Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Суханова Анастасия Григорьевна

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры Е.В. Конева
УралГАХА

,

НОВОДЕЛЫ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ: МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ

Как вы думаете, что это за сооружение и какова его функция? Если Вы не архитектор, то вряд ли безошибочно определите это.


  Рис.1. Церковь Иоанна Крестителя в долине Маджиа,
архитектора Марио Бота

 Это Церковь Иоанна Крестителя в долине Маджиа, архитектора Марио Бота. Всматриваясь в эту культовую постройку, люди испытывают множество эмоций. В первую очередь, это недоверие, далее интерес, у кого-то возникает чувство дискомфорта от инородной архитектуры, несопоставимости функции и внешнего вида, кого-то она восхищает, вызывая зависть (“…когда же мы научимся так строить!”). На вопрос: ''Хотели бы Вы, чтобы вся современная культовая архитектура выглядела так?'', - люди отвечали: '' Вообще нет! Хотя, для разнообразия – можно''.

– А как Вы отнесетесь к этим культовым постройкам, принадлежащим религии Ислам?


Рис. 2. Мечеть в  Перми

Я замечаю восхищение в глазах. Но когда люди узнают, что эти постройки находятся на территории России, интерес к ним не пропадает, но сразу чувствуется отчуждение... А ведь современному обществу пора бы более толерантно относиться к сосуществованию различных народов, их традициям и культуре.

Религия во все времена ''рождала'' множество вопросов, противоречивых мнений и различных реакций. Современный архитектор должен знать эти мнения, а в некоторых случаях даже руководствоваться ими. В настоящее время перед ним ставится задача изучения и грамотного воспроизведения храмового зодчества.


Рис. 3. Мечеть в городе В.-Пышма Свердловской области

Так что же собой представляет современная культовая архитектура и какое отношение формируется к ней в обществе? Для выяснения этого была составлена анкета, проведен опрос и подведены неутешительные итоги...

Всего было опрошено двадцать человек в возрасте 16-47 лет. Пять человек письменно отвечали на все вопросы анкеты, остальными пятнадцатью ответы были даны в устной форме.

Анкета:

  1. Ваш возраст и религиозная принадлежность?

  2. Как Вы считаете, происходит ли сейчас возрождение культовой архитектуры?

  3. Если возрождение культовой архитектуры происходит, то можете ли Вы отметить его начало?

  4. Насколько необходимо развитие культовой архитектуры?

  5. Как Вы относитесь к религии Ислам и к развитию культовых сооружений Ислама в контексте России?

  6. Знаете ли Вы действующие мечети Екатеринбурга (обозначьте их)?

  7. Нужно ли придерживаться исторически сложившимся законам формообразования при построении культовой архитектуры или это не является необходимостью?

  8. Какая культовая архитектура Вам более интересна (объясните выбранный вариант):
    -соответствующая модным тенденциям (глянцевые стеклопакеты, современные конструкции, необычное решение внутреннего пространства и фасадов и т.д.);
    -имеющая классический вид.

  9. Должна ли культовая архитектура выражать своим внешним видом, что это религиозное сооружение или это не обязательно?

  10. Знакомы ли Вы с какими-либо отличительными религиозными особенностями или традициями (обычаями) следующих религий (приведите пример):
    -Христианство
    -Ислам
    -Буддизм

  11. Какие, на Ваш взгляд, внешние факторы могут влиять на формообразование культовой архитектуры?

  12. Нарисуйте ассоциативные изображения и напишите несколько слов, которые приходят к Вам в голову при таких определениях как:
    -Христианство
    -Ислам

У основной массы опрошенных просматривается негативное отношение к Исламу в целом – шла речь об архитектуре или о чем то другом. Слышались такие высказывания: “По телевизору только и говорят, что об Ираке, Палестине, Багдаде, терроризме… безумно надоело…”Люди отрицательно относятся к вероисповеданию Ислам, но, несмотря на это, 50% опрошенных признаются в том, что архитектура народов, исповедующих Ислам, их завораживает.

Половина опрошенных считают, что возрождения культовой архитектуры не происходит, а ситуация, которая царит сейчас и претендует на то, чтобы так называться, всего лишь “спекуляция”, ”показуха”, “приманка для туристов” и “отмывание денег”. На вопрос: “Почему Вы так считаете?” - люди отвечают, что их смущает отсутствие подлинной религиозности, и приходят они в церковь только из интереса. Другая половина опрошенных считает, что возрождение происходит, но респонденты затрудняются обозначить, когда этот процесс начался. Кто-то ориентируется на момент построения культового комплекса на Ганиной яме под Екатеринбургом, кто-то – на реконструкцию Храма Христа Спасителя (2000 г.) в Москве, а некоторые говорят о постройке Храма на Крови (2003 г.) в Екатеринбурге.

 Интересны были ответы на вопрос: “Знаете ли Вы действующие мечети города Екатеринбурга?” Некоторые из опрошенных с трудом восстанавливали в памяти даже постройки, принадлежащие христианству, говоря: «Новый, построенный храм (имея в виду Храм на Крови), да – ещё церковь на Вознесенской горке», кто-то приводил в пример «уралмашевскую» церковь. Узнав о том, что в Екатеринбурге существуют мечети, люди удивлялись. Некоторые приводили в качестве примера мечеть в г. В.-Пышма.

Практически все анкетируемые считают, что применение исторически сложившихся законов формообразования необходимо в современных условиях, объясняя это тем, что в настоящий момент происходит вырождение традиций и обычаев, вытеснение культовых сооружений классического вида, а также других памятников архитектуры, не относящихся к религии, новыми, “непонятными”, но, тем не менее, красивыми сооружениями, о функции которых сложно судить.

На основании полученных ответов на 10,11,12 вопросы можно судить о том, что у населения скудные представления об обычаях и традициях различных религий. Описания и зарисовки строятся, как правило, на стереотипах (покрытая голова при входе в церковь, обязательное наличие юбки у женщин, изображение креста и т. д). Но, учитывая современную “религиозную недоразвитость”, приятно обнаруживать и эти “шаблонные” знания.

Перед заполнением анкеты каждому участнику был предложен визуальный вопрос. Была показана церковь Иоанна Крестителя в долине Маджиа, арх. Марио Бота (рис.1). На вопрос: “Как Вы считаете, что это за сооружение?” – люди предполагали что угодно, только не культовую постройку. Когда было объяснено, что это церковь – в глазах появлялось еще больше интереса к этому объекту. В процессе разговора было очевидно, что людей привлекают необычные формы новой архитектуры. Культовая архитектура подобного рода привлекает только внешними формами и своим неординарным образом, однако мало кто придет в подобную церковь помолиться за здравие или поставить свечку за упокой …

Данный опрос проводился не только для выяснения того, насколько люди ориентируются в вопросах о религии и насколько для них важно возрождение культовой архитектуры, но также и для того, чтобы узнать мнение современного человека о культовой архитектуре народов исповедующих Ислам. В задачу анкетирования не входило переубеждать людей, менять их мнение, спорить о религии и архитектуре Ислама, хотя порой очень хотелось хоть как-то погасить агрессию или пошатнуть равнодушное мнение. Было несколько неприятных ответов, среди которых наиболее резким является: “Пусть собираются, уезжают в свой Ирак и там строят свои мечети”.

Налицо сложность взаимосуществования разных религиозных конфессий. Можно уверенно сказать, что, проводя подобный опрос и делая акцент на буддизме и китайцах, которые живут в данный момент в Екатеринбурге, мы получили бы те же самые ответы. О чем может говорить такая негативная реакция? О том, что, скорее всего, в контексте последних событий мы еще очень долго не сможем перешагнуть через этот “барьер неприязни” и долго не сможем уважительно относиться к народу, исповедующему великую религию – Ислам, к их замечательной культуре и изысканной архитектуре. Безусловно, этот фактор является тормозящим в развитии культовой архитектуры данной религии в России и в Екатеринбурге в частности.

 Подводя итоги анкетирования, можно сделать вывод, что людей, несомненно, волнует вопрос о возрождении культовой архитектуры, но эта архитектура, по их мнению, должна быть исполнена божественным духом. Людей не интересует блеск глянцевых окон, и помпезный вид, для них странно то, что со стен современных культовых сооружений на них смотрят изображения, которым не хочется открывать душу, которым сложно молиться, что культовые сооружения, может быть, вскоре вообще сложно будет узнавать, смущает, что духовные представители разъезжают на иномарках. Может быть, все это постепенно становится нормой, но следствием этой нормы является исчезновение у людей доверия к церкви как к объекту, который связывает их с Богом.

Citation link

Суханова А.Г. НОВОДЕЛЫ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ: МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ [Электронный ресурс] /А.Г. Суханова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/33 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 57