Архитектон: известия вузов. №3 (91) Сентябрь, 2025
Теория архитектуры
Кузнецова Анна Андреевна
кандидат архитектуры,
доцент кафедры архитектуры жилых и общественных зданий.
Самарский государственный технический университет
Россия, Самара, e-mail: amore_86@mail.ru
Ненашева Анастасия Александровна
соискатель кафедры архитектуры жилых и общественных зданий.
Самарский государственный технический университет.
Россия, Самара, e-mail: anenasheva17@gmail.com
К вопросу о типологическом статусе детской модельной библиотеки в современной архитектуре
УДК: 725
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: 10.47055/19904126_2025_3(91)_2
Аннотация
Ключевые слова: генезис детской модельной библиотеки, исторические триггеры, адаптивность, ландшафтная интеграция, медиамаркеры
Введение
В современном мире все больше внимания уделяется миссии инкультура-ции молодого поколения – непрерывного процесса освоения традиций и культурных ценностей. Детская библиотека в условиях цифровой трансформации и глобализации становится ключевым звеном, транслирующим культурный и исторический опыт от поколения к поколению. Большое влияние на развитие именно специализированных детских модельных библиотек оказывает современные разработанные государственные национальные проекты, например «Библиотека нового поколения». Однако детские модельные библиотеки как новый тип культурного пространства еще не получили достаточного теоретического переосмысления и позиционирования в современной типологии библиотечных зданий.
Цель данной работой – определение места детской модельной библиотеки как отдельного архитектурного объекта в существующей типологии библиотек. При комплексном подходе к решению поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проследить историческуюэволюцию библиотек и выделить детские библиотеки, как самостоятельные объекты в общей типологии зданий.
2. Изучить миссию детских библиотек в историческом контексте, их функции и задачи в разные исторические периоды.
3. Определить критерии, отличающие детскую модельную библиотеку от других типов библиотек.
4. Выявить маркеры, формирующие типологические признаки детских модельных библиотек в структуре современных нормативных требований.
Объект исследования – детская модельная библиотека как современный формат образовательного и развивающего пространства для детей.
Предмет исследования – функционирование и развитие детской модельной библиотеки как современного образовательного и развивающего пространства.
Научная новизна заключается в рассмотрении детской библиотек как самостоятельного типа библиотечного учреждения, выделение ее специфики и места через призму современной библиотечной типологии, с последующим определением актуальности формирования детской модельной библиотеки как наиболее современного типа зданий данной типологической группы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке концепций детских модельных библиотек, а также для преобразования профессиональных стандартов и нормативных документов.
Методика исследования включает анализ исторических и социальных факторов развития детских модельных библиотек; анализ условий, определяющих особенности формирования зданий детских модельных библиотек; теоретическое моделирование исследуемого объекта, общее структурирование полученных данных для выявления закономерностей развития и определения места детских модельных библиотек в современной типологии.
История развития библиотечных зданий
На разных исторических этапах библиотека как социальный институт адаптировалась и изменяла свою миссию, организационную структуру и функциональное наполнение. Данная способность к постоянным адаптациям и самообновлению дает возможность библиотекам сохранять свою ценность и оказывать колоссальное влияние на развитие общества. Чтобы проследить динамику развития и проблематику библиотеки, в частности детских, важно обратиться к историческому контексту (рис. 1).
Рис. 1.1. История развития библиотечных зданий
Рассмотрим основные этапы эволюции всех библиотек: в Древнем мире (3000 до н. э. – III в. до н. э.) появляются первые библиотеки в виде храмов и архивов. Яркие примеры: библиотека Царя Хаттусили III в Хатусасе, библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии – государственный архив, а также «Аптека для души» – частная библиотека Рамзеса II в храме Египта. Основными носителями информации были глиняные таблички – первые книги и папирусы. В результате развития письменности появляется «Шумерская школа», которая делает первые шаги в создании систематизации знаний. Миссии библиотек в Древнем мире – хранение, сакрально-ритуальная и политико-идеологическая [1, 2].
В античном мире (VII в. до н. э. – VIII в. н. э.) становится популярным новый вид библиотек – мусейоны. Появляется пергамент. Основная миссия в этот период: сохранение и структурирование знаний в письменное наследие для потомков. Именно античные библиотеки стали прообразом современных публичных и научных библиотек. Наиболее яркие примеры данного периода: Александрийская библиотека – крупнейшее собрание знаний античности, библиотека Аристотеля в Ликее, библиотека храма Аполлона и библиотека Цельса – Древнеримская библиотека в Эфесе.
