Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Токарев Евгений Александрович

магистрант
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Е.В. Конева.
УралГАХА

,

АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА КАК ОБРАЗНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АРХИТЕКТОРА

Современное архитектурное проектирование - это достаточно четкая последовательность действий, но всего несколько веков назад процесс проектирования был для архитектурного сообщества творческим элементом проекта. Одним из основных элементов проектирования было, как и сейчас, воплощение архитектурной идеи в виде графических листов (планов, фасадов, перспектив, многочисленных эскизов), но этот вид оформления проекта еще не был окончательно устоявшимся и соперничал с модельным представлением архитектурных форм.

 Наиболее активно процесс эволюции архитектурной графики проходил в период XV-XVIII веков. В это время произошел некоторый прорыв переосмысления роли графики в процессе проектирования. Подобный процесс протекает и в наши дни: с появлением компьютерной графики роль ручного графического представления информации значительно уменьшилась, но без нее все еще немыслим процесс создания проекта. Исследования в этой области должны выявить, как и под влиянием каких факторов происходил процесс становления архитектурной графики, что в свою очередь должно указать нам процессы протекающие в этой области сейчас

Зодчие периода XV-XVIII веков подходили индивидуально к использованию графики в процессе создания архитектурных сооружений, и далеко не всегда изображения создавались непосредственно для проектирования реального сооружения, во многих рисунках архитекторы пытались создать то, что им не удавалось выполнить в реальном сооружении по различным причинам, не зависящим от их воли. У архитекторов того времени существовали разнообразные варианты использования графики в процессе проектирования.

А.Палладио использовал графику исключительно для создания четкого представления о проектируемых сооружениях. Он уделял очень большое внимание функциональности своих сооружений, именно поэтому проект его сооружения рождался прежде всего из плана, вся иерархия форм заранее была предопределена найденными при создании плана отношениями.[3] Таким образом процесс создания проекта для Палладио главным образом заключался в создании качественного плана, и он был самым важным графическим листом для архитектора.

Д.Б. Пиранези не уделял серьезного внимания планам, хотя и был приверженцем архитектурной теории Витрувия и его формулы «прочности, полезности и красоты». Он в основном исследовал пространственную композицию и главным для него было пространственное восприятие объектов, поэтому он использовал эффектные перспективные представления. [2]

К.Н. Леду при создании большинства своих проектов сразу создавал два вида изображений – одно для реального воплощения, другое – для своих альбомов. В этом втором изображении он пытался создать действительно идеальный проект, который по некоторым причинам невозможно было осуществить. Эти изображения в значительной мере влияли на культурное самосознание архитектурного сообщества – воспитывали его и готовили к более смелым идеям. [1, C.473]

В отличие от художника или скульптора, архитектор, создавая свои произведения, работает в большей степени не с реально существующим объектом, а с его графическими изображениями. И именно эти изображения накладывают определенный отпечаток на получаемый конечный результат. От того, какого качества графическое представление, с которым мы работаем, зависит форма получаемых результатов. Например, для того, чтобы изобразить какую-нибудь очень пластичную форму, состоящую из нескольких перетекающих в друг друга объемов, нам необходимо выполнить очень большое количество ортогональных проекций и разрезов. Наблюдая за подобным процессом, можно задать вопрос: почему мы используем именно ортогональные проекции, а не макеты, при помощи которых гораздо проще выразить сложные формы? Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя, но наверное это происходит потому, что чертежи позволяют нам в более простой форме увидеть закономерности общей формы и деталей, выявить точные размеры элементов.

В период XV-XVIII веков можно выявить три группы отношения к выражению творческого потенциала через архитектурную графику:

  1. Использование чертежей и перспективных изображений для анализа и теста функциональных и пропорциональных отношений реальных сооружений.

  2. Использование чертежей и перспективных изображений для проведения архитектурных экспериментов, целью которых является создание новых и восстановление забытых типов архитектурных форм и пространств.

  3. Использование графики для воплощения новых архитектурных форм в реальных сооружениях и создания улучшенных вариантов осуществленных объектов.

Конечно, эти три категории существовали и использовались большинством архитекторов не чистом виде, а в сочетании. В нашей современной ситуации, по всей видимости, происходит образование нового понимания роли архитектурной графики в проектировании. Частью графики постепенно становится элемент, который раньше хоть и присутствовал в проектировании, но с графическим представлением имел очень слабую связь – это моделирование. А точнее, графика превращается в средство создания модели.

References

1. Архитектура. Энциклопедия / В.Л. Глазычев. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2002. – 627 с.

2. Пиранези Джованни Батиста –   http://mediateka.km.ru/bes_2002/ 

3. Palladio's Italian Villas / Carl I. Gable – http://www.boglewood.com/palladio/аnalysis.html 

Citation link

Токарев Е.А. АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА КАК ОБРАЗНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АРХИТЕКТОРА [Электронный ресурс] /Е.А. Токарев //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/36 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 56