrova.tiarch@gmail.com

Ахтямов Ильнар Ингельевич

доцент кафедры теории и практики архитектуры.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
ORCID: 0000-0002-4804-8260

Россия, Казань, e-mail: e.aсhti@gmail.com

Активация городских площадей через социокультурное программирование архитектуры

УДК: 721.01
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_4

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязей между архитектурой городской площади и уровнем социальной активности на ней. Подробно рассмотрены понятие социокультурной среды места и ее влияние на востребованность и привлекательность территории в городе. Для возрождения активной городской жизни предлагается рассмотреть метод социокультурного программирования городских площадей, включающий изменение физических условий среды под разные сценарии использования пространства. Акцент сделан на определении архитектурных средств для реализации социокультурных программ, создающих на площади возможности для разных форм социального взаимодействия, повседневных и праздничных активностей людей.

Ключевые слова: общественные пространства, городские площади, социокультурная среда, социокультурное программирование, сценарное проектирование

Введение

Продолжающийся процесс урбанизации и стремительный рост городов свидетельствует о том, что все больше людей выбирают городской образ жизни, однако до сих пор нет четкой дефиниции этого понятия и соответственно представления о том, какая организация городской среды способствует более полному раскрытию потенциалов горожан.

Город представляет собой гетерогенную сверхконцентрацию людей и результатов их деятельности в одной точке пространства, которое формируется в определенно построенной среде. Если приватная жизнь человека осуществляется в закрытых для доступа публики местах, то его социализация происходит непосредственно в общественных пространствах города – на улицах, площадях, в парках и т.д. Они представляют собой «арену» публичной жизни, в первую очередь проявляющейся через опыт экспонирования себя и наблюдения других в городе, который провоцирует социальное взаимодействие.

Однако сейчас мы повсеместно наблюдаем кризис публичных пространств городов, поскольку как такового взаимодействия на них больше не происходит. Улицы и площади в первую очередь стали восприниматься как инфраструктура для городского трафика, где непредвиденная активность воспринимается препятствием на пути перемещения индивида.

Одновременно мы наблюдаем, как повышенная плотность населения и конкуренция не связанных друг с другом незнакомых людей все больше повышает и без того возросшие уровни стресса и одиночества в крупных городах [1, с. 99]. Социальная изолированность характеризуется отсутствием положительных эмоциональных связей не только в масштабе близкого круга общения, но и в целом городском сообществе, что усугубляет такие социальные проблемы, как потеря доверия к обществу и причастности к месту, заинтересованности в личном и городском развитии [2].

Возникает парадоксальная ситуация. В городе концентрируется множество ресурсов, но доступ к ним не очевиден, т. е. не возникает та социокультурная среда, которая бы способствовала наиболее полному развитию и реализации человеческих потенций. При отсутствии подобной поддержки общества уровень социальной активности снижается. Он является ключевым показателем здоровья общества и характеризуется инициативной и целенаправленной деятельностью личности, направленной на преобразование себя и социокультурной среды в соответствии с общими интересами [3].

Здесь мы снова возвращается к «телу» города и его сети общественных пространств, в которых площади являются ключевыми центрами публичной жизни города и отражением состояния общества. В исследованиях, проводившихся в Мельбурне и Копенгагене в 1994 и 2004 гг., документально доказывается, что существует тесная связь между качеством городского пространства и активностью городской жизни [4, с. 30], поскольку создавая условия для человека как пешехода и как активного пользователя городской среды, мы уже на уровне организации пространства предоставляем приоритет социальному взаимодействию в городе. Изучением теории формирования публичных пространств и способов их апроприации в разное время занимались многие авторитетные специалисты: К. Зитте, Д. Джекобс, К. Линч, Я. Гейл, К. Эллард, В.Л. Глазычев, А.В. Крашенинников и др.

В рамках существующих, ставших уже классическими, исследованиях не были охвачены все подходы к общественным пространствам, поскольку не учитывались последние тенденции, и в основном были раскрыты общие способы активации городской жизни без учета социокультурного контекста места. Попытки слепого копирования успешных практик в дальнейшем оборачивались провалом, например, как это гиперболизированно произошло в китайском жилом районе Тиандученг [5]. Необходимо провести полноценное исследование взаимосвязи архитектурной организации городских площадей с социокультурной средой города и составить новый метод раскрытия потенциала городских территорий.

