Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (87) Сентябрь, 2024

Теория архитектуры

Трофименко Илона Алексеевна

магистрант кафедры архитектуры.
Научный руководитель: доцент Е.С. Шафрай.
Московский государственный строительный университет.

Россия, Москва, e-mail: illonaat@yandex.ru

Шафрай Екатерина Сергеевна

PhD  (Architecture), доцент кафедры архитектуры.
Московский государственный строительный университет.
ORCID 0000-0002-8975-4428

Россия, Москва, e-mail: ShafrayES@mgsu.ru

Изучение планировочной структуры кинотеатров в контексте современных тенденций

УДК: 725.8
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_3(87)_8

Аннотация

В статье представлен исторический анализ появления кинотеатров и изменение их планировочной структуры на примере Москвы и Санкт-Петербурга; исследование изменений требований к планировочной организации в связи с развитием технологий в индустрии кинопоказа. Выявлены современные тенденции в планировочной организации кинотеатров. Рассмотрены примеры объемно-планировочной организации как исторических, так и современных зданий кинотеатров.

Ключевые слова: архитектура кинотеатров, планировочная структура кинотеатров, технология кинопоказа, современные технологии в индустрии кинопоказа

Введение

Актуальность изучения планировочной структуры кинотеатров обусловлена их меняющейся ролью в современной социально-культурной жизни общества. История оставила богатое наследие разнообразных зданий кинотеатров с характерными особенностями своего времени. К настоящему времени в России общее количество кинотеатров приближается к 2300, а число кинозалов превышает 5800.

В настоящее время роль кинотеатров изменилась, и проблема исследования связана с необходимостью анализа зданий кинотеатров для их современного использования. Объект исследования – здания кинотеатров, предмет – объемно-планировочные решения зданий кинотеатров.

Исследованием и проектированием кинотеатров в различное время занимались многие отечественные авторы. Среди них – В.В. Щербаков, В.Е. Быков, Г.К. Белилин, Д.Б. Хазанов [1], А.В. Анисимов [2], А. Дедушкин, Т. Воронцова, Н. Рябчикова [3] и многие другие.

Цель статьи – рассмотреть и проанализировать планировочную структуру зданий кинотеатров в контексте изменений функционала и технологий кинопоказа. Задачами исследования являются: 1) исторический анализ появления кинотеатров и изменение их планировочной структуры на примере Москвы и Санкт-Петербурга, 2) анализ изменения требований к планировочной организации в связи с развитием технологий в индустрии кинопоказа, 3) выявление современных тенденций в планировочной организации кинотеатров. Исследование развивает подход к созданию комфортного пространства кинотеатра с учетом потребностей современного зрителя.

Методы исследования: обзор литературы, сопоставительный анализ зданий кинотеатров и технологий кинопоказа на примере Москвы и Санкт-Петербурга, изучение отдельных современных примеров кинотеатров и зданий, в которых реализуется кинопоказ, используются медиатехнологии.

История появления кинотеатров, изменение их планировочной структуры и технологии кинопоказа

В России первый кинопоказ состоялся в мае 1896 г. в Петербурге, в летнем саду «Аквариум» (рис. 1.) на Каменноостровском проспекте [4, 5]

Рис.1. Сад «Аквариум»/
Источник: https://www.lenfilm.ru/news/2018/04/Lenfilm._Pervyiy_vek/
 

Первые кинотеатры появились в Санкт-Петербурге и в Москве практически одновременно: в мае 1896 г.: кинотеатр «Биограф» на Невском проспекте в Петербурге и кинотеатр в летнем саду «Эрмитаж» в Москве [1].

Появление и архитектура кинотеатров в Санкт-Петербурге и Москве детально проанализированы в статье А.В. Анисимова [2]. Отмечается, что первые кинотеатры организовывались в существующих зданиях, приспосабливая их для кинопоказа. Специально спроектированные кинозалы начали появляться в первые десятилетия ХХ в. Архитектура зданий кинотеатров напоминала архитектуру театров – просторные фойе, небольшие сцены в кинозалах, экран драпировался занавесом. Специфическая особенность кинотеатров – наличие черной драпировки для экрана [2].

В процессе кинопоказа кинопленка легко воспламенялась, участились случаи пожаров. Первые официальные требования к материалам отделки зрительных залов, к оборудованию, пожарной безопасности и путям эвакуации содержались в постановлении Государственной Думы 1908 г. «Об устройстве и содержании помещений для кинематографов» [3].

