Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Кочнева Надежда Николаевна

аспирант
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор О. А. Шипицына.
УралГАХА

,

ПАРК УСАДЬБЫ РАСТОРГУЕВА-ХАРИТОНОВА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕКОНСТРУКЦИИ

В свете новых научных представлений о городе предстоит заново осмыслить и роль озеленённых территорий в его структуре. Например, становится очевидным, что оценивать общую эффективность системы озеленённых территорий следует не столько по соответствию её заранее заданной схеме, которая признаётся оптимальной (как система «клиньев» или иная), сколько по возможностям её самовозобновления и дальнейшего развития. Основой оценки должна стать жизнеспособность озеленённых территорий, тогда как соответствие их расположения структуре исходного природного ландшафта обозначит их роль природного каркаса города.

Основные черты облика города определяют урбанизированные ландшафты. Они состоят из жилой застройки, промышленных территорий, транспортных коммуникаций и, наконец, зелёных массивов, значительная часть которых имеет облик садово-парковых ландшафтов. На историю и существование одного паркового ландшафта внутри города обратим ненадолго свое внимание.

Это один из первых садов Екатеринбурга. 3 августа 1808 купец Расторгуев подал прошение, в котором предлагал передать ему в потомственное владение “пустопорожнее место”, лежащее за валом вблизи церкви Вознесения. Участок был выдан наследникам Расторгуева лишь летом 1826 г. П. Харитоновым, ставшим владельцем усадьбы, был разбит сад в английском вкусе с искусственным озеленением, тенистыми аллеями, беседками и гротом, цветниками и оранжереями (рис.1).


 Рис.1. Квартальный план с усадьбой Расторгуева-Харитонова.1856 г.

На плане Екатеринбурга 1836 г. сад уже обозначен рядом с усадьбой, здесь устраивались гуляния городской знати. С этого года он становится городским садом Харитонова, первым крупным общественным садом в Екатеринбурге. В январе 1918 г. подписан декрет СНК о национализации, с этого времени Харитоновский дом и парк при нем перешли в собственность города. С 1 сентября 1937 г. после реконструкции здесь расположился Дворец пионеров и школьников (Дворец творчества учащихся) [1,2].

Площадь парка составляла 7 га, в настоящее время - 6.45 га. В нем насчитывалось 2450 деревьев и 11840 кустарников. Насаждения представлены 32 видами, преобладающими являлись местные виды: липа, береза, лиственница, ель, пихта, рябина, черемуха, яблоня сибирская, сирень и др. [3] (рис.2).


Рис. 2. Ситуационный план сада пионеров и школьников 1950-е гг.

Данный парк обладает рядом достоинств: значительная территория, расположенная в центральной части города, наличие холмистого рельефа - необычайно привлекательного для создания любого пейзажного парка, водоема – основного компонента всех старых русских парков и «души» практически любой пейзажной картины, присутствие вековых деревьев – прямых свидетелей прошлого. Сочетание природных условий территории с единственными и уникальными в своем роде историческими объектами архитектуры, расположенными на его территории и в непосредственной близости к ней, позволяет увязать их с видовыми точками парка в едином композиционном решении, создать и передать посетителям наилучшим образом атмосферу XIX века. Из всего перечисленного главным достоинством парка следует считать его богатое историческое прошлое, свидетелями которого до сих пор являются старые деревья, сохранившиеся на его территории. Следует отметить, что настоящий парк с учетом его вышеперечисленных достоинств является единственным в своем роде не только в г. Екатеринбурге но и в целом на всем Урале. Кроме того, планировка парка не утратила свой исторический облик (рис.3).


Рис. 3. Ситуационный план 1980-90 гг.

 В связи с этим на данной территории следовало бы выполнить ряд мероприятий по его реконструкции и дальнейшему поддержанию в надлежащем порядке, как лучшего исторического парка Урала.

Общее состояние парка и рекомендации по дальнейшему развитию. В настоящее время парк находится в запущенном состоянии. (Рис.4).Уход за состоянием древесно-кустарниковых растений и газонным покрытием в последнее время не проводится. Основные входы в парк не оформлены надлежащим образом. Даже по соседству с центральным входом в парк имеются поляны, заросшие крупными сорными травяными растениями – в основном, репейником. По периметру парковой территории находятся различные мусорные кучи из металлических конструкций, разрушенных бетонных изделий. Ограждения церкви из-за временных построек, здания ТЮЗа имеют крайне низкое декоративное оформление, что отрицательно сказывается на всех пейзажных картинах расположенных в северо-западной и южной частях парка. Дорожно-тропиночная сеть требует реконструкции для более рационального размещения, устранения «диких» тропинок или придания им оригинального декоративного оформления.

Рис. 4

В северной части парка имеются вываленные старые деревья. Живые изгороди расстроены и также необходима их замена или создание новых. Наличие деревьев с неудовлетворительным состоянием вносит дисгармонию в пейзажные картины парка. Учитывая, что с северной и северо-восточной сторон расположены магистрали с интенсивным движением транспорта, необходимо дополнить рядовые посадки деревьев, расположенные по границе парка кустарником, для снижения проникновения шума улицы на территорию парка и устранения картин урбанизированной среды на его территорию. Желательно введение в состав насаждений групп хвойных деревьев, которые помогут создать обособленные пейзажные картины и значительно повысят их привлекательность, как и всей северной части парка не только летом, но и в зимнее время.

Северо-западная сторона парка (со стороны здания театра Юного зрителя) в композиционном плане представляет собой полный хаос. Все имеющиеся здесь насаждения несколько лет назад были подвергнуты сплошной реконструкции. После этого какие-либо посадки древесных или кустарниковых растений не были выполнены, что и привело к сформированному в настоящем времени пейзажу с беспорядочно размещенными деревьями на фоне уличных строений и неряшливо оформленного кирпично-бетонного забора. В этой части парка возможны, к примеру, следующие решения: восстановление насаждений согласно их размещению по архивным данным, либо создание нового композиционного решения с использованием лабиринта, различных пергол, «веселых» полян, альпинария, цветочных клумб, различных малых архитектурных форм и т. д.

Рис. 5

Водоем и ближайшее его окружение. Многим деревьям и кустарникам вблизи водоема требуется уход, возможны решения по дополнению породного состава прибрежных насаждений. Береговая линия водоема выполнена по простейшему варианту, хотя в пейзажном парке она может выглядеть более привлекательно. Канализационные стоки (трубы) не скрыты от глаз посетителей. Ротонда и островок, на котором она размещена, также требует дополнительного оформления с помощью вертикальной планировки, подбора и размещения соответствующей растительности. Здесь возможны также различные варианты решений. Водоем и прилегающая к нему территория в центральной и северной части парка в настоящем композиционном построении по сути дела являются его доминантой и поэтому должны иметь наилучшую эстетическую привлекательность. Именно в этой части парка и может быть сосредоточена его «изюминка», наиболее выразительные пейзажные картины с использованием водного зеркала.

Южная сторона имеет холмистый рельеф, что и дает возможность использовать эту особенность данной части парка для создания оригинальных композиционных решений. К примеру, выполнением водяного каскада из цепи небольших озерков, с небольшими водопадами в месте наибольшего перепада высот. Технически решить такой вариант несложно, для этого не требуется и значительных материальных затрат. Значительную долю этой части парка занимают насаждения вековых лиственниц, которые и формируют здесь ландшафт горизонтальной сомкнутости, местами и вертикальной. Расположены аллейные посадки липы мелколистной. В этой части парка имеется отличная возможность построения парковых пейзажных картин с включением в них памятников архитектуры XIX века - церкви и усадьбы Расторгуева, что позволит воссоздать практически «подлинные» картины позапрошлого века. На вершине склона (у церкви) доминируют редкие деревья березы, что позволяет сформировать здесь пейзажные картины (ландшафт полуоткрытого типа), контрастно отличающиеся по своему воздействию на посетителей в других районах парка.


Рис. 6

Для придания парку гармоничного композиционного облика необходимо выполнить мероприятия по реконструкции парковой территорий, а также зданий, входящих в пейзажные картины парка – церкви, комплекса Дворца творчества учащихся. Не подлежит никакому сомнению, что реконструкция парку необходима уже в настоящий период, а сам парк в улучшенном состоянии может украсить наш город и быть одной из его главных достопримечательностей.


Рис. 7

Связь природы и ансамбля на ранних стадиях архитектуры реализовывалась простым включением архитектурных объёмов в природную картину (то есть в пространство человеку чуждое). Значительно позднее, в период бурного развития градостроительного искусства, отдельные фрагменты природы превращаются в городское пространство, преобразованное человеческой деятельностью, эмоционально освоенное человеком [4].

В связи с развитием урбанизации у горожан возрастает тяготение к природе в её естественном состоянии. Огромные парки, стадионы, выставочные комплексы требуют создания при них обширных площадей. Здесь монументальное искусство, искусство ландшафта, искусство дизайна должны развернуться во всей широте изобразительных возможностей. Богатство и разнообразие архитектурных форм должно сочетаться с умелым использованием внешней среды – городского пейзажа, открывающегося зрительно в наиболее выразительных аспектах.

References

1. Смирнов С.Н. Сад Харитоновский // Электронная энциклопедия Екатеринбурга. – Екатеринбург: МУ «Столица Урала».

2. Стариков А.А., Звагельская В.Е. Екатеринбург. История города в архитектуре.– Екатеринбург: Сократ,1998.– 238с.

3. Луговых П.В. Из опыта озеленения Свердловска. – Свердловск:1959. с.59

4. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза: сб. науч. тр./ Под ред. И.А.Азизян, Л.И.Кириловой. – М.:ВНИИТАГ,1990. с.198

Citation link

Кочнева Н.Н. ПАРК УСАДЬБЫ РАСТОРГУЕВА-ХАРИТОНОВА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕКОНСТРУКЦИИ [Электронный ресурс] /Н.Н. Кочнева //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/21 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 68