В эпоху Средневековья (V–XV вв.) появился новый тип монастырских библиотек – скрипторий, в них переписывались книги. Именно в Средневековье появилось бумажное производство (в Самарканде), а также ксилография, что дало мощный скачок в развитии производства книг. Средневековые библиотеки были мостом между эпохой Возрождения и античными традициями, именно в это время заложен фундамент для университетских библиотек [3].
Начиная с эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) библиотеки перешли от привилегированных монастырских хранилищ в центры гуманитарного знания. Именно в этот период происходит переход от рукописных книг к печатным. А в 1580 г. появляется первая общедоступная библиотека (публичная). Библиотеки эпохи Возрождения перестают быть хранилищами и архивами – они становятся социальными институтами просвещения (рис. 1.2).
Следующий этап связан с процессом индустриализации – преобладанием промыш-ленного производства. В эпоху Просвещения (XVIII в.) библиотеки стали общедоступными для всех социальных слоев населения (библиотека Зулусских, Бодлианская библиотека в Оксфорде – одна из старейших библиотек в Европе, библиотека Вольтера в Эрмитаже (при Екатерине II). В связи с трендом распространения научных библиотек появляется новый тип специализированные библиотеки – энциклопедическая. Основная миссия библиотек в эпоху Просвещения – популяризация научных достижений, распространение социального прогрес-са и создание нового типа читателя, зарождалась идея самообразования.
В 1900–1970 гг. библиотеки становятся идеологическими центрами, основная миссия которых – ликбез: ликвидация неграмотности населения, особенно на территории СССР и доступность для рабочих и крестьян. Именно в этот период появляются первые специализированные детские библиотеки как отдельный вид, когда педагогика поняла важность внешкольного образования и необходимость особой среды для развития детей [4].
Рис. 1.2. История развития библиотечных зданий
Библиотека в начале ХХ в. века проходит радикальные трансформации и воспринимается уже как культурный центр. Начинается автоматизация и внедрение технологий (микрофильмы, каталоги на перфокартах, компьютеры). Основное наследие библиотек этого периода – подготовка почвы для следующей цифровой эпохи.
Неизбежная гомогенизация, заложенная в цифровой процесс, полностью изменила привычный мир библиотек и их пользователей в XXI в. Этот процесс затронул все типы библиотек, особенно публичные, которые превратились в многофункциональные хабы (центры), совмещающие цифровые технологии с традиционными социальными функциями. Основные миссии всех типов библиотек сегодня – это оставаться востребованными, сохранять традиции чтения, гибко эволюционировать и адаптироваться к вызовам современности, таким как проблемы цифрового неравенства, сокращение финансирования и конкуренция с интернетом [5, 6].
Генезис детских библиотек: ключевые фигуры, триггеры и опыт
Исторический путь и трансформация всех библиотек свидетельствует о том, что детские библиотеки остались на периферии типологии библиотечных зданий. Однако в каждой стране детские библиотеки прошли свой долгий и сложный путь: начиная с XIX в. и до на-ших дней они сыграли немаловажную роль в развитии образования и культуры речи подрастающего поколения (рис. 2). Рассмотрим подробнее генезис именно детских специализированных библиотек в России и за рубежом.
Первая детская библиотека появилась в США в 1803 г. при публичной библиотеке в Дарби (Пенсильвания) начали предоставлять книги для детей. Затем в 1857 г. в Великобритании в Манчестере построили уже отдельную специализированную комнату для детского чтения при публичной библиотеке. А в 1896 г. при содействии пионера детского библиотечного дела Анны Кэрролл Мур открылась первая специализированная детская библиотека как самостоятельная независимая типологическая единица. Анна Кэрролл разработала новаторские принципы работы библиотек, ориентированных на юную аудиторию, что стало отправной точкой для развития сети детских библиотек во всем мире [7].
Рис. 2. Историческое развитие мирового опыта проектирования различных видов детских библиотек
В начале XX в. детские библиотеки получают все большее официальное признание, и уже в 1919 г. в США был создан отдел детских библиотек при американской библиотечной ассоциации (ALA) – это заложило основу профессиональных стандартов работы с детской аудиторией. В это время в России по инициативе земств, различных сообществ и частных лиц появились специальные детские библиотеки, в 1914 г. их насчитывалось около 20. В 1919 г. в столице открылась первая официальная детская библиотека им. А. С. Пушкина, а в 1921 г. в Москве была создана первая Государственная детская библиотека, ставшая образцом для дальнейших учреждений подобного типа.