Один из примеров самостоятельного кинотеатра – «Аврора» на Невском Проспекте, 60 в Санкт-Петербурге, который изначально назывался «Пикадилли» (1913) [2]. За длительный период своего существования здание несколько раз подвергалось реконструкции и изменению планировочных решений, например изменилась площадь здания, и др. В 1998 г. в кинотеатре в год его 85-летия были проведены реставрационные работы по восстановлению его исторического вида [6]. В 2013 г. кинотеатр отметил свое 100-летие (рис. 2).

Рис. 2. Кинотеатр «Аврора», Невский проспект, 60. Санкт-Петербург
Источник: https://photocentra.ru/work/451704?&id_auth_photo=9958 

После 1917 г. стали создаваться кинотеатры в домах и в дворцах культуры [4]. В 1920–1930 гг. сформировался определенный тип крупных кинотеатров с характерными особенностями: наличие фойе с эстрадой и кинозал в виде вытянутого прямоугольника [2].

В 1930-х гг. были созданы фабрики по производству отечественной кинопленки, началось отечественное производство киноаппаратуры для кинопроекции, звукозаписи и звуковоспроизведения на заводах «КИНАП» (позднее, Ленинградский «КИНАП» в 1962 г. завод вошел в состав “ЛОМО”). Это позволило наладить серийный выпуск кинопроекционных и звуковоспроизводящих установок для кинозалов и. стимулировало развитие отечественного кинопроизводства. Первые кинопроекторы использовали угольные дуговые источники света. В дальнейшем выпускались кинопроекторы на ксеноновых лампах. Также кинопроекторы отличались друг от друга в зависимости от размера пленки. Ассортимент выпускаемой аппаратуры и оборудования был широким. Различные модели кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратуры и оборудования предназначались для кинозалов различных размеров и вместимости.

Примером крупного кинотеатра является «Ударник» в Москве (арх. Б. Иофан), построенный в 1931 г. в составе комплекса зданий. Зал вмещает свыше 1500 мест, в планировке имеются разнообразные сопутствующие помещения [1]. С этим кинотеатром связано начало звукового кино в СССР [3]. Другой пример – «Дворец кино» – кинотеатр «Гигант» (проект А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевского) на Выборгской стороне в Санкт-Петербурге (1934–1936) [1]. Зрительный зал имеет 1400 мест. Фасад здания отражает образ киноэкрана [4] (рис. 3).

Рис. 3. Кинотеатр «Гигант». Санкт-Петербург, 1935. Источник: [1, с. 11]

В 1947 г. возникла идея совмещения кинотеатра с другими функциями, в так называемом типовом проекте многоэтажного кооперативного кинотеатра, но последний не был реализован [3]. Тенденции проектирования в середине прошлого века сместились в сторону встраивания кинозалов в жилые дома, например, кинотеатр «Молния» в жилом доме (сейчас «Москино Салют») [3]. Двухзальный кинотеатр «Москино Салют» имеет два зала на 90 мест. Кинокафе «Звезда», в котором зрители могли сидеть за столиками, было построено на первом этаже жилого дома в 1954 г.

Проводились поиски новых форм кинопоказа, одним из экспериментов стало появление панорамного кино и строительство здания «Круговой кинопанорамы» на ВДНХ в Москве в 1959 г. Исходя из технологии панорамного кинопоказа здание имело круглую в плане форму, с цилиндрическим экраном, на который при помощи большого числа проекторов (сначала 22, а затем 11 проекторов) последовательно проецировались кадры фильма, создавая у зрителя ощущение панорамного изображения. Зрительный зал имел вместимость 300 человек, при этом зрители стояли в зрительном зале, имея возможность поворачиваться для обзора; продолжительность кинофильма ограничивалась 20 минутами [3]. В настоящее время здание открыто после реконструкции (рис. 4, 5); в «Круговой кинопанораме» на ВДНХ демонстрируют как современные, так и старые фильмы.

Рис. 4. «Круговая кинопанорама», ВДНХ
Источник:  https://krugorama.narod.ru/krugorama2.html 

Рис. 5. «Круговая кинопанорама», ВДНХ. Москва (фото 2024)

К числу необычных кинотеатров относится существовавший в Таврическом саду в Санкт-Петербурге «парковый кинотеатр», организованный внутри самолета. Самолет был установлен в парке, и кинотеатр назывался «В полет» [4].

Кинотеатр «Россия» для показа широкоформатного кино и залом вместимостью 2500 зрителей открылся в Москве в 1962 г. [3]. После реконструкции здание стало музыкальным театром.

Для кинопоказа в кинозалах различной вместимости и размера на отечественных предприятиях производился широкий спектр оборудования. Выпускались стационарные кинопроекторы для 16-мм фильмов, обычных и широкоэкранных фильмов на 35-мм кинопленке, а также для показа 70-мм широкоформатных фильмов.

В последние два-три десятилетия ХХ в. активное развитие телевидения снизило популярность кинотеатров. В 1990-е гг. практически не строились новые кинотеатры, а существующие сдавались в аренду под проведение ярмарок, размещение магазинов [3].

В начале 2000-х гг. в многофункциональных торгово-развлекательных центрах появляются многозальные мультиплексы, имеющие досуговую и развлекательную функцию. Торгово-развлекательные центры с мультиплексами строятся в жилых районах городов, в том числе в отдаленных от центра жилых районах, у транспортных развязок. В настоящее время кинотеатров с более чем восьмью залами свыше 160 [7]. Мультиплексы оборудуются цифровой кинопроекцией, используются технологии форматов 3D и IMAX.

Цифровые технологии существенно изменили организацию кинопоказа и потребовали использования нового оборудования (цифровые проекторы, жесткие диски с фильмами). Управление кинопоказом в многозальных кинотеатрах осуществляется либо из одной аппаратной в автоматическом режиме, либо отдельно для каждого зала.

Однако в период пандемии 2020–2021 гг. снизились посещаемость и популярность кинотеатров. С учетом меняющейся роли кинотеатров важной представляется необходимость анализа зданий кинотеатров для их современного использования.

На рис. 6 представлен интерьер ТРЦ «Атриум» в Москве с кинозалами.

Рис. 6. Фойе кинотеатра в ТРЦ «Атриум». Москва (фото 2024)

В настоящее время создаются новые площадки, новые форматы, проводится реконструкция и реставрация существующих зданий – объектов культурного наследия. Рассмотрим несколько примеров.

Проект «Место встречи». Москва

В Москве реализуется проект создания сети районных центров «Место встречи» [8]. В проекте предусмотрена реконструкция ряда кинотеатров, расположенных в различных районах Москвы. Основная идея районных центров состоит в совмещении досуговых и торговых функций для жителей районов, и предполагается сочетание торговых площадок, аптек, спортивных центров, зон для игры в настольный теннис, лекториев и кинозалов. Сохраняется функция кинопоказа; дополнительные функции встраиваются в здания кинотеатров. Память места подчеркивается, например, сохранением и реставрацией знаковых элементов декора, вывесок, элементов зданий. Пример реализации проекта – реконструкция кинотеатра «Будапешт» [9] (рис. 7).

Рис. 7. Реконструкция кинотеатра «Будапешт». Москва (фото 2024)

Кинотеатр «Салют» (м. Академическая), Москва

Кинотеатр «Салют» встроен в жилой дом (открыт в 1953 г.). Кинотеатр имеет достаточно компактное пространство, два зала вместимостью по 90 мест. В кинотеатре создана комфортная и уютная атмосфера, в фойе имеется небольшая кофейня. Внешний вид и интерьер фойе представлены на рис. 8.

Рис. 8. Внешний вид и интерьер кинотеатра Москино «Салют». Москва (фото 2024)

Реставрация кинотеатра «Художественный». Москва

Кинотеатр «Художественный» – один из старейших в Москве. Недавно завершилась его реставрация, были воссозданы ценные исторические элементы. Фасад здания обрел исторический облик. В статье [10] описаны архитектурные решения. Внешний вид и интерьер фойе представлены на рис. 9.

Рис. 9. Кинотеатр «Художественный». Москва (фото 2024)

Реконструкция кинотеатра «Мираж на Большом», Санкт-Петербург

Необычным примером обновления кинотеатра стал кинотеатр «Мираж на Большом» в Санкт-Петербурге (2022). Одно из значимых элементов концепции – необычное использование цвета в интерьере. Так, входы в залы выполнены из светопроводящего акрилового камня и по задумке проектировщиков символизирует кинопроекторы. Красный цвет, использованный в подсветке лестниц, тоже является метафорой. Авторы подчеркивают эмоциональное значение цвета, т. е. для «эмоций, ради которых люди ходят в кино» [11] (рис. 10).

