Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (86) Июнь, 2024

Теория архитектуры

Архангельская Инна Викторовна

доцент кафедры архитектуры.
Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина,

Россия, Саратов, e-mail: anp-inna@yandex.ru

Визуальная образная система города Саратова

УДК: 711.01/.09
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_9

Аннотация

Статья посвящена вопросам преемственного развития визуального облика исторического города. Новизна данного исследования заключается в том, что визуальный облик города рассматривается как динамическая структура, опорными точками которой являются визуальные константы, аккумулирующие образные наслоения различных исторических эпох города. В ходе исследования определена структура и типы констант, что необходимо при анализе визуальной образной системы города для определения его дальнейшего развития. Взаимодействие образных констант с коммуникационным и природным каркасом определяет образ города с учетом его исторической идентичности и является основой для проектирования новых городских пространств.

Ключевые слова: образная система города, образные константы, образный каркас, исторический город

Введение

Визуальное пространство современного города можно представить как сочетание разновременных структур, возникших на разных этапах его развития и транслирующих определенные визуальные образы. По словам М.В. Дуцева, исторический город представляет собой «подвижное многомерное единство времени и места, места и события, события и человеческой личности» [1, с. 28]. Современный город – это динамически развивающаяся структура, которая имеет тенденции к усложнению, к появлению новых планировочных и пространственных элементов, к увеличению количества наслоений. В связи с этим особое значение приобретают вопросы системного сохранения образа исторического города, разработка метода, при котором создается некий конструкт, система с опорными элементами и связями. Именно системный подход позволит целесообразно организовать городское пространство, бережно сохраняя исторический облик, рационально адаптируя его под потребности нового времени. Кроме того, образная система города может обеспечить структурную основу, предназначенную для интеграции творческих концепций по развитию городского пространства.

Объект исследования – образная система города. Предмет– механизм создания образной системы города с учетом исторических наслоений.

Цель исследования – разработать принципы создания образной системы исторического города на примере Саратова.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: – определить динамику изменения визуального образа г. Саратова в процессе его исторического развития; – опираясь на основные теоретические подходы, определить алгоритм создания образной системы города.

Методика исследования построена на комплексном анализе современных научных работ, изучении архивных материалов, а также на натурном обследовании объектов, историко-генетическом анализе развития визуального образа Саратова. Использование и обобщение исследований, проведенных по данной тематике, позволили автору уточнить и расширить разработанную им ранее теоретическую модель мегаобраза Саратова.


В опубликованной ранее статье «Методика исследования образа исторического города» автором была разработана теоретическая модель визуального мегаобраза города, на основании которой город можно представить как наслоение макрообразов разных исторических этапов [2]. То есть макрообраз – это образ города на определенном историческом этапе. Макрообразы соединяются в мегаобразе города, происходит срастание образных структур всех исторических этапов, формируется пространственно-временнóе единство, в котором все элементы визуального образа гармонично вписываются в пространство современного города. Здесь используется метод И.И. Митина [3], когда город рассматривается как палимпсест, в нашем случае это наслоение образных структур, образных каркасов.

Исследование эволюции образа исторического города основано на историко-генетическом анализе, где на каждом историческом срезе выделяется образный каркас, на котором отражается особенность функционального содержания города, его архитектурно-планировочных структур и природного окружения. В работе используются проведенные ранее исследования по территориальному развитию города Саратова Л.Г. Тарасовой [4], а также по формированию его визуального образа [5] и истории Саратовского края В.Н. Семёновым [6–8].

В развитии визуального образа города Саратова можно выделить шесть этапов, каждому из которых соответствует определённый визуальный образ.

Первый этап развития Саратова (конец XVIII – начало XVIII века) определяется как образ города-крепости. Образные доминанты представляют собой архитектурные объёмы– соборы и монастыри, а также доминанты-улицы (рис.1).

На втором этапе (начало XVIII в. – 1871 г.) образ города проявляется как административно-культурный центр региона, появляются площади как главные образные доминанты.

Третий этап можно назвать промышленно-культурным (1871–1917). Город активно развивается, теперь это крупнейший город Российской империи. Образные доминанты разрастаются и усложняются, появляются доминанты-ансамбли.

После революции 1917 г. происходят радикальные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны, что не могло не отразиться на визуальном образе города. В 30-е гг. XX в. начинается индустриальный период развития визуального образа Саратова.

Четвертый этап визуального развития образа определяется как социалистический город (30–50 гг. XX в.), характеризуется экстенсивным развитием территории города и образованием новых производств в южном и северо-западном направлении. Формируется новый тип образной доминанты, структура которой состоит из доминанты-улицы, соединяющей на своей оси доминанты-ансамбли, образованные предзаводскими территориями.

На пятом этапе Саратов становится научно-производственным городом (60–80 гг. XX в.). Появляются наукоемкие производства, а направления, заданные на предыдущем этапе, продолжают интенсивно развиваться.