Гипотеза исследования – через проектирование городских общественных пространств, учитывающее социокультурные особенности среды и ее потенциалы, возможно создание новых маркеров городской идентичности, формирующих у горожан чувство причастности к месту, и повышающих их социальную активность, т. е. возможна активация места как такового в городе. Объект исследования – городские общественные пространства, в частности площади. Предмет исследования – методология проектирования активных общественных пространств. Цель исследования - определение методов активации площадей через социокультурное программирование архитектуры. Задачи исследования:
− проанализировать научную литературу, касающуюся темы исследования;
− определить структурные элементы социокультурной программы на базе анализа факторов социокультурной среды;
− определить архитектурные средства активации городских площадей;
− проанализировать основные аттракторы (средства активации) ряда городских площадей Европы.

Методы и материалы

Для проверки гипотезы данного исследования применялись общенаучные методы изучения теоретического и практического опыта в смежных с темой областях науки и синтеза полученных знаний применительно к общественным пространствам города.

Далее в процессе достижения поставленной цели исследования анализировались философские, социальные теории современности и итоги исследований городских пространств разных стран, полученные результаты систематизировались для выявления ключевых элементов и факторов социокультурной среды и способов ее программирования через архитектуру.

Также были проведены эмпирические исследования городских площадей Европы, где методом натурного наблюдения была составлена выборка архитектурных способов активации городской жизни на площади, далее через сравнительный анализ ряда территорий было проведено исследование частоты их применения.


Как уже было отмечено, не любая незастроенная или названная общественной территория является таковой по своей сути. Чтобы публичное пространство конституировало общественную жизнь, недостаточно предоставить пустое место, необходимо создать своеобразный вакуум в городе, упоминаемый в трудах М Хайдеггера [6].

Необходимо сформировать высоко концентрированную среду вокруг городской площади, чтобы внутри образовалась среда низкого давления, делающая возможными множественные проявления социальной активности. Например, социальные институты, размещенные вокруг площади, обеспечивают постоянный приток разных групп населения, где объединяющее незастроенное пространство провоцирует на случайные встречи и на новые социальные практики [7].

Таким образом, активность общественных пространств в городе зависит от состава их социокультурной среды, что поднимает необходимость определения ее ключевых компонентов и того, как их использовать при проектировании.

Социокультурная среда и ее программирование

Среди трактовок понятия социокультурной среды можно выделить наиболее значимые для архитектурной области. В широком понимании социокультурная среда представляет собой совокупность культурных ценностей, общепринятых норм, законов, правил, научных данных и технологий, которыми располагает социум (и человек в социуме) для эффективных действий и взаимодействий со всеми компонентами своей жизненной среды. Под социокультурной средой понимается закрепленное за каждым индивидом конкретное социальное пространство посредством которого человек входит в культурно-социальные отношения с обществом и активно участвует в них [8]. Это пространство представляет собой множество условий жизнедеятельности человека, с помощью которых происходит взаимодействие с социумом. Это и совокупность контактов человека, его социальных связей, как глубинных так и случайных, и конкретное природное, предметное окружение, в котором может действовать человек.

Таким образом, социокультурная среда города определяет повседневную жизнь человека и слагается в процессе взаимодействия компонентов жизненной среды и общества. Она определяется и устанавливается следующими факторами [9]:

1. Фундаментальные материальные условия среды, которые устанавливают границы и формы самореализации людей.
2. Способы организации и регуляции социокультурной жизни людей, которые вырабатываются и закрепляются в ходе общественной практики (институты, нормы, ценности, образцы поведения).
3. Индивидуальные характеристики личности, которые влияют на ее предрасположенности и возможности в процессе создания своего жизненного пути в определенных средовых условиях.

Богатая социокультурная среда активизирует социальные ресурсы множественного содержания, способствует их накоплению и возобновляемости. Без них эффективное использование природных, материальных и финансовых капиталов фактически становится невозможным. Это объясняется тем, что социальные ресурсы являются жизненными силами сообществ, своеобразным источником для всех остальных типов ресурсов, который деградирует и истощается, если его не задействовать и не предоставлять для него соответствующие условия [10].

Активизация социальных ресурсов с помощью грамотно построенной среды, наоборот, приводит к их расширенному воспроизводству и дальнейшему произведению новых форм деятельности сообщества, что в совокупности можно определить как социальную активность, непосредственно связанную с реализацией личностных компетенций для индивидуальных и общественных целей.

Таким образом, становится явной потребность в перепрограммировании наших инертных общественных пространств (площадей) в активные центры городской жизни, как необходимое условие для процветания местного сообщества и повышения его социальной активности.

