Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Токарев Александр Сергеевич

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор В.И. Иовлев.
УралГАХА

,

КОММУНИКАЦИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Процесс проектирования не может зависеть от одного человека: даже известный и талантливый мастер рано или поздно окажется перед необходимостью общения – согласования своих взглядов на проект с потребностями и взглядами других людей.

Коммуникация как средство проектирования.

Для кого-то момент коммуникации или попросту общения в процессе проектирования – совершенно естественное, нормальное явление, а иногда – необходимый этап, без которого не будет происходить движения вперёд. Для кого-то же это проблема – постоянное преодоление и стресс.

И дело не только в личностных качествах человека – не в том, что он не умеет общаться, слишком замкнут и т.п. Художнику или архитектору порой сложно воспринять критику своей работы на ещё незавершённом этапе – иногда это сильно замедляет процесс проектирования. Этому есть, как минимум, две причины: первая в психологическом устройстве человека (любого человека) – это стремление защищать то, что он сделал. Вторая причина – и её нужно рассмотреть подробнее – в самой специфике диалога. Предметом для обсуждения на ранней стадии архитектурного проекта является набросок архитектора, например (рис.1).

Рис.1. Рабочие наброски Ле Корбюзье

Человеку непосвящённому, а тем более непрофессионалу сложно, а вернее практически невозможно понять, что же здесь изображено, без развёрнутых комментариев архитектора. Нет речи о том, чтобы рассматривать его как самостоятельное произведение в отсутствие архитектора.

Говорят, что архитектор общается с карандашом в руке, подразумевая важность и первичность изображения – графически выраженного образа, а не слов и объяснений. Наиболее радикальное мнение – хорошее изображение должно говорить само за себя, если нужен комментарий, значит что-то не так с рисунком.

Здесь мы сталкиваемся с новой проблемой: похоже языка графики, как и просто речи не достаточно для создания подобного элемента. Необходимо предложить новые средства выражения.

Общение на любом уровне осуществляется при помощи обмена некими элементами коммуникации – схемами (рис.2). Речевое общение осуществляется при помощи фраз, в которых схематически отображаются некоторые процессы. В архитектурном проектировании используются схемы проекций видов изображений будущего сооружения.

 

Рис.2. Фразы как речевые схемы

 

На начальном этапе – этапе поиска изображения – наброски находятся часто в неструктурированном, разрозненном виде. Здесь архитектор использует речь и навыки общения: фразы играют роль связующего и помогают воссоздать целостную картину проекта. Это возможно лишь при непосредственном общении. На этапе разработки и реализации графические схемы приобретают чёткий, выверенный вид и содержат всю необходимую информацию – присутствие и дополнительные объяснения архитектора необязательны.

Речь о том, что произведение архитектора само по себе должно быть элементом коммуникации – максимально, для данного этапа законченным и понятным. Это приобретает особое значение, если разговор заходит об интерактивном дистанционном проектировании и общении проектировщиков при помощи всемирной сети.

Возможности коммуникации в архитектуре.

Возможности «общения» в процессе архитектурного проектирования намного шире и не ограничиваются использованием графики и речи. Вот только несколько вариантов схем, которые могут быть использованы архитекторами помимо чертежей и набросков:
- логические;
- знаковые;
- объемно-пластические;
- музыкальные;
- звуко-акцентные;
- музыкально-графические;
- музыкально-пластические;
- музыкально-перспективные;
- музыкально-знаковые;
- комбинированные (гиперсхемы).

Выбор той или иной схемы зависит от:
- рода (вида, типа) информации, которую необходимо передать;
- уровня проработанности проектного решения;
- задачи, поставленной в начале проектирования;
- от типа коммуникационного канала, который используется при передаче информации.

В 1929 году украинский режиссёр-документалист Дзига Вертов создаёт фильм «Человек с киноаппаратом». Один из сопровождающих титров: «Фильм имеет целью создание универсального интернационального понятного всем языка – языка кино»(рис.3). Фильм действительно универсальный, интернациональный, не требующий объяснений, но что ещё более важно – вневременной: через 70 с лишним лет он воспринимается легко и современно.

Рис.3. Человек с киноаппаратом

Архитектор может и должен использовать технические и творческие находки всех жанров и видов творчества в своём собственном творчестве. Используя языковые средства кино и современные технологические возможности, архитектор может оформить свой набросок – идею в самостоятельное и самодостаточное произведение. Это нечто среднее между наброском и эскизным проектом – своего рода метапроект, информация в котором содержится и структурирована таким образом, что он становится элементом коммуникации(рис.4). Как и в литературной фразе, в нём будет выделено второстепенное и главное по чёткой иерархии, расставлены ударения и акценты.

Рис.4. Метапроект

Возможна масса вариантов оформления подобного проекта, о которых необходимо говорить отдельно – не это главное. Суть в том, что процесс архитектурного проектирования выходит на качественно новый уровень: информация в нём может быть заложена не только на уровне чертёжной схемы, но и на других уровнях человеческого понимания и восприятия.

Возможности диалога.

Коммуникация в творчестве – это не только общение коллег-архитекторов, архитектора и критика, архитектора и заказчика. В первую очередь, это внутренний диалог творческого человека: те конфликты и противоречия, которые возникают и разрешаются в процессе творчества. Это всё то, что содержится в «чёрном ящике».

 Коммуникация может быть экстравертной – направленной на установление «внешних» контактов, а также интровертной – восстанавливающей внутриличностные взаимосвязи человека.

Гармоничное произведение должно выражать и устанавливать внешние и внутренние взаимосвязи. Важно, чтобы творческий человек, в частности, архитектор полностью осознавал широту своих возможностей в преобразовании реальности и абсолютно сознательно и с полной ответственностью использовал либо не использовал их в своём творчестве. Будучи переводчиком на язык пространства и формы, он должен понимать всё богатство и многообразие этого языка, использовать все возможности диалога.

Citation link

Токарев А.С. КОММУНИКАЦИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ [Электронный ресурс] /А.С. Токарев //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/35 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 60