Архитектон: известия вузов. №3 (91) Сентябрь, 2025
Градостроительство
Колясников Виктор Александрович
доктор архитектуры, профессор кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,
Россия, Екатеринбург, e-mail: kolyasnikov_viktor@mail.ru
Хлистунова Анна Владимировна
аспирант,
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор В.А. Колясников.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова.
Россия, Екатеринбург, e-mail: hlistunova@usaaa.ru
Архитектурно-градостроительные аспекты реализации стратегии государственной культурной политики
УДК: 711.4
Шифр научной специальности: 2.1.13
DOI: 10.47055/19904126_2025_3(91)_13
Аннотация
Ключевые слова: градостроительное право, градостроительные ценности, государственная культурная политика, произведение градостроительства, композиция
Введение
11 сентября 2024 г. Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. (далее Стратегия) [1], которая разработана с учетом Указов Президента №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2], а также целого ряда других директивных документов. В Стратегии отмечается, что ее методологической базой является ценностный подход к стратегическому планированию в рамках целеполагания по межотраслевому принципу. Статья 2 Конституции РФ указывает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». С этой высшей ценностью связаны традиционные российские духовно-нравственные ценности [3]. В соответствии с Указом Президента №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [2, с. 35–36].
Защита этих ценностей обеспечивается путем решения задач, в том числе задач в области градостроительства: укрепление социально-культурного суверенитета в градостроительстве Российской Федерации и сохранение единого культурного пространства страны; сохранение материального и нематериального культурного наследия; популяризация достижений отечественного градостроительства; проведение градостроительных исследований и развитие системы архитектурно-градостроительного образования; создание произведений градостроительного искусства, направленных на сохранение традиционных ценностей, защиту исторической правды и сохранение исторической памяти; преемственное развитие градостроительства; повышение роли градостроительства России в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве.
В Стратегии закреплен конституционный статус культуры как уникального наследия многонационального народа. Культура впервые определена в качестве национального приоритета и рассматривается важнейшим фактором роста качества жизни и экономического процветания страны. Стратегия предусматривает формирование новых центров культурного притяжения, повышение доступности и развитие существующих точек культурного притяжения, которые должны быть ориентированы на реализацию социально-культурного приоритета и концепции «Россия – суверенная цивилизация».
В соответствии с Указом Президента РФ №808 в 2014 г.установлен статус архитектуры и градостроительства как области культуры и искусства [4]. Однако указанный статус пока не получил своего достойного осуществления в градостроительном управлении, градостроительном проектировании и градостроительном образовании. В связи с этим возникает острая необходимость научной разработки соответствующих направлений градостроительной деятельности.
Объект исследования – городские поселения, предмет – принципы их архитектурно-планировочной организации, формирование и развитие которых связаны с решением задач по реализации Стратегии государственной культурной политики.
Методология и методика исследования
Методология исследования базируется на использовании принципов системного подхода к градостроительству, включая принципы целеполагания, построения и развития градостроительной деятельности и градостроительных объектов как систем.
В работе используется метод анализа стратегических и нормативно-правовых документов, а также публикаций по вопросам реализации этих документов в градостроительном проектировании.
Результаты исследования рассматриваются в рамках двух направлений. Первое направление – «Развитие законодательной базы социально-культурного градостроительства»; второе – «Социально-культурная модернизация градостроительного проектирования».
Направление 1. Развитие законодательной базы социально-культурного градостроительства. Академик РААСН И.М. Смоляр отмечал, что «градостроительное право» – это «область административного и гражданского права, охватывающая, регламентирующая и регулирующая правоотношения всех участников градостроительной деятельности (органов государственной власти, муниципального управления, организаций городского планирования, проектирования и мониторинга, муниципальных, общественных и частных инвесторов и др.)» [5, с. 46]. Градостроительное право как система включает в себя градостроительные законы на федеральном, региональном и местном уровнях. Однако на эту систему существенно влияют «внешние» базовые законы. Например, гражданский и земельный кодексы, законы об охране природы и историко-культурного наследия, законы о местном самоуправлении и др. [6]. Проблемы градостроительного управления отчасти связны с противоречиями и пробелами в градостроительном праве. Так, по результатам применения Градостроительного кодекса специалисты отмечали актуальность вопроса его совершенствования ввиду заложенного в него механизма «раздвоенности системы управления и правового регулирования, отсутствия четкого указания на цели подготовки документов территориального планирования… недостроенность понятийного аппарата» [7, c. 97]. Основным предложением по усовершенствованию документа было «устранение противоречий со смежными отраслями законодательства, приведение в стройную систему понятийного аппарата» [7, c.97].