Цели и задачи социокультурного программирования

Опираясь на изложенные факторы социокультурной среды, можно прийти к выводу, что в задачи социокультурного программирования входит не только активация места через городские события, такие как фестивали и праздники, но и реструктурирование городской ткани непосредственно вокруг центров социальной активности (городских площадей). То есть комплексная программа по активации общественных пространств города должна также включать создание необходимых материальных условий среды – архитектурных границ, которые будут задавать новые формы взаимодействия.

Социокультурная программа должна быть нацелена на раскрытие потенциалов конкретно существующей территории с сопутствующим решением ее ключевых проблемных сторон. Следовательно, цель социокультурного программирования городской площади – ее активация через разработку и реализацию плана мероприятий различных видов и форматов, учитывающих и отражающих идентичность города, существующие социальные практики горожан, а также его природные, географические и климатические особенности.

Структурные элементы социокультурной программы

Любая программа опирается на входные данные, которые при прохождении через составленные алгоритмы, достигают определенно поставленной цели. Поэтому составление социокультурной программы для конкретного места требует предварительного анализа факторов существующей среды, в которые помимо антропогенных (культура и традиции местного сообщества, структура городской ткани), входят также экологические, абиотические и биотические (климат и природные ресурсы). После оценки исходных условий и ресурсов необходимо определить цель, ожидаемый результат от преобразования места, и выбрать подходящие инструменты для ее достижения. Например, зная историю площади, анализируя функции прилегающих к ней кварталов и фиксируя существующие и былые социальные практики, можно выявить ряд потенциалов территории и задать целенаправленные векторы развития. Чтобы задействовать эти элементы, на следующих этапах программы идет составление алгоритмов или, в случае городской среды, сценариев использования пространств.

Метод сценарного проектирования – часть более широкого направления прогнозирования при проектировании городской среды. Его целесообразно использовать, чтобы спрогнозировать средовое поведение людей на разных городских территориях, т. е. определить возможный набор действий в пространстве при определенном наборе действующих лиц и провоцирующих на взаимодействие с ними элементов городской среды [11]. Этот метод способен заложить основные сценарии, проигрывание которых в реальности может открыть дорогу «неожиданным» цепочкам событий, приводящим к новым сценарным ответвлениям. Иначе говоря, реализация базовой программы будет способствовать естественному креативному развитию городской среды в дальнейшем. Исполнение сценариев невозможно без размещения на «сцене» акторов – активных деятелей, приводящих все в движение, вступающих и вовлекающих в социальное взаимодействие [12].

Рис. 1. Этапы социокультурной программы. Сост. А.А. Александрова

Архитектурные средства активации городских площадей

В рамках данной статьи выделяется три вида акторов на городских площадях:

1. Конституирующие – те, кто играет определяющую в роль в создании, установлении и определении содержания и внешнего вида общественного пространства и его окружения. Например, собственники, непосредственно владеющие землей, зданиями, или заведениями вокруг площади;

2. Целенаправленные – те, кто использует общественное пространство для своих целей (торговли, волонтерства, рекламы и т.д.). Например, общественные движения и группы людей, организующих рынки и фестивали, благотворительные акции, а также люди, пришедшие с конкретной целью посещения определенного заведения на площади;

3. Фланирующие – те, кто пользуется пространством с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения городской жизни.

Как уже говорилось, степень активности площади зависит от количества, качества и частоты появляющихся на ней социальных практик людей – способов их времяпрепровождения в общественном пространстве. Чтобы описать характер и виды действий, возможных на городской площади, авторы сочли уместным заимствовать терминологию из театрального искусства. Так, непосредственно покрытие площади можно назвать сценой, которая может трансформироваться и наполняться различными «декорациями» для того или иного действия, где границами сценического пространства становятся обрамляющие площадь фасады зданий или элементы природной среды.

«Если граница не работает, пространство никогда не оживет», писал К. Александер [13], определяя ключевое значение оживленных границ для улиц и площадей, на которые приходится от 50 до 70% всех видов активности в общественном пространстве [4, с. 75–87]. Многофункциональность и визуальное разнообразие первых двух этажей привлекает людей, создает общее чувство безопасности, и, главное, формирует постоянную публику на площади – условие, необходимое для появления временных и уникальных событий, таких как уличные представления, фестивали и др.