На шестом этапе развития Саратов можно охарактеризовать как город-коллаж (конец XX – начало XXI в.). Прекращают свою деятельность основные промышленные предприятия, происходит утрата доминант-ансамблей. Визуальный образ города сохраняет свою целостность только в центральной части. Начинается развитие города в новом северо-восточном, Соколовогорском направлении. Образные доминанты (ОД) имеют определяющее значение при формировании визуального образа города. На протяжении всех исторических этапов они меняли свою структуру и содержание. На первом этапе возникли доминанты –архитектурные объёмы и доминанты-улицы, затем доминанты-площади и позже – доминанты-ансамбли. Для каждого этапа были построены образные каркасы, на которых можно проследить характер взаимодействия ОД с природным и коммуникационным каркасами (рис.1–3).

Рис.1. Образные каркасы первого, второго и третьего этапов развития визуального образа города Саратова.
Схемы И.В. Архангельской

Рис. 2. Образный каркас четвертого этапа развития визуального образа Саратова.
Схемы И.В. Архангельской

Рис. 3. Образный каркас пятого этапа развития визуального образа Саратова.
Схемы И.В. Архангельской

Взаимодействие ОД с природным каркасом усиливает ее образное значение, а в некоторых случаях можно наблюдать взаимное визуальное усиление. Так, в парке Победы монумент «Журавли» усилил природную доминанту – Соколовую гору (рис. 4).То же мы можем сказать и про Набережную Космонавтов, где природной доминантой является Волга (рис. 5).

Рис. 4. Монумент «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе.
Источник: https://vsegda-pomnim.com/gory/6282-gora-sokolovaja-gora-72-foto.html    

Рис. 5. Набережная Космонавтов. Источник: https://topparki.ru/naberezhnye-rossii/page/2/  

Взаимодействие и связанность с коммуникационным каркасом может не только усиливать образность ОД, но также может придать им большую устойчивость к изменениям во времени. В последнем случае речь уже идет о группе ОД – визуальных образных константах (ВОК), которые возникли на разных исторических этапах и связаны в единую образную композицию. Устойчивость ВОК во времени определяется тем, что утрата или прибавление какого-либо элемента в ее структуре не меняет внутреннего содержания ВОК. То есть ВОК – это динамические структуры, изменяемые во времени, но сохраняющие при этом свою образную основу. Структура ВОК состоит из двух частей: из неизменяемого ядра и изменяемых внешних наслоений. Здесь мы обращаемся к исследователю культурных констант Ю.С. Степанову, который выявлял у константы некое внутреннее содержание, неизменяемое смысловое первоначало [9]. По содержанию ядра константы можно разделить на три группы: константа-форма, где присутствуют архитектурные объекты с большим количеством исторических наслоений; константа-ландшафт, активно взаимодействующая с природным каркасом; константа-функция, образованная из доминант, образ которых определяет функция.

Анализ процесса взаимодействия ОД с природным и коммуникационным каркасами, выявление механизмов формирования ВОК в системе визуального образа города является основой для определения подходов и методов формирования целостного визуального образа города с учетом его исторической идентичности.

Анализ каждой отдельной константы, выявление ее ядра, историко-генетических связей, структурный и композиционный анализ, а также характер взаимодействия констант между собой позволяет получить общую картину проявления исторической преемственности в образе города, где константы выступают как структурные опорные точки.

Мегаобраз Саратова можно представить, как систему взаимосвязанных образных констант, которые упорядочивают образную систему города и вступают во взаимодействие с коммуникационным и природным каркасами, усиливая при этом свое образное содержание. В процессе формирования визуальной образной системы города ясно прослеживаются попеременно сменяемые центростремительное и центробежное направления развития ВОК. То есть в процессе территориального развития города возникают новые доминанты (которые впоследствии могут стать константами) – это центробежное развитие системы визуального образа города. Затем происходи возвратное (центростремительное) движение, заключающееся в формировании новых или усилении существующих визуально-образных связей, новых периферийных территорий города с историческим центром. В результате выстраивается соподчиненная, иерархичная система визуального образа города.

ВОК можно разделить на следующие структурные типы: константы-связи, константы-острова и константы-символы, это структура, которая представляет строение константы, определяющее ее образ. Константы-связи – это константы, которые в своей структурной основе имеют коммуникацию и задают направление движения, объединения, развития образа города. Константы-остова имеют слабые связи с другими константами города, они изолированы и представляют собой образные «острова». Константа-символ – это социокультурный знак, воплощенный в материальной форме, своего рода квинтэссенция визуального образа, объект-реплика, оказывающий определяющее влияние на всю образную систему города. По своей структуре константы-символы могут быть самими разнообразными – от инженерного сооружения до монумента, но обязательно это должно быть что-то выдающееся, значимое, запоминающееся.

Кроме того, ВОК имеет еще и внутреннее содержание, содержание ядра, которое определяется как функция, форма и ландшафт. Полную характеристику ВОК можно дать, используя сочетания их внутреннего и структурного содержания. Так, константы-связи могут иметь функциональное наполнение (например, пр. Энтузиастов – это ВОК связь-функция), а константы-связи центральной части города имеют наполнение «форма»). Также встречаются более сложные комбинации, например, автодорожный мост – это константа-символ, которая представляет собой связь, взаимодействующую с ландшафтом, таким образом, мы можем определить, что это ВОК символ-связь-ландшафт, а мемориальный комплекс «Журавли» на Соколовой горе – ВОК остров-символ-ландшафт. Константы также могут вступать во взаимодействие друг с другом, формируя образную систему города.

Рис. 6. Визуальная образная система города Саратова.
Схемы И.В. Архангельской

Образная система Саратова состоит из четырёх подсистем, четырех частей (рис. 6).

Первая часть представляет собой исторический город меж гор и оврагов, расположенный в своеобразной «чаше» на плато, окружённый рельефом. Эта часть города буквально пронизана образными константами, которые образуют жесткие связи и создают сплошную образную зону.

То есть весь центр – это две сплошные образные зоны, без белых пятен, без разрывов, которые сливаются друг с другом. это зона Набережной и зона Центра. Четко в структуре города прочитывается центральная точка города – Соборная площадь (рис. 7), своего рода точка отсчета, от которой расходятся два вектора, задающие, в свою очередь, оригинальное направление улиц, город как бы раскрывается к Волге, спускаясь по рельефу. Также можно выделить особую «прогулочную» ось нашего города, образованную пр. Столыпина и ул. Волжской, которая ведет к Волге. Площадь Чернышевского является важным композиционным узлом данного направления (рис. 8).


Рис. 7. Соборная площадь. Источник: https://stranabolgariya.ru/foto/muzejnaya-ploschad.html 


Рис. 8. Площадь Чернышевского. Источник: https://stranabolgariya.ru/foto/muzejnaya-ploschad.html 

Через точки перехода начинается вторая, третья и четвертая образные части города, где масштаб значительно укрупняется. ВОК, образованная пр. Энтузиастов, начинается с подцентра и уходит вовне, обрастая по мере продвижения узлами – образными зонами. Образ Заводского района здесь проявляется не только в ментальном пространстве, но и в визуальном. Здесь, в перепрофилированных под торговую функцию бывших заводских корпусах, сохраняется масштаб промышленных объектов, также прочитывается близость значимых транспортных коммуникаций и специфическая для промышленности планировочная основа территории. Та же картина вырисовывается и в третьей образной части. Здесь преобладает линейное планировочное решение, а подцентр расположен в середине константы. Четвертая образная часть получила свое развитие не так давно и сейчас находится в стадии формирования. Главную ценность этой территории представляет природный ландшафт: выразительный рельеф, как бы поднимающий эту часть города над окружением, сказывается также близость и влияние Волги.

Выводы

В результате исследований сделаны следующие выводы:

– на каждом этапе исторического развития города можно выделить образный каркас, который состоит из образных доминант, взаимодействующих с коммуникационным и природным каркасами;
– в процессе развития образные доминанты усложняются, и, взаимодействуя с коммуникационным и природным каркасом, образуют визуальные образные константы;
– визуальные образные константы являются опорными точками визуальной образной системы исторического города.

Определяя визуальную образную систему г. Саратова, мы предпринимаем попытку осмыслить пути его дальнейшего развития. Визуальный образ города неотделим от структуры, и его развитие возможно только при условии наполнения городских пространств новыми функциями и связями. В связи с этим экономическое и планировочное развитие города непременно должно коррелироваться с его визуальной образной системой.

Библиография

1. Дуцев, М.В. Город как пространство архитектурно-художественного синтеза / М.В. Дуцев // Academia. Архитектура и строительство. – 2012. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorod-kak-prostranstvo-arhitekturno-hudozhestvennogo-sinteza 

2. Архангельская, И.В. Эволюция визуального образа исторического города / И.В. Архангельская // Архитектон : Известия вузов. – 2023. – № 2(82). – URL: http://archvuz.ru/2023_2/6/   – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_6

3. Митин, И.И. Ментальные карты города: история понятия и разнообразие подходов / И.И. Митин // Городские исследования и практики. – 2017. – №3. – С. 64.

4. Тарасова, Л.Г. Взаимосвязь процессов управления и самоорганизации в развитии крупных городов / Л.Г. Тарасова. – Саратов: СГТУ, 2009. – 141 с.

5. Архангельская, И.В., Фурман, Н.В. Образная зона как основа формирования визуального образа исторического города / И.В. Архангельская, , Н.В. Фурман // Градостроительство и архитектура. – 2023. – Т. 13. – № 3. – С. 88–93. DOI: 10.17673/ Vestnik.2023.03.12.

6. Семенов, В.Н. Саратов историко-архитектурный / В.Н. Семенов. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2009. – 375 с.

7. Семенов, В.Н. Листая страницы истории: рассказы о старом Саратове / В.Н. Семенов, В.М. Захаров. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1984. – 95 с.

8. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов : Приволж. кн. изд-во., 2002. – 688 с.

9. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М.: Академический проспект, 2001. – 824 с.

Ссылка для цитирования статьи

Архангельская, И.В. Визуальная образная система города Саратова / И.В. Архангельская // Архитектон: известия вузов. – 2024. – №2(86). – URL: http://archvuz.ru/2024_2/9/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_9 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 01.03.2024
Просмотров: 79