За 20 лет существования Градостроительного кодекса было внесено 176 изменений на основе федеральных законов. С одной стороны, эти изменения были вызваны изменением социально-экономических условий, с другой – необходимостью восстановления в градостроительной деятельности ключевых понятий, обеспечивающих реализацию ее творческой составляющей, а также механизмов регулирования облика поселений и систем расселения. К таким понятиям относятся: пространственное развитие, окружающая (жизненная) среда, произведение градостроительного искусства, архитектурно-планировочная организация поселений и систем расселений, архитектурно-градостроительный облик, градостроительная композиция. Недостатки Градостроительного кодекса устраняются взаимодействием документов стратегического планирования и нормативно-правовой базы градостроительства (ст.9 ГрК РФ) [8, с. 32], а также через другие ветви законодательства, в том числе через авторское право и законодательство о государственных закупках. Например, в ст. 1294 действующей редакции Гражданского кодекса РФ произведение градостроительства является объектом авторских прав, что предполагает создание произведений градостроительства в процессе проектирования градостроительных объектов. В Градостроительном кодексе в перечне объектов градостроительной деятельности нет произведений градостроительного искусства, а в Федеральном Законе «Об основах градостроительной деятельности в РФ», действующего до 1998 г., такой объект был. В законе о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд государственных и муниципальных органов произведение градостроительства является предметом закупки и предметом договора (пп. 8 ч.7 ст32, ст. 110.1 ФЗ №44-ФЗ), что предполагает полное право государственных органов власти и органов местного самоуправления формировать заказ на создание произведений градостроительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд [9, c.47, c. 168]. За счет движения по пути согласованности этих документов происходит встраивание территориального планирования, градостроительного проектирования и права в общую систему стратегического планирования.
В Стратегии государственной культурной политики одним из приоритетных направлений ее реализации указано формирование условий для повышения эстетической ценности архитектурной среды российских городов, оказание государственной поддержки архитектурному и художественному творчеству, предусматривающему в том числе создание произведений изобразительного искусства для архитектуры. Эти направления распространяются и на градостроительство. Современные нормативно-правовые условия позволяют разрабатывать проекты градостроительного планирования для государственных и муниципальных нужд, которые будут закупаться как «произведение градостроительства». Такие проекты должны включать в себя материалы, связанные с обязательными характеристиками внешнего и внутреннего облика объекта, его функциональной, планировочной, объемно-пространственной организацией, и, зафиксированные в виде схем или макетов, либо описанные иным способом, кроме проектной документации, т. е. содержать в составе проектную документацию, не только регламентированную, но и не регламентированную Градостроительным кодексом. На сегодняшний день, как уже говорилось выше, все органы государственной власти и муниципального управления имеют право объявлять закупку на разработку документов территориального планирования, градостроительного зонирования и проекта планировки как произведение градостроительства, но, к сожалению, пользуются этой возможностью далеко не все региональные и муниципальные органы управления. В УрФО такую практику ведет Челябинская и Тюменская области ( https://zakupki.gov.ru/ ).
Исходя из положений указанной Стратегии в рамках формирования новой социально-культурной модели развития территорий необходимо провести разработку современных механизмов и инструментов номативно-правового характера, расширяющих возможность для привлечения внебюджетных средств, развития государственно-частного партнерства, с учетом развития креативной экономики и социально-культурного приоритета. Стратегия ориентирует специалистов в области градостроительства на формирование единого информационного пространства градостроительных научно-верифицированных знаний, например, развертывание научных исследований в области формирования информационной платформы сильного искусственного градостроительного интеллекта [10].
В Стратегии предполагаются мероприятия по поддержке фундаментальных и прикладных научных исследований в различных областях культуры и искусства. В области архитектуры и градостроительства такие научные исследования ведутся непрерывно. В 2025 г. РААСН ведет исследования на темы: «Развитие теории и методов реконструкции исторической застройки, сохранения, реставрации, регенерации, воссоздания и использования архитектурно-градостроительного наследия как базовой составляющей культурного достояния нации», «Исследование исторических этапов и процессов развития архитектуры и градостроительства», «Фундаментальные основы архитектурной, градостроительной и строительной профессиональной культуры и образования» и др. [11].