Во время Великой Отечественной войны библиотечная система понесла колоссальные потери – тысячи библиотек были разрушены, а бесценные книжные фонды утрачены безвозвратно. Но даже в самый тяжелый период для страны детские библиотеки стали центрами духовной поддержки для детей беженцев. В 1944 г., несмотря на продолжение войны, в Москве открылась Центральная городская детская библиотека (сейчас Российская государственная детская библиотека). Тем временем в Японии в 1940 гг.х появляются колоритные национальные детские библиотеки с тактильными зонами для сенсорного восприятия, что позволило библиотеке стать доступнее для детей с особыми потребностями [8].
Послевоенная трансформация в 1950–1970 гг. привела к активному росту массовой библиотечной детской сети, особенно в СССР (рис. 3). В 1969 г. в Москве была открыта Российская государственная детская библиотека (РГДБ) – крупнейшее в стране хранилище детской литературы. В крупных городах: Ленинграде, Новосибирске, Казани и др. – формируются специализированные детские библиотеки. К 1980 г. в СССР насчитывалось более 15 000 детских библиотек, построенных по типовым проектам [9].
Рис. 3. Послевоенная трансформация детских библиотек
В развитии детского чтения в России ключевую роль сыграли две исторические личности: Надежда Константиновна Крупская занималась построением детской библиотечной сети, и Антонина Николаевна Толстая разрабатывала методики детского чтения. Цифровая эпоха начиная с 1980-х гг. привнесла свои триггеры и вызовы детским библиотекам (рис. 4). С начала 1990-х был кризис библиотечной сети на фоне распада СССР и экономических трудностей, многие библиотеки закрылись или объединились с публичными взрослыми. После кризиса были попытки модернизации за счет внедрения компьютеров и различных технологий, и к 2000-м гг. происходит снижение интереса к традиционным книгам и поиск новых форм и места детской библиотечной сети [10]. Спустя 19 лет к 2019 г. в России разрабатывается национальный проект «Культура», благодаря которому создается новый формат для детских библиотечных пространств – модельные библиотеки [11]. Однако этот проект оказался не революционным решением, он является переходным этапом, вобравшим в себя лучшие международные практики и адаптирован к российским реалиям. За это время в Америке, Скандинавии и Южной Азии накопился огромный опыт проектирования детских библиотек с новыми подходами и решениями: гибкое зонирование, smart-библиотеки, геймификация образовательного процесса, инклюзивность, адаптация с учетом опыта во время эпи-демии Covid, а также интеграция искусственного интеллекта в процесс библиотечного дела.
Рис. 4. Современный этап развития детских библиотек
К 2025 г. на территории России существует порядка 1230 детских библиотек, модернизированных в рамках проекта [12]. Все эти библиотеки размещены, как правило, в приспособленных зданиях различного назначения или в нижних этажах жилых домов, конструктивные и планировочные особенности которых не позволяют создать полноценные комфортные условия для детей и разработать многослойную гибкую динамичную и адаптированную среду. Поэтому сегодня детские модельные библиотеки, находясь на периферии в глобальной типологии, сталкиваются с вызовами.
Детские и школьные библиотеки: грани взаимодействия
Любая детская библиотека занимает особое место в системе культурного просвещения, образования и развития детей. Исследование в 2004 в США показало, что из 117 341 библиотек всех типов 80% (93 800) составляют школьные библиотеки [13]. Это показывает, что школьные библиотек занимают значительную долю от всего числа библиотек в мире, а детские тем более находятся в меньшинстве. Рассмотрим выявленные сходства и различия школьных и детских библиотек (рис. 5).
Рис. 5. Сходства и различия детских и школьных библиотек
Рассмотрим семь основополагающих критериев различий детской и школьной библиотеки:
1. Цель: школьные библиотеки поддерживают учебный процесс и помогают в освоении школьной программы, детские библиотеки направлены на медиацию знаний и культурных ценностей, создание среды для созидательного досуга и межпоколенческого диалога.
2. Фонд: есть пересечение литературы между библиотеками, однако школьная все же узконаправленная в соответствии с учебной программой, а детская имеет весь спектр разнообразной литературы.
3. Доступность: школьная только для учеников и учителей данной шкрлы, детская открыта для всех детей и родителей.
4. Организация пространства: дизайн соответствует школьной концепции, строгий, на-правленный на учебу, детские имеют яркое запоминающее оформление, с различными зонами и функциями.
