Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Трубецков Кирилл Евгеньевич

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент А.В. Меренков.
УралГАХА

,

БИБЛИОТЕКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Актуальность темы

Публичные библиотеки принадлежат к древнейшим учреждениям науки и культуры. Именно они обеспечивают сохранение культурного наследия и принимают участие в его освоении и распространении. В самой идее строительства специализированных зданий для библиотек заложен смысл дальнейшего постоянного их использования многими поколениями. Каждая эпоха и каждая страна строили и строят библиотечные сооружения, отвечающие их интересам, условиям и требованиям. Поэтому этот процесс сопровождается постоянными изменениями во взглядах на их планировку и использование. Здания библиотек отражают архитектуру своей эпохи. На примере отдельных объектов библиотечных зданий наглядно можно проследить историческое развитие архитектурных форм.

Возникновение специализированных библиотечных зданий относится к глубокой древности. Усовершенствованные здания библиотек появились в античной Греции и Риме, а со специальным оборудованием - в ХІІІ – ХІV вв. (именно этот период связан с распространением религиозных учебных заведений, средневековых университетов и колледжей). Характерным было то, что строительство помещений для библиотек сначала производилось на средства меценатов и благодетелей, заинтересованных в возрастании научного и культурного потенциала наций. Архитектурный образ библиотечных зданий соответствовал чертам церковной и светской архитектуры. На строительстве библиотек сказался дворцовый помпезный стиль, который длительное время широко признавался во всех странах Европы и Америки. Как правило, функциональному решению в архитектурных проектах библиотечных зданий тех времен отводилось далеко не главенствующая роль. В результате, здания, спроектированные специально, как библиотеки, не имели характерных черт таковых, а лишь являлись отражением общих архитектурных принципов. Они не имели четко организованного и функционально выстроенного планировочного решения. Построенные в середине ХІХ столетия, библиотечные сооружения равноценны сооружениям середины ХХ-го, отсутствуют четко выраженные типологические признаки. Очень часто встречаются примеры в истории, когда библиотеки перевозили в уже построенные для других нужд здания. В таких условиях потенциал библиотеки, как общественного и культурного центра, не может быть раскрыт полностью и дальнейшее развитие останавливается. Это противоречие к середине ХХ-го века обострилось и потребовалось его решение.

В современных условиях характерное проявление развивающегося общества – потребность в архитектурном оформлении объектов, в которых концентрируются новейшие достижения в области информации. С конца 70-х годов ХХ-го столетия, привычный образ публичной библиотеки начал меняться. Основной причиной стало снижение интереса у потенциальных читателей. Проведенные исследования показали, что, кроме физического износа зданий (конца XIX века), библиотечных фондов и мебели, устарел сам моральный облик библиотеки, организация работы, принципы, видение этой темы в общественном сознании.

Это побудило некоторых архитекторов к более общим размышлениям о роли библиотечного здания, которое должно не только полностью соответствовать деятельности, развертывающейся под его крышей, но и быть средством ее (этой деятельности) совершенствования. Под влиянием прогресса многие библиотеки, остававшиеся продолжительное время основными центрами образовательной активности населения, сегодня остро нуждаются в функциональной реорганизации. Появление альтернативных носителей информации изменило представление не только о функции вновь возводимых архитектурных объектов, но и о подходах к их формообразованию. Процессы обучения и познавательной деятельности ускоряются вместе с совершенствованием обучающих технологий. Всевозрастающая потребность в самообразовании, расширение спектра деятельности библиотек и эволюционный переход от библиотеки к полифункциональному общественно-культурному центру определяют тенденции развития этого типа зданий и подтверждают актуальность выбранной темы. Становится всё более очевидным, что назрела необходимость рассмотреть и осмыслить происходящие в этой области процессы, определить типологию, дать функциональную характеристику, определить вектор развития морфологических изменений перерождающегося типа здания. Необходимо дать научное определение по сути нового нарождающегося явления, или нового витка эволюционной цепочки. В кратком обзоре, посвященном этой теме, автор попытается нарисовать умозрительный «портрет» Библиотеки нового тысячелетия. Но прежде рассмотрим общие принципы построения, характерные для современных библиотечных зданий, чтобы, анализируя эту информацию, определить тенденции их развития в будущем.

Основополагающие базовые принципы организации современной библиотеки.


 Рис.1. Марио Ботта и Марк Живри
Дом книги, изображения и звука в Париже

Рассмотрим основные принципы архитектурного и функционального построения библиотечного здания .