Стратегия определяет актуальность сохранения и развития уникальной российской национальной системы образования, создания условий для развития высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, в том числе совершенствования документов, регулирующих область подготовки градостроительных кадров. Образовательные программы по архитектуре и градостроительству относятся к техническим направлениям, выделены в отдельную группу «Архитектура» (ФГОС ВО 3++, гр. 070000-07.03.04.). Однако градостроительство, как область архитектуры относится к культурной деятельности в соответствии с «Основами законодательства РФ о культуре» [12] и регулируется законом о культуре. Следуя иерархии директивных и нормативно-правовых документов, эти противоречия должны быть устранены, так как в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» архитектура и градостроительство рассматриваются областями культуры и искусства. В связи с этим представляется необходимым включить направления высшего образования укрупненной группы 07.00.00 Архитектура: Архитектура, реконструкция и реставрация архитектурного наследия, дизайн архитектурной среды и градостроительство в группу 54.00.00 Изобразительные и прикладные виды искусств, отменить действие приказов Минобрнауки России от 12.09.2013г. №1061 и от 25.03.2015 г. №270 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» в части исключения указанных направлений из группы «Искусство и культура». Это усилит значение подготовки соответствующих кадров в реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г., а также восстановит ценные традиции отечественного градостроительного искусства. Здесь следует отметить, что в нашей стране до 2013 г. архитектура и градостроительство являлись творческими направлениями деятельности в области культуры и искусства. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.09.1987г. №1058 «О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства» был реализован большой комплекс мероприятий по поддержке архитектурного и градостроительного образования, созданы новые архитектурно-художественные вузы и факультеты.
Направление 2. Социально-культурная модернизация градостроительного проектирования. В Стратегии отмечается ряд конкретных мероприятий, связанных с градостроительным проектированием: сохранение и благоустройство историко-культурных территорий и развитие культурно-познавательного туризма; разработка градостроительных регламентов использования территорий с зонами охраны объектов культурного наследия; разработка планов устойчивого развития исторических поселений для сохранения их исторической среды в качестве ресурса для развития; принятие мер по повышению эстетической ценности архитектурной среды российских городов, в том числе создание произведений искусства для городов [1].
Дальнейшее развитие ряда положений Стратегии государственной культурной политики, в части определения задач и принципов градостроительного проектирования можно найти в приятой 28 декабря 2024 г. Стратегии пространственного развития РФ на период до 2036 г. Цель Стратегии – сбалансированное социально-экономическое развитие систем расселения и поселений страны. Этот документ учитывает задачи национальной безопасности в различных областях, в том числе в архитектуре и градостроительстве. Так, в разделе VII говорится, что задачами пространственного развития страны являются повышение доступности культурных организаций; обеспечение условий для создания новых экспериментальных населенных пунктов; повышение устойчивости систем расселения. Эти задачи направлены на социально-культурную модернизацию градостроительного проектирования.
Одной из особенностей современного градостроительного проектирования в сравнении с принятым порядком проектирования в советский период является исключение из регламентирующих документов некоторых стадий и этапов проектирования. Например, таких стадий проектирования, как проект детальной планировки и застройки центра, технико-экономическое обоснование (включающее разработку трех концепций генерального плана и оценку его по разным показателям, в том числе, по стоимости реализации в денежном эквиваленте) в составе генерального плана. Другая особенность заключается в неиспользовании заложенных в Градостроительном кодексе таких видов проектирования, как разработка схем территориального планирования двух и более субъектов. За 20 лет применения кодекса не разработан ни один подобный документ (данные ФГИС ТП). Это приводит к ухудшению координационных качеств проектной документации, ее межуровневой преемственности и влияет на качество реализации документов.
Согласно Градостроительному кодексу (ст. 46.10, гл.5.1.), начинают применяться решения по комплексному развитию территорий. Однако проекты комплексного развития могут быть разработаны на территории при соблюдении ряда условий. В Градостроительном кодексе отмечается, что решение о комплексном развитии территории принимается уполномоченным органом местного самоуправления: при наличии правил землепользования и застройки; если не менее 50% от общей площади территории, в границах которой предусматривается развитие, занимают земельные участки, на которых расположены: объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу; объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ; объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков, установленным правилами землепользования и застройки; самовольные постройки».
Осенью 2024 г. был опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ», связанный с разработкой мастер-плана [13]. В нем следует отметить ряд положений, направленных на развитие комплексного градостроительного проектирования.
Во-первых, мастер-план развития территории трактуется как единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования или генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа, который содержит положения о развитии территории и территориальном планировании, карту или карты зонирования территории, эскизы планируемых к размещению объектов капитального строительства местного значения и план реализации мастер-плана. Таким образом, мастер-план становится документом, учитывающим стратегические планы развития территории и включает не только карты градостроительного зонирования, но и эскизы планируемых к размещению объектов. Это снимает вопрос о замене генерального плана стратегическим планом или мастер-планом [7] и усиливает комплексный характер генерального плана, что потребует разработки объемно-пространственных моделей города.
Во-вторых, положение о развитии территории, по проекту Федерального закона, включает сведения о приоритетах, стратегических целях, задачах и направлениях социально-экономического развития территории, а также сведения об установленных показателях достижения стратегических целей развития территории и их значениях. Это усиливает стратегическое значение целей мастер-плана как важнейшего механизма градостроительного обеспечения приоритетных направлений и программ социально-экономического развития страны и отдельных ее территорий. Здесь важно отметить, что стратегические планы определяют социально-экономическое развитие территории с учетом комплекса стратегических приоритетов. Такой комплекс формируется с учетом реализации Стратегии национальной безопасности России, Стратегии государственной культурной политики, Стратегии пространственного развития, Стратегии научно-технического развития, Национальной стратегии развития искусственного интеллекта, а также региональных и местных стратегий. Это определяет необходимость соответствующей актуализации стратегических планов территорий.
В-третьих, эскизы планируемых к размещению объектов, по проекту Федерального закона, должны отображать их объемно-пространственные, стилистические и иные характеристики, учитывающие определенные требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства, указанные в градостроительном регламенте. Градостроительные регламенты сопровождаются соответствующей картой градостроительного зонирования поселения, что неизбежно ведет к разработке объемно-пространственных моделей поселения в целом или его крупных частей. Это, в свою очередь, ведет к восстановлению ценной традиции отечественного проектирования, связанной с композиционным моделированием архитектурно-градостроительного облика поселения. Под композиционным моделированием в современной теории градостроительства понимается «разработка и сопоставление вариантов (моделей) композиции городского плана, композиции застройки, композиции системы уличной сети и других задач формирования разного рода градостроительных структур»[5]. «Композиция города, – пишет И.М.Смоляр, – архитектурно-пространственной порядок согласованности частей города, определяющий его художественную целостность» [5, c. 102]. На начальной стадии моделирования города (эскизного проектирования) важно сформировать «композиционный каркас – систему планировочных осей и узлов, определяющих замысел и принципиальную основу того или иного градостроительного образования (например, системы площадей)» [5, c. 103].
Композиционное моделирование – творческий процесс автора или коллектива авторов. Композиционная модель – это не только авторское представление облика объекта, но и авторское видение образа будущего среды. Композиционное моделирование – особый профессиональный метод архитекторов и градостроителей как мастеров своего дела, основанный на понимании композиции как основы единства функционально-утилитарных и художественно-эстетических решений. Именно композиционное моделирование градостроительных объектов становится важным условием обоснования понятия «мастер-план» применительно к комплексному и единому документу территориального планирования и градостроительного зонирования.
В-четвертых, в проекте (п.15 ) установлен срок действия мастер-плана от 6 до 15 лет. Поскольку генеральный план рассматривается как мастер-план, то и срок действия мастер-плана должен соответствовать сроку генерального плана. Актуализация генеральных планов сегодня осуществляется в соответствии с изменениями в Стратегиях развития территорий, реализацией стратегических программ и других условий, указанных в положении о плане реализации мастер-плана (п.13 проекта).
В настоящее время указанный проект находится в стадии доработки. Однако тенденция модернизации градостроительного проектирования с учетом восстановления отечественной традиции комплексного архитектурно- пространственного проектирования и решения социально-культурных задач уже проявляется в методическом обеспечении градостроительной деятельности. Примером являются Методические рекомендации по проектированию, утвержденные приказом Минэкономразвития от 06.05.2024 г. №273. В соответствии с этими рекомендациями концепция пространственного развития (мастер-план) муниципального образования предусматривает разработку базовых показателей, «решения по планировочной структуре, основы архитектурно-пространственной композиции городского населенного пункта» [14, с. 32]. В составе данной концепции рекомендуется выделять три блока. Первый блок – аналитический. Он включает не только анализ социально-экономического состояния и функционально-планировочной организации территории, но и анализ «архитектурно-градостроительной среды» и «природно-экологического каркаса». Второй блок – целеполагающий. В рамках этого блока определяются такие компоненты стратегии развития территории, как «концепция видения», миссия, цели и задачи, архитектурно-пространственный потенциал, целевые показатели социально-экономического и пространственного развития муниципального образования. Третий блок – проектный. В этом блоке следует обратить внимание на постановку задач по определению «приоритетных» и «перспективных направлений пространственного развития вне существующих границ населенных пунктов», разработке «приоритетных инфраструктурных решений и инвестиционных проектов», а также «концептуальных предложений по улучшению архитектурного облика населенных пунктов и повышению качества среды жизнедеятельности населения» [14, с. 32–34].
Методические рекомендации в целом показывают возвращение в сферу профессиональной градостроительной деятельности таких понятий, как «композиция», «пространственное развитие», «архитектурно-градостроительная среда», «архитектурный облик», «концепция», «образ будущего», «приоритетные общественные пространства». Это свидетельствует о восстановлении отечественных традиций единства архитектурных и градостроительных знаний, тесной взаимосвязи науки, техники и искусства, преемственности в развитии достижений градостроительства.
Заключение
Исследование направлений архитектурно-градостроительного обеспечения реализации Стратегии государственной культурной политики позволяет сделать следующие основные выводы:
1. На развитие нормативно-правовой базы архитектурной и градостроительной деятельности существенное влияние оказывает стратегическое планирование, восстанавливающее данные виды деятельности как области культуры и искусства, ставящее амбициозные задачи коренного улучшения качества архитектурно-пространственной среды на основе движения к созданию произведений градостроительного искусства.
2. Интеграция стратегического и градостроительного планирования определяет тенденцию социально-культурной модернизации градостроительного проектирования на основе возрождения традиций отечественного градостроительства, связанных с преемственным развитием идей и достижений комплексной архитектурно-планировочной организации окружающей среды, композиционного моделирования поселений и систем расселения.
Библиография
1. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2024 г. № 2501-р). – URL: https://docs.cntd.ru/document/1307324530?marker=65C0IR
2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022г. № 809. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
3. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
4. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808. – URL: https://base.garant.ru/70828330/
5. Смоляр, И.М. Терминологический словарь по градостроительству / И.М. Смоляр. - М.: РОХОС, 2004. – 160с.
6. Смоляр, И.М. Градостроительное право / И.М. Смоляр. – М.:УРСС, 2000. – 112с.
7. Герцберг, Л.Я. Настоящее и будущее Градостроительного кодекса РФ / Л.Я. Герцберг // Academia. Архитектура и строительство. – 2015. – № 2. – С. 97–101.
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. – URL: https://minstroyrf.gov.ru
9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.11.2024). – URL: https://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
10. Колясников, В.А. Формирование инновационной платформы сильного искусственного градостроительного интеллекта / В.А. Колясников //Фундаментальные поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2022-2023 годы: Научные труды РААСН: в 2-х т. Т. 1. – М.: РААСН, 2024. – С. 370–381. – URL: https://old.raasn.ru/upload/%D0%A2%D0%9E%D0%9C%201__ASV_Final.pdf
11. Приоритетные направления развития фундаментальных научных исследований на 2025 год. – URL:https://raasn.ru/academy/research/directions_of_fundamental
12. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023г. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/
13. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории / Проект Федерального закона (ID проекта 152224). – URL: https://www.minstroyrf.ru/docs/2339/
14. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы): Приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 N 273. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minekonomrazvitija-rossii-ot-06052024-n-273-ob-utverzhdenii/
Ссылка для цитирования статьи
Колясников, В.А. Архитектурно-градостроительные аспекты реализации стратегии государственной культурной политики / В.А. Колясников, А.В. Хлистунова // Архитектон: известия вузов. – 2025. – №3(91). – URL: http://archvuz.ru/2025_3/13/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_3(91)_13
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная