Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Земов Дмитрий Владимирович

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Е.К. Золотов.
УралГАХА

Russia, Yekaterinburg

НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Общественное пространство окружает нас повсеместно. Чем бы мы ни занимались в своей жизни, учились или работали, общались или отдыхали, мы - часть общества. Так или иначе, общественное пространство – среда, в которой мы проводим большую часть своей жизни. В процессе развития у человека, появляются новые потребности, и окружающая среда всегда должна соответствовать его актуальным запросам. Поэтому современное общественное пространство – это материальное отображение растущей социальной активности современного человека. Развиваясь, человек меняется, а значит, должен меняться облик окружающего пространства. Соответственно, для достижения более эффективного результата мы должны изучать и в дальнейшем использовать методы формирования облика общественного пространства.

Современное общественное пространство многолико. Оно включает в себя и закрытые интерьеры общественных центров, и открытую городскую среду. Оно различно по функциям и масштабам. Но во всех случаях, анализируя появляющиеся новые объекты архитектуры и дизайна, можно выявить основные методы формирования, а также общие и отличительные черты современных общественных центров. Попробуем рассмотреть некоторые характерные примеры. Для изучения мы выберем несколько построек, нуждающихся в дополнительном анализе и обобщении.

Анализируя достаточно известные возводимые на сегодняшний день объекты, мы можем выявить общие тенденции и особенности. К примеру, почти все современные общественные центры в качестве планировочного композиционного центра имеют просторный общий зал – основное помещение. И, несмотря на то, что определенной функциональной нагрузки он, как правило, не несет, все же становится наиболее значимым для посетителя и интересным для проектировщика пространством. Такие пространства, как никакие другие, наполнены архитектурно-художественной идеей и являются сильным элементом, олицетворяющим внутренний образ здания. В основном такой зал организуется в пространстве со вторым светом либо в атриуме. Пример тому – новая постройка в самом центре Лондона на всемирно известной набережной реки Темзы, недалеко от башни Биг Бен. Эта постройка - продолжение группы зданий парламента, запланированная для размещения офисов членов парламента (рис. 1,2).

Рис.1,2. Новое здание парламента в Лондоне: внешний вид здания и интерьер атриума

Основной идеей здания стал дворик-атриум, окруженный стеной индивидуальных кабинетов. Идея такой компоновки заимствована из арсенала архитектурной среды Оксфордского университета и колледжей Кембриджа. Роща подрезанных деревьев, растущих внутри атриума, призвана создавать некий расслабляющий настрой. Она вызывает надежду на возникновения случайной встречи или может стать местом ненавязчивого общения. Это, как предполагается, оживит сцену.

Что же это – интерьер или закрытое городское пространство, навевающее исторические воспоминания? Если теперь архитектуру рассматривают с точки зрения «интерьерности», то, возможно, и на некоторые типы интерьера необходимо взглянуть с новых позиций. Город – «интерьерное» пространство, общественный интерьер – часть городского пространства, городской среды. Причем, из общественных интерьеров как раз те, что образованны атриумом либо другим масштабным остеклением, располагают к отдыху и спокойствию. Это уголки вечного лета, своеобразные оазисы, защищенные от невзгод, шума и суеты внешнего мира. Отсюда и тенденция использования живых деревьев и кустарников в качестве элементов наполнения пространства.

Еще одним примером может являться ботанический сад, преобразившийся в новый зимний сад в середине бизнес-центра в Лейдене в Нидерландах (рис. 3,4). Ботанический сад был разбит в 1590 году в честь основания первого университета. Чтобы упорядочить застройку Лейденского университета, был объявлен конкурс по решению генерального плана. Архитекторы предприняли большие усилия, чтобы сохранить образ тихого оазиса, уютного сада в шумном городке. Легко разместившись на земле, прозрачное сооружение влилось в застройку исторического университетского кампуса. Чтобы держать передний двор насколько возможно свободным, новые службы размещены в приподнятом объеме зимнего сада. Касса, кафе и комната переговоров располагаются друг над другом и формируют три террасы для невысоких экземпляров растений. Чтобы стимулировать и усиливать эффект прозрачности, кафе открыто и переднему дворику, и праздничному саду.

Рис. 3,4. Зимний сад университета в Лейдене: интерьер и продольный разрез сооружения

Так, при решении проблемы сохранения исторической достопримечательности появилось современное пространство, смешавшее интерьер и архитектурную среду, показав свою особенность и неповторимость. Но обязательно ли использовать деревья и другие элементы озеленения, чтобы наполнить пространство выразительным эмоциональным содержанием? Мы же видим, что, несмотря на свою схожесть с городским пространством, это отличный от него мир, мир нереальный, фантазийный. Он не зависит от окружающих объектов, от соседних зданий, особенностей ландшафта, проезжих частей. Посетитель открывает для себя новую часть знакомого ему городка, способную поразить его, т.к. она организована по отличным от окружающей среды принципам.

Создавая интерьер закрытого общественного пространства, проектировщик может использовать средства, которые не используются в открытой среде города. Он волен работать с материалами, не боящимися климатических воздействий, внедрять стилистически противоречивые и смелые ходы. Соответственно, могут появляются интересные типы объектов, наполняющих пространство.

Новый штаб банка DG в Берлине - часть широкой и продолжительной реконструкции Паризер Платц (Pariser Platz). Этот проект Фрэнка Ф. Гэри (Frank O. Gehry) удачно вписался в стилистику исторической площади города, но основной задумкой автора стал интерьер здания. (рис. 5,6).

Рис. 5,6. Банк DG в Берлине: пространство атриума.

Внутренняя часть была оставлена для формирования огромного атриума. Внутри атриума – свободно стоящая структура, напоминающая искривленную голову гигантской лошади, пролетающей через пространство. Заключенный в тонкую оболочку из стали, этот экстраординарный объект вмещает в себя конференц-зал для корпоративных клиентов банка.

Такой извивающийся биологический экземпляр конференц-зала – интересный пример нового архитектурно-дизайнерского подхода к проектированию. Архитектура создает капитальные сооружения, долговечные по своей природе. Она внушает ощущение постоянства. Дизайн создает предметный мир, временный и легко заменяемый. На человеческом веку он сменяется много раз. Он «приспосабливается», адаптируются к вкусам, привычкам и желаниям потребителям. «Адаптация – способность средовых объектов в процессе своего становления, развития и существования изменять часть характеристик «в угоду» интересам использующих их людей. Адаптационные явления бывают частичными и капитальными, когда смена большинства визуальных и материально-физических параметров среды влечет появление практически нового интерьера.»[1].

Открывшийся в 2003 году московский клуб «Кокон» поражает насыщенностью интерьера из древесины (Рис. 7,9). «Кокон» - большой трехэтажный артефакт, который как будто корчится и надувается внутри здания середины 90-х гг. Этот удивительный объем произведен от сравнительно простых в плане форм, в которых круги сворачиваются друг в друга, чтобы сформировать мифическую раковину или чревообразное пространство. Архитекторы решили вырезать внутренние объемы из древесины из-за относительной неприхотливости древесины в работе и ее эстетических качеств.

Рис. 7,9. Московский клуб «Кокон»: интерьеры

Обязательно ли этим новым средовым объектам быть столь капитальными и громоздкими? Ведь если в интерьере все-таки существуют физические границы пространства, то в открытых пространствах они субъективны. Существуют ли для них рамки масштаба и масштабности? «Масштаб просто указывает наблюдателю истинные размеры объекта, а масштабность объекта это складывающееся у зрителя представление о значении, роли объекта по отношению к окружению, человеку, обществу в целом.»[2].

Вся среда делится на интерьеры и открытые пространства. «Основание – степень изолированности средового объекта от окружения. Интерьер – традиционно замкнутая в строительной оболочке «пустота» - противопоставляется пространству, не имеющему покрытия, а иногда и четких границ с другими пространствами, примыкающими к данной среде (улица перетекающая в площадь, лес рядом с пашней и т.д.)»[3]. Значит, средовые структуры должны присутствовать и в открытых пространствах.

Финский художник Яакко Пэрну (Jaakko Pernu) создает работы, использующие и физические свойства, и символическое значение дерева. Эти древесные формы - результат вдохновения от окружающих деревьев. На скульптуру «Ниже земли», у автора ушло около шести месяцев (рис. 10). Сделанная из компактного рукодельного леса, она помещена внутрь настоящего леса.


Рис. 10. «Ниже земли»

Ночью структура драматично  подсвечивается, давая угловатые тени через поляну.

Следовательно, подобные средовые структуры также могут классифицироваться по уровню эмоционального воздействия на человека? Аллея из деревьев в атриумном пространстве и, наоборот, искусственная структура в пространстве лесной поляны пусть и решают одинаковую проблему эмоциональной ориентации среды, но это достигается разными средовыми компонентами.

Любопытным примером использования в открытом пространстве средового компонента, изменяющего исторически сложившуюся картину, является новая видовая площадка в Хельсинском Зоопарке (рис. 11,12).

Рис. 11,12. Видовая площадка зоопарка в Хельсинки

Работа Вилле Хара (Ville Hara) имеет 2 поднятые платформы, связанные лестницей и заключенные в выпуклой сетчатой структуре, сделанной из тонких ламинированных деревянных планок.

Визуально тонкая решетка на самом деле чрезвычайно крепка и стабильна – действие решетки, как у яичной скорлупы, которая может быть перфорированной без ослабления общей прочности. Более основательные платформы и лестницы контрастируют с легкой ребристостью ограды, а подъемы лестниц позволяют открыть красивые виды.

В целом нам удалось рассмотреть шесть примеров решения современного общественного пространства. Они различны по замыслу и по набору решаемых задач, но все же имеют сходные черты. Как уже было отмечено, современное интерьерное пространство общественного центра, несмотря на свою схожесть с городским пространством, это отличный от него мир, мир нереальный и фантазийный. Только методы формирования его облика у рассмотренных построек отличаются. В связи с этим можно разделить изученные нами примеры на группы.

 Атриум нового здания Британского парламента и зимний сад университета можно отнести к методу имитации. Используя живые растения, защищенные от внешних воздействий, здесь создают искусственные оазисы, подражающие историческим или климатическим условиям имитируемой среды. Такие пространства перемещают нас в мир воспоминаний. Они работают на ассоциациях. Это не новый, но всегда эффектный способ работы с пространством.

Во вторую группу попадают творения Яакко Пэрну и новая смотровая площадка в Хельсинки. Здесь используется метод внедрения. Он является противоположенным методу имитации, т.к. в существующее, исторически сложившееся пространство включается продукт архитектурно-дизайнерской мысли, меняющий реальный облик пространства в зависимости от авторской идеи. «На практике деление на интерьеры и открытые пространства сопровождается важной особенностью их восприятия: в помещении взгляд работает как бы мгновенно, ухватывая и его размеры, и детали, тогда как на площади мы видим пространство по частям – отдельно ближние и дальние планы»[4]. Из-за чего сильно меняются приемы и средства формирования этих типов среды.

К третьей группе относятся две оставшиеся постройки. Это атриум берлинского банка и ночной клуб «Кокон». То, что мы видим в них, ни имеет прямых аналогий ни в окружающей нас природе, ни в исторической среде. Это группа генерирующего метода. Здесь мы сталкиваемся с новым миром, рожденным творцом. Эти пространства создают новую реальность, будоражат фантазию.

О двух последних группах стоит сказать подробнее, т.к. это интересные и весьма актуальные методы. «В ситуации, когда все трудней и трудней становится выразить сущность архитектурной среды только традиционными средствами зодчества, используется взаимодействие архитектуры и возрастающего многообразия форм и элементов, наполняющих жизнь человека и общества…». Сейчас необходимы такие пространственно-средовые формы, которые не только бы отвечали функциональному содержанию, но обеспечивали бы человеку соответствующий эмоциональный климат и создавали психологический фон для всех наиболее существенных проявлений жизни общества».[5]. В этих группах видится пример нового информационного пространства, которое развивается сначала в материальном облике, а затем в сознании человека, попавшего в него. Средовое решение рассчитано на воображение человека. То, что хотел сказать автор, какую идею заложил, мы понимаем только погружаясь в пространство. Информация не дается открыто, она не вызывает прямых ассоциаций, ее можно только прочувство-вать, получить от всех компонентов пространства.

Особенно примечательно, что во всех рассмотренных примерах имеется ключевой элемент - это информационное ядро всего пространства. В DG Банке – это экстраординарный объект, в ночном клубе - трехэтажный артефакт, в открытых пространствах - скульптура «Ниже земли» и деревянный пузырь. Они, как информационные кристаллы, содержат наибольшую информацию о пространстве, о том, как оно зародилось, развивается и что призвано нести своим существованием. Это и есть те пространственно-средовые формы, обеспечивающие новый эмоциональный климат и психологический фон. Их уже нельзя отнести к объектам чисто монументально-декоративного искусства или малым архитектурным постройкам. Конечно, еще остаются вопросы возможных границ использования новых структур: почему они появились именно в общественной среде, когда они должны нести функциональную, а когда эстетическую нагрузку, а также вопросы масштаба и масштабности. Но даже сейчас понятно, что это полноценные компоненты, участвующие в процессе формирования архитектурного облика общественного пространства.

Анализ показал, насколько различными способами решаются общественные пространства. Эти способы позволяют разгруппировать пространства по признаку используемых методов. Охарактеризовав общие черты, удалось определить присутствие внеархитектурных компонентов пространства. Оказалось, такие компоненты могут иметь различный размер, форму и масштабность влияния. Они привлекаются из традиционных и новых отраслей науки и ис-кусств в процессе усложнения технических и художественных средств выразительности архитектуры благодаря своим возможностями. Безусловно, в дальнейшем следует изучить всю специфику таких компонентов, обладающих информационным потенциалом, достаточным для образного восприятия, узнать какова специфика этой информации и как облегчить ее восприятие, т.к. «поведение и настроение человека, обладающего индивидуальной наследственностью, объемом знаний и вкусов, в значительной степени определяется потоком разного рода информации, исходящей от окружающих его объектов»[6]. Пока же очевидно, что процесс и методы формирования архитектурного облика современных общественных пространств – вопрос актуальный и требует дальнейшего изучения.

 

Литература:

  1. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. - М.: ООО «СПЦ принт», 2003, с.121
  2. Там же, с.94
  3. Там же, с.92
  4. Там же, с.92
  5. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. - М.: Высшая школа, 1990, с.31
  6. Там же, с.31

 

Список иллюстраций:
Рис.1-2. Новое здание парламента в Лондоне: внешний вид здания и интерьер атриума. The Architectural Review. 2001. No. 2. P.36.
Рис.3-4. Зимний сад университета в Лейдене. Интерьер и продольный разрез сооружения. The Architectural Review. 2001. No.1.P.66
Рис.5-6. Банк DG в Берлине. Интерьеры атриума. The Architectural Review. 2001. No. 8. P.48
Рис.7-9. Московский клуб «Кокон». Интерьеры. The Architectural Review. 2003. No.11. P.78
Рис.10. «Ниже земли.». The Architectural Review. 2003. No. 3. P.39
Рис.11-12. Видовая площадка зоопарка в Хельсинки. The Architectural Review. 2003. No.9. P.43

Citation link

Земов Д.В. НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ [Электронный ресурс] /Д.В. Земов //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/19 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 84