5. Режим работы: детские работают полный день, в том числе в каникулы, школьные только в учебное время.
6. Работа с читателями: школьные ориентированы на работу с учебным процессом, а также сотрудничество с учителями. Детские библиотеки организуют выставки, квесты, кружки, приглашают писателей.
7. Методы привлечения: школьная вовлекает через выполнение заданий учителей, детская использует интерактивные формы.
Понимание особенностей, сходств и различий каждого типа данных библиотек позволит использовать их уникальный потенциал для более эффективного развития и воспитания юного поколения.
Нормативные требования к детским библиотекам в России
Документы, регулирующие проектирование библиотек, можно разделить на несколько групп. Первые документы, регламентирующие проектирование библиотек, были выпущены в 1973 г., в 1976 г. нормы по проектированию были пересмотрены и включены в структуру «Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий» (1976), далее в 1982 г. были выпущены инструкции СН 548-82 по проектированию библиотек1, 2. После этого периода для данной типологии зданий отдельные нормативные документы не выпускались. Раздел «проектирование библиотек» становится частью СНиПов, а позднее Сводов правил, регламентирующих проектирование и строительство общественных зданий3, 4. Не персонализированный подход в регламентации привел к некой стагнации в области проектирования и строительства современных детских библиотек. Компенсаторное внешнее воздействие на данную типологическую группу в современном периоде развития архитектуры на территории России сопровождается значительным числом исследований. Среди наиболее значимых можно выделить «Конструктор проектирования библиотечных пространств» (2020), «Библиотеки нового поколения» (2019) и др. [14].
Рис. 6. Нормативные требования к проектированию зданий детских библиотек в России
Для проектирования востребованных детских модельных библиотек предлагается включить в современные стандарты проектные показатели детских библиотек, которые отражают функциональные, конструктивные социальные аспекты зданий (рис. 6):
• Высотность: от 1 до 4 и более этажей.
• Показатель интеграции: встроенно-пристроенные (культурные центры, торговые центры, жилые дома), встроенные (в школы), отдельно стоящие.
• Планировочный аспект: коридорная, галерейная, зальная атриумная, павильонная, ядровая, радиальная и свободная планировка [15].
• Градостроительные особенности: центральная зона, квартальная зона, периферийная зона [16].
• Функции: малые (до 100 кв.м.) – локальные читательские залы; базовые (до 240 кв.м.) – стандартная детская модельная библиотека; оптимальные (до 800 кв.м.) – многофункциональный культурный хаб; максимальные (свыше 800 кв.м.) – регионального уровня библиотека.
• Социальная значимость: идейно-воспитательная, культурно-просветительная, гедоническая, рекреационная, информационная.
• Ландшафтная интеграция подразделяется на функциональную, экологическую, архитектурную, социальную.
• Адаптивность: может быть статичной и динамичной [16].
• Медиамаркеры определяют наличие и формат цифровых технологий в библиотеке.
Следует отметить, что специализированных СНиП и СП, посвященных исключительно библиотекам, и в частности детским, в настоящее время не существует, однако все чаще можно встретить разработки, рекомендации, статьи на тему детских модельных библиотек и учет в них отдельных факторов, формирующих типологические признаки общественного здания.
Заключение
Исследование позволило выявить место детской модельной библиотеки в современной типологии библиотечных зданий, определить ее уникальные свойства и характер как самостоятельного архитектурного объекта. Исторический анализ показал путь становления детских библиотек от небольших комнат до современных культурных медиацентров с собственной методологией. Понимание различий и сходств детских и школьных библиотек позволило дифференцировать их функциональное назначение и выделить особенности каждого, чтобы в будущем создать взаимодополняющую синергию.
Сегодня детские модельные библиотеки продолжают адаптироваться к вызовам времени, становятся не просто местом чтения и архивами, но и пространством для созидательного досуга детей, культурным хабом и центром экопросвещения. Мoдельная библиотека – это более современный, многофункциональный инновационный и гибкий формат традиционной библиотеки, ориентированный на потребности детей, и представляющий собой центр вариативной активности, творчества и общения [17, 18]. Следовательно, и существующие нормативные акты, обеспечивающие стандарты планировки должны адаптироваться и совершенствоваться относительно новых зданий детских модельных библиотек.