Рис. 10. Интерьер кинотеатра «Мираж на Большом». Санкт-Петербург

На рис. 11 представлены примеры кинотеатров различных исторических периодов в Москве и Санкт-Петербурге. Вместе с этим можно провести параллель с некоторыми особенностями технологии кинопоказа.

Рис. 11. История появления кинотеатров, изменение их планировочной структуры и технологии кинопоказа

Современные тенденции в планировочной организации кинотеатров:

- включение дополнительных общественных функций в кинотеатр;
- создание узнаваемого и уникального образа кинотеатра за счет его истории, расположения, «памяти места», восстановления исторических деталей;
- использование современных технологий кинопоказа;
- кинотеатр как место для новых впечатлений и эмоций, встреч, проведения культурных мероприятий;
- наличие нескольких залов.

Выводы

Исследованию архитектуры кинотеатров посвящены многие публикации и труды. В нашей стране имеется богатое наследие разнообразных зданий кинотеатров с характерными особенностями своего времени. Актуальность их изучения обусловлена меняющейся ролью кинотеатров в современной социально-культурной жизни общества, необходимостью анализа архитектуры зданий кинотеатров для их современного использования.

В статье рассмотрены кинотеатры с точки зрения изменения их планировочной структуры во взаимосвязи, в частности, с развитием технологий кинопоказа.

Помимо этого, из представленных примеров реконструкции, обновления кинотеатров можно отметить интересные современные тенденции организации пространства. Это включение дополнительных общественных функций в кинотеатр, проведение культурных мероприятий, наличие рекреационного пространства, многозальность, и пр.

Современные кинотеатры используют возможности для привлечения зрителей, создания комфортного пространства. Цифровые технологии оказывают влияние на многие виды досуга, в том числе и на кинотеатры. Представляется интересным и необходимым дальнейшее изучение современных тенденций кинопоказа и медиатехнологий, которые могут быть использованы в кинотеатре.

Библиография

1. Архитектура кинотеатров / В. В. Щербаков, В. Е. Быков, Г. К. Белилин, Д. Б. Хазанов ; общ. ред. В. Е. Быкова ; Академия архитектуры СССР, Научно-исследовательский институт архитектуры общественных и промышленных сооружений. – М. : Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1955. – 166 с.

2. Анисимов, А.В. Среда кинозрелища. Архитектура первых кинотеатров в России / А.В. Анисимов // Вестник ВГИК. – 2019. – Т. 11. – №2. – C. 8–20.

3. История кинотеатров Москвы / Дедушкин А., Воронцова Т., Рябчикова Н. [и др.]. – М. : Москино, 2020. – 232 с.

4. Киноархитектура: история петербургских кинотеатров. – URL: https://cinetexts.ru/theatres 

5. Зрелище электрического мира: как в Петербурге появился первый кинотеатр. – URL: https://kudago.com/spb/news/zrelische-elektricheskogo-mira-kak/ 

6. Вековая история первого кинотеатра Санкт-Петербурга. – URL: https://avrora.spb.ru/cinema/about 

7. Статистика. Кинотеатры в России, годовые данные. – URL: https://research.nevafilm.ru/research/statistika/ 

8. Место встречи. – URL: https://mestovstrechi.ru/ 

9. Реконструкция кинотеатра «Будапешт». – URL: https://archi.ru/projects/world/10672/rekonstrukciya-kinoteatra-budapesht 

10. «Художественный»: правда и вымысел. – URL: https://prorus.ru/interviews/hudozhestvennyj-pravda-i-vymysel/ 

11. Кинотеатр «Мираж» на Большом в Санкт-Петербурге. – URL: https://prorus.ru/projects/kinoteatr-mirazh-na-bolshom-v-sankt-peterburge/ 

Ссылка для цитирования статьи

Трофименко, И.А., Шафрай, Е.С. Изучение планировочной структуры кинотеатров в контексте современных тенденций / И.А. Трофименко, Е.С. Шафрай //Архитектон: известия вузов. – 2024. – №3(87). – URL: http://archvuz.ru/2024_3/8/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_3(87)_8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 10.05.2024
Просмотров: 104