К настоящему времени библиотека перестала быть только местом хранения документов, для обеспечения их сохранности и использования. С точки зрения функциональной организации, современная библиотека избавилась от установленной четкой иерархии организации внутреннего пространства. Принцип «one room library» - композиционно свободная планировка, перетекающие друг в друга пространства помещений способствуют полноте освоения посетителями всего здания в целом, а не обособленной его части. Этот принцип реализован во многих современных проектах , в том числе, в зданиях библиотек Калифорнийского Университета в Ирвине, (проект Майкла Уилфорда и Джеймса Стирлинга); суперсовременной библиотеки Пекхама в Лондоне (Алсоп аркитектс); медиатеки в Париже (проект Марио Ботта и Марка Живри), Само же здание библиотеки стремится стать общественно-культурным центром. Большое насыщение разнообразными функциями объема общественного центра способствует раскрытию его образовательных возможностей. Общая программа культурных и тематических мероприятий для всего центра делает его еще более привлекательным для посетителей. Человек, пришедший на выставку, может заинтересоваться библиотекой и продолжить свое пребывание внутри. Общественный центр, (например, Центр Жоржа Помпиду в Париже) помимо основной функции, содержит и сопутствующие, такие как торговля, общепит, развлекательная часть.

Ядро общественного центра – библиотека, стержень который формирует взаимодействие всех тематических блоков центра. Функциональная организация библиотечного пространства строится по принципу организации единого пространства. Оно делится на три зоны:
-зона административных помещений;
-зона помещений для культурно-массовой работы;
-ядро, в объеме которого соединяются все службы, связанные с чтением: абонемент, читальные залы, взрослый и детский отделы, которые группируются вокруг одной кафедры, где ведется прием и запись новых читателей, выдаются и принимаются книги. Эта схема позволяет правильно распределить движение читательских и книжных потоков, пути передвижения персонала. Кафедра становится сердцем библиотеки.

 

библиотека Бенедиктинского колледжа 
архитектор Алвар Аалто План 2 этажа.

медиатека Жан Мельвиля архитектор
архитектор Жак Пино


Кроме основных функциональных помещений современная библиотека, как общественный культурный центр, содержит набор помещений для организации культурно-массовой работы и мероприятий. Все мероприятия делятся на две основные группы: выставки (просмотр); лекции и конференции (прослушивание). На стыке двух этих основных групп мероприятий возникает множество разнообразнейших возможностей: лекция с показом слайдов и фильмов, экскурсия по выставке. Такие мероприятия требуют активного участия в них зрителей и перерастают в творческую деятельность. Для библиотекарей – это переход от простого распределения информации к внедрению библиотеки в социальное и культурное поле. Что касается самого здания общественного центра , то стратегия пассивного его влияния сменяется стратегией активного его участия. В стенах центра находят себе место различные виды деятельности, к которым привлекаются различные группы населения. Это мобильные выставочные залы, музейная часть, медиатеки (для прослушивания музыки), помещения для кружковых и групповых занятий, залы для проведения конференций и показа фильмов, детские игротеки. Пространства этих помещений взаимосвязаны и мобильно изменяемы для сохранения актуальности и удобства организации мероприятий.

Важнейшими факторами организации современной библиотеки являются инженерные вопросы: освещения, вентиляции, кондиционирования, пожарной безопасности, энергопотребления и экономии, и многих других инженерных. вопросов. Наиболее известным примером ярко выраженного архитектурного решения вопроса освещения является Городская библиотека в Выборге, построенная по проекту Алвара Аалто.  В этой работе Аалто получил комфортную среду, разработал систему бестеневого освещения с помощью воронкообразных фонарей верхнего света . Отличным примером одновременного решения инженерных и архитектурных вопросов является центр Жоржа Помпиду в Париже. С тем, чтобы включить и максимально активизировать цветовое восприятие объемно-пространственной композиции, авторами принято весьма неожиданное решение: все внутреннее пространство освобождено от технического оборудования. Оно вынесено в систему из 4 внешних трубопроводов и для каждой подсистемы выбран свой цвет. Голубой — для кондиционирования, зеленый — для водоснабжения, желтый — для электросети, красный — для лифтов, безопасности, в том числе, противопожарной. Коммуникации, инженерное обеспечение занимают 3 этажа.

Таким образом, мы видим, что за последние три-четыре десятилетия образ публичной библиотеки подвергся существенной корректировке. Изменилось не только технологическое оборудование, носители информации – изменилось понимание слова библиотека. Из хранилища с ограниченным доступом библиотека превратилась в общественно-культурный центр, место проведения досуга и образования. Изменился также архитектурный облик – авторы проектов стали уделять больше внимания как функциональной стороне организации пространств и взаимосвязей комплекса, так и образно-семиотической. Библиотека приобрела «лицо».

Библиотеки стремятся стать одним из основных элементов культурной жизни общества и, следовательно, центром культуры, общественной жизни и образования для населения.

Портрет библиотеки будущего.

На основе проведенных выше исследований основных тенденций развития и морфологических изменений в архитектурно-планировочной структуре библиотечного здания попробуем обозначить общие контуры того, как в ближайшем будущем будет выглядеть современная библиотека или инфотека.

Главным пространством всего здания информационного центра и первого этажа должен стать двор - атриум. Посетитель от входа попадает в центральный вестибюль - он направляет посетителей в разные тематические блоки, на которые разбит информационный центр. Здесь должен располагаться блок гардеробов и туалетов. В отдельный блок будут выделены книжный магазин и кафе быстрого питания с организацией автономных входов в них снаружи и возможностью сообщения с центральным вестибюлем. С центральным вестибюлем должен быть напрямую связан тематический музей или другой выставочный зал, выставочная галерея. Такая организация позволяет образовать четко выраженное общественно-функциональное ядро в составе объема здания. В 1 этаже здания также может быть расположен блок «Издательского центра», но с отдельным входом, вынесенным из объема здания центра для обеспечения шумозащиты. В уровне 1 этажа или в подвале должен расположиться гараж библиобусов (доставка книг передвижной библиотеки в отдаленные населенные пункты) с площадкой для сортировки книг и прямым доступом в главное книгохранилище. В пространстве атриума сосредотачиваются главные коммуникационные узлы: лифты и лестницы, связывающие второй этаж.

На втором этаже приоритетнее располагать читальные залы и другие помещения образовательной направленности. В центральной части плана второго этажа лучше расположить зал кафедры выдачи книг и контроля. На кафедре сосредотачиваются все основные функции: выдачи-приема книг, записи посетителей, контроля. Кафедра должна быть связана непосредственно с главным книгохранилищем. Непосредственно на кафедре лучше располагать компьютерные базы данных со справочно-библиографическим аппаратом и методическую службу. Компьютерные базы данных будут доступны как работникам библиотеки, так и посетителям. На втором этаже необходимо предусмотреть наличие конференц-зала для проведения общественных мероприятий: презентаций, семинаров, конференций с возможностью просмотра видео материалов. С ним напрямую должны быть связаны главные помещения информационного центра: Медиа-информационный блок и Главный читальный зал.

Медиа-информационный зал должен имееть в плане вытянутую форму, для того, чтобы рассредоточить рабочие места, иерархически разделить на тематические подгруппы и свести к минимуму помехи для занятий от различных источников шума и прочих отвлекающих факторов. Рабочие места должны предусматривать иерархию подгрупп: поисковые базы данных; места для групповых занятий; места «Экспресс занятий» (непродолжительное ознакомительное занятие не более 1 часа); изолированные места-кабинки для продолжительных индивидуальных занятий (расположены в конце зала). Желательно, чтобы все три зала раскрывались в атриум.

 Читальные залы предпочтительнее разместить в отдельном блоке или крыле здания для лучшей удаленности от источников шума и прочих отвлекающих факторов. Среди читальных залов необходимо выделить: зал периодических изданий; один или несколько детских читальных залов с метод-кабинетом, игротекой и класс-комнатами. Главный читальный зал будет делиться, также как и Медиа-информационный зал, иерархически на несколько секторов и иметь повторяющий принцип «вытянутого» плана. В начале зала будут расположены справочно-энциклопедический сектор с компьютерной базой данных и сектор популярной литературы справочно-ознакомительного характера, далее сектор групповых занятий. В центре зала - кафедра справочно-библиографического поиска и контроля. В конце зала лучше разместить сектор популярной художественной литературы, оборудованный закрытыми рабочими местами. Из читальных залов могут быть оборудованы выходы на летнюю террасу для чтения на открытом воздухе. Подводя итог, необходимо отметить, что в этом кратком обзоре мы рассмотрели лишь общие принципы построения здания информационного центра, не предполагая присутствие ограничивающих факторов.

Выводы

За рамками сложившихся многовековых традиций и известных стереотипов уже реализованных в огромном множестве зданий библиотек, перед современными архитекторами лежит еще неосвоенное пространство нового нарождающегося типа здания. Его освоение - проектирование, в первую очередь, должно основываться на решении схемы функционального - планировочного зонирования. Немаловажны и другие факторы проектирования: симеотическая гармонизация архитектурных решений, внедрение здания в структуру городской «ткани» и многие другие. Часть этих принципов уже учтены в проектах информационных центров и публичных библиотек последних лет, другие еще только обозначаются в качестве теоретических «проблем». И те, и другие постоянно изменяются в пространстве общемирового информационного поля вместе с требованиями, предъявляемыми к зданию библиотеки. Эта статья является первым шагом в освоении вопроса о новом типе общественного здания, будущем его развитии. Появление публикаций в периодической архитектурной прессе и множество архитектурных конкурсов свидетельствуют о востребованности, о необходимости изучения этого вопроса более углубленно, об отсутствии целостного взгляда. Попытка построения теоретической модели позволяет более детально и, вместе с тем, в общем, представить объем необходимых требований, принципов построения этого типа здания. Чтобы впоследствии иметь возможность развития этой темы на основе наработок и воплотить эти модели в будущем: в теоретических работах, в новых проектах.

References

1. Шульмейстер М.Ф. Детские библиотеки.– М.: Стройиздат, 1978

2. Библиотеки Великобритании. – М.: Стройиздат,1975

3. Современные библиотеки США. – М.: Стройиздат, 1987

4. Жаклин Гаскюэль Пространство для книги. – М.: Рудомино 1995

5. Журналы L` Architecture D`aujord`hui 1998-2003

6. Журнал Taschen. Contemporary European Architects. 1-3 том

Citation link

Трубецков К.Е. БИБЛИОТЕКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ [Электронный ресурс] /К.Е. Трубецков //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/37 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 76