Через всю историю развития детских модельных библиотек красной нитью проходит их главная цель – оставаться соразмерным местом для гармоничного развития юного поколения в быстро меняющемся мире. Таким образом, детская модельная библиотека утвердилась как самостоятельное учреждение, которое сочетает в себе традиционные ценности библиотечного дела и интерактивные формы с углубленной персонализацией услуг.
Примечания
1СН 548-82 Инструкция по проектированию библиотек / Госгражданстрой. – Введ. 1982-01-01. – М.: Стройиздат, 1982. – 56 с.
2Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий : утв. Госграж-данстроем СССР. – М. : Стройиздат, 1976. – 184 с.
3СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редак-ция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1-4). – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200092705//
4СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям». – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200023339
Библиография
1.Богданова, И.Ф. Библиотеки: от античных до электронных / И.Ф. Богданова. – URL: https://ru.readkong.com/page/biblioteki-ot-antichnyh-do-elektronnyh-1825834
2. Кузнецова, А.А. Историческая трансформация библиотек / А.А. Кузнецова, О.Г. Иконописцева, А.А. Ненашева // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Ар-хитектура и градостроительство: сб. ст. 79-й Всерос. науч.-тех. конф. – Самара, 2022. – С. 427–434.
3. Володин, Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 36–40.
4. Голубева, Н.Л. Педагогическая функция детской библиотеки в современном ин-формационном пространстве / Н.Л. Голубева // Культурная жизнь Юга России. – 2012. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-funktsiya-detskoy-biblioteki-v-sovremennom-informatsionnom-prostranstve
5. Боровинский, А. Цифровая трансформация библиотек / А. Боровинский. – URL: https://www.unkniga.ru/innovation/tehnology/13501-tsifrovaya-transformatsiya-bibliotek.html
6. Нещерет, М.Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеках – это уже реальность / М.Ю. Нещерет // Библиосфера. – 2019. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-protsessov-obsluzhivaniya-v-bibliotekah-eto-uzhe-realnost
7. Кисловская, Г.А. Детская библиотека в библиотечном мире / Г.А. Кисловская, Н.В. Бубекина. – URL: https://metodisty.rgdb.ru/02/stoit-prochitat/4747-16-06-22-02
8. Кононова, Т.Л. Становление и развитие публичных библиотек в России и США (вторая половина XIX в.) / Т.Л. Кононова // Учен. зап. Курск.о гос. ун-та. – 2022. – № 3 (63). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-publichnyh-bibliotek-v-rossii-i-ssha-vtoraya-polovina-xix-v
9. Шульмейстер, М. Ф. Детские библиотеки / М. Ф. Шульмейстер. – М. : Книга, 1978. – С. 7–9.
10. Глазков, М.Н. Библиотечная политика в Российской Федерации в постсоветский период (1992–1999 гг.) / М.Н. Глазков // Культура и образование. – 2023. – № 3 (50). – С. 125–140.
11. Министерство культуры Российской Федерации. Национальный проект «Культу-ра». – URL: https://новаябиблиотека.рф/project
12. Самойлов, И.С. Модельные библиотеки в рамках реализации Национального проекта «Культура»: перспективы развития / И.С. Самойлов // Вестн. СПбГИК. – 2024. – № 3 (60). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelnye-biblioteki-v-ramkah-realizatsii-natsionalnogo-proekta-kultura-perspektivy-razvitiya
13. Публичные библиотеки Массачусетса: развивающаяся экосистема. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031966
14. Конструктор проектирования библиотечных пространств : метод. рекомендации / М-во культуры РФ. – М., 2020. – 96 с.
15. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений : учеб. пособие / А.Л. Гельфонд. – М. : Архитектура-С, 2007. – С. 30–34.
16. Кузнецова, А.А. Особенности расположения детских библиотек в структуре крупного города / А.А. Кузнецова, А.А. Ненашева // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство. сборник статей 81-й Все-рос. науч.-тех. конф. – Самара, 2024. – С. 449–456.
17. Шкильнюк Е.В. Библиотеки и медиатеки. Тенденции и проблемы размещения в структуре городской застройки / Е.В. Шкильнюк, П.Н. Саньков. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031966
18. Голубева, Н.Л. Функции детской библиотеки как института инкультурации личности / Н. Л. Голубева // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 24–28.
Ссылка для цитирования статьи
Кузнецова А.А. К вопросу о типологическом статусе детской модельной библиотеки в современной архитектуре / А.А. Кузнецова, А.А. Ненашева //Архитектон: известия вузов. – 2025. – №3(91). – URL: http://archvuz.ru/2025_3/2 / – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_3(91)_2
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная