Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Смирнов Андрей Сергеевич

кандидат. архитектуры,
доцент кафедры ОАП
УралГАХА

,

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ

Среди мастеров архитектуры нет единого мнения о месте и роли графики в процессе проектирования. Так, например, И.В. Жолтовский писал: «Все стадии проектирования сопровождаются интенсивной работой над рисунком, наброском. Это – реальные следы, которые оставляет в своем, порою зигзагообразном, движении творческая мысль архитектора» [3, т.1, с.112]. Существует и другая точка зрения. К.С. Мельников писал: «В процессе моей работы мне лично не приходится пользоваться рисунками и всякого рода набросками. Я не только не чувствую в этом потребности, но прямо считаю излишним и даже вредным» [3, т.2, с.185].

 Взаимосвязь графики и архитектурного проектирования очевидна, независимо от того, сопровождает ли графика непосредственно весь процесс проектирования или она является только лишь «средством сообщения между архитектором и клиентом». Как заметил В.А.Веснин: «Если писатель, поэт выражает свою мысль-образ словами, то архитектор выражает свои замыслы на бумаге графическим путем в рисунке, наброске, эскизе или чертеже» [3, т.2, с. 52]. Продолжая его мысль, можно сказать, что графика – это язык архитектора. И так же как слово взаимосвязано с мыслью, так и графика взаимосвязана с архитектурной идеей. Хотелось бы подчеркнуть двойственный, на наш взгляд, характер этой связи: архитектура рождает графику, но и графика может родить архитектуру, помочь в ее понимании. Об этом свойстве графики К.Зайцев говорит: «Через графику студент познает композиционно-художественные закономерности архитектуры, ее стилевые особенности …»[2, с. 7].

 За последние 30-40 лет появился и стал активно развиваться новый вид графики – компьютерная или машинная графика. При этом новая компьютерная графика принципиально отличается от традиционной ручной. Раньше архитектор использовал в своем творчестве лишь самые простые технические средства - теперь он имеет дело с «искусственным интеллектом» (arifitial intelligence).

Очевидно, что компьютерная графика интенсифицирует проектную деятельность, делает ее более удобной и быстрой – собственно этим и объясняется ее небывалый успех. Японские психологи неоднократно отмечали понижение мыслительной активности у детей, слишком часто обращающихся за помощью к компьютеру. У них возникают проблемы с классификацией материала, элементарными счетными операциями, выделением наиболее удачных способов решения. Очевидно, искусственный интеллект может усиливать подобные ему свойства, в то же время ослабляя сугубо человеческие, среди которых очень большое место занимают процессы интуитивного, подсознательного мышления. Эти вопросы очень много значат и для профессиональных достижений, особенно это касается творческих профессий [4, с. 161]. По аналогии с этим можно предположить, что использование компьютерной графики может ослаблять интеллект архитектора.

Применение искусственного интеллекта в области архитектурного проектирования и очевидность его неоднозначного влияния на мышление человека закономерно связывает вопросы архитектуры и графики с мышлением. Поэтому мы считаем, что можно было бы рассматривать графику системно, во взаимосвязи с архитектурой и мышлением, несмотря на то, что в архитектурной науке слабо отражены вопросы мышления.

Схема 1. Взаимосвязь графики, архитектуры и мышления.

Вопросы использования искусственного интеллекта еще далеки от своего окончательного разрешения и поэтому, говоря о взаимосвязи компьютерной графики и мышления архитектора, мы можем лишь зафиксировать некоторые моменты.

 Прежде всего, хотелось бы отметить, что компьютерная графика, как одна из областей искусственного интеллекта, - это продукт рационального человеческого научного мышления в его стремлении автоматизировать и алгоритмизировать деятельность художника, дизайнера, архитектора. То есть данная графика соответствует научному, логическому началу в мышлении архитектора. Наверное, этим и объясняется тот факт, что, несмотря на широкое распостранение, компьютерная графика почти не применяется на первоначальных, наиболее творческих этапах создания проекта, когда идет поиск образного решения. Здесь ручная графика по-прежнему остается наиболее удобным средством выражения архитектурных идей-образов. Ту же тенденцию можно проследить и на примере архитектурного образования в УралГАХА: по мере возрастания конструктивно-функциональных требований увеличивается количество проектов, выполненных с использованием компьютерной графики (90% дипломных проектов делается на компьютере). В то же время на кафедре основ архитектурного проектирования, где главными критериями оценки проекта являются его композиционно-образные характеристики, придается большее значение использованию различных видов традиционной ручной архитектурной графики.

Справедлива и обратная связь между архитектурой и графикой, с одной стороны, и мышлением - с другой: определенный вид графики или определенная проектная установка могут привести к изменению или, лучше сказать, временному переключению типа мышления архитектора. Так, например, использование компьютерной графики абстрагирует мышление, делает его более упорядоченным, логическим. Не приходится, наверное, говорить о роли абстрактного пространственного мышления в архитектуре – оно составляет основу профессионализма. Формирование такого мышления Н.Нечаев называет «процессом профессиональной категоризации восприятия и представлений» [1, с. 250]. Стоит добавить, что это свойство компьютерной графики положено в основу методики, составленной О.Иевлевой, проректором РААИ по информационным технологиям. Эта методика предполагает формирование пространственно-конструктивного мышления за счет построения сложной пространственной формы головы человека в программе трехмерной графики 3D Studio MAX [5].

В заключение хотелось бы отметить две важные черты предлагаемой схемы. Во-первых, взаимосвязанность всех трех элементов, в результате чего изменение одного из них влечет за собой изменение и двух других. Во-вторых, гибкость всей этой системы: она находится в постоянном движении в зависимости от изменяющихся условий и задач архитектурного проектирования.

References

1. Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов/ А.В.Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 295 с.: ил.

2. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика. – М.: Стройиздат, 1970. – 204 с.: ил.

3. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2-х т. – М.: Искусство, 1975.

4. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1999. – 584 с.

5. http://www.rai.rost.ru/Nwork/PC3d.html 

Citation link

Смирнов А.С. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ [Электронный ресурс] /А.С. Смирнов //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/30 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 63