У каждого актора есть своя роль, свой набор действий в общественном пространстве, которые можно представить следующими видами деятельности:
− произведение (ремесло, произведение искусства, работа и т.д.);
− обмен (приобретение товаров, общение, получение знаний и т.д.);
− потребление (культура еды);
− развлечение (фестивальные площадки, танцы, аттракционы и т.д.);
− игра (спорт, театр, игровые площадки);
− транспорт (перемещение);
− пауза (отдых, остановка, расслабление);
− наставление (образование, политика, религия, реклама);
− коммеморация (культурное наследие, памятники, сохранившиеся исторические слои);
− эксперимент (инновации, городские лаборатории, тестирование прототипов).

В зависимости от принятой социокультурной программы меняется функциональное зонирование территории. Когда на сцене появляются акторы, начинается взаимодействие, которое осуществляется либо посредством прямого контакта человека с человеком, либо через объекты материальной среды, изучаемое проксемикой [14]. В городской среде для репрезентации ролей участников повсеместно используются декорации – различные архитектурные элементы, которые может использовать человек в процессе осуществления своей деятельности. Для активации городской жизни необходима апроприация актором городской среды [15, с. 169]. Это означает, что в элементы архитектуры должны закладываться возможности для взаимодействия посредством них или непосредственно с ними. Так, финальный этап реализации социокультурной программы будет заключаться в составлении пространственного кода места [15] через язык архитектуры, через подготовку сценического пространства площади, содержащего возможности для осуществления различных социальных практик.

Рис. 2. Примеры активации городских площадей архитектурными средствами.
Сост. А.А. Александрова

Выбор инструментов для активизации площади напрямую зависит от изначально поставленных целей, ожидаемой степени социальной активности и ограничений разнообразия практик до определенных ее видов. Роль пространства в создании условий для действия и его допустимых границ подчеркивалась К. Линчем: «Программы организации среды должны ориентироваться на изобретение обстановки для нового поведения» [16, с.139]. Архитектурными средствами активации могут быть как элементы временной архитектуры, наполняющей площадь эпизодически, так и капитальные сооружения – фасады зданий, их крыши и уровни площади (например, подземные этажи парковок или станций метро), служащие ее границами (рис. 2). В конечном итоге всегда необходима комбинация разных средств и их программируемая смена в зависимости от событий, происходящих в городе, и погодных условий.

Помимо временной компоненты, характеризующей эпизодичность архитектурных элементов на площади и их сменяемость, при проектировании объектов для открытых общественных пространств необходимо задавать их многофункциональность и вариативность использования конструкции, иначе говоря, применять мультимодальный подход [17]. То есть в архитектуре объекта должны присутствовать ансамбли модусов, материальных средств передачи смысла, где каждый реализует характеристики своих аффордансов*. Архитектурная концепция общественного пространства должна учитывать обширность сенсорно-перцептивной сферы человека и задействовать полный спектр наших ощущений в пространстве. Например, временная инсталляция от Eness «Оркестр дирижаблей», состоящая из надувных скульптур-хористов с датчиками движения, переливалась разными цветами и генерировала каждый вечер новую песню в зависимости от активности людей. Или фонтан Крауна в Чикаго, интерактивный паблик-арт в США, состоящий из заглубленной гранитной площади и двух башен из стеклоблоков с встроенными фонтанами и светодиодами, проецирующими динамические изображения. Внедрение этого аттрактора создало новое место встреч в городе с поп-культурными элементами развлечения, летом превращающееся в общественную игровую площадку с водой.

Эти примеры также свидетельствуют о текущей тенденции геймификации городской среды, которая в совокупности со стремительно развивающимися цифровыми технологиями и активным внедрением дополненной реальности, может значительно изменить повседневную городскую жизнь.

Анализ основных аттракторов ряда городских площадей Европы. Сост. Александровой А.А.

Обозначенные средства говорят об интеракционности архитектуры городской площади, формирующей условия для социального взаимодействия, что актуализирует необходимость дальнейшего изучения того, как «с помощью и посредством архитектуры становится возможной интеракция» [18].

Результаты и обсуждения

В ходе исследования был проведен анализ понятия социокультурной среды и определены ее факторы, необходимые для повышения социальной активности горожан. Для архитектурного проектирования ключевыми факторами являются фундаментальные условия материальной среды, демонстрирующие прямую связь между проявлениями социальных практик в городе и архитектурной организацией общественного пространства. В исследовании составлены цели и задачи социокультурного программирования территорий, и выявлены ключевые элементы программ, где архитектурные средства представлены как один из главных инструментов их реализации. По итогам работы составлены обобщенные категории средств активации городских площадей (рис. 2), оформлена визуальная схема этапов социокультурной программы (рис. 1), и проанализированы основные аттракторы ряда площадей европейских городов (таблица).

Таким образом, доказано, что раскрытие потенциала городской площади и увеличение на ней социальной активности невозможно без трансформации материальной среды, учитывающей особенности ее социокультурной среды.

Проведенное исследование демонстрирует целесообразность дальнейшего изучения темы и разработки метода социокультурного программирования для активизации городской жизни на площадях.

Заключение

В наш век стремительного технологического и информационного прогресса на передний план выходят проблемы социального взаимодействия и поиски новых форматов нашего совместного проживания в городах. Поскольку общественные пространства служат ареной для социальных практик горожан, для их актуализации должны создаваться условия, учитывающие социокультурный контекст и соответствующие потребностям и активностям современного человека.

 Примечание
 * Аффорданс (англ. affordance «возможность» от англ. afford «предоставлять, позволять») – «приглашающее», интуитивно понятное качество объекта, указывающее на способы взаимодействия с ним. Термин применяется в психологии и дизайне. 

Библиография

1. Эллард, К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Колин Эллард ; пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2022. – 288 с.

2. Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Р. Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 456 с.

3. Ситаров, В.А., Маралов, В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) / В.А. Ситаров, В.Г. Маралов // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – №4. – C.164–174.

4. Гейл, Я. Города для людей / Я. Гейл; пер. с англ. А. Токтонов. – М.: Крост, 2012. – 276 с.

5. Sui, D.The Development of Copycat Towns in China: An Analysis of Their Economic, Social, and Environmental Implications / D. Sui, B. Zhao, H. Kong // Working Paper Series, Lincoln Institute of Land Policy,Boston, MA, 2017. – Accessed April 9, 2024 – URL: https://www.lincolninst.edu/publications/working-papers/development-copycat-towns-in-china 

6. Гройс, Б. Публичное пространство: от пустоты к парадоксу / Б. Гройс. – М.: Strelka Press, 2012. – 20 с.

7. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 528 с.

8. Бальжинимаева, Е.П. Социокультурная среда как фактор стабильности российского общества / Е.П. Бальжинимаева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – №5. – C.21–23.

9. Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни: методическое пособие по курсу «Культурная антропология» / Э.А. Орлова. – М.: ГАСК, 2002. – 105 с.

10. Богданова, Л.П., Смирнов, И.П. Социальная активность городских сообществ: опыт исследования на примере средних городов Тверской области / Л.П Богданова., И.П. Смирнов // Экология урбанизированных территорий. – 2018. – №1. – С.50–57.

11. Крашенинников, А.В. Сценарное проектирование городской среды / А.В. Крашенинников // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – № 4. – С.242–256.

12. Бахмарова, В.Н. Социальный актор в концепции управления М. Крозье / В.Н. Бахмарова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №1. – С. 85–87.

13. Александер, К. Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство / К. Александер, С. Исикава, М. Силверстайн; пер. с англ. И. Сыровой. 2-е изд. – М.: Студия Артемия Лебедева, 2020. – 1096 с.

14. Hall, E.T. The Hidden Dimension / E.T. Hall. – New York: Anchor Book Press, 1990. – 256 с.

15. Лефевр, А. Производство пространства / А. Лефевр. – М. : Стрелка Пресс, 2017. – 430 с.

16. Линч, К. Совершенная форма в градостроительстве / К. Линч. – М.: Стройиздат, 1986. – 264 с.

17. Кресс, Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности / Г. Кресс // Политическая. наука. – 2016. – №3. – С. 77–100.

18. Петрова, А.А. Интеракционная архитектура, социальная топография и интеракционное пространство как ключевые понятия институциональной коммуникации (Рец. на кн.: Interaktionsarchitektur, Sozialtopographie und Interaktionsraum / H. Hausendorf, R. Schmitt, W. Kesselheim (Hg.) – Tübingen : Narr, 2016. – 448 S.  (Studien zur Deutschen Sprache ; Bd. 72)) / А.А. Петрова // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. –T.17, № 4 – 2018. – C. 240–244.

Ссылка для цитирования статьи

Александрова, А.А. Активация городских площадей через социокультурное программирование архитектуры / А.А. Александрова, И.И. Ахтямов //Архитектон: известия вузов. – 2024. – №2(86). – URL: http://archvuz.ru/2024_2/4/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 15.04.2024
Просмотров: 87